Установление тоталитарного режима в ссср. Установление в ссср тоталитарного политического режима. культ личности и.в. сталина. Выдвижение на руководящие посты сторонников И. Сталина

  • 02.10.2020
  • Что способствовало его возникновение в одних странах и почему его избежали другие страны?
  • Есть ли в этом определенные закономерности?
  • Закончилась ли в XX в. эпоха тоталитаризма, или в будущем демократия не отступит перед новой волной деспотизма?
  • Где необходимо искать корни тоталитаризма: в экономике, в идеологии или в самой сознании людей?

Исследователи дают разные варианты ответов на эти вопросы. Ниже приведены наиболее типичные подходы, которые объясняют феномен тоталитаризма. Согласно первой версии, потенциальная возможность тоталитаризма скрывается в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам собой государственный капитализм, который появился на рубеже XIX-ХХ вв., является авторитарным тенденцией. Есть мнение, что если процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм. Подобной точки зрения придерживался К.Поппер, который рассматривал тоталитарную систему такой, а государство присваивает себе функции управления во всех сферах, насильственно регулирует их в духе господствующей, ориентированной на идеальное будущее, идеологии. Среди других причин исследователи называют концентрации ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами. На эту причину указывал в 40-х гг. Ф.Хайєк, который увидел в усилении планового регулирования "дорогу к рабству".

Некоторые исследователи рассматривают тоталитаризм как победу тоталитарных идеологий, которые оказались востребованными массами. Духовную предпосылку подобных идеологий XX в. пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политических идей Платона, Н.макиавелли, Ж. -Ж.Руссо, Ф.Гегеля. Устанавливается генетическую связь леворадикальной тоталитаризма с социалистической теории К.Маркса, Ф.энгельса, В.ленина, а праворадикального тоталитаризма - с теорией Гегеля.

Так, К.Поппер увидел непосредственное обоснование тоталитарного национализма в таких идеях Гегеля:

  • существование в каждой исторической эпохе выбранной нации, определенной для мирового господства;
  • извечная враждебность государств друг к другу и война как способ их утверждения;
  • свобода государства от моральных обязанностей;
  • моральная ценность войны (Гегель считал, что долгое, а тем более вечный мир "развращает нацию");
  • идеал героической жизни ("живи рискуя") в противовес буржуазном покоя.

Возникает вопрос: почему тоталитарные теории оказались востребованными в начале XX в.? Ответ на него предполагает изучение состояния самого общества, что и делают представители социально-политического подхода, согласно которому тоталитаризм - результат активности "массового человека" и расширение форм ее политического участия. Этот ракурс исследования берет начало с работ Х.Ортеги-и-Гассета, Х.Арендт, Н.бердяева. Массовое общество начинает формироваться с конца XIX - начала XX века, как результат процесса модернизации. Под модернизацией понимают процесс перехода от аграрного к индустриальному типу производства, урбанизации, развитие средств массовой коммуникации, повышение общего уровня грамотности и т.д. Одновременно модернизация привела к разного размывание традиционных структур (сельской общины, семьи и привычного уклада жизни, к эрозии традиционных культурных и моральных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массовой человека.

Следует обратить внимание еще на другую сторону модернизации - расширение технических возможностей контролировать сознание и поведение людей. Появление в 20-30-х гг. XX в. доступных средств массовой информации (газет, радио, а позже телевидение) предоставило тоталитарным лидерам уникальную возможность манипулировать миллионами людей.

