Трехсотлетние превращения кировского городка. История муниципального образования мо дачное Бывшая психиатрическая больница им фореля

  • 14.10.2020

На проспекте Стачек, неподалеку от его пересечения с Ленинским проспектом, можно увидеть желтое здание увенчанное двумя башнями (Проспект Стачек, 158). На первый взгляд оно выглядит как постройка начала 1950-х годов, однако история его на 200 лет длиннее. Вот два его фото - начала прошлого века и наших дней:



Между 1747-м и концом 1750-х годов эти земли приобрел гофмаршал, генерал-поручик и граф Священной Римской империи К. Е. Сиверс. В приобретенном им имении строится новый усадебный дом по проекту Ф.-Б. Растрелли. Здание стало одной из последних его работ в России. Строительство завершилось в 1760-1761 годах. О том, как выглядела усадьба, мы можем судить по этому чертежу из варшавских архивов:


Вскоре после окончания строительства на престол взошла новая императрица - Екатерина II. Впервые она посетила усадьбу вскоре после своего восшествия на престол, 17 августа 1762 года, а в дальнейшем бывала здесь регулярно (в основном приезжая на охоту).
В 1779-м году дочь Сиверса продала свою дачу самому знаменитому фавориту Екатерины II Г. А. Потемкину. Известный садовник В. Гульд разбил для него на даче английский сад. А в 1781-м году Екатерина II выкупает усадьбу у Потемкина за 30 тысяч рублей (которые он потратил на покрытие карточных долгов) и жалует ее вице-канцлеру графу И. А. Остерману вместе с 10 тысячами рублей на перестройку здания. Здание перестроили в стиле классицизма (автор перестройки неизвестен, возможно, это И. Е. Старов). Именно в таком виде здание просуществовало до XX-го столетия.
Далее дачу приобрел князь П. П. Щербатов, а в 1828-м году усадьба была выкуплена в казну для размещения дома умалишенных. В 1828-32 годах по проекту Д. Квадри к зданию были пристроены с востока флигеля. В 1836-38 годах они были увеличены архитектором П. С. Плавовым. А в 1847-50 годах Плавов возвел еще два корпуса - для служащих больницы и для неизлечимо больных.
В 1922-м году больница получила имя швейцарского невропатолога Огюста Анри Фореля (основной его заслугой было то, что он дружил с Луначарским и высказывал симпатии к СССР). Под названием Больница Фореля она была широко известна в городе.
Во время войны больница оказалась неподалеку от переднего края и сильно пострадала от обстрелов.


Послевоенное обследование здания выявило под осыпавшейся штукатуркой следы барочных деталей, срубленных при перестройке здания. Это позволило историку архитектуры Ю. М. Денисову атрибутировать здание как произведение Растрелли. Обсуждался вопрос восстановления памятника архитектуры, но в результате было принято решение реконструировать больницу под жилой городок для рабочих Кировского завода (в главном здании разместился дом культуры).


Работы по перестройке комплекса вела группа архитекторов, которую возглавлял Л. Л. Шретер (один из представителей многочисленного семейства Бенуа - он был внуком Л. Н. Бенуа). В результате, в 1950-1964 годах был создан живописный район. Прогуляемся по нему.


У главного здания снесли башню и надстроили центральную часть до трех этажей:








Боковые же флигеля, напротив, надстроили до пяти этажей и увенчали бельведерами (фактически вывернув изначальную композицию "наизнанку").














А вот соединительные галереи с колоннадами дошли до нас почти без изменений:








Обойдем здание вокруг:




С противоположной стороны сохранился старинный пруд. Вместе с флигелями главного здания, построенными Квадри и перестроенные Плавовым и Шретером он создает просто великолепный вид:














Заглянем во внутренний двор:






















До войны здесь еще стояла колонна, но до наших дней она не дошла:

Справа от главного здания стоит бывший корпус для служащих больницы:






Балконы здания представляют своеобразный гибрид:


Нижняя часть с консолями и водостоками относится ко временам Плавова, а вот решетка - уже советских времен:




Следующий дом завершает эффектная ротонда:




К сожалению, сам дом не в лучшем состоянии:












Еще один корпус


Котельная:


Теперь двинемся в другую сторону от главного здания:












Следующий дом выходит на проспект Стачек портиком с четырьмя колоннами:














Этот дом построен в 1955-м году:








Еще один дом, аналогичный выходящему на проспект:




С другой стороны дома за крыльцом с полуротондой разместился детский сад:


Его также завершает портик:


Трансформаторная будка также решена в стиле классицизм:


А это - бывший корпус для неизлечимых, еще одна постройка Плавова.

