У истоков механизации русского села. Трактор «Универсал. Трактор "универсал", положивший начало механизации сельского хозяйства россии Когда полумеры не помогают

  • 22.12.2020

Масштабная модель трактора «Универсал» У-2

Масштаб 1/43 производства Hachette

Годы выпуска 1934- 1955 гг

Длина - 3405 мм, ширина - 1545 мм, высота 2335 мм, масса 2050 кг

Привод задний,КПП механическая 3-х ступенчатая коробка передач

Двигатель 4-х тактный рядный 4-х цилиндровый карбюраторный дизель с зажиганием горючей смеси от свечи зажигания мощностью 22 л. с.

Трактор «Универсал» создан специально для удовлетворения потребностей сельского хозяйства, наделён целым рядом новшеств для обработки пропашных культур и простотой обслуживания, чего не могли обеспечить импортные образцы техники использовавшиеся на тот момент в совхозах и колхозах. Хотя считается, что за основу взят американский образец Farmall (Фармолл) глубокая модернизация и внесение серьёзных изменений в конструкцию явили на свет абсолютно новый трактор, положивший начало целому направлению тракторов для пропашных тракторов. Изначально советские конструкторы, впервые в мире, разработали две модификации «Универсала», У-1 — для высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы), У-2 — для низкостебелных культур (сахарная свёкла, картофель и пр.). В последствии появилось ещё две модификации У-3 — для междурядной обработки богарного хлопка. У-4 — для уборки хлопка.

Двигатель трактора является верхом инженерной мысли своего времени и по мощности и надёжности превосходил импортные образцы. 4-х тактный карбюраторный двигатель работал на керосине, зажигание происходило за счёт магнето. Блок двигателя отлит из чугуна, для увеличения срока службы цилиндры разработали в виде съёмных гильз, что позволяло при износе их просто заменять на новые. Головка блока тоже чугунная с двумя клапанами на цилиндр. Двигатель был практически всеяден, мог работать как на бензине так и на керосине, который и был основным топливом. Хотя керосин казалось бы «еда» дизельного двигателя, таковым его назвать нельзя, топливо подавалось путём распыления через карбюратор, а зажигание смеси в цилиндрах происходило за счёт электрической искры между электродами свечи. Коленчатый вал был закреплен на шарикоподшипниках, что не делается даже на большинстве современных автомобилей. Такой подход облегчал запуск, а так же увеличивал межремонтный пробег в 2-3 раза в сравнении с тем же Фордзоном на котором коленвал лежал в баббитовых постелях и требовал постоянной подтяжки с частичным разбором двигателя. Картер тоже отлитый из чугуна выполнял роль нижних опор коленвала,а также в нём распологались маслянный насос и кулачковый распределительный вал. Так же через картер двигатель закреплялся на раме. С левой стороны в картере имелись смотровые отверстия закрытые крышками, это позволяло механику следить за состоянием кривошипно-шатунного механизма воочию, чего импортные аналоги не позволяли сделать без разборки агрегата. Топливо поступало в карбюратор из бака над двигателем самотёком, воздушный фильтр очищал воздух подаваемый в камеру сгорания, что было актуально в условиях пыльных полей.

Трансмиссия состояла из 3-х ступенчатой коробки передач, с диапазоном скоростей движения от 3,4 до 7,2 км/ч, одна скорость для движения задним ходом. Так же редуктор отбора мощности для стационарного оборудования. Подвески у трактора нет, мост жёстко закреплён к раме. Передняя балка с жёстко закрепленными колёсами поворачивалась вокруг центральной оси,для облегчения поворота у трактора подтормаживались задние колёса,правое или левое в зависимости от направления поворота, при чём это происходило автоматически. Для торможения был специальный ручной тормоз, привод только на задние колёса.

О дизайне ни кто не задумывался и поэтому трактор является чисто рабочей лошадкой. Даже о комфорте тракториста не стоит говорить, стальной лист с поддерживающим буртиком сзади закреплённом на картере моста. От больших колёс с шипами грунтозацепов защищали небольшие крылья. Кабины не существовало и тракторист был открыт всем капризам погоды.

