Евангелие от луки. Русский синодальный перевод Евангелие от луки 12 глава толкование

  • 11.03.2024

Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

Посему, чтó вы сказали в темноте, тó услышится во свете; и чтó говорили на ухо внутри дома, тó будет провозглашено на кровлях.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, кáк или чтó отвечать, или чтó говорить,

ибо Святый Дух научит вас в тот час, чтó должно говорить.

Толкование Феофилакта Болгарского

Лк.12:2. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

Лк.12:3. Посему, что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете; и что́ говорили на ухо внутри дома, то́ будет провозглашено на кровлях.

Хотя фарисеи, - говорит, - думают прикрыться лицемерием, подделывая себе благонравие, однако ж, «нет ничего сокровенного, что бы не открылось. Ибо все и слова, и помышления на последнем суде представятся во всей наготе (1 Кор. 4:5). Да и в настоящей жизни обыкновенно обнаруживается много тайного. Поэтому, «что вы сказали в темноте» и «что вы говорили… внутри дома» и тайно, «то будет провозглашено» во свете и с кровель.

По-видимому, Он говорит это ученикам, а между тем направляет против фарисеев, намекая на их ковы, и хотя говорит, по-видимому, ученикам, но фарисеям выражает как бы так: фарисеи! Что вы замышляли в темноте, в ваших темных сердцах, желая уловить Меня, то будет услышано и узнано во свете, ибо «Я свет» (Ин. 8:12), и вы не можете укрыться от Меня, но во Мне - Свете - распознается все, что замышляет ваша темнота. И то, что вы порешили между собой на ухо, стало для Меня так известно, как бы провозглашаемо было с высоких кровель.

А это можешь понимать и так, что свет есть Евангелие, а высокие кровли - высокие души апостолов. То, что фарисеи замышляли, впоследствии было провозглашено и слышимо во свете Евангелия, когда на высоких душах апостолов стоял великий Проповедник - Дух Святый.

После того как Господь обличил лицемерие фарисеев, отвратил от него учеников Своих и между тем снова поразил фарисеев словами: «что́ вы сказали в темноте, то́ услышится во свете» , теперь обращается к друзьям Своим с речью о более совершенном. Исторгнув уже терны, сеет доброе себя.

Лк.12:4. Говорю же вам, друзьям Моим:

То, что прежде говорилось, относилось не к ним, но к фарисеям. Итак, Я говорю вам, друзьям Моим. Ибо слово сие идет не ко всем, но к тем, которые всей душой возлюбили Его и могут сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим. 8:35). Таковым прилично это убеждение.

не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

Лк.12:5. но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

«Не бойтесь, - говорит, - убивающих тело» и ничем более не могущих вредить. Ибо вред от тех, кои вредят телу, состоит не во многом. Тело потерпит свойственное ему и в том случае, если они не будут вредить. Но должно бояться того, кто наказывает не только тело, но и душу, существо бессмертное подвергает бесконечным мучениям, и притом в огне. Таким образом Христос обучает друзей Своих мужеству духовному, делает их свидетелями и отгоняет от них страх человеческий. Люди, - говорит, - простирают злобу свою только на тело тленное, и конец их козней против нас - смерть плотская. Но когда Бог казнит, тогда не останавливается на одной только плоти, но и самая душа несчастная подвергается мучениям. Примечай отсюда, что смерть приводит грешников к казни: они и здесь наказываются, будучи убиваемы, и там ввергаются в геенну.

Разбирая это изречение, уразумеешь и нечто другое. Смотри, Господь не сказал: бойтесь того, «кто…по убиении» «ввергает» в геенну, но: «кто… может ввергнуть» . Ибо умирающие грешники не непременно ввергаются в геенну, но во власти Божией состоит то, чтобы и прощать, например, ради тех приношений и подаяний, которые бывают по умершим и которые приносят немалую пользу даже тем, кои умирают в тяжких грехах. Итак, Бог не безусловно по убиении ввергает в геенну, но имеет власть ввергнуть. Будем же и мы непрестанно прилежать к милостыням и молитвам и умилостивлять ими Того, Кто имеет власть ввергнуть, но не пользуется этой властью непременно, а может и прощать.

Лк.12:6. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

Многие, - говорит, - думают, что умирающие за истину оставляются Богом; но вы не думайте так. Вы будете умирать не потому, будто бы Мной будете оставлены. Ибо если не забыт у Бога ни один из воробьев, которые продаются дешево, тем более не должна быть забыта ваша смерть, други Мои, как будто бы Я не пекусь о вас.

Лк.12:7. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

Напротив, Я имею такое попечение о вас, что до тонкости знаю все ваше; например, у Меня «сочтены… и волосы» ваши. Итак, если Я попущу вам впасть в искушение; то, без сомнения, дам и силу к перенесению (1 Кор. 10:13). А часто, когда увижу кого слабым, Я и не попущу ему впасть в искушение. Ибо, будучи попечителен и зная все, - и имея на счету самые мелочные вещи, Я устрою каждому приличное и полезное. Если наблюдаешь, то найдешь, что в Писании считается все мужское, достигшее в меру возраста и вообще достойное божественного счисления (Исх. 18:21; Чис. 26:62).

