Когда бог молчит. Когда бог молчит Прп. Никодим Святогорец

  • 26.10.2020

Сынам мира, просящим у Бога земных благ для удовлетворения плотским вожделениям, возвещает святой апостол Иаков: Просите, и не приемлете, зане зле просите, да во сластех ваших иждивете .

О молитве.

Прп. Никодим Святогорец

Блаж. Феофилакт Болгарский

Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете. - Так было с фарисеем, упоминаемым в Евангелии (Лк. 18, 10-14) . Чем более перечислял он добродетели свои, тем более заграждал Божественный слух, и высокопарная речь была праздной в устах его и обратилась в пену, как бушующая волна. Но скажет иной: если истинно обещание Господа Иисуса, этого неложного Учителя, всякий просящий получает (Мф. 7, 8) , то как же говорит это теперь настоящий апостол? Отвечаем. Для того кто приступает к молитве должным путем, упомянутое обещание истинно; он не обманется ни в чем просимом. А кто, удалившись от цели преданной молитвы, будет по видимости просить, но просить не так, как должно, тот на самом деле и не просит, а потому и не получит. Представь, например, что учитель грамматики обещает научить грамматическому знанию всякого, приходящего к нему, а пожелавший учиться будет приходить не так, как должно, и не будет напрягать себя к усвоению преподаваемого, почему окажется на деле несоответствие с обещанным. Ужели справедливо кто-нибудь припишет ложь в этом случае самому учителю? Таковой поступит неразумно, ибо желавший учиться приходит не так, как требовал учитель. Как же и чего нужно просить, скажет иной. Выслушай Самого Того, Кто дал вышеупомянутое обещание: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33) . Очевидно, кто просит так и преимущественно этого, тот не обманется и в прочем, получение чего не отторгнет его от спасения. А кто просит вредного и пагубного, тому не станет подавать Тот, от Кого всякое даяние доброе (Иак. 1, 17) . Даже и тот, кто просит знания Божественного или другого какого-нибудь дара духовного, но просит для своих вожделений, не получит, потому что просит худо и на погибель себе, а Бог не подает худого.

Блаж. Августин

Итак, он намерен употребить во зло то, что хочет получить, и не получает именно потому, что Бог сострадателен.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Прп. Максим Исповедник

Мзду за подвиги в добродетели составляют бесстрастие и ведение. Ибо они виновниками бывают для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – муки вечной. И потому ищущий их ради славы человеческой, а не ради того, что они добро суть, слышит от Писания; просите и не приемлете, зане зле просите .

Главы о любви.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Стало быть, иерарх Божий испрашивает Богом обещанное и Богом любимое, что обязательно будет даровано, и благолюбивому Богу показывая свое благообразное состояние, и присутствующим изъяснительно являя дары, которые ждут преподобных.

О небесной иерархии.

Дидим Слепец

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Когда Спаситель говорит: Просите, и дано будет вам (Мф 7:7) , что также делает заслуживающим доверия его слова: всякий просящий получает (Мф 7:8) , - то хочется исследовать, каким образом некоторые просящие не услышаны, когда просили о получении того, что хотели иметь. На это следует сказать, что тот, кто надлежащим образом приходит к испрашиваемому - включая и средства, связанные с достижением желаемого, - получает все, что он просил себе дать. Если же оказывается, что кто-то требует сверх содержания переданной просьбы, то не верится, что он просит только должное, и поэтому не получает того, о чем просит.

Краткое изложение.

Андрей Монах

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Некоторые, которые считают, что просят, не получают. Он предупреждает возражения противоречащих и дурно просящих ради суетных удовольствий. Но кто-нибудь скажет, что некоторые просящие божественного знания и восприятия добродетелей не воспринимают их. Надлежит же сказать им, что они удостоились воспринять блага, но так как они хвалятся ими, а радоваться похвалам - свойство любителей удовольствий, то посему им и не дается это.

Фрагменты.

Беда Достопочтенный

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Плохо просят и те, кто, пребывая во грехе и ни в малейшей степени не отказываясь от него сами, бесстыдно умаляют Господа отпустить его им.

Гомилии на Евангелия.

Обличение Апостолом греховных вожделений в читателях послания (1–3). Несовместимость с истинным служением Богу чрезмерной любви и пристрастия к миру (4–10). Преступность осуждения и злословия (11–13). Неуместность и гибельность самонадеянности в человеческих делах и предприятиях (14–17).

. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделении ваших, воюющих в членах ваших?

