Киберпоп: «Клип ПопКультура – хорошая иллюстрация попыток достучаться до людей в рясах»

Последнее время Ютуб вел активную войну с христианством и православием. Многие популярные блогеры собрали немало просмотров и подписчиков на модном тренде атеизма. Знали ли вы, что на Ютубе есть православные блогеры? Служители от церкви, которые подобно первым апостолам, отправляются в далекие земли дикарей проповедовать Евангелие... цифровое Евангелие. Даже если это описание вам не очень понравилось, уверены, вы найдете массу любопытных мыслей в интервью с блогером под псевдонимом Киберпоп

– Фильм Матильда действительно оскорбляет чувства православных верующих? Или же вся эта ситуация искусственно раздувается нечистыми на руку людьми, далёкими от веры?

Если уж и говорить о чувствах православных верующих, то их оскорбляет скорее та отвратительная и совершенно омерзительная шумиха, которая раздувается радикалами вокруг фильма «Матильда» и вокруг личности Николая II. В результате их деятельности фильм, разумеется, не запретят, а вот удар по Церкви наносится сильнейший. Происходящему у меня есть два разумных объяснения. Первое – конспирологическое.

Допустим, кто-то хочет расколоть Церковь. Что для этого можно сделать? Разогреть радикалов по какому-нибудь подходящему поводу, и «Матильда» для этого – идеальный вариант. После чего радикалы начинают истошно кричать любую ахинею, и чем глупее это выглядит, тем лучше. При достижении определенного уровня шумихи общество всерьез начинает сначала с беспокойством и недоумением посматривать в сторону Церкви, а затем агрессивно задавать вопросы. При этом здоровая часть Церкви сама по себе начинает дистанцироваться от орущих, чтоб ее с ними не смешивали, а радикальная, в свою очередь, попытается отмежеваться от «предателей в рясах». Если немного этому процессу подсобить, то дело сделано.

Хотя это объяснение мне не очень нравится в силу того, что я вообще не сторонник всяких конспирологических теорий, но второе мне нравится еще меньше, потому что оно совсем не лестное для Русской Православной Церкви.

По сути все то же самое, только все это происходит не из-за чьего-то умысла и искусственных действий, а в результате неправильной политики самой РПЦ. Все чаще приходится слышать, что все это - следствие того «права на насилие», которое вступило в силу после скандала вокруг панк-рок группы «Пусси Райот», а теперь практически достигло своего апогея в борьбе с «Матильдой» и поджогами кинотеатров.

Очень не хочется, чтоб это было правдой, утешаю себя тем, что просто не обладаю всей полнотой информации, но в то же время не припомню, когда в последний раз Церковь «милость к падшим» призывала. Раздаются только слабые голоса отдельных представителей о прощении, милосердии, сострадании, о необходимости вообще понять тех же девушек из панк-рок группы, того же Соколовского, какого-то конструктивного разговора с ними.

Церковь очень неоднородна внутри себя. В ней есть совершенно различные страты, и если мои предположения верны, то мы сейчас находимся как раз в начале стадии размежевания. Лично я не нахожу другого разумного объяснения происходящему, либо первое, либо второе, либо все сразу. Может быть кто-то предложит иное объяснение? С удовольствием его послушаю.

– Каково ваше личное отношение к картине? Считаете ли вы, что ее нужно запрещать?

У меня нет никакого отношения к фильму «Матильда», потому что я его еще не видел. Могу предположить, что его художественная ценность и историческая достоверность будет не выше, чем у фильма «Викинг», который рассказал нам о святом равноапостольном князе Владимире и о его похождениях.

Запрещать? Нет, это ничего не даст. Скорее наоборот – лучше показать его скорее по всем каналам, чтобы все угомонились. Хотя радикально настроенные, конечно, не угомонятся, а вот сомневающееся большинство – вполне может быть.

– Запрещает ли святость Николая Второго рассматривать его личность, как историческую фигуру и живого человека, со всеми присущими ему недостатками и отрицательными сторонами личности?

Люди, далекие от Церкви, почему-то решили, что святость - это нечто недостижимое. Это совсем не так.

