Сценарий занятия внеурочной деятельности фгос. Внеурочные мероприятия в начальной школе. Мой сосед по парте

  • 19.09.2024

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях по внеурочной деятельности. Конспект одного из таких занятий предлагается вашему вниманию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей во внеурочной деятельности. «Сотвори себя сам» (конспект занятия по внеурочной деятельности)

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Только все вместе - образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

ФГОС дает возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно – нравственного воспитания школьников и определяет следующие задачи:

  • гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем,
    укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;
  • усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической
    преемственности поколений; воспитание патриотов России;
  • сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Необходимым условием для реализации данных задач является создание предметно – развивающей среды, которая в нашей школе представлена несколькими направлениями:

  1. система классных часов и внеклассные мероприятия;
  2. реализация программ по внеурочной деятельности.

Нами разработана система классных часов, направленных на духовно-нравственное воспитание. С учащимися регулярно выезжаем на экскурсии по родному краю, совместно посещаем музеи, библиотеки города.

Являясь классными руководителями пятиклассников, проводим занятия по внеурочной деятельности. Мы взяли программу, основанную на курсе Г.К. Селевко «Самосовершенствование личности». Согласно этой программе с пятого класса начинается систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности. Психолого-педагогический курс представляет для ребят как бы «психологию и педагогику для себя» и на уровне своего возрастного развития. Естественно, что первая его часть посвящена изучению своей собственной психики, так как процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребенок должен осознать, кто он есть, как он себя оценивает, что и почему с ним происходит. Поэтому курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, приводящего в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогающего детям понять себя, создать осознаваемый образ своего «Я».

Каким должен быть человек? Какие качества характера он должен воспитывать в себе? Ответы на эти вопросы дети находят на занятиях данного курса. Конспект одного из таких занятий мы предлагаем вашему вниманию.

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Сотвори себя сам», 5 класс

Цели:

  1. формирование духовно – нравственных качеств как основополагающих в личности человека;
  2. формирование и развитие навыков самопознания личностных качеств;
  3. развитие социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);
  4. расширение кругозора учащихся, обогащение их речи; раскрытие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • Цветок – ромашка со словами, обозначающими положительные и отрицательные черты характера человека.
  • Проектор, компьютерная презентация.
  • Детские рисунки.
  • Высказывания Чарли Чаплина.

Ход мероприятия.

Всем добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, каким должен быть человек. От чего зависит отношение окружающих к нему? А начать наш разговор я хочу с притчи. Послушайте.

Жил один мудрец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.

Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал мудрецу и думает:

Дай-ка я над ним посмеюсь!

Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к мудрецу направился. Идет и про себя веселится:

Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих - мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек и говорит:

Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него мудрец и говорит: - Все в руках твоих!

Как вы поняли эту притчу? Как она связана с темой нашего занятия?

Вот мы и попробуем разобраться с качествами личности человека, правильно и объективно оценить положительные и отрицательные качества своего характера. В каждом из нас есть что-то ценное, неповторимое, интересное. Но одни качества нам помогают общаться с людьми, в работе и учёбе – это положительные качества. Другие, наоборот, мешают нам. Это отрицательные качества. Мы должны уметь их отличать.

Игра «Скажи наоборот»

На слайде представлены отрицательные качества человека. Ваша задача: назвать антоним к каждому слову.

  1. небрежность - аккуратность
  2. невежество - воспитанность
  3. безответственность - ответственность
  4. лживость - искренность
  5. безразличие - чуткость
  6. трусость - смелость
  7. уныние - жизнерадостность
  8. несобранность - организованность
  9. неразговорчивость - общительность

(СЛАЙД 2,3, с оставление ромашки на доске: в центре ромашки - «Я», лепестки – положительные качества человека).

У каждого из нас есть как положительные, так и отрицательные качества, но мы должны стремиться развивать в себе положительные качества. Этому нас учит народная мудрость. Проверим, как вы знаете пословицы. Вам нужно будет продолжить пословицы, представленные на слайде. (СЛАЙД 4-6)

Игра «Аукцион пословиц»

  1. Поспешишь – людей насмешишь.
  2. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  3. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
  4. До слова - крепись, дал слово - держись.
  5. Красна птица пеньем, а человек уменьем.
  6. Не мил и свет, когда друга нет.
  7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  8. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  9. Человек человеку друг, товарищ и брат.
  10. Мир не без добрых людей.

Молодцы! На самом деле положительных и отрицательных качеств у человека намного больше.

Посмотрите отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 7 - 8) и подумайте, какие качества проявляют герои данного отрывка по отношению друг к другу.

(Безразличие, жестокость).

Это отрицательные качества человека.

Давайте посмотрим следующий отрывок из мультфильма («Кошкин дом», СЛАЙД 9) и подумаем над тем, правильно ли поступили маленькие герои данного мультфильма, приняв к себе в дом тех, кто когда – то отказал им в помощи. (Обсуждение этого отрывка. Дополнение ромашки такими качествами, как доброта и отзывчивость).

