Аду Шаде (Adu Sade). Биография. Фотографии. Биография Sade личная жизнь

  • 30.12.2023

Хелен Фолашаде Аду (Helen Folasade Adu) — неземной красоты женщина, но кроме того она — талантливый автор музыки и текстов, искусный аранжировщик и опытный продюсер. Она никогда не старалась быть образцом для подражания. Она строила свою жизнь, пытаясь поступать так, как подсказывали чувства, честно и искренне. Будучи всегда верной самой себе и никогда не идя на компромисс со своими принципами и своей музыкой, Шаде — одно из самых ярких музыкальных явлений нашего поколения.

Когда Шаде только появилась на музыкальной сцене в середине 80-ых, как казалось из ниоткуда, привлекательная и экзотичная, исполнявшая музыку соул с намёком на джаз, она была воплощением сдержанности. Прошло время, и она превратилась в олицетворение женственности. Но её музыка, предельно чувственная и откровенная, всегда находила отклик в сердцах слушателей.

По иронии судьбы Шаде является и богиней, и бунтовщицей. Она опровергала расхожее мнение о том, что если природа одарила кого-то приятной внешностью, то его умственные способности оставляют желать лучшего. Она не вписывалась в установленную схему положения дел, где исполнители-женщины лишь услаждали взор мужчинам, управлявшим индустрией звукозаписи. Она разрушила многие стереотипы музыкального бизнеса, забрав у чиновников возможность контроля над творческим процессом и доверив его непосредственно музыкантам. Шаде и её группа довольно быстро стали совершенно автономно работающей командой с неизменным главенством в каждом вопросе процесса звукозаписи.

Шаде всегда стремилась защитить свою личную жизнь. Она редко давала интервью и полагала, что для тех, кто хотел её слушать, достаточно информации о ней и её жизни в её песнях. Эта черта характера Шаде очень раздражала британские СМИ и машина слухов часто приходила в действие.

Начало карьеры

Шаде родилась в Ибадане, Нигерия, 16 января 1959 года. Её родители, Бизи Аду (Bisi Adu) и Энн Хейз (Anne Hayes), познакомились в Лондоне, когда её отец учился в Лондонской Школе Экономики. Пара переехала в Западную Африку, когда Бизи предложили должность профессора университета. Позже, когда брак переживал трудности, Энн вернулась в Англию, к родителям, забрав четырехлетнюю Шаде и её старшего брата Банджи (Banji).

В начале семидесятых, живя в Колчестере, Эссекс, Англия, Шаде научилась ездить верхом и завела лошадь, которую она содержала, постоянно подрабатывая по субботам. Она много читала, интересовалась модой и овладевала искусством танца и соул-музыки на дискотеках на расположенных по соседству американских авиационных базах и в местных клубах в Илфорде и на острове Кэнви. Шаде слушала соул-исполнителей, таких как Куртис Мэйфилд (Curtis Mayfield), Донни Хэтэвей (Donny Hathaway) и Марвин Гей (Marvin Gaye), исполнителей, неподражаемо передававших всю гамму чувств душевной боли и надежды и обладавших удивительным мастерством, позволявшим создавать из этих переживаний что-то прочное и необыкновенное. Однако, она не задумывалась о том, чтобы петь самой.

В 1977 году Шаде приехала в Лондон для изучения трехлетнего курса дизайна одежды в Художественном Колледже Св. Мартина. Получив высшее образование, она с подругой Джоей Меллор (Gioia Mellor), которая по сей день придумывает для Шаде сценические костюмы, открыла небольшое модельное ателье по пошиву мужской одежды в Лондонской Chalk Farm. Но новый бизнес почти не развивался. И она начала работать фотомоделью.

В 1980 году Шаде познакомилась с Ли Барретом (Lee Barrett), менеджером латино-соул группы Ariva, который впоследствии стал её менеджером. Он, как известно, спросил Шаде смогла бы она петь и она нашла, что смогла бы. Она присоединилась к группе Ariva несмотря даже на неудачное прослушивание и начала писать свои собственные песни. Она получала большее удовольствие от процесса написания песен и во время многочисленных переездов, когда приходилось жить без уверенности в будущем в салоне туристического автобуса, он придавал ей силы.

В 1981 году Шаде с большой коллекцией грампластинок поселилась на верхнем этаже неиспользовавшегося пожарного депо в северном Лондоне. Здесь были написаны многие из композиций будущего дебютного альбома.

