Государственной поддержки семей с детьми рф. Гатовая. национальная поддержка семей в современной россии. Цель и задачи программы

  • 11.09.2024

20 февраля 2019 года Владимир Путин обратился к федеральному собранию, в ходе которого президент предложил ряд социальных мер для поддержки семей с детьми и других граждан России.

Создавая семью, граждане сталкиваются с некоторыми проблемами. Касаются они различных сфер жизни. Государством принят ряд нормативных документов, направленных на предоставление поддержки незащищенным членам общества . Специальные программы РФ призваны облегчить жизнь этой категории и создать им достойные условия существования.

В особой защите нуждаются молодые семьи России, ячейки с несколькими детьми или граждане, которые только планируют их завести.

Поддержка многодетных семей

Семьи, которые воспитывают , не достигших восемнадцатилетнего возраста, считаются многодетными. Меры социальной описаны , и 81-ым законодательным документом,датированным маем 1995 года . Они заключаются в следующем:

  • предоставление скидки на оплату услуг ЖК направленности, платы за квартиру и топливо – не меньше 30% их стоимости;
  • дети до момента достижения ими шести лет имеют право на получение бесплатных медицинских препаратов;
  • наличие привилегий в области финансирования для организации фермерского хозяйства;
  • льготы в уплате специального/регистрационного сбора с ИП;
  • безвозмездное обеспечение детей, обучающихся в учреждениях системы школьного образования, следующим: полноценным приемом пищи, формой не только школьной, но и спортивной;
  • льготный проезд в транспорте внутригородского, внутрирайонного и пригородного направления;
  • отнесение детей к группе первоочередного зачисления в дошкольные детские учреждения;
  • предоставление возможности для культурного развития – однодневное ежемесячное бесплатное посещение парка, выставок, музеев;
  • привилегии для родителей, имеющих более трех несовершеннолетних детей: приоритет при трудоустройстве, гибкий график, дополнительный отпуск.

Социальная поддержка семей с детьми реализуется через специальные государственные проекты:

  1. в рамках социального найма . Процедура осуществляется в несколько этапов, порядок которых таков:
    • подтверждение отсутствия собственной жилой площади либо необходимости ее расширения/улучшения;
    • получение статуса многодетной и малоимущей семьи;
    • обращение в территориальную муниципальную организацию для постановки в очередь на квартиру.
  2. Согласно ЗК, семьи, имеющие статус «многодетных», обладают правом на бесплатное , который находится во владении государства или муниципалитета. При этом торги не проводятся, согласование местоположения участка тоже исключено.
  3. проводится по заявлению многодетных родителей. Она может быть следующей:
    • единоразовое финансирование на определенные нужды;
    • снабжение семьи продуктами;
    • материальная выплата, осуществляемая один раз в месяц.

    Для получения такого вида помощи необходимо собрать пакет документов и предоставить их в ответственный орган.

Социальная поддержка малообеспеченных семей

81-ый закон о социальной поддержке семей распространяется и на . Таковыми признаются семьи, в которых доход на одного члена не достигает минимума, необходимого для жизни, установленного на территории их пребывания. Продление статуса носит периодический характер и производится ежеквартально.

Алименты

Одной из социальных гарантий являются . Они представляют собой материальное или натуральное содержание, предназначенное для обеспечения членов семьи достойным проживанием и питанием.

Выплаты алиментов предоставляются в добровольном или принудительном порядке. Часто лицам, которым положено финансирование в виде алиментов, приходится обращаться в суд. Особенности и порядок выплат оговорены с .

Финансирование предоставляется:

  1. , не достигшим восемнадцатилетнего возраста – от одной четвертой до половины заработка .
  2. Несовершеннолетним лицам, родители которых лишены прав на их воспитание. В этом случае содержание предоставляется опекунам.
  3. Детям, которым исполнилось восемнадцать, но их физические возможности ограничены.
  4. Дети тоже обязаны содержать своих или тяжелобольных. Их участие в расходах на медицинские препараты и услуги обязательно. Лишаются такой поддержки только зависимые от алкоголя или наркотиков граждане.
  5. являются родными людьми, которые обязаны обеспечивать и поддерживать друг друга. Такое право сохраняется за ними в течение некоторого времени после расторжения брака: на период родов и ухода за малышом до трехлетнего возраста; при потере трудоспособности бывшего супруга; в случае присмотра и воспитания ребенка с ограниченными физическими возможностями.
  6. Алименты назначаются : братьев и сестер, бабушек и дедушек, внуков, отчимов, мачех и опекунов.

Материнский капитал

Рождение ребенка влечет за собой неизменные траты на его содержание, которые посильны не каждой семье. Одной из разновидностей социальной поддержки семей с детьми является .

Этот вид финансирования делает материнство еще более счастливым фактором. Его оформление возможно после предоставления в ПФ таких документов:

  • удостоверение личности – паспорта;
  • свидетельства о рождении детей;
  • заявления на получение специального сертификата;
  • решение об усыновлении малышей, если они не кровные родственники матери.

Материнский капитал предназначен. Таковым является:

  1. в части расширения площади, покупки квартиры или дома.
  2. Обеспечение ребенку или ДОУ.
  3. Приобретение медицинских препаратов, дорогостоящих услуг, средств адаптации детей с .
  4. Будущее .
  5. Погашение займов и .