В нашей жизни часто складываются такие ситуации, когда мы должны сделать выбор: как поступить? И каждая такая ситуация формирует наш характер, нас самих. (Зачитываются и обсуждаются ситуации, представленные на СЛАЙДАХ 10 – 13).

Игра «Как поступлю?»

  1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

А. Пойдешь домой.

Б. Сделаешь вид, что не услышал маму.

В. Начнешь просить маму погулять еще.

Г. Договоришься с друзьями встретиться завтра.

2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается.

А. Ты будешь ему подсказывать.

Б. Поможешь разобраться после уроков.

В. Будешь смеяться, подшучивать.

Г. Ничего не предпримешь.

  1. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака.

А. Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.

Б. Постараешься найти хозяина.

В. Пройдешь мимо.

  1. В автобусе бабушке не хватило места, ты:

А. Уступишь бабушке место.

Б. Сделаешь вид, что не заметил.

В. Притворишься, что спишь.

Самовоспитание – это изменение себя, своего характера. Характер складывается из достоинств и недостатков. Процесс самовоспитания начинается с критического взгляда на самого себя. Многие известные люди добились больших успехов в жизни. Благодаря тому, что постоянно работали над собой. Например, известный американский актёр и режиссёр Чарли Чаплин следовал таким правилам. (СЛАЙД 14. Обсуждение).

Советы Чарли Чаплина

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  2. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  3. Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
  4. Не упускайте мгновения удачи.
  5. Чётко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
  6. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  7. Любите людей, и они ответят вам тем же.

И среди нас есть люди, которые уже следуют некоторым из перечисленных советов. (Творческий номер заранее подготовленных учеников: исполнение музыки на флейте, гитаре).

Как вы думаете, какие советы они взяли себе на вооружение? (Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них).

Такому же совету следуют и участники нашей художественной выставки, которые предоставили свои работы. (Показываются рисунки детей).

Посмотрите на наш цветок. Он символизирует модель, которая показывает, что уважение к человеку во многом зависит от того, какой он.

Но самое важное это то, что лепестки цветка держатся вместе потому, что их что-то объединяет. Это «что-то» - вы сами, ваша личность. Вы – творцы своей личности, и от вас зависит, какими вы станете людьми.

Список литературы.

  1. Галицкая И.А., метлик И.В. Понятие «Духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической практике// Педагогика, 2009, №10, с. 36-46.
  2. Маленкова Л.И. Я – человек! – М.: ТОО «Интел Тех», 1996
  3. http://www.selevko.net/

Технологическая карта
сценария внеурочной деятельности с учащимися 8 класса

Тема мероприятия/занятия «Химический анализ родниковых вод»
Форма проведения экскурсия, практическое занятие
Цель Определить расположение родников на территории с.Измайловка. Провести анализ родниковой воды.
Задачи:
Обучающие: Систематизация полученных знаний учащихся о химических веществах в природе на примере родников.
Развивающие: Развитие памяти, логического мышления, умения применять полученные ранее знания.
Воспитательные: Умения работать в паре, в группе. Воспитание сознательной дисциплинированности, четкости и организованности в работе.
Планируемые результаты обучения:
Личностные - представлять результаты своей работы, используя информационные технологии
Предметные - знать состав родниковых вод
- знать правила охраны родников;
- рассказать о последствиях загрязнения родников для всего живого;
Метапредметные - провести наблюдение за состоянием родников села, сформулировать выводы по итогам наблюдения

Формируемые УУД
Личностные - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Регулятивные - оценка своей деятельности, постановка и сохранение учебной задачи в сотрудничестве с учителем; проявление познавательной инициативы в сотрудничестве
Коммуникативные - развивать сотрудничество с педагогом, сверстниками, формулировать собственное мнение.
Познавательные - проводить классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; развивать познавательный интерес и воображение.
Технологии и техники технология дифференцированного обучения
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.) __________________________________________________________

Этапы
мероприятия
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу, организует внимание.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Фронтальный опрос.
Организует фронтальную беседу по вопросам:
Что такое родник?
Каков состав воды родниковых вод? 2. Какие вещества загрязняют родники?
Как сохранить родники, которыми мы пользуемся?
Как сохранить исчезающие родники?
Какую роль играют родники в экосистеме?

Отвечают на вопросы.

Название темы
«Химический анализ родниковых вод »

Целеполагание, мотивация
1. Объявляет тему занятия
2. Выясняет, какие вопросы хотели бы обсудить учащиеся.
3. Предлагает сформулировать цель.
4. Помогает определить практическую деятельность во время экскурсии и практического занятия по анализу воды.
1. Участвуют в беседе.
2. Формулируют цели данного занятия.
3. Определяют свою деятельность в группе.

Экскурсия, практическая работа

Инструктирует по правилам поведения и структуре практической работы.
Организует и направляет учащихся, делит учащихся на 3 группы, раздаёт задания и приборы.
После возвращения в класс предлагает практическую работу.
Выполняют практическую работу:
Выполняют практическую работу.