Появление группы

В 1982 году, будучи участницей латино-соул группы Pride, Шаде познакомилась со Стюартом Мэтьюменом (Stuart Matthewman) и Полом Спенсером Денменом (Paul Spencer Denman). Вместе с Полом Куком (Paul Cooke) они организовали отдельную группу, названную Sade, и начали писать свой собственный материал. Позднее к ним присоединился Эндрю Хэйл (Andrew Hale), а Пол Кук покинул группу.

18 Октября 1983 года Шаде подписала контракт с Epic Records. Все последующие альбомы группы Sade — Diamond Life (1984), Promise (1985), Stronger Than Pride (1988), Love Deluxe (1992), The Best Of Sade (1994), Lovers Rock (2000), Lovers Live (2002) — были выпущены на этой студии грамзаписи.

В 1985 году Шаде снялась в фильме Absolute Beginners, снятом режиссёром Джулианом Темплом. Она сыграла певицу Афину Дунканон (Athene Duncannon), исполнив Killer Blow, написанную ею совместно с Саймоном Бутом (Simon Booth) из соул-джазового коллектива Working Week.

В 1986 году Шаде переехала в Мадрид, Испания.

11 Октября 1989 года в старинном замке Vinuelas в Мадриде, Испания, Шаде вышла замуж за Карлоса Сколу (Carlos Scola), испанского кинорежиссёра. Но этот брак оказался несчастливым и вскоре они стали жить раздельно.

В 1990 году Шаде купила большой дом в Викторианском стиле в северном Лондоне. В течение полутора лет она со своим братом ремонтировала и приводила его в порядок. Она принимала активное участие в процессе ремонта. Благодаря ёе фантазии дом превратился в стильную резиденцию со студией.

В середине 1990-х Шаде переехала в Очо Риос, Ямайка, где она жила с Бобом Морганом (Bob Morgan), ямайским продюсером. 21 июля 1996 года она родила дочь Илу.

В 1997 году в Монтего Бей, Ямайка, Шаде были предъявлены обвинения в управлении автомобилем, создававшем аварийную ситуацию, и неподчинении офицеру полиции. Она была задержана и доставлена в полицейский участок. Затем она была выпущена под залог. Позднее Ямайский суд выдал ордер на арест Шаде, когда ей не удалось явиться в суд, чтобы ответить на обвинения. Но она заявила, что она не смогла явиться в суд из-за госпитализации своей дочери. Медицинское заключение о госпитализации её дочери позволило приостановить действие одера на арест.

В 2005 году Шаде записала композицию Mum специально для DVD Voices For Darfur с записью благотворительного концерта, прошедшего 8 декабря 2004 года в Королевском Альберт-Холле в Лондоне и призванного содействовать распространению информации и сбору средств для решения кризиса в зоне Дарфура, Судан.

Настоящее

Сегодня Шаде живёт в своём доме в Лондоне. Она оберегает свою личную жизнь больше чего-либо ещё и предпочитает компанию старых друзей светскому образу жизни. Она любит быстро ездить на своём старом мерседесе и постоянно пытается бросить курить. И она до сих пор часто ложится спать очень поздно — эта привычка оказалась весьма утомительной при том, что нужно заботиться о прекрасной маленькой дочери.

Шаде редко записывает новые альбомы и может показаться, что каждый альбом является в некотором роде её возвращением после отхода от дел. Конечно, значительные промежутки времени между последними альбомами Sade могли бы послужить основанием для подобного неверного представления. Но настоящая причина в том, что альбомы Шаде это не товары, которые появляются с точностью поездов, они — отдельные элементы единого произведения, которым необходимы и замысел и основа. От альбома к альбому написанные ею песни доводились до совершенства, развивались и двигались дальше от джазового соула, и её профессиональное мастерство становилось всё совершеннее. Принцип её манеры одеваться — минимальными средствами достигать максимального эффекта — применим также к её музыке. «Если вам нечего сказать, не говорите!»

Современные СМИ — телевидение, интернет-видео — предоставили исполнителям идеальные средства для продвижения своей музыки по всему земному шару. Но Шаде и её группа — изначально и прежде всего группа, которая выступает вживую. «Когда мы выступаем, я понимаю, что людям нравится эта музыка. Я могу чувствовать это». На протяжении всей своей истории Sade всегда привлекали разнообразную, многонациональную аудиторию, которую покоряет непредубежденный подход группы к музыке. «И это лучшее, чего мы достигли».

