Дуальная система обучения в спо. Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте фгос спо. Профессиональная подготовка специалистов

  • 11.02.2021

«Нужно максимально настроить профессиональное образование на потребности экономики, на решение задач развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Бизнес и образовательные учреждения должны наконец иметь широкий набор механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже трудится, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу деятельности»

В.В. Путин Выступление на Госсовете 23.12.2013

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы является внедрение дуальной системы обучения.

Выясним значение термина дуальное обучение. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность". Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату.

Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров.

Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе.

Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и профессиональных школ.

Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика подготовки кадров в Германии. Ее истоки - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве.

Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой.

Внедрение дуального образования в любое образовательное учреждение представляет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию.
В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе.

Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени).

Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий и организаций, обучающихся, государства:

Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию.

Для обучающихся - это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения.

В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики.

Анализ литературных источников по проблеме использования дуального обучения в зарубежных государствах позволяет говорить о том, что данную систему можно адаптировать к наших реалиям:

1) нужно обеспечить тесную интеграцию между образовательными учреждениями и предприятиями;

2) следует прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах, чтобы точно знать кого и сколько надо;

3) необходимо разрабатывать профессиональные стандарты и на их основе строить образовательные программы;

4) добиться того, чтобы блоки теории и практики чередовались в процессе всего обучения (например, неделя теории и сразу же 2 недели практики);

5) обязательно проводить профориентационную работу со школьниками, чтобы их выбор будущей профессии был осмысленным.

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж» в числе образовательных учреждений среднего профессионального образования Пермского края начинает внедрять дуальное обучение.

Дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО, а именно согласованное взаимодействие образовательных учреждений Соликамского городского округа и педагогического колледжа.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города, дошкольных учреждениях.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, воспитателей ДОУ, включают в себя три основных компонента:

1) учебную, производственную (педагогическую) практику;

2) практические и лабораторные занятия;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы).

В настоящее время ГБПОУ «Соликамский педагогический колледж» осуществляет внедрение элементов дуального обучения студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Цель: создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности.

Задачи:

Уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей,

Повышение инвестиционной привлекательности региона,

Привлечение инвестиций в систему профобразования.
Участники: дошкольные образовательные учреждения города Соликамска; обучающиеся колледжа; преподаватели.

На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разрабатывается нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения:

Договоры о дуальном обучении студентов колледжа с дошкольными учреждениями города;

Дополнительно определяются образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения;

Разрабатываются Программы дуального обучения по специальности Дошкольное образование, готовится согласование Программ с дошкольными образовательными учреждениями;

Разрабатывается учебный план по специальности, который будет согласован с дошкольными образовательными учреждениями;

Планы-графики дуального обучения будут согласованы с базовыми образовательными учреждениями;

Составляется план мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

Готовится к утверждению Положение «Об организации и проведении дуального обучения в колледже»;

Готовятся к заключению ученические договоры о дуальном обучении. (2)

На втором этапе - этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий и разных видов практики на базе работодателя.

Практика в рамках элементов дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики становится составной частью экзамена (квалификационного). Социальные партнеры имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в экзаменах (квалификационных), проводимых по изученным модулям, государственной итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности.

Обучающиеся колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в колледже в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия или организации, с условиями и экономическими возможностями предприятия.

Преподаватели специальных дисциплин имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения), принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование.

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволит значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, поможет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повысит профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепит взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства.

Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства.

