Царь рыба проблема человека и природы. В помощь школьнику. Образы положительных героев. Аким и его судьба

  • 02.09.2020

Последняя четверть 20-ого века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострилось настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или, погубит планету и погибнет сам. Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился к ней Виктор Астафьев.
Уроженец русского Севера, Астафьев любит и чувствует природу. Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.
Название в рассказе «Царь-рыба» имеет символическое значение. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы. Борьба человека и царь-рыбы завершается трагически: рыба не сдается, но, смертельно раненная, она уходит, чтобы умереть. Покорение и завоевание природы приводит к ее гибели, потому что природу нужно знать, чувствовать, мудро использовать ее законы, но не бороться с ней. Астафьев подводит итог многолетнему отношению к природе как а «мастерской», «кладовой», развенчивает тезис, гласящий, что человек – царь природы. Забыта истина, что в природе все связано со всем, что, нарушив равновесие части, разрушишь целое.
Человек губит природу, но гибнет и сам. Для Виктора Астафьева законы природы и законы нравственности тесно и неразрывно связаны. Чужаком и лихим завоевателем пришел в леса Гоша и погиб и чуть было не погубил еще одну жизнь. Но страшнее всего постепенно поддаются развращающему влиянию философии потребительства, начинают варварски эксплуатировать природу, не понимая, что уничтожают дом в котором живут.
Всего через десятилетие после того, как была написана «Царь-рыба», случилась Чернобыльская катастрофа. И время разделилось на то, что было до и после Чернобыля. Воздействие человека на живую природу по губительной силе сравнялось с планетарными стихийными бедствиями. Местные катастрофы перестали быть местными. За тысячи и тысячи километров от Чернобыля в костях животных, птиц и рыб находят радиоактивный стронций. Зараженные воды уже давно влились в Мировой океан. В Антарктиде погибают пингвины, питающиеся зараженной рыбой. То, о чем писал Астафьев, стало страшной реальностью: планета мала, она слишком хрупка для бравых экспериментов. Нельзя вернуться в прошлое, но можно попытаться спасти то, что еще осталось.
Конец 20-ого и начало 21-ого века дали еще одному понятие – экология человека. Человечество, искалеченное духовно, не имеющее цели, кроме погони за материальными благами любой ценой, калечит природу. Астафьев не использовал термин «экология человека», но его книги именно об этом, о необходимости сохранить нравственные ценности.

    Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни...

    В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах "Царь-рыба". Главные герои "Царь-рыбы" - это Природа и Человек....

    Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Виктор...

    Во многих произведениях русской литературы присутствует реальность и фантастика. Я хочу рассказать как в одном из рассказов Виктора Астафьева «Царь-рыба» совмещается реальное и фантастическое, что человек никогда не веривший ни в бога,ни в приметы...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

В современной прозе мне особенно нравятся произведения Виктора Петровича Астафьева. Когда читаешь подряд его книги, начиная с тех, в которых он состоялся как писатель - повести «Стародуб», «Перевал», «Последний поклон», сборники рассказов, - воочию видишь, как бурно рос этот самобытный художник слова, какими внутренними толчками развивался его талант. Предмет его любви определён и строг: Родина, Россия, её природа и люди, их предназначение на земле.

Настоящим событием в жизни и в литературе стало повествование в рассказах «Царь-рыба». Это удивительное произведение проникнуто страстной любовью к родной природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. На вопрос о теме «Царь-рыбы» Астафьев ответил: «Наверное, это тема духовного общения человека с миром… Духовное существование в мире - так бы я определил тему «Царь-рыбы». Не впервые возникает она в нашей литературе, но, может быть, впервые зазвучала столь громко и широко».

Перечитав всё, что на сегодня написано о повествовании в рассказах «Царь-рыба», можно выделить как общепризнанное, что основные «герои» произведения - Человек и Природа, взаимодействие которых осмыслено в их гармонии и противоречии, в их общности и обособленности, в их взаимовлиянии и отталкивании. Иначе сказать, мы имеем дело с произведением откровенно и подчеркнуто социально-философским, в котором мысли и чувства воплощены в образы масштабные, имеющие общечеловеческое значение.

В. Семин с огромной откровенностью и искренностью говорил о своем восприятии произведения: ««Царь-рыба» - праздник жизни. Великая Сибирская река и река времени текут не по книжным страницам - их движение проходит через наше сердце, по нашим сосудам».

1. Проблематика взаимосвязи человека и природы

Наблюдая за движением художественной мысли Астафьева, равно как и других его сверстников - крупнейших писателей современности, видишь все более органичное вхождение их в круг узловых проблем века. Среди этих вопросов, пожалуй, одно из главных мест занимает осмысление темы «природа и человеческое общество». Проблема «человек и природа» существует в творчестве Астафьева как простейшая аналогия и как трагическое противоречие.

Естественно соединяются в повести «Царь-рыба» разные мотивы, но подспудно ощутимо в сюжете беспокойство о родном Енисее, о таежных лесах, о разрушительности вторжений человека в природу. Опасно варварское отношение человека к птице и зверю, к лесу и реке. Это касается, прежде всего, самого человека, ибо невозможно учесть нравственные последствия вседозволенности. «Оттого и страшусь, - замечает автор, - когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и проливают кровь играючи, мимоходно».

С главы «Уха на Боганиде» начинается история главного героя произведения Акима. Эта глава определена автором как центральная в книге. «Уха на Боганиде» - глава о тяжелой жизни «северного человека», о том, что помогает ему не просто выжить, а остаться человеком».

«Дело в том, что в бригаде, работавшей на Боганиде, не было подлецов, лентяев, хапуг, их просто выгоняли или они переделывались». «Это глава о доброте и солидарности трудового народа, о жизнетворной силе человеческой чуткости, помогающей преодолеть самые страшные испытания жизни. Это глава о том, как доброта рождает доброту».

«Мир - это артель, бригада, мир - это мать, мир и труд - вечный праздник жизни...» В этом мире и вырос Аким, вышел из него, и широко открылись перед ним жизненные дороги.

