Монтескье о духе законов цитаты. Афоризмы и цитаты шарля монтескье. Политические учения европейского Просвещения

  • 30.06.2024

МОНТЕСКЬЕ Шарль де

Хорошо делают только то, что делают будучи свободными. - Шарль де Монтескье

Хотя все преступления по природе своей суть явления публичные, тем не менее от преступлений действительно публичных принято отличать преступления частные, называемые так потому, что они вредят более отдельному липу, чем целому обществу. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Цель войны – победа; цель победы – завоевание; цель завоевания – сохранение. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человек есть существо, повинующееся существу повелевающему. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человек обыкновенно способен передавать детям свои познания; в еще большей степени он способен передавать им свои страсти. Если же этого не происходит, то это значит, что все внушаемое в родительском доме разрушается влияниями, приходящими извне. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту своем столь восприимчивое к мнениям и впечатлениям других людей – одинаково способен и понять свою собственную природу, когда ему показывают ее, и утратить даже всякое представление о ней, когда ее скрывают от него. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человек, которому все его пять чувств постоянно говорят, что он – все, а прочие люди – ничто, естественным образом, ленив, невежествен, сластолюбив. - Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человек, который стал бы оскорблять своих ближних несоблюдением правил приличия, уронил бы себя в общественном мнении до такой степени, что лишил бы себя всякой возможности быть полезным. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человек, привыкший говорить правду, кажется смелым и свободным. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человек, стремящийся к верховной власти, более заботится о собственной пользе, чем о пользе государства. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления; но, несмотря на любовь людей к свободе, несмотря на их ненависть к насилию, большая часть народов все же подчинилась деспотизму. И нетрудно понять, почему это произошло. Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую; это такой шедевр законодательства, который редко удается выполнить случаю и который редко позволяют выполнить благоразумию. Напротив, деспотическое правление, так сказать, само бросается в глаза; оно повсюду единообразно, и так как, чтобы установить его, не нужно ничего, кроме страстей, то на это всякий пригоден. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чем значительнее будут казаться выгоды, извлекаемые народом из своей свободы, тем ближе он будет к моменту, когда придется ее утратить. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чем менее мы можем удовлетворять наши личные страсти, тем более мы отдаемся общим. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чем меньше люди думают, тем больше говорят. - Шарль де Монтескье

Честолюбивая праздность, низкое высокомерие, желание обогащаться без труда, отвращение к правде, лесть, измена, вероломство, забвение всех своих обязанностей, презрение к долгу гражданина, страх перед добродетелью государя, надежда на его пороки и, что хуже всего, вечное издевательство над добродетелью – вот, полагаю я, черты характера большинства придворных, отмечавшиеся – всюду и во все времена. Но трудно допустить, чтобы низшие были честны там, где большинство высших лиц в государстве люди бесчестные, чтобы одни были обманщиками, а другие довольствовались ролью обманываемых простаков. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Честолюбие, вредное в республике, может быть благотворно в монархии; оно одушевляет этот образ правления и притом имеет то преимущество, что не опасно для него, потому что может быть постоянно обуздываемо. Все это напоминает систему мира, где есть сила, постоянно удаляющая тела от центра, и сила тяжести, привлекающая их к нему. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Честь не может быть принципом деспотических государств: там все люди равны и потому не могут превозноситься друг над другом; там все люди рабы и потому не могут превозноситься ни над чем.

Сверх того, так как честь имеет свои законы и правила, от соблюдения которых она не может уклониться, так как она зависит от своих собственных прихотей, а не от чужих, то по всему этому она может иметь место лишь в государствах с определенным устройством и твердыми законами.

Может ли деспот потерпеть ее в своем государстве? Она полагает свою славу в презрении к жизни, а вся сила деспота только в том, что он может лишать жизни. Как она сама могла бы стерпеть деспота? У нее есть неуклонные правила и неприкосновенные прихоти, а деспот не имеет никаких правил и не признает никаких прихотей, кроме своих собственных.