Памятник архитектуры с удивительной судьбой, прошедший путь от небольшой дачи царского вельможи до огромного комлекса зданий с центром культуры и многоквартирными домами. Ни больницы, ни дачи на этом месте давно уже нет. Более того, о тех зданиях напоминают лишь отдельные фрагменты в кладке жилого комплекса на проспекте Славы.

Сперва земля, где потом будет дача Сиверса, была пожалована Петром адмиралу Головину, одному из своих сподвижников. После его смерти, территорию разделили между собой сыновья флотоводца. Затем часть ее перешла семейства Нарышкиных. Придворный вельможа императрицы Елизаветы Карл Сиверс приобрел сперва участок Нарышкиных в начале 1740 годов, а затем и земли потомков Головиных – в 1766 году. Наконец, он присоединил к своим владениям и участок бывшего имения Апраксина. На этих землях вместо деревянных домов он решил построить каменную дачу в стиле барокко. Проект ее разрабатывал Растрелли.

Возведенная в 1761 году, дача представляла собой традиционное для тех времен барочное двухэтажное здание, окруженное пышным парком с прудом и многочисленными псевдоантичными скульптурами. После смерти Сиверса дача перешла по наследству его дочери, а та продала ее Потемкину. Тот разбил возле нее английский парк, простиравшийся от дороги на Петергоф (нынешнего проспекта Стачек) практически до самого Финского залива.

В 1788 году дача досталась вице-канцлеру Остерману. Он полностью перестроил здание, убрал практически все украшения, возвел трехэтажную башню над подъездом и значительно расширил помещения. В 1808 году дачу купил князь Щербатов – хозяйство он вел из рук вон плохо и уже через пару лет вознамерился ее продать. Но только в 1828 году дача Сиверса перешла в государственное владение. Еще четыре года понадобилось на ее переоборудование под больницу для умалишенных: к главному корпусу пристроили еще два, возвели хозяйственные постройки и церковь во имя иконы Божией матери «Всех скорбящих радость». По ее имени назвали и лечебницу.

Постепенно больница «Всех скорбящих» расширялась и стала представлять собой каре с внутренним двором. Появилось множество хозяйственных построек, часовня для отпевания. В таком виде лечебница пережила Октябрьскую революцию, лишь сменив имя. Теперь она называлась в честь швейцарского врача Огюста Фореля, принимавшего участие в европейском левом движении. Кроме того, закрыли церковь – там начал работать клуб.
Больницу имени Фореля эвакуировали почти сразу после начала Блокады. Здание ее находилось очень близко к линии фронта, тут находился штаб одной из дивизий НКВД. К 1945 году от комплекса зданий остались одни руины. Их было решено восстановить, но значительно, при этом, перестроить и превратить в клуб и жилой комплекс для рабочих Кировского завода. Перестройка длилась до 1950 года – в ней принимали участие в том числе и сами будущие жильцы комплекса, восстановившие один из корпусов. Центральную башню над входом в главное здание снесли, зато ко всем корпусам надстроили еще несколько этажей. Сам комплекс теперь представлял собой смесь классицизма XIX века и «легкого» сталинского ампира. Все это назвали «Кировским городком».

Дача К. Сиверса - Усадьба Г. А. Потемкина -

Больница "Всех скорбящих" -

"Кировский городок"

Пам. арх. (регион.)

Пр. Стачек, 158

Загородная усадьба

серед. XVIII в. - арх. Растрелли Франческо-Бартоломео

Усадьба Г. А. Потемкина

1770-е - арх. Огарев И. Е. - перестройка

Больница

1828 - арх. Квадри Дементий Иванович, арх. Плавов Петр Сергеевич - приспособление под больницу

Кировский городок

1950-е - восстановление с изменениями

Дома Кировского городка:

* Две лиственницы,что видны на снимке справа, живы до сих пор. У Дома для служащих больницы (пр.Стачек,160) (Forel)

Петр I пожаловал участок адмиралу И. М.Головину. После его смерти участок был разделен на равные части его сыновьями бригадиром И. И. Головиным и вице-адмиралом А. И. Головиным.