«Отношение взрослых к детям вырастает в отношение детей к взрослым: опекают детей рыбаки. И не просто опекают, а относятся уважительно, тактично. Делают вид, что малыши всерьез помогают им вытащить сети и что очи совершенно незаменимы при варке ухи. Заботится о подростках уже не на Боганиде капитан Олсуфьев. А дети, в свою очередь, отвечают тем же взрослым: ухаживает за инвалидом Кирягой-деревягой и за всей детворой поселка девочка Касьянка, самоотверженно работает для любимой матери, братьев и сестер мальчик Аким».

Аким и его братья и сестры вынуждены были держаться вместе, помогать и заботиться друг о друге, чтобы выжить в глухой деревушке в тайге под названием Боганида. Семью Акиму и "касьяшкам" заменяла рыбацкая артель, поставившая героя на ноги и ставшая для него своеобразной дорогой в жизнь. Заложенные с детства в душу героя законы человеческого братства (семью ему заменяла рыбацкая артель) помогают Акиму понять природный мир, который тоже живет по законам всеобщего родства и представляет собой большую семью.

В каких бы крутых ситуациях Аким ни оказывался и как бы податлив ни был на всевозможные соблазны, неизменно одерживает верх в его поведении честность и великодушие, совестливость и мужество.

Сложная, противоречивая проблема отношений человека и природы лишь весьма условно может быть соотнесена с фигурой Акима. Поэтому так велика в повествовании роль автобиографического героя-повествователя. Он не только рассказывает о событиях, но и участвует в них, выражает чувства по поводу происходящего, размышляет. Это придает повести, включающей очерковые («У Золотой Карги», «Летит черное перо») и лирико-философские главы («Капля», «Нет мне ответа»), особого рода лиризм и публицистичность.

Углубляясь в принципы человеческого бытия, утверждаемые писателем, мы переходим к размышлениям о другом герое книги - Гоге Герцеве, судьба которого переплетается с судьбой Акима. «Гоге Герцев - интеллигент, прекрасно окончивший университет, Умеет все не брезгует никаким трудом, превосходно делает любое дело, за которое берется.

«Самое главное в Акиме - стремление быть полезным людям, Аким - воплощение единения с людьми. «Но Аким совсем не благолепный, всех любящий Платон Каратаев. Он активно отстаивает свои принципы отношения к жизни. Он не выносит браконьера Командора и не скрывает своего отношения от этого опасного человека. Он избивает Герцева, когда тот жестоко надругался над инвалидом Кирягой, он вступает в единоборство с медведем-людоедом, только что убившим его друга, причем воспринимает его не как зверя, а как «фашиста», страшного носителя жестокости, зла, которого надо уничтожить. Жестокость, корысть, безразличие Аким как-то сносит, пока не обрушиваются они на главные его принципы, но поддаваться, подчиняться им он не будет».

«Астафьев не считает Акима идеалом, но любит его, и раскрывается это уже в том, что он показывает Акима словно «изнутри», на многие вещи смотрит «его глазами», в ряде ситуаций Аким нравственно превосходит находящихся рядом с ним людей. Постоянно кажется, что это кровный родственник автора, так близки и дороги они друг другу даже и чисто житейском смысле». Автор относится к Герцеву отстраненно-иронично и враждебно.

«Писатель все время как будто отодвигает от себя этого героя: он разглядывает его со стороны, рассказывает о его поступках и объясняет внутреннее состояние, никогда не сливаясь с ним. Собственный внутренний голос Гоги как будто раздается в его дневнике, но, во-первых, когда читаем мы дневник, Гога уже мертв, а во-вторых, это даже не его голос - а сплошные цитаты, чужие мысли».

«...Герцев - индивидуалист по форме своего существования и по убеждению. Он никому никогда не хочет быть должен, это не потому, что ничего не хочет брать, наоборот, он хочет как можно больше взять от жизни. Но он никому ничего не хочет отдавать. На это расходуются его знания, сноровка...». «3а всей этой внешней значительностью скрывается духовная опустошенность, цинизм, незначительность мыслей. Он не выдерживает отпора, не может открыто сразиться с Акимом, а готов на убийство из-за угла». В Гоге Герцеве зло приобрело черты привлекательности.

«Гогу можно за многое уважать. Есть в нем какая-то человеческая беда. Автор заставляет не только осуждать Гогу, но и жалеть о том, что пропадают хорошие человеческие задатки. А обвиняет в этом прежде всего самого героя, поэтому и невозможно его только жалеть.

Еще один тип людей, широко представленный в книге Астафьева, - это браконьеры. Браконьерство - страшное зло, поэтому так много внимания уделяет ему Астафьев. «Просторно», изнутри показал он трех браконьеров - Игнатьича, Командора и Грохотало. И в каждом из них мелькает какая-то своя золотника человеческой любви или человеческого достоинства. Но все это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок. И если автор поворачивает нас к мысли о том, что все-таки это люди, живущие среди нас, то сочувствие к ним, если оно и возникает, больше похоже на соболезнование. Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, как бы допускает его существование везде.

Истинное покаяние - с принятием мук смертных - Игнатьич приносит в свой "предсмертный" час, когда уже не остается надежды на спасение и когда вся жизнь встает у него перед глазами. Это покаяние разбойника, раскаявшегося в последний час свой на кресте. Но зато это - полное, от души принесенное покаяние. В этот решающий час своей жизни герой В.Астафьева просит прощения у всех людей и особенно у Глаши, "не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его". Очевидно, что "кто-нибудь" - это Бог.

Бесовщины в «Царь-рыбе» нет. Но художественный интерес произведению придает, по замыслу автора, именно неканоничность православных представлений о человеческой жизни, попытка объединить христианство и пантеизмом. У каждого художника здесь - свое доминирующее начало. У В. Астафьева - это пантеистическая по духу идея Природы. В повести писатель плодотворно прикоснулся к каноническому пониманию в Православии темы греха и покаяния и расшил по этой канве свой художнический узор.

Тема браконьерства непосредственно связана с пьянством, разгулом самых низменных инстинктов в современном человеке. Эту мысль Астафьев проводит в образах главных героев повествования и заостряет в образах «проходных» персонажей.

