Конспект сложение и вычитание десятичных дробей. Тема урока «Сложение десятичных дробей. Решение задач и примеров

  • 05.03.2024

Следующая картина называется «Устный счет» (Слайд 7)

1. (Слайд 8) Поставьте вместо звездочек цифры, чтобы получились верные неравенства:

2. (Слайд 9) Какой кошке поклонялись древние индейцы?

На картине (Слайд 10) мы видим самую большую кошку. Ягуар вызывал восхищение и уважение американских индейцев. Ацтеки, ольмеки, инки и майя поклонялись ягуару, видя в нем воплощение божественной мощи и энергии. Шкуры ягуаров носили вожди племен, когти и зубы этого хищника служили талисманами; считалось, что выпивший кровь ягуара получал силу и ловкость этого зверя.

3. (Слайд 11) Какую птицу называли птицей–легендой?

Венценосный журавль-12,

священный ибис-11,

белый и черный аисты-10

(Слайд 12) Много легенд сложено людьми об аисте, и во всех он - символ доброты и счастья. …Одна из легенд рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.

4. Продолжаем экскурсию. Что изображено на этой картине? (Слайд 13)

Королевская мантия-часть торжественного облачения монарха .

(Слайд 14) Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?

Ребята, вы видите картины (Слайд 15), которые надо подготовить к выставке, но денег у организаторов хватит только на реставрацию одной картины. Давайте узнаем, какую картину планирует подготовить к вернисажу руководство. Для этого надо выполнить задание.

Доктора советуют употреблять в пищу как можно больше витаминов, особенно витамина С, который содержится в ягодах и фруктах. Установите, где витамина С больше. (Слайд 16)

Апельсины – 0,055 г

Мандарины – 0,04 г

Клюква – 0,015 г

Урок математики в 5 классе по теме

Подготовила: учитель математики

Большакова Е.А

Цели урока: 1) научить складывать и вычитать десятичные дроби;

2) продолжить формирование вычислительных навыков;

3) привить интерес к предмету математики.

Ход урока.

I . Устные упражнения:

1) Угадай, какая дробь!

1. Пять целых две десятых =

а) 5,02 б) 5,2 в) 5,002

2. Ноль целых восемь тысячных =

а) 0,008 б) 0,08 в) 0,8

3. Три целых двадцать пять десятитысячных =

а) 3,25 б) 3,00025 в) 3,025

4. Шестнадцать целых пять сотых =

а) 16,005 б) 16,5 в) 16,05

2
) Выполни действия:



3,07 – 1,06 = 2,01

=


II . Изучение нового материала.

1. Сложение (вычитание) десятичных дробей с переводом в обыкновенную дробь.

2. Сложение (вычитание) десятичных дробей «в столбик».

3. Чтение правила сложения и вычитания десятичных дробей.

4. Рассмотреть примеры, выполняя и объясняя каждый этап (см. таблицу).

Уравнять в дробях количество знаков после запятой

Записать их друг под другом так, чтобы запятая была подписана под запятой

Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую

+ 9,138

Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

+ 9,138

Правило: Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

III . Закрепление.

1. №1186 (б, в, г, д):

б) 16,78 – 5,48 = 11,3

в) 95,381 + 3,219 = 98,600

+ 3,219

г) 8,9021 + 0,68 =9,5821

+ 0,6800

д) 88,252 – 4,69 =83,562

2. Тесты с сигнальными карточками.

3. Устная работа. Игра «Меткий стрелок».

1) 2,31 + (7,65 + 8,69)

2) 14,537 – (2,237 + 5,9)

3) (24,302 + 17,879) – 1,302

4. Решить задачу.

Длина Волги 3,53 тыс. км. Днепр – 2,2 тыс. км, а Амур на 1,36 тыс. км. короче, чем Волга и Днепр вместе. Какова длина Амура?

IV . Итог урока.

Учитель: Ребята, к нам прилетел попугай.Оказывается у него не получается решить пример. Давайте ему поможем и найдём ошибку.

- 6,8 _

- 6,8 _

V . Домашнее задание: п. 32 (до разложения); №1228(а), №1229 (а, б, в), №1240.