Для миллионов своих поклонников во всем мире и для многочисленных певцов и музыкантов, которые выражают Sade свою благодарность, Шаде Аду остаётся неизменным источником вдохновения.

Новый альбом 2010 — Soldier of Love

8 февраля 2010 года, после десяти лет молчания, Шадэ выпустила свой новый альбом под названием Soldier of Love. Конечно же, восторга и радости ее поклонников не было предела. Хотя в этом альбоме уже нет таких культовых мелодий, как Smooth Operator или No Ordinary Love, он порадовал такими потрясающими песнями, как Soldier of Love, The Moon And The Sky, Morning Bird, а также другими минорными композициями.

Первоначально релиз пластинки намечался на начало 2009, но в итоге диск вышел только в феврале следующего года.

После выпуска альбома, началась настоящая суматоха в прессе и среди поклонников певицы: Soldier of Love разошелся в США за первую неделю тиражом в 501 000 копий, попав на вершину американского хит-парада.

Однако сама Шадэ признается, что ей сложно совладать с собственной популярностью:

«Мне не комфортно из-за славы, так что я стараюсь избегать мест, которые привлекут ко мне много внимания».

Первый сингл Soldier of Love уже вошел в историю, дебютировав на 11-й строчке чарта Urban Hot AC, что оказалось самой высокой позицией для дебюта за последнюю декаду и третьей самой высокой позицией за всю историю этого чарта. Сингл также дебютировал на 5-м месте в чарте Smooth Jazz airplay, сводной таблице количества проигрываний на джазовых радиостанциях, поднявшись на 1-е место и став самой первой композицией с вокалом, достигшей верхней строчке в чарте Smooth Jazz Top 20 Countdown.

14 декабря 2009 года в Линкольн-центре Нью-Йорка состоялась официальная презентация и вечеринка с прослушиванием нового альбома для прессы и приглашенных гостей.

Примечательно, но в родном британском хит-параде альбом Шаде занимает только четвертое место. Тем не менее, музыкальные критики и продюсеры уверяют, что возвращение певицы и ее группы можно с полным правом назвать одним из самых впечатляющих успехов нынешнего года.

The DVD and Blu-ray contain twenty-one tracks, as well as rare glimpses of behind-the-stage scenes with a twenty-minute documentary, exclusive candid moments, a short technical documentary by Stuart Matthewman, and outtakes from the crew. The CD that accompanies the DVD release includes thirteen tracks. Bring Me Home — Live 2011 debuted at number one on the US Top Music Videos chart.

В 2011 году вышел DVD и Blu-ray под названием «Bring Me Home: Live 2011» — запись с концерта Шадэ в Калифорнийском городе Онтарио. Диск включает в себя помимо концерта также и закулисные съемки. Видео заняло первое место в чарте US Top Music Videos chart.

Шадэ со своей группой впервые посетила Россию именно в рамках этого мирового турне. Она дала два концерта 7 и 8 ноября 2012 года — в Москве (Crocus City Hall) и Санкт-Петербурге (Ледовый Дворец).

Шаде - певица-англичанка нигерийского происхождения, популярна уже более четверти века. Проникновенные тексты песен и чувственный голос принесли девушке заслуженный успех. Шаде выгодно отличается на фоне всех поп-королев и принцесс, становясь с годами, как дорогое вино, только лучше.

Певица Шаде. Биография

Хелен Фолашаде Аду родилась 16 января 1959 года в семье преподавателя экономики и медсестры в Нигерии. После крушения брака мать девочки вернулась в Колчестер (Великобритания) вместе с детьми.

В начале 70-х Шаде интересовалась литературой, модой, танцами и соул-исполнителями. Выбор профессии девушка решила связать с индустрией моды и в 1977 году приехала подавать документы в Лондонский художественный колледж Святого Мартина на курс дизайна одежды. После получения диплома Шаде вместе с подругой решили открыть ателье по пошиву мужской одежды. Помимо этого юная красотка подрабатывала фотомоделью.

Еще будучи студенткой, Шаде по просьбе друзей согласилась побыть в их группе временной вокалисткой, но, как выяснилось, девушка боялась сцены, поэтому из группы пришлось уйти. В течение нескольких лет Шаде боролась со своим страхом, выступая на бэк-вокале в фанк-группе Pride.

Роберт

Все творчество девушки тесно связано с мужчинами. Все свои эмоции и переживания Шаде-певица переносила в музыку и песни.

Ее первую большую любовь звали Роберт Элмс. Они познакомились в Лондоне после одного из выступлений певицы. Молодой человек был поражен и очарован.