Авторская позиция заключается в осуждении браконьерства как зла многогранного и страшного но своей разрушающей силе, причем речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит он о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

Рассказывая о судьбе браконьеров, В. Астафьев говорит о невозможности существования человека отдельно от природного мира, который представляет собой большую семью, и именно жизнь в родстве со всеми и соблюдение законов человеческого и природного общежития является естественным вариантом существования человеческого общества. Те, кто следует этим законам, обладают авторитетной и ответственной позицией в мире.

Природа у В. Астафьева имеет душу, и душа человека является каплей этой огромной души, поэтому хранить связь с природой человеку необходимо для сохранения собственной духовности. Наличие души у человека и его способность духовного породнения с себе подобными наталкивает автора на мысль о возможном породнении человека и природы как единородных существ. В лирико-публицистическом повествовании романа попытку единения с природой совершает герой-рассказчик (главы "Капля", "Нет мне ответа"). Рассказ "Капля" начинается с фабульных событий. Автор-рассказчик, его брат Николай и Аким собираются на рыбалку на речку Опариху в самую чащу тайги. Стремление забраться так далеко диктуется желанием героя вступить в состязание с природой. Путь героев - это своеобразное путешествие к сердцу тайги, стремление разгадать ее тайны и секреты, путь нелегкий, он сопровождается многочисленными препятствиями. Тайга сопротивляется людским намерениям, не пускает их в свое сердце, но все же нехотя отступает под напором людей. Уха, сваренная героями, является символом торжества людей над природными силами, она дает возможность человеку почувствовать свое величие и превосходство над природой, однако это состояние героя-рассказчика недолговечно. Постепенно уходя в глубь тайги, герой возвращается к попытке понять и осознать окружающий мир, природу. Он жаждет проникнуть в тайны бытия природы, он всей душой внимает природную красоту, и в предрассветный час, когда все спит и наступает блаженная тишина, тайга раскрывает ему свое сердце. Герой, любуясь наступившей гармонией, вдруг осознает, что именно она и является секретом вечной жизни, и что благодаря ей природа будет существовать всегда, и как бы человек ни старался подчинить себе природу, как бы люди ни были уверены в своем могуществе, они лишь "ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем".

Человек, каким бы он ни был, как бы ни отгораживался от природы каменными и бетонными стенами зданий, все равно остается частью природы, ее сыном, и Земля - его большой дом. Эта мысль выражена в повести Астафьева «Царь-рыба». Жизнь доказывает, что ничто не проходит бесследно. Каждый выпад против природы оборачивается бедой. И браконьерство, и надругательства над Дашей, на первый взгляд, сходили Игнатичу с рук. Природное единство возможно, считает В. Астафьев, если человек будет "себя вести как следует", то есть ощутит себя органичной частью природного мира и научится соблюдать его законы. Необходимость существования человека в гармонии и единстве с остальным миром и его неотделимость от природы В. Астафьев доказывает описанием в романе многообразных связей человека со всем живым.

Автор выступает с позиции добра, гуманности. В каждой строке он остаётся поэтом человечности. В нём живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего. Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.

«Царь-рыба», проникнутая пафосом защиты природы, раскрывает нравственно-философское содержание отношения человека к ней: гибель природы и утрата нравственных опор в человеке показаны как взаимообратимые (люди сами принимают участие в уничтожении природы, браконьерство стало нормой современной советской действительности), как обратима и ответственность человека за природу, так или иначе воздающей ему.

Осмысляя взаимоотношения человека и природы, писатель пришел к выводу, что общение с природой - необходимое условие духовного обогащения личности и одновременно трудное нравственное и физическое испытание.

царь рыба астафьев природа

2. Проблематика взаимосвязи человека с человеком

Обнищает человек, глухой к добру станет его душа, если возобладают в нем жадность и корыстолюбие. Человек утрачивает себя, становится необузданным и жестоким (Командор), черствым и мелкотравчатым (Игнатьевич). Художник скорбно взирает на процессы эрозии, которые коснулись жизненного уклада, отношений между людьми. А ведь они по природе своей люди сноровистые и сильные, и за плечами у каждого жизнь, в которой было немало достойного. Стоит вспомнить их фронтовые годы, работу, которая никогда не выпадала из крепких и умелых рук.

Как уже говорилось, В. Астафьев видит, что в реальной жизни перемешаны добро и зло, жестокость и человечность и грань, разделяющая их, подвижна. Художник умеет уловить эти «пограничные» состояния в жизни общественной, в душе человека.

Аким - единственный персонаж, выдерживающий поединок с медведем-людоедом. Он один открыто противостоит сатирическому «антигерою» астафьевской прозы самовлюбленному поборнику личной свободы Гоге Герцеву.

В рассказе "Царь-рыба", с моей точки зрения, поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого здесь выступает Игнатьич, а в роли второго - жители его родного поселка Чуш. Игнатьич - это мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик, и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче - это его отношение к остальным чушанцам с некоей долей снисходительности и превосходства. Именно эти снисходительность и превосходство, хотя и не выказываемые им, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, как будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.

Мне особенно хотелось бы подчеркнуть, как сам автор говорит об Игнатьиче: "Был он родом здешний - сибиряк и природой самой приучен почитать "опчество", считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, - на давать себе на ноги топор ронить." Именно это одно предложение, по моему мнению, и заключает в себе весь смысл рассказа. Разбираться же в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные ярлыки "отрицательный" или "положительны" герой.

Военной тема запечатлена в главе «Летит черное перо». Здесь затронут мотив ожесточения остервенения человека с охотничьим ружьем, если он в азарте алчности проливает живую кровь.

Тема семейного братства берет начало в первой главе "Бойе" и раскрывается сразу на двух уровнях повествования. В лирико-публицистическом повествовании это родство автора-рассказчика, частного человека, и его брата Николая. Герой, рано ушедший из дома и много лет проведший в дали от него, тем не менее, скучает по своей семье и переживает ее разобщенность, поэтому едет за бабушкой из Сисима, встречается с отцом и с мачехой, стремясь восстановить былую семью, соединить всех вместе, чтобы обрести благодаря этому родовую прочность, основу жизни, но, к сожалению, понимает, что невидимая духовная ниточка, связывавшая всех, давно уже утеряна. Герой переживает разобщенность своей семьи, поэтому едет за бабушкой из Сисима, встречается с братом Колей и отцом, Возвращаясь через много лет домой, герой встречает людей, совершенно чуждых ему и безразличных.

