Управление общественными финансами электронный бюджет. Система электронный бюджет. IV. Участники системы "Электронный бюджет"

  • 15.02.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.01.2016, N 0001201601210014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2017, N 0001201703070033);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.11.2018, N 0001201811010027);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.12.2018, N 0001201812240044).
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет";

изменения, которые вносятся в Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" , одобренную распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 1275-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 31, ст.4773; 2013, N 48, ст.6259).

2. Установить, что мероприятия, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами в рамках установленных полномочий и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Министерству финансов Российской Федерации:

обеспечить совместно с Федеральным казначейством реализацию мероприятий по созданию и развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет");

утвердить в 18-месячный срок акты, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим постановлением.

4. Федеральным органам исполнительной власти и органам управления государственными внебюджетными фондами обеспечить реализацию бюджетных правоотношений с использованием системы "Электронный бюджет" в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет" для реализации бюджетных правоотношений в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет"

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2015 года N 658

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"), структуру и основные функции системы "Электронный бюджет", участников системы "Электронный бюджет", порядок обеспечения доступа к системе "Электронный бюджет", правовой режим информации и программно-технических средств системы "Электронный бюджет", правила информационного взаимодействия системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами, а также порядок ввода в эксплуатацию и использования системы "Электронный бюджет".

II. Назначение и задачи системы "Электронный бюджет"

2. Система "Электронный бюджет" предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

3. Система "Электронный бюджет" направлена на решение следующих задач:

а) повышение доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований, государственных и муниципальных учреждений, об их активах и обязательствах;

б) создание инструментов для взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения финансовых результатов реализации государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, программ, разрабатываемых и принимаемых органами местного самоуправления, непрограммных направлений деятельности, а также результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

в) обеспечение размещения в открытом доступе информации о плановых и фактических финансовых результатах деятельности в сфере управления общественными финансами государственных органов и органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, иных участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, получающих средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не являющихся участниками бюджетного процесса;

г) обеспечение интеграции процессов составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета, а также подготовки финансовой отчетности и иной аналитической информации публично-правовых образований, государственных и муниципальных учреждений;

д) усиление взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставку и выполнения государственных (муниципальных) контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;

е) обеспечение взаимосвязи реестров расходных обязательств с закрепленными в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями публично-правовых образований.

III. Структура и основные функции системы "Электронный бюджет"

4. Система "Электронный бюджет" состоит из:

а) единого портала бюджетной системы Российской Федерации;

б) централизованных подсистем системы "Электронный бюджет";

в) сервисных подсистем системы "Электронный бюджет".

5. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации обеспечивает открытость и доступность для граждан и организаций информации о бюджетной системе Российской Федерации, бюджетах бюджетной системы Российской Федерации и финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Состав информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, определяется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации .

6. Основными централизованными и сервисными подсистемами системы "Электронный бюджет" являются подсистемы:

а) бюджетного планирования;

б) управления расходами;

в) управления доходами;

г) управления денежными средствами;

д) управления закупками;

е) управления государственным долгом и финансовыми активами;

ж) управления нефинансовыми активами;

з) управления оплатой труда;
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

и) финансового контроля;

к) ведения нормативной справочной информации;

л) учета и отчетности;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2016 года N 9)

м) информационно-аналитического обеспечения;
(Подпункт дополнительно включен с 29 января 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2016 года N 9)

н) управления национальными проектами.
(Подпункт дополнительно включен с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 1288)

7. Централизованные и сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет" включают в себя программные компоненты и модули.

8. Централизованные подсистемы системы "Электронный бюджет" выполняют следующие функции:

а) формирование, ведение, хранение и обмен документами на этапах бюджетного планирования, исполнения федерального бюджета, включая организацию исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование, регистрацию и обобщение информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, а также включая организацию составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности и государственного финансового контроля;

б) ведение бухгалтерского и бюджетного учета федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и иных участников бюджетного процесса федерального уровня;

в) формирование, ведение и использование реестров, классификаторов и справочников системы "Электронный бюджет", в том числе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и обязательных для применения в государственных и муниципальных информационных системах управления государственными и муниципальными (общественными) финансами;

г) формирование информации и документов федеральных государственных заказчиков в рамках реализации , государственных заказчиков, действующих от имени субъекта Российской Федерации, и муниципальных заказчиков в рамках предоставления информации и документов для формирования и ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, в соответствии с указанным Федеральным законом;

д) формирование информации и документов юридическими лицами, указанными в для формирования и ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки;

е) информационное взаимодействие с иными информационными системами в целях предоставления информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет", а также получения информации, необходимой для реализации функций и полномочий субъектов системы "Электронный бюджет";

е_1) обеспечение ведения операций по казначейскому сопровождению целевых средств, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528)

ж) обмен документами между государственными органами, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными участниками бюджетного процесса в рамках реализации бюджетных правоотношений, а также иными юридическими и физическими лицами в рамках осуществления гражданско-правовых отношений с участниками бюджетного процесса;

з) иные функции, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. Сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет" выполняют следующие функции:

а) формирование, ведение, хранение и обмен документами на этапах бюджетного планирования, исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), включая организацию исполнения бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета, формирование, регистрацию и обобщение информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств субъекта Российской Федерации или муниципального образования, об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства, а также включая организацию составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности и государственного (муниципального) финансового контроля;

б) ведение бюджетного и бухгалтерского учета органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса регионального и муниципального уровней, а также государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений;