Тоталитаризм можно рассматривать как реакцию "массового человека" на политические и социально-экономические кризиса первой половины XX вв.: революции, мировые и гражданские войны, затяжные экономические кризисы. Эти явления сопровождались массовой маргинализацией населения, то есть появлением огромного количества людей, "выбитых" из своих социальных групп (классовых, профессиональных, семейных, национальных и др.). Необходимо отметить, что под маргинальностью понимается вызвано некими обстоятельствами (например, мінрацією, урбанизацией, экономическими кризисами) нахождения индивида вне своей социальной группой, а также разрыв индивида с групповыми социокультурными нормами. Результатом распада традиционных структур стало появление атомизированных (с ослабленными социальными связями) людей, которые стали удобным объектом для манипулирования. Атомизированная масса была наиболее чувствительной на призывы тоталитарных вождей, которые предложили ей новую консолидирующую основу - идеологию, с помощью которой создавалась иллюзия привлечения индивида к классу или расы, к государству.

Признание того, что тоталитаризм опирается на определенный тип сознания и психологию "массового человека" нашло отражение в социально-психологическом трактовке причин тоталитаризма. Так, Е.Фромм сделал попытку объяснить конформизм и послушність личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека, которые могут проявить себя при определенных условиях. Кризиса и войны первой трети XX в. привели в целых группах населения чувство потери и страха за свою безопасность, что нашло выход в специфическом психологическом феномене, который получил название - "бегство от свободы". Другими словами, этот побег имеет от ответственности, которая сопровождалась поиском вождей, способных восстановить гарантии личной безопасности порядок и уничтожены социальные связи. Это позволяет посмотреть на тоталитарную диктатуру в другой плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и основе психических импульсов, идущих от масс к вождей. Страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований, лежит в основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественную стабильность. Культ вождей, который имеет место при тоталитаризме, также может быть объяснен психологией атомізованої массы. Масса не просто хочет подчиняться сильному лидеру, но она преподносит этих лидеров. Через подобный иррациональный связь с вождями масса чувствует себя главным субъектом истории. Х.Арендт обратила внимание на такое явление, как полная идентификация масс с лидерами. Как отметила исследователь, причина любви масс к тоталитарных вождей заключалась в том, что биографии последних воплотили в себя биографию масс той эпохи: неудачи в профессиональной и социальной жизни, несчастье в личной жизни и т.д. Поэтому величие вождей воспринималась массами как собственно подъем. Конечно, появление культа вождей имеет и другую причину. Миф о вождях-героев активно воплощается в сознание народа всеми средствами пропаганды. Что касается И.сталина, то здесь присутствовало явление, которое М.Вебер определил как функциональную харизму - перенос И.сталина авторитета В.ленина. Был создан образ Сталина как верного соратника, ученика: продолжателя дела Ленина.

Социально-политический и социально-психологический подходы могут быть дополнены версии "модернизации, что опоздала" (модернизация "вдогонку"). Ее наиболее часто используют для объяснения причины возникновения тоталитаризма в 65 некоторых современных авторитарных режимах. Модернизация, что опоздала , является формой форсированного развития, когда делаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень, который демонстрируется более развитыми странами (индустриализация в СССР, экономический рост современных стран Юго-Восточной Азии). Подобная форма модернизации содержит угрозу становления так называемых постмодернізаційних диктатур . Под этим понимается резкое усиление роли государства в осуществлении всех преобразований. В бывшем СССР это проявилось в формировании командно-административной системы, которая взяла на себя функцию мобилизации всех ресурсов общества для обеспечения плана индустриализации страны. Не случайно, что в настоящее время большинство стран, которые пытаются в экономике и технологии "догнать" развитые страны, представляют собой авторитарные политические режимы. Есть и другие причины, способствующие возникновению авторитарных режимов. Авторитаризм может стать реакцией на социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность, которые могут быть вызваны экономическими кризисами, резкой имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения.

Другими причинами могут стать:

  • обострение противоречий в етнорелігійній сфере;
  • фрагментарная политическая культура, когда население ориентируется на различные идеологии и модели развития при одновременном отсутствии единых общенациональных ценностей;
  • неразвитость политических институтов, которые позволяют выразить интересы различных слоев населения.

Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю (реальную или мнимую) угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассивности народа, архаичной политической культуры, из привычки подчинения властям.