А во второй части рассказа «Бойе» повествуется о том, как охотники - Колюня, Архип и Старшой - отправились в тундру за песцом. Однако охота оказалась неудачной. Засыпанные снегом в охотничьей избушке в жуткую метель и мороз люди возненавидели друг друга. «Нарушилась душевная связь людей, их не объединяло главное в жизни - работа. Они надоели, обрыдли друг другу, и недовольство, злость копились помимо их воли». Здесь уже звучит голос автора-демиурга, автора-создателя романа, тема семейного братства раскрывается при описании зимовки в тайге трех человек, которые вынуждены были устроить обряд породнения через кровь для того, чтобы сохранить жизнь как высшую ценность. В этом случае кровное родство представляется как условное. Именно кровное родство спасает людей от смерти, именно оно становится залогом жизни. В. Астафьев говорит о том, что для того, чтобы быть семьей недостаточно быть только кровными родственниками, между людьми должна быть какая-то другая связь, которая заставляет их бескорыстно помогать друг другу, заботиться друг о друге и переживать. Так тема кровного родства перерастает в тему духовного родства и духовного единства, которое способно объединить не только родственников, но и сделать одной семьей совершенно разных, несвязанных кровно людей.

Браконьеры преступают законы родства на каждом из уровней. В их внутрисемейных отношениях все разрушено, они либо не созидают новую жизнь вообще (у Дамки, Грохотало нет детей), либо созидают, но не формируют с ней духовных связей (Герцев не воспитывает своего ребенка). Нарушение условного родства выражается в преступлении браконьерами законов общечеловеческого братства. В прошлом у каждого из рыбаков есть либо нравственное, либо уголовное преступление, совершив которое, они отделили себя от человеческого мира.

Ни между браконьерами и поселком, в котором они живут, ни между самими рыбаками нет никаких связей, каждый из них заботится только о самом себе. Единственное чувство, которое царит среди браконьеров - это неуемная зависть, толкающая каждого из них на новый проступок. Такие как Игнатьич, Грохотало, Герцев, разрывают непрерывную жизненную цепь поколений, связанную не только кровно, но и духовно. Не соблюдая правила человеческого братства, они преступают и законы всеобщего родства. Браконьерствуя, рыбаки не просто ранят природу, они покушаются на общую природную душу, принадлежащую не кому-то одному, а всему живому на земле, поэтому природа жестоко их наказывает (попадает на самолов Игнатьич, погибает в тайге Герцев).

3. Художественное своеобразие изображения природы и человека

Родство со всем миром. В финале романа, в рассказе "Нет мне ответа", духовное родство с природой героя-рассказчика перерастает в родство со всем миром, природа уже воспринимается как непосредственная взаимосвязь живых существ, в ее понимании героем преобладает ее духовное восприятие, осознание природы как некой субстанции, которая включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Именно эта нить связывает все существующее на земле, потому что есть в каждом человеке, в каждом животном, в каждом предмете, и эта нить называется жизнь.

В русском фольклоре образы из мира природы: былиночка, ракита, береза - связаны с мифологией, обрядами и традицией песенного бытования. Астафьевская тайга, царь-рыба, капля через фольклор приобретают священные свойства. Олицетворение придает природному образу символическое и сакральное звучание. Этот прием находит выражение в образе русского леса в романе Л. Леонова, Белого Бора в «Комиссии» Залыгина, «царского лиственя» в «Прощании с Матерой» Распутина. Среди созвучных астафьевских образов - образ тайги и стародуба в «Стародубе», тайга в «Царь-рыбе».

Особое место в структуре «Царь-рыбы» занимает сам образ природы. Это не только оселок, на котором испытываются нравственные принципы персонажей, их моральная стойкость и душевная щедрость. Образ природы имеет и самостоятельное значение как равноправный, а может быть, и главный герой повествования.

Через все творчество писателя проходит мотив «река - спаситель-погубитель». Енисей «забрал» у автобиографического героя «Последнего поклона» и «Царь-рыбы» мать, и поэтому он «погубитель». Но он же несет людям «пропитание» и красоту, и потому он «кормилец». Он может казнить и миловать, и в этом его сакральная, почти божественная функция в повести, связывающая его и с образом царь-рыбы - одним из наиболее ярких и сложных символических образов «экологической» прозы 70-х годов.

Ситуация изображается Астафьевым и в конкретном, детальном видении и насыщается символическим смыслом. В образе царь-рыбы ощущается древний фольклорный слой. связанный с русскими сказками и преданиями о могучей рыбе (кит, щука), обладающей чудесными возможностями, плодотворящей силой, умеющей исполнять все желания (золотая рыбка). На ней держится земля, все мироздание, с ее смертью наступает катастрофа, вселенский потоп (кит). «Когда кит-рыба потронется, тогда мать-земля всколебается, тогда белый свет наш покончится».

Именно этот фольклорный мотив - «рыбы, на которой держится вся вселенная и которая всем рыбам маги», - является в произведении Астафьева ведущим и символизирует природу, ту естественную основу жизни, без которой не может существовать человек, и вместе с ее истреблением обрекает себя на медленную мучительную смерть.

В главе «Туруханская лилия» привлекает естественной красотой, робкой прелестью северная лилия, а не южная родственница «валлота прекрасная» с ее «горластой роскошью, назойливой яркостью». Тем же этическим и эстетическим постулатам отвечает и образ Павла Егоровича, глаза у которого «спокойно светились таежным, строгим снегом», а вся натура вызывала «ответное доверие».

Многоликие отдельные главы повествования объединяются ключевым образом Царь-рыбы. Царь-рыба, этот огромный и красивый осетр составляет один ряд с верной собакой Бойе, с туруханской лилией, с тайгой и населяющими ее охотниками, крестьянами, рыбаками, с автобиографическим героем. Поэтому и ее спасение (как и спасение Игнатьича) и символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком. Царь-рыба превращается в образ универсальный, «всеобъемлющий», объединяющий все главы, сопрягающий противоречивые чувства, мысли, события, персонажей в единое лирико-публицистическое и сказово-лирическое повествование о том, как и почему «забылся в человеке человек».