Размер материнского капитала в 2019 году составит 453 026 рублей . Его повышение состоится только в 2020 году на 4% до 471 147 рублей .

Больничный лист

Период временной потери трудоспособности в связи с каким-либо заболеванием или другой причиной медицинской направленности приводит к тому, что сотрудник предприятия определенный период будет отсутствовать на работе.

Для подтверждения факта нетрудоспособности и предоставления возможности не выполнять свои обязанности на законных основаниях, такому гражданину выдается .

Субсидии на приобретение жилья

Государственная поддержка распространяется и на такой важный аспект, как жилье. Существуют , позволяющие:

  • приобрести квартиру;
  • оплатить первоначальный взнос за жилую площадь;
  • взять ипотеку на покупку жилья;
  • начать возведение собственного дома.

Данная помощь может быть предоставлена как , так и . При этом в первом случае один из супругов должен быть не старше 35-ти лет, наличие детей, не достигших восемнадцатилетнего возраста, не играет никакой роли. Во втором случае наиболее распространенный вид субсидии – социальное кредитование , то есть предоставление во временное пользование средств под минимальные проценты.

Размер выплаты зависит от количества членов семьи и составляет от 600 тысяч до 1 миллиона рублей. Многодетные семьи могут рассчитывать на 100% оплату жилого помещения.

Заключение

Социальная поддержка семей и молодых родителей позволяет им жить полноценно. Государство помогает:

  1. Улучшить бытовые условия.
  2. Обеспечить полноценное питание и достойный внешний вид членов семьи.
  3. Культурно развиваться не только детям, но и их родителям.
  4. Получить квалифицированные услуги в плане оздоровления и медицинского обслуживания.
  5. Улучшить жилищные условия.

Семья как социальный институт

Семья, как и большинство социальных объединений сегодня, обладает особыми чертами, структурой и функциями, что по праву позволяет называть ее социальным институтов. В целом, с точки зрения научных исследований, семья выступает в качестве относительно немногочисленного объединения людей, которые связаны друг с другом кровным родством, брачно-семейными отношениями, а также по факту опекунства и усыновления.

В семье общность основывается не только на кровных связях, но также и на общности бюджета и быта. Каждый член семьи возлагает на себя определенные и обязанности, которые предполагают его ответственность перед остальными людьми, относящимися к семье. Следовательно, между людьми завязываются социальные отношения, которые основываются и на биологических связях, и опираются на соблюдение правовых и моральных норм, а также на правила попечительства или усыновления (удочерения).

В каждом обществе семья может быть очень разнообразной, обладать своими особыми чертами, характеристиками. Социологи отмечаются некоторые общие признаки семейной жизни, а на их основе формируются два типа семейной структуры, которые свойственны в современном мире:

  1. Нуклеарная семья, которая состоит из одного мужа, одной жены и их совместных детей;
  2. Расширенная семья – она включает в себя нуклеарную семью (мужа, жену и их детей), а также всю совокупность родственников с обеих стороны (бабушки, дедушки, внуки, тети и дяди, кузены и кузины).

Замечание 1

Но стоит учесть, что сегодня распространена тенденция к ослаблению родственных связей между членами семьи, и по этой причине нуклеарные семьи преобладают над расширенными.

В семье происходят очень важные процессы для личности: его социализация, приобщение к ценностям и нормам, воспитание, привитие определенного мировоззрения. Это позволяет предупредить возможные отклонения от общепринятых требований социальных норм, которые правят в большинстве сфер общественной жизни человека. Если семья перестает существовать, то это может привести к подрыву самих основ организации общества как упорядоченной социальной системы, к дисбалансу в общественном сознании, и, тем более, в сознании членов уже бывшей семьи.

Роль государства в семейной политике России

На сегодняшний день очень большое количество семей в России нуждаются в поддержке со стороны государственных органов власти. Это напрямую связано с тем, что в последние годы прослеживается тенденция к увеличению числа неполных семей, а также к расширению масштабов следующих проявлений:

  • Социальное сиротство;
  • Преступность (как внутри семьи, так и со стороны членов неблагополучных семей, которые вынуждены идти на крайние меры, чтобы хоть как-то обеспечить свое выживание);
  • Алкоголизм (в семье один или оба супруга могут страдать от алкогольной зависимости, а их дети берут пример и также приобщаются к вредной привычке, что может вызвать девиационные наклонности еще с раннего возраста);
  • Наркомания (так же, как и с алкоголизмом, наркомания – это бич всех членов неблагополучных семей, если даже подвержен этому неблагоприятному явлению только один человек).

В связи с перечисленными явлениями, важнейшими задачами органов социальной защиты на сегодняшний день являются следующие: реализация установленных законом социальных гарантий в сфере социального обслуживания и материальной поддержки семей с детьми, их патронаж, контроль за воспитательным процессом ребенка и состоянием родителей; адаптация системы социальной защиты к динамично изменяющимся условиям в сфере экономики. Необходимо расширить перечень тех услуг, которые предоставляются населению, обеспечить поддержку негосударственных форм социальной помощи.

Также немаловажно организовывать своевременную подготовку высококвалифицированных кадров (социальных работников, психологов, юристов), совершенствовать организацию социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий. Подходы обязательно должны учитывать специфику конкретных семей, ведь та техника, которая может подойти и помочь одной ячейке общества, попросту способна навредить другим.