Под «головою» должно разуметь христоугодную жизнь каждого из верующих, а под «волосами» ее частнейшие деяния, коими умерщвляется тело, кои у Бога исчисляются и принимаются в рассуждение. Ибо таковые ваши дела удостаиваются воззрения Божия. Под «пятью» воробьями некоторые разумеют пять чувств, которые, будучи искупаемы двумя ассариями, то есть ценой Ветхого и Нового Заветов, не забыты у Бога. Ибо кто свои чувства умеряет и подчиняет разуму, так что они бывают небесполезны для духовного питания, тот не забыт у Бога.

Лк.12:8. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

Лк.12:9. а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

Теперь предлагает награду за исповедание веры. Так как Он сказал: «не бойтесь убивающих тело» и прибавил, что и «волосы ваши сочтены» , то чтобы кто-нибудь не сказал: дай же мне и награду какую-нибудь, ибо что мне будет из того, что Ты счел мои волосы.

Он говорит (таковому): ты желаешь и награды? Слушай. Кто исповедает (веру) во Мне, тот Мной будет признан пред Богом. Сказал: исповедает «во Мне», то есть при Моем содействии и Моей силой, и Я исповедую его «в нем», то есть при его содействии. Ибо как мы предварительно нуждаемся в Боге, так как без Него не можем ничего сделать (Ин. 15:5), так и Бог нуждается в нас. Ибо если Он не найдет в нас дел достойных, Он и не принимает нас; а иначе Он был бы лицеприятен. Итак, мы исповедуем в «Нем», то есть при Его содействии, а Он «в нас», то есть при нашем содействии. Ибо если мы не дадим Ему повода, Он и не будет свидетельствовать за нас. А отвергающийся отвергается не силой Божией, почему Он и не присовокупил: «Мною», но сказал: кто отвергается «Меня» .

Так как всякий святой пребывает во Христе, а Христос в нем (Ин. 15:5), то, может быть, и не поэтому ли сказал так: кто (Меня) исповедует «во Мне», то есть пребывая, того исповедую и Я, в нем пребывая.

Лк.12:10. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет;

Это значит: кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого сына человеческого, едящего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли, или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а поэтому грех не вменяется ему. Ибо естественно он мог подумать, что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Поэтому того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

Слова эти имеют такое значение. Кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит действия Святого Духа, приписывая веельзевулу, тот, изрыгая «хулу на Святого Духа» и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а поэтому он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех.

Лк.12:11. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, ка́к или что́ отвечать, или что́ говорить,

Слабость наша двоякого рода: мы убегаем от исповедания веры или по страху наказаний, или по простоте и неспособности дать ответ в нашей вере. Страх наказаний Господь уврачевал словами: «не бойтесь убивающих тело» . Теперь Он врачует страх, происходящий от простоты. Поскольку немного «мудрых по плоти» (1 Кор. 1:26) уверовало, а большая часть простых, то Он говорит: не бойся, необразованный и простец, и не заботься, как или что отвечать при допросе от властителя или что говорить при другом случае, - у тебя будет иной образ речи.

Лк.12:12. ибо Святый Дух научит вас в тот час, что́ должно говорить.

Поэтому какая нужда заботиться, если ты в тотчас научен будешь Духом Святым? Итак, с той и другой стороны укрепляет нас на подвиг исповедания, врачуя страх как телесной немощи, так и страх простоты и неведения.

1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.

11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, —не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

23 душа больше пищи, и тело—одежды.

24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.

39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —

46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:

53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;

55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.

1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем , кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23 душа больше пищи, и тело - одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
36 И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -
46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех.

12:1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим:
Как видим, ученики Иисуса получали от него больше информации, нежели остальной народ, толпившийся в ожидании послушать Иисуса. С учениками у Иисуса были более близкие отношения: они и в буквальном смысле всегда были ближе остальных, рядом с ним, приближались к нему более всех остальных, потому могли и понять слова его более всех остальных.

берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. З акваска фарисейская в данном случае - это не вид вероисповедания, а черта характера лицемерных поклонников Бога.
Лицемерие - это поведение, прикрывающее неискренность и злонамеренность - притворным чистосердечием (поцелуй Иуды Искариота) и показной добродетелью, когда на глазах у наблюдателей обязательно поступают праведно, а наедине с самим собой и когда нет зрителей - поступают неправедно.
То есть, это праведная наружность при неправедной внутренности.

Лицемеры - публичные люди, часто они делают добро «громко», с шумом вокруг него - с конкретной целью, чтобы их видели в качестве делающих добро и обращали внимание на то, какие они добродетельные (Мтф.23:28).

Зачем лицемеру притворяться и делать вид, что он - праведник и добрейшей души человек?
Для того, чтобы использовать эту свою репутацию в корыстных целях: имея репутацию праведника, гораздо легче использовать людей, доверяющих таким «поклонникам» Бога, в своих целях и манипулировать их доверчивостью.
Иисус предупредил об опасности этой закваски - для христиан.

12:2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
Однако даже самая искусная маскировка лицемера под праведника не может скрыть его сущность навсегда: самое тайное лицемерие будет разоблачено теми, кому оно откроется.
12:3 Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
Этот же принцип раскрытия тайного - должен ободрить и учеников Иисуса, вынужденных на тот момент утаиваться от зоркого ока противников Христа. Иисус заверил их, что всё, касаемое Божьего замысла, о чём они сейчас осторожно беседуют со Христом и между собой, будет широко и повсеместно распространено несмотря на все усилия лицемеров не дать ход свету Божьей истины.
Этот принцип также налагает и ответственность христианина за его действия и слова, поскольку наблюдающие за христианами - именно по тайным поступкам и словам, ставшим когда-либо явными, будут судить о них и об их Боге.

