Протоиерей Алексей Ястребов: нашего храма в Венеции нет. Венеция православная Как добраться до русского храма в венеции

  • 04.06.2024

Казалось бы, понятия "Италия" и "Православие" на первый взгляд несовместимые. Италия на протяжении тысячи лет является центром и оплотом Католической церкви. Отсюда веками раздавались призывы об обращении в "истинную католическую веру". Но именно здесь, в Италии, в последние годы возник огромный интерес среди верующих и католического духовенства к православной культуре и богословию.

Свидетельством этого стала православная литургия, совершенная у мощей святого Марка в знаменитом соборе Святого Марка в Венеции, втором по важности (после собора святого Петра в Риме) для Католической церкви храме.

С исторической точки зрения Венеция является особой областью Италии, где в XV веке нашли приют многочисленные греческие беженцы после падения Константинополя. Еще раньше после IV Крестового похода в 1204 году, во время которого был разграблен Константинополь, венецианские церкви буквально наполнились мощами святых угодников, почитаемых Православной церковью. Достаточно назвать самую известную святыню - часть мощей святителя и чудотворца Николая, покоящуюся на острове Лидо, мощи великомученика и целителя Пантелеимона, апостола и евангелиста Луки и многих других. Здесь же находятся мощи святого мученика Сергия, чье имя принял при постриге отрок Варфоломей, ставший одним

из самых почитаемых в России святых - Сергием Радонежским. Церковная область Венеции и сейчас имеет статус патриархата, а местный епископ носит титул патриарха.

Рассказать о значении знаменательного события мы попросили священника Алексея Ястребова, совершившего в соборе Святого Марка торжественное богослужение. После защиты кандидатской диссертации в области патрологии в Свято-Тихоновском богословском институте отец Алексей Ястребов в Университете Урбаниана в Риме приступил к написанию докторской диссертации о творчестве отца Павла Флоренского. В 2002 году по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла принял сан священника и был направлен в новообразованный приход Святых Жен Мироносиц в Венеции. Продолжая работу над диссертацией, преподает в Институте Сан-Бернандино, который специализируется в области межхристианского диалога.

Вот что рассказал нашим читателям отец Алексей:

Образование прихода Московского патриархата было инициативой группы верующих. Мои прихожане - это по большей части те, кто бросился из бывшего СССР за границу в поисках куска хлеба для себя и своих семей, остающихся на родине. Огромный процент составляют женщины. Они трудятся там, где сами итальянцы работать не хотят. В основном это уход за тяжелобольными и стариками. Все наши люди очень нуждаются в духовной помощи. Отрадно, что далеко от родины многие из них находят дорогу к православному храму.

По благословению патриарха Венецианского нашему приходу выделен в Венеции древний византийский храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи XI века, где мы совершаем воскресные и праздничные богослужения. Древняя земля Венеции долгое время была частью Византийской империи. Ее еще тогда называли "мостом между Востоком и Западом". Соответствует она этому названию и сейчас. Доброе отношение простых католиков к православным я почувствовал еще в Риме. Эти ощущения полностью подтвердились и в Венеции. Искреннее внимание и мирян, и клириков совершенно очевидно. Я вижу заинтересованность среди деятелей Римско-католической церкви к изучению традиций восточного православия, творчества религиозно-философских писателей XX века. Настоятели многих венецианских церквей рады видеть православных паломников, приезжающих все чаще поклониться мощам святых угодников, которых в Венеции великое множество. По числу святынь Венеция вместе с Римом стоит на первом месте во всем христианском мире. В дни памяти святых в нашем приходе установилась традиция совершения богослужения у этих святынь. Все чаще на эти молебны стали приезжать паломнические группы из России. Одно из таких богослужений было совершено в известном на весь мир соборе Святого Марка.

Учитывая значение Венеции для православия, святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание здесь собственной православной церкви, которая еще больше могла бы сплотить всех прихожан. Конечно, для постройки церкви, а тем более паломнического центра, нужны средства. Мы уповаем на поддержку и помощь православных верующих.

Соборы и церкви являются одним из главных достояний Венеции: в городе насчитывается около 250 освящённых храмов, каждый из которых смело заслуживает звание произведения искусства. В стенах многих из них хранятся полотна великих живописцев и скульпторов, так что посещение храмов может быть интересно не только верующим, но и всем поклонникам искусств.

