Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии. Под дном океана обитают главным образом археи Водоросли поглощают воду и минеральные вещества

  • 23.12.2023

Человек ищет, где лучше, а рыба - где глубже. Но не все виды акул могут жить на большой глубине. Пелагические виды живут в толще воды в открытом океане, неритические - близко от берега, придонные и донные на сравнительно малых глубинах.

Глубоководные акулы приспособились постоянно обитать в более чем 400 метрах от поверхности воды. Среди них выделяют древних ( , и гребнезубых) и молодых (колючих и пряморотых из отряда катранообразных).

Какие особенности имеются у глубоководных акул?

Давление толщи воды должно уравновешиваться давлением изнутри. Поэтому глубоководные виды быстро погибают при подъеме к поверхности воды. Их просто разрывает внутреннее давление.

На глубине темно, поэтому у хищных обитателей этих мест часто развиваются светящиеся органы, привлекающие добычу.

Смотреть видео - Огромная и зловещая глубоководная акула:

Как приспособилась к глубинам большеротая акула?

В 1976 году рядом с Гавайскими островами сотрудниками научно-исследовательского судна была выловлена ранее неизвестная четырехметровая акула. При вскрытии в желудке были обнаружены раки тизаноподы, обычно обитающие на глубине более 1000 метров.

У акулы обнаружили и другие признаки глубоководности: слабые мышцы, позвонки с малым содержанием карбоната кальция, мягкую кожу. Но самым интересным у находки оказался постоянно широко открытый рот внушительных размеров, за которую она получила название , или мегахазма.

Рот этой глубинной хищницы светится в темноте, так как на его внутренней поверхности находится тонкий зеркальный слой. Свет привлекает планктонных рачков, которых на глубине намного меньше, чем у поверхности.

В эту светящуюся пасть заплывают мелкие жители глубин на свою погибель. Планктон фильтруется жаберными тычинками и отправляется в желудок.

Большеротая акула - самая маленькая из трех видов акул-фильтраторов. Она намного меньше двух остальных - гигантской и китовой.

Смотреть видео - Большеротая акула:

Какие ещё акулы светятся?

Светящимися участками поверхности кожи - обладают и другие виды акул. У черной колючей акулы светится кожа на туловище, привлекая несчастных жертв.

Шестижаберная акула обладает "манящими" , на которые доверчивая добыча плывет, как бабочки летят на свет, оказываясь рядом с головой хищницы и ее острыми зубами.

У большинства рыб брюхо намного светлее спины. У небольшой (40-45 см) бархатнобрюхой акулы верхняя сторона тела коричневая, а нижняя - черная. На ней расположены мелкие фотофоры, напоминающие искорки. Эти светящиеся точки привлекают мелких рыб, кальмаров, осьминогов.

Такие же размеры имеет глубоководная (род Isibtius из семейства далатиевых). Она излучает особенно яркий свет. Но мелкая добыча, приплывающая на яркое свечение, не очень интересует эту зубастую хищницу.

От ее ненасытного аппетита часто страдает крупная рыба (акулы, тунцы), а также гигантские кальмары, дельфины и киты, на теле которых малютка выкусывает круглые куски мяса вместе с кожей, оставляя легко узнаваемые отметины.

Похожие повреждения были замечены даже на обшивке подводных лодок.

Карликовая акулка еще мельче - до 25 см. Но эта рыба считается полуглубоководной. Днем она погружается глубже, а ночью поднимается почти к поверхности воды. Для охоты в темноте маленькая хищница использует фотофоры размером меньше миллиметра, покрывающие плавники и брюхо. Эту акулу ночью можно увидеть с борта яхты и наблюдать ее красивое зеленоватое свечение.

Какие рекорды ставят глубоководные акулы?

Раньше глубину погружения акул можно определить только при ее вылове. В последнее время использование позволяет узнать это без причинения вреда рыбам.

Плащеносные акулы ловятся с максимальной глубины 1,2 тысяч метров, а черные кошачьи и ложные куньи акулы могут погрузиться на 300 метров глубже.

Акуле-гоблину удалось перекусить кабель, проложенный по дну Индийского океана в 1350 метров от поверхности воды. Выяснить, кто является виновником повреждения, удалось с помощью одного из зубов акулы, который отломился и остался в проводе.

Наибольшая глубина, с которой были выловлены колючие акулы рода этмоптерус - 2075 метров.

Португальских акул ловили с глубины 2700 метров, рекордной для акул.

Смотреть видео - Глубоководные акулы атакуют субмарину:

Практически все глубоководные хищницы, как любые редкие и малодоступные для человека виды, скрывают множество неразгаданных тайн. Например, с цветовым зрением не хуже, чем у человека.

Зачем живущей в кромешной тьме глубоководной рыбе так хорошо различать цвета, пока остается загадкой.

Прочитав вопрос, я могла бы на волне ассоциаций подумать об океане, о документальных фильмах о природе, о странных глубоководных животных, но в данный момент в моей голове Спанч Боб с сачком ловит розовых медуз.

Что ж, бывает. Но об обитателях морского дна мне все же найдется, что рассказать.

Дно океана и какие там условия

С увеличением глубины океан становится все менее пригодным для жизни, ведь чем дальше от поверхности, тем меньше становится солнечного света (придонных слоев океана он не достигает вообще), все больше снижается температура и увеличивается давление (еще бы - под такой толщей воды!).