С помощью образа царь-рыбы писатель переводит злободневную для того времени тему борьбы с потребительством и жадностью в разряд если не вечных, то традиционных для русской словесности. А капля символ хрупкости, красоты и величия природы.

Астафьев, как часто и Распутин, Залыгин, Васильев, Айтматов и другие, противопоставляет совершенным и величественным образам природы мелкого, корыстного, страшащегося смерти и потому доступного смерти человека.

На эпическом уровне повествования олицетворением духовного родства человека с окружающим миром является образ Акима. Аким представляет собой попытку дать воплощение идеала в представлении В. Астафьева. Ему присуще обостренное чувство единородства природного и человеческого миров. А в образе Герцева автор обличает эгоцентризм и индивидуализм.

"Тема красоты в «Царь-рыбе» пронизывает все повествование, раскрываясь в образах природы, человеческих взаимоотношениях, любви. Она противостоит теме браконьерства, бездуховности. Это вечное в жизни и литературе противостояние особенно остро и резко воспринимается в наши дни, когда размах нерадивого отношения к природе становится все более масштабным, а красота естественного бытия все более хрупкой, беззащитной. Астафьев говорит не об отдельных фактах, а о массовом покушении на природу.

Природа у В. Астафьева олицетворяется с женщиной (глава "Царь-рыба"), они являются животворящим началом, и если человек посягает на природу и женщину, то он погибает, потому что человек связан с природой не только материально, но и духовно.

Астафьев открывает свою Сибирь конца XIX-начала XX века, Сибирь наших дней. Этот величественный материк, целый континент страстей, воль, деяний, надежд человеческих входит в поле зрения художника, начиная со «Стародуба» и кончая «Царь-рыбой». Писатель все это умеет уловить не просто содержательно, тематически, но передать самим строем чувств, тончайшим лирико-психологическим рисунком, музыкой слова.

Заключение

Человек не может подчинить себе природу, потому что он смертен, а она вечна, и, пытаясь навредить ей, человек лишь приближает своей конец. Возможность продлить свою жизнь заключается в постижении природно-космической гармонии, в приобщении к огромному целому, называемому бытием, и восприятии собственного "я" лишь как части общей жизни, общей души.

Завещанное русской классической литературой неотменно присутствует в художественных исканиях тех современных писателей, творческое поведение которых определяется стремлением к правде и красоте, к благу народному. Повесть В. Астафьева «Царь-рыба» лежит в коренных пластах художественного движения нашего времени.

Люди не могут перестать изменять природу, но они могут и должны перестать делать это не обдуманно и безответственно, не учитывая требований экологических законов.

Начиная в «Царь-рыбе» разговор о «государственных» браконьерах, он подводит читателей к мысли об общественной экспертизе всех проектов, связанных с воздействием на природу, в которой рожден, существует и должен еще долго жить человек. Поэтому «Царь-рыба» находился среди тех произведений, которые в свое время не только призывали беречь и спасать природу, но подготавливали процесс перестройки нашего общества.

«Царь-рыба» - книга программная, в ней содержатся уроки, полезные для современного художественного развития».

Рассказ В.П. Астафьева как крик, как отчаянный призыв, обращенный к каждому, - одуматься, осознать свою ответственность за все, что так предельно обострилось и сгустилось в мире. Землю надо спасать: угроза ядерной или экологической катастрофы ставит сегодня человечество у той роковой черты, за которой нет бытия. «Спасемся ли? Продлится ли жизнь в наших потомках?» - вот вопросы, звучащие в произведениях современных писателей.

Список использованной литературы

1. Н.Н. Яновский. Виктор Астафьев. Очерк творчества. ? М., 1982, стр. 212-271.

2. Т.М. Вахитова. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь- рыба». ? М., 1988.

3. Ф.Ф. Кузнецов. Современная советская проза. М., "Педагогика" 1986.

4. А.П. Ланщиков. Виктор Астафьев. М., "Просвещение" 1992.

5. Сакральное и сатирическое в "Царь-рыбе" В. Астафьева // Литература в школе. 2003. № 9.

6. Литература и современность. Сборник № 16. О красоте природы, о красоте человека. ? М.,

"Художественная литература", 1978. стр. 308-328.

7. Л.Ф. Ершов. Память и время. ? М., "Современник" 2001. стр. 202-212.

8. А.И. Хватов. На родной земле, в родной литературе. ? М., "Современник" 1980. стр.307-332.

9. Т.Чекунова. Нравственный мир героев Астафьева. М., 2000.

10. И.И.Жуков. «Царь-рыба»: Человек, история, природа - тема произведения В. Астафьева // Жуков И.И. Рождение героя. - М., 2004. - С. 202-212.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жанровое своеобразие повествования в рассказах В. Астафьева "Царь-рыба". Стиль и язык произведения, образ автора. Проблема взаимоотношения природы и человека. Резкое осуждение варварского отношения к природе. Символический смыл главы "Царь-рыба".

    курсовая работа , добавлен 04.12.2009

    Значении природы в жизни каждой личности. В.П. Астафьев и место природы в его творчестве. История изображения природы и человека в литературе. Роман В.П. Астафьева "Царь-рыба": сюжет, главные герои, проблематика, структурное своеобразие произведения.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Экологические и нравственные проблемы в творчестве Виктора Астафьева. Описание эпизодов единоборства человека с природой в рассказах цикла "Царь-рыба". Нравственно-философский аспект связи между человеком и природой. Поиск путей "возвращения к природе".

    контрольная работа , добавлен 30.06.2014

    Биография Виктора Петровича Астафьева. Произведение В.П. Астафьева "Царь-рыба": главный герой данного повествования, появление царицы рек, царь-рыбы, борьба жадности и совести. Покорение человека природой, его смирение. Памятник "Царь-рыбе" в Овсянке.

    презентация , добавлен 19.01.2012

    Детство, учеба в школе пехоты и женитьба писателя Виктора Астафьева. Публикация первого рассказа в газете "Гражданский человек". Рассмотрение сложного и важного психологического вопроса в отношении между индивидуумом и обществом в рассказе "Царь-рыба".