Многие церкви Венеции открыты для бесплатного посещения в течение дня. Но даже в тех случаях, когда за вход взимается плата, сумма, которую вам придётся отдать за возможность увидеть Тициана или Джордано в оригинале, может считаться вполне символической.

16 главных церквей города входят в ассоциацию Венецианского патриархата, так называемую Chorus Venezia. Именно здесь в первую очередь следует искать шедевры итальянских живописцев эпохи Ренессанса.

Существует единый Chorus Pass за €12, который позволит посетить любую церковь из списка Chorus или все сразу. Но немало сокровищ таится и в стенах базилик, не попавших в заветный список.

BlogoItaliano решил составить свой Топ 10 самых примечательных соборов и церквей Венеции , в который вошли как представители Chorus Venezia, так и храмы, о которых туристам известно в меньшей степени.

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco)

Самый известный Собор Венеции и один из самых красивых соборов мира поражает своим великолепием даже самого искушённого посетителя. Неслучайно Собор Святого Марка входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди его бесчисленных сокровищ - золотой алтарь Pala d’Oro, иконы-мозаики, древние бронзовые скульптуры коней и, конечно, мощи Святого Марка Евангелиста.

Собор св.Марка входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕС

Строительство нового святилища, которое должно было выразить и утвердить мощь Венецианской республики, началось в IX веке. Собор торжественно освятили в 1094 году, но его оформление продолжалось еще на протяжении нескольких столетий.

Образцом для венецианского собора стала не сохранившаяся до наших дней церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. Здание венчают пять куполов, изнутри украшенных мозаиками на сюжеты Ветхого завета.

Многочисленные мозаики покрывают и стены собора – и даже иконы, изображающие жизнеописание Святого Марка, выполнены в виде мозаики.

Главной ценностью Собора Святого Марка является золотой алтарь Pala D`Oro, состоящий из 80 икон и инкрустированный 2000 драгоценных камней.

Часы работы:

  • С ноября по апрель: Пн-сб: 9:45-17:00; воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00
  • С апреля по ноябрь: Пн-сб: 9:45-17:00; воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00

Билеты: Вход свободный (билет к золотому алтарю Pala d’oro – €2, в сокровищницу - €3, в музей – €5).

Базилика Девы Марии Исцеляющей (Basilica di Santa Maria della Salute)

Строительство Базилики Девы Марии Исцеляющей началось в 1630-1631 годах и продолжалось полстолетия. Освящение собора происходило уже после смерти архитектора Балтазара Лонгена.

Возведение храма было задумано как восхваление Мадонны за спасение города от чумы. Мессу в благодарность за избавление от чумы в церкви служат до сих пор.

Церковь стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны

Церковь имеет форму восьмигранника и стоит на миллионе деревянных свай, вбитых в мягкую грязь лагуны. Необычный вход выполнен в виде триумфальной арки, а мозаичный пол выложен концентрическими кругами. Купол этой красивой церкви запечатлён в полотнах Каналетто, Тернера и Сарджента.

Просторный холл собора украшен разноцветным мрамором, скульптурами и мозаиками. Алтарные образы принадлежат кисти Луки Джордано, не меньшую ценность представляют хранящиеся здесь произведения Тинторетто и Тициана.

Часы работы: Пн-вс 9:30-12:00 и 15:00-17:30

Стоимость билета: €4

Церковь Святого Пантелеймона (La chiesa di San Pantalon)

Эта невзрачная на первый взгляд церковь таит в своих стенах (а точнее сказать, под потолком) настоящее сокровище: самое большое художественное полотно в мире работы Джованни Антонио Фумиани.

Эта невзрачная церковь таит в своих стенах настоящее сокровище

Потолочная роспись-обманка «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона» занимает площадь более 700 м2. На создание фрески ушло 24 года. Говорят, что художник погиб, сорвавшись с лесов во время работы над ней.

Помимо своих размеров, картина примечательна тем, что на низком плоском потолке создаётся ощущение глубокого свода, усиленное отсутствием привычного обрамления и плавным переходом картины с потолка на стены.

Алтарь Церкви Святого Пантелеймона украшает ещё один шедевр кисти Паоло Веронезе – картина «Чудо Святого Пантелеймона», ставшая последней работой мастера. Здесь также можно увидеть полотна Антонио Виварини, Джованни д’Алеманья и Паоло Венециано.