Именно из-за отсутствия солнечного света там нет растений, которым для фотосинтеза он жизненно необходим.

Впрочем, нельзя сказать, что на дне океана совсем нет света. Некоторые глубоководные организмы способны к биолюминесценции, т.е. они сами частично или полностью светятся.


Еще из природного занудства добавлю, что не совсем правильно говорить, что на больших глубинах есть только животные, ведь помимо животных и растений есть и другие царства. Всякие там грибы, бактерии и прочие небольшие организмы. Вот бактерии на дне океана точно есть, хотя о них я знаю не так много - животные меня интересуют больше.

Животные глубин

На дне океана проживают животные разных групп:

  • рыбы;
  • иглокожие;
  • ракообразные;
  • разнообразные моллюски;
  • черви.

Особый интерес представляют глубоководные виды рыб, которые частенько выглядят, мягко говоря, необычно.

Морские черти (удильщики) - типичные представители глубоководной фауны.


Или вот известные камбалы, у которых глаза на одной стороне тела, а плавают они лежа на боку.


Глубоководные акулы выглядят достаточно чудно, хотя и узнаваемо в качестве акул. На больших глубинах обитают такие виды, как плащеносная акула и бразильская светящаяся акула.

Кстати, бывают еще и светящиеся анчоусы. Биолюминесценция - это всегда круто.

К слову, несмотря на отсутствие растений, не все обитатели глубин являются хищниками. Некоторые глубоководные организмы питаются падалью, зоопланктоном или детритом.

Биология (включая праноедение) Данина Татьяна

05. Цвет пигментов водорослей и фотосинтез. Почему лучи синей части спектра достигают больших глубин, нежели красной?

Из альгологии, раздела ботаники, посвященному всему, что касается водорослей, мы можем узнать, что водоросли разных отделов способны обитать на разных глубинах водоемов. Так, зеленые водоросли встречаются обычно на глубине в несколько метров. Бурые водоросли могут жить на глубинах до 200 метров. Красные водоросли – до 268 метров.

Там же, в книгах и учебниках по альгологии, вы найдете объяснение этим фактам, устанавливающее взаимосвязь между цветом пигментов в составе клеток водорослей и предельной глубиной обитания. Объяснение примерно следующее.

Спектральные компоненты солнечного света пронизывают воду на разную глубину. Красные лучи проникают лишь в верхние слои, а синие – значительно глубже. Для функционирования хлорофилла необходим красный свет. Именно поэтому зеленые водоросли не могут жить на больших глубинах. В составе клеток бурых водорослей присутствует пигмент, позволяющий осуществлять фотосинтез при желто-зеленом свете. И потому порог обитания этого отдела достигает 200 м. Что касается красных водорослей, то пигмент в их составе использует зеленый и синий цвета, что и позволяет им жить глубже всех.

Но соответствует ли данное объяснение действительности? Давайте попробуем разобраться.

В клетках водорослей отдела Зеленых преобладает пигмент хлорофилл . Именно поэтому данный тип водорослей окрашен в различные оттенки зеленого.

В красных водорослях очень много пигмента фикоэритрина , характеризующегося красным цветом. Этот пигмент и придает данному отделу этих растений соответствующий цвет.

В бурых водорослях присутствует пигмент фукоксантин – бурого цвета.

То же самое можно сказать о водорослях других цветов – желто-зеленых, сине-зеленых. В каждом случае цвет определяется каким-то пигментом или их сочетанием.

Теперь о том, что такое пигменты и для чего они нужны клетке.

Пигменты требуются для фотосинтеза. Фотосинтез – это процесс разложения воды и углекислого газа с последующим построением из водорода, углерода и кислорода всевозможных видов органических соединений. Пигменты накапливают солнечную энергию (фотоны солнечного происхождения). Эти фотоны как раз используются для разложения воды и углекислого газа. Сообщение этой энергии – это своего рода точечный нагрев мест соединения элементов в молекулах.

Пигменты накапливают все виды солнечных фотонов, которые достигают Земли и проходят сквозь атмосферу. Ошибкой было бы считать, что пигменты «работают» только с фотонами видимого спектра. Они накапливают также инфракрасные и радио фотоны. Когда световые лучи не заслоняются на своем пути различными плотными и жидкими телами, большее число фотонов в составе этих лучей достигает обогреваемое тело, в данном случае водоросль. Фотоны (энергия) нужны для точечного разогрева. Чем больше глубина водоема, тем меньше энергии достигает, тем больше фотонов поглощается на пути.

Пигменты разного цвета способны задерживать – аккумулировать на себе – разное количество фотонов, приходящих со световыми лучами. И не только приходящих с лучами, но и движущихся диффузно – от атома к атому, от молекулы к молекуле – вниз, под действием притяжения планеты. Фотоны видимого диапазона выступают только в качестве своего рода «маркеров». Эти видимые фотоны указывают нам цвет пигмента. И одновременно сообщают этим особенности Силового Поля этого пигмента. Цвет пигмента нам об этом и «говорит». Т. е. Поле Притяжения преобладает или Поле Отталкивания, и какова величина того или другого. Вот и выходит, в соответствии с этой теорией, что пигменты красного цвета должны иметь наибольшее по величине Поле Притяжения – иначе говоря, наибольшую относительную массу. А все потому, что фотоны красного цвета, как обладающие Полями Отталкивания, сложнее всего удержать в составе элемента – притяжением. Красный цвет вещества как раз нам и указывает на то, что фотоны такого цвета в достаточном количестве накапливаются на поверхности его элементов – не говоря о фотонах всех остальных цветов. Такой способностью – удерживать больше энергии на поверхности – как раз и обладает названный ранее пигмент фикоэритрин.