Честь, неведомая в деспотических государствах, где часто нет даже и слова для ее обозначения, господствует в монархиях; там она вносит жизнь во все: в политический организм, в законы и даже в добродетели.

Шарль де Монтескье "О духе законов"

Честь не может быть принципом деспотических государств: там все люди равны и потому не могут превозноситься друг над другом; там все люди рабы и потому не могут превозноситься ни над чем. - Шарль де Монтескье

Честь существует и в республике, хотя движущее начало республики – политическая добродетель, а политическая добродетель существует и в монархии, несмотря на то, что движущее начало монархии – честь. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чрезмерная власть, внезапно предоставленная в республике гражданину, образует монархию и даже больше чем монархию. В монархии законы охраняют государственное устройство или приспосабливаются к нему, так что тут принцип правления сдерживает государя; в республике же гражданин, завладевший чрезвычайной властью, имеет гораздо больше возможностей злоупотреблять ею, так как тут он не встречает никакого противодействия со стороны законов, не предусмотревших этого обстоятельства. Исключение из этого правила допустимо лишь в том случае, когда самое устройство государства таково, что оно нуждается в должности, сопряженной с чрезвычайною властью. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Что заставляет монахов так любить свои монашеские ордена? Именно то, чем они всего более несносны для них. Уставы орденов лишают их членов всего, что питает обычные страсти человека, оставляя место только одной страсти – к тому самому уставу, который удручает их. И чем он более суров, т.е. чем больше склонностей он урезывает, тем более силы придает он тем склонностям, которые не подвергаются его запрету. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чтобы быть человеком добродетельным, надо иметь желание быть таковым. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чтобы государство было сильным, оно должно иметь такие размеры, чтобы быть в состоянии отразить любое нападение с такой же быстротой, с какой оно будет предпринято. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чтобы не все погибло, надо, чтобы корыстолюбие государя умерялось каким-нибудь обычаем. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Чтобы полюбить умеренность, надо наслаждаться ею. – Шарль де Монтескье

Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. - Шарль де Монтескье

Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь. – Шарль де Монтескье

Я всегда замечал, что для успеха в свете надо иметь придурковатый вид и быть умным. - Шарль де Монтескье

Я не говорю, что ересь совсем не надо наказывать, я хочу только сказать, что ее следует наказывать очень осмотрительно. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Я очень хорошо знаю, что добродетельные государи встречаются нередко . Шарль де Монтескье "О духе законов"

Я рассеян; у меня нет другой памяти, кроме памяти сердца. - Шарль де Монтескье

Я счел бы себя счастливейшим из смертных, если бы мог излечить людей от свойственных им предрассудков. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Ясно, ведь, что монархия, при которой лицо, заставляющее исполнять законы, считает себя выше законов, не имеет такой надобности в добродетели, как народное правление, при котором лицо, заставляющее исполнять законы, чувствует, что само подчинено им и само несет ответственность за их исполнение. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Ясно, что государь, который вследствие небрежности или дурных советов перестал бы блюсти за исполнением законов, может легко исправить порожденное этим зло: для этого ему стоит только взять других советников или самому исправиться от своей небрежности. Но если законы перестают соблюдаться в народном государстве, то оно уже погибло, так как причина этого зла может быть только в испорченности самой республики. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Благоустроенные демократии, утвердив умеренность в области домашней жизни, открыли двери для роскоши в области жизни общественной. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

В деспотических государствах, где братья государя являются в одно и то же время и его рабами и его соперниками, осторожность велит держать их в руках. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Деспотизм является самодовлеющим, вокруг него все пусто. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Если в республике верховная власть принадлежит всему народу, то это демократия. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Необходимо, чтобы дела шли, и шли не слишком скорым и не слишком замедленным шагом. – Шарль де Монтескье "О духе законов"