Терновых Светлана Владимировна, учитель математики
МКОУ Березовская средняя общеобразовательная школа, с. Березовка
Описание материала: Предлагаю конспект урока математики в 5 классе.
Конспект урока предназначен для учителей математики, молодых специалистов. Помогает развивать у учащихся познавательный интерес, проверить знания по пройденному материалу, обучающихся по учебнику Математика 5, учебник для общеобразовательных школ, Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей (обобщения и систематизация знаний)
Класс 5
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Обогатить знания, установить связи между теорией и практикой.
2.Развивать вычислительные навыки, память, мышление и смекалку.
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету.

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент .
Добрый день, ребята!
Учитель: Проверьте готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник, пенал с письменными принадлежностями; аккуратно положите все на край стола.
II. Мотивационное начало урока.
Учитель: Настроимся на работу. Пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными. Повторяйте за мной:
Я очень хочу учиться!
Я готов к успешной работе!
Я замечательно работаю!
Учитель: Девизом нашего урока являются следующие слова: Слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и рассуждать.
Учитель: Как понимаете слова? Что будем развивать? Что для этого нужно?
III. Постановка целей урока.
Учитель: О каком математическом понятии шла речь на наших предыдущих уроках?
Учащиеся: О десятичной дроби.
Учитель: Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке?
Учащиеся: Обобщить знания по теме «Десятичная дробь», повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Учитель: Откройте тетради, напишите число и тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
IV. Устный счет.
Математический футбол.

V. Актуализация знаний.
Учитель: Проведем небольшой опрос, вспомним необходимые знания для урока.
1. Какие дроби можно записать в виде десятичных?
2. Прочитать десятичные дроби: 131,5; 0,126; 17,29; 1269, 567; 13, 3791.
3. Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
4. Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?
5. Как сложить десятичные дроби?
VI. Формирование умений и навыков.
Учитель: Разминка показала, что класс готов к путешествию по «Стране десятичных дробей» Итак, начинаем наше путешествие.
Учитель: Первая остановка «Порт посчитай-ка»
Учитель: Выполняем по цепочке у доски, а остальные в тетрадях. Найдем значения данных выражений.
А) 5,1 + 3,687
Б) 7,5 + 82,157
В) 8 + 2,6
Г) 4,7 + 1620,7
Д) 7,9 – 5,623
Е) 8,4 – 8,103
Учитель: Вторая наша остановка «Порт исторический»
Учитель: (имя) подготовила сообщение из истории возникновения десятичных дробей. Послушаем.
Сообщение учащегося: « В науке, промышленности и сельском хозяйстве значительно чаще используются десятичные дроби, нежели обыкновенные. Это связано с тем, что действия с этими дробями проще и напоминают правила действий с натуральными числами. Правила действий с десятичными дробями впервые описал знаменитый ученый средневековья аль – Каши – Джемшид Ибн Масуд в начале 5 века.
В записи десятичных чисел он целую часть выделял красными чернилами или отделял от дробной вертикальной чертой.
В Европе десятичные дроби были изобретены заново через 150 лет фламандским инженером Симоном Стевином. Однако их запись отличалась сложностью.Запятая в записи десятичных чисел стала использоваться с 17 века.
Учитель: Спасибо. А сейчас немного отдохнем.
Физминутка (музыкальная)
Учитель: Третья остановка «Порт загадочный»
Учитель: Обсудите в парах план решения этой задачи. Кто желает выйти к доске и показать решение данной задачи.
Три друга – Коля, Витя и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 100 руб. У Коли и Вити было по 37,3 рубля, а у Миши – 24,6 руб. Будут ли они вечером играть в хоккей?
Решение:
1) 37,3 +37,3 = 74,6 руб. было у Вити и Миши
2)74,6 + 24,6 = 99,2 руб. было у трех мальчиков вместе.
Ответ: Не будут играть в хоккей.
Учитель: Четвертая остановка «Порт Мыслительный»
Откройте учебники № 1238 (г, е). Решить уравнение.
Учитель: Пятая остановка «Порт надежды»
Чтобы закрепить знания, выполним самостоятельную работу.
Самостоятельная работа. Самостоятельна работа.
1 вариант. 2 вариант.
1. Вычислить: 1. Вычислить:
2,83+(8,7-7,35) 2,31+ (8,93-1.212)
2. Решить уравнение: 2. Решить уравнение:
а) 17 – х = 0,87 а) 11 – х =7,39
б) 45,6 – р = 13 б) 65,3 – р =27
в) у + 4,837 = 6,5 в) у + 2,109 = 5,9
VII. Подведение итогов.
Учитель: Шестая остановка «Конечная»
Учитель: Подведем итог урока.
- И так чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы достигли своей цели?
VIII. Рефлексия.
Учитель: На партах лежат геометрические фигуры, соответствующие вашей оценке (треугольник- 3, четырехугольник-4, пятиугольник-5).
-Оцените свою работу на уроке.
Выставление оценок, с комментированием каждой.
Домашнее задание: п.32 № 1262, № 1265
Спасибо за урок!!!