в) формирование и ведение реестров, классификаторов и справочников, используемых при реализации функций и полномочий, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "е" и "ж" настоящего пункта, а также использование единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации реестров, справочников и классификаторов;

г) формирование информации и документов государственных заказчиков, действующих от имени субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных заказчиков в рамках реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ;

д) информационное взаимодействие с иными информационными системами в целях предоставления информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет", а также получения информации для реализации бюджетных правоотношений;

е) обмен документами между органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, иными участниками бюджетного процесса в рамках реализации бюджетных правоотношений, а также иными юридическими и физическими лицами в рамках организации правоотношений с участниками бюджетного процесса регионального и муниципального уровней;

ж) иные функции, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам системы "Электронный бюджет", в том числе подсистемам (компонентам, модулям) системы "Электронный бюджет", устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

11. При формировании и обмене документами в системе "Электронный бюджет" используются форматы электронных документов, которые устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации, иными федеральными государственными органами в пределах своих полномочий по установлению форм соответствующих документов.
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

12. При формировании и обмене документами в системе "Электронный бюджет" используются усиленные квалифицированные электронные подписи, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

12_1. Порядок подтверждения подлинности и целостности электронных документов, формирование, ведение, хранение и обмен которыми осуществляются в системе "Электронный бюджет", устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528)

13. Ключи усиленных квалифицированных электронных подписей и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, ключи усиленных неквалифицированных электронных подписей и сертификаты ключей проверки усиленных неквалифицированных электронных подписей, а также средства электронной подписи, предназначенные для использования при формировании и обмене документами в системе "Электронный бюджет", а также при идентификации и авторизации в системе "Электронный бюджет" в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям, или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, удостоверяющими центрами, созданными в соответствии с нормами права иностранного государства.

13_1. В случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, при подтвержденной оператором системы "Электронный бюджет" недоступности системы "Электронный бюджет" (подсистемы (компонента, модуля) системы "Электронный бюджет") продолжительностью более 8 часов рабочего времени формирование и обмен документами, которые в соответствии с настоящим Положением подлежат формированию и обмену с использованием системы "Электронный бюджет" (подсистемы (компонента, модуля) системы "Электронный бюджет"), осуществляется участником системы "Электронный бюджет" с последующим (не позднее рабочего дня, следующего за днем подтвержденной оператором системы "Электронный бюджет" доступности системы "Электронный бюджет" (подсистемы (компонента, модуля) системы "Электронный бюджет") внесением информации, соответствующей информации документа на бумажном носителе, в систему "Электронный бюджет". Указанная информация формируется в системе "Электронный бюджет" с учетом требований, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Положения. Ответственность за идентичность информации, содержащейся в документе на бумажном носителе, и информации, внесенной в систему "Электронный бюджет", несет участник системы "Электронный бюджет".
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528)

14. В системе "Электронный бюджет" используются единые справочники, реестры и классификаторы, используемые участниками системы "Электронный бюджет", перечень и порядок формирования и ведения которых устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

15. Информация, содержащаяся в системе "Электронный бюджет", хранится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об архивном деле и о государственной тайне.

16. Информация, содержащаяся в системе "Электронный бюджет", подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации в отношении коммерческой тайны и иной охраняемой тайны.

IV. Участники системы "Электронный бюджет"

17. Участниками системы "Электронный бюджет" являются:

а) Министерство финансов Российской Федерации;

б) операторы системы "Электронный бюджет";

в) субъекты системы "Электронный бюджет";

г) пользователи системы "Электронный бюджет".

18. Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает создание и развитие системы "Электронный бюджет", в том числе разрабатывает и (или) принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, формирует требования к созданию и развитию системы "Электронный бюджет", координирует формирование требований к системе "Электронный бюджет" других федеральных государственных органов в части обеспечения информационного взаимодействия с системой "Электронный бюджет" и обеспечивает разработку и мониторинг исполнения планов мероприятий по ее созданию и развитию.

19. Операторами системы "Электронный бюджет" являются:

а) Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство - в части централизованных подсистем системы "Электронный бюджет" и единого портала бюджетной системы Российской Федерации;

б) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местные администрации - в части сервисных подсистем системы "Электронный бюджет".

20. Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются функции и полномочия операторов системы "Электронный бюджет", а также перечень подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет", оператором которых является Министерство финансов Российской Федерации, и перечень подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет", оператором которых является Федеральное казначейство.

21. Субъектами системы "Электронный бюджет" являются государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные и муниципальные учреждения и юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, получающие средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иные юридические и физические лица при реализации правоотношений с участниками бюджетного процесса, а также юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" , использующие систему "Электронный бюджет" для реализации бюджетных полномочий, ведения финансово-хозяйственной деятельности, обмена документами в рамках заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, казначейского сопровождения, реализации иных правоотношений с участниками бюджетного процесса и (или) для формирования и предоставления информации, в том числе для размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, в единой информационной системе в сфере закупок, и получения информации в целях реализации функций и полномочий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

22. Пользователями системы "Электронный бюджет" являются физические и юридические лица, использующие информацию, размещаемую на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.