    презентация , добавлен 01.04.2012

    Раздумья писателя о родных местах, Сибири и ее морях, о ее природе в рассказах "Царь-рыба" и притчи "Ельчик-бельчик". Философско-нравственная сторона проблемы "человек и природа". Литературные приемы, мифологические структуры и образы в произведениях.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2013

    Что такое природа. Можно ли вести борьбу с природой. Можно ли противостоять природе или лучше жить с ней в мире и согласии. Природа в произведении Виктора Петровича Астафьева "Царь-рыба". Роман "Не стреляйте в белых лебедей" Васильева Бориса Львовича.

    сочинение , добавлен 15.03.2015

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Прага как культурный центр русского зарубежья. Художественное своеобразие повести А. Эйснера "Роман с Европой". Анализ уровней художественной структуры повести. Определение соотношения мотивной структуры повести и лирики А. Эйснера "пражского" периода.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2016

    Отражение становления человеческой личности в повести "Кадеты". "Юнкера" как обзор второй ступени подготовки будущих офицеров. История создания повести "Поединок". Художественное мастерство Куприна, своеобразие стилистики и языка его произведений.

Тот, кто живет в обнимку с природой, —
добры душой и лучше.
В. Астафьев

Никогда еще проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. Как сделать, чтобы преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Это проблема не только экологическая, но и нравственная. В современном мире наблюдается несоответствие между гигантскими возможностям которые получает человек, вооруженный техникой, и нравственностью этого человека.

Человек и природа, их единство и противоборство — основные темы произведения Астафьева «Царь-рыба», которое сам писатель назвал как «повествование в рассказах». Эта книга была написана под впечатлением поездки автора по Красноярскому краю. Основная направленность повести, состоящей из двенадцати рассказов,— экологическая. Но Астафьев говорит в ней и об экологии души, когда «забылся в человеке человек». Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже... — говорит Астафьев. — Мы внушаем себе будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только... почувствуешь ее космическую пространственность и величие».

Писатель призывает к восстановлению природных богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелой организации охотничьего и рыбного хозяйства страны: «Кто будет спорить против нужности, против пользы для каждого из нас миллионов, миллиардов киловатт? Никто, конечно! Но когда же мы научимся не только брать, брать — миллионы, тонны, кубометры, киловатты, — но и отдавать, когда мы научимся обихаживать свой дом, как добрые хозяева?»

Писатель обеспокоен масштабом совершающегося браконьерства, при котором человек уже начинает утрачивать свое человеческое достоинство. Нарушение законов об охоте приводит к нарушению нравственных законов, к деградации личности. «Оттого и страшусь, — замечает писатель, — когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что перестав бояться крови... незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и... глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».

Опасность распада естественных связей человека с природой и с другими людьми — вот главная проблема, которая рассматривается в «Царь-рыбе». Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям — детям, женщинам, старикам, животным, природе, наказывается жизнью еще более жестоко. Так, за свою грубость, хищничество, пьяный разгул Командор расплачивается смертью невинной девочки Тайки, а Игнатьич, находясь на краю гибели, понимает, что наказан за оскорбление невесты. Столкновение доброты и бессердечности, товарищеского отношения к людям и эгоизма прослеживается в характерах главных героев — Акима и Гоги Герцева. Их спор — это столкновение потребительского бездушного и милосердного, гуманного отношения к природе. Если для Акима природа — кормилица, то для Герцева она более мачеха, нежели мать. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Если Гога не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он «сам по себе и для себя жил», то Акиму любой встреченный в тайге человек — свой. Между Герцевым и Акимом происходит драка из-за того, что Гога, споив фронтовика Кирягу, за бутылку выменял его единственную фронтовую медаль и переплавил ее. Аким сравнивает это с ограблением нищего. Герцев отвечает ему: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!» На краю смерти оказалась и Эля, которую взял с собой в тайгу Гога, привыкший отвечать только за себя, думать только о себе. Спас Элю Аким, для которого это был естественный поступок. Этот простой и добрый человек своей главной обязанностью на земле считает труд и помощь ближнему. А Герцева наказала сама жизнь. Он погиб в поединке с природой. Материал с сайта

Герой рассказа «Царь-рыба», давшего название всей повести, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное — надругательство над девушкой. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал ничего дурного, не уезжал из поселка, надеясь смирением, услужливостью «избыть вину, отмолить прощение». И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. «Прощенья, пощады ждешь? — спрашивает себя Игнатьич. — От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!.. Прими... все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича. Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.

Виктор Астафьев всем своим творчеством утверждает, что только сильные нравственно, цельные духовно люди способны «удержать на своих плечах мир, устоять против его распада, разложения».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • астафьев царь-рыба анализ проблема экологии
  • эссе на тему царь -рыба астафьева нравственная проблема
  • проблемные вопросы астафьев царь рыба
  • Нравственные проблемы в творчестве В.Астафьева
  • виктор игнатич царь рыба

Цели урока:

1.Углубить знания учащихся о В.П.Астафьеве. Выявить нравственные законы, определить отношение человека и мира, в котором он живет.
2. Развивать монологическую речь, совершенствовать навыки выразительной речи, побуждать к самостоятельной работе с книгой, словарем.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ИКТ, ОСК, тексты с рассказом В.Астафьева “Царь – рыба”.

Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы -это защита самого человека от нравственного саморазрушения.

В.Астафьев.

ОСК составляется на доске в течение всего урока.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. В эфире передача “Пусть говорят”. Нашу встречу мы проводим в рамках дней защиты от экологической опасности.

– Что такое экология? (ответы детей, затем дается значение слова по словарю Ожегова).

Таким образом, мы видим, что экология – это и взаимоотношение людей с природой, это и гармония человека с самим собой.

Эти проблемы, проблемы не только экологические, но и нравственные, поднимает наш современник,которого называли совестью нашей эпохи, В.П.Астафьев в рассказе “Царь-рыба”.

(Запись числа и темы)

– Что подразумевает ток-шоу?

(Учитель обращает внимание на то, что выступающие на ток-шоу должны уметь защищать свое мнение, они могут вступать в спор, аргументировать свою точку зрения. (звучит цель урока) Предоставляется слово биографам, которые знакомят с биографией В.П.Астафьева.)