Роберт поддерживал начинающую звезду и умудрился уговорить владельцев крупного рекорд-лейбла прийти на концерт Pride. С этого момента восходит звезда Шаде. Девушке сразу предложили подписать контракт, но она еще полтора года сопротивлялась уговорам, не желая покидать ставший родным коллектив. В итоге она все же согласилась, но с условием, что с ней уйдет часть музыкантов (клавишник, басист и саксофонист). В 1984 году на свет появилась группа Sade.

Все это время Шаде жила вместе с Робертом в бедном квартале, в доме без отопления, но была счастлива. Однако из-за востребованности девушки, постоянных концертов и записей молодые люди все больше отдалялись друг от друга и в итоге расстались.

Карлос

В 1985 году в жизни Шаде появляется новый мужчина: знойный испанец Карлос Скола. По словам певицы, она влюбилась в него, как только увидела. Чувства оказались взаимными, и уже в 1986 году девушка переезжает к возлюбленному в Мадрид. И спустя два года записывает свой третий диск - Stronger than pride.

Прожив с возлюбленным четыре года, Шаде принимает предложение руки и сердца, хотя не считает себя созданной для брака. Помня предыдущий печальный опыт, девушка старается проводить с Карлосом как можно больше времени. Но отношения все равно стали портиться, что заметно по альбому Love Deluxe, вышедшему в 1992 году. Певица Шаде отзывы на альбом получила самые что ни на есть радужные. Однако если творческая карьера шла в гору, то личная жизнь катилась в пропасть. В 1995 году пара разводится, и Шаде решает больше никогда не выходить замуж.

Боб

Ища спокойствия и уединения, Шаде (певица) покидает Лондон и переезжает на Ямайку. Девушка знакомится с Бобом Морганом. Их роман был ярким, темпераментным. В 1996 году у пары рождается дочь Айла. Но о мирной жизни певице остается только мечтать: кажется, неудачи преследуют ее. Сначала произошло дорожное ДТП, из-за которого был выписан ордер на арест. Дело затянулось на несколько лет, но удалось разрешить ситуацию мирным путем. Потом Шаде узнала об измене Боба…

Певица вместе с ребенком возвращается в Лондон. В 2000 году выходит новый альбом Lovers Rock. Певица Шаде песни писала для него сама, вложив в них мучившие ее переживания.

Йен

А потом звезда пропала из поля зрения. Ни появлений на публике, ни выступлений, ни новых песен. Как выяснилось, соул-дива перебралась в Глостершир, где встретила в 2006 году свою новую, пока последнюю, любовь - ученого-химика Йена Уоттса. После встречи с ним она поверила, что жить счастливо с одним человеком все же возможно.

После десятилетнего перерыва, в 2010 году, Шаде (певица) записывает свой шестой альбом Soldier of love. По песням чувствуется, что женщина наконец обрела желаемое счастье и умиротворение.

Несмотря на то что певица не балует поклонников частыми интервью и гастролями, она по-прежнему остается заслуженной королевой соула. И следующий альбом, который она запишет, не важно через сколько лет, обязательно окажется в первых строчках Billboard. Потому что это талант.

Шаде появляется из места своего уединённого проживания

Она - самая успешная британская соло-исполнительница, но она до сих пор остаётся очаровательной загадкой. Шаде появляется из места своего уединённого проживания, чтобы рассказать, что в глубине души она остаётся девчонкой-сорванцом, лазающей по деревьям

Шаде так оберегает свою частную жизнь, так опасается чрезвычайного внимания прессы, что её друзья - каждый из которых также избегает шумихи - прозвали её "Хауи" , по имени Говарда Хьюза (Howard Hughes ). Самая скрытная британская исполнительница 1980-х сохранила такую сдержанную по отношению к прессе позицию со времён её хита "Smooth Operator" - один гастрольный тур за 14 лет - так что, когда мы встречаемся в Лондонском офисе её звукозаписывающей компании, чтобы услышать песни из её нового альбома, SOLDIER OF LOVE , я - единственный человек в этой комнате, который встречал её прежде.

Прошло 10 лет с момента выхода её последнего альбома, предложенного вниманию слушателей в 2000 году, Lovers Rock . Несмотря на это или, возможно, из-за этого, авторитет, которым она обладает, весьма ощутим. Она - самая успешная соло-исполнительница, которую когда-либо давала миру Великобритания: за свою карьеру, растянувшуюся на 27 лет, она продала больше, чем 50 миллионов копий альбомов. И больше половины тех копий были проданы начиная с середины 1990-х, когда Шаде почти исчезла из вида. С тех пор она появилась лишь несколько раз — и данное интервью - единственное, приватное, на которое она сейчас согласилась.