Потолочная фреска «Мученичество и вознесение Святого Пантелеймона»

Свой нынешний облик здание обрело в 1668-1686 году, до этого на протяжении шести веков церковь неоднократно перестраивалось.

Часы работы:

  • Пн-сб: 10:00-12:30 и 15:30-18:00
  • Вс: 9.30-12.30; 15.30-18.00

Билеты: Вход свободный

Собор Успения Девы Марии (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari)

Собор Успения Девы Марии - тот нередкий для Венеции случай, когда церковь не уступает музею по количеству собранных в ней богатств. Шедевры Тициана и Донателло впечатляют ещё больше на фоне характерной простоты францисканских церквей.

На возведение собора, выполненного в стиле итальянской готики, ушло примерно столетие: его строили с 1338 года до середины XV века. Внешние стены собора, построенного в форме латинского креста, украшают капители и пилястры, а также кирпичный фриз и белокаменные статуи.

Рядом с собором на 70 метров вознеслась колокольня - второе по высоте здание Венеции. При желании можно подняться на смотровую площадку и полюбоваться Венецией с высоты птичьего полёта.

В Соборе хранятся скульптуры и живописные полотна великих мастеров

Ещё больше поражает внутреннее убранство церкви, где над алтарём возвышается «Вознесение Марии» кисти Тициана, а ризницу украшает «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини.

Единственная в Венеции работа Донателло тоже хранится здесь - это деревянная статуя Иоанна Баптиста. Выдающийся пример резьбы по дереву являют собой хоры с рельефами святых на каждом из 124 кресел.

В Соборе Успения Девы Марии нашли свой покой несколько дожей Венеции, а также художник Тициан и скульптор Антонио Канова, чьи пышные надгробия поражают не меньше живописных полотен великих мастеров.

Часы работы:

  • Пн-сб: 9:00-18:00
  • Вс: 13:00-18:00

Стоимость билета: €3

Собор Сан-Джорджо-Маджоре (Cattedrale di San Giorgio Maggiore)

Собор Сан-Джорджо-Маджоре расположен на одноимённом острове. Здесь короновался Пий VII, а спустя восемь лет Наполеон Бонапарт превратил монастырь в казармы, до неузнаваемости изменив облик зданий.

Собор был заново отреставрирован уже во второй половине XX века по инициативе нового владельца - графа Витторио Чини. Строительство храма относят к 1566-1610 годам, архитектор Андреа Палладио умер ещё до окончания работ, а завершал начатое мастером дело его ученик Винченцо Скамоцци.

Собор Сан-Джорджо-Маджоре расположен на одноимённом острове

У алтаря, выполненного скульптором Джироламо Кампаньей, установлена фигура Христа, который стоит на золотом шаре, поддерживаемом четырьмя евангелистами. В соборе много современных скульптур и картин, но среди них можно отыскать и такие шедевры позднего Ренессанса, как «Тайная вечеря» и «Падение Манна» Тинторетто.

Особой популярностью среди туристов пользуется смотровая площадка на вершине квадратной кирпичной колокольни, построенной в 1791 году вместо рухнувшей звонницы рядом с собором. Не так давно башня обзавелась лифтом, так что добраться к вершине, чтобы охватить единым взором всю Венецию, теперь стало ещё легче и быстрее.

Часы работы:

  • С апреля по октябрь: пн-вс 09:00-19:00
  • С ноября по март: пн-вс: 08:30-18:00

Вход в собор ограничен во время проведения воскресной службы с 10:40 до 12:00.

Билеты: Вход свободный (билет на башню – €6).

Церковь Святой Марии Чудотворной (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli)

По преданию разноцветный мрамор, из которого выполнена резьба и мозаика, украшающие фасад и интерьер Церкви Святой Марии Чудотворной, остался от строительства Собора Святого Марка. Церковь, похожая на резную шкатулку, сегодня является популярным местом для венчания.

Строительство церкви по плану Пьетро Ломбардо и его сына Туллио Ломбардо продолжалось 8 лет и было завершено в 1489 году. Здесь хранится чудотворный образ Девы Марии Николо ди Пьетро.