Замечание 2

Также, в конце 2017 года президентом России Владимиром Путиным было заявлено о проведении реформы в рамках демографической сферы и политики страны. Так, он обозначил некоторые меры, которые будут введены для того, чтобы оказывать всестороннюю поддержку гражданам, у которых по тем или иным причинам нет возможности и, что самое главное, объема средств, которые позволили бы увеличить семью.

К мерам относятся следующие:

  • Во-первых, это ежемесячные денежные выплаты тем семьям, которые являются молодыми, и у которых рождается первый совместный ребенок. Так, эти выплаты будут начисляться в первые полтора года после рождения первенца.
  • Во-вторых, еще одна мера – так называемая «социотека». Она предназначена для тех семей, которые приняли решение обзавестись вторым или третьим совместным ребенком. Так, ставки по кредитам выше 6% годовых будет субсидировать государство, поэтому членам семьи об этом заботиться отныне не придется.
  • В-третьих, конечно же следует указать о том, что программа материнского капитала также продлена. По решению президента, она будет действовать до 31 декабря 2021 года, хотя изначально программа должна была завершиться в декабре 2018 года. также он отметил и новые возможности материнского капитала. Например, теперь им можно оплачивать услуги дошкольного образования ребенка, а если семья относится к категории особо нуждающейся, то она имеет право получать ежемесячные выплаты в счет капитала.

Очень важно и детское обслуживание. В качестве мер было предложено ликвидировать очереди в ясли, поскольку до этого одной из актуальных проблем как раз являлась нехватка мест в яслях. К тому же, необходимо усовершенствовать детское медицинское обслуживание. Для этого следует повысить доступность медицинского обслуживания детей, улучшить его качество.

Существуют различные формы государственной поддержки семьи, которые направлены на защиту детства, материнства, на оказание социальной защиты семей. Сегодня существуют различные формы поддержки, которые связаны с осуществлением материальных выплат, предоставлением определенных бесплатных услуг, а также предоставлением натуральной помощи. Все программы основаны на четких нормах законодательства, что позволяет государству четко определять различные критерии семей, которые требуют оказания помощи.

Если Вам требуются торты на заказ с доставкой для всей семьи - кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Какие существуют формы государственной поддержки семей?

  1. Жилищное субсидирование. Данная форма поддержки направлена изначально на возможность предоставления средств, которые могут быть потрачены исключительно на улучшение жилищных условий для семей. Программы жилищного субсидирования предоставляют помощь в размере 30%, если речь идет о малообеспеченной и многодетной семье, то в данном случае помощь от государства может составлять до 70% от стоимости имущества;
  2. Коммунальное субсидирование, которое представляет собой определенные скидки на оплату коммунальных платежей;
  3. Социальные выплаты. Чтобы оформить их необходимо знать, что данные выплаты предназначены для поддержки нормального финансового состояния семьи. Оформляются они в органах социальной защиты населения;
  4. Предоставление бесплатных услуг. К данным услугам относят психологическую помощь семье, различные варианты педагогического консультирования, предоставление юридической и медицинской помощи;
  5. Натуральная помощь. Многодетные и малообеспеченные семьи имеют право на получение пищевых пакетов, а также иных вариантов помощи в виде одежды, средств гигиены и пр. Данная помощь является общей, а не адресной.

Разнообразие форм государственной поддержки семей

Как вы видите, существуют различные формы поддержки семей, которые нуждаются в определенной социальной помощи. Государство предоставляет не только помощь социально незащищенным категориям граждан, но и тем семьям, в которых появляются дети. Так, при рождении ребенка выплачивается специализированное пособие, которое помогает семьям обеспечить своего малыша всем необходимым. При рождении второго ребенка выдается весьма существенный материнский капитал и дополнительное пособие. Семьи, в которых воспитывается трое и более детей, имеют право на получение различных вариантов социальной помощи. Семьи с детьми-инвалидами получают различные варианты социальных выплат, а также помощь в виде технических средств реабилитации и восстановления.

Особого внимания заслуживают программы жилищного субсидирования. Ведь при их использовании семья может приобрести недвижимость, построить собственный дом или же приобрести участок земли для осуществления такого строительства. При этом, государство оказывает весьма существенную помощь, а многие семьи могут в дополнение ко всему воспользоваться услугами социальной ипотеки.


Государственная политика в отношении семей в нашей стране является однозначной. Семьи считаются уникальным социальным институтом, основой государства. Чтобы государство нормально...


ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ определяет такое понятие, как социальная помощь малообеспеченным семьям. Чтобы получить помощь государственного типа, семья обязана получить официально...


Семьи, в которых воспитываются дети, имеют определенные привилегии получения государственной помощи. Во-первых, нужно сказать о том, что такие семьи имеют право на получение...


Федеральный закон №81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» гарантирует комплекс мер по предоставлению социальной помощи семьям, в которых имеются...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Марий Эл

«Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Государственная поддержка семей в РФ»

Выполнила

студентка группы СР-31

Архипова А.А.

Проверил

преподаватель спец. Дисциплин

Петухова Н.С

Йошкар-Ола 2010г.