12:4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
Понимая, что ученики его побаиваются преследования со стороны религиозных руководителей и поэтому опасаются открыто и громко светить светом истины, Иисус разъясняет им, что, верно, эти лицемеры смогут навредить ученикам и даже убить их за открытое и громкое распространение истины о Христе. Но они не должны из-за этого так сильно переживать: большего вреда, чем убить их в этом веке за истину - они не смогут нанести ученикам. Однако для христианина есть вред гораздо больший, чем погибнуть за слово Бога.

12:5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
Если они погибнут за слово Бога - это ещё не вред, это послужит им на благо в будущем, они смогут воскреснуть и жить вечно. Но если они погибнут от руки Того, кто имеет власть погубить навеки без надежды на воскресение - вот это настоящий вред.
Речь идёт о Боге, от которого зависит будущность каждого человека земли.

Женевская:
Знаменательно, что здесь употреблено слово «геенна» ….а не «гадес», которым называли вообще «загробный мир».
«Геенна» по-древнееврейски означает «долина Енном». В этой долине, простирающейся за южной стеной Иерусалима, в древности совершались жертвоприношения детей, и с тех пор она слыла проклятым местом (Иер. 7,31-33). В новозаветные времена в ней была устроена городская свалка, мусор на которой сжигался днем и ночью.
То есть, восстановлению не подлежал.

12:6,7 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. В глазах людей жизнь и пяти малых птиц совсем ничего не стоит, настолько эти творения незначительны для человека. Однако Бог ценит даже их жизни. Тем более он ценит жизни учеников сына Своего:

7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Иисус понимает, что боязнь учеников в одну секунду не испарится, они должны быть уверены, что Бог не забудет о них; что их труд как посланников Христовых - вознаградится сполна Тем, чью волю они станут исполнять, уж если Он дорожит каждым их волоском.

12:8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; И если ученики всё же справятся со страхом пред людьми, не принимающими Христа, и не побоятся открыто проповедовать об Иисусе Христе, посланнике Божьем, то и Иисус Христос замолвит слово о них пред Ангелами небесными, чтобы они помогали ученикам.
Матфей говорит здесь не об Ангелах, а об Отце: пред Отцом Иисус замолвит слово за учеников (Мтф.10:28-32). Но различие в сообщениях Луки и Матфея- не существенное: Иисус здесь говорит о поддержке свыше для учеников своих, которая будет послана им для помощи в исполнении воли Бога:

Не все ли они (ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1:14)
Это - главная мысль его слов.

12:9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
Ну и понятно, что если ученики поступят наоборот и ради сохранения своей репутации, благополучия или жизни в испытаниях от людей - откажутся пред ними говорить о Христе, поступят не по Христу или сделают вид, что ничего общего с Христом не имеют, тогда и от них отвернутся все вышние.
Что это будет означать для учеников?
А то, что нет будущего у таких учеников Христа, отказавшихся от него ради личной выгоды.

Ученики Христа должны знать, что ни один «невидимый христианин» не будет одобрен Богом. Если мы в кругах нашего общения - практически ничем не отличаемся от окружающих, и о том что «я – христианин» известно только мне, ну, может, еще паре -тройке человек; и если с благой вестью я никого не даже и не пытался за свою жизнь познакомить; и если я легко иду на уступки общественному мнению ради того, чтобы мне не выделяться невыгодно на фоне общества - то нет у меня будущего и вера моя тщетна.

12:10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет;
Если самого Христа не воспринимали как человека, возводя на него самого напраслину или, считая его самого, к примеру, негодяем - это простительно, ведь Иисус даже в облике совершенного человека - НЕ БОГ, а всего лишь человек, посланный Богом.

а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
Но если кто-то хулит Бога - тому несдобровать.
Что это означает? Приписать то, что было сделано по правде Божией и в согласии с Его духом - сатане. Как в случае с Иисусом, например, считали, что его дела - от сатаны.
И наоборот: приписать Богу дела, которые противоречат Ему и не в согласии с Его духом и словом - соделанные.
Например, считать, что успех и процветание всех бизнесменов века сего - от Бога, точно зная, что процветать в мире этом будут только живущие во зле, а все благочестивые будут гонимы (2Тим.3:12,13)

12:11,12 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям….
Здесь Иисус, во-первых, предупреждает о том, что ученики Христа будут сталкиваться с сопротивлением властей разного рода: везде, где их проповедь и поступки будут идти вразрез с тем, чему учат начальствующие века сего - столкновений по противостоянию не избежать. Иисус не сказал «ЕСЛИ», но сказал «КОГДА». То есть, христианам непременно предстояло столкнуться и с начальствующими в народе Бога из-за разногласий в учении о Христе, и со светскими начальствующими из-за непривычных светскому обществу законов.

Во-вторых, поясняет, что им не нужно слишком беспокоиться об ответе пред начальствующими за свои действия, об этом побеспокоится святой дух:
не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Но в каком смысле им не следует заранее готовиться, а святой дух поможет?
Не забываем, что здесь речь идёт не просто о «разборках» с начальством, к примеру, за пьянство или воровство - за нарушение общественного порядка или законов страны. А конкретно - за слово Божье . Если христианин за слово Божье ведОм начальствующими на «разборки», значит, он это слово Божье уже вместил настолько, что смог из чрева своего
и других накормить им так, что это стало известно начальству.