Это связано с некоторыми причинами:

  • отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источники легитимности власти;
  • дело держать общество в установленных властями пределах вызывает обратную реакцию демократической оппозиции;
  • нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность населения. Например, в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки отсутствуют элементарные социальные программы (в том числе и пенсионные);
  • углубление социального расслоения между богатыми и бедными, которое в некоторых странах выступает обратной стороной быстрого экономического роста.

Тоталитаризм - это политический режим, основанный на полном (тотальном) политическом, экономическом, идеологическом подчинении общества и человека власти, всеобъемлющем контроле государства над всеми сферами жизни общества.

Предрасположенность России к тоталитаризму коренилась в ее прошлом, в том, что процесс модернизации и связанный с нею революционный взрыв происходили в стране, где деспотический режим и централизованная бюрократия управляли системно не упорядоченным обществом.

Октябрьский переворот 1917 г. стал началом становления тоталитарного режима. Создание единого центра власти в виде господствующей партийной элиты явилось непременным условием тоталитаризма. Террор, пропаганда, манипуляция массами - главные инструменты, с помощью которых тоталитарный режим обеспечивает лояльность и подчинение. В центре тоталитарной организации - вождь, который отделяет себя от остальной политической элиты ближним кругом лиц, чьей задачей становится создание ауры таинственности, священнодействия и магии власти. Оформляется система - партия-государство. Власть в тоталитарном обществе покоится на тотальной мощи организаций и учреждений, главные из которых - карательные органы и партийно-идеологический аппарат.

Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР: а) низкий социально-экономический и культурный уровень масс. Свыше половины взрослого населения России было неграмотным. К 1936 г. среди рабочих было 4 млн человек неграмотных и 3 млн малограмотных. Малообразованные люди слабо интересовались политическими процессами и общественной жизнью; б) характер правящей партии и отсутствие оппозиции. Гражданская война привела к окончательному установлению однопартийной системы и господству единой марксистско-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы и классовой непримиримости; политическая оппозиция была уничтожена; в) бюрократизация государственного и партийного аппарата. Огосударствление экономики резко усилило роль и полномочия управленцев, которые превратились в распорядителей коллективной собственности; г) необходимость преодоления технико-экономической отсталости при отсутствии внешних источников накопления послужило одной из причин чрезвычайной мобилизации материальных сил и ресурсов. Атмосфера капиталистического окружения, нагнетание военной угрозы, жизнь в ожидании постоянной опасности и неотвратимости войны сказывалась на моральном состоянии общества. В этой ситуации люди готовили себя к лишениям, преодолению трудностей, самопожертвованию, они поддерживали политику партии, направленную против тех, кто мешал строить социализм.

Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов составили сущность политического режима 30-х гг., который приобрел форму

режима личной власти - культа личности. Пирамида высших руководителей ВКП(б) и советского государства замыкалась на Генеральном секретаре И.В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал крайне упрощенный марксизм-ленинизм.

Массовые репрессии. Составной частью сталинского режима были террор и репрессии. Форсированная индустриализация и ускоренная коллективизация должны были опираться на внеэкономическое принуждение, выражавшееся в массовом терроре и создании политико-идеологической и социально-психологической атмосферы для всеобщего трудового энтузиазма. Массовые репрессии были обусловлены обшей репрессивной природой советского режима, стали одним из средств создания тоталитарного государства.

Целью организаторов политических процессов было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить народ в необходимости «закручивания гаек», установления полного (тотального) контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях возможно было развитие и укрепление диктатуры партии и ее вождя.

В начале 30-х гг. сталинской системе попытались противостоять немногочисленные и к тому времени уже не представлявшие серьезной угрозы режиму антисталинские группировки: 1930 г.- группа С.И. Сырцова и В.В. Ломинадзе; 1932 г.- группа А.П. Смирнова, Н.Б. Эйсмонта, В.Н. Толмачева, а также группа М.Н. Рютина. Сталин расправился со всеми, однако на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. он получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (оглашенные результаты были сфальсифицированы счетной комиссией). Позже 1108 человек из 1966 делегатов этого «съезда победителей» были репрессированы.