По большому счету святые – это люди, которые после своей кончины унаследовали Царство Небесное. Сложно ли это? Да нет. Если благочестивый христианин после своей смерти попадает в ад, то это просто нонсенс какой-то. Это ж надо было ему, бедолаге, так умудриться? Ему Сам Бог благоизволил даровать Небо, а он, горемычный, исхитрился избежать этой участи. Одним словом, для христиан наследовать Царство Небесное – это норма. По большому счету после кончины любой благочестивой бабушки можно брать ее фото и писать икону. Только зачем? Церковь прославляет в лике святых, как правило, только каких-то видных христиан и чаще всего с педагогической целью: она указывает своим духовным чадам на яркие образцы, с которых можно брать пример.

Еще одна мотивация для прославления – устойчивое почитание и народная память. В этом случае Церковь всего лишь узаканивает то, что и так есть.

Ну и, наконец, прославление может быть и из политических соображений. Так, например, прославили цесаревича Димитрия Угличского сразу же после появления первых сведений о Лжедмитрии. И сделали это, понятно, с целью погасить слухи о том, что якобы цесаревич чудесным образом спасся. Я слышал, что и Николая II с семьей прославили потому, что не прославить было уже нельзя – мог произойти церковный раскол. Глядя на то, что происходит вокруг фильма «Матильда» понимаешь, что это скорее всего правда.

А вообще история с Николаем II получилась примечательная. Его сперва все предали, а потом, когда уже расстреляли, Белая гвардия вдруг про него вспомнила и подняла на щит – нужна была какая-то идея, вокруг которой можно было бы объединиться в борьбе с большевиками. Не помогло.

Оказавшись в эмиграции, вся эта вчерашняя элита вынуждена была отвечать на банальный вопрос: если вы такие умные, то как же вы потеряли Империю? И ответ был найден: во всем виноваты злодеи-большевики, которые расстреляли царя-батюшку. А сам Николай был превознесен до небес, он стал неким «искупителем», чуть ли ни вторым Христом, который принес себя в жертву ради всего хорошего против всего плохого. И в течении семидесяти лет советской власти эмиграция делала из него фетиш – тонны литературы было написано, мемуаров, воспоминаний, которые хлынули к нам после развала СССР. Результаты мы видим.

Вошел ли Николай II и его семья в Царство Небесное? Безусловно. Они были весьма набожны и благочестивы, а после отречения с христианской кротостью принимали все, вплоть до расстрела, что может служить примером для нынешних христиан. Но это вовсе не означает их безгрешности. Святость вообще не равна безгрешности. Не будем забывать, что в рай первым вошел разбойник; думаю, что и последним войдет не меньший негодяй.

– Давайте поговорим о молодёжи. Статистика показывает, что с начала нулевых число людей в России, называющих себя православными, увеличилось в два раза. Но на Ютубе крупных религиозных блогеров нет, зато огромное количество радикальных атеистов, имеющих миллионы подписчиков. Почему так получается?

Количество людей, «называющих себя православными», действительно увеличилось, но не увеличилось количество людей, отождествляющих себя с Русской Православной Церковью. И причина в том, что Церковь не поспевает за быстро изменяющимися условиями; мы просто не соответствуем моменту. В итоге критика РПЦ – тренд сегодняшнего дня. На днях мне дали ссылку на ютуб-канал, на котором всего шесть роликов, и один из них носит антицерковный характер. При этом у всех роликов по одной-две тысячи просмотров, а у антицерковного несколько десятков тысяч. Это пример того, что начинающие блогеры используют антицерковную риторику в качестве волны, которая поднимает их каналы коммуникации. А на чем поднять канал религиозный, если он идет против мейнстрима?

Присутствие священника в интернете – это всегда хобби и волонтерство, которое мы осуществляем в свободное от основной деятельности время. Нас никто не освобождает от каких-либо церковных послушаний, которых у активного священника всегда с избытком, и уж тем более никто не освобождает от собственно служения настоятелем или клириком храма. Да и как освободить? Нужно же на что-то жить. И вот тут можно затронуть деликатную тему – заработок в интернете. Любой видеоблогер знает, что хороший и популярный канал – это колоссальный объем работы, который невозможно длительно выполнять в условиях, когда ты этим занимаешься между делом, и когда это не приносит тебе вообще ничего, кроме головной боли.