А кто уже в состоянии других кормить, тому Бог и ответ в своём уповании - и пред начальствующими поможет найти:
как правило, если ещё не можешь дать отчёт в своём уповании на Бога и замысел Его, то и говорить о Боге ни с кем не сможешь . А если уже смог говорить и поступать так «громко», что и начальство узнало – то, значит, Бог и ответ пред ними держать поможет при помощи святого духа: в нужный момент Он непременно поможет вспомнить, что и кому говорить.

Когда мы, давая отчет о своём уповании и понимании Библии власть имеющимлюбого
рода - к месту и вовремя приводим слова из Писания и аргументы, задействуя логику и показывая примеры из жизни, то ясно, что дело это не обходится без помощи святого Духа.

12:13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
Этот иудей, по идее, должен был знать, что в Иудее вопросы о наследстве должны были решаться в соответствии с предписаниями закона (Втор. 21:15-17)
Однако он не просит Христа разъяснить, как поступить справедливо с наследством. Он требует у Христа решить вопрос в его пользу. Неизвестно, то ли брат поступил с ним несправедливо, то ли этому иудею не нравилось законное решение вопроса о разделе имущества, доставшемуся брату. Но судя по дальнейшим словам Христа о жадности, этот человек был движим жадностью, а не жаждал справедливости.

12:14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
Иисус
не поспешил угождать этому иудею: даже если с иудеем поступили несправедливо в отношении наследства, Иисус не планировал превышать полномочий своих. Закон Моисеев предусматривал все процедуры по справедливому разделу наследства, следовало обращаться к законникам, он не затем пришёл на землю, чтобы решать гражданские тяжбы.

12:15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Вместо того, чтобы посочувствовать иудею, Иисус предупредил, что жадность, побуждающая своего владельца пренебрегать Божьей мудростью - может плохо для него закончиться.

12:16-21 Притча о безумии жадного богача:
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Что неправильно в действиях богатого? Только одно: много суетился для себя лично, для удовольствий собственной души. И совсем не заботился о Божьем:
21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Иисус не сказал, что заботиться об имении своём - это неправильно. Но показал, что н еправильно посвятить жизнь расширению ТОЛЬКО своего имения: каким бы оно большим не было, а если Бог не даст жить в нём, то и смысла в его расширении нет никакого. Поэтому для себя богатеть - хорошо, но мало: всего лишь до смерти. А Божьи житницы наполнять и собирать духовный хлеб - это лучше, ибо даёт жизнь вечную.

12:22-24 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23 душа больше пищи, и тело - одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

В
ороны не сеют, не жнут - как бы и не заботятся об имении своём, а Бог их питает. Если призадуматься, то можно, конечно, и падалью питаться, но даже и для этого придётся потрудиться, хотя бы до падали долететь.
То есть, в этом примере забота Бога проявляется не в том, что Он лично отыскивает еду для ворон и кладёт им в клюв. Нет. Но в том, что Бог снабдил птицу умением трудиться и позаботился о том, чтобы для них всегда могла найтись пища. Но раздобыть пищу на каждый день - птица должна сама. И она это с успехом делает, воронам нет нужды иметь амбары и стаскивать в них тонны падали.

Так же - и о человеке Бог позаботился: если даже вороны не напрасно трудятся и от трудов своих имеют всё необходимое для жизни, то тем более человек, трудящийся для Бога, будет иметь всё необходимое.

12:25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
Женевская:
Возможно и иное прочтение этого места: "кто из вас может прибавить хотя бы час к своей жизни?"То есть, нет смысла чрезмерно суетиться о том, что не приносит человеку истинной пользы, что не может продлить его жизнь, а ведь жизнь – это самое ценное приобретение из всех возможных приобретений века сего.

12:26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
То есть, если даже самого малого для себя без помощи Бога человек сделать не может, то какой же ему смысл пытаться без Бога трудиться над большими достижениями?
Иисус подводит к мысли о том, что если будете с Богом и, прежде всего, станете для Него трудиться, то и о малом, и о великом Он для вас Сам позаботится. А если нет, то сколь ни приобретайте, а ничего в итоге не приобретёте: всё прахом пойдёт.

12:27,28 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
Что касается беспокойства христиан об одежде, то на примере краткодневной и малозначительной для пользы Бога лилии - Иисус показал, насколько Божьи творения благополучны и в этом: даже царь Соломон не смог добиться того, что имеет Божье создание - лилия.

Так же - и человек: если он будет трудиться над тем, чтобы становиться Божьим созданием со всеми Его духовными качествами, а не над тем, чтобы накапливать для себя материальное и лишь получать удовольствия для себя лично – то и у него непременно будет в наличии всё самое необходимое, что ему может понадобиться для жизни в этом веке.

12:29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
Христианину не нужно посвящать свою жизнь стяжательству и заполнению «закромов», чрезмерно беспокоясь о запасах на будущее: если Бог даст день, то даст и придумать, как раздобыть самое необходимое в нём. А если не доживём до завтра, то и проблемы голода не возникнет.