Введение

1.1 Понятие о семье, типах и структуре (молодая, многодетная, малообеспеченная, пожилая…)

1.2 Государственная политика в отношении семьи в РФ

1.3 Правовые основы социальной работы в семье

Вывод по 1 главе

2.1 Понятие о социальной программе и мерах социальной поддержки семьи

2.2 Меры социальной поддержки многодетной семьи

2.4 Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи

Вывод по 2 главе

Заключение

Список литературы

Введение

Семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных - супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.

Сегодня в Российской Федерации, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, семья находится под защитой государства. Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что семья - естественная и основная ячейка общества - имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи -- жилище, дом, собственность -- и экономическую основу семьи, -- общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Это две незаменимые составляющие, без которых невозможно в современном мире нормальное существование семьи и которые создаются не без помощи государственной поддержки. С какими проблемами сталкиваются семьи в российском обществе и как они решаются на уровне государства и регионов мы рассмотрим в данной работе.

В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества Ильина О.Ю. Проблемы интереса в семейном праве в Российской Федерации. М., 2007. С. 1. .

В связи с этим исследование в данной работе возможных форм взаимодействия государства и семьи в условиях современного социального реформирования сквозь призму сочетания частных и публичных интересов в механизме семейно-правового регулирования представляет особую актуальность.

Глава 1. Проблемы семьи в российском обществе. Правовой аспект

1 .1 Понятие о семье, типах и структуре (молодая, многодетная, малообеспеченная, пожилая…)

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья -- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым Смелзер Н. Социология. М. 1994. С. 399. .

С позиции права семья - это конституционно-правовая категория, основанная на браке - юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации).

То есть, это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущностью конституционно-правового положения семьи является совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи Бароцкая К.Б. Право семьи на социальную защиту // журнал «Социальное и пенсионное право», 2006, № 3. .

Основополагающие положения относительно признания семьи естественной, первичной и основной ячейкой общества содержатся в следующих принятых ООН документах: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, от 29 ноября 1985 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства. Журнал российского права, 2007. № 4. .

Главным нормативным правовым актом любой отрасли законодательства, в том числе и семейного, на уровне нашего государства, является Конституция РФ (ст. 7 которой гласит: "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства").

Ключевым актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, является СК РФ, который определяет главные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений. Семейный кодекс РФ в ст. 2 определяет отношения, регулируемые семейным законодательством, следующим образом: "Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей".

На укрепление семьи направлено очень большое количество норм семейного законодательства. Даже регламентация отношений, предшествующих заключению брака, кроме прочего, имеет цель способствовать укреплению будущей семьи (ст. ст. 11 - 15 СК РФ). При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры по примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения (п. 2 ст. 22 СК РФ). Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны (п. 1 ст. 22 СК РФ). Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью (п. 3 ст. 29 СК РФ). Родители могут быть лишены родительских прав лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств, указанных в законе, и в порядке, установленном законом (ст. ст. 69, 70 СК РФ) и т.д. и т.п Гонгало Б. Основные начала семейного законодательства //Семейное и жилищное право, 2006, № 2. .

ГК РФ регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно и в СК РФ есть гражданско-правовые нормы. Ряд других федеральных законов, которые будут приведены в настоящей работе, также посвящены вопросам семьи.

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 "Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей") и постановлениями Правительства Российской Федерации (например, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829 "О приемной семье"). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных комментируемым Кодексом либо другими федеральными законами.

Семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов РФ (республиками в составе Федерации, краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург, автономной областью, а также автономными округами). Акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (например, ст. 13 СК).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе СК РФ и других актов семейного законодательства.

Следует отметить, что разъяснения Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в части, им не противоречащей Крашенинникова П.В. Постатейный комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. М., 2006. Комментарий к ст. 3. .

Укреплению семьи призваны способствовать и нормы иных отраслей законодательства (например, жилищного законодательства).

За последние годы принято много законов, направленных на защиту прав детей. Однако самая главная проблема состоит в том, что эти законы не работают. Российское законодательство о правах семьи, материнства и детства не имеет главного - механизмов реализации конкретных норм (это и обусловливает их неисполнение). В первую очередь это касается обеспечения прожиточного минимума, бесплатности услуг, здравоохранения, образования, спорта, реабилитации детей-инвалидов и т.д Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства. Журнал российского права, 2007. № 4. .

В целях создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей Правительство РФ утверждает конкретные программы, например федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы, включающая подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья", новизна которой, в частности, в ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми-инвалидами; использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности. Система учреждений, предусмотренных программой и предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска Постановление Правительства РФ от 26.01.2007г. № 172 «О федеральной целевой программе «дети России» на 2007- 2010 годы». .

Для того чтобы применять те или иные нормативные акты, необходимо определить к какому типу относится та или иная семья. В современной статистике семьи подразделяются на типы по различным основаниям - по демографическому, по размеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др. Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. Исходя из положений законодательства можно выделить следующие типы семьи: молодая, пожилая, многодетная, неполная, приемная, патронатная, малообеспеченная и др.

Рассмотрим каждый тип более подробно.

Малообеспеченная семья- это семья, имеющая среднедушевой доход ниже установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума.

Многодетная семья- это семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Пожилая семья- это семья, супруги которой достигли пенсионного возраста.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца.

Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 17.07.1996г. № 829 «О приемной семье». .

Можно выделить и другие типы семей по различным основаниям.

1.2 Государственная политика в отношении семьи в РФ

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

Первое - повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

Второе - развитие и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей Указ Президента РФ от 14.05.1996г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». .

Государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи Бароцкая К.Б. Право семьи на социальную защиту // журнал «Социальное и пенсионное право», 2006, № 3. .

1.3 Правовые основы социальной работы в семье

Безусловно в своей работе уполномоченные органы руководствуются прежде всего положениями Семейного Кодекса РФ.

В осуществлении семейной политики немаловажную роль играют органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другими федеральными законами (в части положений о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях0, Постановлениями Правительства и утвержденными ими Положениями.

Нельзя не отметить социальную работу в семье, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей и состоящую из совокупности разъяснительных, общественных, репрессивных, иных мер, предпринимаемых в отношении несовершеннолетнего и лиц, обязанных его воспитывать и содержать, проводимых с целью недопущения совершения правонарушений и антиобщественных действий. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (прокуроры и подчиненные им лица, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и социальные работники и др.) в данном случае руководствуются в первую очередь ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В целом нужно сказать, что правовой основой социальной работы в семье является законодательство и принимаемы в соответствии с ним различные акты, решения, постановления уполномоченных в этой сфере органов.

Вывод по 1 главе

Повышение материального благосостояния и улучшение качества жизни семей с детьми является одной из приоритетных правозащитных задач государства. Между тем сегодня государство фактически ограничивает свое участие в создании достойных условий жизни для таких семей выплатой чисто символического ежемесячного пособия на ребенка, составляющего от 5% до 10% его прожиточного минимума. Не менее одной четвертой части российских семей с детьми относятся к категории малообеспеченных. В их числе в первую очередь многодетные, - отмечает в своем докладе уполномоченный по правам человека Доклад уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 год». Система КонсультантПлюс, 2007. .

В продолжение рассмотрения этой проблемы следует отметить следующее: в числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени среднедоходного (по российским параметрам) слоя населения. За чертой официального прожиточного минимума находится 69 процентов молодых семей, среди бедных семей - 76,3 процента многодетных. Негативно воздействуют на семью безработица, задолженности по выплате заработной платы, детских пособий, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты труда. Причем если у семьи имеется прожиточный минимум, то для нее практически исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях также ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья в настоящее время при существующем типе социальной защиты находится постоянно в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития Волосникова Е.А. Совершенствование организационно-экономического механизма социальной защиты населения: автореферат. Екатеринбург, 2004. С. 16. .

Сегодня положение детей существенно осложнилось, а вопрос о правах семьи и детей становится все более актуальным.

В.В. Путин в своем Обращении к Федеральному Собранию РФ от 25.05.2005г. отметил, что существует "еще одна общенациональная проблема это низкая рождаемость. В стране все больше семей, имеющих только одного ребенка. Нам необходимо повысить престиж материнства и отцовства. Создать условия, благоприятствующие рождению и воспитанию детей". Такая проблема существует и сегодня Гуль Н.В. Конституционное право на защиту семьи, материнства и детства. Журнал российского права, 2007. № 4. .

социальный семья поддержка

Глава 2. Меры по социальной поддержке в России

2.1 Понятие о социальной программе и мерах социальной поддержки семьи

ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей предусматривает меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является сертификат.

Лица, указанные в законе, лично или их законные представители вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами. Далее вопрос о выдаче сертификата решает Пенсионный фонд РФ. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки ФЗ от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». .

2.2 Меры социальной поддержки многодетной семьи

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Президент РФ Б.Ельцин в своем указе № 431 от 1992г. постановил:

Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;

б) установить для многодетных семей:

скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств (указанные выплаты подпадают под действие п.1 ст.217 НК РФ и не подлежат налогообложению);

один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;

в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;

д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;

е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992г. № 431. .

При этом Минфин и Минсоцзащиты РФ в своем письме от 29.06.1992г. № 1-2359-18 разъясняют: дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 1, финансирование которых в настоящее время не учитывается при формировании бюджетов национально - государственных и административно территориальных образований, производятся:

за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения - на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и выставок;

за счет средств местных бюджетов - скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ Письмо Минфина РФ № 51, Минсоцзащиты РФ № 1-2359-18 от 29.06.1992г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей». .

2.3 Меры социальной поддержки молодой семьи

Что мешает молодой семье, женщине, принять решение о рождении ребенка? Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить.

Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Из перечисленных мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает. Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Президент РФ, не можем с ним не согласиться, считает необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком.

Другая проблема - это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого Президент предлагает ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ». .

В отношении вопроса с жильем для молодой семьи нужно отметить следующий положительный момент. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утвержденная Правительством РФ) предусматривает оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Правительство РФ утвердило правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья Постановление Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы». .

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

Таким образом, предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными Приказом Минобразования России и Постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц 2 Письмо ФНС от 05.06.2006 № 04-1-02/298@ «Об уплате НДФЛ». .

По вопросу предоставления жилья интересно отметить статистику, приведенную на региональном уровне в нашем субъекте. Согласно Закону Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае около 73 тысяч молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья - менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей.

Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь, предусмотренная нашей краевой программой, в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Указанная выше подпрограмма призвана укрепить созданную в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

В подпрограмме определены приоритетные (в порядке значимости) категории для участия:

это молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;

многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;

молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 19 сентября 2005 года;

молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;

молодые семьи, имеющие одного и(или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств краевого и (или) местного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и(или) органом местного самоуправления. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.

В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство). Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии.

Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 6 месяцев. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.

Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате Закон Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». .

2.4 Меры социальной поддержки малообеспеченной семьи

Президент России Владимир Путин в своем указе о мерах социальной поддержки многодетных семей постановил Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая малообеспеченные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. С этой целью Правительство в 2001 году одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года направленную на осуществление адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». .

Учащимся общеобразовательных школ меры социальной поддержки могут быть оказаны в части бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий, кроме такси), обеспечения формой по нормам, установленным администрацией муниципального образования, субъекта. Одной из мер поддержки являются дотации на питание школьников из малообеспеченных семей. Эффективная экономика, налоговые поступления в бюджет дают возможность увеличивать такие дотации и, следовательно, обеспечивать большее количество детей бесплатными школьными обедами. Для студентов предусмотрена социальная стипендия http://www.orinfo.ru/search/archive/date/?dt=10022005&id=5362. .

В соответствии с законом Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 в перечень полномочий органов местного самоуправления, переданных государством, передана социальная поддержка неработающих беременных женщин из малообеспеченных семей путем выплаты единовременного социального пособия Закон Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан». .

На региональном уровне определяются размеры и виды оказания социальной помощи, устанавливаются дополнительные условия для получения нуждающимися гражданами социальной помощи исходя из: учета трудового потенциала, учета имущественного потенциала гражданина (домохозяйства).

В рамках целевой программы проводятся также благотворительные городские акции в поддержку малоимущих семей, организуются сборы вещей от населения и раздача их нуждающимся семьям, благотворительные обеды, раздача продуктовых наборов, благотворительные концерты и спектакли, спортивные мероприятия.

Механизм и мероприятия оказания адресной помощи можно рассмотреть на примере программы Ординского муниципального района:

Порядок предоставления адресной социальной помощи утверждается постановлением главы муниципального района.

Для решения поставленных задач в районе создается межведомственная комиссия по оказанию адресной социальной помощи населению, которая является распорядителем бюджетных средств.

Координирует и контролирует реализацию мероприятий Программы первый заместитель главы муниципального района.

Орган, уполномоченный исполнять Программу:

а) принимает документы и заявления на оказание соц. помощи от населения;

б) взаимодействует с другими исполнителями Программы;

в) несет ответственность за рациональное и целевое использование выделенных бюджетных средств;

г) информирует о ходе реализации Программы в разрезе постатейного использования средств;

д)представляет отчет об исполнении Программы в Земское Собрание Ординского муниципального района, управление финансов администрации Ординского муниципального района в сроки, установленные для предоставления отчета об исполнении районного бюджета за соответствующий год.

Мероприятия оказания адресной помощи включают денежные суммы для: приобретения одежды, продуктов питания детям, ремонт ветхого жилья, 50% - ная компенсация затрат на получение высшего образования, дорогостоящего лечения (операций, консультаций, обследований) в 100% размере детей и 50% размере взрослым. Решение Земского Собрания Ординского муниципального района от 04.05.2007 № 33 «Об утверждении адресной помощи населению Ординского муниципального района на 2007 год».

Вывод по 2 главе

Подводя итог проведенной работе ножно указать на необходимость разработки и принятия специального закона "О государственной поддержке семьи", вариант концепции которого подготовлен коллективом Московского государственного социального университета. В нем определяются цели и принципы государственной поддержки семьи, разрабатывается механизм обеспечения такой поддержки, намечаются ее основные направления, среди которых:

1) установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, включающих в себя минимальный объем социальных услуг, предоставляемых семье;

2) обеспечение условий для экономической самостоятельности семей, стабилизации материального положения семей, преодоления бедности;

3) обеспечение работников, имеющих детей, благоприятными условиями для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

4) создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства;

5) обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

6) оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

7) формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей.

Подготовка такого нормативного акта оправдывается спецификой государственной семейной политики, требующей самого пристального внимания не столько к регулированию брачных отношений, сколько к выполнению семьями своих основных социальных функций, в первую очередь, воспитательной. Этот правовой акт в случае его принятия и последовательной реализации станет основным нормативным источником, регламентирующим социальные вопросы профилактики семейного неблагополучия Побегайло А.Э. О законодательной регламентации профилактики семейного неблагополучия как криминогенного фактора // Законы России: опыт, анализ, практика, 2006, № 12. .

Важно отметить, что в некоторых субъектах Федерации дополнительно к мерам социальной поддержки, предусмотренным федеральным законодательством, установлены (на уровне субъекта) и меры социальной помощи таким категориям граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей, и др. Нельзя забывать о том, что принятие нормативных актов- это лишь начало, предпосылки социальной работы в семье, основная же работа требует каждодневных действий, всестороннего и полного подхода проблемам каждой семьи, на что выделяются как материальные так и человеческие ресурсы.

