Семья как соц. Семья и брак. Семья как социальный институт. В зависимости от количества детей

  • 12.10.2021

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью хозяйственной деятельности и общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

Семьи классифицируют по трем основаниям:

  • по характеру брака — моногамные и полигамные ;
  • по составу — индивидуальные (одна брачная группа) и составные (две или несколько брачных групп);
  • по характеру верховенства власти в семье — патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и демократические (равенство супругов) (рис. 1).

Три признака семьи как социального института

Семья — особый социальный институт, специфика которого заключается в том, что он:

  • обладает устойчивой структурированной организацией из двух и более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами;
  • выступает как саморегулирующаяся система;
  • существует как санкционированный обществом союз.

Семья — это сложное образование, прошедшее в своем развитии ряд важнейших этапов. В первобытном обществе понятие «семья» было синонимом понятия «род», а социальное регулирование отношений между полами носило запретительный характер, общество преследовало браки, угрожающие его выживанию. Связанная с этим система запретов приводила к отрицанию сколько-нибудь длительных прав мужчины или женщины друг на друга.

Рис. 1. Классификация семьи

Наиболее характерно это выражалось в обычаях экзогамии и эндогамии.

Экзогамия (от др.-греч. внешний брак) — обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы (например, рода, племени).

Эндогамия (от др.-греч. внутренний брак) — обычай заключения браков внутри определенной социальной общности (например, племени или касты). И сегодня в отдельных этнических и религиозных общинах проявляется тенденция к эндогамии.

С возникновением частной собственности и переходом к классовой структуре общества главной целью брачного союза стали увеличение богатства и обеспечение бесспорности происхождения наследника от определенного отца, жена была отдана под безусловную власть мужа.

В современных обществах брак представляет собой культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства. В зависимости от традиций брак является либо моногамным (заключаемым в одно время с одним лицом), либо полигамным (заключаемым с двумя и более партнерами). Степень постоянства брачного союза также изменчива. Рост числа разводов приводит к «серийной моногамии», при которой большинство разведенных впоследствии снова вступают в брак.

В современном обществознании принято выделять нуклеарные и расширенные семьи. Нуклеарная семья (англ, nuclearfamily) — это семья, состоящая из мужчины и женщины (родителей) и их детей либо только из супругов. Признаки расширенной семьи : совместное проживание родственников разных поколений и совместная экономическая деятельность — владение собственностью, ведение хозяйства.

Социальный институт на примере семьи

Семья — это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства и др.

История семьи — фактически история человечества. Семья является одним из самых древних социальных институтов. Сегодня в некоторых примитивных обществах семья — единственный стабильно функционирующий институт (племена Центральной Африки, Океании, народы Севера). В этих обществах порядок поддерживается без установления формальных законов, участия полиции, суда; основным авторитетом является авторитет главы семьи.

В каждом обществе существуют свои особые формы организации семьи, но социологи отмечают некоторые общие признаки семейной жизни. Обычно выделяют два основных типа семейной структуры:

  • нуклеарная, состоящая из мужа, жены и их детей;
  • расширенная семья, включающая в себя нуклеарную вместе с многими родственниками — бабкой, дедом, внуками, дядьками, тетками, кузенами и кузинами. Этот список может быть продолжен.

Характеризуется ослаблением многих родственных связей и явным преобладанием над расширенной.

Формы брака

Согласно традиционным представлениям, основой типичной семьи является брак - исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей.

Если общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает его только вне определенной узкой группы, то это явление называют экзогамией. Так, для избежания кровосмесительных связей моральные и правовые нормы запрещают жениться на родных и двоюродных сестрах. В ряде обществ запрещено выбирать партнера внутри своего клана, деревни, племени. Эндогамия — это ограничение в выборе брачного партнера. Его можно выбрать лишь в пределах своей группы (расовая, сословная эндогамия — когда запрещается или не одобряется брачный союзс партнером другой расы или из низших слоев общества).

Современное западное общество знает один основной вид цивилизованной формы супружества — моногамию , т.е. одновременный брак одного мужчины с одной женщиной. Но в ряде обществ практикуется полигамия — форма брака, при которой в супружестве существует более одного партнера. Хотя редко, но встречаются экзотические формы полигамии: групповой брак , при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях; полиандрия , когда одна женщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамного брака является полигиния , или многоженство. Сторонники европейских культурных традиций отрицательно оценивают многоженство, усматривая в этом опасность для личностного развития женщины.

Развод стал настолько распространенным в нашей жизни, что половина россиян, впервые вступающих в брак, «обречены» на развод (социологи впервые обратили внимание на существование данной проблемы еще в 1970-х гг.). Объяснение этого явления пытаются искать в многообразных макроструктурных изменениях и природе интимных отношений.

В некоторых исследованиях отмечается, что в период экономических спадов число разводов уменьшается, а в период экономического подъема, наоборот, возрастает. Может быть, причина этого в том, что развитое индустриальное общество открывает человеку альтернативные источники финансовой стабильности, служебного благополучия, нравственной и личной удовлетворенности.

Любая нестабильность в институте семьи противодействует устойчивому функционированию общества. Поэтому практически в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон. Так, в некоторых католических странах, например в Италии, традиционно развод был вообще невозможен. Только в конце XX в. итальянское общество сделало шаг навстречу тем, кто ошибся в выборе партнера и хотел бы расторгнуть брачный союз. В большинстве развитых стран в случае развода бывший супруг должен обеспечить своей бывшей супруге то материальное положение, которое она имела в замужестве. В России в подобных случаях происходит раздел имущества, выносится вердикт об оплате алиментов; дети, как правило, остаются с матерью.

Социальные институты семьи

В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. С биологической точки зрения только у человеческих существ отсутствуют ограниченные во времени сезоны, в течение которых возможна близость между мужскими и женскими существами, только у людей имеется возможность зачатия потомства в течение всего года. Второй биологической особенностью людей является гораздо более длительный, чем у всех других существ, период беспомощности рожденного ребенка, что диктует необходимость сохранения в течение длительного периода заботы о нем со стороны выкармливающей его матери и экономического обеспечения семьи со стороны отца.