Западная часть участка адмирала Головина в начале 1740-х гг. перешла сенатору А. Л. Нарышкину, а после его смерти в 1745 г. его жене статс- даме Е. А. Нарышкиной

Гофмаршал при дворе Елизаветы Петровны Карл Ефимович Сиверс приобрел участок Нарышкиной в конце 40-х гг. XVIII в., а после 1766 г. и восточный участок у наследников А. И. Головина. Также в состав имения Сиверса вошел участок бывшего имения Ф. М. Апраксина, примыкавший к усадьбе Головина с запада. На месте старых деревянных построек по заказу Сиверса был возведен каменный дворец по проекту арх. Растрелли. Это был двухэтажный дворец в стиле барокко. Центральная часть подчеркивалась пышным подъездом, к которому вели два пандуса. Над подъездом - крытый балкон, завершенный сложным картушем. Фасады были акцентированы пилястрами, кровли имели сложные очертания. В отделке обильно использовалась скульптура. Дворец располагался на природной террасе, ниже которой проходила Петергофская дорога. Дополняли ансамбль два отдельно стоящих флигеля и регулярный парк с прудом. Строительство дачи Сиверса было завершено в 1761 г.

Усадьба перешла по наследству дочери гофмаршала Елизавете Карловне, которая вышла замуж за своего двоюродного брата Якоба Ефимовича Сиверса, видного деятеля екатерининской эпохи, дипломата, экономиста. Брак оказался неудачным, после развода Е. К. Сиверс продала усадьбу.

В августе 1779 г. дача перешла во владение Г. А. Потемкина. При нем садовый мастер Вильям Гульд на территории между Петергофской дорогой и Финским заливом разбил парк «в английском вкусе».

Для Потемкина дом был перестроен И. Е. Огаревым.

В 1781 г. дача была приобретена у Потемкина императрицей за 30 000 рублей и пожалована вице канцлеру графу Ивану Андреевичу Остерману, вице-канцлеру, дипломату, главе коллегии иностранных дел. Для него дворец был перестроен в стиле строгого классицизма. Авторство перестройки документально не подтверждено, но многие исследователи полагают, что это И. Е. Старов. Растреллиевский подъезд был превращен в высокую трехъярусную башню с часами, завершенную бельведером. Увеличена протяженность главного фасада, уничтожено членение стен. Весь барочный декор был убран. Над оконными проемами расположились классические сандрики на кронштейнах. Пилястровый портик садового фасада был заменен на колонный. Дворец оставался двухэтажным. Главный дом соединили колоннадами с флигелями. При Павле I Остерман вышел в отставку и переехал в Москву.

Дачу в 1808 г. купил князь Павел Петрович Щербатов - последний частный владелец старинной усадьбы. Хозяйствовал князь плохо, дача приносила ему лишь убытки, в течении нескольких лет Щербатов пытался продать усадьбу.

В 1828 г. усадьба была куплена в казну за 190 тысяч рублей для устройства в ней больницы для умалишенных - первой государственной психиатрической больницы в Петербурге.

В 1828-1832 гг. производилась перестройка и расширение здания под больницу по проекту арх. Доменико Квадри, а затем П. С. Плавова. Главное здание после пристройки двух больничных корпусов приобрело в плане форму буквы «П». Внешний вид зданий после этой перестройки больше не менялся, дальнейшие перестройки в середине ХIХ в. касались внутренней планировки и пристройки новых клинических корпусов.

В главном корпусе располагалась церковь, контора, приемные комнаты, столовые, отдельно для мужчин и для женщин, и залы, также отдельные для мужчин и для женщин, для «спокойных» больных. Из главного корпуса просторные коридоры вели в боковые флигели -мужской и женский.

Церковь при больнице освятили 4 декабря 1832 г. во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Иконы для храма написал Я. В. Васильев. Над главным входом находилась звонница с колоколами.

По церкви больница стала называться «Всех скорбящих».

В одной из комнат главного дома в 1832 г. была освящена часовня для лютеран.

Первоначально больница была рассчитана на 120 человек (70 мужчин и 50 женщин), но вскоре этих мест стало не хватать.

Корпуса больничных флигелей стали удлинять, пока они не образовали замкнутого каре со внутренним двором. На территории больницы появились еще павильоны для содержания больных, дома для проживания персонала, хозяйственные постройки.

В 1847-1850 гг. Плавов возвел корпус для служащих больницы (пр. Стачек, 160) и корпус для неизлечимых больных (пр. Стачек, 148).

В 1853 г. при больнице была выстроена каменная часовня для отпевания. В 1890-х гг. ее перестроил К. Г. Прейс.

В 1922 г. больницу переименовали: назвали именем швейцарского невропатолога и общественного деятеля Огюста Анри Фореля , который дружил с А. В. Луначарским и высказывал свои симпатии к СССР.

