Алфавит определение. Азбука и алфавит — чем они отличаются? Небольшой вывод. Сходства и отличия азбуки и алфавита

  • 23.09.2024

alphabet), фонологическая система письма, в к-рой графическими знаками (буквами) обозначаются соответствующие звуки языка. В одном типе А., т.н. консонантном, буквами обозначаются только согласные звуки, а гласные передаются диакритическими знаками (точками, значками ударения и кружками над или под соответствующей буквой). К числу языков, использующих письмо, основанное на этом принципе, относятся иврит и араб. В др. типе А., к к-рому относится большинство европ. яз., буквами обозначаются как согласные, так и гласные звуки. И хотя в них буквы в осн. соответствуют звукам, и здесь есть диакритические знаки. Почти все известные в мире А. (за иск., возможно, инд.) сформировались более 4 тыс. лет назад на базе консонантного семитского письма. Один из вариантов последнего, финикийское письмо, стал источником (через посредство греч. А.) лат. А. Переход от финикийского и греч. к лат. А. произошел между 1000 и 800 г. до н.э.; начертание букв изменилось, и нек-рые семитские согласные буквы, не нашедшие применения в греч. фонологической системе, стали использоваться для обозначения гласных. Распространение христианства в Зап. Европе сопровождалось и распространением лат. А. Греч, миссионеры принесли греч. А. в Вост. Европу, в рез-те чего возник кириллический А. (кириллица), использующийся в рус. письме. В Индии А. деванагари, к-рым записывали санскрит, получил развитие между 7 и 9 в. Большинство совр. видов инд. письма основаны на деванагари и обозначаются этим родовым назв. Фонетические А. (фонетика), такие, как Международный фонетический алфавит (МФА), основанные на лат. письме, были разработаны для того, чтобы придать звуковым системам отд. языков большую универсальность и четкость по сравнению с обычным алфавитным письмом. В Китае в 1958 г. был принят транскрипционный А. на лат. основе, облегчающий произношение и понимание кит. иероглифов, представляющих собой логограммы (обозначения слов).

Прежде чем учиться писать и читать, человек осваивает алфавит или азбуку. Оба эти понятия обозначают упорядоченное расположение букв , которые, в свою очередь, являются графическим видом звуков. Их употребление допустимо для обозначения системы звуков абсолютно любого языка, любой письменности.

Часто дети не сразу запоминают буквы, потому что установить устойчивую ассоциативную связь между живым звуком, фрагментом уже знакомой речи, и безликим пока для малыша графическим символом бывает очень непросто. Составители русской азбуки знали это и учли этот факт в своей работе. В алфавите, напротив, психологический аспект запоминания букв не берется в расчет. Так что же такое алфавит и азбука? Чем они различаются?

Алфавит и азбука: определение терминов

Азбука – это не только починенное системе расположение букв конкретного языка, но и книга для обучения грамоте «с нуля» . Отличие азбуки в том, что в ней каждый графический знак (буква) наделен символическим значением, облегчающим его усвоение для дальнейшего воспроизведения.

структурированная совокупность букв , составляющих звуковую систему конкретного языка. Буквы в алфавите расположены по типу однозначности графического рисунка. Значение букв в алфавите ограничивается тем, звуком, который каждая конкретная буква обозначает. Ни о какой дополнительной смысловой нагрузке речи не идет.

Сравнение алфавита и азбуки. В чем же разница?

Термин «азбука» происходит от наименований первой пары букв русского языка: «аз» и «буки», с которых начинали изучать алфавит во всех школах Российской империи 19 века.

Изначально в русской азбуке всякая буква была одарена своим собственным именем. Букву «А», к примеру, записывали как «Аз» (в старославянской речи это слово было тождественно современному местоимению «я»). Букву «Д» называли «Добро», что обозначало щедрость и богатство; буква «Г» носила имя «Глагол», то есть речь, произнесение звуков, говорение.

Изучающим грамоту было гораздо проще запомнить буквы, наделенные символическими именами, нежели абстрактные графические знаки. Этот факт можно смело отнести к плюсам использования азбуки. Однако иногда возникали и проблемы: начиная читать по слогам, дети не сразу могли выделить один единственный звук из символического смыслового термина, обозначающего букву в целом.

Буквы современной азбуки лишены своих древних названий. Их место заняли стихотворения, которыми сопровождаются посвященные конкретной букве странички в книге, либо яркие смысловые картинки, так же облегчающие успешное запоминание абстрактных символов. Так достигается результат, без которого невозможно обучить ребенка чтению: ученик запоминает каждую букву по отдельности, а не прост о заучивает их целостный ряд.