В полную противоположность небесной мудрости и плодам ее – правде и миру (), св. Апостол строго и в сильном возбуждении духа обличает теперь в читателях господство земной, плотской мудрости, первыми признаками которой являются брани или вражды (πόλεμοι ) и свары или распри (μάχαι ) среди них. «Войны» и «сражения» (таков буквальный смысл греческих терминов, взятых Апостолом для изображения нравственного состояния читателей) здесь, несомненно, имеют переносный смысл: отнюдь нельзя здесь видеть (вместе с Лянге) войны и сражений иудеев против римлян, так как послание Апостола Иакова написано ранее роковой для иудеев войны с римлянами (66–70 гг. по Р. X.). Как показывает дальнейшая речь Апостола ( и далее, и ), предметом обличения его служат главным образом столкновения на почве корыстолюбия и вообще неумеренной привязанности к миру и его благам. Поставив в первой половине ст. 1-го вопрос: откуда происходят среди читателей этого рода столкновения, вражда и распри, Апостол во второй половине стиха дает и ответ о причине или источнике враждебных столкновений, указывая – в вопросной же форме, – ту же истину, которую высказал еще в , – что корень внутреннего разлада в человеке составляют его похоти, страсть к наслаждениям – ηδοναί , греховные вожделения, имеющие органом своего проявления телесные члены. Люди «изобретают себе удовольствия, одни ищут пышного стола, что осуждает и Павел, говоря, что такие люди «служат не Господу, а своему чреву» (), другие желают приобрести поместья; иные – богатых домов; иной еще иного, что внушает им лукавый, старающийся лишить их спасения» (блаж. Феофил). «Тот внутренний разлад в человеке, о чем говорит здесь св. Апостол, лучше всего надо представлять, как чисто внутреннюю вражду между плотью и духом, сластьми и умом. Здесь причина внешних столкновений. Плоть тянет к земле, дух – к небу; между ними происходит борьба, оканчивающаяся часто печально для духа, и отсюда проистекают и столкновения внешние из-за земных интересов и наживы» (еп. Георгий).

. Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите.

. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Дается наглядная картина беспорядочной взаимной борьбы в обществе читателей послания. Желания и стремления их, обычно не имеющие нравственного характера, не получают удовлетворения. Оттого страсти их еще более разгораются и побуждают к резким, насильственным действиям ревности и убийств, «убийство и зависть, препирательство, недобрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (блаж. Феофил.).

Печальным, но неизбежным следствием настроения христиан – немиролюбивого и плотского является бездеятельность, бесплодность их молитвы: «если молитвы о земных благах не исполняются Богом, то причина этого не иная, как та, что молитвы в данном случае злые, так как блага испрашиваются не для того, для чего они должны бы испрашиваться: они испрашиваются с той злой целью, чтобы израсходовать, издержать (δαπαναν ) их к удовлетворению своих похотей и страстей» (еп. Георгий). Такое настроение читателей послания свидетельствует об исключительной привязанности к миру с забвением о Боге, и потому Апостол далее (ст. 4 след.) обличает измену Богу со стороны читателей.

. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

В смысле неверности и измены Богу (а не в смысле плотского блудодеяния) Апостол грозно именует читателей прелюбодеями и прелюбодейцами или, по наиболее авторитетным кодексам (Александрийскому, Ватиканскому и Синайскому), только прелюбодейцами, μοιχαλίδες . Образ выражения – всецело ветхозаветный, бывший, поэтому, особенно понятным читателям-христианам из евреев. Священные писатели Ветхого Завета, изображая нередко отношения Бога к Израилю под образом брачного союза мужа с женою (; ; и др.), называют неверность народа Богу, уклонение его к богам иным, прелюбодеянием, а неверных Истинному Богу евреев – прелюбодеями (; др.). Перешел этот образ представления и выражения и в (; и др.). «Перешедший из Ветхого Завета в Новый, даже более уместный в Новом Завете, в силу благодатного единения каждой христианской души со Христом, образ мужа и жены должен здесь дать также название μοιχαλίδες » (еп. Георгий). Измена Богу состоит в особенной любви к миру, дружбе с миром (ή φιλία τον κόσμου ), какую проявляют читатели. «Миром» называет здесь всю вещественную жизнь, как матерь тления, приобщающийся которой немедленно становится врагом Бога. Ибо, при рвении к бесполезному, он небрежно и презрительно относится к предметам божественным, каковые отношения мы допускаем к людям ненавистным и враждебным для нас. Taк как, – два предмета, которыми занимаются люди, и мир, – и к каждому из этих двух предметов обращаются с любовью или ненавистью, то коль скоро мы сильно привяжемся к одному, очевидно, явимся нерадящими о другом. Итак, кто прилепится к предметам Божественным, тот есть и называется друг Божий, а кто вознерадел о Боге и возлюбил мир, тот в числе врагов Божиих» (блаж. Феофил.).

. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

. Но тем большую дает благодать; посему и сказано: гордым противится, а смиренным дает благодать.