V. Порядок обеспечения доступа к системе "Электронный бюджет"

23. Операторы системы "Электронный бюджет" обеспечивают доступ к системе "Электронный бюджет", в том числе:

а) к единому порталу бюджетной системы Российской Федерации -пользователям системы "Электронный бюджет" путем свободного доступа к указанному порталу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

б) к централизованным и сервисным подсистемам системы "Электронный бюджет" - субъектам системы "Электронный бюджет" после прохождения процедуры регистрации и авторизации:

в части работы с информацией, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, путем использования сервиса "личный кабинет", расположенного для централизованных подсистем системы "Электронный бюджет" - на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, для сервисных подсистем системы "Электронный бюджет" - на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в сети "Интернет";
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

в части работы с информацией, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, в порядке, устанавливаемом соответствующим оператором системы "Электронный бюджет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

24. Регистрация участников системы "Электронный бюджет" в этой системе осуществляется операторами системы, а также субъектами системы "Электронный бюджет" при использовании ими программного обеспечения, необходимого для выполнения работ, указанных в абзаце третьем подпункта "б" пункта 23 настоящего Положения, которое предоставляется им операторами системы "Электронный бюджет" безвозмездно. Порядок указанной регистрации определяется Министерством финансов Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

Идентификация, аутентификация и авторизация операторов и субъектов системы "Электронный бюджет" в соответствии с настоящим Положением обеспечиваются в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и (или) сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи или иного сертификата ключа проверки электронной подписи.

25. В целях организации работы с системой "Электронный бюджет" операторы и субъекты системы "Электронный бюджет" принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение:

а) уполномоченных лиц операторов и субъектов системы "Электронный бюджет", использующих систему "Электронный бюджет", и их полномочий в соответствии с перечнем полномочий участников системы "Электронный бюджет", определяемым Министерством финансов Российской Федерации;

б) подпункт утратил силу с 1 января 2019 года - постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 ;

в) лиц субъекта системы "Электронный бюджет", на которых возложена ответственность за техническое обеспечение работы с системой "Электронный бюджет".

26. Зарегистрированные в системе "Электронный бюджет" лица получают санкционированный доступ к системе "Электронный бюджет" для осуществления функций участника системы "Электронный бюджет" в соответствии с полномочиями, которыми они наделены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

27. Зарегистрированные в системе "Электронный бюджет" лица обязаны не производить действий, направленных на нарушение процесса функционирования системы "Электронный бюджет".

VI. Правовой режим информации и программно-технических средств системы "Электронный бюджет"

28. Правомочия обладателя информации, которая формируется и (или) предоставляется для размещения в централизованных подсистемах системы "Электронный бюджет" и на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, а также субъекты системы "Электронный бюджет" в части формируемой и получаемой ими информации.

29. Правомочия обладателя информации, которая формируется и (или) предоставляется для размещения в сервисных подсистемах системы "Электронный бюджет", осуществляет соответственно субъект Российской Федерации, муниципальное образование, государственное или муниципальное бюджетное или автономное учреждение, использующие сервисные подсистемы системы "Электронный бюджет", а также органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в части формируемой и получаемой ими информации.

30. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы "Электронный бюджет" и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.

31. Исключительное право на прикладное программное обеспечение, включаемое в состав программно-технических средств системы "Электронный бюджет", приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

32. Совокупность программного обеспечения системы "Электронный бюджет", а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ системы "Электронный бюджет".

Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ системы "Электронный бюджет" устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

33. Операторы централизованных подсистем системы "Электронный бюджет" в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке организуют безвозмездное предоставление субъектам системы "Электронный бюджет" права на использование программного обеспечения системы "Электронный бюджет", в том числе путем его воспроизведения, в объеме, необходимом для обеспечения реализации субъектами системы "Электронный бюджет" бюджетных правоотношений, обмена документами в рамках заключения и исполнения гражданско-правовых договоров и реализации иных правоотношений с участниками бюджетного процесса, формирования и предоставления информации, в том числе для ее размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации и в единой информационной системе в сфере закупок, а также для получения из системы "Электронный бюджет" информации, необходимой для реализации иных функций и полномочий.

VII. Информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами

34. В настоящем Положении под информационным взаимодействием системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами понимается получение, размещение в автоматизированном режиме и использование информации, содержащейся в иных информационных системах, в системе "Электронный бюджет", а также предоставление в иные информационные системы информации, содержащейся в системе "Электронный бюджет".

35. Информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" обеспечивается со следующими государственными и муниципальными информационными системами:

а) государственные и муниципальные информационные системы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами в целях реализации бюджетных правоотношений и ведения единых для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации реестров, справочников и классификаторов, а также их использования в государственных и муниципальных информационных системах;

б) единая информационная система в сфере закупок в части обеспечения обмена информацией в рамках реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" , в том числе информацией и документами, формируемыми государственными заказчиками, а также единой нормативной справочной информацией, в том числе каталогом товаров, работ и услуг;

в) аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенная в сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), - в части передачи информации о реализации федеральных проектов, об объемах расходов федерального бюджета, связанных с реализацией государственных программ Российской Федерации, и о показателях их кассового исполнения, а также в части получения сведений о перечне подпрограмм государственных программ Российской Федерации, текстовых частях государственных программ Российской Федерации, основных мероприятиях и мероприятиях государственных программ Российской Федерации, плановых и фактических показателях их реализации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 1288 .

г) федеральные государственные информационные системы, в которых осуществляются формирование и ведение информационного ресурса федеральной адресной инвестиционной программы, - в части обмена информацией в рамках формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, в том числе финансирования расходов на федеральную адресную инвестиционную программу, формирования и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, формирования и представления отчетности об исполнении федерального бюджета в указанной сфере;

д) государственная автоматизированная информационная система "Управление" - в части предоставления сведений, предусмотренных Положением о государственной автоматизированной информационной системе "Управление" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года N 1088 "О государственной автоматизированной информационной системе "Управление" ;

е) федеральная государственная информационная система "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" - в части получения информации о кадровом составе государственной гражданской службы Российской Федерации, иных сведений, необходимых для ведения бухгалтерского и бюджетного учета, а также для реализации бюджетных полномочий субъектов системы "Электронный бюджет";
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года N 256 .