12:30 потому что всего этого ищут люди мира сего; Путь накопительства материальных благ - путь всех людей мира сего, далёких от Бога и понимания смысла истинной жизни. О них больше некому позаботиться, потому они и насыщаются исключительно от собственных усилий.

ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; А у поклонников Бога есть верный помощник, поэтому при меньших затратах усилий по сравнению с язычниками - христиане будут радоваться жизни намного больше, чем язычники, даже если немного будут иметь: их радость - не от толщины «сумы» и не от величины «закромов» зависит, а от хороших взаимоотношений с Богом.

12:31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
Поэтому если христианин беспокоится о Божьем, то Бог имеет возможность к этим беспокойствам христианина - добавить и остальное необходимое (если есть у христианина «Божья сумочка», то Он найдёт, что в «сумочку» положить).
А если христианин не беспокоится о Божьем, то Богу просто НЕ К ЧЕМУ приложить для него и остальное, даже если бы Он и хотел: «сумочки Божьей» нет, куда же Ему «складывать» остальное?
Обретайте и не теряйте «сумочку» Божью: приобретайте духовные сокровища, к ним Бог добавит и материальные.

12:32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
На ум приходит пророческое обещание Даниила для святых Божьих:
и.. будет … угнетать святых Всевышнего;…
27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему (Дан.7:25-27)

Иисус сказал о том, что всё это обещано для малого стада. Значит, «малое стадо» и «святые Всевышнего» - это одна и та же группа людей. Кто же они?
Библия называет святыми только воскресших соправителей Христа, участников ПЕРВОГО воскресения:
Блажен и СВЯТ имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет . (Откр. 20:6)

Выходит, говоря о «малом стаде», Иисус говорит о своих будущих соправителях - в момент, пока они ещё живут на земле.
Кто попадёт в их число? Такие верные во всём христиане, как апостол Павел, например, кто имеет надежду править с Христом на небесах (Римл.8:17, Фил.3:20)

Но у Христа есть ещё другая группа –«другие овцы», не только малое стадо (см. разбор Иоан10:16)

12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню.
Обращение Иисуса к малому стаду с предложением продавать имения свои и раздавать их нищим в виде милостыни.
Заметим, Иисус не предлагает им поменять имение на деньги, а затем в рост, к примеру, их в банк отдавать. Но предлагает совсем избавиться от своих имений, полностью раздав их беднякам. Почему?

Иисус даёт понять своим будущим соправителям, что главным в их жизни теперь должно стать стремление всё, что возможно - приобретать для Бога, и жизнь свою посвятить расширению Божьего имения, а не своего. Если иметь своё имение, то забота о нём будет уводить учеников Христа от основной цели и отвлекать их от выполнения основной задачи.

Приобретение для Бога - это живые люди, желающие служить Богу, и они не истОчатся молью, и ржавчина их не искорёжит, если Бог их примет из рук христиан - в Свои как истинное сокровище:
Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

12:34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
Если перефразировать вопрос Иисуса и попробовать определить, где же наше сердце (к чему мы стремимся, чем интересуемся, чем занимаемся ежедневно), то мы легко узнаем, ГДЕ же наши сокровища, что для нас является ценным, а что - второстепенным.

Здесь не идёт речь о том, что, кроме Бога для нас не может быть более в жизни никаких ценностей, нет: ведь в наших сердцах есть место также и для братьев и сестёр, для родных и близких, а также для всех дальних, кого ни призовёт Господь, наше сердце вмещает множество «ценностей». Речь здесь идёт о том, что близкие взаимоотношения с Богом - это самая главная ценность для христианина, дающая ему возможность приобретать и все остальные сокровища, Богом подаренные.

12:35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
Светильники членов малого стада не должны угасать ни на миг, а чресла должны быть перепоясаны: «боевая» готовность «номер один» - для духовного воина Господа. Помазанник Божий всегда настороже, он всегда бодрствует над Божьим, ибо от своего - отрёкся, а потому в любую минуту готов идти туда, где может понадобиться Господу. И нет таких земных «пут» и привязанностей, которые могли бы помешать ему исполнять волю Господа по первому требованию и всю оставшуюся жизнь.

12:36 Притча о бодрствующих слугах, ожидающих хозяина с брака:
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
Ученики Христа должны жить в режиме ожидания своего господина. Это означает, что они не имеют права проспать признаки приближения своего господина и его «стук» в дверь.
Почему?

12:37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
Иисус называет таких слуг блаженными, ибо смогут открыть господину своему и он сможет войти к ним, и с ними будет:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр.3:20)

То есть, Иисус предупреждает учеников о том, что сможет помочь (послужить во благо) только тем своим «слугам» на земле, кто не теряет его из виду ни в какие времена, кто не смыкает глаз и бодрствует в духовном отношении, пребывая в исполнении воли Бога без отвлечений на свои личные нужды.
В чём преимущество ГРУППЫ ожидающих слуг - по сравнению с христианами -одиночками? Потому, что они имеют возможность бодрствовать сообща и так организовать режим ожидания Христа, чтобы хотя бы по очереди чередоваться в бодрствовании. Вот потому-то Бог и учредил СОБРАНИЯ для своих поклонников (Евр.10:25)

12:38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
Иисус показывает, что режим ожидания хозяина не ограничен определённым временным промежутком: слуги должны ожидать его своего всю ночь напролёт, ибо мало ли, когда господин решит вернуться домой. Он имеет право распоряжаться временем по-своему, а
в их обязанности входит дождаться господина и впустить его в дом.
Здесь Иисус аллегорией даёт понять, что время его возвращения на землю - не будет известно никому, поэтому главным качеством слуг Христа (членов малого стада) - должно быть духовное бодрствование над истиной Божьей и исполнением воли Его.