Монтескье Шарль Монтескье Шарль

(Montesquieu) Монтескьё (Montesquieu),
Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689 - 1755)
Французский философ, писатель, правовед. Являлся автором учения о разделении властей (законодательной, исполнительной и судебной), об основных началах нового государственного строя. С 1708 - адвокат, с 1714 - советник парламента Бордо. Службу в парламенте сочетал с занятиями наукой. 1716 - избран членом Академии Бордо, в 1728 - членом Французской Академии, позднее - избран в Лондонскую и Берлинскую Академии. Среди роизведений - “Персидские письма” (1721), “О духе законов” (1748). Афоризмы, цитаты - Несчастна судьба людей! Только что ум достиг своей зрелости, как тело начинает слабеть. Жестокость законов препятствует их соблюдению. Французы почти не говорят о своих женах: боятся говорить при посторонних, которые знают этих жен лучше, чем сами мужья. Все на свете любят игру; и люди самые благоразумные охотно отдаются ей, пока не увидят всех сопряженных с нею насилий, уловок, заблуждений, потери денег и времени, пока не поймут, что на нее можно затратить всю жизнь. Бесполезные законы лишают силы законы необходимые. Я всегда замечал, что для успеха в свете надо иметь дураковатый вид и быть умным. Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. Кто гонится за остротой, большей частью в состоянии поймать лишь глупость. Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого. Как мал промежуток между временем, когда человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар. Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов. Монтескье (Montesquieu), Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал. Хорошо делают только то, что делают будучи свободными. Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. Сохранить победу труднее, чем одержать ее, потому что победа одерживается при помощи всех сил, а для ее сохранения обычно употребляют только их часть. Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся. Раньше имущество частных лиц составляло общественное достояние, а теперь общественная казна становится достоянием частных лиц. Для того чтобы иметь успех в свете, надо уметь казаться безумным, но при этом оставаться благоразумным. Когда добродетель исчезает, честолюбие захватывает всех способных к нему, а жадность - всех без исключения... Раньше имущество частных лиц составляло общественное достояние, а теперь общественная казна становится достоянием частных лиц. Счастлив народ, история которого скучна. Природа мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже тем, что он надоел всем своим современникам, но он хочет досаждать еще и грядущим поколениям, хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы вовеки не забыло, что он был дурак. Финансисты поддерживают государство точно так же, как веревка поддерживает повешенного. При завоеваниях недостаточно оставлять покоренному населению его законы, надо еще оставить ему его нравы: народ всегда больше защищает свои нравы, чем свои законы.

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)


Сводная энциклопедия афоризмов . Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Монтескье Шарль" в других словарях:

    - (Montesquieu) (1689 1755) французский просветитель, правовед, политический философ. Существенным вкладом Монтескье в политическую мысль явилась разработка им проблемы совокупности факторов, определяющих «дух законов», или «образ правления», в… … Политология. Словарь.

    Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де па Бред и де - (Montesquieu, Charles Louis de Secondat, baron de la Brede et de) (1689 1755), известный франц. правовед и писатель. В его «Персидских письмах» (1721) два вымышленных путешественника по Персии едко критикуют полит, и религ. ин ты. В соч. «О духе… … Всемирная история

    - (Charles Louis de Secondat, baron de La Brde et de Montesquieu) ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ (1689 1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти.… … Энциклопедия Кольера

    Шарль де Секонда, барон де Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu; 18 января 1689 10 февраля 1755) французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из … Википедия

    Шарль де Секонда, барон де Монтескьё Шарль Луи де Монтескьё (фр. Charles Louis de Seconda, Baron de La Brède e de Montesquieu; 18 января 1689 10 февраля 1755) французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из … Википедия

    МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи, Шарль де Секонда, барон де Ла Бред и де Монтескье - (1689 1755) выдающийся философ, политический мыслитель и правовед эпохи французского Просвещения, автор классической теории разделения властей, один из первых представителей школы политической географии. Выделял три основные формы государственной … Политологический словарь-справочник