Что касается пигментов других цветов, то качественно-количественный состав аккумулируемого ими на поверхности солнечного излучения будет несколько иным, нежели у пигментов красного цвета. К примеру, хлорофилл, обладающий зеленой окраской, будет накапливать в своем составе меньше солнечной энергии, чем фикоэритрин. На этот факт нам как раз и указывает его зеленый цвет. Зеленый – комплексный. Он складывается из самых «тяжелых» желтых видимых фотонов и самых «легких» синих. В ходе своего инерционного движения те и другие оказываются в равны условиях. Величина их Силы Инерции равная. И потому они совершенно одинаково подчиняются в ходе своего движения одним и тем же объектам с Полями Притяжения, воздействующим на них своим притяжением. Это означает, что в фотонах синего и желтого цвета, формирующим вкупе зеленый, возникает по отношению к одному и тому же химическому элементу одна и та же по величине Сила Притяжения.

Здесь следует отвлечься и пояснить один важный момент.

Цвет веществ в том виде, в каком он нам знаком по окружающему миру – т. е. как испускание видимых фотонов в ответ на падение (не только видимых фотонов, и не только фотонов, но и других типов элементарных частиц) – явление достаточно уникальное. Оно возможно лишь благодаря тому, что в составе небесного тела, обогреваемого более крупным небесным телом (породившим его), происходит постоянное течение всех этих свободных частиц от периферии к центру. К примеру, наше Солнце испускает частицы. Они достигают атмосферы Земли и движутся вниз – прямыми лучами или диффузно (от элемента к элементу). Диффузно распространяющиеся частицы ученые именуют «электричеством». Все это было сказано для того, чтобы пояснить, почему фотоны разных цветов – синие и желтые обладают одинаковой Силой Инерции. Но Силой Инерции могут обладать лишь движущиеся фотоны. А это означает, что в каждый момент времени по поверхности любого химического элемента в составе освещаемого небесного тела движутся свободные частицы. Они проходят транзитом – от периферии небесного тела к его центру. Т. е. состав поверхностных слоев любого химического элемента постоянно обновляется .

Сказанное совершенно справедливо для фотонов двух других комплексных цветов – фиолетового и оранжевого.

И это еще не все объяснение.

Любой химический элемент устроен точно по образу любого небесного тела. В этом и заключается истинный смысл «планетарной модели атома», а вовсе не в том, что электроны летают по орбитам как планеты вокруг Солнца. Никакие электроны в элементах не летают! Любой химический элемент – это совокупность слоев элементарных частиц – простейших (неделимых) и комплексных. Также как любое небесное тело – это последовательность слоев химических элементов. Т. е. комплексные (нестабильные) элементарные частицы в химических элементах выполняют ту же функцию, что и химические элементы в составе небесных тел. И точно также как в составе небесного тела более тяжелые элементы располагаются ближе к центру, а более легкие – ближе к периферии, Так же и в любом химическом элементе. Ближе к периферии располагаются более тяжелые элементарные частицы. А ближе центру – более тяжелые. Это же правило распространяется на частицы, транзитно проходящие по поверхности элементов. Более тяжелые, чья Сила Инерции меньше, ныряют глубже к центру. А те, что легче и чья Сила Инерции больше, образуют более поверхностные текучие слои. Это означает, что если химический элемент красного цвета, то его верхний слой из фотонов видимого диапазона образован красными фотонами. А под этим слоем располагаются фотоны всех остальных пяти цветов – по нисходящей – оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

Если же цвет химического элемента зеленый, то это означает, что верхний слой его видимых фотонов представлен фотонами, дающими зеленый цвет. А вот слоев желтого, оранжевого и красного цветов у него нет или практически нет.

Повторим – более тяжелые химические элементы обладают способностью удерживать более легкие элементарные частицы – красного цвета, например.

Таким образом, не совсем корректно говорить, что для фотосинтеза одних водорослей нужна одна цветовая гамма, а для фотосинтеза других – другая. Точнее сказать, взаимосвязь между цветом пигментов и предельной глубиной обитания прослежена верно. Однако объяснение верно не до конца. Энергия, требующаяся водорослям для фотосинтеза, состоит не только из видимых фотонов. Не следует забывать про ИК и радио фотоны, а также УФ. Все эти виды частиц (фотонов) требуются и используются растениями при фотосинтезе. А вовсе не так – хлорофиллу нужные преимущественно красные видимые фотоны, фукоксантину – желтые и образующие зеленый цвет, а фикоэритрину – синие и зеленые. Вовсе нет.

Ученые совершенно верно установили факт, что световые лучи синего и зеленого цветов способны достигать в большем количественном составе больших глубин, нежели желтые лучи, и тем более – красные. Причина все та же – разная по величине Сила Инерции фотонов.