В течение тысячелетий в каждом обществе заботой матери являлся уход за ребенком, заботой отца — материальное обеспечение семьи и ее защита (охота, тяжелый крестьянский труд, война). Вследствие этого повсеместно возникла единообразная структура: мужчины и женщины вступали в постоянные отношения, в ходе которых достигалось наиболее эффективное развитие потомства и осуществлялась необходимая экономическая активность, базирующаяся на разделении полов.

В условиях сельскохозяйственного производства семья выполняла функцию важнейшей производственной ячейки, экономической структурой, в рамках которой создавались и аккумулировались материальные ресурсы, что предопределило необходимость возникновения таких специфических институтов, как институты брака, развода, наследования. Через их посредство распределялись и перераспределялись материальные ресурсы, наследовались власть и привилегии. Никакое общество не может существовать, не создавая особый механизм, обеспечивающий беспрерывную замену одних членов общества другими. Семья как социальный институт выполняла эту социальную функцию, обеспечивая преемственность поколений путем восприятия индивидами социальной роли отца или матери, и связанной с такой ролью ответственности.

Ребенок, законно рожденный в семье, приобретает стабильное положение в обществе. По наследству передается не только материальное состояние, но и социальный статус, часто сохраняется принадлежность к той же этнической группе, к которой принадлежит семья, к тому же классу или к числу последователей той же религии. Происхождение человека представляет собой значительный фактор, определяющий положение человека в обществе, его социальный статус. В современном модернизированном, динамично развивающемся обществе наряду с подобного рода предписанным (данным, гарантированным по семейному происхождению статусом) все больше возможностей предоставляется для обретения достигаемого статуса, завоевания положения в обществе благодаря усилиям самого человека. Тем не менее семейная принадлежность сохраняет роль фактора, в определенной степени определяющего социальный статус индивида.

Семья представляет собой важнейшую разновидность первичных социальных групп, обеспечивая социализацию молодежи в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни, сообщая членам семьи чувство безопасности, удовлетворяя эмоциональную потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращая психологическую неуравновешенность. Также семья защищает от переживания чувства изолированности, которое в крайних проявлениях ведет к деморализации личности, возникновению деструктивных проявлений в поведении (агрессия и аутоагрессия). Еще статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, — чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств — это убийства одними членами семьи других ее членов.

Если одним из результатов успешного функционирования семьи как является достижение жизненно важного для индивида и всего общества результата — социализации индивида , что обеспечивает эффективное предупреждение отклонений от требования социальных норм в подавляющем большинстве сфер общественной жизни, то развал семьи подрывает самые основы организации общества как упорядоченной социальной системы.

Значение семьи как первичной социальной группы предопределено не только ее особой ролью в социализации индивидов, но и особой, фундаментальной ролью в аккумуляции, сохранении и передаче от поколения к поколению основы социальной структуры общества, той базовой структуры, которая в случае сохранения семьи переживает смену политических режимов, институтов. Семья выполняет роль посредника между индивидом и обществом; помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность — с другой.

Такова важнейшая социальная функция семьи. Семья обращена к обществу, это ячейка общества; она социализирует индивида. Одновременно семья обращена к индивиду; она охраняет строго индивидуализированную сферу его существования. Именно в отношениях между членами семьи возникает эмпатия — переживание чувств других лиц (их страданий, огорчений и т. д.) как собственных. Семья как место безопасности, сочувствия, утешения, душевного комфорта поддерживает стимул к активной деятельности. С распадом семьи как социального института, т. е. особой общественной структуры, утрачивается сама основа существования цивилизации данного типа.

Семья в современном обществе

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. с развитием индустриального производства обозначился распад патриархальной семьи как доминирующего института. Последовавшая затем послереволюционная насильственная индустриализация страны, форсированная урбанизация населения были дополнены истреблением наиболее производительных семей патриархального типа в сельском хозяйстве («кулаки»), лишением (на селе и в городах) семей экономической основы в виде частной собственности. Атеизм как часть государственной идеологии лишил институт брака его религиозной составляющей. Утверждение приоритета общественного над личным, государства над гражданином, официальной идеологии над общечеловеческими моральными, этическими, религиозными ценностями во многом извратило содержание первичной социализации индивида в рамках семьи.

В современном обществе структура и функции семьи также претерпевают серьезные изменения. Непременным условием развития модернизированного, промышленного, урбанизированного общества является возрастающий уровень социальной мобильности, в таком обществе постоянно возникает необходимость для конкретных членов семьи переместиться, переселиться туда, где открываются возможности для получения работы, социального продвижения. Это ведет к разрыву семейных связей, обязательства по отношению к семье уступают место императиву мобильности как залогу достижения материального благополучия и социального успеха. Единство образа жизни членов семьи уступает место возникающему разнообразию их жизненных устремлений, нарастающему различию в их социальном положении. Семейные узы ослабляются или распадаются.

В условиях городского окружения все менее сохраняется семья из трех уровней (старшее поколение, их дети и внуки). В подобного рода патриархальной семье, служившей основной производственной единицей, большее количество членов семьи означало и большую производительность. В индустриализированном, городском окружении эта зависимость резко ослабляется; многие функции семьи (уход за детьми, их образование, лечение, воспитание) выполняются иными социальными институтами, социализирующая функция семьи дополняется в системе соответствующих институтов, средств массовой информации и т. д. В условиях, когда экономическая, социализирующая, воспитательная функции семьи ослабляются, возникает тенденция основывать семейные узы на эмоциональной, духовной близости между супругами и относиться к детям не как к экономическому фактору семейного благополучия, объекту социализации, воспитания, но как к самостоятельным индивидам.