ж) федеральная государственная информационная система координации информатизации - в части передачи информации о планируемых объемах расходов федерального бюджета, связанных с реализацией мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации), а также получения заключений о целесообразности проведения и (или) финансирования мероприятий по информатизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" ;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

з) государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах - в части размещения информации, необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами, и в части получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" , платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами;

и) официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети "Интернет" в части предоставления сведений, предусмотренных порядком предоставления информации государственным и муниципальным учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети "Интернет" и ведения указанного сайта, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации;

к) иные информационные системы, использующие информацию, формируемую в системе "Электронный бюджет", а также формирующие информацию, необходимую для реализации бюджетных полномочий субъектов системы "Электронный бюджет" или ведения ими бухгалтерского и бюджетного учета;

л) инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе федеральная государственная информационная система "Единая система нормативной справочной информации", - в части предоставления сведений, предусмотренных положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система нормативной справочной информации", утвержденным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

36. Информация, которая используется для осуществления функций и полномочий субъектов системы "Электронный бюджет", реализуемых посредством системы "Электронный бюджет", содержащаяся в иных государственных и муниципальных информационных системах, подлежит обязательному предоставлению из иных государственных и муниципальных информационных систем в систему "Электронный бюджет" в автоматизированном режиме.

37. При организации взаимодействия системы "Электронный бюджет" и иных информационных систем может быть использована инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также региональные системы межведомственного электронного взаимодействия.

38. Правила информационного взаимодействия системы "Электронный бюджет" с информационными системами, указанными в подпунктах "а" и "к" пункта 35 настоящего Положения, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации, с информационными системами, указанными в подпунктах "б" - "г", "е", "ж" и "л" пункта 35 настоящего Положения, устанавливаются соглашениями между Министерством финансов Российской Федерации и заказчиками (операторами) информационных систем (совместными нормативными правовыми актами).

Информационное взаимодействие системы "Электронный бюджет" с информационными системами, указанными в подпунктах "д", "з" и "и" пункта 35 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с правилами функционирования информационных систем, указанных в подпунктах "д", "з" и "и" пункта 35 настоящего Положения, утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Требования к технологической совместимости системы "Электронный бюджет" и государственных и муниципальных информационных систем в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1528 .

39. Операторами системы "Электронный бюджет" обеспечивается ведение реестров обмена информацией системы "Электронный бюджет" с иными информационными системами.

40. Операторы государственных информационных систем субъектов Российской Федерации и операторы муниципальных информационных систем обеспечивают доступ операторов системы "Электронный бюджет" к содержащейся в таких информационных системах информации, используемой для осуществления функций и полномочий субъектов системы "Электронный бюджет", реализуемых посредством системы "Электронный бюджет".

VIII. Порядок ввода в эксплуатацию, внедрения и использования системы "Электронный бюджет"

41. Ввод в эксплуатацию системы "Электронный бюджет" осуществляется Министерством финансов Российской Федерации поэтапно по подсистемам (компонентам, модулям) системы "Электронный бюджет". Перечень подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет" определяется в документации, касающейся системы "Электронный бюджет", состав, требования к содержанию и порядок разработки и утверждения которой устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

42. Для ввода в эксплуатацию системы "Электронный бюджет" (подсистемы (компонента, модуля) системы "Электронный бюджет") Министерство финансов Российской Федерации формирует межведомственную комиссию по приемке результатов выполнения работ по созданию и развитию системы "Электронный бюджет". В комиссию в обязательном порядке включаются представители Федерального казначейства. Возглавляет комиссию уполномоченное лицо Министерства финансов Российской Федерации.

Порядок организации внедрения централизованных подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет" в субъектах системы "Электронный бюджет", а также общие требования к организации внедрения сервисных подсистем (компонентов, модулей) системы "Электронный бюджет" в субъектах системы "Электронный бюджет" устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

43. Разработка, развитие и использование федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными казенными учреждениями информационных систем, реализующих функции, автоматизируемые в системе "Электронный бюджет" (подсистеме (компоненте, модуле) системы "Электронный бюджет"), со дня ввода системы "Электронный бюджет" (подсистемы (компонента, модуля) системы "Электронный бюджет") в эксплуатацию, не допускаются.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2015 года N 658

Изменения, которые вносятся в Концепцию создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

1. Абзац четвертый раздела 2 после слова "достижения" дополнить словом "финансовых".