Среди частиц Физического Плана, как известно, в состоянии покоя только у красных есть Поле Отталкивания. У желтых и синих вне состояния движения – Поле Притяжения. Поэтому инерционное движение только у красных может длиться бесконечно. Желтые и синие с течением времени останавливаются. И чем меньше Сила Инерции, тем быстрее произойдет остановка. Т. е. световой поток желтого цвета тормозится медленнее зеленого, а зеленый – не так быстро, как синего. Однако, как известно, в естественных условиях монохроматического света не бывает. В световом луче смешаны частицы разного качества – разных подуровней Физического Плана и различных цветов. И в таком смешанном световом луче частицы Ян поддерживают инерционное движение частиц Инь. А частицы Инь, соответственно, тормозят Ян. Большой процент частиц какого-то одного качества несомненно сказывается на общей скорости светового потока и на средней величине Силы Инерции.

Фотоны проникают в толщу воды, двигаясь либо диффузно, либо прямолинейно. Диффузное движение – это движение под действием Сил Притяжения химически элементов, в среде которых происходит движение. Т. е. фотоны передаются от элемента к элементу, но при этом общее направление их перемещения остается все тем же – в сторону центра небесного тела. При этом сохраняется инерционный компонент их движения. Однако траектория их движения постоянно контролируется окружающими элементами. Вся совокупность движущихся фотонов (солнечных) образует своего рода газовые атмосферы химических элементов – как у небесных тел – планет. Для того чтобы понять, что представляют из себя химические элементы, вы должны чаще обращаться к книгам по астрономии. Поскольку аналогия между небесными телами и элементами полнейшая. Фотоны скользят в этих «газовых оболочках», постоянно сталкиваясь друг с другом, притягиваясь и отталкиваясь – т. е. ведут себя в точности как газы атмосферы Земли.

Таким образом, фотоны движутся вследствие действия в них двух Сил – Инерции и Притяжения (к центру небесного тела и к элементам, в среде которых они движутся). В каждый момент времени движения любого фотона, чтобы узнать направление и величину суммарной силы, следует пользоваться Правилом Параллелограмма.

Фотоны красного цвета слабо поглощаются средой, в которой движутся. Причина – их Поля Отталкивания в состоянии покоя. Из-за этого у них велика Сила Инерции. Стакиваясь с химическими элементами, они с большей вероятностью отскакивают, нежели притягиваются. Именно поэтому меньшее число красных фотонов проникает в водную толщу по сравнению с фотонами других цветов. Они отражаются.

Фотоны синего цвета, напротив, способны проникать глубже фотонов других цветов. Их Сила Инерции наименьшая. При столкновении с химическими элементами они тормозятся – их Сила Инерции уменьшается. Они тормозятся и притягиваются элементами – поглощаются. Именно это – поглощение вместо отражения – позволяет большему числу синих фотонов проникать вглубь водной толщи.

Сделаем вывод.

В альгологии неверно используется для объяснения зависимости между цветом пигментов и глубиной обитания верно подмеченный факт – разная способность проникать в водную толщу фотонов разного цвета.

Что касается цветов, то вещества, окрашенные в красный, обладают большей массой (притягивают сильнее), нежели вещества, окрашенные в любой другой цвет. Вещества, окрашенные в фиолетовый, обладают наименьшей массой (наименьшим притяжением).

Из книги Уравнение с НЛО автора Цебаковский Сергей Яковлевич

ГЛУХАЯ ПОРА – ОТ «ГРАДЖА» К «СИНЕЙ КНИГЕ» «Градж» – второй секретный проект. – Новая установка: покончить с НЛО. – Попытки «психологического объяснения». – Проект «Туинкл»: охота за «зелеными болидами». – Градж-доклад и пресса. – Дональд Кихо: «Наша планета под

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

ЛУЧИ АВАТАРОВ В проявлениях энергии и воли Великих Учителей в земной жизни есть еще одна тайна. Тот или иной Великий Учитель может не воплощаться на земном плане, но своим духовным воздействием на какого-либо близкого Ему по духу (и кармически связанного с Ним) земного

Из книги Грани нового мира автора Голомолзин Евгений

ВРЕМЯ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН Американец Друнвало Мельхиседек изучал физику и искусство в Калифорнийском университете в Беркли, но, по его собственному мнению, самое важное образование он получил позднее, после его окончания.Последние тридцать лет он проходил обучение более

Из книги XX век. Хроника необъяснимого. Феномен за феноменом автора Прийма Алексей

ПОЛЕТ К СИНЕЙ ЗВЕЗДЕ В октябре 1989 года, в то время, когда в Сальске, находящемся в трех часах езды от Ростова-на-Дону, творятся, как мы помним, странные вещи, в редакцию ростовской газеты «Комсомолец» заявляется женщина, коренная ростовчанка, и взволнованно признается, что в

Из книги Ментальный дихлофос, или Как избавить голову от тараканов автора Минаева Екатерина Валерьевна

О Задачах больших и маленьких, а также о воле, творчестве и любви А я тем временем буду продолжать рисовать картинку.Над кругом Ум будет висеть круг Задача. Задача - это то, зачем мы проявились именно здесь, на Земле, и именно в это время, в этом окружении, в этом месте. Просто

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Вибрации и лучи 23.04.38 Вы спрашиваете: «Какими вибрациями можно отвратить сильный припадок боли?» Вибрациями, посылаемыми Учителями, которые еще не известны науке. Приведенный в 380-м и 422-м [параграфах] случай относится к моему переживанию. Во сне я видела состояние своего