В современном обществе залогом успеха становятся не столько социальное происхождение индивида, прежде определявшее его судьбу, сколько его личные достижения и заслуги. Семейная принадлежность все меньше определяет социальный статус лица. Личные устремления начинают превалировать над семейными обязательствами. Они предопределяют брачный выбор, место проживания и род занятий индивида. Возникающая в индустриальном обществе нуклеарная семья (муж, жена, ребенок) становится более уязвимой в случае неблагоприятного развития событий (болезнь, старость, уход из жизни, материальные потери у кого-нибудь из членов семьи), чем семья патриархальная, где все подобные случаи могли быть компенсированы в силу взаимных обязательств.

Тенденции в развитии социальных функций семьи в условиях современной России будут определяться в прямой связи с обретением семьями (и гражданами) социальных и экономических прав (право собственности в их числе), обретением реальной материальной основы семьи, во-первых, и социально-культурных, духовных семейных ценностей гуманистического характера, во-вторых.

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

  1. репродуктивная (биологическое продолжение рода)
  2. воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
  3. хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
  4. духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
  5. досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
  6. сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Типы семьи и ее организации

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

  1. Моногамная семья - состоящая из двух партнёров.
  2. Полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
  3. Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх.
  4. Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

  1. Однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.
  2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

  1. Бездетная, или инфертильная семья.
  2. Однодетная семья.
  3. Малодетная семья.
  4. Среднедетная семья.
  5. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • Простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.
  • Сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  1. Родительская - это семья, в которой человек рождается.
  2. Репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

  1. Матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены.
  2. Патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа.
  3. Неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

  1. авторитарный
  2. либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
  3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные . Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Семья как социальный институт

2. Тенденции в развитии современной семьи

3. Роль семьи в обществе

Заключение

Список литературы

Введение

Семья - это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В нашей стране семья является объектом внимания различных специалистов. Семья является важнейшим атрибутом общественной жизни, является для человека источником счастья, полноты жизни.

В семейной жизни от человека требуется очень разных знаний и умений, а также навыков, формирующихся на протяжении жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.

Постоянное изменение социально-экономических отношений в стране влечет за собой изменения в структуре многих семей как малых групп. Эти внутригрупповые изменения влияют на повышение параметров внутренней конфликтности семьи, а также к снижению рождаемости и увеличению числа распадающихся семей. Данное обстоятельство определяет актуальность исследования факторов, влияющих на психологический климат семьи, что необходимо для психологической поддержки семье.

1 . Семья как социальный институт

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе.

Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на:

супружеские (жена, муж),

родительские (мать, отец),

детские (сын, дочь, брат, сестра),

межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.

Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи.

В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях.

Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу.

Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях.

Можно утверждать, что и в обществе, и в семье женщина до сих пор подвергается дискриминации. Часто этому способствуют и сами женщины, предъявляющие требования к дочерям, чтобы они помогали по дому, тогда как сыновья ведут праздный образ жизни. Такими установками общество (в лице мужчин и самих женщин) как бы закрепляет дальнейшую дискриминацию в отношении женского пола. Если проанализировать социологические данные, то наиболее наглядной формой дискриминации является характер распределения домашней работы в семье. Хотя в исследованиях последних трех лет фиксируется более равномерное распределение домашних обязанностей, проблема до сих пор остается открытой.

Однако традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.

Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

Семья в процессе социализации готовит детей к выполнению семейных ролей. И. С. Кон пишет, что понятие социальной роли является центральным при анализе социальных взаимодействий. Изучение социальных ролей в семье позволяет выявить происходящие в ней социальные изменения, конкретизировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними социальных конфликтах.

Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий. Семьям представляет собой более сложную систему чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких. Кроме того, семья выступает как социально-экономическая ячейка общества, представляющая собой таким образом очень близкую “оригинальную” модель всего общества, в котором она функционирует.

Семья это социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определённые функции, и исторически развивается.

2 . Тенденции в развитии современной семьи

Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций, поскольку функции семьи в ходе истории изменяются, как и изменяется сама семья.

Происходит значительное переплетение функции семьи и общества, и последнее берёт на себя значительную часть функций семьи.

1. Экономические функции. В любом обществе семья играет основную экономическую роль. В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи.

2. Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества. Наследственная монархия представляла собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремёслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

3. Революции, происходившие в 19-20 веках, осуществлялись с целью уничтожения привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе и США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона. Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти, также ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи всё ещё имеют преимущества, когда встаёт вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но этот осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которая обеспечивает высокий статус. Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать “знакомства”, способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили своё значение, став менее устойчивыми и надёжными чем прежде.

4. Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию “благосостояния” людей, например, заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития общества. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению полностью ликвидировали необходимость для семьи брать на себя помощь её членам в период их экономических трудностей. Точно также социальные пособия, больницы, и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

5. Социализация. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семьи этой функции.

В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания детей. Это связано с тем, что, во-первых, в большой семье в воспитании детей принимали участие все члены семьи. Материнские обязанности в такой семье разделялись сёстрами отца и матери, отцовские - с братьями отца и матери; заметную роль играли бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры. Сейчас все эти влияния сведены к минимуму, а малодетность даже устраняет воспитательное воздействие старших братьев и сестёр.

Во-вторых, внесемейная работа родителей вынуждает их всё в большей мере передоверять уход за детьми и их воспитание даже в самом раннем возрасте общественным учреждениям: яслям, детским садам, школе и т.д. В этом отношении нуклеарная семья становится предельно открытой, общественное воздействие на характер семейных отношений оказывается всё более весомым.

В-третьих, относительная изоляция нуклеарной семьи от старших родственников затрудняет усвоение социальных ценностей, житейской мудрости и нравственного богатства, накопленных прежними поколениями.

В-четвёртых, отделение труда от семьи усложняет проблему трудового воспитания. Раньше ребёнок воспитывался на труде, на примере и под надзором старших членов семьи. Он знал, что его труд необходим семье. У него были обязанности, которые он не мог ни на кого переложить. Общественные формы трудового воспитания пока ещё не сумели восполнить отсутствие трудового семейного воспитания. Они скорее являются трудовым обучением, чем воспитанием.