    Монтескье Шарль Луи - (16891755) представитель философии французского Просвещения. Он происходил из гасконского дворянского рода. Получив классическое и юридическое образование, был на различных должностях в судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить… … Великие философы: учебный словарь-справочник

    МОНТЕСКЬЕ ШАРЛЬ ДЕ, БАРОН - (Montesquieu, Baron Charles de) (1689 1755) французский аристократ и мыслитель, известный в основном числом своих объемных социальных исследований, содержащихся в сочинении О духе законов (1748). Получив образование в сферах естественной истории … Большой толковый социологический словарь

    МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи - (1689 1755) франц. философ просветитель и историк, один из ранних представителей деизма. Активно боролся против схоластики, пропагандировал свободомыслие и передовые науч. взгляды. М. высмеивал нелепость христ. догматов и библ. сюжетов, выступал… … Атеистический словарь

Книги

  • Шарль Монтескье. Персидские письма , Шарль Монтескье , Издание выпущено в 1936 году издательством "Academia" . В книгу вошло одно из трех основных произведений великого французского философа-просветителя, основоположника географической школы в… Серия:

Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно.

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем.

Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал.

Бесполезные законы лишают силы законы необходимые.

Обыкновенно боятся отступлений в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким - они больше могут захватить.

Обычно в нашей воле дать своим детям наши знания; и еще больше - дать им наши страсти.

Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею.

Для того чтобы иметь успех в свете, надо уметь казаться безумным, но при этом оставаться благоразумным.

Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого.

История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся.

Когда добродетель исчезает, честолюбие захватывает всех способных к нему, а жадность - всех без исключения...

Кто гонится за остротой, большей частью в состоянии поймать лишь глупость.

Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов.

Несчастна судьба людей! Только что ум достиг своей зрелости, как тело начинает слабеть.

Правительство должно быть таким, чтобы люди могли не бояться друг друга.

Раньше имущество частных лиц составляло общественное достояние, а теперь общественная казна становится достоянием частных лиц.

Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял.

Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними.

Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков?

Очень счастливые люди, равно как очень несчастные, одинаково склон-.ны к черствости.

Чтобы знать людей, нужно простить им предрассудки их времени.

Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.

Праздность больше всех пороков ослабляет мужество.

Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь.

Счастлив народ, история которого скучна.

Финансисты поддерживают государство точно так же, как веревка поддерживает повешенного.

Я всегда замечал, что для успеха в свете надо иметь дураковатый вид и быть умным.

Хорошо делают только то, что делают будучи свободными.

Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него.

Человек умный чувствует то, что другие лишь знают.

В хорошем поступке есть всегда и доброта, и сила для его совершения.

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.

Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.

Как мал промежуток между временем, когда человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар.

Какое удовлетворение испытывает человек, когда, заглянув в собственное сердце, убеждается, что оно у него справедливое.

Когда гонятся за остроумием, ловят порой лишь глупость.

Когда человек изо всех сил выискивает средства заставить других бояться его... он прежде всего достигает того, что его начинают ненавидеть.

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.

Мне кажется... что головы даже самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе, и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости.

Есть средство воспрепятствовать преступлениям - это наказания; есть средства изменять нравы - это благие примеры.

Если характер в целом хорош, то не беда, если в нем оказываются и некоторые недостатки.

Желание славы свойственно всем людям. Мы как бы умножаем свое существо, когда можем запечатлеть его в памяти других.

Жестокость законов препятствует их соблюдению.

Мне кажется, что наиболее совершенно то начинание, которое достигает своих целей с наименьшими издержками.

Мне кажется, что ненависть полна страданий для того, кто ее ощущает.

Следовало бы непрерывную праздность поместить среди мучений ада, а ее поместили в число блаженств рая.

Следует оплакивать людей, когда они родятся, а не тогда, когда они умирают.

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.

То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами.

У женщины есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей.

Утонченные люди это те, у которых к каждому представлению или восприятию присоединяется много дополнительных представлений и восприятий.