А теперь попробуйте поставить себя на место священника-блогера. Вы будете постоянно под мощнейшим психологическим давлением: будете отвечать за всю РПЦ, а не за свое служение, за все духовенство, а не за себя. Вы можете быть кристально честным и прекрасным священником, но будете постоянно слышать весь объем негатива по отношению к РПЦ, направленный в ваш личный адрес. А у вас еще есть семья, и жена не всегда разделяет вашу устремленность самоотверженно трудиться ради добра во Вселенной. И еще есть епархиальное начальство, которое может искоса посматривать на ваши попытки нащупать правильные подходы к аудитории и честно отвечать на вопросы.

А какова ваша мотивация, если при всем при этом вы не можете свой проект даже нормально монетизировать? Вы не можете оказывать платные консультации, как делают, например, психологи, не можете рекламировать других блогеров или какие-то вещи, что для всех является вполне нормальным и заурядным явлением. Вы не можете что-то продавать, и миллион раз подумаете, прежде чем решиться включить суперчат в трансляциях. Вы не можете всего этого делать, потому что в результате ваш проект понесет такие имиджевые потери, от которых он уже не оправится. И весь объем работы, напоминаю, вы выполняете в свое личное время в качестве хобби. Вот это и есть те реальные условия, в которых приходится трудится священнику-блогеру.

И теперь взгляните на наших оппонентов: они не просто используют антирелигиозный мейнстрим, но при этом еще и прекрасно монетизированы, что ни у кого не вызывает абсолютно никаких вопросов. Вот поэтому их много и у них миллионы подписчиков, а нас единицы.

– А как высшее духовенство РПЦ относится к Интернету? Патриарх регулярно призывает священников активно осваивать социальные сети. Происходит ли приход «цифрового христианства» на деле?

Проповедь в интернете – это дело очень тонкое и своеобразное. Просто механическое перенесение проповеди из реала в виртуальный мир либо не работает совсем, либо работает в минус и становится предметом насмешек. Требуется поиск того, КАК это делать, и сейчас только-только нащупываются пути, формы, методы. Процесс этот весьма деликатный и сложный, поэтому даже хорошо, что призыв активно осваивать социальные сети по большей части призывом и остается. Было бы гораздо хуже, если бы административно обязали этим заниматься.

Полагаю, ситуация может кардинально измениться только тогда, когда на высшие церковные посты встанут люди, родившиеся уже в эпоху интернета. На мой взгляд нынешние понимают необходимость работы в интернете, освоения социальных сетей, но не понимают масштабов ни этой самой необходимостей, ни объема работы, ни трудностей, с которыми приходится сталкиваться.

– Как можно сделать Православие и Иисуса Христа популярным среди подрастающего поколения?

На мой взгляд, нужно иметь достаточно веры, чтоб выйти к ним и честно поговорить. Раз Церковь сейчас модно ругать, значит интерес к духовному крайне высок; не так ли? У нас же с молодежью если и разговаривают, то с позиций авторитарных, начетнических, а саму молодежь и вообще людей никто не слушает и не слышит. В результате интернет кишит антицерковной риторикой, которая по сути является попыткой докричаться до нас. И чем громче будут петь церковные хоры в попытке заглушить этот крик, тем громче будет звучать риторика. Закончится это тем, что либо нас снесут, как сто лет назад, либо мы все-таки людей услышим, и тогда окажется, что и Христос на самом деле вполне современен и именно к Нему люди и тянутся, а риторика была потому, что мы «взяли ключ разумения»: сами не входили, и входящим препятствовали (Св. Евангелие от Луки 11:52)

– Как вы считаете, если отвлечься от Ютуба, в последние годы во всем мире происходит развитие, движение христианства, или, наоборот, оно отступает под нажимом новых общественных ценностей? …старых ценностей. Нет ничего нового на земле, и никаких «новых ценностей» не существует. Есть старые, но в новой обертке.

Да, христианство отступает все больше и больше. Но происходит это отнюдь не потому, что оно устарело и не актуально. Христос сказал о Себе: «Я есть путь и истина и жизнь», и Он всегда современен и актуален, а люди всегда ищут Его, даже когда не осознают этого. Проблема в нас, то есть в Церкви как организации.

В Евангелии есть такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Св. Евангелие от Матфея 23:15) Нет, конечно это не про нас, но если постараемся, то будем близки к тому, чтоб услышать это от Христа и в свой адрес.