Из книги Как уберечь себя от бед больших и малых автора Комлев Михаил Сергеевич

Михаил Комлев Как уберечь себя от бед больших и малых

Из книги Луна помогает привлечь деньги. Лунный календарь на 20 лет автора Азарова Юлиана

3-й лунный день: Получайте энергию для больших свершений В третий лунный день очень интенсивно идет процесс поглощения организмом живой природной энергии. Поэтому в это время хорошо выполнять различные практики для зарядки ею. Энергия необходима для успешного свершения

Из книги Темная сторона России автора Калистратова Татьяна

Призрак в синей майке Внезапный звонок в дверь заставил всех напрячься. Кто бы это мог быть? На часах - уже за полночь.- Юлик, откроешь?Юль поднялся и неторопливо отправился в прихожую:- Кто там?Из-за входной двери что-то буркнули, а потом мы услышался, как Юлик отпирает

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Загадки больших камней Анатолий Иванов Дольмены, менгиры, кромлехи… Каждый, кто интересуется археологией или просто всем древним и загадочным, обязательно встречался с этими странными терминами. Это названия самых разнообразных древних сооружений из камня,

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Провозвестие Будды автора Карус Пол

Ужас Синей Бороды «Он жил, как чудовище, а умер, как святой; натура его была непостижимой – и в память простых людей, подверженных страхам, благоговеющих перед всем таинственным, он вошел под именем Синей Бороды. Образ этого противоречивого человека, познавшего на своем

Из книги Диалог с мастером об истине, добре и красоте автора Раджниш Бхагван Шри

Родители Будды достигают нирваны Когда Суддхадана состарился и заболел, он послал за сыном, чтобы тот пришел и можно было его увидеть еще раз перед смертью. Благословенный пришел и оставался у постели больного, и Суддхадана, достигнув совершенного просветления, умер на

Из книги Крайон. Лунный календарь 2016. Что и когда надо делать, чтобы жить счастливо автора Шмидт Тамара

Я чувствую, что страстно хочу отбросить ревность, суждения, жадность, злость, все пороки. И все же я неосознанно цепляюсь за те части моей личности, которые мне нравится удовлетворять, - мою страсть, моего клоуна, моего цыгана, искателя приключений. Почему я так боюсь, что

Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии

(Печатается с сокращениями)

Часть 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

Введение. Экология как наука

1. Экология – это:

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;
в) природа;
г) охрана и рациональное природопользование.

(Ответ: б. )

а) Ч.Дарвин;
б) А.Тенсли;
в) Э.Геккель;
г) К.Линней.

(Ответ: в. )

3. Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными:

а) «В нашем районе плохая экология»;
б) «Экология в наших местах испорчена»;
в) «Экологию необходимо охранять»;
г) «Экология – основа природопользования»;
д) «Экология – здоровье людей»;
е) «Экология у нас стала хуже»;
ж) «Экология – это наука».

(Ответ: г и ж. )

Глава 1. Организм и среда.
Потенциальные возможности размножения организмов

1. Расположите названные виды деревьев в порядке возрастания числа семян, производимых ими за год: дуб черешчатый, береза повислая, кокосовая пальма. Как изменяется в выстроенном вами ряду деревьев размер семян (плодов)?
(Ответ: кокосовая пальма --> дуб черешчатый --> береза повислая. Чем крупнее семена, тем меньше их производит дерево за единицу времени.)

2. Расположите названные виды животных в порядке увеличения их плодовитости: шимпанзе, свинья, обыкновенная щука, озерная лягушка. Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1–2 детеныша, а других – несколько сотен тысяч.
(Ответ : шимпанзе --> свинья --> озерная лягушка --> обыкновенная щука. У видов, самки которых приносят относительно меньше потомков за один раз, наблюдается более выраженная забота о потомстве и меньшая смертность потомства.)

4*. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса путем деления из одной клетки образуются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за сутки ее потомство должно составить 248= 281474976710 700 клеток. Такое количество бактерий заполнит 0,25-литровый стакан. Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?

а) одни сутки;
б) двое суток;
в) один час;
г) полчаса.

(Ответ: г. )

5*. Постройте график роста численности домовых мышей в течение 8 месяцев в одном амбаре. Исходная численность составляла две особи (самец и самка). Известно, что в благоприятных условиях пара мышей приносит 6 мышат каждые 2 месяца. Через два месяца после рождения мышата становятся половозрелыми и сами приступают к размножению. Отношение самцов и самок в потомстве 1:1.
(Ответ: если по оси X отложить время в месяцах, а по оси Y – число особей, то координаты {x, y} и т.д. последовательно расположенных точек на графике будут: {0, 2}, {1, 8}, {2, 14}, {3, 38}, {4, 80}.)

6*. Прочитайте приведенные ниже описания особенностей размножения некоторых видов рыб примерно одинакового размера. На основе этих данных сделайте заключение о плодовитости каждого вида и сопоставьте названия видов с числом откладываемых рыбами икринок: 10 000 000, 500 000, 3 000, 300, 20, 10. Почему в выстроенном вами ряду видов рыб наблюдается падение плодовитости?