Тема урока «Сложение десятичных дробей»

Учитель 1 квалификационной категории МБОУСОШ с. Тербуны : Кирикова Марина Александровна

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи учебного занятия:

Образовательные :

    Повторить сложение обыкновенных дробей; чтение и запись десятичного числа; сравнение десятичных чисел

    Познакомить с алгоритмом сложения десятичных дробей

    Показать, как применяется этот алгоритм при сложении десятичных дробей

    Научить учащихся складывать десятичные дроби

Развивающие:

    Развивать словесно-логическое мышление, математическую речь

    Учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации

    Расширение знаний учащихся об окружающем мире

    Повышать ИКТ – компетенцию учащихся

    Развивать экологическую культуру

Воспитательная:

    Способствовать развитию интереса к предмету

    Воспитывать настойчивость для достижения конечного результата

    Умение работать в группах (парах), коллективе

    Содействовать воспитанию познавательной активности и трудолюбия

    Воспитывать бережное отношение к природе

    Прививать любовь к малой Родине

Оборудование:

    компьютер, экран, проектор

Ход учебного занятия:

1 этап. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Организация эмоционального настроения учащихся к общению и взаимодействию в процессе использования имеющихся знаний и умений.

2 этап. Мотивация.

Из глубины средневековья пришло такое предание. Немецкий купец спрашивал совета, где учить сына. Ему ответили. Если хотите, чтобы сын знал сложение, вычитание и умножение, этому могут научить и у нас в Германии. Но чтобы он знал также и деление, лучше послать его в Италию. Тамошние профессора хорошо изучили эту операцию.Как видим, даже простые действия арифметики были достаточно сложными. От тех времен у немцев осталась поговорка «in die Bruche kommen» (буквально: «попасть в дроби»). Это значило оказаться в затруднительном положении, в которое попадали, проводя деление. Ныне такие операции на основе иной, арабской системы обозначения чисел и иных алгоритмов стали значительно легче. Сегодня мы будем работать не только с десятичными дробями, изучим и научимся применять один из алгоритмов действия с десятичными дробями, но и поговорим об одной из глобальных проблем современности. Как вы думаете какой? Как вы считаете, актуальны ли проблемы экологии для нашей местности?

3 этап. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа.

1) Какие числа называются десятичными дробями? Ответ: Десятичная дробь – это число, знаменатель дробной части которого 10, 100, 1000 и т. д., которое записывается с помощью запятой (сначала записывается целая часть, а потом, через запятую, числитель дробной части).

2) Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой? Ответ: Если в конце десятичной дроби приписать нуль или отбросить нуль, то получится дробь, равная данной.

3) Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби? Ответ: Да. Для этого необходимо после последней цифры в числе поставить запятую и приписать необходимое количество нулей

Устные упражнения.

1.Прочитайте дробь: 1925,2016.

2.а)Округлите до тысячных?(1925,202)

б)Округлите до десятых?(1925,2)

в)Округлите до единиц? (1925)

1925 .Что произошло в этот год?(Дата образования нашей школы).