ОБЛАСТНОЕ ГАСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Белгородский строительный колледж»

Публикация

Разработал: мастер производственного обучения

Салабай Марина Анатольевна

Титова Любовь Михайловна

Белгород 2017

«Дуальная система обучения, в учреждениях среднего профессионального образования»

Основной проблемой учебных заведений системы среднего профессионального образования на сегодняшний день является низкий процент трудоустройства выпускников по своей специальности. Решением данной проблемы является внедрение дуальной системы обучения. Выясним значение термина дуальное обучение. «Дуальность» означает "двуединство, двойственность". Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучаемый уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, который согласно функциональным обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками, в определенных случаях получает заработную плату. Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность ремесленников. Будущий ремесленник поступал учеником в цех, его задачей было наблюдение за работой мастера и воспроизведение его действий. После успешного обучения ученик становился подмастерьем, но для самостоятельной работы или открытия собственной мастерской он должен был сдать экзамен на мастера, а это, в свою очередь, требовало выучки и у других мастеров. Со второй половины XIX века с развитием индустриального производства подмастерья стали переходить на промышленные предприятия, где уже складывалась система фабрично-заводского обучения. На предприятиях стали открываться учебные мастерские, в которых обучение технологии ремесла производилось на систематичной основе. Дуальная форма профессионального образования рассматривается учеными как успешно адаптированный к условиям рыночной экономики образовательный феномен. Вместо традиции подготовки отдельным мастером ученика, подобного себе, экономика востребовала новую форму подготовки специалистов на основе социального партнерства предприятий и профессиональных школ. Проведенный анализ педагогических исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что в современной системе профессионального образования особенно актуальным является практика подготовки кадров в Германии. Ее истоки - в концепции дуальной формы как основного метода подготовки и воспитания молодых рабочих в довоенной Германии, когда обучение в образовательном учреждении сочеталось с частичной занятостью на производстве. Пропасть между теорией и реальностью - извечная проблема профессионального образования. В разное время она решалась по-разному. Дуальная система в мире доказала свою эффективность в этом вопросе. В недалеком советском прошлом профессиональные кадры ковались по аналогичному принципу и, надо сказать, результат был. Современная система дуального образования, внедряемая в нашей стране, возлагает надежды на ликвидацию разрыва между теорией и практикой. Внедрение дуального образования в любое образовательное учреждение представляет собой процесс сложной подготовки перехода с традиционной формы обучения к системе дополнительного образования. Данный переход сопровождается изменением самосознания социума и его готовностью принять новые нормы, установленные потребностью и спросом современного общества, готового к развитию и самосовершенствованию. В соответствии с Международной стандартной квалификацией образования ЮНЕСКО дуальная система образования - это организованные образовательные программы для молодежи, сочетающие частичную занятость на производстве и обучение с неполной нагрузкой в традиционной школьной и университетской системе. Дуальное обучение - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении (30%-40% учебного времени) и практическое обучение на производственном предприятии (60%-70% учебного времени). Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий и организаций, обучающихся, государства: Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию. Для обучающихся – это адаптация выпускников к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения. В выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для всей экономики. Анализ литературных источников по проблеме использования дуального обучения в зарубежных государствах позволяет говорить о том, что данную систему можно адаптировать к наших реалиям: 1) нужно обеспечить тесную интеграцию между образовательными учреждениями и предприятиями; 2) следует прогнозировать потребность предприятий в рабочих кадрах, чтобы точно знать кого и сколько надо; 3) необходимо разрабатывать профессиональные стандарты и на их основе строить образовательные программы; 4) добиться того, чтобы блоки теории и практики чередовались в процессе всего обучения (например, неделя теории и сразу же 2 недели практики); 5) обязательно проводить профориентационную работу со школьниками, чтобы их выбор будущей профессии был осмысленным. Дуальное обучение представляет собой сетевую форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО. Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города, дошкольных учреждениях. Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, воспитателей ДОУ, включают в себя три основных компонента: 1) учебную, производственную (педагогическую) практику; 2) практические и лабораторные занятия; 3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы). Цель: создание системы подготовки квалифицированных рабочих кадров, удовлетворяющей потребностям работодателей по качеству квалификаций и компетенций и количеству выпускников, требуемых экономике для повышения ее конкурентоспособности. Задачи: - уровень квалификации выпускников = ожиданиям работодателей, - повышение инвестиционной привлекательности региона, - привлечение инвестиций в систему профобразования. На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разрабатывается нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения: – договоры о дуальном обучении студентов колледжа с дошкольными учреждениями города; – дополнительно определяются образовательные учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения; – разрабатываются Программы дуального обучения по специальности Дошкольное образование, готовится согласование Программ с дошкольными образовательными учреждениями; – разрабатывается учебный план по специальности, который будет согласован с дошкольными образовательными учреждениями; – планы-графики дуального обучения будут согласованы с базовыми образовательными учреждениями; – составляется план мероприятий по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения; – готовится к утверждению Положение «Об организации и проведении дуального обучения в колледже»; – готовятся к заключению ученические договоры о дуальном обучении. (2) На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам будет осуществляться дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий и разных видов практики на базе работодателя. Практика в рамках элементов дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики становится составной частью экзамена (квалификационного). Социальные партнеры имеют возможность участия в оценке качества подготовки специалистов посредством участия в экзаменах (квалификационных), проводимых по изученным модулям, государственной итоговой аттестации с присвоением квалификации по специальности. Обучающиеся колледжа проходят практику на предприятиях города, поэтому у работодателей уже на этой стадии складывается мнение о знаниях и навыках, которые получают обучающиеся в колледже в процессе теоретического обучения. В то же время студенты во время прохождения практики имеют возможность познакомиться с режимом работы предприятия или организации, с условиями и экономическими возможностями предприятия. Преподаватели специальных дисциплин имеют возможность пройти стажировку на предприятиях социальных партнеров (общеобразовательные учреждения, дошкольные образовательные учреждения), принять участие в мастер-классах, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, тем самым повышая свой уровень квалификации и осваивая новые технологические возможности и современное оборудование. Таким образом, переход на систему дуального обучения: во-первых, позволит значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО; во-вторых, поможет решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности; в-третьих, повысит профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда; в-четвертых, укрепит взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования. Благодаря дуальной системе обучения появляется возможность реальной эффективности обучения для удовлетворения конкретных потребностей производства. Таким образом, мы получаем возможность выйти на объединение интересов бизнеса, молодого человека и государства - совершенно новый уровень трехстороннего партнерства .