2. В разделе 5 :

а) в абзаце двенадцатом слова "и является оператором системы "Электронный бюджет" исключить;

б) абзацы четырнадцатый - шестнадцатый изложить в следующей редакции:

"Создание и развитие системы "Электронный бюджет" предлагается реализовать в 3 этапа:

на первом этапе (2011-2014 годы) осуществляются проектирование системы "Электронный бюджет", включая разработку общей информационной и программно-технической архитектуры системы, формирование организационной распорядительной и технической документации, необходимой для создания системы "Электронный бюджет", разработка подсистем бюджетного планирования, управления закупками и ведения реестров, технологических подсистем системы "Электронный бюджет" и единого портала бюджетной системы Российской Федерации, а также модернизация имеющихся информационных баз;

на втором этапе (2015-2017 годы) осуществляются разработка подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения системы "Электронный бюджет", а также развитие подсистем системы "Электронный бюджет", разработанных на первом этапе, и единого портала бюджетной системы Российской Федерации;";

в) после абзаца шестнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"на третьем этапе (2018-2020 годы) осуществляются разработка подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, а также развитие подсистем системы "Электронный бюджет", разработанных на первом и втором этапах, и единого портала бюджетной системы Российской Федерации.";

г) абзацы восемнадцатый и двадцать третий признать утратившими силу.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

"Бюджет", 2011, N 9

Проводимые в последние годы бюджетные реформы обеспечили переход на среднесрочное бюджетное планирование, контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременное и качественное формирование отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетное послание Президента РФ "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" и Концепция создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренная Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р, определяют дальнейшую стратегию развития управления бюджетным процессом в Российской Федерации. В соответствии с положениями этих программных документов первый этап разработки и внедрения комплексной информационной системы "Электронный бюджет" должен быть закончен уже в 2012 г. Ее цель - "повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства, применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами" <1>.

<1> Концепция создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренная Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р.

Справка. Основные цели создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет":

  • обеспечение открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства;
  • применение информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

Новые задачи

В Концепции создания и развития "Электронного бюджета" отмечается, что к началу 2011 г. был достигнут определенный уровень информатизации и автоматизации процессов в сфере управления государственными и муниципальными финансами, но существуют и не решенные до сих пор задачи. Не везде используются эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса и соблюдается принцип однократного ввода информации, исключающий дублирование рутинных операций по многократному вводу и обработке данных и связанные с этим временные затраты и возможные ошибки. Не осуществлена полная автоматизация и интеграция всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций, отсутствуют инструменты, позволяющие увязывать информацию о достигнутых результатах этой деятельности с исполнением бюджетов. Не обеспечена реализация принципов прозрачности и доступности для граждан и организаций информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, закрепленных в Бюджетном кодексе.

Способы их решения

Для решения поставленных задач в основу функционирования электронного бюджета будут положены принципы открытости информационных систем, интеграции имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов, интерактивного регламентированного доступа к информационным системам всех зарегистрированных пользователей независимо от их территориального местонахождения, соблюдения правила однократного ввода данных и обеспечения их обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем.

Необходимость дальнейшего совершенствования процедур и обеспечения единообразия методологии управления общественными финансами выдвигает новые требования к механизмам и инструментам организации информационных потоков. Удовлетворить эти требования можно только развивая информационные технологии, используя передовые решения в этой области, переводящие сбор и обработку данных на более высокий уровень.

Комплексное решение "Электронный бюджет" от Компании "Бюджетные и Финансовые Технологии" - развитие последовательной политики компании по построению централизованных решений в масштабе региона - основывается на принципах Концепции создания и развития "Электронного бюджета" и полностью соответствует требованиям Федерального закона N 83-ФЗ, Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р, Государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р.

"Электронный бюджет" от компании БФТ интегрирует и автоматизирует основные процессы управления общественными финансами и включает в себя несколько основных направлений: программно-целевое бюджетирование, планирование и исполнение бюджета, бухгалтерский учет и отчетность, управление закупками, бюджетный контроль, мониторинг ключевых показателей эффективности, формируя таким образом единое информационное пространство в сфере управления экономикой региона. "Электронный бюджет" унифицирует и упрощает бюджетный процесс, составление и представление регламентированной отчетности, исключает необходимость многократного ввода информации вручную, обеспечивает ее обработку в режиме реального времени.

Одним из требований Концепции создания и развития "Электронного бюджета" является переход на юридически значимый электронный документооборот. Решение компании БФТ способствует этому переходу в области управления общественными финансами. В рамках системы автоматизируются процедуры обработки документов и контроля за исполнением поручений, создается централизованное хранилище нормативной и иной документации. "Электронный бюджет" использует единые реестры и классификаторы и делает возможным централизованное взаимодействие с федеральными реестрами и порталами.

Организация внутренних и внешних порталов способствует созданию механизма реализации принципа открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей. Также "Электронный бюджет" позволит создать инструменты для повышения ответственности публично-правовых образований за выполнение функций, достижение индикаторов результативности деятельности и эффективности использования бюджетных ресурсов. Централизованный подход ведет к оптимизации бюджетных расходов на внедрение и поддержку ИТ-решений, при этом обеспечивается бесперебойность и надежность функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации.

Элементы интегрированной информационной платформы "Электронный бюджет" компании БФТ уже применяются и внедряются в пяти субъектах РФ , способствуя исполнению актуальных требований законодательства, направленных на реализацию политики повышения эффективности бюджетных расходов и информатизации в сфере государственного управления, проводимой Правительством РФ.

Федеральное казначейство

Отрасль: Государственное и муниципальное управление

Государственный контракт № .

Основной целью создания системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.

Система «Электронный бюджет» создается в соответствии с Концепцией создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 г. № 1275-р. В указанной Концепции определены цель, задачи, принципы и результаты создания и развития системы «Электронный бюджет», основные направления, а также механизмы и этапы создания и развития системы «Электронный бюджет».