В-пятых, отсутствие семейной профессиональной ориентации, невозможность по наследству передать детям свою специальность делает сам процесс воспитания более универсальным, но в тоже время и более противоречивым. Родители не могут однозначно определить, каким нравственным качествам отдать предпочтение: какие навыки детям в будущей деятельности в наибольшей степени понадобятся.

В-шестых, отдаляется включение подрастающих поколений в широкую социальную жизнь, трудовую деятельность. Длительный период жизни сводится только к подготовке к труду и социальной деятельности. Выигрыш, который получает общество в развитии личности, во многом обесценивается запаздыванием в социальном развитии молодого поколения, развитием у части молодёжи социально-психологического инфантилизма, искусственным сдерживанием энергии молодёжи, которая подчас находит себе выход в асоциальном поведении. Нравственные ценности, ориентированные на отсроченное будущее, воспринимаются молодёжью как пустые абстрактные проповеди.

Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию - воспроизводство людей. Сейчас средняя семья в России состоит из 2-3 человек. Этот показатель существенно отличается по регионам бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5-6 человек), а наименьший показатель - население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с 1 ребёнком. Наличие 1 ребёнка характерно для большинства городских семей.

И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

И в этом смысле практически во всех индустриальных странах наблюдается тенденция к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).

Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию является занятость замужних женщин в сфере производства. Со времён Второй мировой войны доля работающих женщин в сфере производства значительно возросла. Статистика фиксирует обратную корреляцию между уровнем профессиональной занятости женщины и уровнем рождаемости.

Занятость женщин оказывает глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети. Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают женщины, возрастает. Согласно данным статистики, почти половина женщин планирует вернуться на работу, когда их младшим детям исполнится 6 лет и в более ранние сроки.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Изменилось отношение к разводу, он перестаёт быть исключительным и становится обычным, ординарным явлением. В последние 30 лет возросло число разводов. На протяжении многих веков разводы разрешались в крайне редких случаях. Можно выделить следующие причины разводов: во-первых, в большинстве случаев брак перестал связываться с передачей собственности и статуса от поколения к поколению, за исключением небольшой доли богатых людей. Во-вторых, в связи с ростом экономической самостоятельности женщины, она всё в меньшей степени становится экономически независимой от мужа. В-третьих, брак приобрёл значительную эмоциональную окраску, всё чаще стал рассматриваться как способ получения удовольствия брачной парой.

Быстрое увеличение количества разводов способствовало созданию множества нетрадиционных семей. Семья с одним из родителей представляет собой существенное отклонение и в значительной мере посягает на почти полную монополию традиционной семьи с двумя родителями.

За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.

Совместная жизнь (сожительство) означает, что пары живут вместе, вступая в половые отношения друг с другом, но не состоят при этом в браке.

Это явление широко распространено в Западных странах. В Швеции, Германии и других странах сожительство стало нормой и рассматривается как “пробный” брак пары, собирающейся вступить в законный брак.

Большинство супружеских пар не имеют детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое беспокойство вызывает юридический аспект этих отношений, так как нет закона, контролирующего поведение партнёров.

Совместное проживание двух партнёров не является альтернативой брака, хотя в некоторых странах закон признаёт, что люди, живущие вместе, но не заключавшие брак, имеют те же права, что и брачная пара.

3 . Роль семьи в обществе

семья конфликт воспроизводство воспитание

Заявления об отмирании семьи или, по крайней мере, о ее приближающемся закате представляются сильно преувеличенными. Пока пишется некролог семье, она продолжает существовать и, по мнению многих, даже процветает. Некоторые эксперты утверждают, что “семьи снова вошли в моду”, а другие социологи убеждены в том, что семья - является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Однако общество непрерывно изменяется, семья также должна меняться, приспосабливаясь к социальным переменам. С точки зрения перспективы реорганизации семьи, брак и семья просто изменяются, отражая личные жизненные стили, наблюдаемые в современном обществе. Семья не просто является гибким социальным институтом; она представляет собой один из постоянных факторов человеческого опыта.

Ученые, сожалеющие по поводу современного состояния семьи, исходят из того, что в иные времена семья была более стабильной и гармоничной, чем теперь. Тем не менее, несмотря на всеобъемлющие исследования, историкам не удалось обнаружить “золотой век семьи”. Например, сто или двести лет назад браки заключались на основании семейных и имущественных потребностей, а не по любви. Часто они разрушались из-за смерти одного из супругов или из-за того, что муж оставлял свою жену. Браки без любви, тирания мужей, высокие уровни смертности, а также жестокое обращение с детьми дополняли эту мрачную картину. Вообще, тревога по поводу состояния семьи имеет долгую историю. Еще в средние века и в эпоху Просвещения лучшие умы выражали обеспокоенность упадком семейных отношений. В общем можно отметить, что “семейный вопрос”, несмотря на множество его постановок, далеко не нов.

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. По сравнению с другими социальными группами семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение. Все остальные социальные группы можно считать “изобретениями” культуры, сфера их существования - общественная жизнь; сфера же семьи в первую очередь - личная жизнь.

Один из наиболее важных разделов социологии - исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития семьи (семейно-брачных отношений) как социального феномена в конкретных культурных и социально-экономических условиях, сочетающего в себе черты социального института и малой социальной группы.

Семьёй называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Родство - этот термин означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним прежде всего относятся биологические связи, брак, половые нормы и правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.д. В общей системе родственных отношений существует два типа семейной структуры: нуклеарная семья и расширенная.

Брак можно определить как социально признанный и одобренный союз полов между двумя взрослыми индивидами. Когда двое людей вступают в брак, они становятся родственниками. Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной. Известны браки моногамные и полигамные.

Моногамия - тип брака, при котором мужчина и женщина состоят только в одном браке.

Полигамия - когда мужчина и женщина могут состоять одновременно в нескольких браках. Здесь выделяют полигинию, при которой мужчина может быть женат более чем на одной женщине, и полиандрию, при которой женщина может иметь одновременно нескольких мужей. В большинстве обществ отдаётся предпочтение полигинии. Джордж Мердок исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния; в 40 преобладала моногамия и лишь в 2-х - полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жён. Фактически большинство мужчин в полигоническом обществе имели одну жену. Право иметь несколько жён обычно давалось человеку из высшего класса.