1слайд (портрет В.П.Астафьева, под портретом бегущая строка.)

“Виктор Петрович всегда шел и идет неторопливо “вперед” и редко бывает последовательным в пути. Он перекликается каким-то краем с лагерной темой – Солженицыным и Шаламовым. Другим краем-с фронтовиками: Симоновым, Быковым, еще с “деревенщиками” Беловым, Распутиным, но центром творчества Астафьева стали биография самого художника и летопись его поколения” , – Лев Анненский.

2слайд В.П.Астафьев член Союза писателей с 1958 года, художник, которого критика относила то к “деревенской”, то к “военной прозе”, член редколлегии журнала “Наш современник” и “Новый мир”, лауреат Государственной премии СССР 1978г за книгу “Царь-рыба”.

3слайд. “Я родился при свете лампы в деревенской бане в ночь на 2 мая 1924 года” – вспоминал писатель.

Родился будущий писатель в большом селе Овсянка Красноярского края на берегу Енисея. Ему не было еще 7 лет, когда он потерял мать: она утонула в Енисее. Река отметиной пройдет по всем его произведениям. Он проведет на реках свои лучшие дни, о чем напишет книги,и в каждой из них он помянет свою мать Лидию Ильиничну. Она осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением. В автобиографическом очерке “Сопричастный” В.Астафьев писал: “Если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями….И лишь одно я бы попросил у своей судьбы– оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь.” Памяти матери он посвятил повесть “Перевал”. Лучшие страницы своих книг Виктор Петрович посвятил тем людям, которые с детства формировали его мировоззрение. И среди них важнее всех была его бабушка Екатерина Петровна.

4 слайд. На фотографии мы видим ее суровое, сухое лицо, ведь не зря ее в деревне называли “генерал”. Но запало в душу Витьке бабушкино уменье в тяжелые минуты поворачиваться к свету: голодно в деревне, самим есть нечего, а она в дом брошенного щенка несет, обманул её внук, но пряничного коня она ему все же купила,брюки ему сшила с карманом, а он тут же их разорвал, но бабушка радуется: слава Богу сам жив остался. Да и чувствовала бабушка, что внук в нее пошел.

5 слайд. Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев русские традиции, красоту и суровость родной сибирской земли.

6 слайд. И вот трудное, но все же счастливое детство кончилось. Будущий писатель был сдан в Игарский детдом.

7слайд Детдом.Весна 1941г. Бродяжничество, детдом, равнодушие родственников. Об этой странице своего отрочества писатель скажет в автобиографической книге “Последний поклон”, но жизнь в Игарке, где Астафьев 6 лет учился в школе с достаточной полнотой можно представить по книге “Кража”, куда Виктор Петрович придет в лице главного героя.

7слайд. Осенью 1942г Астафьев уходит добровольцем на фронт.

8 слайд. На войне он встретил свою судьбу, свою жену Марию Семеновну.

Все было в их жизни: и счастье рождения детей, и ужас похорон двух дочек, и голод, и холод, и болезни. Но и стойкость, и мудрость, и верность единственной жены,посвятившей ему всю себя. В книге “Печальный детектив” мы читаем: “муж с женой, женщина с мужчиной, совершенно не знающие друг друга, в непостижимом громадном пространстве мироздания соединились, чтобы стать родными и испытать родительскую долю, продолжая себя в детях.”

9 слайд. Осенью 1943 года Виктор Петрович и Мария Семеновна демобилизовались из армии. Тяжелые ранения лишили Виктора Петровича основной профессии-составителя поездов. Однажды он попадает на занятия литературного кружка при газете “Чусовой рабочий”. После этого занятия он написал за ночь свой первый рассказ “Гражданский человек”. В 1953 году вышла его первая книга-сборник рассказов “До будущей весны”. В 1958 г Астафьев пришел в Союз писателей РСФСР. Вскоре вышел рассказ “Тают снега”, посвященный жизни в деревне. Но неумолимо манила к себе Сибирь, родная река, и семья Астафьева переезжает на его малую родину. В родном селе Овсянка под Красноярском и умирает В.Астафьев в 2001 году. Эту землю он восславил в знаменитой и бесценной “Царь-рыбе”.

Слово учителя. Мы видим, что Виктор Петрович был человеком глубоко нравственным. Слово нравственные, нравственность сегодня у нас прозвучало уже несколько раз.

– Что такое нравственность? (ответы ребят, затем дается толкование по словарю Ожегова)

На доске вывешивается табличка нравственность. Эти качества могут быть заложены в человеке, кто-то их развивает, а кто-то губит, но бывает момент в жизни человека, когда он возвращается к тому, что потерял. Давайте вспомним героев “Царь-рыбы” и подумаем, о каком из героев мы можем так сказать?

– Какой же пользовался репутацией наш герой в п. Чуш? (проверка домашнего задания, ребята зачитывают цитаты, характеризующие главного героя). Пусть говорят.

Ответы: “Звали его вежливо”, “был ко всем внимателен”, “был посноровистей любого механика”, “к чушанцам относился с некой долей снисходительности и превосходства”, “однако шапку лишка не ломал”

– Какой же мы можем сделать вывод из характеристики, данной Игнатьичу?

(Игнатьич состоит из противоречий. Репутация героя построена на соединении противоречивых утверждений. Двойственность подчеркивается и противительными союзами а,но, однако, зато, и хотя ничего плохого в отношении чушанцев к Игнатьичу нет, но такая информация настораживает)

– Такими были взаимоотношения Игнатьича с чушанцами. А каковы же были взаимоотношения с младшим братом Командором. Давайте освежим страницы рассказа. Пусть говорят. (ролевое чтение).

– Как вы думаете, только ли гнильцой самолюбия Командора вызвана такая страшная ненависть к младшему брату? (Игнатьич тоже желает смерти младшему брату, не церемониться с ним.) Он, конечно, сильнее, справедливее. но и беспощаднее. Конфликт, который возникает между братьями, связан с жадностью, злобой. Мы видим, что Игнатьич не нравится нам во взаимоотношении с братом, с чушанцами. И одна из нравственных проблем, которую поднимает автор – это взаимоотношение между людьми. (Вывешиваем табличку человек-человек )

– Мы с вами увидели противоречивую личность во взаимоотношениях с людьми, мы не увидели в нашем герое одну из составляющих экологии – это отношение с природой. Автор проверяет своего героя, какой же он по отношению к окружающей среде. Известно, что он рыбак, что можно сказать о том, что он хороший рыбак. Пусть говорят.