Santa Maria dei Miracoli сегодня - популярное место для венчания

Купол церкви, увенчанный портретами пророков и святых работы Пьера Мария Пенакки, был построен позже, в 1589 году. По задумке архитектора, традиционные для церквей Венеции фрески и статуи на фасадах были заменены мрамором, кропотливо окрашенным кругами, восьмиугольниками и крестами.

Внутри церкви игра форм и красок продолжается: золотой цвет куполообразного потолка контрастирует с холодными оттенками мраморных стен. Говорят, что Уинстон Черчилль был настолько впечатлен этой церковью, что назвал ее самым красивым чудом, увиденным в жизни.

Часы работы: Пн-сб: 10:30-16:30

Стоимость билета: €3

Собор великомучеников Иоанна и Павла (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo)

Собор Святых Иоанна и Павла Латеранских стал местом упокоения 18 венецианских дожей и ещё нескольких десятков знаменитых венецианцев. Это один из самых больших соборов города. Из-за огромного количества полотен, скульптур и витражей он даже больше похож на музей.

Скульптуры и надгробия - то немногое, что уцелело во время пожара, случившегося в церкви в 1867 году и уничтожившего в том числе фрески Тициана.

Собор великомучеников Иоанна и Павла один из самых больших соборов города

Из картин тогда удалось спасти лишь несколько работ Веронезе, Виварини и Беллини. Сегодня здесь находится целая коллекция произведений искусства XV века в обрамлении расписных плафонов и шахматных полов.

Строительство собора в его нынешнем облике завершилось в 1430 году. Здание из красного кирпича выполнено в готическом стиле, внутри высокие своды подпирают изящные колонны. Собор посвящён не библейским апостолам, как можно было бы подумать, а двум раннехристианским мученикам.

Часы работы:

  • Пн-сб: 7:30-12:30 и 15:30-19:00
  • Вс: 15:00-18:00

Стоимость билета: €3,5

Церковь Санта-Мария дель Джиль (Chiesa di Santa Maria del Giglio)

Церковь Санта-Мария дель Джильо удивляет гостей города необычным фасадом: вместо фигур святых Джузеппе Сарди украсил его очертаниями городов. Так архитектор увековечил память о своём друге адмирале Антонио Барбаро. Фигура адмирала увековечивает композицию, в которой запечатлены города, где служил венецианский военный: Рим, Падуя, Корфу, Задар, Кандия и Сплит.

Santa Maria del Giglio удивляет гостей города необычным фасадом

Церкви есть чем удивить и тех, кто заглянет внутрь: здесь можно увидеть картину «Святое семейство» (предполагают, что она принадлежит кисти Рубенса) и полотна Тинторетто.

Часы работы: Пн-сб: 10:30-16:30

Церковь Святой Марии Милосердной (Santa Maria della Pietá)

Церковь Святой Марии Милосердной - это та самая церковь, где в начале XVIII века дирижировал Антонио Вивальди. Здесь выступали воспитанницы сиротского дома для девочек, в котором великий композитор преподавал с 1704 по 1740 годы. Музыка Вивальди звучит под сводами церкви и сегодня.

Именно здесь в начале XVIII века работал великий Антонио Вивальди

Своё название церковь, построенная при Приюте Милосердия для больных сирот, получила неслучайно: pieta с итальянского и переводится как «милосердие». Потолок церкви украшает фреска Тьеполо «Триумф Веры».

В церкви часто проходят концерты, как платные, так и бесплатные. Стоимость билетов на концерты может варьироваться. Билеты на них можно купить на месте.

Часы работы:

  • Вт-Пт: 10:15-12:00 и 15:00-17:00
  • Сб-Вс: 10:15-13:00 и 14:00-17:00

Стоимость билета для осмотра церкви: €3

Церковь Джезуити (Chiesa di Gesuiti)

Барочная церковь, при освящении получившая название Церковь Санта-Мария Ассунта, вызывает противоречивые ощущения: богатое внутреннее убранство многие находят аляповатым, но, всё же, нельзя отказать ему в оригинальности.

Едва ли можно догадаться о том, что скрывается за белым блестящим фасадом с традиционными статуями святых. Между тем внутри вас ждёт сложная мраморная инкрустрация, создающая ощущение бархатного занавеса, накинутого на пол, стены и алтарь.

Мраморная драпировка белого и зелёного цветов в какой-то степени даже затмевает картину Тициана «Мученичество Святого Лаврентия».