Заключение

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в современной России, свидетельствует о необходимости пересмотра существующих взглядов на взаимодействие семьи и государства: насколько значим институт семьи для обеспечения государственных интересов и в какой мере государство может воздействовать на сферу сугубо частных семейных отношений. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.

Перед современной наукой семейного права стоит целый ряд проблем, подход к разрешению которых определяется установлением оптимального соотношения частных и публичных интересов. Анализ современных семейных отношений сквозь призму действующего законодательства и правоприменительной практики дает основания говорить о необходимости изменения предмета и метода семейно-правового регулирования: расширяется круг отношений, связанных с реализацией гражданами своих семейных прав, которые в свою очередь не всегда могут быть регламентированы имеющимся "набором" семейно-правовых средств.

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своем Указе от 14 июня 2007 года постановил провести в 2008 году в Российской Федерации Год семьи. Рекомендовал органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого в РФ Года семьи, уделив особое внимание вопросам социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, укрепления авторитета семьи, базовых семейных ценностей Указ Президента РФ от 14.06.2007г. № 761 «О проведении в Российской Федерации года семьи». .

Список литературы

1. Доклад уполномоченного по правам человека в РФ «Доклад уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 год». Система КонсультантПлюс, 2007.

2. Закон Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».

3. Закон Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан».

4. Комментарий к Семейному Кодексу / Под ред. Ю.А. Королева М.: Юстицинформ, 2003.

5. О законодательной регламентации профилактики семейного неблагополучия как криминогенного фактора/ Под ред. А.Э. Побегайло // журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», 2006, № 12.

6. Основные начала семейного законодательства / Под ред. Б. Гонгало //Семейное и жилищное право, 2006, № 2.

7. Письмо Минфина РФ № 51, Минсоцзащиты РФ № 1-2359-18 от 29.06.1992г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей».

8. Письмо ФНС от 05.06.2006 № 04-1-02/298@ «Об уплате НДФЛ».

9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006г. «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ».

10. Постановление Правительства РФ от 17.07.1996г. № 829 «О приемной семье».

11. Постановление Правительства РФ от 26.01.2007г. № 172 «О федеральной целевой программе «дети России» на 2007- 2010 годы».

12. Постатейный комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации Под ред. П.В. Крашенинниковой. М.: Статут, 2006.

13. Право семьи на социальную защиту / Под ред. К.Б. Бароцкой // журнал «Социальное и пенсионное право», 2006, № 3.

14. Проблемы интереса в семейном праве в Российской Федерации / Под ред. О.Ю. Ильиной. М.: Городец, 2007.

15. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

16. Решение Земского Собрания Ординского муниципального района от 04.05.2007 № 33 «Об утверждении адресной помощи населению Ординского муниципального района на 2007 год».

17. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. № 223- ФЗ.

18. Совершенствование организационно - экономического механизма социальной защиты населения: автореферат / Под ред. Е.А. Волосниковой. Екатеринбург, 2004.

19. Социология / Под ред. Н. Смелзера. М.: НОРМА, 1994.

20. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05.1992г. № 431.

21. Указ Президента РФ от 14.06.2007г. № 761 «О проведении в Российской Федерации года семьи».

22. Указ Президента РФ от 14.05.1996г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики».

23. ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

24. ФЗ от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Типы и категории семей. Социально-экономические проблемы молодой семьи. Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми. Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2011

    Изучение типов и структуры семьи. Исследование социальных проблем молодой семьи в российском обществе. Государственно-правовые основы комплексной поддержки молодой семьи. Жилищные программы, направленные на поддержку молодой семьи в Ростовской области.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2015

    Молодая семья в обществе, ее положение в современных экономических условиях. Влияние репродуктивного поведения молодых семей на демографическую ситуацию РФ. Правовые основы социальной защиты семей. Анализ формы и видов социальной защиты молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Понятие, виды и функции семьи. Историческое развитие социальной помощи семье. Виды неблагополучных семей и их влияние на поведение ребёнка. Правовые основы социальной работы с семьей. Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Понятие и типы молодой семьи, ее положение в современных социально-экономических условиях. Государственная политика и правовые основы социальной защиты молодых семей в РФ. Формы и методы работы Управления социальной защиты населения Богучанского района.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2014

    Суть и проблема законодательного обеспечения малообеспеченных семей. Осуществление принципа адресности, содержание и особенности оказания адресной помощи малообеспеченным семьям. Меры социальной поддержки малообеспеченных семей в Мурманской области.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Характеристика типов молодой семьи и стадии ее развития. Сущность и особенности социально-экономических, социально-психологических проблем молодой семьи. Программно-целевой подход к организации социальной поддержки молодых семей в условиях кризиса.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2018

    Многодетная семья как объект социальной работы. Эволюция семьи в России; понятие, типология и социально-экономическое положение и проблемы многодетных семей. Концепция семейной политики Рязанской обл. Направления и технологии социальной работы с семьей.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2013

    Семья - компонент социальной структуры любого общества. Молодая семья, как объект социальной защиты. Проблемы молодых семей и пути их решения. Особенности социальной работы с молодой семьей. Выявление эффективных методов работы по социальной поддержке.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2010

    Понятие и особенности исследования молодой семьи как объекта социальной работы, причины возникновения и формы проявления конфликтов в ней. Разработка и оценка эффективности программы социальной профилактики конфликтного поведения в молодой семье.