4 модификации трактора технически были идентичны, разница была в ширине колеи. У-1 имел передние колёса сближенные настолько, что расстояние между внешними ободами было 30 см, задние наоборот расставлены на 1.5 м, клиренс составлял 70 см, что бы не нанести вред растениям. У-2 имел широко расставленные передние колёса на равне с передними. Ширина колеи составила 1,34 м. В середине 40-х годов были разработаны ещё две модификации. У-3 имел сдвоенные передние колёса и ширину колеи задних колёс 1,34 м. Предназначался для обработки высокостебельных культур с междурядьями 60,65, и 70 см. У-4 был предназначен для работы с навесной хлопкоуборочной машиной СХМ-48, а так же другим навесным оборудованием, имел гидравлическую траверсу для подъёма дополнительного оборудования и колеса с пневматическими шинами, два задних и одно переднее.

7 сентября 1933 г на завод «Красный Путиловец» была доставлена первая партия чертежей, через 21 день новочугунолитейному цеху было выдано задание на 30 различных деталей. 16 октября литейщики Курушин и Андреев закончили отливку деталей для первого экземпляра трактора. При заводе создают экспериментальную мастерскую в которой собрали лучших специалистов, руководство возложили на инжинера Михаила Ревякина, мастером стал некто Петров. В декабре 1933 г решением правительства «Красному Путиловцу» было выделено 10 миллионов рублей на реконструкцию цехов для начала массового производства пропашных тракторов. 29 декабря собрали первый экземпляр Универсала-1, трактор полностью отвечал своему названию, его можно было использовать на большинстве полевых работ: на пахоте и бороновании, косьбе, уборке зерновых, как транспортное средство, а так же как привод для молотилки и пилорамы. К 1940 г на «Красном Путиловце » уже переименованном в завод им Кирова, производство завершается. К концу Великой Отечественной Войны, в 1944 г производство возобновляется на Владимирском тракторном заводе. Всего за пол года на заводе собрали 265 тракторов У-2 , 24 апреля 1945 г с конвейера сошёл 500 трактор. Эта дата официально считается днём рождения завода. Завод выпускал Универсалы до 1955 г.

Эти тракторы стали первыми для Советской Республики экспортируемыми за рубеж. За 21 год производства было изготовлено более 210 тыс. образцов разных модификаций.

Тест-драйв трактора универсал — 2

И - как следствие - ко всем отношениям Советской России с САСШ, включая закупку оборудования, контракты на проектирование и оснащение заводов, закупку технологий и материалов - всё то, что легло в основу и стало советской индустриализацией - недоступны, засекречены, да и мало кому интересны. И дело не только в шпионской деятельности Амторга, о которой писали американские газеты, - нынче вообще мало кто отважится копаться в подробностях даже столетней давности, проще прочитать одобренный учебник или посмотреть высокодуховную передачу по телевизору.

Журнальчик, посвящённый трактору "Универсал", конечно, пару раз упоминает американский трактор Farmall, которым по сути был советский "Универсал", но тексте не найти даже имени производителя тех тракторов - International Harvester, с которым советская Россия заключила контракт на строительство тракторного завода в Сталинграде, подвинув , давно и безо всяких контрактов освоенных на заводе "Красный Путиловец". Нет и имени Альберта Кана , который ударными поточными методами проектировал сотни объектов советской индустриализации, а про Джона Калдера, что руководил стройками на месте так вообще никто и не слышал. Американцы вроде строили в Сталинграде завод для производства колёсных тракторов, а получился танковый завод - тракторы Farmall там не делали: в Сталинграде наладили производство тракторов на базе более старой модели Internationa Harvester McCormick-Deering 15/30, получивших в отчизне имя СХТЗ-15/30 (он же - СТЗ-1, он же "Интернационал").

Отцовство трактора "Универсал" приписывают будущему академику Чудакову, именно под его руководством тракторный отдел НАТИ в 1933 году на базе трактора Farmall спроектировали пропашной трактор - работа отечественных инженеров в основном была направлена на унификацию разных моделей тракторов International Harvester - более свежему "Универсалу" вживляли детали от уже освоенного СТЗ-1. В декабре того же 1933 года рабочие чертежи передали на завод "Красный Путиловец", который вскоре станет Кировским заводом. "Универсал" сначала производили в Ленинграде (видимо, как и Фордзон до этого - безо всяких на то американских лицензий), а в 1945 достроили Владимирский тракторный завод и производство "Универсалов" началось во Владимире. И шансов почитать подробности той давней истории нам, видимо, не суждено. Зато есть трактор в масштабе 1:43 в очередном выпуске журнальной серии "Тракторы: История, люди, машины", можно поставить его на полочку.