Желая еще более сказать и доказать читателям совершенную несовместимость любви к Богу с любовью к миру, св. Апостол закрепляет высказанную им () мысль двойною ссылкою на свидетельство Священного Писания Ветхого Завета. Но смысл первой цитаты Апостола представляется толкователям крайне затруднительным и неясным, как вследствие того, что приводимых в ст. 5 слов в качестве свидетельства Писания – в буквальном виде – не имеется во всем Ветхом Завете, так и в силу трудности отдельных слов и целого выражения первой цитаты. Несомненно, однако, что оба стиха 5 и 6 должны утверждать или обосновывать мысль Апостола о взаимно исключающем отношении любви к Богу и привязанности к миру, хотя бы каждый стих делал это с одной определенной стороны. В греческом тексте первая цитата читается так: πρός φθόνον επιποθεί τό πνεΰμα δ κατώκησεν έν ημίν : к зависти желает дух, иже вселился в нас . Славянское «к зависти желает » неясно; ближе мысль подлинника передает русский перевод: «до ревности любит ». Это – о Боге, который ревниво любит дух человека, – тот дух, который Он сам вдохнул в человека (; ). Последняя мысль сама собою дается, если вместо принятого чтения κατώκησεν , вселился, обитает , избрать чтение авторитетнейших кодексов (Синайского, Ватиканского, Александрийского и др.): κατώκισεν , поселил, вселил (дух в человека).

Буквально такого места в Ветхом Завете не встречается; приведенная цитата есть как бы свод или обобщение нескольких ветхозаветных мест о Боге – Ревнителе (; ; ; ), сотворившем дух человека (; ) и ревниво требующем служения человека только Богу (). Но мысль и связь текста с предыдущим и последующим ясна. «Бог, любящий человеческого духа, как бы ревнует его к миру, любит его не просто, но с ревностью или до ревности, до ревнивого беспокойства о том, чтобы любимый не прельстился миром и не был увлечен им. И когда любимый, отвращаясь от мира, сам стремится к Богу, то дает ему тем большую благодать, ущедряет его своею благодатью в воздаяние за верность в любви к себе» (еп. Михаил). Упомянутое () Апостолом омирщение многих христиан дало ему повод говорить о ревнивой любви Божией. Далее, в ст. 6, к одной ветхозаветной цитате он присоединяет другую – из по чтению LХХ-ти (с заменою лишь слова Κύριος , словом θεός ), – доказывающую, в сущности, ту же мысль, что христиане, всецело принадлежащие Богу – Ревнителю, в своей деятельности могут быть то врагами Бога, то Его друзьями, почему первым противится (αντιτάσσεται ), а последним дает благодать (δίδωσι χάριν ). Любящий мир или враги Божии названы у Апостола гордыми, поскольку они не хотят знать Бога и Его благ, ищут лишь мирских благ, всецело полагаясь на собственные силы. Напротив, любящие Бога, друзья Божии названы смиренными: вся их надежда на Бога; ища небесных благ, они полагаются только на милость и благодать Божию, имея самое скромное, смиренное понятие о себе. Поэтому и щедро дарует им содействие благодати.

. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.

. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.

Из доказанной истины, что дружба с миром есть вражда против Бога и влечет за собою лишение величайших и непреходящих благ, св. Апостол делает нравоучительные выводы – наставления нравственного свойства, обращенные к читателям: коль скоро в Боге и единении с Ним заключается величайшее благо, Апостол советует читателям, отложив гордость, покориться Богу, а вместе с тем сопротивляться противоположному, злому началу – диаволу (ὑποτάγητε οὖν τῷ θεῷ ἀντίστητε δὲ τῷ διαβόλῳ). Покорность Богу есть столь великая сила (ср. ), что диавол легко побеждается ею и обращается в бегство (φεύ_κσεται). По мере отступления диавола от человека приближается к нему Бог; но необходимо, чтобы и сам деятельно, сознательно стремился к приближению к Богу: «приближьтесь к Богу, и приближится к вам » (ст. 8а). Сходства приближения к Богу – внешние и внутренние: внешним образом совершается это приближение через очищение рук (καθορίσατε χείρας ), т.е. через удаление всех греховных и оскверняющих человека дел и приобретение чистоты действий (образ взят от левитских ритуальных очищений, символизировавших духовно-нравственное очищение человека, ср. ; ). Другое средство – очищение сердца (άγνίσατε καρδίας ) – имеет более внутренний, более глубокий смысл, поскольку сердце – источник и средоточие всей внутренней жизни человека (), и очищение сердца есть очищение всего человека (). Апостол требует, чтобы грешники, оскверненные разными неправедными делами, и двоедушные, колеблющиеся между привязанностью к Богу и любовью к миру, достигали полной чистоты и во внешних действиях, и во внутренних расположениях.

. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль.

. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.

Всецелое нравственное исправление людей не может быть осуществлено без покаяния, и Апостол убедительно призывает читателей к покаянному плачу и трауру, как неизбежному предварительному условию нравственного исправления: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, и проч. (ст. 9). Но душу, корень или основу покаяния и исправления составляет смирение, из которого одного может последовать раскаяние и обновление жизни, приводящее человека к возвышению: «смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (ст. 10), учит Апостол, согласно с Господом Иисусом Христом (; ), «как из зерна, брошенного в землю, вырастает прекрасное растение, так из смирения, из смешения себя с прахом, вырастает чудное дерево христианских добродетелей. Это произрастение совершается при помощи благодати Божией (), почему и сказано: »и вознесет вы « (еп. Георгий).

. Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

Обращаясь теперь к тем же лицам, которых Апостол ранее называл прелюбодеями, грешниками, двоедушными, но с любовным обращением «братия», он предостерегает их от нетерпимого в христианской среде порока злословия и осуждения ближнего (ср. сл.). Этот порок недопустим в христианстве уже потому, что он совершенно идет врозь с христианскою добродетелью смирения, о которой только что говорил св. Апостол (), и является особенно предосудительным, как скоро простирается на собрата по духу во Христе. Но Апостол идет далее и глубже в анализе и обличении порока злословия и осуждения. Это – очень тяжкое преступление: злословящий и судящий брата христианин, в сущности, злословит и судит самый закон, именно царственный закон любви (): злословием и осуждением ближнего христианин не исполняет, а нарушает и самым делом отрицает этот главнейший в христианстве закон; следовательно, как бы судит и осуждает самый этот закон, как бы объявляя его неправым, непригодным к жизни. Тем самым отвергающий закон любви и судящий его как бы становится выше закона и, так сказать, издает свой собственный закон, восхищая через то не принадлежащее ему, а принадлежащее Одному Богу право законодательства и суда. один, как верховный Законодатель, единою Своею волею даровавший закон, и как Судия, праведно судящий по этому закону, конечно, стоит выше закона и есть единственный, в строгом, абсолютном смысле слова, Судия. Такое исключительное право Его свидетельствуется тем, что Он один может спасти и погубить (ст. 12, см. ). Человек же самым ничтожеством своим выдает отсутствие у него права судить ближнего и закон, и если он делает это, то тяжко согрешает и навлекает на себя осуждение Божие (ср. , см. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», –

. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

Не без ассоциации с предыдущим апостол обличает теперь самонадеянность и тщеславие людей, забывающих полную зависимость от Бога всех дел человеческих и самой жизни человеческой и совершенную непрочность, как бы мимолетность последней. В пример этого рода самонадеянных людей берутся торговцы, ремесло которых, очевидно, было распространено среди читателей послания, но вместе с тем лишено было нравственной чистоты: самонадеянность, легкомыслие их и исключительная преданность земным прибыткам и интересам, с забвением о тленности и скоропереходящем характере земной жизни вообще вызвали Апостола на обличения, увещания и предостережения, смысл которых тот же, что смысл притчи Христовой о любостяжательном богаче (). Указывая (ст. 13), сколь неразумно поступают люди, рассуждающие так, как бы жизнь и дела их зависят единственно от них, и как бы нет над ними высшей воли, которая в одно мгновение может в ничто обратить все их предположения и затеи, – Апостол «не уничтожает произволение, но показывает, что не все зависит от самого человека, но нужна и благодать свыше. Ибо можно бегать и торговать, и совершать все нужное для жизни, но не должно приписывать это собственным трудам, а человеколюбию Божию» (блаж. Феофил.). В ст. 14 апостол сильно и в духе ветхозаветных писателей (ср. ; ) изображает непрочность человеческого существования, предостерегая читателей и всех вообще христиан от осужденного им выше (ст. 13) неразумного суждения торговцев. «Показывает суетность нашей жизни, и пристыжает нас за то, что всю жизнь проводим в суете, что весь труд наш истощается на провременное зло. То же и Давид говорит: убо образом ходит человек, обаче всуе мятется (), т.е. суетится над тем, что само в себе не имеет истинного бытия, а является только как бы в призраке» (блаж. Феофил.). Истинный, разумный и религиозный взгляд на предприятия, дела и самую жизнь человека всегда, по ст. 15, должен основываться на верующей мысли: «если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое ». Вышеприведенные же речи торговцев (ст. 13), прямо противоположные этой смиренной преданности воле Божией, очевидно, грешат самоуверенностью, надменностью и в конце концов вытекают из гордости (ст. 16). «Гордость житейская» (ср. ) только может породить в человеке нелепую и опасную мысль, будто он есть полновластный распорядитель своей жизни и своих действий.

. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

Обличения и увещания свои Апостол заканчивает общею сентенциею, что, «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех ». Эта мысль о тяжести и виновности греха сознательного представляет повторение мысли Господа Иисуса Христа, не раз Им высказанной (; и др.); у Апостола она относится ближайшим образом к содержанию главы IV-й, частнее последних ее стихов, но, в силу своей общности и широты, приложима ко всему вообще нравственному учению послания.

"Давайте все дружно сожмем и будем держать кулачки за больную N..." "Давайте "промолим" ситуацию с больной Y..." "Давайте начнем вымаливать болящую X..."

Ничего не напоминает?
А мне напоминает - борьбу нас хороших и правильных с бесчеловечным богом, который все норовит забрать жизнь у несчастного человека.


