Доходы фонда национального благосостояния. Что такое фонд национального благосостояния и каковы его перспективы. Последние данные Министерства финансов

  • 15.02.2024

Фонд национального благосостояния РФ был основан 1 февраля 2008 года после расформирования стабилизационного фонда Фонд национального благосостояния РФ был основан 1 февраля 2008 года после расформирования стабилизационного фонда. Помимо создания фонда национального благосостояния, был также основан резервный фонд.

Политическая практика по основанию фонд национального благосостояния успешно функционирует на протяжении нескольких десятилетий в ряде иностранных государств. Фонд национального благосостояния чаще всего создаются на территориях осуществляющих стабильную поставку нефти за рубеж.

Назначение

Назначением фонда национального благосостояния является участие в процессе обеспечения граждан РФ пенсионными выплатами. Таким образом фонд национального благосостояния - это определенная доля денежных накоплений федерального бюджета, нацеленная на поддержку финансирования накопительной части пенсии граждан и поддержку выплат Пенсионного Фонда на случай дефицита средств.

Состав

Фонд национального благосостояния пополняется за счет двух видов поступлений:

1) Нефтегазовые денежные поступления в федеральный бюджет, при условии что резервный фонд выполняет норматив по объему.

2) Прибыль от управленческой деятельности с накоплениями фонда национального благосостояния.

Нефтегазовые денежные поступления в свою очередь складываются из:

Сбор налогов по добыче сырья.

Таможенные сбора на экспорт добытой нефти.

Таможенные сбора на экспорт газа добываемого из недр земли.

Таможенные сбора на экспорт продуктов нефтепереработки.

Управленческая деятельность по накоплениям фонда национального благосостояния выполняется Министерством по финансам РФ. Порядок управления фондом национального благосостояния строго регламентирован законодательством. Некоторые функции по управлению накоплениями выполняет Центральный Банк РФ.

Объем финансовых накоплений составляющих фонд национального благосостояния на 1 мая 2016 был оценен в 4 751 69 миллиарда рублей.

Размещение активов

Некоторая доля финансовых накоплений фонда национального благосостояния входит в международный резерв РФ. Эта доля переведена в денежные единицы других государств и числится на банковских счетах ЦБ РФ. Правительство РФ в свою очередь имеет право вкладывать долю фонда национального благосостояния в финансовые активы иных государств.

Данная ситуация создает некоторую опасность для фонда национального благосостояния, по причине невозможности быстрого вывода накоплений при появлении острой потребности.

По состоянию на лето 2016 года на счетах ЦБ РФ с учетом доли фонда национального благосостояния находиться примерно 19,56 миллиарда американских долларов, 20,76 миллиардов евро, 3,83 миллиарда английских фунтов. Все перечисленные финансовые активы учитываются при подсчете золотовалютного резерва РФ.

Таким образом золотовалютный резерв РФ является надежным, но не приносит значительного дохода по сравнению с фондом национальном благосостояния, который может принести больший доход при правильном управлении, но одновременно является более рискованным при вложении.

Редактор: Игорь Решетов

Копить средства на черный день начал экс-министр финансов Алексей Кудрин. В 2004 году он создал Стабфонд. Через четыре года - в разгар предыдущего кризиса - его разделили на Резервный фонд и ФНБ. Первый был назначен «подушкой безопасности» для бюджета. ФНБ же стал стабилизатором пенсионной системы, хотя ни разу не использовался по назначению. Тратить Стабфонд внутри страны - «это просто разрушение экономики», писал Кудрин в «Коммерсанте» в 2006 году.

По иронии судьбы, первым «распечатал» ФНБ именно главный борец за его неприкосновенность. Кудрину пришлось открыть ящик Пандоры, чтобы в 2008-2009 годах спасать финансовую систему от кризиса. Для этого экс-министр разрешил вкладывать до 40% ФНБ в рублевые активы (изначально резервы хранились только в иностранных активах и валюте).

Задумка Кудрина была в том, что в тяжелые периоды фонды не уменьшаются, а растут в рублевом выражении, объясняет директор департамента Минфина Константин Вышковский: например, когда цены на нефть падают и курс рубля снижается.

Но у Кудрина были оппоненты. Основным идеологом вложений средств ФНБ в экономику выступает помощник президента Андрей Белоусов [прежде - глава Минэкономразвития], рассказали РБК несколько чиновников и близкие к правительству эксперты. Сам Белоусов не предоставил комментариев для этой статьи.

Аппаратный вес Кудрина, знакомого с президентом еще по работе в мэрии Санкт-Петербурга, позволял сдерживать нападки на ФНБ, вспоминают близкие к экс-министру люди. «Но после его ухода [в сентябре 2011 года] придерживаться принципа, что мы не инвестируем ничего [из ФНБ] внутри России, было уже нельзя», - говорит федеральный чиновник.

В 2012 году в послании парламенту Путин предложил вложить в инфраструктуру до 100 млрд руб. из ФНБ. Уже через полгода президент увеличит лимит до 450 млрд.

Приоритет поменяли, констатировал министр финансов Антон Силуанов (заместитель Кудрина до его отставки). Сам Силуанов был более консервативен. Он предлагал направлять до 50% ФНБ в суверенные и корпоративные облигации и 3-5% - в акции. Средствами управляла бы новая структура - Росфинагентство. Его создание лоббировал и Кудрин, рассказывает близкий к нему человек: так он хотел защитить резервы от трат.

Минфин оказался в меньшинстве. Власти решили, что вкладывать деньги внутри страны безопаснее, вспоминает федеральный чиновник: нет риска, что деньги будут арестованы за рубежом. Росфинагентство так и осталось на бумаге, а ФНБ решили распечатать.

Фонд неслыханной щедрости

«Кто на что только не просил!» - вспоминает чиновник правительства. Заявки поступали даже от граждан, рассказывает он: «Выделите 50 млн руб. на личные цели».