Дальневосточный лосось кета откладывает относительно крупную икру в специально вырытую ямку на дне реки и засыпает ее галькой. Оплодотворение у этих рыб наружное.
Треска откладывает мелкую, плавающую в толще воды, икру. Такая икра называется пелагической. Оплодотворение у трески наружное.
Африканские тиляпии (из окунеобразных) собирают отложенную и оплодотворенную икру в ротовую полость, в которой вынашивают ее до вылупления молоди. Рыбы в это время не питаются. Оплодотворение у тиляпий наружное.
У мелких кошачьих акул оплодотворение внутреннее, они откладывают крупные яйца, покрытые роговой капсулой и богатые желтком. Акулы маскируют их в укромных местах и некоторое время охраняют.
У катранов , или колючих акул , живущих в Черном море, также внутреннее оплодотворение, но их зародыши развиваются не в воде, а в половых путях самок. Развитие происходит за счет питательных запасов яйца. У катранов рождаются зрелые, способные к самостоятельной жизни детеныши.
Обыкновенная щука откладывает мелкую икру на водные растения. Оплодотворение у щук наружное.

(Ответ: 10 000 000 – треска, 500 000 – обыкновенная щука, 3 000 – кета, 300 – тиляпия, 20 – кошачья акула, 10 – катран. Плодовитость вида зависит от показателя смертности особей, составляющих этот вид. Чем смертность выше, тем, как правило, выше и плодовитость. У тех видов, которые мало заботятся о выживаемости своих потомков, смертность довольно большая. И в качестве ее компенсации увеличивается плодовитость. Повышение степени заботы о потомстве приводит к относительному снижению плодовитости вида.)

7*. Почему человек из птиц преимущественно разводит лишь представителей отряда курообразных и гусеобразных? Известно, что по качеству мяса, скорости роста, размерам, степени привыкания к человеку им не уступают ни дрофы, ни стрепеты, ни кулики, ни голуби.
(Ответ: у представителей курообразных и в меньшей степени гусеобразных очень высокая плодовитость. В среднем в кладке представителей куриных птиц 10–12, а у некоторых видов (перепела) – и до 20 яиц. В кладке разных видов гусеобразных в среднем 6–8 яиц. В то же время у голубей и дроф в кладке не более 2, а у куликов – не более 4 яиц.)

8*. Если любой вид способен к беспредельному росту численности, почему же существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?

(Ответ: в этом «повинны» факторы-ограничители. Их действие перекрывает способности вида восстанавливать и увеличивать свою численность. Человек своей деятельностью благоприятствует усилению разнообразных факторов–ограничителей, которые снижают численность вида.)

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;
б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;
в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

(Ответ: б. )

3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

1. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.
2. Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.
3. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет.
4. Для речной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород.
5. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

(Ответ: 1 – свет; 2 – вода; 3 – пища; 4 – соленость воды; 5 – высота снежного покрова.)

4. Из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле:

а) углекислый газ;
б) кислород;
в) гелий;
г) ионы калия;
д) газообразный азот.

(Ответ: г. )

5*. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора?

(Ответ: полностью никогда, частично может.)

Основные пути приспособления организмов к среде

1. Три основных способа приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. К какому способу можно отнести:

а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные районы зимовок;
б) зимнюю спячку бурых медведей;
в) активную жизнь полярных сов зимой при температуре минус 40 оС;
г) переход бактерий в состояние спор при понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем с 37 оС до 41 оС и остывание его к утру до 35 оС;
е) нахождение человека в бане при температуре в 100 оС, при этом его внутренняя температура остается прежней – 36,6 оС;
ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80 оС;
з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега?

(Ответ: избегание – а, з; подчинение– б, г, д; сопротивление – в, е, ж.)

2. Чем отличаются теплокровные (гомойотермные) организмы от холоднокровных (пойкилотермных)?
(Ответ: теплокровные организмы отличаются от холодно–кровных тем, что имеют высокую (как правило, выше 34 оС) и постоянную (колеблющуюся обычно в пределах одного-двух градусов) температуру тела.)

3. Из перечисленных организмов к гомойотермным относятся:

а) окунь речной;
б) лягушка озерная;
в) дельфин-белобочка;
г) гидра пресноводная;
д) сосна обыкновенная;
е) ласточка городская;
ж) инфузория-туфелька;
з) клевер красный;
и) пчела медоносная;
к) гриб подберезовик.

(Ответ: в, е. )

4. В чем преимущество гомойотермии над пойкилотермией?
(Ответ: постоянная внутренняя температура тела позволяет животным не зависеть от температуры окружающей среды; создает условия для протекания всех биохимических реакций в клетках; позволяет осуществлять биохимические реакции с высокой скоростью, что повышает активность организмов.)

5. В чем недостатки гомойотермии по сравнению с пойкилотермией?
(Ответ: гомойотермные животные в сравнении с пойкилотермными имеют большие потребности в пище и воде.)

6. Температура тела песца остается постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С. Перечислите приспособления, которые помогают песцу удерживать постоянную температуру тела.
(Ответ: шерстный покров, подкожный жир, испарение воды с поверхности языка (для охлаждении организма), расширение и сужение просветов кожных сосудов – физическая терморегуляция. Поведение, которое помогает менять температурные условия окружающей среды, – поведенческая терморегуляция. Развитая регуляция клеточных химических реакций, вырабатывающих тепло, которая происходит по команде из специального теплового центра в промежуточном мозге, – химическая терморегуляция.)