Что же здесь не так? Где смещены акценты? Почему они таки чаще всего умирают, а небо остается "безответным" ?

Есть достаточно жесткий ответ апостола:

Иак.4:3 Просите, и не получаете,потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Но помилуй Боже, причем же здесь вожделения? Ведь мы и просим как раз для добра?
Вероятно, все упирается в непонимание, в целом, сущности Евангелия, в существе того вопроса, что есть подлинное добро в очах Божьих, а что есть только наши мечтания и фантазии о добре.

Иоан.6:40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него , имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день

Иоан.12:36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него , 38 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? 39 Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, 40 народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Итак, абсолютным добром в очах Божьих - есть вера во Господа нашего Иисуса Христа. Абсолютным добром, ради которого Отец отдал Сына своего Единородного на смерть - есть спасение человеков от смерти. Цена души человеческой настолько выше и дороже всех благ (о которых мы вожделеваем , - как то: здоровья, "всего хорошего", сытой безболезненной жизни, обладания знаниями и т.п.), что именно поэтому Господь и попускает лишения нас всего - того же - здоровья, беспечной жизни, к которой мы всем "фибрами" души приросли, как к чему-то должному и к которой стремимся вернуться поскорее с ложа болезни или после долгой скорби.
Все отцы в один голос говорят, что невозможно спасение без скорбей, без отъятия от человека привычной опоры, т.к. в противном случае он так и будет почивать беспечным сном до самой своей кончины, когда изменить что-либо уже нет никакой возможности.
И вот зная умом, понимая реальную ценность, а точнее бесценность нашей души и ее спасения - очень легко дать ответ на вопросы: почему, во-первых, зачастую, не того просим, во-вторых - не получаем просимого.
Бог - не "магазин" для удовлетворения своих нужд, фантазий, представлений (к чему склонно наше языческое по своей сути мировозрение), вожделений, но пекущийся прежде всего о вечной жизни и нашем спасении, Отец.
Вспоминая евангельские строки - сколько из исцелившихся пришли поблагодарить Господа. - один из десяти (Лук.17:17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?) ? Но Ему ведь и не нужны эти благодарности - они нужны нам! Он не нуждается в наших молитвах (Он вообще ни в чем не нуждается) - в них нуждаемся мы, т.к. молитва и благодарение ведут к богопознанию. Он лишь желал бы видеть пред собою человека для которого все желаемое - это Он Сам (Матф.10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; ) . Он ищет возможности дать нам не столько удовлетворение наших нужд (хотя дает и это), но даровать Самого Себя. (Матф.6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. )
Но держа кулачки за другого, вымаливая близкого из крайне тяжелого состояния - стремимся ли мы хоть в малой мере изменить себя? Стремимся ли мы к Богу, к тому, чтобы Он стал для нас - всем и вся? Ищем ли мы спасения (а это единственное подлинное благо) ближнему и себе? Что мы готовы изменить в себе, чтобы и мы сами и наш близкий познал яко благ Господь ? Или мы просто просим, для того, чтобы после того как Господь подаст (а Он зачастую подает надеясь на наше встречное движение или зная иную пользу), вернуться и далее "коптить небо" без Бога? Как часто именно второе... И как крайне редко - первое. Именно поэтому вера - есть невероятное, редкое чудо, и именно поэтому наша молитва настолько немощна, т.к. цель ее - не богопознание, не следование Его воле, а торг и борьба с "безжалостным" богом, стремящимся отнять у нас наши привязанности.
И если в Евангельских событиях благодарил только каждый десятый (образно), то зачастую, начинает искать Бога, пожалуй, лишь каждый сотый... Думаете, преувеличиваю? Вот рядом с храмом находится огромный Институт рака, где жизнь тысяч людей уже висит на волоске. Как же немногие из них, единицы, переступают в итоге порог храма, и еще более немногие уже на смертном одре зовут священника... (О Господи, даруй нам быть хотя бы работниками 11-го часа!) Как это страшно...но как реален тот суд в свете которого уже сейчас предстоит каждая душа:

Иоан.3:19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;

Пока же есть хоть какая-то малая воля к сопротивлению врагу, пока мы не скованы по рукам и ногам тем, кого мы не признаем, но кто с легкостью понуждает нас заниматься чем угодно, только не поиском Бога - нужно всеми силами понуждать себя искать единого на потребу .. И дай Господи, чтобы наши немощные молитвы вели нас к богопознанию, а не в очередной магазин, но уже с православной этикеткой и жестокой подменой смыслов. А Он? Да Он примет и откликнется на любую нашу молитву, даже самую немощную, даже о самой ничтожной мелочи...но если мы хоть на один шажок захотим быть ближе к Нему.