Французы почти не говорят о своих женах: боятся говорить при посторонних, которые знают этих жен лучше, чем сами мужья.

Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь.

Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать.

Ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: муж и жена легко переносят тяготы семейной жизни, и часто, имея всю жизнь эту возможность, они не пользовались ею только потому, что были вольны это сделать.

Нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины.

При завоеваниях недостаточно оставлять покоренному населению его законы, надо еще оставить ему его нравы: народ всегда больше защищает свои нравы, чем свои законы.

Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они есть на самом деле.

Следует тщательно различать у народов ревность, которая порождается страстью, от ревности, которая имеет основание в обычаях, нравах, законах. Одна - всепожирающее лихорадочное пламя; другая же - холодная, но порою страшная, - может соединяться с равнодушием и презрением.

Все на свете любят игру; и люди самые благоразумные охотно отдаются ей, пока не увидят всех сопряженных с нею насилий, уловок, заблуждений, потери денег и времени, пока не поймут, что на нее можно затратить всю жизнь.

Мне приходилось встречать людей, добродетель которых столь естественна, что даже не ощущается; они исполняют свой долг, не испытывая никакой тягости, и их влечет к этому как бы инстинктивно; они никогда не хвастают своими редкостными качествами и, кажется, даже не сознают их в себе. Вот такие люди мне нравятся, а не те праведники, которые как будто сами удивляются собственной справедливости и считают доброе дело чудом, рассказ о котором должен всех изумлять.

Обаяние чаще всего заключается в уме, чем в лице, так как красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он этого желает.

Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.

Природа мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже тем, что он надоел своим современникам, но он хочет досаждать еще и грядущим поколениям, хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы вовеки не забыло, что он был дурак.

Разум обладает естественной властью... Ему оказывают сопротивление, но это сопротивление - победа; подождите еще немного, и человек вынужден будет вернуться к нему.

Человек управляется неизменными законами; как существо, одаренное умом, он беспрестанно нарушает законы, установленные Богом, и изменяет те, которые сам установил.

Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители.

Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они наделили тиранической властью; другие - право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи - право носить оружие и совершать насилия; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие.

Люди, вкусившие блага республиканского правления, отожествили понятие свободы с этим правлением, а люди, пользовавшиеся благами монархического правления, - с монархией. Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям. Так как в республике пороки правления, на которые жалуются люди, выступают не так заметно и назойливо, причем создается впечатление, что там более действует закон, чем исполнители закона, то свободу обыкновенно отожествляют с республиками, отрицая ее в монархиях. Наконец, ввиду того что в демократиях народ, по-видимому, может делать все, что хочет, свободу приурочили к этому строю, смешав, таким образом, власть народа со свободой народа.


Бесполезные законы лишают силы законы необходимые.
В хорошем поступке есть всегда и доброта, и сила для его совершения.
Все на свете любят игру; и люди самые благоразумные охотно отдаются ей, пока не увидят всех сопряженных с нею насилий, уловок, заблуждений, потери денег и времени, пока не поймут, что на нее можно затратить всю жизнь.