При освящении базилика получила название - Церковь Санта-Мария Ассунта

Церковь была построена в 1715-1729 годах по проекту архитектора Доменико Росси. В 1807 году церковь была отдана под армейские казармы и вернула свою первоначальную функцию лишь в 1844 году.

Часы работы: Пн-вс: 10:00-12:00 и 16:00-18:00

Билеты: Вход свободный

Photos by: pixabay.com, Ricardo André Frantz, Steven Gerner, Didier Descouens, Graeme Churchard, Wknight94, Gary Ullah, Dimitris Kamaras, Didier Descouens, Moonik, Alison Pope.


История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции - аванпоста империи на северо-востоке Апеннин - и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления.

После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

Они же привезли и некоторые святыни. Например, в соборе святого Георгия находится часть мощей святого великомученика-покровителя храма. В XVI веке один из членов императорской семьи Палеологов, проживавший в Венеции, пожертвовал собору десную руку святителя Василия Великого. Реликвии и по сей день сохраняются в соборе.

Отметим, что в Венеции никогда не было религиозной неприязни или, тем более, гонений за веру, во многом именно потому, что венецианцы были «своими» византийцам, и православная греческая диаспора пользовалась в городе всеми правами и привилегиями религиозной общины.

Такая близость с греческим миром всесторонне обогащала граждан островной республики, и как культурный тип венецианцы, несомненно, еще и сегодня очень близки восточной традиции.

Венецианская республика принимала непосредственное участие в первых крестовых походах, из которых печально известный - Четвертый, направленный исключительно против Византии и Православия, был организован и оплачен венецианцами. Этим объясняется отчасти тот факт, что в Венеции до сего дня сохраняется великое множество мощей православных святых: они оказались среди трофеев, захваченных в Константинополе.

Верующие прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции стараются вновь «открыть» православные святыни для русских паломников. Собираются материалы для публикаций, готовится «Путеводитель по святыням Венеции», служатся молебны и литургии на мощах святых. Постепенно мы узнавали о святынях все больше и рассказывали об этом в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая путешествия по Северу Италии.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, святого Первомученика и архидиакона Стефана, святого апостола и евангелиста Марка, святых Патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, двух Патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. Германа и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. Назовем также мощи первого монаха - прп. Павла Фивейского, святой мученицы Христины Тирской, святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, столь почитаемых в Русской Церкви, святой мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, святого мученика Павла, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином ,

Отец Алексий Ястребов с частью
мощей св. преп. Марии Вифинской

преподобномученика Анастасия Персиянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, святого апостола и евангелиста Луки в Падуе,


Мощи Святого Апостола и Авангелиста Луки в Падуе

а также наиболее важные части мощей особо чтимых святых: рука Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, десная рука святителя Василия Великого и рука святителя Иоанна Златоустого. В Венеции сохраняются несколько игл из тернового венца Спасителя, который некоторое время сохранялся в Венеции по пути во Францию, и еще великое множество мощей святых и прочих святынь.

Десная рука святителя Василия Великого Ковчежец с мощами свт. Василия Великого

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых иногда практически ничего неизвестно, кроме их имен. Но не известностью и широтой народного почитания измеряется святость - многие «свидетели» веры Христовой пострадали безвестно, но православные с любовью и благоговением прибегают ко всем святым угодникам, невзирая на лица. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Святой Сергий Радонежский особенно сильно почитал Сергия и Вакха, так как мученик Сергий был его духовным покравителем.


Мощи Святых Мучеников Сергия и Вакха


О местонахождении этих мощей не знали в России, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве «игумен всея Руси» - преподобный Сергий Радонежский.

Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всем христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе святых Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны и поклонения святым у их мощей и с паломническими группами из России.

8 мая 2004 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, в знаменитом соборе его имени, считающимся в Католической Церкви вторым по важности после Римских соборов, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия.

Собор Святого Марка в Венеции является уникальным памятником византийского искусства. Его архитектура и мозаики стали образцами церковного искусства древности, и он, после собора святого апостола Петра в Риме, по праву считается вторым важнейшим собором Католической Церкви, воплощая в себе соединение, встречу христианского искусства Востока и Запада. В противоположность собору святого Петра - памятнику эпохи Возрождения, очень «западному» по своему стилю, собор апостола Марка представляет из себя как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада. Поэтому, по признанию присутствовавших на Литургии представителей Католической Церкви, православное богослужение в этом очень «восточном» по существу храме очень органично вписывалось в духовную архитектонику древней базилики.