Откр.3:20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

чтобы употребить для ваших вожделений. Иак. 4-3

И не имеете, потому что не просите. Иак. 4-2

Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Иак. 4-8

И всякое пророчество для вас то же, что слова в запечатанной книге, которую подают умеющему читать книгу и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "не могу, потому что она запечатана". И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: "прочитай ее"; и тот отвечает: "я не умею читать". Сир.29-12

. Феофан Затворник

Апостол говорит: Великая благочестия тайна - Бог явися во плоти. Зачем же сюда лезть со своим мудрованием? То же и о всем: надо смиренно подчиняться определениям веры, исшедшим из уст Божиих, хотя то и непостижимо для ума. В чём поклонение ума Богу? - в покорном принятии глаголов Его, яко истиннейших. Преп. Феофан Затворник

О горьком состоянии мира - что уж и говорить? Исстари он таков и до конца века таким пребудет . Но как он ни хитри, как ни злорадствуй, не может он пресечь верного течения ревнующих искренно о спасении . Божьего более в нас, чем в мире. Ф.Затворник

Представь Господу немощь своего естества , сознавая во всём своё бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия. Ф. Затворник

Что тяжело бывает, уж такова земная жизнь ! Кто от этого свободен?! Но умудритесь наполнить все часы дня вашими делами, так, чтобы вам всё некогда было ... и скучанья меньше будет. А то с Господом быть навыкайте... Это высший способ не замечать течения жизни . Господь да устроит ваше внутреннее! Ф. Затворник

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву» (Еккл. 9:4).

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд » (Еккл. 11:9).

…..но блаженнее те, кои, не видя, веруют, ибо мерзок Господу всяквысокосердый . Ф. Затворник

"Без Мене не можете творить ничесоже" И.Х.

Не думай, что по причине воздержания пасть не можешь; ибо некто, и ничего не вкушавший, был свержен с неба.

Так вера и добрыя дела суть две вещи, которые неразрывно связуются между собою. Вера бывает для добрых дел, но добрыя дела справляются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Симеон Н. Богослов

Всякому, желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной жизни , а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти невозможно. Сеафим Саровский


Как небо и землю Бог сотворил для обитания человека, так человека Он создал, чтобы вселяться в тело человека, как в Свой дом, имея душу его Своей прекрасной невестой, созданной по Его образу. Вот почему апостол Павел говорит: "Мы - Его дом" (Евр. 3:6).

Макарий Великий

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения. Сер. Саровский

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости.

"Кто роет яму, тот упадет в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он вернётся" Притч. 26:27

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими. Преп. Сер. Саровский

Беспечные грешники весьма мало обращают внимания на делаемые ими внушения касательно исправления жизни. Когда, например, начинают им угрожать прещением и наказанием Божьим в будущей жизни, - они обыкновенно говорят: "успеем еще покаяться!" Или: "ну, да там ещё что будет! Никто оттуда не приходил сюда и никто потому и не знает, что будет там". Нерадящие о своем спасении! Сам Единородный Сын Божий возвестил, что нераскаянным там будет худо. Идите , говорит Он им, от Мене, прокляты, во огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его (Мф. 25, 41). И подтверждает: небо и земля мимо идёт, словеса же Моя не мимо идут (Мф. 24, 35). Что нераскаянных грешников ожидает огонь вечный, вот вам на сие пример убедительный видим. Серафим .

Не падай духом. Есть надежда - Христос. Ефрем Сирин и далее

Не падай духом душа, не скорби, не произноси над собой решительного суда по множеству грехов, не привлекай на себя огня, не говори: отринул Господь от лица Своего.

Богу не угодны такие слова. - Разве кто пал, тот не может встать?- Или не слышишь, какова благодать Отца к блудному? Он примет тебя и не укорит, а паче возрадуется твоему возвращению. Он ждёт тебя; только не стыдись и не скрывайся от лица Божьего, как Адам.

Ради тебя Христос распялся, и отринет ли тебя? - Он знает, как утесняет нас; знает, что нет у нас другого помощника, кроме Его единого.

Поистине блажен тот, кто стяжал совершенную нечувствительность ко всякому телу и виду, и красоте. И. Лествичник

. Лествичникйслов Никогда человек не познает силы Божией в покое и свободе... преп. Исаак Сирин

Кто воли своей не покоряет Богу, тот покорится противнику Его... преп. Исаак Сирин

Блажен, у кого помышлениевсегда о Боге, кто удержался от всего мирского и с Ним одним пребывал в беседе ведения своего преп. Исаак Сирин

«Если при праведном человеке читают истинный рассказ, и если кто-нибудь засмеется, станет опровергать, и праведному угодно помолчать, то молчание делает его подлежащим ответственности за злоречие; потому что, выслушав худо сказанное и оставив сие без замечания, тем самым засвидетельствовал, что сказанное хорошо» Ефрем Сирин

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы - братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете»»- говорит Иисус. Из этого следует, что отца родного можно называть отцом, а духовный Отец у нас – Христос , а следовательно все христиане братья во Христе .