Во многих традиционных обществах преобладали следующие формы предпочитаемого партнёрства. При экзогамном (межродовым, межплеменным) браке табу распространялось только на членов своего рода, и половое общение ограничивалось только с кровными родственниками; представителей же других родов и племён это не касалось. В других культурах наоборот, браки заключались только между индивидами, принадлежавшими к одному и тому же роду. Эта форма брака именуется эндогамией.

Что касается правил выбора местожительства, то в обществах существуют различные правила. Неолокальное местожительство означает, что новобрачные живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живёт в семье мужа либо поблизости от дома его родителей. В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожёны должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Неолокальное местожительство, считавшееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира. Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мердоком, молодожёны переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

В плане родословной и наследования имущества, существует три типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространённой является родословная по мужской линии. Хотя жена поддерживает отношения со своими родственниками и ее ребёнок наследует её гены, дети становятся членами семьи мужа.

В некоторых случаях, например, среди жителей Тробиандских островов, родство определяется по женской линии, т.е. по родословной женщины. Как принято на Тробиандских островах, молодые жёны живут в посёлке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены.

В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двухсторонней родословной. Она является общепринятой в 40% мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери. Однако при такой системе могут возникать и проблемы. Многочисленные обязанности по отношению ко многим родственникам, например, необходимость их посещать, дарить подарки по торжественным случаям и одалживать деньги могут стать обременительными. Конечно, это вполне устраивает детей, которым нравится получать подарки от родственников.

Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения. Функция воспроизводства населения включает физическое (деторождение) и духовно - нравственное воспроизводство человека в семье. На смену преимущественно экономическим стимулам деторождения в прошлом все ощутимее ныне приходит духовно-нравственные: глубинная морально-нравственная и психологическая потребность в своем ребенке, желание иметь его от любимого человека, стремление воспроизвести в детях себя, повторить вместе с ними жизненный путь, надежда и уверенность в предстоящем духовном родстве с детьми и внуками, скрепляющем кровнородственный союз, фамильную гордость;

Хозяйственно-бытовая. Выражается хозяйственно-бытовая функция семьи в ведении домашнего и личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, в обслуживании и самообслуживании членов семьи, в поддерживании должного санитарного состояния и гигиены в жилище, соблюдения семейного бюджета;

Воспитательная. Воспитательная социальная функция семьи определяет ответственность родителей за духовно-нравственное, политическое, эстетическое воспитание детей; народная мудрость гласит: «Родитель не тот, что ребенка родил, а тот, кто его воспитал»;

Взаимная забота членов семьи друг о друге, особенно о престарелых, имеет целью повышения ответственности детей за благополучие родителей, их обеспеченную и спокойную старость, а также постоянную и взаимную морально-психологическую поддержку членов, семьи, обеспечение полноты их жизни, всестороннего общения и личного счастья;

Организация и использование свободного времени, прежде * всего - досуга. Ее цель - помочь членам семьи наиболее плодотворно реализовать свои способности и таланты в самодеятельности, в разумном потреблении духовных ценностей, в обеспечении активного отдыха.

В современных условиях не все придерживаются такой классификации функций семьи. Так, российские социологи Василий Рясенцев, Геннадий Свердлов называют важнейшими функциями семьи: продолжение рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи; философ Владимир Ключников отмечает: продолжение человеческого рода, воспитание детей и хозяйственную; белорусский социолог Сергей Лаптенок определяет: хозяйственно-бытовую, воспроизводства населения, воспитательную и организации досуга своих членов семьи; философ Александр Харчев - воспроизводство населения, социализации, хозяйственную, организации потребления и досуга, украинский социолог Николай Юркевич - духовного общения, сексуальную, рождения детей сотрудничества в процессе воспитания, добывания необходимых средств для ведения домашнего хозяйства, организации досуга. Но важно не столько скрупулезное перечисление всех функций семьи, сколько разделение их, с одной стороны. на удовлетворяющие преимущественно материальные, хозяйственно-бытовые, а с другой,- преимущественно эмоциональные и социально-психологические потребности людей.

Ведь известно, что проведенная в конце 20 - начале 30-х годов сплошная коллективизация в Украине и других государствах Содружества даже в сельской местности отделила основную часть трудовой деятельности от жизни семьи, способствуя превращению ее в значительной мере лишь в потребительскую ячейку. И лишь со второй половины 80-х годов началось развитие индивидуально-трудовой деятельности, семейного подряда, арендных отношений и т. п. постепенно возвращающих производительный труд в семью. Подобные сдвиги способствуют в значительной мере увеличению объема производства продуктов питания и других предметов первой необходимости, но и более раннему вовлечению подрастающего поколения в трудовую деятельность. И естественно способствуют повышению эффективности трудового воспитания молодежи, в которой немалую роль сыграет экономическая функция семьи, которая превратится в основную производственно-трудовую ячейку общества, но уже на новой основе, в новой форме и с новым содержанием.

Разумеется, воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный аспект, связанный с воспитанием и обучением детей. Установлено, что в воспитании и обучении детей семью заменить никакими общественными учреждениями нельзя. Только в семье ребенок естественно и наиболее эффективно получает первую социализацию своей личности, обретает свое «Я». В современных условиях редко какая семья может дать своему ребенку ту подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты (школа, техникум, лицей, вуз и т. д.). Но, тот нравственно-психологический потенциал, который заложен ребенку семьей, остается на долгие годы, а может быть и на всю жизнь. Именно в семье ребенок познает азы жизни, встречается и с отношениями авторитета - должностного, родительского и функционального, основанного, на более высокой компетентности родителей или старших братьев и сестер, их развитых навыках и умениях, успешности их деятельности.