Алфавит по сути своей – та же самая последовательность обозначающих буквы графических символов, что и азбука. В отличие от последней, эта сухая справочная система не снабжена облегчающими запоминание рисунками или стихотворениями. Алфавит вообще не содержит никакой информации, кроме самого перечня букв рассматриваемого языка.

Термин «алфавит» происходит из Древней Греции. Образовано это название по тому же принципу, что и русское «азбука» — от первой пары букв системного ряда звуков языка. В древнегреческом языке это были соответственно альфа и бета. Изначально алфавит так и назывался «альфабетос». Привычное для современного человека звучание термина – результат естественных для истории любого языка заимствований, упрощений и «подгона» слова из чужой речи под структуру, в данном случае, речи русской.

Небольшой вывод. Сходства и отличия азбуки и алфавита

  1. Имея одинаковый для конкретного языка буквенный состав, алфавит и азбука отличаются каждый собственной историей возникновения.
  2. Разработанная на основе предшествовавшего современному русскому старославянского языка, азбука отличалась символическим значением каждой из входящих в нее букв.
  3. Алфавит, в отличие от перегруженной ассоциативной информацией азбуки, состоит из одного только перечня букв языка и соответствующих им звуков.
  4. Сегодняшняя азбука предельно упрощена и по своей структуре приближена к алфавиту. Отличают азбуку как книгу для изначального обучения грамоте иллюстрации, стихотворения, другие наглядные либо иного рода материалы и приемы, облегчающие запоминание буквенных символов и последующее соотношение их со звуками живой речи. Эти дополнения обеспечивают вырабатывание учеником устойчивых навыков письма и чтения, так необходимых каждому современному человеку.
  5. Слова «азбука» и «алфавит» обладают каждое несколькими присущими только ему значениями. К примеру, у музыкантов есть термин «нотная азбука» (но не алфавит!). А вот фамилии учеников в классном журнале располагаются по алфавиту (но никак не по азбуке!).

В разделе на вопрос Дайте пожалуйста определение термину "Алфавит"-это... заданный автором Ѐыжая Бестия лучший ответ это письменное отображение звуков языка

Ответ от Ёаня [гуру]
набор иероглифов который заставляют учить наизусть


Ответ от Ѐоман Слободянюк [гуру]
Алфавит Алфавит [греч. alphabetos, от названий первых двух букв греческого А. - альфа и бета (новогреч. - вита) ; аналогично: азбука - от аз и буки] , совокупность графических знаков - букв (например, латинский, русский А.) или слоговых знаков (например, индийский А. деванагари) , расположенных в традиционно установленном порядке. А. возникли в конце 2-го тыс. до н. э. в древнейших звуковых системах письма - угаритской и финикийской; ранее, видимо, существовала система перечисления египетских иероглифов. Большинство современных буквенных и некоторых слоговых А. происходит от финикийского А. через посредство арамейского (еврейский, арабский А.) , греческого А. (латинский, грузинский, армянский, славяно-кирилловский А.) и др. Большинство современных национальных систем письма базируется на А. : 1) латинском - системы письма всех народов Америки и Австралии, большинства народов Европы и некоторых стран Азии и Африки (например, Турция, Индонезия) ; 2) славяно-кирилловском - системы письма большинства народов СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, использующих латинский А. , и Армении, Грузии, имеющих свои национальные А.) , болгарское и сербское письмо; 3) арабском - системы письма всех арабских стран, а также Ирана, Афганистана, Пакистана и китайской провинции Синьцзян; 4) индийских слоговых, применяемых многими народностями Индии.
Лит. : Струве В. , Происхождение алфавита, П. , 1923; Георгиев В. , Происхождение алфавита, «Вопр. языкознания» , 1952, №6; Яковлев Н. [Ф.] , Математич. формула построения алфавита, в сб. : Культура и письменность Востока, кн. 1, М. , 1928; Истрин В. А. , Возникновение и развитие письма, М. , 1965; Дирингер Д. , Алфавит, пер. с англ. , М. , 1963; Cohen М. , L"ecriture, P., 1953; Gelb I. J., A study of writing, Chi., 1952; Jensen Н. , Geschichte der Schrift, Hannover, 1925.


Ответ от Лена волкова [гуру]
Фонетическая форма письменности, имеющая стандартный, так называемый, алфавитный порядок знаков.