В 1924 г. церковь ликвидировали. Помещение передали под клуб.

Больница им. Фореля просуществовала до 1941г., затем при приближении линии фронта была эвакуирована. В здании находились командные пункты ряда воинских частей, оборонявших Ленинград. В 1941 г. здесь находился штаб 21-й дивизии НКВД, принимавшей участие в обороне города. После войны усадьба представляла собой руины.

В конце 1940-х гг. обсуждался вопрос о реставрации архитектурного памятника, однако было принято решение реконструировать его под Дом культуры, дополнив комплекс жилыми домами для рабочих Кировского завода.

Над проектом создаваемого здесь жилого городка работал творческий коллектив 8-й архитектурной мастерской института «Ленпроект» во главе с арх. Б. Ф. Беловым. В проектировании участвовали арх. Л. Л. Шретер, Е. П. Лавровская, В. Н. Зотов, Ю. А. Визенталь, инж. А. М. Лихачев, Т. В. Старостина, А. В. Незванов и др. В работах участвовало УКС Кировского завода (гл. инж. А. Ф. Передовский) - многие работы проводились силами заводских строителей.

Центром городка стал прежний дворцовый комплекс, надстроенный до трех этажей, по бокам которого возвели две семиэтажные башни. Центральную башню главного здания снесли. Флигели были надстроены до четырех этажей.

В 1950 г. силами заводских строителей был спроектирован и восстановлен трехэтажный юго-западный корпус, где разместились трехкомнатные квартиры. Два новых четырехэтажных корпуса завершили со стороны города архитектурную композицию городка.

Все постройки были решены в традициях классической архитектуры и составляли единый ансамбль. Был сохранен старинный пруд и вековые деревья. От подлинного дворца эпохи классицизма сохранились одноэтажные тосканские колоннады. Частично уцелел обращенный к парку фасад дворца времен Остермана, а своды подвалов опираются на столбы, поставленные еще при Растрелли.

В 1965 г. в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры - ныне Центр культуры и досуга «Кировец» .

В 1990 г. Кировский городок был взят под охрану государства как памятник архитектуры. В 2003 г. на главном здании установлена охранная доска.

Входит в комплекс памятников Дача К. Сиверса (комплекс Кировского городка)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения .

В Кировском районе, на проспекте Стачек находится один из самых нетипичных рабочих городков Петербурга. Комплекс, состоящий из дачи Сиверса, усадьбы Потемкина, Больницы Всех Скорбящих и достроенных в советское время домов местные жители называют Кировским городком.

Участок, на котором сегодня стоят здания, принадлежал адмиралу Головину, соратнику Петра I. После смерти адмирала, участок разделили его сыновья. Западная часть в 1740 году перешла к сенатору Нарышкину, а через пять лет, после его смерти, к его жене. Именно у нее землю купил Карл Сиверс, гофмаршал при дворе Елизаветы Петровны. Он же выкупил и восточную часть у наследников Головина. На месте старых деревянных построек возвели двухэтажный дворец в стиле барокко. Проект Сиверс заказал у архитектора Растрелли.

Центральная часть дворца подчеркивалась пышным подъездом, к которому вели два пандуса. Над подъездом - крытый балкон, завершенный сложным картушем. Фасады были акцентированы пилястрами, кровли имели сложные очертания.

В отделке обильно использовалась скульптура. Дворец располагался на природной террасе, ниже которой проходила Петергофская дорога. Дополняли ансамбль два отдельно стоящих флигеля и регулярный парк с прудом.

Впоследствии дачей владели многие знатные люди, в том числе и князь Потемкин. В 1828 году усадьба приобрела совершенно новое назначение - государство выкупило в казну за 190 тысяч рублей, для устройства первой в Петербурге больницы для умалишенных.

К главному зданию пристроили больничные корпуса, так что оно приобрело форму буквы «П». В главном корпусе располагалась церковь, контора, приемные комнаты, столовые. Залы были также разделены мужчин и для женщин из «спокойных» больных. Из главного корпуса просторные коридоры вели в боковые флигели -мужской и женский.

В 1922 году больницу переименовали: назвали именем швейцарского невропатолога и общественного деятеля Огюста Анри Фореля, который дружил с Луначарским и высказывал свои симпатии к СССР. По типичному для того времени сценарию, церковь ликвидировали в 1924 году, отдав ее помещение под клуб

Больница им. Фореля просуществовала до 1941 года. Когда линия фронта приблизилась к Ленинграду, персонал эвакуировали. Здания заняли командные пункты воинских частей, оборонявших город. В 41-м здесь находился штаб 21-й дивизии НКВД. За годы войны здания сильно пострадали, от них остались одни руины.