Цели комплексного проектирования:

  • разработка совокупности решений по организации и структуре элементов системы «Электронный бюджет», имеющих принципиальное значение для функционирования системы в целом, и решений по способам и вариантам перехода к целевому состоянию архитектуры системы «Электронный бюджет»;
  • анализ вариантов и разработки проектных решений по ключевым компонентам системы – технологической основе, подсистемам обеспечения информационной безопасности и юридической значимости электронных документов, ИТ-инфраструктуре;
  • формирование требований к технологическим и функциональным подсистемам системы;
  • разработка пакета методических материалов и документов, определяющих порядок разработки компонентов системы и шаблоны разрабатываемой документации;
  • создание методик расчета требований к аппаратному обеспечению системы.

Выполнение работ по комплексному проектированию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» было регламентировано требованиями Государственного контракта № . Государственный контракт предусматривал выполнение работ в 4 этапа, начиная с разработки общих решений по системе до формирования детальных требований к подсистемам и компонентам системы.

В ходе проекта, в период с 2012 до 2014 года, были выполнены следующие работы:

  • разработка системной архитектуры системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технического задания на систему «Электронный бюджет»;
  • разработка моделей угроз и нарушителя информационной безопасности системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к ИТ-инфраструктуре системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к подсистеме обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к подсистеме обеспечения информационной безопасности и подсистеме обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
  • разработка требований к подсистеме управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
  • проектированию ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
  • разработка методических материалов для формирования требований к аппаратному обеспечению со стороны функциональных подсистем системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации компонентов ИТ-инфраструктуры системы «Электронный бюджет»;
  • проектирование подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров системы «Электронный бюджет»;
  • проектирование подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов системы «Электронный бюджет»;
  • проектирование подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
  • разработка технических требований на товары и услуги для реализации подсистемы управления эксплуатацией системы «Электронный бюджет»;
  • разработка общих требований к функциональным подсистемам, требований к интеграции и информационному взаимодействию системы «Электронный бюджет» с внешними системами;
  • разработка технических заданий на создание открытой части Единого портала бюджетной системы Российской Федерации и функциональных подсистем первой очереди:
    • учет и отчетность;
    • управление кадровыми ресурсами;
    • управление нефинансовыми активами;
    • управление закупками;
    • информационно-аналитическое обеспечение.
  • разработка технических заданий на создание функциональных подсистем второй очереди:
    • бюджетное планирование;
    • управление расходами;
    • управление денежными средствами.
  • разработка технических заданий на создание функциональных подсистем третьей очереди:
    • управление долгом и финансовыми активами;
    • управление доходами;
    • финансовый контроль;
  • разработка пакета организационно-методических материалов для обеспечения процессов разработки и сопровождения функциональных подсистем системы «Электронный бюджет».

Все результаты работ были согласованы с заказчиком. Ключевые результаты согласовывались Координационной комиссией, рабочими группами и экспертной группой по «Электронному бюджет», созданными Министерством финансов.

Основой для проектирования решений и разработки требований стала Системная архитектура системы «Электронный бюджет», сформированная с использованием методологии TOGAF (The Open Group Architecture Framework), с выделением уровней функциональной архитектуры, программной архитектуры, архитектуры данных и технической архитектуры.

На уровне функциональной архитектуры описаны основные решения по функциональным и технологическим подсистемам системы и Открытой части Единого портала бюджетной системы РФ, компонентам технологических подсистем, функциям технологических подсистем и их компонентов. Для функциональной архитектуры приведено описание функционального взаимодействия между подсистемами системы и их компонентами и основные решения по порядку выполнения функций в функциональных подсистемах.

Программная архитектура описывает типовые классы программных продуктов и программных платформ, обеспечивающих выполнение функций системы, содержит схему программной архитектуры с отображением типовых классов программных продуктов на подсистемы, компоненты и функции системы «Электронный бюджет», описывает стандарты программного взаимодействия между компонентами системы.

Для программной архитектуры приведены принципы использования программного обеспечения системы «Электронный бюджет» организациями сектора государственного управления и решения по программной реализации закрытого контура системы.

Архитектура данных включает следующие описания:

  • категории данных, обрабатываемых в Системе;
  • проектные решения по организации потоков данных;
  • оценка объемов обрабатываемых данных;
  • решения по использованию баз данных и хранилищ данных подсистемами и компонентами системы «Электронный бюджет».

Архитектура подсистемы обеспечения информационной безопасности содержит основные решения по организации информационной безопасности в системе «Электронный бюджет», функциональной и программной архитектурам подсистемы.

Для уровня технической архитектуры приводятся:

  • схемы её организации, содержащие решения при использовании двух или трех площадок центра обработки данных;
  • сетевая архитектура системы «Электронный бюджет»;
  • архитектура технических платформ, включающая аппаратные средства вычислительной техники, инфраструктуру хранения данных и описание системного программного обеспечения.

Проработаны решения по режимам функционирования, отказо- и катастрофоустойчивости системы. Разработана стратегия создания подсистем и компонентов системы. Документы и решения, разработанные на основе общих решений, приведенных в составе Системной архитектуры, детализируют их до уровня готовности к реализации.

В результате проекта были созданы решения и требования, на основании которых начата разработка подсистем системы «Электронный бюджет». Система строится по компонентой модели, функционирующей в сервис-ориентированной архитектуре, и обладающей едиными средствами интеграции, мониторинга и управления.

Отдельные результаты комплексного проектирования были использованы Федеральным казначейством при создании и развитии ведомственных информационных систем.

Пример 1. Схема функциональной архитектуры


Пример 2. Схема программной архитектуры, «наложенная» на функциональную архитектуру


Пример 3. Схема размещения

«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание которой отвечает Минфин РФ .

Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Хроника проекта

2019: «БАРС Груп» создает цифровой инструмент для контроля за исполнением национальных проектов

Постановление было необходимо для наделения Федерального казначейства полномочиями по осуществлению координации работ в рамках создания государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

2011: Проектирование системы

В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS , которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».

Цели создания системы

Целевыми показателями создания и развития системы «Электронный бюджет» являются:

  • достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
  • доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 процентов;
  • сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов;
  • сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
  • доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов;
  • обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации;
  • доведение количества субъектов Российской Федерации, организации сектора государственного управления которых будут иметь аналогичные с федеральными организациями сектора государственного управления показатели в отношении доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности, а также в отношении сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и сокращения сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности, не менее чем до 20.

Архитектура системы

В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:

  • бюджетное планирование;
  • управление доходами;
  • управление расходами;
  • управление долгом и финансовыми активами;
  • управление денежными средствами;
  • управление закупками;
  • управление нефинансовыми активами;
  • управление кадровыми ресурсами;
  • бухгалтерский и управленческий учет;
  • финансовый контроль.

При проектировании системы «Электронный бюджет» был проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с ее подсистемами, по итогам которого информационные системы были классифицированы на подлежащие замещению подсистемами системы «Электронный бюджет» или интеграции с ней.

Архитектура системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие элементы:

  • централизованные подсистемы, реализующие основные функции и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;
  • сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;
  • единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.

Управление созданием системы

С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» предлагается многоуровневая система управления таким процессом:

  • Координировать работы, утверждать планы и контролировать их исполнение будет Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления ;
  • Министерство финансов РФ - обеспечивает создание и развитие системы «Электронный бюджет», в том числе разрабатывает необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к системе;
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ - обеспечивает проведение экспертной оценки документов по информатизации, формируемых при планировании и реализации мероприятий по созданию и развитию системы;
  • Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их функциями и полномочиями будут формировать требования к отдельным подсистемам, реализовывать взаимодействие ведомственных информационных систем с системой «Электронный бюджет», а также внедрение сервисных подсистем;
  • Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство , обеспечивая реализацию планов по созданию и развитию системы, ее соответствие установленным требованиям;
  • Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой «Электронный бюджет» на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем.

План проекта

Создание и развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в 2 этапа:

  • Разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (2011 - 2012 годы);
  • Развитие системы «Электронный бюджет» (2013 - 2015 годы).

В части создания аппаратно-технического обеспечения предусматривается на первом этапе:

  • организация центра обработки данных и создание на его базе, а также на базе имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти первой очереди технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование существующих информационных систем Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
  • организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы «Электронный бюджет».

На втором этапе:

Финансирование

На конец 2013 года суммарно на разработку системы «Электронного бюджета» было потрачено более 1,1 млрд руб .

В числе подрядчиков, занимавшихся разработкой системы, была компания ОТР . Она, в частности, разрабатывала подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов «Электронного бюджета». Сумма контракта Федерального Казначейства с этим разработчиком составила 410,2 млн руб.

Еще 575,2 млн руб. Федеральное Казначейство заплатило компании «Компьютел », которая в рамках заключенного контракта поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.

80 млн руб. ведомство заплатило за создание и актуализацию нормативной справочной информации, используемой в информационных системах Федерального казначейства в рамках государственной интегрированной системы «Электронный бюджет».

В 2015 году общий объем вложений в «Электронный бюджет», по подсчетам TAdviser, составил 1,17 млрд рублей, в 2016 – 1,08 млрд.

По данным ранкинга TAdviser «10 самых дорогих ИТ-систем в госсекторе России сегодня» , опубликованного в 2016 году, «Электронный бюджет» находится на 8 месте.

ГИИС «Электронный бюджет»

Система «Электронный бюджет» предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счёт формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

ГИИС «Электронный бюджет» включает в себя ряд подсистем:

Подсистема ведение реестра участников бюджетного процесса , а также юридических лиц, являющихся неучастниками бюджетного процесса.

Подсистема ведения базовых (отраслевых), а также ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ и услуг.

Подсистема учета и отчетности.

Подсистема управления закупками.

Подсистема управления расходами, в части ведения учета бюджетных обязательств.

По всем выше названным подсистемам, в настоящее время Федеральным казначейством ведется активная работа по их запуску в промышленную эксплуатацию.

Постараюсь вкратце остановиться на каждой из названных подсистем.

Реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, являющихся неучастниками бюджетного процесса.

По состоянию на 01 декабря 2016 года в Сводный реестр включены все участники бюджетного процесса федерального уровня, субъектового и муниципальных уровней. При этом не у всех организаций, предполагающих осуществлять государственные закупки по 44-ФЗ, вне зависимости от уровня бюджета, в реестровых записях Сводного реестра проставлены полномочия в сфере закупок. Отсутствие в реестровой записи полномочий «Заказчика» не позволит формировать и размещать план – закупок, план – график в ГИИС «Электронный бюджет» на 2017 год и последующие периоды.

В ближайшее время необходимо осуществить мониторинг реестровых записей Сводного реестра на предмет выявления организаций, у которых должны быть, но отсутствуют указанные полномочия.

Также организациям, после добавления полномочий «Заказчика» в реестровой записи необходимо произвести перерегистрацию по 27Н в личном кабинете Единой информационной системе в сфере закупок. Перерегистрацию должно производить лицо, обладающее полномочиями администратора организации.

В 2016 году в автоматическом режиме происходит репликация данных Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» в справочники Автоматизированной системы Федерального казначейства в отношении участников бюджетного процесса федерального уровня.