Рефлексия.
Подведение итогов
Даёт характеристику деятельности учащихся на уроке.
Определяют результат своей работы и эмоциональное настроение.

Домашнее задание
Даёт задание на дом:
отчеты о проделанной работе.

Записывают в дневник

Отчет первой группы
Из истории родников
Родники по славянским поверьям – «глаза земли», впитывающие особым образом её силу. ... Русские люди всегда умели называть обычные явления и понятия просто и живописно, выражая суть и эмоциональное отношение. Что же такое родник? Это небольшая струя воды, выбивающаяся из - под земли. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. На Руси родниковую воду берегли, строили для родников колодцы, часто очищали. А прохожий всегда мог попить ледяной водицы из ковша, оставленного у родника. Вода в родниках очень холодная, но, говорят в народе, даже окатившись ею зимой в мороз, не заболеешь, наоборот - силы и здоровья прибавится.
О родниках в старину слагали легенды, с ними связывают особые предания, приметы. Студеной воде из этих ключей приписывали волшебную силу. В прошлом почитали, чистили, заботились о родниках, с любовью из них брали воду, умывались и пили на здоровья. Обычно весной 22 апреля, люди обходили родники и при этом говорили: «Подземная водица, отмыкаем тебе пути внешние». На рождество пресвятой Богородицы женщины встречали осень у воды родниковой: «Богородица пречистая, - просили они, - избавь от маеты, беды от души отведи». А вода, набранная в источнике, в ночь на 19 января обладает чудодейственной силой: исцеляет от болезней, придает силу, заряжает энергией. Православный народ использует ее в течение всего года. Воду дают больным, с ее помощью отваживают любое бедствие от дома. Освященная вода из родника кристально чистая остается долгое время, не мутнеет и не дает осадка. Родники – наша надежда, так как они поставляют природную «живую» воду.

Откуда же берутся родники?
Проведём опыт. Возьмём три стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыпаем почву, в другую – столько же песка, в третью – столько же размельчённой глины. Нальём одновременно во все воронки одинаковое количество воды. Мы увидели, что почва и песок пропускают воду, а глина задерживает
Так происходит и в природе. Выпадает дождь на поверхность земли или растает снег, часть воды испарится, часть просочится в почву. Капельки воды будут просачиваться вниз до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, плохо пропускающих воду. Здесь они будут скапливаться и по наклонной поверхности стекать вниз. Как только подземная вода дойдёт до обнажения обрыва, она выйдет на поверхность.
Место выхода подземных вод на поверхность земли называют родниками или ключами. Чаще всего подземные воды выходят на поверхность земли вдоль рек и оврагов. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки. Дождевая вода на поверхности земли бывает мутной. Но, просочившись сквозь почву, камни песок, она очищается.
Отчет второй группы
Исследование родниковой воды.
Качество воды характеризуют ее прозрачность, мутность, цвет, а также запах, вкус, реакция среды, содержание солей, степень загрязнения. В источнике мы взяли пробу воды для анализа на качество.
Органолептические характеристики родниковой воды показали, что вода прозрачная, чистая, вкус и привкус не ощущается, бесцветная, запах не обнаруживается. Таким образом, интенсивность вкуса, привкуса и запаха равна нулю.
Вода долго может храниться, и ее свойства не теряются.
Свойства родниковой воды.
Кислотно-щелочная среда
Мутность
Прозрач-ность
Цвет-ность
Запах
Вкусовые качества

Нейтральная
-
Прозрачная
Бесцветная
качество
Балл
Без вкуса

Температура воды в источнике в разные месяцы.
Месяц
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

Температура
+7
+7
+7
+7
+7

Удивляет то, что температура источника в течение 5 месяцев фактически не изменялась, и составляла +7 градусов по Цельсию. Вода в источнике не замерзает.
Жесткость.
Мыло в воде пенится относительно хорошо. Гидрокарбонатной жесткостью вода практически не обладает.

Качественный состав воды.
Состав осадка.
Мы осуществили процесс выпаривания воды. После выпаривания воды сухого остатка было очень мало, и он не обладал желтым цветом, но мы все же проделали опыт на наличие железа и сделали окончательный вывод, что вода ионов железа не содержит.

Отчет третьей группы
Органический мир.
Растительность вблизи родника.
В связи с переувлаженением местности древесно-кустарниковая растительность представлена вербой, ольхой черной, осиной, ясенем, ивой серой. Для русла ручья характерны влаголюбивые растения: осоки, стрелолист обыкновенный. В ручье находится много ряски и нитчатых водорослей. Ручей не замерзает даже в зимнее время. Здесь температура воздуха выше, чем температура вне родника.
Животный мир вблизи родника.
Животный мир не очень разнообразен: насекомые, лягушки, ужи, птицы: сороки, соловьи, кукушки, воробьи, домашние утки и гуси. Для одних это место купания, для других - пища, некоторых привлекают удобные места для гнезд. Нами было обнаружено несколько гнезд сорок.
Около родника обитает много лягушек - травяная и остромордая. В ручье встречается жук - плавунец.
Мы определяли млекопитающих, подходящих к роднику, по следам, оставленным на почве. В основном это домашние животные: лошади, коровы, козы.