12:39 Вы знаете, что ЕСЛИ БЫ ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
Если бы хозяин знал точно, что вор запланировал ограбить его дом, то он приложил бы титанические усилия по борьбе со сном ради того, чтобы защитить свой дом от разграбления. Но, как правило, вор не сообщает о дате ограбления, потому и случается иногда, что проснётся утром хозяин, а богатство его испарилось.

Для того, чтобы ученики Христа не проспали второе пришествие его (он придёт, как вор, неожиданно), им придётся прикладывать такие же титанические усилия для бодрствования - ежедневно, им придётся ЖИТЬ в режиме ожидания, чтобы не прозевать Христа, ибо они точно знают. Что когда-нибудь он непременно придёт.

Интересно поразмышлять: допустим, кто-то угадал, и бодрствовал как раз конкретно в приход Господина, а в остальное время спал (занимался своими личными делами). Ему, можно сказать, просто повезло.
А другой бодрствовал всё время, но в момент прихода - задремал и пропустил приход Христа. Будет ли у первого - преимущество пред вторым? Вряд ли: ни один, ни другой, не выполнили повеления Христа бодрствовать на протяжении всего периода отсутствия Христа.

Для того, чтобы можно было надеяться на одобрение Христа, нужно стать по внутренней своей сущности - бодрствующим: полюбить путь Христа и сделать именно этот путь - СВОИМ образом жизни.
Тогда и не проспим (будем одобрены Христом), даже если не дождёмся его второго пришествия при жизни своей (умрём до его возвращения).

12:40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Именно эту мысль - о неожиданности своего прихода для христиан и о необходимости бодрствовать ПОСТОЯННО и на протяжении всей своей жизни - Иисус и подчеркнул здесь. В намерения Бога не входит сообщать конкретную дату второго пришествия Христа, поэтому «тумблер» режима ожидания Христа не должен выключаться в жизни христианина ни на секунду.
Не может себе позволить христианин расслабиться на минутку и «посидеть на обочине» пути к Богу для передышки, увлекшись не Божьими делами или впустую проводя время. Ибо, как раз в этот момент, может нагрянуть Христос, а мы - на обочине, вне его поля зрения и интереса, так как он заметит и одобрит только идущих по пути к Богу.

12:41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
Ученики, похоже, не поняли, к кому же относится необходимость бодрствовать ежесекундно в ожидании Христа –только к членам малого стада или вообще ко всему народу иудейскому, собравшемуся послушать Христа (сравни 12:1 )?

12:42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
Вместо ответа Петру Иисус продолжил мысль о том, что господин на время своего отсутствия всегда имеет в своём распоряжении бодрствующего домоправителя, следящего за своевременным течением дел в имении хозяина. В обязанности домоправителя входит следить за тем, чтобы все слуги над имением господина могли вовремя подкрепиться для возможности исполнять исправно службу свою.
То есть, режим ожидания для слуг господина, ушедшего на брак, не выглядит как всего лишь беспрестанное наблюдение в окно. Но во время ожидания господина каждый слуга должен заниматься своими обязанностями в имении господина, а главный над ними домоправитель - следить за тем, чтобы общая работа спорилась и все были вовремя накормлены для этого.

Если учесть, что этой притчей Иисус показывал должное положение вещей на земле (в имении Христа) после его ухода на брак (в ожидании небесного бракосочетания с духовной невестой, со своими соправителями), то христиане должны понять, что на весь период своего отсутствия - земля у Иисуса не останется без присмотра, всегда будет кто-то, кто позаботится об интересах Бога на земле.

12:43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
Много сейчас на земле раздающих духовную пищу (от этого - и великое многообразие религий), и каждый из них - «раб», независимо от того, считает он сам себя «рабом» или нет. Только не каждый «кормилец» - раб Христов и служит ему.
Окончательную оценку каждому «кормильцу» - даст Господин во время второго пришествия своего, то есть, когда он явится с проверкой всех «рабов» -кормильцев перед Армагеддоном.
И оценка его будет зависеть и от качества пищи, и от того, насколько вовремя «кормилец» кормил, и от того, какой пример показывал он своим образом жизни, смог ли он сказать, как, например, Павел: «подражайте мне, как я Христу » или нет (1Кор.4:16)

Тот домоправитель, который к моменту возвращения господина будет занят активной деятельностью по сохранению и благополучия всех служащих в доме господина - будет особо отмечен:

12:44 Истинно говорю вам , что над всем имением своим поставит его.
Иисус только теперь сказал Петру о том, что притчу эту он говорит тем, кто ближе всех к нему - членам малого стада.
Остальное он позже говорил не только им, но и всему народу -12:54.

То есть, те христиане-помазанники, которые окажутся на земле в качестве Божьих домоправителей к моменту второго пришествия Христа, и кто будет добросовестно нести свою службу бодрствующего и заботливого раба господина, кормящего духовным хлебом всех, кто служит в доме господина, тот по словам Иисуса станет домоправителем над всем имением господина, не только над домашними его.