Учитывая важнейшие функции семьи в воспроизводстве населения, социализации личности, в поддержке материального и морального положения членов общества, государство обеспечивает поддержку семейных отношений. Государственная поддержка основана на положениях Конституции РФ: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». (21) Основываясь на этой норме, государство обеспечивает регулирование семейных отношений, определяя взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. (22)

Материальная поддержка семьи состоит в выплате различного рода пособий (по беременности и родам, по случаю рождения ребенка, по уходу за ребенком– как за больным, так и до достижения им определенного возраста – 1,5 лет). Кроме того, трудовое законодательство предусматривает ряд льгот для несовершеннолетних работников, работников, имеющих больных членов семьи, и др.

Действующее законодательство содержит нормы, направленные на защиту неполных и многодетных семей. Такая защита осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ №431 1992 г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», предусматривающим скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией или стоимости топлива – в сельской местности; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до шести лет, бесплатный проезд на внутригородском транспорте и в автобусах пригородного сообщения, бесплатное питание для учащихся общеобразовательных школ, бесплатное обеспечение школьной формой по нормативам, бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок – один раз в месяц и другие льготы.

В определенной мере государственной поддержкой в сфере семьи, материнства и детства можно считать создание правовых основ для приемных семей.

Приемная семья – это одна из форм воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Это новый институт Семейного права, введенный Семейным кодексом РФ 1996 г.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемными родителями в этом случае считаются супруги или отдельные граждане, желающие взять детей на воспитание в семью, а ребенок, передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком.

На воспитание в приемную семью передаются несовершеннолетние дети на срок, предусмотренный указанным договором.

Правительством РФ утверждено Положение о приемной семье (постановление Правительства РФ №829 1996 г.)

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Данный договор может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин, а также по инициативе органа опеки и попечительства в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных для ребенка условий, возвращения ребенка родителям или усыновления данного ребенка.

Закон устанавливает к приемным родителям такие же требования, как к опекунам (попечителям), назначаемым детям, оставшимся без попечения родителей. Сами приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) также обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения, а ребенка, достигшего десяти лет, - только с его согласия.

При передаче в приемную семью детей, находящихся в родстве между собой, их разъединение не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.

Дети, переданные в приемную семью, сохраняют право на причитающиеся им алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право пользоваться жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ №842 от 30 декабря 2006 г. в 2007 году размер выплат на содержание 1 ребенка в семье опекунов (попечителей) или в приемной семье должен составлять не менее 4000 рублей в месяц, а размер оплаты труда приемных родителей – не менее 2500 рублей в месяц. (23)

Государственная защита брака и семьи осуществляется также через деятельность судов при разводе, разделе имущества, установлении алиментов и т.п.

Общественная поддержка семьи осуществляется через систему негосударственных организаций и фондов.

Заключение

Изучив данный материал можно сделать следующие выводы. Семья – это первичная ячейка общества. Семья составляет основу любого общества и одновременно является средой воспитания детей и формирования их личности. Семья играет важную роль в жизни общества. Государство считает заботу о семье очень важной задачей и подчеркивает ее первостепенное значение. Это мы можем наблюдать как изучая вопросы связанные с институтом брака, порядком его заключения и расторжения, так и рассматривая вопрос государственной поддержки семьи.

Государство и общество проявляют особую заботу о семье, оказывают ей поддержку и защиту. Причем такая помощь оказывается семьям в разных сферах жизнедеятельности.

Список использованной литературы.

1. Шнейдер, Л. Б. Психология семьи и семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. – М., 2000.

2. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – Изд. 3 - е. – М. [и др.] : Академический Проспект [и др.], 2007.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. – изд. 3 - е, стереотип. – М. : Академия, 2005.

4.Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1983.

5. Семейный кодекс Российской Федерации

6. Гражданский кодекс Российской Федерации

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

8. ФЗ «Об актах гражданского состояния». Порядок государственной регистрации расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не достигших совершеннолетия

Статья 137. Правовые последствия усыновления ребенка

Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке

8.Конституция Российской Федерации

9. Постановление Правительства РФ №842 от 30 декабря 2006 года «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»

1.Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1983.С602

2.Семейный кодекс РФ. Ст.1

3.Семейный кодекс РФ часть VII ст. 169

4. Гражданский кодекс РФ ст. 27

5. Семейный кодекс РФ ст.27-30

6.Семейный кодекс РФ ст.28

7. Гражданский кодекс РФ ст.245-252

8. Семейный кодекс РФ ст.19

9. Семейный кодекс РФ ст.21

10. Семейный кодекс ст. 22

11. Семейный кодекс ст. 22 п.1

12. Семейный кодекс ст.22 п.2

13. Гражданский процессуальный кодекс ст. 315

14. Семейный кодекс ст. 22

15. КоБС п. 2 ст. 33

16. Семейный кодекс ст.22

17. Гражданский процессуальный кодекс п. 4 ст. 219

18. Гражданский процессуальный кодекс ст.157

19.Семейный кодекс РФ ст.17

20. Гражданский процессуальный кодекс часть. 4 ст. 167

21. Конституция РФ часть1 ст.38

22. Семейный кодекс РФ разделы III, IV,V

23. Постановление Правительства РФ №842 от 30 декабря 2006 года «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»