Призывы увеличить 40-процентный лимит на проекты до 50 или 60% стали звучать сразу после решения о выделении средств ФНБ на инфраструктуру. Но тогда президент не поддался на уговоры, говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов осенью 2013 года.

В результате конкуренция за средства ФНБ резко возросла. Подать заявки поспешили почти все компании, планирующие сколь-нибудь серьезные инвестиции. В середине 2014 года сумма всех заявок превзошла размер самого фонда, вспоминает чиновник. За прошлый год поступило более ста заявок, рассказывает другой, в 2015 году - только 12 от «Роснефти».

Госкомпания вообще стала рекордсменом среди претендентов. Попавшей под санкции «Роснефти» требовалось восполнить нехватку внешнего финансирования. Сначала «Роснефть» ограничилась просьбой выдать 2,44 трлн руб. на развитие 28 стратегических проектов, рассказывает чиновник Белого дома. Министр экономического развития Алексей Улюкаев был в шоке, вспомнил высокопоставленный собеседник РБК: весь ФНБ на тот момент был около 3 трлн руб., да и заявка занимала не больше десяти страниц. Позже министр объяснял, что заявка «Роснефти» не соответствует формальным требованиям к проектам: компания просила средства не на инфраструктуру, а на покрытие кассового разрыва.

«Не будет дополнительных средств - будем справляться сами», - не смутился президент «Роснефти» Игорь Сечин. Но интереса к средствам ФНБ не потерял, сменив тактику. К январю 2015 года в Минэк поступило 28 отдельных заявок компании всего на 1,3 трлн руб. из ФНБ. Пока предварительное одобрение ведомства получили пять проектов госкомпании на 300 млрд руб. Теперь решение за правительством.

«Все делается по-русски», - вздыхает федеральный чиновник: «Сначала следуем самой консервативной из возможных моделей. А потом ударяемся в другую крайность: не вложив ни копейки, получаем список из проектов, и уже не хватает ничего».

Самыми убедительными лоббистами оказались «Росатом» и РФПИ. В июне 2014 года правительство установило для их проектов отдельные квоты - по 10% ФНБ, но не более 290 млрд руб.


РФПИ оказался и первым получателем средств фонда. В декабре ему «отгрузили» чуть более 5 млрд руб. на два проекта - ликвидацию «цифрового неравенства» совместно с «Ростелекомом» и внедрение «интеллектуальных сетей» с «Россетями». Проектов больше, сообщил РБК представитель РФПИ: они сформированы на всю квоту.

Но с ними, по всей видимости, придется повременить. Санкции и кризис заставили власти пересмотреть свое отношение к «заначке». Не совсем оправданно затевать глобальные стройки в период закрытия рынков капитала, признает федеральный чиновник. Очевидно, что инфраструктурные проекты - это длительные проекты, говорит Вышковский. А при сложной геополитической ситуации, санкциях, закрытии внешних рынков большую часть фондов нужно сохранить в ликвидной форме, призывает он.

Инвестиции или траты

Почти четверть Резервного фонда была потрачена в кризис 2008 года, вспоминает Константин Вышковский. Тогда же на борьбу с кризисом тратился и «существенный объем средств» ФНБ, отмечает он: «Значительная часть этих средств до сих пор находится в неликвидной форме в виде депозитов в ВЭБе [средства ФНБ поступали в банки транзитом через депозит в ВЭБе]».

Зачастую это было «сиюминутное затыкание дыр», признал Алексей Кудрин в интервью РБК: «Тогда [в 2008-2009 годах] был шок мировой экономики, и нам приходилось, недолго думая, тратить деньги».

Неликвидные антикризисные депозиты ВЭБа - лишь вершина айсберга. На самом деле спасение банков обошлось ФНБ почти в два раза дороже.

Неприятности начались с Газпромбанка. В 2012 году госбанк погасил часть долга (50 млрд руб.) перед ВЭБом собственными акциями. Формально средства вернулись в ФНБ. Но Минфин возвратил их ВЭБу, указывает аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын в отчете об использовании средств фондов за первое полугодие 2012 года. На них госкорпорация и купила 10,2% Газпромбанка.

В прошлом году конвертировать антикризисную помощь из ФНБ в свои привилегированные акции попросили остальные госбанки (еще ВТБ и Россельхозбанк - всего на 279 млрд руб.).

Трудности с возвратом средств ФНБ возникли и у частных банков. В частности, ФК «Открытие» (до июня 2014 года - Номос-банк) уже попросила власти о конвертации в привилегированные акции 4,9 млрд руб. из ФНБ. Столько Номос-банк получил в 2008 году.

Конвертация средств ФНБ в акции банков уменьшает размер антикризисного депозита в ВЭБе. Из-за этого госкорпорации потребовалась докапитализация. В итоге осенью 2014 года ВЭБ получил из ФНБ субординированный депозит на $6 млрд.

И даже на этом помощь финансовым госструктурам из ФНБ не закончилась. Еще 100 млрд руб. из фонда в виде субординированных депозитов в конце прошлого года получил ВТБ. Всего на докапитализацию банков из ФНБ в антикризисном плане заложено 250 млрд руб. и еще 300 млрд - ВЭБу. Общий лимит средств, которые можно разместить в субординированные депозиты банков (ВЭБ формально не является банком), составляет 10% ФНБ (459 млрд руб. на 1 марта).

Путин завещал вкладывать средства ФНБ исключительно на возвратной основе. Но для инвестиций из ФНБ в субординированные инструменты действует особый режим. По Бюджетному кодексу на них не распространяются требования к сохранности.

Формально власти заранее согласились с невозвратностью этих средств, признает чиновник финансово-экономического блока правительства: банк имеет право не возвращать их, если достаточность его капитала упадет ниже определенного уровня. Но риски минимальны, заверяет собеседник РБК: «Допустить дефолт или банкротство, например ВТБ как системообразующего банка, государство не может и не должно».