7. Можно ли бактерий, постоянно обитающих в горячих источниках гейзеров при температуре 70 оС и не способных выжить, если температура их клеток изменится всего на несколько градусов, назвать теплокровными организмами?
(Ответ: нельзя, так как теплокровные животные поддерживают постоянно высокую внутреннюю температуру благодаря внутреннему теплу, вырабатываемому самим организмом. Обитающие в горячих источниках бактерии используют внешнее тепло, но так как их температура всегда высокая и постоянная, их называют ложногомойотермными.)

8. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Это происходит потому, что:

а) у клестов есть особые приспособления, помогающие переносить низкие температуры;
б) в это время много корма, которым питаются взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до прилета основных конкурентов – птиц из южных районов.
(Ответ: б. Основной корм клестов – семена хвойных пород. Они созревают в конце зимы – начале весны.)

9*. Какие птицы несколько десятилетий тому назад из средних и северных широт улетали осенью на юг, а сейчас живут круглый год в крупных городах. Объясните, с чем это связано.
(Ответ: грачи, утки-кряквы. Это связано с тем, что возросло количество доступной пищи зимой: увеличилось число помоек и свалок, появились незамерзающие водоемы.)

10*. Почему в холодных частях ареала можно встретить темноокрашенных рептилий чаще, чем в теплых? Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно меланисты (черные), а на юге – светлоокрашенные.
(Ответ: черный цвет в большей степени, чем какой-либо, поглощает тепло. Темноокрашенные рептилии быстрее нагреваются.)

11. При летнем похолодании стрижи бросают свои гнезда и перемещаются на юг, иногда на сотни километров. Птенцы впадают в оцепенение и способны в таком состоянии, без пищи, находиться несколько дней. При потеплении родители возвращаются. Объясните, чем вызваны откочевки.
(Ответ: при похолодании численность летающих насекомых, которыми питаются стрижи, резко уменьшается. Оцепенение птенцов стрижей – это приспособление к жизни в северных странах, где летнее похолодание наблюдается достаточно часто.)

12*. Почему птицы и млекопитающие легче переносят низкую внешнюю температуру, чем высокую?
(Ответ: снизить потери тепла можно многими способами, увеличить же теплоотдачу гораздо труднее. Основной путь для этого – испарение воды из организма. Однако в местах, где часто наблюдается высокая (более 35 оС) температура воздуха, обычно имеет место и дефицит влаги.)

13*. Объясните, почему у поверхности водоемов живут растения преимущественно зеленой окраски, а на больших морских глубинах – красной.
(Ответ: на глубину в несколько десятков и сотен метров проникают только коротковолновые лучи: синие и фиолетовые. Для их поглощения (с последующей передачей энергии молекулам хлорофилла) у водорослей имеется значительное количество красных и желтых пигментов. Они маскируют зеленый цвет хлорофилла, и растения выглядят красными.)

Основные среды жизни

1. Самые быстродвигающиеся животные живут в среде:

а) наземно-воздушной;
б) подземной (почва);
в) водной;
г) в живых организмах.

2. Назовите самое крупное животное, которое когда-либо существовало (и существует ныне) на Земле. В какой среде оно обитает? Почему в других средах обитания возникнуть и существовать такие крупные животные не могут?
(Ответ: синий кит. В водной среде выталкивающая (архимедова) сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения.)

3. Объясните, почему в давние времена воины определяли приближение вражеской конницы, приложив ухо к земле.
(Ответ: проводимость звука в плотной среде (почва, земля) выше, чем в воздушной.)

4. Ученые-ихтиологи сталкиваются с серьезными проблемами при сохранении глубоководных рыб для музеев. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются. Объясните, почему это происходит.
(Ответ: на больших океанских глубинах создается колоссальное давление. Чтобы не быть раздавленными, организмы, живущие в этих условиях, должны иметь такое же давление внутри своего организма. При быстром поднятии на поверхность океана они оказываются «раздавленными изнутри». )

5. Объясните, почему глубоководные рыбы имеют либо редуцированные, либо гипертрофированные (увеличенные) глаза.
(Ответ: на большие глубины проникает очень мало света. В этих условиях зрительный анализатор должен быть либо очень чувствительным, либо он становится ненужным – тогда зрение компенсируется за счет других органов чувств: обоняния, осязания и др.)

6. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой?
(Ответ: нет, т.к. почва должна иметь определенную структуру и в ее состав должны входить живые существа.)

7. Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.

(Ответ: не грозит, слабые, агрессивна, имеют, не имеют, не имеют, не имеют, большое.)

8*. В каких средах обитания животные имеют наиболее простое строение органа слуха (сравнивать необходимо близкородственные группы животных)? Почему? Доказывает ли это, что в этих средах животные плохо слышат?
(Ответ: в почве и воде. Это связано с тем, что проводимость звука в этих плотных средах наилучшая. Факт простой организации органов слуха этих животных не доказывает того, что они плохо слышат. Лучшее распространение звуковой волны в плотной среде способно компенсировать низкую организацию органов слуха.)

9. Объясните, почему постоянноводные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых и холодных условиях. Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже –1,3 °С, а на поверхности суши она может падать до –70 °С.)
(Ответ: вода обладает значительно более высокой теплопроводностью и теплоемкостью, чем воздух. Теплый предмет в воде будет намного быстрее остывать (отдавать тепло), чем на воздухе.)