Мне порой кажется, что Господь, как истинный пастырь и чадолюбивый отец зачастую бережет людей от нас, чтоб мы своим «благочестием» их не «оправославили».

– Почему в России молодежь зачастую отождествляет Православие и государство, хотя еще со времен Ивана Грозного Церковь часто перечила царю и служила выразителем идеи масс?

Я бы сказал, что отождествляется не «Православие и государство», а «РПЦ и государственная власть».

На протяжении синодального периода, то есть двухсот лет, а потом и в СССР Церковь так или иначе находилась в крайне стесненном положении – ее то душили в объятиях, то просто душили. Это было временем совершенного попрания всех мыслимых и немыслимых канонических норм. Тем не менее это было, и большую часть времени Церковь вынужденно обслуживала интересы власти. Во многом ментально мы до сих пор находимся в синодальной эпохе, что ощущается народом, и поэтому РПЦ и власть в сознании многих людей отождествляются.

– Слышали ли Вы про конфликт депутата Виталия Милонова и Данилы Поперечного? Видели ли Вы клип последнего «ПопКультура»? На Ваш взгляд, это оскорбляет чувство верующих, очерняет христианство, могут ли это смотреть подростки?

Да, я видел клип «ПопКультура»… Палицу он зря нацепил – она носится только с полным облачением. А, впрочем, если бы не такая оплошность, можно было бы заподозрить, что этот ролик вообще заказан РПЦ – ну, лучшего черного пиара для семинарий, в которых недобор, трудно себе представить. Данила поет о том, как круто быть попом, как много легких денег можно заработать, и сколько удовольствия это может доставлять. Просто красота! Только почему-то очередей в семинарии нет, хотя там и кормят, и поят, и обучают бесплатно…

Этот клип – хорошая иллюстрация попыток достучаться до людей в рясах, о которых я говорил выше. Причем в том варианте клипа, который я видел, в начале специально указывается, что он является сатирой и относится только к тем, кто паразитирует на искренней вере простых людей. Полагаю, с точки зрения Данилы Поперечного, и среди духовенства тоже имеются искренне верующие.

Смотреть было хоть и забавно, но, одновременно, горько, потому, что хороших и искренних священников по моим наблюдениям все-таки большинство, а зрители сатиру Данилы отнесут ко всему духовенству без разбора. А это, в частности, означает, что я буду в своем блоге встречать все больше и больше агрессии по отношению ко мне и к другим священникам, а ее уровень и так запредельно высок. Клип Данилы конечно же не оскорбляет моих чувств, но приближает тот час, когда мне придет на ум простая мысль: разве тебе больше всех надо? У меня есть Приход и люди, рядом живущие, у меня полно дел в реальном мире; кто меня поставил на служение в интернете? Ни патриарх, ни правящий архиерей мне не поручали этого делать. Исключительно мое собственное желание, моя совесть, моя вера и благодарные комментарии малочисленной аудитории – вот все, что меня держит.

– Многие блогеры часто не могут сформулировать понятие «оскорбление чувства верующих». Для них оно звучит абстрактно. А Вы можете своими словами сформулировать, что такое «оскорбление чувств верующих»?

Нет, не могу. Это очень странная формулировка, которая, на мой взгляд, как раз и оскорбляет чувства верующих. Как думаете, получится у оскорбленных верующих подать в суд на тех, кто предложил закон о защите чувств верующих?

Ерничаю, конечно, но кто такие «верующие» с точки зрения закона? Мне вот было бы интересно это узнать. А то ко мне иногда обращаются люди, которые думают, что они верующие, но их вера лично у меня вызывает сомнения.

Полагаю, что принятие этого закона равнозначно признанию со стороны государства того факта, что РПЦ не смогла стать нравственным и духовным ориентиром, не способна повести за собой людей и консолидировать общество. И отныне государство вынуждено своими законами это регламентировать, регулировать и ограждать, что, безусловно, не добавит обществу ни стабильности, ни свободы. А сам закон в любой момент можно будет обратить и против РПЦ.

– Можете ли Вы порекомендовать пять хороших и популярных ютуб-каналов, которые смотреть, как говорят сегодня в Интернете, «православно»?