Впрочем, невозвратными могут оказаться и средства ФНБ, инвестированные в инфраструктуру, предупреждала Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета 2015-2017 годов. В частности, вопросы у аудиторов вызывал порядок возврата средств ФНБ, вложенных в акции РЖД. Так правительство собирается профинансировать строительство БАМ.

Выкуп акций РЖД на средства ФНБ планировался изначально, знает человек, близкий к Минэкономразвития: рост долга привел бы к снижению рейтинга госмонополии, а значит, могла вырасти стоимость рыночного финансирования. Появление у РЖД новых обязательств и их обслуживание было невозможно, подтверждает федеральный чиновник.

Выход из акций затруднен, признает теперь федеральный чиновник: «Например, при каких условиях мы сможем продать акции РЖД? Только когда государство примет решение приватизировать РЖД».

А такое решение будет приниматься исходя из целого ряда условий, а не просто при благоприятной конъюнктуре, констатирует собеседник РБК. Власти планируют продажу госдоли в РЖД с 2011 года, но дальше планов дело так и не двинулось.

Происходит отход от базовых принципов ФНБ, сетует директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Сначала средства, предназначенные для будущих пенсионеров, стали вкладывать в инвестпроекты. Если бы они были окупаемыми, то средства со временем вернулись бы, рассуждает она. Но вложения в акции могут стать безвозвратными, предупреждает Акиндинова.

Средства отдаются бесплатно и без гарантии возврата, соглашается на условиях анонимности высокопоставленный федеральный чиновник: по сути, это докапитализация госкомпаний.


«О невозвратности средств мы вообще говорить не должны!» - возражает Константин Вышковский, средства ФНБ должны инвестироваться лишь на условиях возвратности и доходности: «Это норма закона». «Возвратность средств ФНБ - безусловный приоритет», - солидарен замминистра экономического развития Николай Подгузов. По его словам, средства ФНБ, инвестированные в акции банков, вернутся за счет выплаты дивидендов.

Бюджет или экономика

За 2014 год цена на нефть упала почти вдвое. На столько же рубль подешевел к доллару, а рост цен в 11,4% стал максимальным с кризисного 2008 года (13,3%). Рост ВВП замедлился до минимального с 1999 года уровня (за исключением кризисного 2009 года) и составил 0,6%. В 2015 году экономику и вовсе ждет спад на 3%. Россия находится в крайне тяжелой ситуации, говорил Игорь Шувалов на экономическом форуме в Давосе: «Мы входим в более затяжной и сложный кризис [чем в 2008-2009 годах]».

О том, что с бюджетом проблемы, власти сообщили стране вскоре после новогодних каникул. Выпадающие доходы при цене нефти в $50 за баррель составят 3 трлн руб., объявил Силуанов на Гайдаровском форуме в январе. Именно такую цену на нефть Минэкономразвития заложило в своем обновленном макропрогнозе на 2015 год. Это в два раза ниже прежней, констатирует Вышковский: «Из-за этого возникает дефицит».

«Поскольку доходы сокращаются, мы хотим еще раз пересмотреть решения, которые были приняты по инвестированию средств ФНБ», - сказал Силуанов, выступая в январе уже в Совете Федерации: ФНБ такой же, как Резервный фонд, источник на случай сокращения доходной базы.


В нынешней ситуации Резервный фонд (4,72 трлн руб. на 1 марта) будет исчерпан за два года, прогнозирует Владимир Назаров из Института Гайдара. 500 млрд руб. было изъято из фонда в феврале. По расчетам Минфина, в этому году на латание бюджетных дыр потребуется еще 3,2 трлн руб., в 2016 году - 1,16 трлн. После исчерпания Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета придется тратить ФНБ, признает Вышковский.

Минфин вообще против инвестирования каких-либо средств из ФНБ, рассказывает человек, близкий к Минэкономразвития: средства могут потребоваться на страховку бюджета и антикризисный план. Минфин предлагал заморозить принятие решений о вхождении в проекты на полгода, уточняет чиновник финансово-экономического блока: «Чтобы посмотреть, как будет развиваться дальнейшая ситуация в этом году».

Проблема не в том, чтобы что-то сберечь, возражает сотрудник одной из госкорпораций: «Резервы составляют более 10% ВВП, а с валютой ЦБ на порядок больше». Необходимо избежать масштабного инвестиционного спада, призывает собеседник РБК, «с вытекающими последствиями для людей, благосостояния и потерей конкурентоспособности». Поскольку власти сокращают бюджетные расходы, единственное, что остается - ресурс ФНБ и банков. Но банки самостоятельно не будут кредитовать долгосрочные проекты, считает сотрудник госкорпорации: остается только ФНБ.

Проекты никак не отранжированы по значимости, отмечает чиновник финансово-экономического блока: какой из них внесет наибольший вклад в ВВП, в рост занятости. При этом суммы выделяются «достаточно крупные», признает собеседник РБК: «Риски, конечно, высокие».

Благосостояние не для всех

«На совещании у президента ФНБ законсервировали», - говорит чиновник, знакомый с его результатами. В дополнение к ранее выданным средствам (100 млрд руб. на депозит ВТБ и 5 млрд на проекты РФПИ) пока решили направить еще 525 млрд руб., сообщил после совещания Улюкаев.

Президент поручил профинансировать шесть проектов, следует из перечня поручений: ЦКАД, БАМ, АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии, ликвидацию «цифрового неравенства», «Ямал-СПГ» и покупку локомотивов для РЖД. Таким образом, президент одобрил инвестиции на чуть более 600 млрд руб.

Вместе с субординированными депозитами ВЭБа (в том числе и из антикризисного плана), вложениями в акции банков и 5 млрд руб, ранее инвестированными в проекты РФПИ, общий размер средств ФНБ, инвестированных в неликвидные активы, превысит треть его объема на 1 марта.