Список литературы

1. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация.//М., 2002.

2. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14087.htm.

3. Шерстнева Н.В. Дуальное обучение – перспективная система обучения в ТиПО [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.kz/index.php?option=com_content &view =article&id=1947:2013-04-25-15-19-19&catid=70:2012-04-18-07-08-22&Itemid=95

4. Вопросы перехода на дуальное образование [Электронный ресурс]. URL: http://forum.eitiedu.kz/index.php/2012/01/04/dualnaya-model-p-t-obrazovaniya/

Дуальное обучение как форма реализации основных профессиональных образовательных программ в контексте ФГОС СПО

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития роль системы среднего профессионального образования существенно возрастает в обеспечении новых рабочих мест квалифицированными кадрами, в стимулировании творческой активности молодёжи и в создании условий для её эффективной занятости.

Сегодня экономика остро нуждается в квалифицированных специалистах и рабочих. На первый план выдвигаются задачи приведения структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, престижа соответствующих профессий и привлекательности соответствующих образовательных программ.

Актуальность данной темы состоит в отличительном для нашего времени изменении в характере образования и осуществлении подготовки специалистов на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на компетенциях.

В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт - главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении.

Практика студентов является составной частью ОПОП, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии), формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности (профессии). Видами практики студентов, осваивающих ОПОП, являются: учебная практика и производственная практика.

Создание на базе колледжа дуальной образовательной среды предполагает реальное включение стратегических партнеров (работодателей) в разработку нового содержания профессионального образования, основанного на профессиональных стандартах и компетенциях; участие в формировании инновационной инфраструктуры колледжа, процедурах контроля качества профессионального образования.

Дуальная система включает две различные, но самостоятельные в правовом и организационном отношениях учебно-производственные среды, такие как учреждение СПО и предприятие - работодатель.

Именно эти субъекты образовательного процесса в большей степени заинтересованы не только результатами обучения, но и содержанием, его организацией. Система дуального обучения лишена, каких либо недостатков в подготовке будущих специалистов, так как совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку.