При цене в 399 рублей, состоящий из множества мелких деталей и очевидно сложный в сборке трактор Универсал служит живым и немым укором отечественным автомобильным журнальным сериям - трактор этот собран и покрашен аккуратно и в целом глаз радует.

Описание окружающей местности

Трактор "Универсал 2"

Назначение:

* для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами.

Изготовители:

* завод "Красный Путиловец", Ленинград (1934-40),
* Владимирский тракторный завод (1944-55).

* Общее количество вып. тракторов................................211500
* Мощность двигателя, л.с. (кВт)......................................22 (16,2)
* Эксплуатационная масса У-2, кг.........................................2108
* Число передач вперед/назад...................................................3/1
* Диапазон скоростей движения вперед, км/ч................3,9-8,1

В начале 1930-х годов для механизации трудоёмких работ по обработке пропашных культур был разработан трактор «Универсал». За основу конструкции был взят трактор «Фармол» американской компании «Интернешнл Харвестер». В конструкцию прототипа были внесены изменения: использованы комплектующие и материалы отечественного производства, применены новая методика расчёта и технология изготовления зубчатых зацеплений, для обработки низкостебельных пропашных культур разработан передний двухколёсный мост оригинальной конструкции. Трактор имел увеличенный просвет, узкие колёса и колею, соответствующую размерам большинства принятых для пропашных культур междурядий. Силовой агрегат - керосиновый карбюраторный двигатель. В качестве дополнительного оборудования на трактор мог быть установлен кривошипный подъёмник для навесных культиваторов и других орудий, а с 1950 года, впервые в СССР, тракторы по заказу комплектовались гидравлическими подъёмниками для навесных сельскохозяйственных орудий. По многим элементам конструкции трактор «Универсал» аналогичен трактору СХТЗ-15/30.

Впервые в мировой практике отечественными конструкторами были разработаны две модификации пропашного трактора «Универсал»: У-1 со сближенными передними колёсами - приспособлен для междурядной обработки высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы); У-2 с расставленными передними колёсами - приспособлен для междурядной обработки сахарной свёклы и других низкостебельных пропашных культур. В 1940-е годы дополнительно были разработаны ещё две модификации трактора «Универсал»: У-3 - для междурядной обработки богарного хлопка; У-4 - для установки на нём хлопкоуборочных машин. На этой модификации впервые в СССР стали устанавливать колёса с пневматическими шинами. Выпуском трактора «Универсал» в отечественном тракторостроении было начато новое направление - производство пропашных тракторов.

По материалам: http://www.avtomash.ru, http://www.kukushka.ru

К сожалению именно про этот трактор пока не нашел никакой информации...

Описание тайника

Содержимое тайника

Пока тайник виртуальный.
Для зачета ответьте на два вопроса:
1 - На каком заводе построена именно эта машина;
2 - На картере коробки передач (на фото это место обозначено желтым кружком и стрелкой) выпрессованы цифры и буквы, две последние (в строке под овальным логотипом) и будут ответом на виртуальный вопрос. (Закорючку в самом конце, напоминающую 2-ку, не считать)
ВСЕМ УДАЧИ!!!

Первые советские пятилетки прошли с ошеломляющим успехом. Одним из главных элементов было сельское хозяйство. В это же время в СССР огромными темпами развивалось советское производство, в частности создавались и производились современные трактора, которые были так необходимы развивающемуся сельского хозяйству. Но какими они были?

Колесный трактор "Универсал 2"

Тракторы Универсал выпускались с 1934 по 1940 год на Ленинградском заводе «Красный Путиловец» и с 1944 по 1955 год на Владимирском тракторном заводе. Машины первой серии Универсал-1 и Универсал-2 отличались конструкцией передней оси. У-1 имел смещенные к центру передние колеса, на У-2 они были разнесены в стороны на балке переднего моста. Соответственно, на трактор имел дополнительные рулевые тяги. Трактор оснащался 4-цилиндровым керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. и трансмиссией с тремя передачами переднего хода и одной заднего. Диапазон рабочих скоростей трактора У-2 составлял от 3,9 до 8,1 км/ч при эксплуатационной массе 2108 кг. Именно Универсал-2 стал первым советским трактором, поставлявшихся на экспорт. Общее количество выпущенных Универсалов - 211500 штук.