Вопрос о восстановлении архитектурного памятника начали обсуждать в конце 1940-х годов. Весь комплекс решили реконструировать под Дом культуры и дополнить жилыми домами для рабочих разраставшегося Кировского завода.

Над проектом создаваемого здесь жилого городка работал творческий коллектив 8-й архитектурной мастерской института «Ленпроект». Строили комплекс с помощью заводских строителей.

Центром городка остался прежний дворцовый комплекс, которому добавили один этаж. По бокам возвели две семиэтажные башни, а центральную башню главного здания снесли. Флигели, где раньше размещались больные, достроили до четырех этажей. В 1950 году заводские строители восстановили четырехэтажный западный корпус и достроили еще два похожих здания, которые завершили архитектурную композицию городка.

Все постройки решили выполнить в традициях классической архитектуры, чтобы составить единый архитектурный ансамбль. Сохранили старинный пруд и вековые деревья. От подлинного дворца эпохи классицизма сохранились одноэтажные тосканские колоннады. Частично уцелел обращенный к парку фасад дворца времен Остермана, а своды подвалов опираются на столбы, поставленные еще при Растрелли.

В 1990 году Кировский городок был взят под охрану государства как памятник архитектуры. Сегодня комплекс заселен, в нем действует дом культуры, детский сад, некоторые помещения заняты офисами, кафе и магазинами.

Богатую и длинную историю имеет комплекс зданий в стиле николаевского классицизма и "сталинского ампира"(пр. Стачек, дома 140, 142, 144, 156, 158, 160, 172) - "Кировский городок".

Первым владельцем приморской дачи, на которой он расположен, был адмирал Иван Михайлович Головин. После его смерти дача с господским домом и службами была разделена на 2 части, которые першли в руки его сыновей: бригадира И.И. Головина и вице-адмирала А.И.Головина. Между 1747-м и концом 1750-х гг. дачу приобретает Карл Ефимович Сиверс, генерал-поручик и гофмаршал, с 1760 г. - граф Римской империи. В конце 1750-х гг. по проекту Ф.-Б. Растрелли в имении начинается возведение каменного усадебного дома, кторый стал одной из его последних работ в России. В 1760-1761 гг. строительство было завершено. Это был одноэтажный на высоком цоколе дом с высоком мезонином. Интересный элемент - выступающий подъезд с двумя пандусами, обрамлённый пучками колонн. Здание было возведено в стиле зрелого барокко.

Екатерина II ужинала в доме Сиверса вскоре после восшествия на престол, 17 августа 1762 г. Екатерина не раз останавливалась здесь для охоты, в том числе после смерти хозяина 19 сентября 1754 г., когда имение перешло в руки его дочери, Елизаветы Карловны Сиверс.

Парадный ансамбль включал дврец с флигелями, к югу от которого простирался большой регулярный сад с круглым прудом посередине, сохранившимися до сих пор. 19 июля 1779 г дача была продана Г.А. Потёмкину. Однако Потёмкин вступил во владение ранее: уже 9 сентября был дан бал на "Петергофской дороге, на даче Сиверса". В августе 1781 г. дача была приобретена у Потёмкина Екатериной II за 30000 рублей и пожалована видному дипломату, действительному тайному советнику, вице-канцлеру графу И.А. Остерману. При этом ему было выделено 10000 на перестройку здания. В 1808 году дача перешла в руки действительного тайного советника князя Павла Петровича Щербатова и была продана им в 1828 году для устройства дома умалишённых.

Уже после Великой Отечечственной войны, в 1950-1964 гг., был подготовлен и реализован проект реконструкции этого места. При участии архитекторов Ю.А. Визенталь, Л.М. Гольдвассера, В.И. Заусской было принято решение реконструировать господский дом под дом культуры. Также комплекс был дополнен жилыми домами для рабочих Кировского завода. Бывший господский дом был перестроен почти неузнаваемо: башня главного здания была снесена, его надстроили до 3 этажей, флигели до 4 и увенчали бельведерами. Потчи без изменений сохранились лишь соединительные галереи с колоннадами. Во внутреннем дворе от XVIII века до нас дошла колоннада центральной части главного корпуса и несколько старых лиственниц. Уцелел старый круглый пруд. Сохранилась и часть центральной аллеи, но уже с молодыми деревьями.