Здесь речь идёт о тех, кому будет доверено управление землёй в качестве помощников Христа и его небесных соправителей. Если они справились с малым заданием, с правильной духовной организацией дома господина, то справятся и с большим заданием: с управлением ВСЕГО имения, когда воскреснут к жизни не только верующие («домашние»), но и неверующие, ибо верный в малом - верен и во многом.

12:45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,
Не все рабы, служащие Христу, как они думают – окажутся в его глазах верными и благоразумными на момент Армагеддона. Признаки глупости раба - самые простые: совсем не заботится о людях, но заботится лично о себе и своих удовольствиях. И корысть для себя из «должности» раба извлекает, а не овцам Бога, живущим в доме его, служит.

12:46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Всех рабов, кто считал себя служителями Христовыми, но во время проверки на деле и по факту таковым не оказался - участь такая же, как и участь «сбережённых» для гибели в Армагеддоне (2Петра2:9)

12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
здесь - о тех рабах, кто считал, что служил Христу и поклонялся Богу правильно, то есть, о «рабах» из истинных христиан: он должен был бы знать, как правильно поступать в Доме Божьем

12:48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. Здесь о всех остальных «кормильцах» духовным, не знающим, как правильно поклоняться Богу. Почему они не знали - не могли разобраться или не захотели - Бог определит сам.
С незнающих - и спрос меньший, но спрос будет, так как незнание не освобождает от ответственности пред Богом.

И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. А вот со знающего, с помазанника Божьего, - спросят сполна за то, что, зная, как правильно, не исполнял волю Бога или исполнял небрежно, беспечно проводя свою жизнь в погоне за извлечением личной корысти: ведь одно дело, когда кто - то не смог разобраться в том, как правильно поступать и волю Бога исполнять. И совсем другое дело, когда разобравшийся - не захотел исполнять.
Спрос со знающих и не знающих «кормильцев» - разный будет, и за одни и те же проступки - с помазанников спрос будет гораздо выше, чем с не помазанников. Так же, как отличается спрос с семилетнего, например, ребенка и с тридцатилетнего детины.

12:49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Можно понимать и как предсказание на огненные языки пламени в будущую Пятидесятницу, но, судя по контексту, Иисус всё же говорил здесь о символическом огне «возгорания» страстей человечества по поводу принятия или отвержения Иисуса Христа: после его ухода из мира сего человечество должно забурлить, заклокотать, как жерло вулкана, выплёскивая наружу своё отношение к Божьему пути жизни.

12:50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Иисус говорит о своей смерти и воскресении, каково значение слова «крещение» (погружение в воду - смерть, выныривание - воскресение к новой жизни)
Желание поскорей исполнить волю Божью и пройти своё поприще - сильнейший стимул для действий. Однако, даже правильное желание Божьего, но не в своё время – может принести неправильный плод.

Христос это чётко знал и понимал, и прямо говорил о своих переживаниях и усталости от режима ожидания своей гибели. Как человек из плоти он хотел бы, чтобы поскорее уже всё для него закончилось и он выполнил бы свою жертвенную миссию. Но как сын Божий - Христос в совершенстве владел своим духом и умел ждать СВОЕГО часа, не торопя события. И Бог не осудил его за это сиюминутное желание преждевременно начать то, ради чего и пришел на землю: желания приходят и уходят, роятся в головах человеческих, как пчёлы над ульем. Однако для Божьего служителя важно вовремя прогнать от себя желание плоти и поступить в согласии с духом Бога, с тем, как поступить правильно, «не как хочу я, Отче, но как Ты»

12:51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; Миротворческая миссия Иисуса Христа сводилась не к тому, чтобы примирить между собой людей, но чтобы примирить людей с Богом (Римл.5:10).
Люди же, напротив, между собою будут воевать на почве РАЗНОГО отношения ко Христу: те, кто не примет Христа - будут ненавидеть последователей Христа.

12:52,53 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

Где прежде всего произошло разделение, привнесенное появлением Христа и начатое в какой-то степени Иоанном Крестителем? В народе Бога.
Заметим, Иисус пришёл к Божьему народу, то есть, к иудеям. Но даже в одной семье, в самом близком и родном кругу людей, имеющих одинаковое вероисповедание - на почве разного отношения ко Христу могут возникнуть такие серьёзные разногласия, что даже самые крепкие узы родственной любви не смогут их загасить.
И если семьи начнут «воевать» из-за Христа, то можно себе представить, что же будет в бОльших «семьях» - в любых коллективах.

Огонь, очищающий человечество, - в том и проявляется, что любые коллективы всего лишь по реакции на благовествование об искуплении Христовом будет разделяться на праведных и нечестивых, на принявших для себя путь праведности Божьей - и отвергающих его.

12:54-57 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;
55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.
56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

Теперь Иисус обратился ко всему народу и сразу перешёл в «наступление», ибо время его было на исходе, церемониться особенно было некогда, Иисус торопился помочь народу увидеть суть абсурдности своего отношения к Богу и Его посланнику:
ведь это же абсурд - уметь определять по признакам приближение природных стихий, но не желать определить по признакам из Писания и по делам Христа - приближения духовных стихий.

Почему, однако, Иисус назвал таких односторонне видящих - лицемерами? Потому, что УМЕЮЩИЙ ВИДЕТЬ ПРИЗНАКИ природной стихии НЕ МОЖЕТ НЕ ВИДЕТЬ явных признаков Божьей силы - исцеления и оживления, проводимых Христом, ибо зряч.