После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г. Сталин получил повод для развертывания широкомасштабных репрессий. В 1935 г. Зиновьев и Каменев были осуждены на 10 лет как нравственные пособники убийства Кирова. Они же стали главными обвиняемыми на открытом процессе летом 1936 г., где были приговорены к смертной казни. В годы «большого террора» продолжилась расправа над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции - Бухариным, Рыковым, Пятаковым, Радеком и другими. В январе 1937 г. и в марте 1938 г. были организованы соответственно Второй (Пятакова-Радека) и Третий (Рыкова-Бухарина) процессы.

В 1937-1938 гг. террор обрушился на Красную Армию. М. Тухачевский, И. Уборевич, И. Якир, В. Блюхер и другие крупные военачальники были обвинены в шпионаже, подрыве боевой мощи Красной Армии и казнены. Было расстреляно или брошено в лагеря, по разным оценкам, от 10 до 40 тыс. командиров. Сталин уничтожал старую гвардию, героев гражданской войны (и «героев» кровавого подавления восстаний кронштадтских моряков и тамбовских крестьян), потому что ему нужна была послушная его воли армия.

Репрессии затронули партийные, советские, хозяйственные кадры, представителей творческой интеллигенции практически всех республик. Террор нанес большой урон стране и обществу. Но Сталин построил социализм и создал партию, о которой он мечтал - «орден меченосцев». При этом массовый террор второй половины 30-х гг. шел под лозунгом расширения демократии. Завершение строительства социализма стало завершением строительства общества, которое принимало слова Вождя за реальность и отвергало реальность, живя в ней. Вторым советским гимном становится «Песня о Родине», в которой звучали слова - «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Все это ярко отражало противоречия тогдашней советской действительности.

Общественный строй, сложившийся в СССР к концу 30-х гг., имел следующие характерные черты: стирание границы между государством и обществом; контроль над обществом и личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; тенденция к распространению вовне советских идей и порядков.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Тоталитарный режим - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества, используя при этом принудительные средства воздействия.

Тоталитаризм возник в XX веке и был исследован в трудах Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Фридрих и Бжезинский выделили 6 признаков тоталитаризма:

1) одна единственно верная идеология (в случае СССР - коммунизм);

2) одна партия во главе с харизматическим лидером;

3) партийный контроль над СМИ;

4) партийный контроль над вооруженными силами;

5) массовый террор;

6) централизованное бюрократическое управление экономикой.

Предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Экономические:

1) исторически сложилось так, что значительная часть экономики принадлежит государству, велика доля государственного капитализма. Из этого вытекает широкое вмешательство государства в экономику и жесткий контроль сверху. Отсутствовало фритредерство;

2) форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы.

Политические:

1) отсутствие демократических традиций. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал особый тип политической культуры – подданнический тип. Пренебрежительное отношение к закону сочетается с покорностью населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти;

2) изменения в составе партии (наплыв в нее мелкобуржуазных элементов и низкий образовательный уровень коммунистов);

3) усиление органов исполнительной власти и укрепление силовых структур государства.

Социокультурные:

1) революция произошла в среднеразвитой стране, где большинство населения составляло крестьянство. Пополнение рабочего класса шло за счет выходцев из крестьян. Таким рабочим была свойственна мелкобуржуазная идеология, «тоска» по сильной личности;

2) низкий уровень общеобразовательной и политической культуры населения, а также материального благосостояния общества;

3) СССР долгое время развивался в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага». В этой обстановке требовалась крайняя мобилизация, что исключало какие-либо демократические начала;

4) Развитие коммуникаций, а именно связи – усовершенствование телефонной связи, радио, появление телевидения - способствовали «насаждению» идеологии;

5) личные качества И.Сталина.