Дуальное обучение представляет собой такую форму профессиональной подготовки специалистов, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательном учреждении и практическое - на площадках компаний и предприятий. Основной принцип дуальной системы обучения - это равная ответственность учебных заведений и предприятий за качество подготовки кадров.

Примером может служить система профессионального образования Германии, которая, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы, является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза. Успешный опыт немецкой дуальной системы образования представляет большой интерес для нашей страны, так как способствует инновационным процессам в современном образовании, позволяет преодолеть отставание в качестве трудовых кадров от реальных требований современного производства и возможность обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон: предприятий, работников, государства.

Для работодателей это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.

В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
В заключение следует подчеркнуть, что реализация инновационной программы, основанной на дуальном подходе, будет способствовать переходу на качественно новый уровень подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичного производства, а также формированию общих и профессиональных компетенций выпускников колледжа, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. А также развитию эффективной системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарипова Лилия Фасилевна

Преподаватель спец. дисциплин

ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования - пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно - сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальные время - на предприятии.

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебного заведения и предприятия за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, обучающихся, государства:

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;

Для обучающихся - это отличный шанс раньше приобрести самостоятельность, легче адаптироваться к взрослой жизни, к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения;

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для экономики страны.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения

Разрыв между теорией и практикой;

Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; - учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно среднее профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно- правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения, рассмотрены вопросы обучения персонала предприятия основам педагогического мастерства, а также прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.


Анализ опыта реализации программ дуального обучения в

ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж»

Старооскольский педагогический колледж в числе образовательных учреждений среднего профессионального образования Белгородской области на основании постановления Правительства Белгородской области «О порядке организации дуального обучения обучающихся» № 85-пп от 18 марта 2013 г., постановления Правительства Белгородской области от 19 мая 2014 года № 190 «О внесении изменений в постановление Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 года № 85-пп» внедряет дуальное обучение.

Дуальное обучение представляет собой форму, основанную на взаимодействии работодателей и образовательных учреждений СПО, а именно согласованное взаимодействие управления образования администрации Старооскольского городского округа и педагогического колледжа.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в колледже студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочем месте: в школах, учреждениях дополнительного образования города.

Программы дуального обучения, реализуемые на конкретных рабочих местах в образовательных учреждениях города под руководством школьных учителей-наставников, включают в себя три основных компонента:

1) учебную, производственную (педагогическую) практику;

2) практические и лабораторные занятия;

3) внеаудиторную работу (экскурсии, круглые столы, семинары-практикумы)

В настоящее время ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» осуществляет дуальное обучение студентов по следующим специальностям:

На первом этапе подготовки к проведению дуального обучения колледжем разработана нормативно-правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения:

– заключены договоры о дуальном обучении студентов колледжа с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, «якорным работодателем» и с базовыми школами и учреждениями дополнительного образования детей: МБОУ «НОШ № 31»,МБОУ «Гимназия № 18»,МАОУ «СОШ № 24 с УИОП»,МАОУ «СОШ № 40»,МБОУ «СОШ № 16 с УИОП»,МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21»,МБОУ «СОШ № 30»,МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «СОШ № 20 с УИОП»,МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»,МБУДО ЦДО «Перспектива»,МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»,МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка».

– дополнительно определены учреждения для проведения отдельных видов дуального обучения студентов: МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3» МБУДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МБУК «Старооскольский Дом ремесел», МАУК ДК «Комсомолец», МБУКДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», ООО «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей»,Веб-студия ITUp, ООО РПК «Реклайн», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

Практические занятия студентов 21-М группы по МДК 01.11. Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности:хоровой класс и практика работы с хором на базе

МБУДО «Детская школа искусств им. М. Эрденко № 1». Занятие по хору проводит педагог-наставник Иванова С.Н.


Практическое занятие студентов 22-Х группы по МДК 01.02.Подготовка педагога дополнительного образования в области хореографии: ритмика с методикой преподавания на базе МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5» (педагог-наставник Клещевникова С.А., преподаватель колледжа Христолюбов В.Н.)