«Православно»? В интернете этот термин наполнен негативным смыслом… На сегодняшний день могу рекомендовать канал «Batushka ответит». Он пока, не сказать, что популярен, но это хорошая попытка нащупать возможные варианты присутствия священника в интернете именно как священника. Канал «Александр Митрофанов» тоже сгодится в качестве попытки. Есть еще один канал – «Поп на джипе», но там очень редко выходят ролики, и подписчиков совсем мало.

Не считая моего собственного канала - только три, и то с натяжкой. О причинах я уже говорил выше. Нет, сегодня Церковь в интернете присутствует по большей части исключительно в качестве мишени.

– Есть ли у Православия какие-то религиозные ограничения с точки зрения освоения новых технологий? Может быть, Библия как-то запрещает активно использовать соцсети? Например, нам кажется, что протестанты в плане каких-то маркетинговых и коммерческих инноваций всегда менее принципиальны. Мусульмане, наоборот, очень консервативны. Иудеи вообще не занимаются прозелитизмом.

Иудаизм – национальная религия; для чего им миссионерство и прозелитизм? Если только среди евреев - «не иудеев» проповедовать. На счет Ислама не знаю, судить не могу, потому что не слежу за их деятельностью, но встречал мусульман, которые в интернете ведут или пытаются вести активную деятельность. А если в мусульмане записать и исламистов из ИГИЛ (что спорно), то они очень активны в интернете. Протестанты – да, активны. Но у них в принципе миссионерская составляющая крайне высока. В некоторых протестантских церквях уже через пару месяцев после обращения человек должен вовсю проповедовать.

Ограничений никаких нет. Интернет и гаджеты – это только средства, которые сами по себе не измеряются нравственными категориями, не являются добром или злом. Можешь использовать во благо? Используй.

– Сейчас начинается учебный год. Многие подростки начинают думать о поступлении в институты. Вы бы порекомендовали кому-нибудь из них пойти учиться и «работать» священником. В этом есть свои плюсы?

Пастырское служение требует от кандидата определенных качеств, желания и, главное, веры. Если все это есть, то да, можно встать на этот путь и послужить Богу и людям.

Плюсы конечно есть – ты осознаешь, что служишь не чему-то временному и преходящему, не в суете пребываешь, а посвятил себя чему-то вечному и доброму. Огромное чувство удовлетворения ты получаешь, когда кто-то на исповеди у тебя буквально исцелил свои духовные раны, и ничто не сравнится с возможностью совершать Божественную Литургию. Чувствуешь себя нужным, и вообще вся твоя жизнь наполнена смыслом.

В материальном плане большинство духовенства не бедствует, но и, вопреки расхожему мнению, не шикует. Есть тонкая прослойка духовенства (в основном городского), которая живет широко, и есть значительная часть (в основном сельского), которая едва сводит концы с концами. Так что в этом отношении все как везде.

Если есть желание, можно попробовать. Однако хотелось бы сказать, что вполне возможно, в недалеком будущем священников, как обещал Невзоров, будут сбрасывать с колоколен. Так что пусть несколько раз подумают перед тем, как сделать такой выбор.

– Какая заповедь или цитата из Библии наиболее характерна для Ютуба?

Библия настолько многогранна, что здесь могло бы подойти множество цитат. Например: «Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою…» (Св. Евангелие от Матфея 9:37,38)

И другая, которая подойдет для тех «делателей», которые уже вышли «на жатву»: «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения» (Сирах 2:1-5)

Справка:

Протоиерей Андрей Федосов (Киберпоп). Родился 22 декабря 1973 года в Калининградской области в семье военнослужащего. Школу окончил в 1991 году в Самаре. С 1991 по 96 год проходил службу в армии – срочную и по контракту. Еще будучи на военной службе поступил в Самарскую духовную семинарию. Окончил ее в 2001 году. Принял священный сан в 1996 году. С 1 апреля 1997 года и по сей день - настоятель храма Архангела Михаила села Красноармейское Самарской области. С 2010 года – благочинный Красноармейского округа. В 2012 году окончил факультет социальной педагогики Самарского государственного университета и в этом же году назначен Руководителем отдела образования и катехизации Кинельской епархии (Самарская Митрополия РПЦ МП). Автор проекта «Киберпоп ТВ». В браке с 1994 года. Трое детей.

Новые материалы