По некоторым проектам снижены суммы вложений и меняется их очередность, рассказывают РБК два федеральных чиновника. Из перечня поручений следует, что на совещании утверждено финансирование только первого и пятого участков ЦКАД (победители инвестиционных конкурсов - «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира и Руслана Байсарова и ООО «Кольцевая магистраль» - структура, входящая в АРКС Геннадия Тимченко, соответственно).

Принято решение о финансировании только тех участков, которые не предусматривают вложения со стороны иностранных инвесторов, объясняет чиновник: «Пока речь идет о 75 млрд руб. [из утвержденных 150 млрд]». По его словам, пока это все средства ФНБ, на которые проект может рассчитывать до 2018-го: «После внешнеполитическая ситуация может быть иной».

«В два сравнительно небольших проекта [РФПИ] мы средства ФНБ уже вложили, нужно будет довнести еще кусочек», - говорит Константин Вышковский. На остаток лимита реальных проектов пока нет, утверждает он, невыбранные суммы могут быть направлены на проекты по каким-то другим направлениям. То же самое касается «Росатома», отмечает Вышковский: «У него есть один проект [строительство АЭС в Финляндии на 150 млрд руб.], и другие мы пока не обсуждаем». «Лимит потому и лимит, что это предельная, а не обязательная доля», - рассуждает он.

То, что лимит на РФПИ фактически заморожен, рассказали еще два федеральных чиновника, знакомых с результатами совещания.

Единственный проект, который был ранее утвержден правительством, но никак не упоминается в поручениях, - развитие угольного бассейна в Туве, который инициировала Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова. Он передвинут, рассказывают два чиновника Белого дома. Проект проработан на 100% и утвержден на всех уровнях, сетует один из них, но масштаб не тот: «дорога жизни» для Тувы не потянула на федеральный проект.

Старт проекту давал лично Путин. В 2011 году он забил серебряный костыль в первое звено железнодорожной трассы Элегест - Кызыл - Курагино (часть проекта ТЭПК). Годом позже на большой пресс-конференции Путин называл проект «сложным», но обещал обеспечить участие государства, если оно будет «критическим».

Вопрос о финансировании из ФНБ проекта ТЭПК еще будет прорабатываться, говорил Улюкаев. В макропрогнозе Минэкономразвития проект по-прежнему значится в списке претендентов на средства ФНБ в 2015 году.

Пенсионные риски

В ближайшие 10-15 лет средства ФНБ могут потребоваться на выплаты пенсионерам, прогнозировал в 2013 году Алексей Кудрин. Деньги, вложенные в проекты, могут к этому времени не вернуться, предупреждал он: «Таким образом мы уменьшаем свою страховку на сложный период».

Если вложить средства ФНБ в крупные проекты со сроком окупаемости в 20 лет и более, то на этот период деньги будут заморожены, согласен чиновник финансово-экономического блока. Использовать их на поддержку пенсионной системы или антикризисные цели будет невозможно.

Размер средств, необходимых для решения проблем, «связанных с демографической ямой», Кудрин оценивал в 2-3 трлн руб. «[Если растратить ФНБ] придется искать другие источники решения этой проблемы... Либо пенсионный возраст повышать, либо повышать страховые взносы. Других вариантов нет», - заключал экс-министр.

С одной стороны, размер ФНБ вырос из-за девальвации рубля. В прошлом году она принесла 1,5 трлн руб.

С другой стороны, обвал рубля провоцирует раскрутку инфляции, отмечает Владимир Назаров из Института Гайдара, а из-за этого потребуется дополнительная индексация пенсий. В такой неопределенной ситуации нельзя говорить, что резервов хватит, предупреждает он.

Следует помнить и о рецессии в экономике, добавляет главный экономист ФК БКС Владимир Тихомиров, это приведет к росту безработицы: «Неминуемо сократятся отчисления в Пенсионный фонд, что увеличит его дефицит». Проблемы пенсионной системы будут только накапливаться, согласна Акиндинова: «Это проблема, о которой все знают, но откладывают на потом».

Как бы то ни было, с этого года власти стали активно обсуждать повышение пенсионного возраста. С вложением средств ФНБ в неликвидные активы это не связано, утверждает федеральный чиновник: проблемы пенсионной системы назрели уже давно. Вливания из ФНБ могли бы ненадолго их отсрочить, но не решить, пессимистичен он.

Как наполняются и для чего нужны российские суверенные фонды

По бюджетному правилу сверхплановые нефтегазовые доходы направляются в Резервный фонд - пока его объем не достигнет 7% ВВП. Половина доходов сверх этого предела поступает в ФНБ, а еще половина - на финансирование инфраструктурных проектов. Резервный фонд и ФНБ заменили в 2008 году Стабфонд. Основным преемником Стабфонда и страховкой бюджета является Резервный фонд. Если мировые цены на энергоресурсы падают, правительство может вскрыть эту «кубышку» и направить средства на покрытие дефицита бюджета. ФНБ же создавался для выполнения обязательств государства перед пенсионерами. Предполагается, что средства ФНБ должны направляться на покрытие дефицита Пенсионного фонда и софинансирование добровольных пенсионных накоплений.

МОСКВА, 19 сентября. /ТАСС/. Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на конец 2021 года составит 12% ВВП. На конец 2018 года показатель составит 3,8% ВВП, 2019 года - 7,4% ВВП, 2020 года - 10,3%, следует из материалов Минфина к проекту бюджета на 2019-2021 годы.

Минфин ожидает увеличения объема средств ФНБ в 2019 году до 7,8 трлн рублей, в 2020 году - до 11,37 трлн рублей, в 2021 году - до 14,18 трлн рублей. В 2019 году фонд будет увеличен на 4 трлн рублей "в том числе за счет дополнительных нефтегазовых доходов в размере 3,92 трлн рублей и накопленной курсовой разницы в размере 85,6 млрд рублей". На софинансирование пенсий из ФНБ будет направлено 4,4 млрд рублей. В 2020 году на софинансирование пенсий будет направлено 3,7 млрд рублей, в 2021 году - 3,3 млрд рублей.