Всякий человек , обладающий властью, склонен злоупотреблять ею.
Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.
Для того чтобы иметь успех в свете, надо уметь казаться безумным, но при этом оставаться благоразумным.
Если бы желать только быть счастливым, то этого скоро можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они есть на самом деле.
Если характер в целом хорош, то не беда, если в нем оказываются и некоторые недостатки.
Есть средство воспрепятствовать преступлениям - это наказания; есть средства изменять нравы - это благие примеры.
Желание славы свойственно всем людям. Мы как бы умножаем свое существо, когда можем запечатлеть его в памяти других.
Жестокость законов препятствует их соблюдению.
Закон должен быть похож на смерть, которая не щадит никого.
Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.
Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.
История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся.
Как мал промежуток между временем, когда человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар.
Какое удовлетворение испытывает человек , когда, заглянув в собственное сердце, убеждается, что оно у него справедливое.
Когда гонятся за остроумием, ловят порой лишь глупость.
Когда добродетель исчезает, честолюбие захватывает всех способных к нему, а жадность - всех без исключения...
Когда человек изо всех сил выискивает средства заставить других бояться его... он прежде всего достигает того, что его начинают ненавидеть.
Кто гонится за остротой, большей частью в состоянии поймать лишь глупость.
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Мне кажется, что наиболее совершенно то начинание, которое достигает своих целей с наименьшими издержками.
...Мне кажется, что ненависть полна страданий для того, кто ее ощущает.
Мне кажется... что головы даже самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе, и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости.
Мне приходилось встречать людей, добродетель которых столь естественна, что даже не ощущается; они исполняют свой долг, не испытывая никакой тягости, и их влечет к этому как бы инстинктивно; они никогда не хвастают своими редкостными качествами и, кажется, даже не сознают их в себе. Вот такие люди мне нравятся, а не те праведники, которые как будто сами удивляются собственной справедливости и считают доброе дело чудом, рассказ о котором должен всех изумлять.
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов.
Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем.
Несчастна судьба людей! Только что ум достиг своей зрелости, как тело начинает слабеть.
Нет более жестокой тирании, чем та, которая живет под сенью законов и под эгидой правосудия, когда несчастных, так сказать, топят на той самой доске, на которой они спасались.
Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал.
Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать.
Ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: муж и жена легко переносят тяготы семейной жизни, и часто, имея всю жизнь эту возможность, они не пользовались ею только потому, что были вольны это сделать.

Нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины.
Обаяние чаще всего заключается в уме, чем в лице, так как красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он этого желает.
Обыкновенно боятся отступлений в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким - они больше могут захватить.
Обычно в нашей воле дать своим детям наши знания; и еще больше - дать им наши страсти.
Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков?
Очень счастливые люди , равно как очень несчастные, одинаково склонны к черствости.
Правительство должно быть таким, чтобы люди могли не бояться друг друга.
Праздность больше всех пороков ослабляет мужество.
Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь.
При завоеваниях недостаточно оставлять покоренному населению его законы, надо еще оставить ему его нравы: народ всегда больше защищает свои нравы, чем свои законы.
Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители.
Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно.
Природа мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже тем, что он надоел своим современникам, но он хочет досаждать еще и грядущим поколениям, хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы вовеки не забыло, что он был дурак.
Разум обладает естественной властью... Ему оказывают сопротивление, но это сопротивление - победа; подождите еще немного, и человек вынужден будет вернуться к нему.
Раньше имущество частных лиц составляло общественное достояние, а теперь общественная казна становится достоянием частных лиц.
Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.
Свобода - это право делать все, что не запрещено законом.
Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.
Следовало бы непрерывную праздность поместить среди мучений ада, а ее поместили в число блаженств рая.
Следует оплакивать людей, когда они родятся, а не тогда, когда они умирают.
Следует тщательно различать у народов ревность, которая порождается страстью, от ревности, которая имеет основание в обычаях, нравах, законах. Одна - всепожирающее лихорадочное пламя; другая же - холодная, но порою страшная, - может соединяться с равнодушием и презрением.
Сохранить победу труднее, чем одержать ее, потому что победа одерживается при помощи всех сил, а для ее сохранения обычно употребляют только их часть.
Счастлив народ, история которого скучна.
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.
То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами.

У женщины есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей.
Утонченные люди это те, у которых к каждому представлению или восприятию присоединяется много дополнительных представлений и восприятий.
Финансисты поддерживают государство точно так же, как веревка поддерживает повешенного.
Французы почти не говорят о своих женах: боятся говорить при посторонних, которые знают этих жен лучше, чем сами мужья.
Хорошо делают только то, что делают будучи свободными.
Человек умный чувствует то, что другие лишь знают.
Человек управляется неизменными законами; как существо, одаренное умом, он беспрестанно нарушает законы, установленные Богом, и изменяет те, которые сам установил.
Чтение было для меня наилучшим средством против неприятностей в жизни; не было такого горя, которого час чтения не рассеял.
Чтобы знать людей, нужно простить им предрассудки их времени.
Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними.
Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь.
Я всегда замечал, что для успеха в свете надо иметь дураковатый вид и быть умным.