А если не видит, выходит, просто НЕ ХОЧЕТ видеть, невыгодно. Лицемер как раз и отличается от искреннего дитя тем, что видит и воспринимает только то, что ему удобно и выгодно видеть для своих личных интересов. А дети (искренние и неискушённые во зле христиане) – видят реальность такой, какова она есть, не договариваясь со своим зрением на предмет того, выгодно эту реальность им видеть или нет. Дети не извлекают корысти из зрения своего. А лицемеры - даже из органов зрения и слуха умудряются корысть извлекать.

12:58,59 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу;
59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки. .

В переводе Кузнецовой эти стихи звучат так:
57 Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее?
58 Ведь когда идешь с истцом в суд, лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по дороге, иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику, а тюремщик бросит в тюрьму.

Иисус хочет показать им, что при логическом рассуждении все участники любого конфликта сами в состоянии увидеть правильное решение.
Если виноват в чём, не стоит дотягивать до того, чтобы тебя в суд силком поволокли и кто-то желал бы против тебя на суде свидетельствовать. Но стоит постараться исправить свои ошибки и мирно уладить дело, не дожидаясь, когда суд тебя вынудит не только поступить правильно, но ещё и накажет при этом: может быть поздно улаживать конфликт.
Вот в каком смысле нужно освобождаться от соперника своего, если дело принимает такой оборот, что может дойти до суда.

Чем полезен этот пример?
Все люди на протяжении жизни находятся как бы в пути на суд Божий. И если на пути в буквальный суд человек, размышляя над своим преступлением, постарается уладить свои тяжбы с тем, перед кем в чём-то виновен или кому что-то должен и примирится с ним, то точно так же стоит поступать и в отношении с Богом: нужно постараться примириться с Ним ещё ДО того, как начнётся суд.

12:3 что вы сказали в темноте, то услышится во свете. В день суда Господнего все тайное станет явным, и лицемерие обнажится.

12:4 друзьям Моим. В синоптических Евангелиях Иисус только однажды называет учеников Своими друзьями. В Евангелии от Иоанна такое обращение встречается также единственный раз (Ин. 15,14).

12:5 бойтесь того, кто... может ввергнуть в геенну. Такой властью обладает только Бог. Знаменательно, что здесь употреблено слово "геенна", т.е. место вечных мук, а не "гадес", которым называли вообще загробный мир. "Геенна" по-древнееврейски означает "долина Енном". В этой долине, простирающейся за южной стеной Иерусалима, в древности совершались жертвоприношения детей, и с тех пор она слыла проклятым местом (Иер. 7,31-33). В новозаветные времена в ней была устроена городская свалка, мусор на которой сжигался днем и ночью.

12:6 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? Две птицы, согласно Матфею, продаются за один ассарий (Мф. 10,29); стоимость их столь мала, что при покупке на два ассария одна птица дается в придачу. Если Бог заботится даже о такой мелкой и незаметной твари, народ Божий может не опасаться быть оставленным Божественной заботой.

12:13 скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Общие предписания относительно раздела наследства содержатся во Втор. 21,15-17; если между наследниками возникали разногласия, урегулировать их приглашался раввин. Человек, обратившийся с этой просьбой к Иисусу, явно хотел решить спор в свою пользу, а не услышать от Него справедливое решение.

12:25 кто из вас... может прибавить себе роста хотя на один локоть? Возможно и иное прочтение этого места: "кто из вас может прибавить хотя бы час к своей жизни?"

Соломон... не одевался так. В поговорку вошла не только мудрость Соломона, но также его богатство и роскошь, которой он окружал себя.

12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Центральным для данного стиха является противопоставление земного богатства, преходящего и лишающего человека покоя, сокровищам Царства Божиего, неоскудевающему источнику успокоения. Иисус не требовал от Своих последователей непременной бедности; некоторые из них были людьми вполне состоятельными (10,38; Ин. 19,27). Обладание земным богатством может и не быть губительным, если оно не подчиняет себе душу человека (ст. 34).

12:35 Да будут чресла ваши препоясаны. Образное выражение, означающее состояние готовности.

12:37 препояшется... станет служить им. Ср. 22,27.

12:38 во вторую стражу, и в третью стражу. Ночное время.

12:42 верный и благоразумный домоправитель. Домоправитель у евреев - раб, назначенный хозяином управлять всем его владением.

12:47 не делал по воле его. Нежелание делать добро заслуживает наказания не менее тяжкого, чем содеянное зло.

12:48 не знал, и сделал достойное наказания. Незнание воли хозяина достойно наказания тогда, когда у раба была возможность узнать ее. Свою волю в отношении Своего народа Бог изложил так, что никакие проступки человека не могут быть оправданы незнанием ее (Рим. 1,20; 2,14.15).

12:49 Огонь. См. Деян. 2,1-4.

12:50 Крещением должен Я креститься. Христос говорит о Своей смерти и воскресении. Само понятие "крещение" предполагает смерть (погружение в воду) и воскресение для новой жизни.

пока сие совершится. См. Ин. 19,30.

12:51 дать мир земле? нет... но разделение. В определенном, очень важном смысле Иисус принес на землю мир (Ин. 14,27). Однако человечество разделится на последователей Христа, и тех, кто не с Ним.