При этом в 2019-2021 годах средства ФНБ не будут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда. "В 2019-2021 годах, согласно бюджетным правилам и с учетом прогноза социально-экономического развития РФ, не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ", - говорится в документе.

При этом отмечается, что на софинансирование пенсионных накоплений в 2019-2021 годах из ФНБ будет использовано 11,4 млрд рублей. В 2019 году из фонда планируется направить на эти цели 4,4 млрд рублей, в 2020 году - 3,7 млрд рублей, а в 2021 году - 3,3 млрд рублей, говорится в документе.

Объем Фонда развития

Предельный Фонда развития на 2019 год составит 410 млрд 726 млн 375,5 тыс. рублей, отмечается в проекте федерального бюджета.

Предельный объем Фонда развития в законопроекте о бюджете установлен на 2020 год в сумме 591 млрд 362 млн 585,3 тыс. рублей, на 2021 год - в сумме 613 млрд 92 млн 138,3 тыс. рублей.

Средства Фонда национального благосостояния - часть федерального бюджета, подлежащая обособленному учету. Они направлены на обеспечение софинансирования пенсионных (добровольных) накоплений населения. Они также способствуют поддержанию сбалансированности бюджета ПФР. Далее проведем анализ Фонда национального благосостояния.

Общие сведения

Рассматриваемый финансовый институт был образован 1 февраля 2008 года после того, как существовавшая бюджетная стабилизационная структура была разделена на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния РФ. ФНБ существует за счет поступлений нефтегазовой прибыли федерального бюджета. С 2008 года они учитываются отдельно от прочих доходов. Кроме этого, формирование Фонда национального благосостояния осуществляется за счет прибыли, получаемой от оборота его финансов.

Нефтегазовые доходы

В Фонд национального благосостояния России поступает прибыль от:

  1. Налогов по добыче полезных ископаемых, представленных в качестве углеводородного сырья. К нему, в частности, относят горючий природный газ и газовый конденсат, нефть из всех типов месторождений.
  2. Таможенных вывозных пошлин на сырое сырье и продукты его переработки.

Некоторая часть приведенных выше доходов в форме нефтегазового трансферта направляется ежегодно на финансирование затрат федерального бюджета. Размер поступлений устанавливается соответствующим ФЗ на плановый период и очередной год. Объем трансферта отражается в процентах от прогнозируемого объема ВВП:

  • В 2008-м - 6.1.
  • В 2009 - 5.5.
  • В 2010 - 4.5.
  • В 2011 и дальше - 3.7.

После достижения полного объема трансферта, доходы направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Нормативная величина первого устанавливается ФЗ о федеральном бюджете на запланированный период и предстоящий финансовый год в абсолютной величине. Она определяется исходя из прогнозируемого десятипроцентного объема ВВП на соответствующий срок. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния пополняются последовательно. Сначала достигается нормативный размер первого, а затем осуществляются вливания в ФНБ.

Учет

Нефтегазовые доходы, поступающие в Фонд национального благосостояния России, фиксируются на отдельных счетах бюджета. Они открыты в Центробанке Федеральным казначейством. Перечисления и расчеты, касающиеся создания и использования нефтегазовых доходов, осуществляются Минфином. Порядок выполнения этих операций установлен Правительством.

Управление Фондом национального благосостояния

Доходы от этой деятельности выступают в качестве еще одного финансового источника. Целями администрирования выступают обеспечение сохранности и стабильного уровня прибыли от размещения в долгосрочном периоде. Управление Фондом допускает вероятность получения отрицательного финансового результата в краткосрочной перспективе. Администрирование осуществляется Минфином в установленном на правительственном уровне порядке. Отдельные полномочия в данной деятельности принадлежат Центробанку. При привлечении специализированных финансовых компаний для выполнения определенных функций, связанных с управлением Фондом, этот процесс, а также требования, предъявляемые к субъектам, устанавливаются Правительством страны.

Способы администрирования

Ресурсы, которые составляют российский Фонд национального благосостояния, контролируются и координируются следующим образом:


Минфин осуществляет координирование и использование Фонда национального благосостояние согласно первому способу. Размещение финансов на валютных счетах ЦБ производится в соответствии с утвержденным Минфином порядком расчетов и зачислений процентов, устанавливаемых на учетных счетах. Банк осуществляет на остатки выплаты, эквивалентные прибыльности индексов. Последние образованы из активов, предназначенных для размещения финансов, составляющих Фонд национального благосостояния. Правительством установлены максимальные доли разрешенных активов в общей величине ФНБ. Для улучшения координирования Минфин уполномочен устанавливать нормативные показатели в пределах значений, утвержденных на Федеральном уровне.

Требования к активам

Финансы, составляющие объем Фонда национального благосостояния, могут вкладываться в долговые обязательства в качестве ценных бумаг зарубежных государств, иностранных агентств и центральных банков таких стран, как:


Для долговых обязательств установлены следующие требования:

  1. Иностранные эмитенты должны обладать рейтингом долгосрочной кредитоспособности на уровне, не ниже "АА-", в соответствии с классификацией агентств "Стандарт энд Пурс" либо "Фитч Рейтингс", или не ниже "Аа3" по разграничению "Мудис Инвестор Сервис". Если субъекту присвоены разные позиции, то показательной считается наименьшая из них.
  2. Рейтинг российских эмитентов должен быть не меньше уровня "ВВВ-" или "Ваа3" по классификациям указанных выше агентств соответственно. Если субъекту присвоены различные позиции, то показательным также будет считаться наименьшая из них.
  3. Сроки, в течение которых долговые обязательства должны быть погашены, являются фиксированными. Условия обращения и выпуска не предполагают права эмитента на осуществление досрочного выкупа.
  4. Нормативы максимального и минимального сроков до погашения обязательств, установленные Минфином, считаются обязательными.
  5. Тариф купонного дохода, который выплачивается по соответствующим долгам, а также номиналы являются фиксированными.
  6. Объем выпуска обязательств, которые находятся в обращении, составляет не меньше 1 млрд руб., 1 млрд долл., 1 млрд евро и 0.5 млрд фунтов ст. для соответствующих счетов.
  7. Номинал является фиксированным. Он выражается в евро, долларах, рублях или ф. стерлингов. Платежи производятся в валюте номинала.