1) Октябрь 1917-1929 - предтоталитарный режим, складывается тоталитарная система, накопление опыта террора.

2) 1929-1953. апогей - 2 пол. 30-х, потом перерыв на войну и пик; январь 1934 г. – XVII съезд ВКП (б) – «съезд победителей», 1929 г. – формирование культа личности, связано с юбилеем Сталина, мощный репрессивный аппарат – показатель зрелости тоталитаризма.

3) 1953-1991 - стагнация и крушение.

Периодизация и этапы становления (кто-то 3, кто-то 4) – 4:

1. 17/21 – накопление элементов тоталитарного режима, его становление;

2. 1-ая пол. 30-х гг. – утверждение тоталитарного режима;

3. 2-ая пол. 30-х гг. – апогей

4. с 1945 – развитие по нисходящей – кризисы.

К нач. 20-х гг. – 1 партийная система. («из партии сделать орден Меченосцев» - Сталин). Передача властных функций от советов (орган высшей госвласти – съезд советов по конституции, де-факто выполняет совещательно-хозяйственные функции) к партийным органам – подминают под себя госаппарат. В марте 1921 на Х съезде – резолюция о единстве партии, запрет фракц+й – партия должна быть едина и монолитна. С 1923 – платформа 46, 1925/26 новая оппозиция – Каменев, Зиновьев, Крупская, Сокольников (нарком финансов) – вопрос о снятии Сталина с поста генсека. Затем августовский блок, кот-ый объединил все оппозиционные силы (Троцкий + Зиновьев) – проект платформы большевиков-ленинцев: Положение в партии: нарушение партийной демократии, коллективного рук-ва и демократического централизма: Полбюро ЦК отправляет свои доклады и решения нижестоящим органам + отсутствие в партии дискуссий(раньше журнал «Известия ЦК») + верхушка захватывает власть – Сталин – система централизма. + Троцкий в работе «Новый курс» - назвал его термидором с бюрократическим центризмом и выступил против НЭПа, развития кооперации, за усление позиции рабочего класса и приоритет тяжелой промышленности.

В окт. 1927 Троцкого с Зиновьевым исключили из ЦК, затем из партии. ХV съезд партии (нояб. 1927.) – оппозиция – отдельным вопросом, как меньшевистская. Из партии 100 человек, Троцкий в Алма-Ату, оппозиционеры каялись, но были и упорные (Христиан Раковский) – считались левыми за определенный максимализм. В их разгроме прняли деятельное участие Бухарин, Рыков (глава СНК), Томский (глава профсоюзов), НО Сталин не хотел иметь рядом с собой сильные фигуры и встав на левые позиции обозвал их всех «правой оппозицией». В 1929 году из политбюро исключен Бухарин + не редактор Правды, в 30-ые гг. правые каялись и просились обратно на ответственные посты, в партию их вернули но по мелочи, затем станут жертвами репрессий

С осени 1929 года партия стала единой, оставались лишь подпольные группы.

Формирование идеологии чрез монополию в печати – Труды Ленина (3 собрания сочинений) + Сталин, спецучреждения для создания идеологии - Истпарт, Красная профессура (Бухарин), Политпросвет (Крупская) – пропаганда + институт Марксизма-Ленинизма, НО только в армии и в городе. Нет тотального господства марксизма.

Партия едина – нужен вождь – в 1926 году Дзержинский в письме к Куйбышеву – Сталин «похорнщик революции», но во второй половине 20-х не обладает всей полнотой власти. Впервые назван вождем на свое 50-летие 21 декабря 1929 года. В 20-ые гг. большое кол-во общественных организаций (во второй половине 20-х около 5 тыс.) комсомол, профсоюзы + общества долой неграмотность, борьбы с алкоголизмом и др.