10*. Весной многие люди жгут пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая это тем, что свежая трава будет расти лучше. Экологи, напротив, утверждают, что это делать нельзя. Почему?
(Ответ: мнение о том, что после пала новая трава растет лучше, вызвано тем, что молодые проростки кажутся более дружными и зелеными на черном фоне пепелища, чем среди пожухлой травы. Однако это не более чем иллюзия. На самом деле во время пала многие побеги молодых растений обугливаются и их рост замедляется. В огне гибнут миллионы насекомых и других беспозвоночных, обитающих в подстилке и травянистом ярусе, уничтожаются кладки птиц, гнездящихся на земле. В норме органические вещества, составляющие пожухлую траву, разлагаются и постепенно переходят в почву. Во время пожара они сгорают и превращаются в газы, поступающие в атмосферу. Все это нарушает круговорот элементов в данной экосистеме, ее естественный баланс. Кроме того, сжигание прошлогодней травы регулярно приводит к пожарам: горят леса, деревянные постройки, столбы линий энергоснабжения и связи.)

Продолжение следует

*Задания повышенной сложности, имеющие познавательный и проблемный характер.

Тест «Водоросли»

1.Фотосинтезирующие пигменты находятся в особых пластидах - .....

1) Лейкопластах

2) Хромопластах

3) Этиопластах

4) Хлоропластах

2. Как называется наука о водорослях?

1) Микология

2) Альгология

3) Ботаника

4) Гигиена

Какая длина у самой большой морской бурой водоросли?

1) 200 метров

2) 500 метров

3) 1 километра

4) 3 километра

4. Колониальная водоросль, имеющая шаровидную форму(2-3 мм)называется......

2) Спирогидра

3) Эвглена зеленая

4) Вольвокс

5. Где обитают водоросли?

1) В лужах

2) В прудах

3) В стоячей воде

4) Все перечисленные варианты

6. Водоросли могут быть одноклеточными?

7. Клетки водорослей (за исключением амёбоидного типа) покрыты.....

2) Клеточной стенкой

3) Клеточной мембраной

4)Цитоплазмой

8. Водоросли это те организмы, которые в ходе эволюции образовали совершенно новые организмы - .....

1) Лишайники

3) Деревья

9. Как размножаются водоросли?

1) Делением

2) Половым путём

3) Делением и половым путём

4) Они не размножаются

10. Хара относится к отделу:

1) багрянки

2) бурые водоросли

3) зелёные водоросли

4) красные водоросли

11. В толще воды обитает множество одноклеточных водорослей, образующих:

2) планктон

3) зоопланктон

4) фитопланктон

12. При формировании на почве дерна накапливается значительное количество водорослей:

1) зелёных

2) хлореллы

3) диатомовых

4) улотриксовых

13. Растение, производящее гаметы:

2) спорофит

3) суккулент

4) гаметофит

14. Спорофит – это поколение:

2) фотосинтезирующее

3) продуцирующее споры

4) продуцирующее гаметы

15. При слиянии двух гамет формируется:

1) зародыш

2) эндосперм

4) эмбрион

16. Женская гамета:

1) спермий

2) сперматозоид

3) яйцеклетка

17. Какие водоросли не растут на большой глубине:

1) одноклеточные красные водоросли

2) многоклеточные красные водоросли

3) бурые водоросли

4) зеленые водоросли

18. Чем отличается клетка водорослей от клетки бактерий:

1) наличием ядра

2) наличием оболочки

3) наличием цитоплазмы

4) формой клетки

ЧАСТЬ 2

1. Вставьте пропущенные слова:

1. Водоросли – самые... представители растительного мира

2. По строению водоросли бывают..., ..., ...

3. Тело многоклеточных водорослей называется..., или...

4. Водоросли относят к группе... растений

2. Выберите верные утверждения:

1. Водоросли вырабатывают органические вещества.

2. Водоросли обитают только на небольших глубинах.

3. В клетках водорослей содержатся зеленые, оранжевые, красные пигменты.

4. При низкой освещенности водоросли не могут осуществлять фотосинтез.

5. При низких температурах водоросли погибают.

6. Водоросли являются родоначальниками всех растений суши.

7. Хлорелла – одноклеточная водоросль, передвигается с помощью жгутиков.

8. У водорослей отсутствуют настоящие органы и ткани, присущие высшим растениям.

9. Водоросли размножаются только бесполым путем.

10. Обычно бесполым путем водоросли размножаются только в благоприятных условиях.

11. Женские и мужские гаметы у водорослей могут образовываться на одной или на разных особях.

12. Растение, образующее споры, называется спорофитом, а гаметы – гаметофитом.

13. В большинстве случаев у водорослей гаметофит и спорофит – это самостоятельные растения.

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. К зелёным водорослям относятся

1) ламинария 4) хлорелла

2) спирогира 5) порфира

3) аллария 6) улотрикс

Установите соответствие между содержанием первого и втор столбцов.

В2. Установите соответствие между водорослями и средой обитания.

ВОДОРОСЛИ СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) хламидомонада 1) море

Б) ламинария 2) пресный водоем

В) порфира

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В3. Установите последовательность этапов полового размножения хламидомонады.

А) оплодотворение Б) образование гамет

В) образование зооспор Г) образование зиготы

Д) образование молодых особей

3. Дайте определение терминам: низшие растения, ризоиды, слоевище, бесполое размножение, гаметофит.

Ответы: 1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-1, 9-3, 10-4, 11-4, 12-3, 13-4, 14-3, 15-3, 16-3, 17-4, 18-1.