Оценка экологического состояния родника.

В русловой части ручья есть опавшие ветки, лесной хворост. Там много ила. На некоторых участках пойма сильно заросла, поэтому путь воды из родника оказывается сложным и запутанным. В некоторых местах наблюдается заболачивание.
Это удивительное место, потому что сюда идут три тропы со всех сторон села.
Но, к сожалению, среди нас есть и недобрые люди. Рядом с родником мы обнаружили большое количество пластиковых бутылок, пакеты и другой упаковочный материал.
Родник, который мы пытались описать – это не памятник природы, это безымянное место, которое несмотря на это, дорого нам, это уголок нашей родины.
Экологическое состояние родника в целом удовлетворительное.

Перспектива
Мы планируем продолжить исследования и эколого-образовательную деятельность на территории родника. Включить в работу и учеников нашей школы, организовав для них цикл бесед и проведение экскурсий, а также проведение экологических акции по очистке и уборке мусора на территории родника.
Предложения по охране и благоустройству источника.
Необходимо делать рейды на родник с целью очистки его от бытового мусора, оставленного человеком. Весьма желательно бы очистить русло и берега от опавших веток, валежника, лесного хвороста - это гарантия роста растительности. Необходимо почистить русло ручья от ила и несколько его углубить. Тогда легче будет выявлять и преобладающую вблизи родника и ручья растительность. Итак, подводя итог, у нас получились

Предложения по охране родникового источника.
(практические рекомендации).

1. Регулярно проводить акции по чистке родника и окружающей территории.
2. Обратиться к жителям села Измайловка с предложением о разумном и экономном использовании воды, особенно в летнее время и бережном отношении прилегающей территории. Для этого составить листовки для жителей села с просьбой не мусорить около родника и беречь все, созданное природой и руками человека.
3. В школе провести беседы о том, что дает нам вода.
4. Весной провести школьные экологические акции по уборке мусора на территории родника.
5. Организовать и провести экскурсию на родник для учащихся начальных классов школы.

Паспорт родника

· Номер источника - 1

· Название источника -

· Республика - Россия

· Область - Тамбовская

· Район – Знаменский

· Населенный пункт – с. Измайловка

· Элемент рельефа - балка, речной родник.
1. Геологические условия выхода воды
Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода – песок, 0,7м.
Породы водоупорного пласта – глина, ил.
Выход воды на поверхность - из промежутков между частицами пород.
Характер вытекания воды - вытекает спокойно.
2. Растительность вблизи родника – травянисто - древесная.
3. Физические особенности воды источника

· Прозрачность воды – прозрачная.

· Запах – нет запаха, интенсивность запаха - 0 баллов.

· Вкус – нет вкуса, интенсивность привкуса – 0 баллов.

· Температура воды – +7 °С.

· Замерзание источника. Сроки замерзания - не замерзает.
4. Участие источника в питании ручья, реки, озера - питает реку Кариан.
5. Хозяйственное использование источника – используется для питья.

Галковская Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная школа №17"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие по курсу "Мир вокруг нас"
Дата публикации: 12.01.2018
Раздел: начальное образование

15.10.2015

О тех, кто рядом.

(сценарий внеурочного занятия

«Мир, в котором я живу», проведённого в 4 классе)

Цели:

Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание,

внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте.

Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить

умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг

друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.

Оборудование:

«Уважайте в себе и других человеческую личность!»

(Д. Писарев).

надо

где-то

тридевять

земель

искать

образ

идеального

человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас,

он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь

видеть идеальность в реальности ».

(В. А. Сухомлинский)

Толерантность это:

терпимость к чужому мнению;

понимание и уважение к личности другого человека независимо от

каких-либо отличий;

доброжелательность в отношении к окружающим;

2) Фонограмма песни в исполнении А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там наверху».

1. Сценка по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее».

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:

«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

О чём мечтал Юра?

А как он поступал на самом деле?

Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит?

Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека,

способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в

родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть

идеальность в реальности.

В. А. Сухомлинский

Тема нашего классного часа

«Легко любить все человечество. Соседа любить сумей».

2. Послушайте внимательно песню А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там

наверху».

Кто мне скажет, какую проблему поднимает в своей песне певица?

(Взаимоотношения с соседями).

А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?

(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).

Как бы вы поступили в этой ситуации?

Что вы делаете, когда встречаете своего соседа на улице? Правильно,

здороваетесь. А что такое «Здравствуйте»? Это повелительная форма глагола

«здравствовать», мы желаем здоровья встречному человеку. А умеете ли вы

здороваться со своими соседями?

Ситуация для обсуждения.

Один мальчик жаловался, «что с этими здоровканьями одни

неприятности. Я говорит, уже скоро нервный от них стану. Я на улице только

и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, «Здрасьте!»

кричу. И мне же ещё выговор делают: «До чего ты, Кеша, некультурный –

просто ужас!».

А дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на

глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку

подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро

прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только

руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».

Какую ошибку допустил Кеша?

Как нужно здороваться с соседями?

- А вот ещё одна ситуация: Сеня под окном соседской квартиры дрессирует

своего щенка, дога Цезаря. Сеня громко даёт команды, Щенок звонко лает. Это

продолжается уже довольно долго. Здесь же, под окнами ребята играют в лапту.

Олег, дожидаясь своей очереди, стучит палкой по железной бочке, как в барабан.

Двое ребят постарше учатся играть на гитаре. Света с Ольгой вот уже двадцать

минут прыгают на железных полосах. Неподалёку мальчишки играют в футбол.

«Пас! Аут! Угловой! Пенальти!» - доносится оттуда. Иногда мяч попадает в

песочницу, в которой играют малыши. И тогда к громкому хохоту игроков

присоединяется рёв малышей и возгласы возмущённых мам. Грохот, крики,

скрип, скрежет…

О ком забыли подумать ребята?

Чтобы вы могли им посоветовать?

Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на

положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и

отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться

искоренить их.

Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие,

бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка,

жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность,

благотворительность.

Доброжелательность, отзывчивость,

сочувствие, забота, внимание, ласка,

сострадание, человеколюбие,

благотворительность.

Равнодушие, бездушие, злость,

зависть, высокомерие, жадность,

жестокость, безжалостность.

Итог обсуждения:

Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;

Помогать, если возникнут проблемы;

Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь

несогласие с ним.

3. Физкультминутка.

Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:

Хлопают все присутствующие;

Только девчонки;

Только те, кто любит вкусно поесть;

Только те, кто опаздывает на уроки;

Только те, кто хорошо учится;

Только те, кто не любит каникулы;

Только те, кто любит сладкое;

Только те, кому нравится играть в футбол;

Только те, у кого прекрасное настроение.

4. Мой сосед по парте.

Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с

соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в

их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на

друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами

сейчас поговорим о ваших соседях по парте.

Ученик читает стих:

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик!»

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

А на коньках пойдешь кататься?

Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Решил Алеша: мы ему

Все вместе – ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить -

Должны вы знать об этом!

Почему ребята прозвали Серёжу ежом?

Почему изменилось отношение ребят к Серёже?

Почему изменился сам Серёжа?

Чему нас учит это стихотворение?

Ситуация для обсуждения.

Ученица третьего класса написала в газету такую заметку: « В нашем

классе учится мальчик, у которого, наверно, очень часто плохое настроение.

В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда

стоит у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и

смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что

ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает

шаг вперёд, но потом опять отходит к стене. Ребята! Надо что-то сделать,

чтобы всем было весело, и все дружили. Лена.

Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?

Подумайте, ребята, может быть вокруг вас, тоже кто-нибудь нуждается в

вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание и поддержка? И тогда и вам

кто-нибудь поможет в трудную минуту.

Ученик читает стихотворение:

1) Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря

2) Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Что же мы знаем о своих соседях по парте?

Викторина.

Когда у негодень рождения?

Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?

Где работают его мама и папа?

Какие домашние животные живут у них дома?

- Чем увлекается в свободное время?

- В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?

Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа

или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше.

Ведь из этого слагается большая дружба.

5.Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется

“КОМПЛИМЕНТЫ”

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему

несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и

говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему

соседу. Упражнение проводится по кругу.

Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого

человека

независимо

каких-либо

доброжелательность

людей называется толерантность.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают,

что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим

недостатки

возникает

ощущение,

придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и

остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо

остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю

ситуацию,

поднимите

подходит

выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые,

полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает

уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к

другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем

проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1. Саша плохо одет...

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...

Ты стремишься лучше узнать его.

Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид...

Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

–Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.

(Дети считают)

– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность.

Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что

твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно

уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты

добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты

попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то можешь стать более

счастливым!

Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему

живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг

друга, чтобы строить мирное будущее.

- Закончить наш разговор мне хочется такими словами:

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны.

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети,

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасёт ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жильё,

Человек, полюби человека,

Только в этом спасение твоё!

Исполняют песню «Дорогою добра»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 с углублённым изучением отдельных предметов

Сценарий

занятия по внеурочной деятельности во 2 классе

Учитель : Панькина Ольга Федоровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

СОТ: технология критического мышления через чтение и письмо

Тема занятия . Вежливость

Цели урока:

Образовательные:

    познакомить с понятием «вежливость»;

    вспомнить вежливые слова и узнать о происхождении некоторых вежливых слов;

    познакомиться с правилами вежливости и с правилами вежливой беседы.

Воспитательные:

    воспитывать чувство коллективизма, трудолюбие, интерес к предмету.

Развивающие:

    развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность;

    развивать умение сотрудничать, помогать другу, умение учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

    развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы и работы в парах;

Формирование УУД.

Познавательные УУД

    Формируем умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.

    Формируем умение на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные УУД

    Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.

    Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    Формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД

    Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

    Формируем общее представление о моральных нормах поведении

Коммуникативные УУД

    Формируем умение слушать и понимать других.

    Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

    Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе.

Оборудование: на стене плакат «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть», выставка книг на тему вежливости, памятки для детей, правила вежливости, правила вежливой беседы, фото, иллюстрации по теме урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

    Учитель читает стихи

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Но чтобы радость людям дарить,

Нужно и добрым и вежливым быть.

Учитель показывает фото (слайды) о вежливости

1.Какая тема нашего урока?

2 Прием «Кластер». Составление кластера по теме «Вежливость» в форме групповой работы.

3.Напишите ключевое слово в середине рабочего листа. Начните записывать слова, которые возникают у вас в связи с данной темой. По мере того, как возникают идеи, записывайте их и начинайте устанавливать связи между ними. Выпишите столько идей, сколько придет на ум, пока не будут исчерпаны все.

4. Запомните правила составления кластера:

записывайте все идеи, которые приходят на ум;

не переставать писать, пока идеи не иссякнут;

если ваши идеи иссякли, порисуйте на листе бумаги, пока не появятся новые.

    Прием. Игра «Верите ли Вы, что…».

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что...». Вы обсуждаете ответы в группах.

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то « - «

    Верите ли вы, что вежливость – это соблюдение правил приличия?

    Верите ли вы, что есть такое слова «вежа»?

    Верите ли вы, что вежливый человек - это хороший человек?

    Верите ли вы, что невежливых людей больше, чем вежливых?

    Верите ли вы что, вежливым человеком стать очень трудно?

    Верите ли вы, что вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение?

    Верите ли вы, что невежливое слово может обидеть человека?

Учащиеся «вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

Учащиеся отвечают на вопросы:

Что знают?

Что думают?

Учащиеся проводят составление кластера в группах

Учащиеся обмениваются своими идеями друг с другом, поговаривая все связи полными предложениями.

Учащиеся рассматривают фотографии.

Ученики заполняют таблицу

Стадия осмысления

    Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

Индивидуальная работа.

Самостоятельное чтение статьи.

Учитель обращается с просьбой по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

Эту информацию знал, знаю, вспомнил;

Это новая для меня информация;

Эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Вежливый человек – значит соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Можно часто слышать словосочетания: вежливое обращение, вежливый намек, вежливо попросить.… Самый известный афоризм о вежливости история приписывает Людовику XVIII королю Франции… Он звучит так: «Точность – это вежливость королей».

А как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми. А всегда ли мы находим в себе силы, чтобы произнести добрые слова? Гораздо проще сорваться и нагрубить товарищу или даже маме…

Учитель:

    Ребята, а вы знаете откуда взялось слово «спасибо»?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей»!

Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

Ах ты, невежа, - говорили ему.

Очень он обижался и кричал в ответ:

Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле оно не странное, а старинное. В старину «вежей» называли человека знающего, сведущего, ученого. А «вежество» означало ученость, учтивость. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение, почтительность. Так что мальчик был прав: есть такое слово «вежа». И все же он был не прав, потому что его-то никак нельзя было назвать «вежей». Сначала бы ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.

2) Приём « Таблица З-Х-У» (знаю – хочу узнать – узнать)

Работа в парах.

Вспомните всё, что вам известно о значении воды для жизни на Земле и запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Поставьте вопросы к изучаемой теме: что вы хотите узнать и запишите их во второй графе таблицы.

Хочу узнать

Ребята работают с текстами, тексты находятся в защитных файлах, на них можно писать маркерами, делать пометки, маркер затем удаляется.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, вопросы из учебника отвечают на вопросы друг друга.

Ученик читает.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо».

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь.

Поздороваться спешите,

Громко: «Здравствуйте»! скажите.

Ученица 3.

В нашей маленькой деревне

Есть такой обычай древний:

Утром, днем и в темноте

Те и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно:

«Здравствуйте»!

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «Пожалуйста»!

Ученица 4.

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не молчите,

Долго не тяните, скажите: «Извините»!

Дети заполняют таблицу, в которой пишут, что они знали по этой теме сами, что узнали нового, что ещё хотят узнать.

Стадия рефлек сии

«Синквейн» творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Прием «Письмо по кругу».

Сочинение на тему «Вежливость» по одному предложению

Теперь, ребята, вы знаете, как необходимо общаться друг с другом, как правильно употреблять вежливые слова. Надеюсь, что в жизни это вам пригодится. Не зря говорится: чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. На этом наше мероприятие окончено. До свидания, до новых встреч!

Спасибо за урок!

Учащиеся составляют синквейн

Вежливость

Нужная, важная

Спасает, хорошеет, радует

Вежливость нужна людям.

Спасение

Вежливость

Добрая, необходимая.

Плачет, радует, помогает.

Она помогает всем людям.

Необходимость

Дети обобщают знания по изученной теме урока. «Вежливость». Они пишут письмо, каждый пишет по одному предложению.