Но главное, что привлекает православного христианина в этом храме это, конечно, мощи Святого Апостола и Евангелиста Марка , привезенные в Венецию в 832 году из Александрии. С тех самых пор апостол Марк стал небесным покровителем венецианской республики и ее граждан.

Италия и Православие - понятия, на первый взгляд, несовместимые, не имеющие точек соприкосновения. Италия - страна, являющаяся колыбелью западного христианства, а на протяжении вот уже тысячи лет - центром Католической церкви. Отсюда исходили приказы об организации крестовых походов в Святую Землю, один из которых, четвёртый по счёту, неожиданно "завернул" в пределы Византийской империи и предал её разграблению. Из Италии на протяжении веков слышались призывы об обращении язычников и "схизматиков" в "истинную католическую веру", для чего в помощь монахам-проповедникам создавались рыцарские ордена. Из Италии пришёл митрополит Исидор и пытался насадить в Москве унию после Ферраро-Флорентийского Собора 1438 г. Из Италии пришла на славянскую землю Брест-Литовская уния 1596 г., принёсшая столько горя Украине и разделившая триединый славянский народ.

В последние годы множество паломников приезжали поклониться святыням Италии и, в первую очередь, посетить её самую известную святыню - мощи святителя и чудотворца Николая в Бари.

Но не только святынями богата Италия, её дремлющая сила - в сохранившейся богатой духовной традиции, ведущей своё начало от времён апостольских. По причине оторванности западного христианства от своих церковных корней - наследия отцов Церкви I тысячелетия - и почти полного незнания византийской мысли, продолжившей патристическую линию в православном богословии, в XX в. произошёл заметный кризис в западной теологии на фоне глубочайшего кризиса западного мировоззрения в целом. Это подтолкнуло мыслящих людей в Римско-Католической церкви к изучению древних отцов Церкви, минуя средневековые комментарии, а также к изучению богословской и монашеской традиций восточного Православия. Благодаря этому "открытию" православного Востока на Западе среди верующих и католического духовенства появился большой интерес к Православию и возникло мощное движение, направленное на изучение православной культуры и богословия в самом широком аспекте - от отцов Церкви до писателей русского религиозно-философского ренессанса XX в.

Поэтому темы "Италия и Православие" или "Католическая церковь и Православие" не тождественны теме "Ватикан и Православие", продолжающей пока оставаться очень болезненной в отношениях двух Церквей. Возвращение к святоотеческим корням, к тому общему, что объединяло когда-то Западную и Восточную Церкви, есть важнейшая задача современных богословов.

В Венеции, одном из городов, тесно связанных с историей взаимоотношений Востока и Запада, в 2002 г. открылся приход Русской Православной Церкви. Новообразованный приход свв. Жен-Мироносиц вошёл в состав Корсунской епархии РПЦ. Его настоятелем стал кандидат богословия Свято-Тихоновского Богословского института священник Алексий Ястребов. Отец Алексий прежде преподавал в Москве, он автор ряда статей по патрологии, а ныне пишет диссертацию об о. Павле Флоренском

Церковная область Венеции издревле имеет большое значение не только для западного, но и для восточного христианства. Действительно, Венеция как бы соединяла собой эти два мира: в эпоху раннего Средневековья она являлась форпостом Византийской империи на Западе, затем владела многими греческими территориями, а в XV веке предоставила приют греческим беженцам после падения Константинополя. Тот факт, что епархия Венеции издревле имеет статус патриархата, говорит сам за себя - здесь всегда ощущалось сильное влияние православного Востока.

По благословению патриарха Венецианского, кардинала Анжело Скола, приходу свв. Жен-Мироносиц выделена в Венеции церковь для совершения воскресных и праздничных богослужений. Теперь древний храм Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи (chiesa San Zan Degola), в котором прежде служили лишь изредка, оживает - открывается новая страница его почти тысячелетней истории. Восстанавливается, таким образом, историческое значение Венеции как своеобразного "моста" между Востоком и Западом.

