Ментальные карты по экологии в доу. Ментальные карты для детей. Проектная деятельность в ДОУ через ментальные карты

  • 19.06.2021

Что такое ментальная карта? Зачем нужна ментальная карта? Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга.


Тони Бьюзен - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Разработал правила и принципы конструкции ментальных карт; Систематизировал использование ментальных карт; Приложил массу усилий для популяризации и распространения данной технологии; Создал собственное программное обеспечение для поддержки создания ментальных карт под названием iMindMap в декабре 2006 года









Используйте эмфазу Всегда используйте центральный образ. Для центрального образа используйте три и более цветов. Как можно чаще используйте графические образы. Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия). Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики. Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.




Стремитесь к ясности в выражении мыслей Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова. Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом. Делайте главные линии плавными и более жирными. Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий. Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными. Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт». Старайтесь все слова располагать горизонтально.











Елена Кудерова

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет – ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.

Что такое ментальные карты?

Термин «ментальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как

«карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков.

Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Перед вами пример ментальной карты.

Тони Бюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.

Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.

Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберем понятие лес. Ребенку необходимо подумать, что находится в лесу: деревья -хвойные (сосна, ель) и лиственные (береза, тополь, дуб и др., животные - хищные (волк, лиса и др.); травоядные (заяц, белка, лось и др.); всеядные (медведь, птицы - перелетные (журавль, ласточка, грач и др.); зимующие (снегирь, синица, дятел и др., насекомые (бабочка, муравей, кузнечик и т. п., грибы съедобные (масленок. груздь, подберезовик, несъедобные (мухамор, поганка). Из понятий составляется ментальная карта - схема. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Целевые ориентиры образования на этапе завершении дошкольного

образования по итогам освоения программы предполагают формирование у детей способности планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Итоги изучения дошкольной зрелости у наших воспитанников на начало учебного года показывали низкий уровень развития этих способностей.

Использование метода ментальных карт в моей работе позволило повысить уровень развития умения планировать свои действия на 6%.

Рассмотрим пример использования методики составления ментальных кар т.

Предположим, перед детьми поставлена задача - вырезать снежинку.

Прежде, чем приступить к работе, ребенку предлагается составить карту – схему (план) по которой он будет выполнять задание. Для этого ему необходимо выбрать материал, из которого можно вырезать снежинку, инструменты и способ вырезывания.

В начале знакомства с ментальной картой ребенок карту – схему может выполнить из заранее приготовленных педагогом картинок, стрелки можно нарисовать карандашом (фломастером).

В дальнейшем для составления карт ему потребуются только карандаши (фломастеры, ручки) и чистый лист бумаги.

Обратите внимание, при составлении карты - схемы ребенку предлагаются варианты используемых материалов, инструментов и ему необходимо сделать выбор.

Возможно, что выбор материала будет сделан не верно. Начав действовать по составленной карте – схеме ребенок поймет это, тогда ему придется корректировать свои действия.

Рассуждать будем так:

Нужно вырезать снежинку. Положу картинку снежинки по - середине листа.

Чтобы вырезать снежинку из материалов мне подойдет белая бумага, (белая - потому что снежинка белого цвета); из инструментов ножницы (ножницы – потому что бумагу удобней резать ножницами) и карандаш, чтобы нарисовать узор. Выберу способ вырезывания снежинки. Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Имитационная игра.

В детском саду праздник. Будет много гостей. Гостей принято угощать, но повар заболел. Я предлагаю вам стать поварятами.

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (компот, салат, торт). Составьте план приготовления блюда используя метод ментальных карт.

Рефлексия.

В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: При формировании каких знаний, умений, навыков можно использовать метод ментальных карт?

Итог.

Ментальные карты могут стать инструментом для формирования предпосылок учебной деятельности: умения ставить цели и планировать свое время, свои действия

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов "Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленка» ст. Келермесской Мастер –.

Мастер - класс Тема: «У игры свои секреты» Дата проведения: 13.04.2017 Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, через дидактические.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Анна Васильева
Проектная деятельность в ДОУ посредством ментальных карт

Проектная деятельность в ДОУ через ментальные карты

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать , синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения.

Достоинства проектной деятельности :

Воспитанники ДОУ видят перед собой конечный результат - вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества и способности детей.

Помогает воспитаннику самоопределиться - именно при выполнении творческого проекта дети задумываются над вопросами : на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

Учитываются индивидуальные способности воспитанников.

Проекты сплачивают детей , развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Предлагаю вам вариант формы организации и оформления проектной деятельности через ментальные карты .