Приложение к уроку

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

    Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой.

    Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

    Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

    Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

    Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.

    Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

    Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОЙ БЕСЕДЫ

    Вежливость – это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

    Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику было все понятно.

    Не тарахти. Слишком быструю речь трудно понять. Да и выглядит она смешно.

    Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

    Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

А для того, чтобы научиться говорить четко и внятно есть специальные упражнения. Например, произношение скороговорок. (Ребята пробуют произносить скороговорки).

СКОРОГОВОРКИ

    На дворе трава, на траве дрова.

    Не руби дрова на траве двора.

    Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла кларнет.

    Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Педагоги школы, осуществляя воспитание, опираются, конечно, на естественные силы развития, стараются ориентироваться на конечную цель воспитания, которая предполагает подготовку выпускника к вступлению в социум.

Задача воспитания в понимании воспитанника заключается в позитивном отношении ученика к требованиям воспитателя, в адекватном поведении выпускника, в умении общаться, интегрироваться в общество людей, принимающего его нормы, законы, мораль.

Одна из особенностей воспитания заключается в том, что любой поведенческий акт формируется медленно и с трудом. Первое условие его формирования - терпение взрослого человека, его такт. Акт является результатом объединенных усилий детей и воспитателей. Еще более затруднительным оказывается обобщение поведенческих актов, их перенос даже на аналогичную ситуацию, не говоря о другой, новой для ребенка ситуации. Его необходимо специально учить переносу прежних знаний, опыта на другие ситуации, которыми так богата жизнь. На спонтанность нельзя полагаться.

Педагогическая практика еще раз показывает, что словесная форма воспитания не очень эффективна. Словесные потоки лишь частично воспринимаются нашими подопечными. Часть слов скользит по поверхности сознания, другая часть проходит мимо ученика. Указанные особенности учителя, воспитатели должны учитывать в процессе подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий, занятий. Роль слова не отвергается, оно подкрепляется показом, упражнениями, действиями, моделированием разнообразных жизненных ситуаций, в которых учащиеся принимают активное участие. В доступное содержание, умеренное во всех отношениях, исключающее перегрузки количественного и качественного характера, включаются сюжетно-ролевые игры, диалогическая речь. Определенные требования предъявляются и к продолжителгности мероприятия, количеству его участников. Излишняя продолжительность негативно сказывается на качестве мероприятия, провоцирует усталость всех, потерю интереса к нему.

Педагоги должны стремиться к правильной реализации принципа наглядности, побуждающей детей к высказываниям, словесным реакциям. Каждое проведенное мероприятие утверждает что-то новое, расширяет границы познания, обеспечивает интеллектуальную активность. Включенные в него элементы новизны и соревнования, состязания делают его привлекательным. Все делается с учетом возможностей, способностей, интересов, склонностей, запросов детей, их возрастных, типологических особенностей.

В предлагаемых мероприятиях прослеживается познавательная, коррекционная, социальная, коммуникативная и, конечно, воспитательная направленность.

Воспитательную работу в классе необходимо вести непрерывно, систематически и последовательно, параллельно образовательному процессу, в соответствии с мероприятиями общешкольного плана воспитательной работы в классе по следующим направлениям: санитарно-гигиеническое, гражданско-патриотическое, правовое, экологическое, физическое, экономическое, нравственное, социально-бытовое, эстетическое. Каждое из них важно по- своему.

Представленные разработки внеклассных мероприятий из опыта работы педагогов нашего сайта, они прошли успешную апробацию, были приняты детьми и имели положительный отклик как учащихся, так и их родителей.

Хочется верить, что материалы пособия будут использованы и творчески реализованы коллегами.

Внеклассные мероприятия для младших школьников

Театральная постановка на тему: «Дед Мазай и зайцы»Описание материала: предлагаю вам театральную постановку на тему: «Дед Мазай и зайцы», с которой мы участвовали, когда я работала в клубе по месту жительства «Звёздочка» в конкурсе, организованном Управлением МЧС России по г. Краснокамску. Цель: привлечение внимания людей к проблеме наводнения. Задачи: 1. Показать на примере стихотворения «Дед Мазай и зайцы», что нужно делать при наводнении; 2. Обратить внимание на работу команды ЧС. Обору...

Игра - викторина по литературным произведениям для младших школьниковАвтор: Прокопенкова Ирина Викторовна, учитель начальных классов. Место работы: МБОУ "СШ №17 им.Героя Российсской Федерации А.Б.Буханова", город Смоленск.Сценарий игры-викторины по прочитанным летом произведениям, 2 класс.Цели: расширение читательского кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к литературным произведениям. Этот сценарий будет полезен не только учителям начальных классов и педагогам дошкольного обр...

Экологическая беседа о лесном пожаре для учащихся начальной школыЦель: помочь детям понять и осознать, что состояние природы зависит от поступков каждого человека и что каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем. Задачи: - учить детей бережно относиться к родной природе. - прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней; - развивать познавательный интерес к природе; - напомнить правила поведения при пожаре. Ход беседыПредстав...