– Но есть сведения, что он не просто рыбак, а браконьер. Пусть говорят. Показывая Игнатьича в главном деле его жизни – браконьерстве, писатель впускает нас в душу героя. Мы слышим слабый голос его совести. Игнатьич сам презирает “дрянь в себе, мозглятинку”, чувствует, что из-за рыбы забывается в человеке-человек. Какую проблему поднимает автор? Сохранение личности – вывешивается следующая табличка .

– Что это за рыба такая, из-за которой Игнатьич не смог сохранить в себе человека? Пусть говорят. (Чтение наизусть отрывка)

– На поединок с этой рыбиной, рыбиной удивительной красоты, величины, с рыбиной, которая олицетворяет не осетра, сидящего на крючке, а что-то большее, решается Игнатьич. Игнатьич, который считал себя царем реки. (чтение соответствующих отрывков о поведении рыбы и реакции Игнатьича на ее движения) .

– О чем здесь идет речь?

(Не о рыбе и ее ловце, не о рыбалке, а о трагедии Человека с природой,он повязан “одним смертным концом”,который вполне реален при бездушном и безнравственном обращении с нею. В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.)

– Какую нравственную проблему мы можем выделить? Человек и природа (вывешивается табличка)

– Игнатьич назвал желанную когда-то для него царь – рыбу оборотнем. Все в ней отвратно, тошно,похабно. А сам он?

– Какой образ нашел писатель для выражения сущности героя? (оборотня)

Избранные композиционные средства показали обе стороны медали: внешнюю – благопристойную, скрытую – неприглядную.

– Где же истоки его оборотничества? Ответ мы находим в воспоминаниях, нахлынувших на него в ужасные, как он думал смертные часы.

Слайды с иллюстрациями: обидел Глашу, заветы деда, учеба в школе.

– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

(Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит)

– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.

“Прощайте и прощены будете”,-гласит евангельская заповедь.

– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)

– Сформулируйте идею, ради которой был написан рассказ. (В покаяние – освобождение) табличка.

– Девиз дней защиты от экологической опасности гласит: “Экология-это безопасность-это жизнь”.Природа дарит человеку жизнь, если он любит, бережет, охраняет ее,совершает покаяние.

А сам Астафьев так определил суть своего произведения (обращаемся к эпиграфу, записанному на доске) “Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу… защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения”.

Пусть говорят, что нравственность упала, пусть говорят, что нравственных людей нет, но я в вас верю.

Это была программа “Пусть говорят”. До свидания.


Виктор Астафьев талантливый мастер, знающий природу, требующий бережного отношения к ней. Уже с первых шагов на литературном поприще писатель стремился решать важные проблемы своего времени, находить пути совершенствования личности, будить в читателях чувство сострадания. В 1976 году появилось его произведение «Царь-рыба», имеющее подзаголовок «повествование в рассказах». В нем по-новому рассматриваются постоянные для творчества Астафьева мотивы. Тема природы обрела философское звучание, стала восприниматься как тема экологическая. Идея русского национального характера, к которой писатель обращался еще в рассказах «Последний по клон» и «Ода русскому огороду», также звучит на страницах повести «Царь-рыба».




Сюжет и композиция Произведение включает двенадцать рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора, лирического героя, по родным местам Сибири. Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико-философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование. Основу «Царь-рыбы» составляют рассказы о рыбалке и охоте, написанные в разное время. Произведение включает двенадцать рассказов. Сюжет повести связан с путешествием автора, лирического героя, по родным местам Сибири. Сквозной образ автора, его размышления и воспоминания, лирико-философские обобщения, обращения к читателю объединяют отдельные эпизоды и сцены, характеры и ситуации в законченное художественное повествование. Основу «Царь-рыбы» составляют рассказы о рыбалке и охоте, написанные в разное время.




Человек и природа Человек это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, "покорение". Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: "Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!" Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: "Прос-сти-итееее… еееээээ… Глаа- аша-а-а, простии-и".




Браконьерство Хищническое отношение к природе, тема браконьерства проходит через всю книгу. В основе браконьерства во всех его многочисленных формах и проявлениях лежит потребительство как психология, образ жизни, поведение и философия… Создавая портреты чушанских браконьеров, писатель использует одинаковую, типичную ситуацию – «случай на реке», представляющую собой разновидность классической ситуации испытания человека в его противоборстве с природой…


Единство человека и природы Каждая из новелл по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового листа". Капля у автора повествования это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока реки жизни. Каждая из новелл по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. Так, например, в новелле "Капля" автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на "заостренном конце продолговатого ивового листа". Капля у автора повествования это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии ее с другими, в образовании потока реки жизни.


Жизнь и смерть Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно вот основная мысль, выраженная писателем в "Капле". Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно вот основная мысль, выраженная писателем в "Капле".


Человек и общество В повести «Царь-рыба поднимается очень сложная и важная психологическая проблема, заключающаяся в отношении между человеком и обществом. Вот Игнатьич мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче это его отношение к остальным чушанцам, отношение с некой долей снисходительности и превосходства. Именно эти качества, хотя и не выказываемые им открыто, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.


Царь-рыба... Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на "доисторического ящера", "глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе". Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних "козявках" и "вьюнцах", он с удивлением называет его "загадкой природы". Царь-рыба... Астафьев очень ярко описывает ее: рыба походила на "доисторического ящера", "глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе". Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних "козявках" и "вьюнцах", он с удивлением называет его "загадкой природы". Образ-символ


Выводы Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении остается собой. "Царь-рыба" заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу. Особенно важно, что автор затрагивает не только экологический вопрос, и не только нравственный, но показывает их как единый и нераздельный проблематический комплекс, показывает, что одно не может быть без другого, и человек в любом своём проявлении остается собой. "Царь-рыба" заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности не только перед другими людьми, но перед матерью-природой и перед самим собой, потому что только существуя в гармонии с окружающим человек может обрести внутреннюю свободу.