Субъекты

Международными финансовыми организациями, в обязательства которых могут размещаться активы, составляющие Фонд национального благосостояния, являются банки:

  1. Азиатский (ABD).
  2. Развития при СЕ.
  3. Европейский инвестиционный.
  4. Межамериканский (IADB).
  5. Европейский (реконструкции и развития).
  6. Северный инвестиционный.
  7. Международный (реконструкции и развития).

К субъектам отнесена и Финансовая Международная корпорация (IFC).

Требования для ценных бумаг

Акции юрлиц и доли участия (паи) инвестиционных фондов, в которые могут быть размещены средства ФНБ, должны соответствовать определенным условиям. В частности:

  1. Ценные бумаги организаций должны присутствовать в котировальном списке хотя бы одной биржи.
  2. Для акций зарубежных эмитентов необходимо вхождение в перечни, используемые при расчете индексов "РТС" и "ММВБ".
  3. В составе средств инвестиционных фондов, которые выпускают доли участия, должны присутствовать только разрешенные активы.

Размещение на депозитах

Для его осуществления необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Кредитная компания или банк должны находиться в рейтинге долгосрочной кредитоспособности на позиции не ниже "АА-" по классификации агентств "Стандарт энд Пурс" либо "Фитч Рейтингс" или "Аа3" по списку "Мудис Инвестор Сервис". Если организация находится на разных уровнях по этим системам, то показательным считается наименьший.
  2. Нормативы по максимальному и минимальному сроку размещения активов, образующих Фонд национального благосостояния, утвержденные Минфином, являются обязательными.

Размещение в госкорпорации "Внешэкономбанк"

Для направления на депозиты необходимо соблюдение таких требований:

1. Допускается размещение в российской и иностранной разрешенной валюте (доллары, фунты стерлингов, евро).

2. Максимально допустимая общая сумма, в рамках которой активы могут содержаться на депозитах в рублях, - 655 млрд руб. При этом:

Средства в размере до 175 млрд могут размещаться на счетах, сроки, суммы и прочие существенные условия для которых устанавливаются Минфином;

До 410 млрд могут содержаться на депозитах в порядке, утвержденном Правительством, при выполнении следующих условий:

б) по тарифу 8.5 % до 31 дек. 2010 г. (включительно).

Активы в размере до 30 млрд могут размещаться по ставке 8.5 % до 31.12.2017 в установленном Правительством порядке;

Выплата по процентам на протяжении всего срока производится ежеквартально;

Возможность досрочно вернуть средства допускается по согласию госкорпорации "Внешэкономбанк"; проценты выплачиваются за фактический период нахождения финансов на депозите.

3. Сроки и суммы размещения определяются Минфином в соответствии с указанными требованиями; перечисление производится Федеральным казначейством, согласно решению финансового Министерства.

Важный момент

Активы, которые образуют Фонд национального благосостояния, могут быть направлены исключительно на софинансирование пенсионных накоплений населения добровольного характера и покрытие дефицита (обеспечение сбалансированности) бюджета ПФР. Порядок осуществления распределения устанавливается соответствующим ФЗ № 56. Этот Закон регламентирует страховые (дополнительные) взносы на накопительную долю рабочей пенсии и государственную поддержку образования накоплений. Объем Фонда национального благосостояния - величину активов, направляемых на указанные выше цели, - устанавливает ФЗ о фед. бюджете на плановый период и отчетный год согласно БК.

Отчетность по операциям

Минфин осуществляет ежемесячную публикацию сведений, касающихся поступления и использования имеющихся в распоряжении нефтегазовых доходов, величине активов ФНБ на начало месяца. В документах также приводится информация относительно зачислений финансов, размещение и последующее распределение в отчетный период. Минфин также предоставляет годовой и ежеквартальный отчеты о получении и использовании поступивших нефтегазовых доходов, образовании и обороте активов Фонда нац. Благосостояния. Данные сведения входят в состав актов о результатах реализации статей федерального бюджета. Кроме этого, Минфин предоставляет годовой и ежеквартальный отчет по управлению средств, входящих в Фонд. Правительство страны в составе актов о результатах реализации статей федерального бюджета представляет в Госдуму ФС и Совет Федераций сведения о поступлениях и использовании полученной нефтегазовой прибыли, создании и обороте активов ФНБ, а также о координировании их распределения. Отчетность предоставляется раз в год и ежеквартально.

Аудит операций

В процессе реализации принятых и утвержденных статей федерального бюджета осуществляются контрольные мероприятия. На их выполнение уполномочена Счетная палата. Контроль направлен на проверку создания, оборота, управления активами, составляющие Фонд НБ. Счетная палата представляет Федеральному Собранию оперативный ежеквартальный отчет. В нем приводятся результаты исполнения статей бюджета, содержащие сведения о получении доходов и произведенных затратах, в числе которых, кроме прочего, данные о пополнении, обороте и управлении средствами Фонда НБ.