В плане террора – в годы ГВ формирование институтов тоталитаризма: диктатуры пролетариата + репрессивные органы, однако в годы НЭПа некое смягчение и упорядочивание, создание ОГПУ, к ним относятся ряд лагерей (СЛОН – у нас на Вишере - филиал). Репрессии с 27 года на хлебозаготовках, против белогвардейцев – после убийства полпреда Волкова (или Войкова?) и Шахтинское дело (Донбасс) – 53 человека, 5 приговорены к расстрелу. Постепенно – складывание социалистической экономики, НО деревня единоличная и сохранение частного сектора.

В ЦЕЛОМ – к концу 20-х гг. складывается только ряд элементов тоталитаризма, других еще нет или в зачаточном состоянии.

Политический режим представляет собой совокупность методов, приемов, средств осуществления политической власти. Он характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в определенный период ее исторического развития.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями человеческой жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» (от латинского totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено идеологом итальянского фашизма Дж. Джитиле в начале 20 века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого момента начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и гитлеровской Германии с 1933 г.

Тоталитарный режим правления устанавливается в случаях:

1. Захвата власти в итоге переворота.

2. Сужения социальной базы поддержки власти.

При тоталитаризме происходят следующие изменения:

1. Политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования политических институтов).

2. Разрастаются репрессивные органы (полиция, военизированные организации, тюрьмы).

3. Происходит милитаризация общества, выборы проводятся под контролем армии и полиции.

4. Снижается общественный контроль над деятельностью политической системы, властью не учитываются общественные решения.

5. Усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои).

6. В крайнем случае – приостанавливается действие конституции или отдельных ее глав, гарантирующих права человека, власть передается диктатору.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность:

1. Высокая концентрация власти, ее проникновение во все поры жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы « власть и общество» не существует: власть и общество мыслятся как единое неразделимое целое. Актуальными становятся совсем другие проблемы, а именно: власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения. В условиях тоталитаризма народ, реально отрешенный от власти, верит, что власть выражает интересы глубже и полнее, чем он см мог бы это сделать.



2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеология всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и т. д.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т. д.), которые отражают силу магических символов. Тоталитарное общество предпринимает широчайшие усилия для идеологической обработки населения.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Для этих целей создаются трудовые и концентрационные лагеря, гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, происходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. В СССР была создана целая сеть лагерей - ГУЛАГ. До 1941г. в нее входило 53 концентрационных лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних. За годы существования этих лагерей в них погибло более 40 млн. человек. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную свободу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. Делается это для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и карательных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - «запрещено все, кроме того, что приказано властью.» Руководствуясь этим принципам общество осуществляет воспитание человека. Тоталитаризму нужна скромная личность во всем: в желаниях, в одежде, в поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях; широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

В экономике тоталитаризм означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда, и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы.
Тоталитарная система подразумевала:

1. Однопартийность и всевластие правящей партии.

2. Подавление прав и свобод, всеобщая слежка.

3. Репрессии.

4. Отсутствие разделения властей.

5. Охват граждан массовыми организациями.

6. Почти полное огосударствление экономики (специфика СССР).

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

Форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданнический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:

1. Действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров.

2. Подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией.

3. Снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.

Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.

Можно сделать вывод: с одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий, колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.

Вопрос о корнях тоталитаризма является сложным. Исследователи не дают однозначного ответа на этот вопрос. Ниже приведены наиболее типичные подходы, объясняющие феномен тоталитаризма.

Согласно первой версии потенциальная возможность тоталитаризма кроется в расширении функции государственного контроля и регулирования. Уже сам по себе госкапитализм, появившейся на рубеже ХIХ-ХХ вв., представлял собой авторитарную тенденцию. Если же процесс регулирования со стороны государства заходит достаточно далеко, то общество теряет способность к самоконтролю и обрекает себя на тоталитаризм.

Среди других причин можно отметить концентрацию ресурсов в руках государства в период Первой мировой войны, что потенциально усилило возможности государства в управлении другими общественными процессами.