"Ты следишь за событиями во внешнем мире, читая светские сочинения, журналы и газеты. Не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе . Читай же наипаче и наичаще Евангелие и писания св. отцов, ибо грешно христианину не читать богодухновенных писаний. Сирин

Всё мирское с миром и кончится : "И мир проходит, и похоть его" (1Ин.2,17). Иоанн Кронштадский

Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа (2Пет.1,21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?
свт. Игнатий Бряечанинов

"Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем",- Иисус Христос

"многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг " (Ин. 21,25).

"Изучай 12 лет святых отцов, а потом можешь читать и богословские книги". Арх. Антоний

Оттого не любишь отеческих книг, что они обличают тебя. Преп. Амвросий Оптинский

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что всё читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим - снисходительным. Амвросий Оптинский

"знание надмевает, а любовь назидает" (1Кор.) ап. Павел

Христианство есть духовное делание, потому что оно есть истинное созидание в человеке духовного дома.

Уединение и молитва выше всякого блага. Иеромонах Парфений

Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от человек, телом и мыслию, может даровать мир душевный. Иеромонах Парфений

Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись. Иеромонах Парфений

Наша человеческая воля есть - только пожелать доброго и изыскивать на то средства ,-а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а злое же от нас . . Иеромонах Парфений

Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся. . Иеромонах Парфений

Молчание есть великая добродетель; многоглаголющий не исправится на земле. Иеромонах Парфений

При помощи человеческой удаляется помощь Божия. Одному пустынножителю служили ангелы: а когда приблизились люди и стали служить ему, - ангелы удалились от него. Иеромонах Парфений

Промыслу Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас . Ничто не случается без воли Божией; всему определён день и час. Возложи всё упование на Бога , и Он будет промышлять о тебе; а пекись о себе сам - Он будет помогать тебе, но вседействующий промысл Его отступит от тебя. Иеромонах Парфений

В тучном теле не вселяется Дух Святый , хотя бы кто и добродетелен был. Для того чтобы быть храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.

. Иеромонах Парфений

Не хитри в деле спасения; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов; а как придется, как пошлет Господь силу тебе; только непрестанно стремись на все благое. Иеромонах Парфений

Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем,- и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот: обращайся часто с мужем духовным и молитвенником ,- и в тебя перельются те же добродетели.

. Иеромонах Парфений

У человека нечистого и страстного и вещи егозаражены его страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.

Нищета и нестяжание - необходимое достояние монаха. Иеромонах Парфений

Для истинного монаха не существует, никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей , но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога . иеромонах Парфений

Монах должен сам служить себе во всём и питаться трудами рук своих. Монах должен жить один, а другой с ним - Господь.

Увы, русский народ отступил от православной веры, отверг волю Своего Господа, стал руководствоваться не православною своею Церковью и её св. отцами, а всевозможными лжеучителями, ниспровергавшими наше святое православие и даже всякую веру в Бога. Архиеп. Серафим Соболев

«Ибо из сердца исходят злые помыслы, сказал Господь»

Ап. Павел: «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены»

«Бога бойтесь, царя чтите» 1Кор.

Одною из основ возрождения России является царская самодержавная власть помазанника Божьего. Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России неприемлема, что наш государственный строй только может быть сообразным православной вере русского народа , так как только об этой власти говорят нам Богооткровенные писатели и св. отцы, как о происшедшей от Бога, свидетельствуют о ее неприкосновенности, требуют почитания её, которое должно выражаться в наших молитвах за царя и его власть, как основу благоденственной жизни, и в нашем ей повиновении.

Что от Бога, всё ко благу Ф. Затворник

Что с миром нельзя помирить Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступки - измена Господу. Святитель Феофан Затворник

Я – СВЕТ , а вы не видите Меня. Я – ПУТЬ , а вы не следуете за Мной. Я – ИСТИНА , а вы не верите Мне. Я – ЖИЗНЬ , а вы не ищете Меня. Я – УЧИТЕЛ Ь, а вы не слушаете Меня. Я –ГОСПОДЬ , а вы не повинуетесь Мне. Я – ваш БОГ , а вы не молитесь Мне. Я – ваш лучший ДРУГ , а вы не любите Меня.
ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ,- НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Бог посылал на землю пророков и Апостолов, и Сам Своим лицом приходил на землю и волю Свою святую нам открыл, как жить нам должно, спастись и всё это в Божественном Писании повелел начертать, чтобы все люди читали и видели, чего от нас хочет Бог. Затворник

Что для Православия тяжки времена, это как дважды два.(1800 г) Затворник

На землю рождаемся не на радость, а на пот, труды и скорби. Жизнь наша не здесь, а там. Туда и готовиться надо . Ф. Затворник

Зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор и соответственную тому участь. Затворник

Бог зачинает жизнь, Бог и руководит ею. К Нему надо потому прибегнуть и прибегать всегда и от Него ждать решения. Уже как Он решит и как решение Его дойдёт до сердца, этого не разберёшь, но то несомненно, что всякое дело, Ему угодное, от Него возбуждается и Им приводится в совершение.