Шарль Луи Монтескье, (1689-1755 гг.), просветитель, правовед, философ

Безбрачие создано распущенностью. Оба пола избегают союза, который должен сделать их лучшими, и пребывают в союзе, который делает их худшими.

Большинство людей способно скорее на великие поступки, чем на поступки добрые.

Важность - это щит глупцов.

Вникните в причины всякой распущенности, и вы увидите, что она проистекает от безнаказанности преступлений, а не от слабости наказаний.

В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами.

Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею.

В хорошем поступке есть всегда и доброта и сила для его совершения.

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности.

… Если нет почтения к старцам, то его не будет и к отцам.

Если характер в целом хорош, то не беда, если в нем оказываются и некоторые недостатки.

Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его.

Есть средства бороться с преступлениями: это наказания; есть средства для изменения обычаев: это примеры.

Желание славы свойственно всем людям. Мы как бы умножаем свое существо, когда можем запечатлеть его в памяти других.

Женщины говорят больше мужчин.

Жестокость законов препятствует их соблюдению.

Завистник сам себе враг, потому что страдает от зла, созданного им самим.

Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.

То, чего недостает ораторам в глубине, они восполняют длиннотами.

Изучение было для меня главным средством против скуки жизни, и у меня не было такого горя, которое не рассеивалось после одного часа чтения.

Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей.

Как мал промежуток между временем, когда человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар.

Какое удовлетворение испытывает человек, когда, заглянув в собственное сердце, убеждается, что оно у него справедливое.

Когда гонятся за остроумием, ловят порой лишь глупость.

Когда человек изо всех сил выискивает средства заставить других бояться его… он прежде всего достигает того, что его начинают ненавидеть.

Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь.

Ложное счастье делает людей черствыми и гордыми, - это счастье никогда не сообщается другим. Истинное же счастье делает их добрыми и чувствительными, - это счастье всегда разделяется другими.

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Любить чтение - это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.

Люди, как растения, которые не растут удачно, если за ними нет хорошего ухода.

Финансисты поддерживают государство так же, как веревка поддерживает повешенного.

Мне кажется, дорогой, что головы даже самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе, и что там, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости.

Мне кажется, что наиболее совершенно то, что достигает своих целей с наименьшими издержками.

Мне кажется, что ненависть полна страданий для того, кто ее ощущает.

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов.

Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем.

Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал.

Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать.

Нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины.

Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, так как красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрыбается лишь понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он этого желает.

Обыкновенно боятся отступления в речи, а я думаю, что те, которые умело делают отступления, подобны длинноруким - они больше могут захватить.

Обычно в нашей воле дать своим детям наши знания; и еще больше - дать им наши страсти.

Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков?

Очень счастливые люди, равно как очень несчастные, одинаково склонны к черствости.

Ошибаются те, кто думает, что народ, переживающий революцию, легко победить; напротив, он в состоянии побеждать других.

Праздность больше всех пороков ослабляет мужество.

Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители.

Природа всегда действует не спеша и по-своему экономно.

Разум обладает естественной властью… Ему оказывают сопротивление, но это сопротивление - его победа; подождите еще немного, и человек вынужден будет вернуться к нему.

Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости.

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их.

Следовало бы непрерывную праздность поместить среди мучений ада, а ее поместили в число блаженств рая.

Следует оплакивать людей, когда они родятся, а не тогда, когда они умирают.

Следует тщательно различать у народов ревность, которая порождается страстью, от ревности, которая имеет основание в обычаях, нравах, законах. Одна - всепожирающее лихорадочное пламя; другая же, холодная, но порою страшная, может соединяться с равнодушием и презрением.

Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.

У женщины есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей.

Французы почти никогда не говорят о своих женах: они опасаются, что собеседник может знать об этом предмете больше, чем они сами.

Человек управляется неизменными законами; как существо, одаренное умом, он беспрестанно нарушает законы, установленные Богом, и изменяет те, которые сам установил.

Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними.

Чтобы стряхнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточно взяться за чтение; оно легко завладевает моим вниманием и прогоняет их прочь.

Чтобы знать людей, нужно простить им предрассудки их времени.

Я не прочь посмеяться над встречающимися мне людьми, полагая, что ведь и они, если хотят, могут посмеяться надо мной.

Большая часть того, что делает нас счастливыми, неразумно.

Все мужья некрасивы.

Все хотят приобрести райское блаженство по самой дешевой цене, какая только возможна.

Героизм, не противоречащий доброй нравственности, мало трогает людей: только героизм, который разрушает нравственность, вызывает в людях и удивление, и восторг.

Появление в государстве новой секты - вернейшее средство исправить заблуждения старой.

Еврейская религия - старое дерево, из ствола которого выросли две ветви, покрывшие собою всю землю, - я имею в виду магометанство и христианство. Или, лучше сказать, она - мать, породившая двух дочерей, которые нанесли ей множество ран.

Если бы желать быть счастливым, то этого можно достигнуть. Но люди желают обыкновенно быть счастливее других, а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они на самом деле.

Если бы треугольники создали себе бога, он был бы с тремя сторонами.

Если человек - хороший геометр и известен именно в этом качестве, он еще должен доказать, что он человек умный.

Лучший довод непостоянства мужчин - то, что пришлось ввести институт брака.

Нужно сначала быть плохим гражданином, чтобы сделаться затем хорошим рабом.

Мне всегда сильно вредит то, что я слишком недооцениваю тех, кого не уважаю.

Набожность находит такие оправдания дурным поступкам, которых простой порядочный человек не нашел бы.

Насмешка - это речь в пользу своего ума и против своего сердца.

Не быть любимой - несчастье; перестать ею быть - оскорбление.

Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.

Нужно знать цену деньгам: расточительные не знают ее, а скупые и того меньше.

Бесполезные законы ослабляют силу полезных.

Париж создает французов.

Презрение в большинстве случаев заслуживает лишь презрения.

Религии, наиболее близкие друг к другу, в то же время и наиболее враждебны одна другой.

Сперва нужно хорошо изучить латынь. Потом ее нужно забыть.

Я не люблю Бога, потому что не знаю его; и не люблю ближнего, потому что знаю его.

Я не разделяю чьих-либо мнений, кроме тех, что содержатся в книгах Евклида.

Я рассеян; у меня нет другой памяти, кроме памяти сердца.

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.

В механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы неверной теории; подобная сила трения действует и в политике.

Все люди животные, а государи - животные, которых не держат на привязи.

Империи, созданные при помощи военной силы, не могут существовать без помощи военной силы.

История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся.

Не потому что-либо справедливо, что оно законно; напротив: законно должно быть лишь то, что справедливо.

Он любит трофеи и победы, однако так же боится поставить хорошего генерала во главе своих войск, как боялся бы его во главе неприятельской армии. (О Людовике XIV)

Утонченные люди - это те, у которых к каждому представлению или восприятию присоединяется много дополнительных представлений и восприятий.

Я сперва человек, а потом уж француз.

Есть средство воспрепятствовать преступлениям - это наказания; есть средства изменять нравы - это благие примеры.

Природа мудро позаботилась, чтобы человеческие глупости были преходящими, книги же увековечивают их. Дураку следовало бы довольствоваться уже тем, что он надоел всем своим современникам, но он хочет досаждать еще и грядущим поколениям, хочет, чтобы потомство было осведомлено о том, что он жил на свете, и чтобы вовеки не забыло, что он был дурак.