Церкви Венеции в буквальном смысле наполнены мощами святых угодников, прославляемых Православной Восточной Церковью. Большинство этих святынь прибыло туда из Константинополя после его захвата крестоносцами во время IV Крестового похода в 1204 г. Местонахождение многих из этих святынь было до сих пор неизвестно православным верующим, о некоторых из них знали лишь единицы.

С помощью Божией приходу свв. Жен-Мироносиц удалось "вернуть" верующим их святыни: постепенно о них узнали и в России. Сразу же число паломников, прежде небольшое, увеличилось в несколько раз, так что даже была открыта приходская паломническая служба, готовящая поездки по Северу Италии.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии, отца св. Иоанна Предтечи, св. первомученика и архидиакона Стефана, св. апостола и евангелиста Марка, св. великомученика и целителя Пантелеймона, святых патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого, трёх патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. патриарха Германа, священномученика Павла и святого Евтихия, бывшего председателем V Вселенского Собора. В Венеции находятся мощи первого монаха прп. Павла Фивейского, св. мученицы Христины, св. Феодора Тирона, столь почитаемого в Русской Церкви, св. мученицы Лукии Сиракузской, мученицы Валерии, преподобной Марии Вифинской, называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персянина, святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, апостола и евангелиста Луки и других святых угодников Божиих.

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых практически ничего не известно, кроме их имён. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха. Мало известно об этих мучениках, а ведь некогда юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергия, а потом стал великим святым не только для России, но и для всего христианского мира. О местонахождении его мощей в России не знали, теперь же есть возможность поклониться мощам святого, в честь которого был назван в монашестве "игумен всея Руси" - преподобный Сергий Радонежский.

Мало знают и о том, что в Венеции на острове Лидо покоится часть мощей святителя Николая Чудотворца. С их появлением связана следующая история. После захвата мощей свт. Николая жителями города Бари, в Миры Ликийские, где прежде покоились мощи святого, прибыли венецианцы. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние и под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько замедливших в храме солдат нагнали своих товарищей, уже собиравшихся взойти на корабль, и сообщили, что почувствовали в одном из приделов церковных чудесное благоухание. Вернувшиеся венецианцы отыскали, таким образом, сохранявшуюся в тайне от латинян часть мощей свт. Николая и с большим торжеством привезли её в Венецию. Мощи были помещены в древнем храме свт. Николая на острове Лидо. Есть свидетельства, что какое-то время сохранялось также и чудесное мироточение от мощей святого, чему мы и по сей день являемся свидетелями в г. Бари.

Разграбление Ближнего Востока и Византии, в котором венецианцы принимали самое непосредственное участие, позволило им стать обладателями невиданного дотоле собрания святынь. Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всём христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе свв. Жен-Мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным. Совершаются молебны святым у их мощей, приезжают паломнические группы из России.

8 мая 2004 г. в день памяти апостола и евангелиста Марка в знаменитом соборе его имени, считающемся в Католической церкви вторым по важности после собора апостола Петра в Риме, у мощей святого была совершена первая за всю историю этого храма православная литургия. В противоположность собору святого Петра - памятнику эпохи Возрождения, очень "западному" по своему стилю, собор апостола Марка представляет собой как бы икону Православного Востока, написанную специально для Запада.

Венеция по праву становится одним из центров паломничества в Западной Европе. Учитывая значение Венеции для Православия, русская община должна иметь собственную церковь, как её имеют представители Константинопольского патриархата. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил это начинание. Однако необходимы достаточные средства для постройки церкви за границей и тем более паломнического центра.

Отец Алексий обращается ко всем с просьбой помочь строительству русской церкви в Венеции. Сбор пожертвований затрудняется тем, что приход пока не имеет своего расчётного счета.

Информацию о приходе можно получить, позвонив отцу Алексию в Венецию по телефонам:

(+39)-041-972-583 и

(+39)-338-475-3739.

Для тех, кто пожелает отправиться в одно из паломнических путешествий по Северу Италии, организуемых приходом свв. Жен-Мироносиц, сообщаем телефон в Москве: 258-6767 (Константин Хотов).

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Венеция (итал. Venezia, нем. Wenedig), город в Италии . Население 270.439 человек (2009).

Название города и прилегающей к нему области Венето (итал. Veneto), вероятно, указывают на то, что в этих местах обитал прото-европейский народ венеды .