Любой древний народ, который имел свой язык, всегда старался отразить его на бумаге, чтобы язык и события, происходящие в настоящем, можно было передать через поколения. Люди приходили к мудрецам, которые выводили на деревянных дощечках, глине или папирусе знаки, которые обозначали те или иные события. Какова связь этих событий древности со словом «алфавит»? Вообще, что такое алфавит?

Алфавит (слово родом из греческого языка) обозначает набор знаков, которые сейчас мы именуем буквами. Из букв в последующем можно сложить слова, а из слов - целые предложения. Изобретателями первого алфавита считают народ Древней Месопотамии - шумеры, которые придумали клинописную письменность в 3 веке до нашей эры, от которой, как считают, пошли и египетский, и индийский алфавиты. Существует несколько видов алфавитов, которыми пользуются разные народы мира:

  • Консонантно-вокалические алфавиты – в таком алфавите одни и те же буквы могут обозначать и гласные, и согласные буквы.
  • Консонантные алфавиты – буквы в такой письменности только согласные, но они могут считаться гласными при специальной системе огласовки знаков.
  • Слоговые алфавиты – в таком алфавите знаки обозначают не одну букву, а целые слоги. Чаще эти слоги с одинаковой согласной, но различной гласной буквой.

Жизнь и смерть алфавитов

Ежегодно умирает несколько языков, а вместе с ними уходят и алфавиты. У многих соседствующих народов можно найти похожие знаки в письменности, так как иногда один народ заимствует что-то у другого, и это нормально. Но все же алфавитов в мире очень много, у каждого народа он свой собственный, пусть и чем-то похожий на чей-то. Существуют алфавиты не просто так, они несут в себе определенные задачи. Во-первых, это общение, ведь мы общаемся с помощью слов, которые состоят из букв алфавита. Во-вторых, алфавит играет большую роль для сохранения и фиксирования на бумаге знаний, накопленных человечеством. Алфавит - это неотъемлемая часть культуры и цивилизации народов. Раньше алфавиты были нужны для того, чтобы рассказывать историю появления народа, разнообразных походов и сражений, передавать опыт предков.

1. Прочитай буквы русского алфавита.

2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы.

  1. Сколько всего букв в русском алфавите?
  2. Для чего нужны буквы?
  3. Какие две буквы не обозначают звуков?

3. Прочитай . Спиши предложение.

  • Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?

хо ро шо́

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» (α) и «вита» (β).

Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» () и «буки» ().

4. Прочитай . Каких букв здесь нет? Какие буквы «перепутали» свои места?

  • Напиши все буквы русского алфавита в алфавитном порядке.

5. Рассмотри рисунки .

  • Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютиках.
  • Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.

6. Прочитай выразительно.

На уроке

Какие буквы вы знаете? - спросила учительница.
- Б-э-э-э! ответил Барашек.
- И-и-и! - сказал Ослик.
- Га-га-га! - ответил Гусь.
- Ж-ж-ж! - сказал Жук.
Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.

(М. Битный)

  • Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно.
  • Напиши имена двух «учеников» по алфавиту.

7. Прочитай .

Алфавит - азбука, луг - лужайка, ученик - ученица, работа - рабочий, Оля - Ольга, хорошо - хороший.

  • Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?
  • Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
  • Составь устно предложение с одним из слов.

уче ни́к уче ни́ца

8. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая - за буквой «цэ», третья - за буквой «зэ», четвёртая - за буквой «эс», пятая - перед буквой «ё», шестая - после буквы «ка», седьмая - после буквы «ы».

  • Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям.

учи́те ль

9. Прочитай в толковом словаре значения слов азбука и алый, гость и грач . Какое из этих слов многозначное?

  • Почему слово азбука дано в словаре перед словом алый , а слово грач - после слова гость ?
  • Сделай вывод: как расположены слова в словаре?

10. Прочитай . Запиши любые три слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.

В..рона, в..р..бей, учит..ль, х..рошо, ру..кий, ..зык, уч..ник, с..бака, с..рока, вес..о, п..льто, л..сица, к..р..ндаш.

  • Проверь по орфографическому словарю учебника написание этих слов. Обозначь в них ударение.

11. Расшифруйте слова. Для этого располо жите буквы в алфавитном порядке.

  • Запиши составленные слова. Объясни зна чение каждого слова.

12. Прочитай .

      Астра, азбука, айва
      Начинаются на « а ».
      И кончаются на «а»
      Астра, азбука, айва.
      (Н. Костарёв)

  • Как ты думаешь, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? А что обозначает каждое из этих слов?
  • Запиши выделенные слова в алфавитном порядке.