Начиная с 01 января 2017 репликация данных Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» будет происходить в отношении организаций субъектового и муниципальных уровней.

В этой связи необходимо обеспечить 100 процентное включение в Сводный реестр информации об участниках и неучастниках бюджетного процесса уровней субъекта и муниципалитетов, обеспечить актуальное состояние реестровых записей.

Упомянутые выше мероприятия репликации данных из Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет» в информационные системы Федерального казначейства должны позволить отказаться от использования прикладного программного обеспечения Системы электронного документооборота.

Ведения базовых (отраслевых), а также ведомственных перечней государственных (муниципальных) работ и услуг.

В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности . Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 151 утверждены Общие требования к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями).

Формирование ведомственных перечней производится органами местного самоуправления, осуществляющими функции учредителя бюджетных или автономных учреждений, а также главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения в ГИИС «Электронный бюджет»

В этой связи, территориальным отделам необходимо как можно скорее провести работу с органами, осуществляющими полномочия учредителя, которые до настоящего времени не сформировали ведомственные перечни, не провели работу по актуализации записей ведомственного перечня в части актуальности реестровых записей базового перечня и наименований учреждений по Сводному реестру.

Из 48 ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями утверждено по данным ГИИС "Электронный бюджет" – 13. Отсутствие утвержденных ведомственных перечней не позволит учреждениям выполнять государственные задания.

В случае получения информации о критических ошибках, препятствующих формированию (актуализации) ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями необходимо постараться разобраться в проблеме, если своими силами не удается устранить ошибку, рекомендовать органам, осуществляющим полномочия учредителя заводить обращения в службу поддержки ГИИС «Электронный бюджет» и при не решении проблемы направлять информацию об ошибках каждый четверг в ОВФР в соответствии с Приложением 2 к письму Федерального казначейства -04-05/05-873.

Подсистема учета и отчетности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» обеспечивает централизованное составление, представление, свод и консолидацию отчетности об исполнении федерального бюджета и бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Подсистема предоставляет пользователю следующие функциональные возможности:

· создание и настройка формуляров отчетных форм;

· заполнение форм отчетности путем ручного ввода;

· предзаполнение форм отчетности данными из других отчетных форм;

· автоматическое формирование протоколов контролей;

· запуск пакета контролей над формой (-ами) отчетности;

· настройка контрольных соотношений для различных уровней;

· согласование и подписание форм отчетности;

· мониторинг процесса составления и представления отчетности;

· выгрузка форм отчетности в соответствие с Требованиями к форматам текстовых файлов;

· ведение справочников, необходимых для процесса составления и представления форм отчетности.

По состоянию на 01 декабря 2016 года к подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» подключено 34 участника бюджетного, которые вместе с Управление участвуют в пилотировании указанной подсистемы.

Управление наряду с представлением отчетности по главе 100 Федеральное казначейство в ППО «СЭД» осуществляет параллельное представление отчетности в подсистеме учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» начиная с июля месяца текущего года. Подразделением, ответственным за оказание функциональной поддержки пилотных организаций определен отдел финансового обеспечения Управления. Понятно, что возникают проблемы и выявляются ошибки, которые решаются путем обращения к группе поддержки Электронного бюджета.

Предполагается, что начиная со сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2016 году все клиенты федерального уровня, включая их подведомственные филиальные сети будут сдавать отчетность с использованием ГИИС «Электронный бюджет». При этом отдел финансового обеспечения с передачей полномочий по главе 100 Федеральное казначейство в ФКУ «ЦОКР» будет обеспечивать такую возможность всем клиентам.

Подсистема управления закупками Государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в части формирования сведений планового реестра укрупненных закупок, предложений по закупкам, позиций плана закупок, реестра плана закупок, ведомости ЛБО, позиций плана-графика, реестра планов-графиков и ведомости плана финансово-хозяйственной деятельности предназначена для осуществления процедур формирования обоснований бюджетных ассигнований на закупки товаров, работ, услуг главными распорядителями средств федерального бюджета, обеспечиваемого при взаимодействии с Подсистемой бюджетного планирования, для осуществления процедур по формированию получателями бюджетных средств - федеральными государственными заказчиками предложений по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, закупкам в части публичных обязательств Российской Федерации по приобретению товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, закупкам в части объектов капитального строительства , мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, включенных (предлагаемых к включению) в федеральную адресную инвестиционную программу на 2016-2018 годы и последующие бюджетные циклы, для формирования сведений реестра плана закупок, реестра планов-графиков закупок, а также для взаимодействия с ЕИС.

В настоящее время идет активная работа по подключению участников бюджетного процесса к указанной подсистеме. По состоянию на 01 декабря 2016 года подключено 90 организаций из 196.

Начиная с 2017 государственные заказчики федерального уровня будут формировать свои планы – закупок, планы – графиков в ГИИС «Электронный бюджет». Более подробно по работе в подсистеме управления закупками в своем докладе расскажет.

C января 2017 года ведение учета бюджетных обязательств будет осуществляться в ГИИС «Электронный бюджет», в том числе в подсистеме управления расходами .

Для получения доступа к сервисам, реализованным в Компоненте, клиентам необходимо выполнить подготовительные мероприятия, в том числе предоставить в территориальные органы Федерального казначейства по месту обслуживания заявки на предоставление доступа к Компоненту, содержащие информацию о сотрудниках, ответственных за постановку на учет бюджетных обязательств. До конца текущего года все клиенты Управления должны быть подключены и уметь работать в подсистеме управления расходами, в части ведения учета бюджетных обязательств.

Спасибо за внимание!