Репродуктивная и экономическая деятельность семьи самым тесным образом связана с жизнью общества и поэтому государству небезразлично, как эти проблемы решаются. Если длительный период считалось, что воспитание детей не столько государственное, сколько сугубо личное дело каждого, то теперь воспитание детей и государственное и дело семейное. Вот почему воспитательная функция семьи тесно связана с репродуктивной, когда речь идет о социальном воспроизводстве населения. Семья учит ребенка жить среди людей, прививает ему основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, нравственных норм и правил. Ребенок в семье познает и осваивает нравственные нормы. Здесь у ребенка вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты, закладывается фундамент психического здоровья.

Воспитание - великое дело: им решается участь, судьба человека. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Да и в период учебы ребенка в школе, в техникуме, лицее, высшем учебном заведении, во время труда на производстве воспитательная функция семьи не отмирает, воспитательное воздействие на подрастающее, взрослеющее поколение не прекращается. Человек, выросший в нормальной семье, в своих поступках, как правило, руководствуется не только мнением всего общества или членов своего трудового коллектива, но и значительно и мнением своих близких. Мир существует не для того, чтобы его познавали, а для того, чтобы воспитывали себя в нем. Рождаемся слабыми - нужна сила, рождаемся беспомощными - нужна помощь, рождаемся бессмысленными - нужен рассудок. Все, чего не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дано воспитанием. И всякая личность реализует себя прежде всего в общественно полезной деятельности. Конечно, ежегодно трудовой человек получает профессиональный отпуск, иногда, если очень повезет, попадает в дома отдыха, санатории, ездит на курорты и в другие места для восстановления своих сил. Но основным центром для восстановления сил все-таки есть семья, в которой получаем физическую, материальную, моральную, психологическую помощь друг от друга. Но по-разному складываются отношения в семье: и положительные и отрицательные, которые по-разному и влияют на человека. Вот здесь-то важную роль играет коммуникативная функция семьи - удовлетворяющая потребности человека в общении и в уединении его.

В современных условиях общение стало более сложным, выделился ряд сфер и видов общения. Особое значение приобрели формы профессионального и делового общения, обладающие высокой степенью формализации. Иное дело домашняя обстановка, где, как правило, обращаемся с людьми, во-первых, социально и психологически близкими, а во-вторых, где более деликатно, уважительно относятся к личности каждого. Здесь удовлетворяется потребность в интимном общении, во взаимопонимании и взаимоподдержке. Само собой понятно, что такую функцию может осуществить только здоровая семья, в которой высок морально-психологический климат.

Естественно, социальные функции семьи отражают все аспекты жизнедеятельности семьи - демографические, социально-экономические, воспитательные, духовно-эмоциональные и морально-психологические.

Социологи отмечают, что духовно-нравственной основой брака и семьи есть единство любви и долга, ответственности и обязанности. И далее. Что такое любовь? Любовь - одно из самых сложных интимных чувств человека, единство природной и социальной связи мужчины и женщины, включающее естественно-биологическую потребность, очеловеченную развитием культуры, а также нравственно-эстетические, физические и психологические отношения полов. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается эмоциями нежности, восторга, ревности. Нельзя абсолютизировать биологическое начало любви, сводя ее лишь к половому инстинкту, отождествляя ее с сексом, как ошибочно отрицать биологическое начало и трактовать его как чисто духовное чувство, как платоническую любовь. Социолог Николай Горлач говорил, что любовь - это физическое и духовно-нравственное единение мужчины и женщины, сложный комплекс чувств и мыслей, переживаемых любящим человеком. Будучи избирательным чувством, любовь направлена на определенную личность, которая неповторима по своим физическим и духовным качествам для любящего человека. Любящий человек добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им, испытывает потребность к всестороннему объединению и сближению, отождествляет с ним свои собственные интересы и цели.

Любовь - явление биосоциальное, имеет два назначения - биологическое и социальное, при определяющей роли социального.

Любовь по мнению Антона Макаренко, «это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности». Любовь - чувство интернационально, но специфично в каждом конкретном случае.

Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. Антон Чехов говорил: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости - даже не верится, что так умеешь любить...»

Педагог Василий Сухомлинский отмечал, что «любовь - это огромный труд».

Социолог-гигиенист из Германии Карл Гехт справедливо замечал, что биологической основой любви служит половое влечение. Общественную основу составляет морально-этническая сторона любви, вопросы равноправия партнеров, сознательного выбора. Интимные отношения выполняют две функции: они служат продолжению рода - зачатию детей, вместе с тем они несут с собой чувство наслаждения, счастья и любви, сексуальную разрядку.

Люди, которых связывает большая любовь, получают благодаря половым отношениям, приток новых, сил, испытывая трудовой подъем. Лев Толстой говорил: «Кто умеет любить - тот умеет жить».

Чарльз Дарвин прожил со своей женой 35 лет. Он писал: «Жена- мое величайшее счастье... Она - человек, стоящий неизмеримо выше меня по своим нравственным качествам, согласилась стать моей женой. Она была моим мудрым советником и светлым утешителем всю мою жизнь»

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

вступление в брак - образование семьи;

начало деторождения - рождение первого ребенка;

окончание деторождения - рождение последнего ребенка;

«пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - или муж, или жена имеет право. Иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Заключение

Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья. Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией, ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции семьи.

Существует множество различных предсказаний о будущем семьи, например, Эдвард Корниш (1979г.) предположил несколько тенденций развития будущей семьи. Среди них:

сохранение современной семьи;

уничтожение семьи;

возрождение семьи (путём усовершенствования службы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций);

создание “ненастоящих семей”, основанных на общих интересах и потребностях;

возврат к традиционной семье.

То, что произойдёт в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказание “мрака и гибели” отражает скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов, полного уничтожения семьи не наблюдается.

А вместе с тем можно уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. Как мы видим, история семьи сопровождается постепенной утратой её функций. Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранятся и в будущем. Однако произойдёт частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьёй, будет в большей мере разделена между семьёй и посторонними людьми (воспитателями игровых центров). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье.

Таким образом, семья займёт своё место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку изменение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из общества.

Список литературы

1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова, А.Ю., Иванова Л.Ф.. Человек и общество. М., 2007.

2. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 2005.

3. Еникеев Е.И. Общая и социальная психология. М.,2001.

4. Радугин А. А. Социология: Курс лекций. 3-е изд., дополн. и перераб. М.: Центр, 2001. 224 с.

5. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 2004.

6. Целуйко В.М. Основы психологии семьи. Волгоград, 2003.

7. Шнейдер Д.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд. М.,2006. 768 с.

8. Социология. Учебник. /Под ред. Кравченко А.И. Арсофт, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Критерии для деления жизненного цикла семьи на стадии. Демографическая политика Казахстана и социологическое развитие семьи. Конфликт между социальными ролями женщины в обществе. Основные социальные проблемы в семье. Роль семьи в воспитании ребенка.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2009

    Семья как объект социологии. Типы семьи и ее основные функции в обществе. Особенности функционирования семьи в условиях современности. Эволюция семейных отношений. Основные последствия в историческом изменении функций. Развитие семьи и брака в России.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2013

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Развитие института семьи на современном этапе. Изменение функций в нуклеарной семье. Современное состояние семьи в рф. Кризис или эволюция. Будущее семьи.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2007

    Стадии жизненного цикла семьи и супружеских отношений. Законы смены стадий семейного цикла жизни, сокращения длительности цикла нуклеарной семьи. Эффект совместной жизнедеятельности в семье. Задачи развития и динамика семьи, стадии родительства.

    презентация , добавлен 03.11.2015

    Семья как социальный институт. Функции семьи. Положение современной семьи в Украине. Современная помощь семье. Социализация личности в семье. Брак-исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Типы семей. Неполная семья.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2008

    Понятие и виды социального института. Брак–основа семейных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Семья как важнейший социальный институт: жизненный цикл, формы, функции. Распределение ролей в семье. Кризис семьи, ее будущее.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2007

    Семья как социальный институт. Причины возникновения и трудности существования неполной семьи в современном обществе. Основные пути социальной политики государства в оказании помощи неполной семье. Проект Центра социальной помощи неполной семье.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2010

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.

Даёт такое определение семьи:

Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.

Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) образование семьи - вступление в первый брак;

2) начало деторождения - рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка:

4) «пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.

Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях.

С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.


Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям.

Основная, определяющая функция семьи, как следует из определений отечественного социолога А.Г. Харчева и американского исследователя Н. Смелзера, - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях.

Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других социальных функций:

1. Воспитательная функция - социализации молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых.

Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Самой важной тенденцией стало введение системы массового среднего образования.

Уже в возрасте 4 или 5 лет дети воспитывались не только дома, глубокое влияние на них оказывал учитель. Развитие системы дошкольных учреждений и добровольных ассоциаций для детей (например, отрядов скаутов и летних лагерей) увеличило число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.

2. Хозяйственно-бытовая функция означает поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи.

В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляла множество функций по поддержанию благосостояния людей, например заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества. В развитых странах Западной Европы и в США врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью.

Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению уменьшили необходимость для семьи полностью брать на себя помощь ее членам в периоды экономических трудностей. Точно так же социальные пособия, больницы и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

В современном российском обществе уровень благосостояния основной массы населения очень низкий, с другой стороны, социальная сфера слабо развита, ответственность за нетрудоспособных членов общества у нас берёт на себя, как правило, семья.

3. Экономическая функция означает получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическую поддержку со стороны семьи несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение кооперативной системы производства.

Рабочие стали трудиться вне дома, и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи. Хотя жена иногда работала, ее основная обязанность заключалась в воспитании детей. В современном обществе, как правило, работают оба супруга, которые имеют либо совместный бюджет, либо каждый имеет свой индивидуальный.

В крестьянском сельском хозяйстве и ремесленном производстве семья являлась совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределялись в соответствии с возрастом и полом членов семьи.

4. Функция первичного социального контроля означает моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентацию ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

5. Функция духовного общения охватывает развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение.

6. Социально-статусная функция означает предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры.

В средневековом обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.

Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землей и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремеслам - таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.

Революции, происходившие в XIX и XX вв.,осуществлялись с целью уничтожения сословных привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе в России, США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона.

Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти тоже ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи все еще имеют преимущества, когдавстает вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которые обеспечивают высокий статус.

Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать «знакомства», способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили свое значение, став менее устойчивыми и надежными, чем прежде.

7. Досуговая функция включает организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов.

8. Эмоциональная функция предполагает возможность получения психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации индивидов и их психологической терапии.

Социологи, сравнивая структуру семьи в разных обществах, выделяют несколько параметров, по которым все семьи можно дифференцировать на определённые разновидности, К этим параметрам относятся: форма семьи, форма брака, образец распределения власти в семье, выбор партнера выбор местожительства, а также происхождение и способ наследования имущества.

В современных развитых обществах преобладает моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами. Брак между одним мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между одной женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.

В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии. Джордж Мэрдок исследовал множество обществ и установил, что в 145 из них существовала полигиния, в 40 преобладала моногамия и лишь в двух наблюдалась полиандрия. Остальные общества не соответствовали ни одной из данных категорий. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где она считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жен.

Некоторые ученые подчеркивают значение экономических факторов для преобладания определенной формы семьи в обществе.

Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, которые слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену.

Разумеется, экономические факторы лишь частично объясняют своеобразие тех или иных форм семьи. Важную роль играют и другие факторы.

Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне. Аналогичным образом среди жителей племени тодасов в южной Индии (где сокращалось число женщин, поскольку существовал обычай убивать родившихся девочек) также практиковалась так называемая братская полиандрия (братья имели общую жену).

Британские колонизаторы положили конец практике детоубийства, и численность женщин среди тодасов стала быстро возрастать. Однако парные браки так и не получили распространения среди тодасов. Вместо этого братья, которые раньше имели бы одну общую жену, стали заводить несколько общих жен. Таким образом, в обществе тодасов наметилась редко наблюдаемая тенденция к групповому браку.