– разработаны Программы дуального обучения по всем специальностям, прошло согласование Программ с управлением образования администрации Старооскольского городского округа, с департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области;

– разработаны учебные планы по всем специальностям, учебные планы согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа;

– планы-графики дуального обучения согласованы с управлением образования администрации Старооскольского городского округа и базовыми образовательными учреждениями;

– составлена «дорожная карта» (план мероприятий) по обеспечению образовательного процесса в рамках реализации дуального обучения;

– утверждено Положение «Об организации и проведения дуального обучения в колледже»;

– заключены ученические договоры о дуальном обучении;

– управлением образования администрации Старооскольского городского округа и ОГАПОУ «Старооскольский педагогический колледж» проведено совместное совещание «О порядке организации и внедрения дуального обучения студентов».

На втором этапе – этапе реализации программ дуального обучения, согласно утвержденным графикам осуществляется дуальное обучение студентов 2-4 курсов посредством проведения практических занятий (просмотр и анализ уроков, внеклассных мероприятий, классных часов) на базе работодателя. Эта форма сегодня дает положительные результаты в приобретении студентами колледжа более качественного профессионального опыта.

№ п\п

Название специальности

Базы дуального обучения

1.

44.02.02 Преподавание в начальных классах

МБОУ «НОШ № 31», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова»

2.

49.02.02 Адаптивная физическая культура

МБОУ «СОШ № 30», МБОУ «СОШ № 14» им. А.М. Мамонова, МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП».

3.

44.02.01 Дошкольное образование

МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки», МБДОУ детский сад № 20 «Калинка», МБДОУ детский сад №71 «Почемучки», МБДОУ детский сад № 68 «Ромашка», МАДОУ детский сад № 11 «Звездочка».

4.

09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)

09.02.07 Информационные системы и программирование

МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБОУ «СОШ № 16 с УИОП», МБОУ «СОШ № 20 с УИОП», МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», ООО «Гелион», ООО «Софтсервис».

5.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

МБОУ «СОШ № 28 с УИОП им. А.А. Угарова», МБОУ «СОШ № 21», МБОУ «Гимназия № 18», МАОУ «СОШ № 40», МАОУ «СОШ № 24 с УИОП», МБУДО «Детская школа искусств № 2», МБУДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУДО «Детская музыкальная школа № 3», МБУ ДО «Детская школа искусств имени МБУДО М.Г. Эрденко №1».

6.

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

МБОУ «Гимназия № 18», МБУДО ЦДО «Перспектива», МАОУ «СОШ № 40», МБОУ «НОШ № 31», МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 5», МБУ ДО «Детская школа искусств имени М.Г. Эрденко №1», МАУК ДК «Комсомолец», МБУДО «Детская школа искусств № 2».

7.

54.02.01 Дизайн (по отраслям)

МБУДО «Центр эколого-биологического образования», ООО «Арт-Мастер», студия мебели «Astoriya», ООО РА «Премьера Плюс», РА «Яркий мир», МУП «Зеленстрой», МКУК «Старооскольский художественный музей», ООО РПК «Реклайн», МАУК ДК «Комсомолец».

На третьем – этапе реализации программ учебной и производственной практики реализуется более 15 видов практики. Учебная и производственная практика студентов проходят в более чем в 30 организациях, образовательных учреждениях разного типа (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования).

09.02.07 Информационные системы и программирование

09.02.05 Прикладная информатика


44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореографии)

49.02.02 Адаптивная физическая культура

Летняя практика студентов

Практика в рамках дуального обучения организуется по профессиональным модулям. По завершению вида практики проводятся дифференцированные зачеты. Защита результатов практики является составной частью экзамена (квалификационного).

Таким образом, переход на систему дуального обучения:

во-первых, позволил значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО;

во-вторых, способствовал решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к педагогической деятельности;

в-третьих, повысил профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда;

в-четвертых, укрепил взаимосвязь образовательных учреждений общего и профессионального образования.

Программы дуального образования

Адаптивная физическая культура 2018г.