Колесный трактор СХТЗ-15/30

Самый массовый советский колесный трактор первой половины 20-го века, выпущено 390500 экземпляров. Выпускался на Сталинградском тракторном заводе (с 1930 года) и Харьковском тракторном заводе (с 1931 года) до 1937 года, а в послевоенное время (1948-1950 годы) на Московском авторемонтном заводе. В основе конструкции лежит один из лучших колесных тракторов того времени McCormick-Deering 15/30 американской компании International Harvester. Керосиновый 4-цилиндровый двигатель развивал мощность 31,5 л.с. и позволял работать в диапазоне скоростей от 3,4 до 7,4 км/ч. Эксплуатационная масса трактора 3000 кг.

Гусеничный трактор СТЗ-3 (СХТЗ-НАТИ)

После прекращения производства колесного трактора СХТЗ-15/30 в 1937 году, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы перешли на выпуск гусеничного трактора СТЗ-3. Это был первый массовый трактор, конструкция которого была полностью разработана советскими инженерами. Трактор имел клепаную раму, ходовую часть из четырех кареток с балансирной подвеской с цилиндрическими пружинами и полузакрытую кабину. 4-цилиндровый керосиновый двигатель с водяным охлаждением развивал мощность 52 л.с. на валу и 46 л.с. на приводном шкиве. Масса трактора составляла 3800 кг. После эвакуации Харьковского завода в город Рубцовск СТЗ-3 выпускался также на Алтайском тракторном заводе (с 1942 по 1952 год). В Сталинграде и Харькове производство СТЗ-3 было свернуто чуть раньше, в 1949 году, когда он уступил место на конвейере трактору ДТ-54. Общее количество выпущенных машин - 191000 штук.

Гусеничный трактор С-65 Сталинец

Первый советский дизельный трактор, выпускался на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Являлся дальнейшим развитием конструкции С-60 с карбюраторным двигателем. Дизельный двигатель М-17 развивал мощность 65 л.с. и позволял трактору полной массой 10850 кг развивать максимальную скорость 6,95 км/ч. Машины поздних выпусков оснащались закрытой кабиной. С началом Великой Отечественной войны, большая часть С-65 была изъята для нужд армии и использовалась в качестве артиллерийских тягачей. В немецкой армии трофейные С-65 также применялись для буксировки тяжелых орудий. Представленный на Олдтаймер-Галерее С-65 во время отступления Красной армии увяз в одном из болот на Псковщине, где пролежал на 7-метровой глубине до наших дней. В 2008 году трактор был извлечен из болотного плена и сразу попал на реставрацию в мастерскую Шаманского.

В начале 1930-х годов для механизации трудоемкой обработки пропашных культур был разработан трактор «Универсал». Сначала его производили в Ленинграде на Кировском заводе, затем на Владимирском тракторном. С этой модели в российском тракторо строении началось новое направление производство пропашных тракторов.

Хотя за основу был взятамериканский Farmall («Фармолл»), в конструкцию и технологию изготовления были внесены такие изменения, что советский вариант стал совершенно иной, самостоятельной моделью. Отечественные конструкторы впервые в мировой практике разработали сразу две модификации пропашного трактора. Первая (У-1) - для высокостебельных культур (поливного хлопка, подсолнечника, кукурузы), вторая (У-2) - для низкостебельных (например, сахарной свеклы). Вскоре появились еще две специализированные разновидности «Универсала»: У-3 - для междурядной обработки богарного хлоп ка, У-4 - для уборки хлопка.

Мысли о создании универсального трактора занимали конструкторов завода «Красный Путиловец» (нынешний Кировский завод) еще в середине 1920-х годов. Инженерами А. Шевело, М. Рогозиным и М. Ярошем были созданы оригинальные проекты пропашных машин на базе тракторов «Фордзон-Путиловец». Но развернуть производство не удалось, так как в первую очередь сельское хозяйство страны требовало пахотные тракторы, которые механизировали бы наиболее энергоемкие операции: пахоту, посев, уборку.