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты » , «карты ума » , «карты мыслей » , «карты мышления » , «ментальные карты » , «карта памяти » или «карты разума » ) – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга . Тони Бьюзен (разработчик и автор) - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Изучая проект по теме «Транспорт» , схематически можно оформить его так :

При этом необходимо поставить цель проектной деятельности , задачи, которые вы хотите решить, указать возрастные особенности группы дошкольников. Этапы реализации и темы проекта отражены в виде цветных линий – разветвлений. Эта форма оформления позволяет внести изменения или наоборот дополнения в проектную деятельность . Продукт проекта можно также оформить в виде ментальных карт , при этом используя картинки – аппликации или рисунки для творческого и самостоятельного развития дошкольников.

В качестве примера продукта – ментальной карты проекта хочу предложить вариант по теме «Зимние виды спорта» .

Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов. Желаю удачи в реализации ваших проектных деятельностях .

Публикации по теме:

Проектная деятельность «Мы вместе» Актуальность проекта: Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им.

Проектная деятельность по ОБЖ в ДОО Опыт работы МБДОУ №108 в рамках формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Подготовили и представили.

Проектная деятельность «Мир театра» Проектная деятельность Тема «Мир театра» Алейникова Н. М. МБДОУ№19 Сроки реализации проекта: Участники: дети старшего возраста, воспитатель,.

Хочу рассказать вам про таксу, которую зовут Чарли. Говорит девочка: Меня зовут Валерия Черная, мне 6 лет, у меня есть две сестры Кристина.

Проектная деятельность в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Проектная деятельность в ДОУ Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.

Проектная деятельность в ДОУ Проектная деятельность в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) предполагает спланированное исследование воспитанниками и педагогами.

Виктория Прокопович

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами, алгоритмами действий. Одним из инновационных и эффективных методов познавательного развития и развития речи ребёнка является использование интеллектуальных карт .

Интеллект-карта (или «карта ума» ) представляет собой информацию, изображаемую в графическом виде на большом листе ватмана. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные , ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.

При составлении данного дидактического пособия используется весь интеллектуальный и творческий потенциал. Совместно с детьми мы изготовили интеллект-карту на тему «Осень » .

Цель : систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях , развитие связной речи.

Задачи по познавательному развитию :

1. Расширять, обобщать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (осень ) .

2. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Задачи по развитию речи :

1. Учить детей рассуждать, последовательно излагать свои мысли, комментировать, сопровождать свои действия речью.

2. Формировать умение отвечать на вопросы распространенно.

3. Развивать связную речь.

Мы выделили путем рассуждений основные разделы, которые потом перенесли на лист :

1. Осень в лесу (грибы и животные) .

3. Огород.

4. Человек осенью .

5. Перелетные птицы.

Такие признаки, как разноцветные листочки, дождь, ветер, пасмурное небо, и осенние месяцы мы присоединили к слову «Осень » , нашей центральной теме в центре листа

Не судите строго - это наш первый опыт работы по данному методу.






Публикации по теме:

Вдетском саду нам некогда скучать. Весь день у нас расписан наперед, нам даже иногда не хватает времени переделать все запланированное,.

Актуальность: Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС подталкивают нас к насыщению развивающей.

Цель: Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность.

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской.

Для современного этапа системы образования характерно использование новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного.

Первую осень в нашем детском саду, мне хотелось бы начать со строк Алексея Плещеева Осень наступила, Высохли цветы И глядят уныло Голые.

Проектная деятельность в ДОУ через ментальные карты

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения.

Достоинства проектной деятельности:

    Воспитанники ДОУ видят перед собой конечный результат - вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

    Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества и способности детей.

    Помогает воспитаннику самоопределиться - именно при выполнении творческого проекта дети задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

    Учитываются индивидуальные способности воспитанников.

    Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Предлагаю вам вариант формы организации и оформления проектной деятельности через ментальные карты.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Тони Бьюзен (разработчик и автор) - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Изучая проект по теме «Транспорт», схематически можно оформить его так:

При этом необходимо поставить цель проектной деятельности, задачи, которые вы хотите решить, указать возрастные особенности группы дошкольников. Этапы реализации и темы проекта отражены в виде цветных линий – разветвлений. Эта форма оформления позволяет внести изменения или наоборот дополнения в проектную деятельность. Продукт проекта можно также оформить в виде ментальных карт, при этом используя картинки – аппликации или рисунки для творческого и самостоятельного развития дошкольников.

В качестве примера продукта – ментальной карты проекта хочу предложить вариант по теме «Зимние виды спорта».


Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов. Желаю удачи в реализации ваш ей проектной деятельности.

Источник литературы