Внеурочное занятие по английскому языку на тему «Игры с тренером» Класс: 2 Цель: познакомить учащихся с новой лексикой по теме: «Виды спорта». Задачи: - отработать произношение новых слов; - научить использовать новые слова в речи; - научить использовать фразу I can/ I cannot/ Can you?; - отработать диалог-расспрос. Форма: внеурочное занятие с элементами игры. Оборудование: компьютер, интерактивная игра, мяч, кроссворд. Ход занятия1. Вступление, мотивация. Hello, boys and girls! I a...

Внеурочное занятие по английскому языку во 2-ых классах.Классы: 2-ые(первый год обучения) Тема: еда и напитки. Цель: научить учащихся использовать новые слова по теме: «Еда» в устной монологической и диалогической речи. Задачи: - познакомить учащихся с новыми словами; - отработать произношение новых слов; - отработать фразу: “I like……”, “I don’t like….”, “Do you like…?” Формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах. Методы: игровой, ИКТ. Оснащение: интерактивная...

Занятие-игра по экологии для младших школьников «Все вокруг живое»Цель: учить детей бережно относиться к родной природе. Задачи: - заложить основу экологического воспитания; - прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее, понимать закономерности происходящего в ней; - приобщать детей к мировой культуре с учетом возрастных особенностей; - развивать память и мышление. * * * Чтобы люди действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу с д...

Заочная экскурсия для учащихся начальной школы «Улица Мира»Тип экскурсии – тематическая. Возраст: для уч-ся 1- 5кл. Продолжительность – 30 мин. Цель: - знакомство с улицей Мира города Волгограда. Объекты показа: ГДЮЦ, фонтан любви, НЭТ, памятник Александру Невскому, пл. Павших борцов, Главпочтамт, гостиницы «Волгоград», «Интурист», памятник ул.Мира, библиотека им. Горького, здание планетария. Маршрут экскурсии: Детско-юношеский центр, ул. Мира, пл...

Классный час по теме «Прекрасных профессий на свете не счесть – И каждой профессии слава и честь», 3 классСлайд 1 - начало Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня я проведу у вас занятие, мы будем заниматься как индивидуально, так и группами. У нас три группы по количеству столов. Мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека. Тему нашего занятия мы узнаем, когда вы отгадаете загадки. Вы готовы это сделать? Тогда внимательно слушайте и отвечайте: Слайд 2 - пус...

Экологическая программа для школьников «Грибной День»Описание: Публикация знакомит с миром грибов и представляет интерес для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей начальной школы, учителей биологии. Подборки стихов и загадок могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений для проведения мероприятий по экологии. Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г....

Внеклассное мероприятие для детей 10-11 лет на тему: «Что такое опасность и как её избежать»Автор: Трубинова Ирина Викторовна, социальный педагог ГБПОУ «Краснокамский политехнический техникум» Описание материала: предлагаю вам разработку игры на тему «Что такое опасность и как её избежать» для учащихся 4-5 класса с презентацией. Ребята часто попадают в сложные жизненные ситуации. В данной игре мы познакомимся, какие качества человека могут привести его в ловушку к злоумышленникам и как избежа...

Занятия для старших дошкольников и младших школьников «Вещества вокруг нас: крахмал»Описание материала: Цикл занятий по детскому экспериментированию для старших дошкольников (6-7 лет) и младших школьников (7-8 лет). Количество занятий, на которые может быть разделен материал, зависит от возраста и возможностей детей. В предлагаемом конспекте предложено деление на 3 занятия. Занятия по этой методике успешно опробованы с также с детьми 5 лет в рамках курса «Химия с мамой». Цель: формирование на...

Игра - викторина для учащихся 1-5 классов «Доброе лето»Цель: организация досуга и отдыха учащихся в летнем лагере Задачи: создание эмоционального радостного настроения, развитие памяти, развитие произвольного внимания, умения работать в коллективе,развитие творческих способностей Материал: 2 солнца из ватмана, 14 бумажных лучей, мяч Для викторины нужны 2 команды по 7 человекХод мероприятияУчитель: Сколько солнца! Сколько света! Сколько зелени кругом! Что же это? Это ЛЕТО, Наконец, спешит...

Практическое занятие «Гирлянда дружбы» Описание: занятие для детей от 6 лет и подростков. Включает в себя беседу, игру и практическую трудовую деятельность. Материал будет полезен классным руководителям, организаторам досуга, воспитателям, родителям, учителям ДПИ и технологии. Цель: формирование интереса к многообразию человеческой культуры, обычаев и традиций. Задачи: обогащать кругозор учащихся, развивать нравственные качества: патриотизм, толерантность. развивать готовность к пр...

Как на масляной неделе. Инсценировка для детей 6-9 летДанный материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Инсценировка "Как на масляной неделе" является фрагментом мероприятия "Масленица", которое организуется в нашей школе ежегодно в рамках внеурочной и общешкольной деятельности. Цель: приобщение детей к народным традициям. Задачи: - создание условий для гармоничного и целостного развит...