В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой (нуклеарный) и сложный (расширенный) тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколения, например дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестёр, внуков и т.д.

Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи.

При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери.

В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это, главным образом, обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяются между мужем и женой почти в равной мере.

В зависимости от предпочитаемого партнёра выделяют экзогамные и эндогамные семьи. Правила, регулирующие браки вне определенных групп, например семей или кланов, являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была характерна для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.

Почти во всех обществах это правило касается отношений между ребенком и родителем, а также родными братом и сестрой. Во многих обществах это относится даже к двоюродным братьям и сестрам и другим близким родственникам. Запрет кровосмешения не является всеобщим, несмотря на широкую распространенность. Браки между братьями и сестрами поощрялись в семье фараонов в Древнем Египте .

Почему запрет кровосмешения так широко распространен? Этот вопрос является предметом горячих споров. Некоторые исследователи высказали предположение, что людям свойственно отвращение к кровосмешению. Другие считают, что издавна люди осознавали опасность генетических последствий инцеста. Третьи подчеркивали, что правила, запрещающие половые сношения между членами семьи, не являющимися супругами, уменьшали вероятность ревности и конфликтов.

Однако последний довод теряет убедительность, если учесть, что многие люди способны без всякой ревности делить сексуального партнера с кем-нибудь еще. И полигиния, которая часто порождает соперничество между женами, сохраняется, несмотря на конфликты. Кроме того, подчеркивалось, что запрет кровосмешения вынуждал искать спутника жизни вне групп, к которым люди принадлежали.

В разных обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В зависимости от характера выбора местожительства социологи выделяют неолокальный, патрилокальный и матрилокальный типы семьи.

патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. Например, согласно обычаям ирландских крестьян, молодая жена входит в семью мужа и оказывается под властью свекрови.

В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.

Неолокальное местожительство, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира.

Лишь в 17 из 250 обществ, изученных Мэрдоком, молодожены переселялись на новое местожительство. Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин.

В социологии семьи особой проблемой является проблема определения родословной и характер наследования имущества. Если бы человеку удалось подсчитать всех людей, с которыми он связан кровным родством (включая предков и самых дальних родственников), этот список был бы огромен. Правила определения родословной сокращают этот список и указывают, какие родственники играют важную роль в жизни человека. Существуют три типа систем определения родословной и правил наследования собственности.

Наиболее распространенной является родословная по мужской линии.

Как считается в сельской местности Ирландии, основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. Хотя жена в какой-то мере поддерживает отношения со своими родственниками и её ребенок в какой-то мере наследует ее гены, дети становятся членами семьи мужа.

В некоторых случаях, родство определяется по женской линии.

Как принято на Тробриандских островах, молодожены живут в поселке у мужа, но имущество и ежедневная помощь поступает по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены. Уклад семейной жизни на Тробриандских островах опирается на родственные связи по мужской и женской линии.

Существует семейная система, основанная на двусторонней родословной, Она является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.

Является самым важным в общественных отношениях. Его изучением занимаются социологи, психологи, сексологи и многие другие. Такое пристрастное внимание неслучайно. Семья, как является одним из важных носителей принципов культуры и воспитания личности, которые являются уже традиционными и передаются из поколения в поколение. Первоначальное воспитание человек получает в семье. Там же ему прививают навыки поведения, дают образование.

В каждом определенном обществе существуют свои понятия и жизни. Поэтому у людей, входящих в это сообщество, формируется мнение, что их устои самые правильные.

Семья, как социальный институт, настолько важна для общества, что рассматривать какой-то определенный тип как основной не имеет смысла. Корни семейных отношений лежат глубоко в древности. Именно тогда началось зарождение этого института.

Типология семьи включает виды, которые различаются в зависимости от формы ее организации и от родственных связей входящих в ее состав людей.

Одним из основных типов является сочетание: муж, жена и дети. Это классический вариант, который представляется каждому при упоминании этого слова. Этот тип называется супружеским. В его основе лежат брачные отношения двух людей, которые не связаны родственными узами.

Второй тип - это родственная семья. В ее основе лежит кровное родство. Обычно это многочисленные родственники, представляющие клан, в который входят братья и сестры, их мужья и жены, дети, тети, дяди и т.д.

Семья, как социальный институт, существует в этих двух формах, но их значимость не одинакова. Обычно родственный необходим для торжеств, общения и поддержания семейных уз. Большую значимость имеет супружеский тип. В этом случае роль семьи в жизни человека огромна. Даже законодательство предписывает определенные нормы и правила по отношению к детям или родителям, но ничего не говорит о связях с более дальними родственниками.

Супружеская семья подразумевает отношения между супругами и их детьми. Родственный тип включает в себя более широкий спектр связей. В такой семье супруги подвержены большему влиянию со стороны своих родственников, и лишь наполовину вхожи в новую семью.

От зависит и воспитание, которое получает ребенок. В родственной семье забота и ответственность о нем лежит не только на родителях, но и на многочисленной родне. Круг общения его обширен, и это хорошо сказывается на воспитании. Многие родственники готовы взять на себя обязанности родителей.

Как социальный институт, в большей мере представляет супружеский тип. Это обусловлено местом проживания, которое может находиться далеко от остальной родни. Многие не поддерживают родственные связи в силу определенных обстоятельств.

Брак является одной из более приемлемых форм семьи. Официально оформленные отношения - это не только будущее потомство и его воспитание. Брак подразумевает также много других прав и обязанностей. Его можно назвать образцом, в виде которого представлена семья, как социальный институт. В каждом отдельном обществе существуют свои нормы поведения, которые складываются годами. Они также зависят от экономических условий.

Иногда складывается ситуация, когда выбор супруга не зависит от человека. Он происходит на основании некоторых правил и устоев, которые ограничены только пределами конкретного общества.

В большинстве случаев семья, как социальный институт, носит моногамный характер. Но встречаются редкие случаи полигамных браков.

Для каждого человека семья является образцом для формирования характера и норм поведения в обществе. Поэтому развитию этого института должно уделяться особое внимание.