Исторический центр расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов (в том числе Риальто и так называемый мост Вздохов, оба относятся к концу XVI века).

Промышленно-портовая часть Венеции материковая. Судостроение и судоремонт, цветная металлургия, нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая, лёгкая промышленность. Ремесленное производство художественных изделий из стекла (остров Мурано; музей), кружев (остров Бурано), мозаики. Университет, консерватория (1916). Музеи (в том числе Галерея Академии искусств). Первый общедоступный оперный театр (1637-1812), оперный театр «Фениче» (1792). Островная Венеция - морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных выставок. Внутригородские перевозки на моторных судах, гондолах, баржах.

Вдоль каналов и узких кривых улиц располагаются богато декорированные церкви, дворцы. На центральной площади Сан-Марко - собор Святого Марка (IX-XV века), Дворец дожей (XIV-XV веков), Старая библиотека Сан-Марко (XVI века), здания религиозных братств (скоул), монастыри.

История

География

Город и лагуна включены в список Всемирного наследия. Называемый венецианцами Canalazzo, Гранд-канал (Canal Grande), извиваясь S-образно проходит через центр Венеции, следуя старому руслу реки. Его стороны, в свою очередь, определяют 6 административных районов (sestieri), сложившихся еще в средние века.

Православие в Венеции

Православные храмы и приходы

Святыни

Римо-католические храмы Венеции в буквальном смысле наполнены мощами святых угодников, прославляемых Православной Восточной Церковью. Большинство этих святынь прибыло туда из Константинополя после его захвата крестоносцами во время IV Крестового похода в г. Местонахождение многих из этих святынь было до сих пор неизвестно православным верующим, о некоторых из них знали лишь единицы.

В церквах Венеции почивают мощи святого праведного Захарии , отца св. Иоанна Предтечи , св. первомученика и архидиакона Стефана , св. апостола и евангелиста Марка , св. великомученика и целителя Пантелеймона , святых патриархов Александрийских Афанасия Великого и Иоанна Милостивого , трёх патриархов Константинопольских - борца с иконоборчеством св. патриарха Германа , священномученика Павла и святого Евтихия , бывшего председателем V Вселенского Собора . В Венеции находятся мощи первого монаха прп. Павла Фивейского , св. мученицы Христины, св. Феодора Тирона , столь почитаемого в Русской Церкви, св. мученицы Лукии Сиракузской , мученицы Валерии, преподобной Марии Вифинской , называвшейся в монашестве Марином, преподобномученика Анастасия Персянина , святых мучеников и бессребреников Космы и Дамиана Аравийских, апостола и евангелиста Луки и других святых угодников Божиих.

Много в Венеции мощей римских мучеников первых веков, о которых практически ничего не известно, кроме их имён. Например, в Венеции почивают мощи святых мучеников Сергия и Вакха .

Мало знают и о том, что в Венеции на острове Лидо покоится часть мощей святителя Николая Чудотворца . С их появлением связана следующая история. После захвата мощей свт. Николая жителями города Бари , в Миры Ликийские , где прежде покоились мощи святого, прибыли венецианцы. Они стали допрашивать тех, кто был приставлен к мощам, но последние и под пытками утверждали, что приехали барийцы и забрали мощи. Наконец, венецианцы решили покинуть церковь. Однако несколько замедливших в храме солдат нагнали своих товарищей, уже собиравшихся взойти на корабль, и сообщили, что почувствовали в одном из приделов церковных чудесное благоухание. Вернувшиеся венецианцы отыскали, таким образом, сохранявшуюся в тайне от латинян часть мощей свт. Николая и с большим торжеством привезли её в Венецию. Мощи были помещены в древнем храме свт. Николая на острове Лидо. Есть свидетельства, что какое-то время сохранялось также и чудесное мироточение от мощей святого, чему мы и по сей день являемся свидетелями в г. Бари.

Разграбление Ближнего Востока и Византии, в котором венецианцы принимали самое непосредственное участие, позволило им стать обладателями невиданного дотоле собрания святынь. Можно с уверенностью сказать, что по числу святынь Венеция стоит вместе с Римом на первом месте во всём христианском мире.

В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, на приходе свв. жен-мироносиц установилась традиция совершения богослужений у этих святынь. Католическая сторона приветствует это начинание, и настоятели церквей, где расположены мощи, идут навстречу православным.