Вместо армии сезонников

В начале 1930-х годов, когда в строй вступили Сталинградский и Харьковский заводы, выпускавшие несколько сот машин в день, стало очевидно, что проблема с пахотными тракторами решена, а насыщение деревни такими машинами теперь дело времени. С большей остротой встал вопрос о разработке трактора-пропашника. В 1933 году площадь, занятая в стране пропашными культурами (картофелем, кукурузой, хлопком, сахарной свеклой, подсолнухом и др.), составляла около 20 млн. га и продолжала увеличиваться.

Инженер М. Ревякин, который специально ездил в районы Средней Азии для изучения условий работы тракторов, рассказывал: «...Чтобы засеять хлопком один гектар посева, надо нагнуться 30 тысяч раз! Трактор-пропашник засевает такую площадь за 50 минут только при одном рабочем. На прополку гектара кукурузы ручным способом затрачивается 75 человеко-часов. Для большого совхоза с 10-12 тыс. гектаров посева требуется несколько тысяч сезонных рабочих. Эту огромную армию сезонников могут заменить несколько десятков пропашников с необходимыми прицепными орудиями».

Список требований

До 1930-х годов на пропашных работах в основном использовались лошади, так как тракторы «Фордзон-Путиловец» и СТЗ-15/З0 по ряду причин оказались не приспособленными для этих целей. Особенность пропашного трактора заключается в том, что расстановка колес у него должна в точности соответствовать расстоянию между рядами. А оно в свою очередь зависит от вида растений.и изменяется от 45 см (у свеклы) до 180 см (у бахчевых). Причем если колесо пройдет слишком близко от центра ряда, оно может повредить корневую систему.

Отсюда второе конструктивное требование к машине - узкие колеса и надежное управление, чтобы при движении отклонение трактора от средней линии не превышало 5-7 см. Ко времени последней культивации высота подсолнечника, сорго, кукурузы, хлопка, клещевины достигает 70 см, а картофеля, овощей, каучуконосных и табака - 60 см. Высота растений диктует величину дорожного просвета.

Кроме того, пропашной трактор должен быть легким, чтобы не нарушать водно-воздушного режима почвы; иметь достаточно малый радиус поворота, чтобы в конце прогона круто разворачиваться и попадать точно в следующую борозду; обладать хорошей боковой устойчивостью, чтобы не опрокидываться при работе на склонах. Этот далеко не полный перечень требований и определяет сложность задачи, с которой сталкиваются конструкторы пропашного трактора.

Когда полумеры не помогают

В начале 1930-х годов многие зарубежные фирмы пытались приспособить к пропашным работам обычные пахотные тракторы. Велись такие работы и у нас в России. Сотрудники Всесоюзного института механизации и электрификации сельского хозяйства, проводившие эксперименты с трактором СТЗ 15/30, хотели создать несколько сменных узлов, посредством которых можно было бы быстро превратить пахотный трактор в пропашной.

Трехколесный трактор специалисты ВИМЭ делали самостоятельно, а четырехколесный вариант - в содружестве с Омским заводом сельскохозяйственных машин. Одновременно этим же вопросом занимались и в Северокавказском филиале Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения. В 1933 году в Средней Азии проходили испытания всех разработанных конструкций, но комиссия ни одну из них не одобрила. Получалось, что никакими полумерами создать хороший пропашной трактор невозможно. Проектирование новой машины поручили конструкторам НАТИ.

Среди зарубежных тракторов больше всего поставленным требованиям удовлетворял Farmall. На его основе и создали две версии советского пропашного трактора «Универсал».

В серию

Освоение массового производства пропашника Наркомтяжпром СССР поручил ленинградскому заводу «Красный Путиловец». 7 сентября 1933 года туда прибыла первая партия чертежей, через 21 день модельная мастерская выдала новочугунолитейному цеху 30 различных моделей.

16 октября литейщики Курушин и Андреев закончили отливку первого блока и других деталей для опытного образца пропашника. Механическая обработка и сборка первых машин шла во вновь созданной экспериментальной мастерской, начальником которой был назначен мастер Петров. Техническое руководство возложили на инженера М. Ревякина. Он же заведовал сектором подготовки производства пропашников. В экспериментальную мастерскую перешли многие лучшие специалисты.