Резервный фонд

Он представляет собой финансовый институт, активы которого вводятся в оборот для стабилизации бюджета во время снижения доходов либо для правительственных нужд в долгосрочный период. Кроме экономических функций, Резервный фонд исполняет и политические задачи. В частности, наличие таких активов предотвращает быстрое увеличение государственных расходов. Как правило, такие затраты нельзя быстро снизить сразу же после падения дохода. В неблагоприятные периоды такая ситуация может спровоцировать дефицит бюджета, неисполнение социальных обязательств, дефолту. Резервный фон выступает в качестве макроэкономического инструмента для поддержания уровня совокупного спроса и долгосрочного роста экономики. Государство сдерживает потребление в периоды бурного прогресса. Это необходимо для снижения инфляции. Вместе с этим, при падении покупательской активности государство (в периоды стагнации) стимулирует спрос. В такие годы правительство может тратить больше средств, чем получает налогов. Это повышает совокупный национальный расход, позволяет компаниям не снижать производственные темпы, не сокращать рабочих. При инфляции государство уменьшает затраты для предотвращения роста цен. Разница в расходах и доходах совокупного бюджета может направляться в Резервный фонд.

Основные функции

Резервный фонд представляет собой обособленную часть финансов бюджетов всех уровней, которая получила форму целевых активов. Они предназначены для бесперебойного обеспечения затрат как предусмотренных ранее, так и непредвиденных, которые возникают внезапно и имеют случайный либо чрезвычайный характер. Средства, составляющие Резервный фонд, могут расходоваться на проведение аварийно-восстановительных мероприятий, касающихся ликвидации последствий техногенных катастроф, стихийных бедствий и прочих чрезвычайных ситуаций, которые произошли в текущем финансовом периоде. Данная структура реализует две главные функции:

  1. Активы могут расходоваться на покрытие дефицита статей государственного бюджета при неблагоприятной конъюнктуре.
  2. В периоды установления высоких цен на сырье средства Фонда способствуют аккумулированию избыточных экспортных поступлений и предупреждению развития голландской экономической болезни.

Порядок, в соответствии с которым активы включаются в оборот, устанавливается нормативными актами Правительства. Дополнительные разъяснения по требованиям к расходованию резервных средств могут предусматриваться распоряжениями исполнительных органов субъектов или местного самоуправления. Размер накапливаемых активов не может быть больше 3% утвержденных бюджетных расходов федерального уровня.

Сейчас многие говорят и пишут о том, как сократился резервный фонд и ФНБ России , когда закончатся средства ФНБ и резервного фонда, и т.п. Так что я тоже решил не оставаться в стороне, и напишу немного своего мнения по этим вопросам – по использованию средств резервных фондов РФ. Но для начала немного теории и аналитики, чтобы хорошо представить себе, о чем вообще идет речь.

Итак, вообще наличие резервного фонда – это нормальная и необходимая практика для любого субъекта хозяйствования: от государства до отдельно взятого человека. Средства резервных фондов служат т.н. финансовой “подушкой безопасности”, которую всегда можно использовать при наступлении неких форс-мажорных ситуаций, требующих финансирования.

Россия задумалась о необходимости создания государственных резервов в начале 2000-х годов, и 1 января 2004 года был создан Стабилизационный фонд (идея его создания принадлежала тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину). Стабилизационный фонд формировался из ведущих мировых валют (в первую очередь – долларов и евро), а также высоконадежных облигаций развитых стран. Первоначальный объем стабилизационного фонда составлял всего 5,9 млрд. долларов или 171,3 млрд. рублей.

На протяжении последующих лет стабилизационный фонд России постепенно пополнялся, а в преддверии финансового кризиса 2008 года, а точнее – 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд, объем которого на тот момент составлял уже 156,81 млрд. долларов или 3,849 трлн. рублей, был разделен на два разных фонда:

  1. Резервный фонд (на тот момент – 125,19 млрд. долларов или 3,058 трлн. рублей);
  2. Фонд Национального Благосостояния ФНБ (на тот момент – 32 млрд. долларов или 783 млрд. рублей).

Рассмотрим кратко основные характеристики этих фондов.

Резервный фонд РФ.

Резервный фонд России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по этим статьям бюджета, а также за счет доходов от управления активами самого фонда. При этом в резервный фонд направлялись нефтегазовые доходы, не превышающие 7% от ВВП государства, а остальная часть таких доходов направлялась в Фонд Национального Благосостояния.

Размер Резервного фонда в первые месяцы его основания сначала немного рос, но уже с сентября 2008 года начал планомерно снижаться. На текущий момент из первоначальных 125 млрд. долларов в нем осталось всего 16 млрд. долларов, и это уже составляет чуть более 2% к ВВП (вместо запланированных 7%).

Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) РФ.

ФНБ России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа, превышающих плановые поступления по данным бюджетным статьям и превышающих нормативные отчисления в резервный фонд РФ, а также за счет доходов от управления активами фонда.

У Фонда Национального Благосостояния четко определено назначение – софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ. То есть, ФНБ был создан как часть механизма пенсионной системы, призванная обеспечить ее стабильность.

ФНБ РФ частично входит в состав России, а частично – не входит. Это объясняется тем, что в активах ФНБ имеются как допустимые по уровню риска активы для ЗВР, так и недопустимые, более рисковые, но и более доходные.

С момента своего создания ФНБ России, в отличие от резервного фонда, сначала наоборот, преимущественно рос. К 2009 году он достиг объема 90 млрд. долларов и до 2012 колебался в пределах этой отметки, после чего начал постепенное снижение. С декабря 2014 объем ФНБ снизился ниже отметки 80 млрд. долларов, и на 1 января 2017г. составил 71,87 млрд. долларов.

Что интересно, ФНБ не просто держит средства в высоконадежных активах, а и занимается более рисковой деятельностью, например, кредитованием. Крупные кредитные транши из ФНБ получали банк ВТБ, Роснефть, Росатом и другие компании. Следует понимать, что ликвидность таких активов существенно ниже, то есть, заемщики не смогут мгновенно вернуть взятые кредиты. А это значит, что далеко не все средства ФНБ РФ есть возможность сразу же при необходимости использовать.

Расходование средств резервного фонда и ФНБ России.