Тоталитаризм выводится из победы тоталитарных идеологий. Духовную предпосылку подобных идеологий ХХ в. исследователи пытаются вывести из идей прошлого, в частности, из политической философии Платона, Т. Макиавелли, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Гегеля. Устанавливается генетическая связь тоталитаризма с социалистической теорией К. Маркса и В.И. Ленина. "Вина" возлагается и на философию Просвещения XYIII в., которая, борясь с религией, создала культ разума и мифологизирована саму рациональность. Просветители обвиняются в том, что способствовали возникновению социальных утопий, претендующих на переустройство мира на началах здравого смысла и гармонии.

Более распространен подход, выводящий тоталитаризм из объективных тенденций развития современной цивилизации, в частности, из ее технизации. Этот подход прослеживается в работах Н. Бердяева, который считал, что техническая эра, порожденная торжеством рационального мировоззрения, означала установление особого господства не только над природой, но и над человеком. По мысли философа, техника превращает целостного индивида в отдельную рабочую функцию, делает его поведение легко контролируемым и управляемым. Вслед за Н. Бердяевым ряд исследователей под техникой понимают не просто власть машин, а особый способ организации манипулирования людьми.

С позиции социально-политического подхода корни тоталитаризма видятся в активности "массового человека", в расширении форм его политического участия. Этот ракурс исследования восходит к работам испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета ("Восстание масс") и немецкой исследовательницы Х. Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), Н. Бердяева. Массовое общество формируется как результат модернизации конца ХIХ - начала ХХ века. Массовое общество стало удобным объектом манипулирования со стороны вождей.

Модернизация, особенно в ее ускоренном варианте, характерном для Германии и России, а позже и для азиатского региона, привела к резкому размыванию традиционных структур, к эрозии традиционных культурных ценностей и вызвала подъем социально-политической активности массового человека. Чувство потерянности и страха за свою безопасность, ощущение социальной и национальной ущемленности породили психологический феномен, который получил название - "бегство от свободы" (термин Э. Фромма).

Четвертый подход дополняется социально-психологической трактовкой тоталитаризма. Так, Э. Фромм, опираясь на концепцию "социального характера", пытается объяснить конформизм и послушность личности при тоталитаризме не только внешним давлением со стороны лидеров, а определенными универсальными качествами бессознательного в психике человека (например, агрессивностью), которые проявляются в специфических конкретно-исторических условиях. Тоталитаризм трактуется Фроммом как выражение неспособности массового человека нести личную ответственность за свою судьбу, что проявляется в попытке переложить ее на сильного лидера, перед которым он испытывает одновременно и страх и уважение.

Это позволяет взглянуть на тоталитарную диктатуру в иной плоскости: особая духовная сущность этого режима формируется не только как результат манипулирования сознанием народа, но и на основе психических импульсов, идущих от масс к вождям. Не приняв этот вектор в расчет, невозможно понять ни саму природу культа вождей, ни причины относительной устойчивости тоталитарных режимов.

В основе мотивации поиска вождей, способных "железной рукой" восстановить общественный порядок и гарантии безопасности, лежат: неудовлетворительность современной цивилизацией в силу необходимости мыслить и действовать рационально, нести груз ответственности за принятие решений и действия; страх перед все более сложными проблемами, которые несет в себе техническая эра; страх перед хаосом и анархией, распадом традиционных связей, которые наблюдаются в период острых кризисов и революционных преобразований.

Как конкретизацию предыдущих двух подходов можно рассматривать версию "опаздавшей модернизации". Опоздавшая модернизация - это скачок менее развитых стран до уровня более передовых. Она представляет собой форму форсированного развития, когда предпринимаются попытки быстрого перехода общества на новый экономический, технологический и социальный уровень. Сопровождающие это развитие экономические кризисы, резкая имущественная дифференциация населения в сочетании с проблемами бедности и голода, порождают социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы власти.