Цель жизни не благобытие земное, а блаженство по смерти в другой жизни. Кто несёт какой-либо крест, тот идёт надежною к тому дорогою. Туда переселитесь своим желанием и надеждою, и к стяжанию тамошнего благобытия направляйте все свои помышления и заботы. Ф.Затворник

Не в том цель нашей жизни, чтобы счастливо прожить на земле, а в том, чтобы, счастливы мы или несчастны, тем и другимприготовиться достойно к получению вечного блаженства в другой жизни.

«Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне»Екклесиаст.

Правило - не существенная часть Молитвы, а есть только внешняя его сторона. Главное дело - есть молитва ума и сердца к Богу, возносимая со славословием, благодарением и прошением... и наконец с преданием себя Господу всецело.

Цель человека не на земле, а в другой жизни. Если б на земле была, мы бы не умирали, а как умираем, то значит, что жизнь наша настоящая не на земле. Земная жизнь есть только приготовление к другой жизни ...

У человека есть три жизни духовная, душевная и телесная. Первая обращена к Богу и небу, вторая к устроению земного быта, третья заботиться о жизни тела. Редко бывает, чтоб все сии жизни раскрывались в одинаковой силе , но у одного преобладает одна, у другого другая, у третьего третья. Выше всех духовная, потому что дух выше души и тела и потому что через неё человек ставится ближе к своей цели, то есть к небу и Богу.

Ибо иные говорят: делай делай; а другие: веруй веруй. Надо то и другое : веру сочетавать с делами и дела с верою.

Если верите Промышлению Божию , определяющему участь земную для всякого так, как ему удобнее спастися, то должны верить и тому, что вся ваша житейская обстановка есть самая пригожая вам для устроения вашего спасения.

Откуда зло в мире? Не от Бога, но Богом попущено , потому что цель, для которой мир создан, и со злом может быть достигнута, как и без зла. Источник же зла в свободе (человека), не хотевшей покориться воле Божией.

Все от Бога и приятное и неприятное. Благодарить же за всё надо .

Цель жизни точно надо определенно знать. Но мудрено ли это? И не определена ли уже она? Общее положение такое, что как есть загробная жизнь, то цель настоящей жизни всей должна быть там, а не здесь. Это положение всем ведомо и толковать об нем нечего, хоть о нём меньше всего помнят на деле.

Терпи скорби, ты для них и создан . Установитесь в мысли, что без Бога ничего не бывает и что потому всё бывает во благо нам. Везде- Ф.Затворник

Что бывают прискорбности, это в порядке вещей. Но то и есть земная жизнь. Но благодарение Господу, что Он нам указал, куда обращаться в минуты скорби и где искать утешения. Господь близок и сейчас рядом с нами. Если б нам одним остаться, кто бы нашёл столько сил, чтоб протянуть до конца плачевную жизнь нашу...

Во всех наших невзгодах не можем мы иного утешения находить, как в вере, что всё случается по воле Божией. Воля же Божия ничего для нас не хочет, паче спасения нашего , и к сей цели направляет все мучающееся...

Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо; однако ж, мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них , как бы отвращаясь от блага, сим путем нам обещаемого. Ибо, может быть, и того чает от нас при сём Господь, чтобы мы усерднеемолились Ему. Тогда молитва наша совпадает с намерениями Божиими.

Свою душу спасать надо . Святой Антоний Великий задумался было однажды об участи людей. Ангел Господень явился ему и сказал: "Антоний! Себе внимай! А то не твоё дело"

Не одни болезни, но и всякие неприятности, не большие только, но и малейшие все направляются Господом в пользу нашего спасения.

Феофан Затворник

“спастися и в разум истины прийти” (1 Тим. 2,3) - это задача человека. Ибо это хорошо (моление) и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Авва Моисей говорил: человек, бегающий от людей, подобен зрелому винограду, а обращающийся с ними есть как бы незрелая ягода. Древний Патерик

Что делается против воли Божией, то сквернее всего, будет ли то жертва или пост (свт. Иоанн Златоуст ).

Всё только в меру,и всё во славу Божию!

Мешая кашицу, можно говорить: "Господи, помилуй!"

В болезни к доктору обращаться не грех.Здоровье дар Божий. Беречь надо. А когда не убережете, Бог создал докторов и лекарства. Пользование ими не значит выступление из порядков Божиих.

Здоровье беречь есть обязанность. Берегите. О смерти же думать и здоровым надо . У всех она за плечами, и всякий должен почасту возвращаться к мысли: вот, вот смерть!

А в молодости вспышки любвишки... и пошли ребятишки...

Чувство мужчины к женщине, и женщины к мужчине естественно. Но его всегда можно держать в пределах таких, в которых оно не будет колебать добрых решений воли.

Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются, и во всяком звании и состоянии.