3.Назовите число между 0.3и 0.4

4.Какое натуральное число содержится между 89.9 и 90.1?(90, столько лет нашей школе)

5. Расположите в порядке возрастания дроби:20,01; 20,001;20,1(20,001; 20,01;20,1). Запишите дату урока-20.01

6. Уравняйте количество цифр после запятой 0,2;0,02; 0,002. Что нужно для этого сделать?(0,200;0,020;0,002)

4. Постановка темы, цели и задач урока.

Проблема загрязнения окружающей среды в нашей области –одна из самых актуальных.

В атмосферу постоянно выбрасываются вредные вещества. В Липецкой области в атмосферу поступило в

2012г. 322,9 тыс.т.;

2013г.353,1 тыс.т.;

2014г. 330тыс.т;

2015г. 330тыс.т. вредных веществ. Увеличивается или уменьшается выброс вредных веществ? Какие меры принимаются для улучшения экологии?

Сколько тонн вредных веществ было выброшено за два последних года? (660.тыс. т) Что сделали с числами? Как сложили натуральные числа?

Можем ли мы узнать, сколько всего тыс. т. поступило в атмосферу за эти годы?

Что нужно знать? (Правило сложения десятичных дробей)

Как мы запишем ему урока? (Сложение десятичных дробей)

Цели урока? (Научиться складывать десятичные дроби, находить значения выражений, решаь задачи)

По какому плану мы будем работать? (Изучим правило. Рассмотрим примеры сложения десятичных дробей. Найдем значение выражения, содержащего сумму десятичных дробей)

5. Изучение нового материала.

Вычислите 24+32=…(56) Как выполняли сложение? (Поразрядно)

А теперь 2,4+3,2=…(2 +3=5=5,6) Удобно ли так складывать десятичные дроби?(Нет)

Как еще можно сложить десятичные дроби? (Поразрядно)

2,4

3,2

.....

5,6

Если же количество цифр после запятой в десятичной дроби различно, то как быть в этом случае? (Уравнять количество цифр после запятой и выполнить сложение поразрядно.

2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой.

3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.

4.Поставить в ответе запятую под запятой.

Рассматриваем пример 5, 2 + 1,13

Десятичные дроби сложи,
Цифру под цифрой строго пиши,
И запятые все сохраняй,
В ряд их пиши, не забывай!

Как удобно записать действие?

Удобно сложение десятичных дробей выполнять столбиком. Самостоятельно прочитать правило стр.195.

6.Первичное закрепление.

705(а,в,д) у доски

705 (г,е) самостоятельно

706(в-1 вариант, г- второй) Кто быстрее? Проверка у доски.

717(Устно).

Физкультминутка

Вернемся к экологической задаче и выясним, сколько тонн вредных веществ поступило в атмосферу за последние 4 года в Липецкой области.

(322,9+353,1+330+330)тыс.т.=1336тыс.т.- вредных веществ

Ответ: 1336тыс.т.

7.Самостоятельная работа(обучающая) Сверка по эталону.

Вычислите и заполните таблицу. Выполнив правильно все задания, вы получите слово «экология» в переводе с греческого

    5,8+22,191

    3,99+0,06

    8,9021+0,68

    2,7+1,35

    0,769+42,389

    129+9,72

4,05-и;43,158-щ;27,991- ж;9,5821-л;138,72-е

Ответ: жилище (дом)

8.Повторение. Включение в систему знаний

Найди ошибку. Что нарушено, какие правила сложения десятичных дробей?

1)0,2+0,15=0,17;

2)1,9+2,7=4,8;

3)5,48+4,52=100

Информация о домашнем задании:П.42;№706(д,е);№717(в.г);№719

9.Рефлексия

1) Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли ее решить?

2)Что нужно сделать еще, чтобы научиться складывать десятичные дроби?

3) Закончите предложение: Мне было… Я на уроке узнал… Я научился…

4) Изображение земного шара вывешено на доске. Каждый должен прикрепить веселый или грустный смайлик, аргументируя, почему именно такой.

5) Мы должны беречь нашу планету? Что нужно для этого делать?