В декабре 1933 года решением правительства «Красному Путиловцу» было отпущено 10 млн рублей для реконструкции цехов в связи с началом массового производства пропашников. 29 декабря из цеховых ворот вышел первый трактор-пропашник «Универсал-1». Машина полностью оправдывала свое назначение. Помимо того, что трактор специально был приспособлен для обработки пропашных культур, его можно было использовать на многочисленных сельскохозяйственных работах: на пахоте и бороновании, косьбе, уборке зерновых, а также как транспортное средство, привод при молотьбе и пилке дров.

«Универсал-1»

Для выполнения основной задачи - обработки пропашных культур - трактор У-1 имел свои конструктивные особенности. Передние колеса были сближены настолько, что между внешними краями ободов расстояние едва достигло 0,3 м. Задние, наоборот, широко расставлены - на 1,5 м. Весь трактор был приподнят, чтобы не повредить растения.

Просвет между картером двигателя и землей составлял 0,7 м. Управление трактором осуществлялось поворотом передней оси при торможении отстающего ведущего колеса. При повороте трактора тормоза работали автоматически. Для торможения на уклоне служил левый тормоз, дополнительно снабженный ручным управлением.

«Универсал-2»

«Универсал» оказался трактором, выпускавшимся дольше других. В 1940 году его производство на Кировском заводе (так переименовали «Красный Путиловец») было прекращено, но в 1944 году возобновилось на Владимирском тракторном заводе. Уже в июле 1944 года были собраны первые
пять тракторов «Универсал». Причем до ноября 1944 года завод не имел собственных заготовительных цехов, а производил техническую обработку и сборку заготовок, получаемых из Ленинграда.

Всего в 1944 году было собрано 265 пропашных тракторов новой модификации «Универсал-2» с двигателем мощностью 22 л. с. Трактор У-2 имеет расставленные передние колеса, повышенный просвет и колею задних колес 1,34 м, что позволяет эффективно использовать его на междурядной обработке сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур. Управление трактором осуществляется поворотом передних колес. Трактор снабжен колодочными тормозами с ручным управлением. Он имеет гидравлический подъемник для управления навесными сельскохозяйственными орудиями и вал отбора мощности.

24 апреля 1945 года с конвейера Владимирского тракторного завода сошел 500-й трактор, и эта дата считается днем рождения завода. Выпуск трактора на Владимирском тракторном заводе продолжался до 1955 года.

«Универсал-3-4»

Во второй половине 1940-х годов дополнительно были разработаны еще две модификации «Универсала» - 3 и 4. «Универсал-3» имеет сближенные передние колеса, высокий просвет и колею задних колес 1,34 м. Таким образом, в нем сочетаются передняя часть трактора У-1 и задняя часть У-2.

Трактор У-3 предназначен для междуряд ной обработки высокостебельных культур с междурядьями 60, 65 и 70 см, поливного и неполивного хлопчатника, кукурузы и других. Управление трактором осуществляется поворотом передней оси и торможением отстающего ведущего колеса. Тормоза колодочные. При повороте трактора они действуют автоматически. Для торможения на уклоне служит левый тормоз.

Трактор «Универсал-4» предназначен для работы с навесной хлопкоуборочной машиной СХМ-48. Он может быть использован также на севе, бороновании, культивации и других сельскохозяйственных работах. Трактор имеет три колеса, оснащенных пневматическими шинами: одно переднее, направляющее, и два задних, ведущих. Пневматические шины уменьшают повреждаемость хлопчатника при уборке, повышают плавность хода и уменьшают потери на самопередвижение трактора. Наличие одного переднего колеса вместо обычных двух увеличивает защитные зоны. Управление трактором осуществляется поворотом переднего колеса и торможением ведущего колеса.

С 1934 по 1955 год было произведено более 2010 тыс. тракторов «Универсал» четырех модификаций. С выпуска «Универсала» началось новое направление в отечественном тракторостроении - производство пропашных и универсально-пропашных тракторов. В настоящее время это самый распространенный тип тракторов в сельском хозяйстве страны.