Ну а теперь переходим к самому интересному – к тому, что объемы этих фондов в последние годы серьезно снизились, и уже многие экономисты предсказывали и предсказывают их полное истощение в ближайшем будущем, в частности называют 2017-2018 годы.

Что мы имеем по факту. Объем резервного фонда РФ только за декабрь 2016 год в долларовом эквиваленте снизился почти в 2 раза (с 31,30 до 16,03 млрд. долларов), а за весь 2016 год – в 3,12 раз (с 49,95 млрд. долларов). За последние 3 года с начала 2014 года объем резервного фонда снизился в 5,45 раз (с 87,38 млрд. долларов). Логично предположить, что в 2017 году при продолжении использования он действительно полностью иссякнет (либо же там останется какая-то символическая сумма).

С ФНБ пока не такая страшная картина: в долларовом эквиваленте за 2016 год он практически не изменился, в рублевом – снизился на 17% (из-за укрепления рубля к доллару). Однако, это благодаря тому, что на покрытие дефицита бюджета и прочие недостающие расходы все это время использовался преимущественно резервный фонд. Теперь его уже практически не осталось, и вероятно, придется “залезать” и в ФНБ.

Если рассматривать только покрытие бюджетного дефицита, то согласно официально принятому бюджету, он в 2017 году запланирован на уровне 2,75 трлн. рублей. Если покрыть только эту официальную цифру за счет средств ФНБ, его размер уменьшится с нынешних 4,36 трлн. рублей в 2,7 раз, и на конец года в фонде останется только 1,71 трлн. рублей. И при продолжении тенденции этой суммы уже может не хватить в следующем 2018 году.

Собственно об этом и тревожатся многие экономисты, как видите, расчет тут очень простой и логичный. А с учетом того, что еще не все средства ФНБ можно вот так просто взять и использовать (ведь частично они вложены в кредиты, то есть, не доступны на конкретный момент), то реальных возможностей у Фонда Национального Благосостояния еще меньше.

Конечно, нельзя на 100% утверждать, что резервный фонд и ФНБ РФ будут потрачены. Потому что для финансирования недостающих расходов можно использовать и другие инструменты, например, внешние и внутренние займы. К внешним займам в наиболее выгодных финансовых структурах западных стран для России сейчас дорога закрыта из-за санкций, но при желании можно найти более дорогие кредиты, допустим, в странах Азии.

Также можно пойти по пути внутренних займов, выпуская долговые обязательства. И этот механизм уже запущен: Минфин начал выпуск и размещение ОФЗ, пока не на столь значительные суммы.

Здесь нужно вспомнить, что в 2008 году активное привлечение внутренних займов через ГКО привело к страны (Россия отказалась платить по ГКО), поэтому с данным инструментом следует быть осторожным как эмитенту, так и желающим занять свои деньги государству.

К чему можно прибегнуть еще? К устранению или снижению дефицита бюджета путем увеличения некоторых доходных статей и сокращения расходных. Судя по опыту, это может быть поднятие налогов и снижение социальных расходов. Отдельные шаги в этом направлении тоже уже ведутся, например, расходы на медицину в 2017 годы снижены на треть.

В общем, варианты есть, но все они несут свои трудности, и пока еще реально проблему дефицита бюджета не решают – он есть и довольно большой.

Стоит ли тратить средства ФНБ и резервного фонда РФ?

Ну и в заключение напишу, что я думаю по данному вопросу. Само по себе использование резервных фондов – это вполне нормальная практика, ведь ради этого они и создаются. Другой вопрос в том, что резервные фонды предназначаются для использования в форс-мажорных ситуациях, после чего их необходимо восстанавливать для обеспечения последующей такой же возможности. И вот когда восстановления не происходит – это уже проблема.

Мои постоянные читатели знают, что я люблю сравнивать государство/предприятие с человеком или семьей в части необходимости ведения бюджета, учета доходов и расходов, формирования денежных фондов и т.д. Сегодня, чтобы было проще понять, я проведу обратное сравнение.

Вот представьте: есть человек, у которого сформированы в размере 6 месячных доходов. И в какой-то момент этот человек теряет работу, теряет свои доходы – у него возникает форс-мажорная ситуация. Человек начинает использовать свой резервный фонд, которого ему хватит, чтобы безбедно прожить 6 месяцев. Но что он должен делать одновременно? Правильно: искать новую работу, новые источники дохода! И если за этот период он не найдет таких источников, его резервный фонд истощится, и вот тут наступит настоящее финансовое бедствие.

Что делает сейчас Россия по аналогии с этим человеком? Она утратила свою “работу” – доходы от продажи нефти, цена на которую существенно упала, и при этом не ищет новую “работу”, а просто потихоньку “проедает” накопленные резервы. Еще больше ситуацию усугубляют санкции и антисанкции – это по аналогии означает, что теперь человека не везде то и возьмут на работу, самая интересная и перспективная работа для него закрыта.

В данной ситуации человек должен стремиться максимально исправить, улучшить свою репутацию, чтобы найти новые источники дохода, ведь времени осталось не так много. Россия ничего этого не делает, а просто гордо ждет, когда опять поднимутся цены на нефть, чтобы она могла жить и зарабатывать “по прежнему”. А поднимутся ли они, да еще в такой короткий оставшийся срок – это большой вопрос. Это все равно, что человек бы сидел и ждал, когда его вновь позовут на работу, с которой уволили, ведь он же считает себя очень ценным и незаменимым работником.

В общем, как по мне, это совершенно тупиковая позиция, но к чему она в результате приведет – будем наблюдать. Пока что ситуация нерадужная.

Теперь вы имеете представление о том, что такое резервный фонд и ФНБ России, как они изменяются, когда могут закончиться средства фондов и почему. Выводы делайте сами.

До новых встреч на ! Повышайте свою финансовую грамотность и учитесь самостоятельно анализировать финансово-экономическую ситуацию.