Как это ни парадоксально, но сама по себе она открыта, доброжелательна и мягка - она великодушно позволяет мне войти в её просторный григорианский дом в озеленённом северном Лондоне - и готова смеяться над собой. В отличие от её песен, которые часто исполнены внутренней печалью и сожалением, её речь перемежается живой и очень "английской" самоиронией. Она рассказывает мне о рисунке-граффити с её изображением, который её гитарист Стюарт Мэттьюмэн увидел в Нью-Йорке. Над её очаровательным изображением какой-то остряк написал примечание: “Эта стерва поет, когда она этого хочет”. Шаде находит это забавным. Это вполне убедительно подводит итог её карьеры. Она создаёт музыку по своим собственным правилам.

Она рассказывает мне, как, заметив недавно постер для альбома Lady Gaga "The Fame Monster" , она задалась вопросом: “Почему я не могу быть так рассержена тем, что являюсь известной?” Она - непростая, амбициозная женщина. “В плане творчества я имею сильное желание и возвышенные стремления. Я не хочу делать что-либо, кроме лучшего, что я могу сделать”, - говорит она. К тому же она с презрением относится к промо-суете музыкальной индустрии, несмотря на понимание того, что трудно заполучить симпатию общественности, если Вы игнорируете её.

Она познала изнанку известности - “не ту сладкую и радужную, которую любой ожидает” - очень рано. Поскольку её альбомы продавались миллионами по всему миру, папарацци забирались на деревья вокруг её Лондонского дома, чтобы сделать её интимный снимок. Слухи о её личной жизни изводили её, даже такие забавные, как сообщение о том, что она собиралась купить Футбольный клуб Фулэма. “Я пришла к мысли, что те записывающие устройства, которые используют журналисты, должно быть, перемешивают то, что Вы говорите, подобно блендеру. Это ужасно, что существует такая позиция, когда что-то кажется простым, то в этом непременно должно быть что-то смешное.”

Во время одного изнурительного допроса журналистом некоего женского таблоида о сердечных делах в её жизни - который, как мы увидим далее, было не совсем честным - она разрыдалась и поклялась там же и тогда же прекратить вообще все интервью. “Возникало ощущение, будто Вы открываете себя каждому, даже тому, с кем Вы когда-то сидели рядом в автобусе. Почему Вы должны делать это?” Точно так же она не хотела представать в образе “эдакой представительницы рафинированной жизни”, хотя она и не сожалеет об этом. “Когда музыка затмевается внешним видом, её абсолютно не воспринимают правильно”.

Она не выглядит сильно постаревшей за время своего долгого отсутствия. Накануне её 51-ого дня рождения её лицо остаётся без подтяжек, и она всё ещё изумительна. Более высокая в реальной жизни, нежели она кажется на сцене (её рост приблизительно 5 футов 8 дюймов ) с большой округлой головой, широко посаженными глазами и локонами чёрных как уголь волос, она обладает экзотическим очарованием, о котором, как она утверждает, не заботилась специально. “Люди всегда имеют обыкновение спрашивать, ‘что ты чувствуешь, когда видишь своё лицо на обложке журнала?’ Но для меня это вообще ничего не значит. Я действительно не замечаю этого. Я не стараюсь рекламировать свой имидж.”

Несмотря на то, что она была награждена Орденом Британской Империи (OBE ) в 2002 году, в настоящее время наибольшее число её поклонников живёт в Штатах, где было продано примерно 4 миллиона копий альбома Lovers Rock . Её гримёрки на американских концертах регулярно украшались цветами, подаренными "звёздными" обожателями, такими, как Арета Франклин (Aretha Franklin ). Зрители всегда шумно и восторженно приветствуют исполнительницу, которая, в отличие от любого другого представителя брит-соула, не пытается изображать госпел-примадонну и тем более с американским акцентом. Наши трансатлантические собратья любят Шаде, кажется, потому что она не похожа ни на кого, кроме себя самой.

Рецензенты здесь тем временем жалуются, что она в реальности она не может петь. В первый раз, когда я передаю ей это, она усмехается - она часто так делает, парируя насмешки. “Она может быть очень враждебной, Англия. Не только ко мне, ко всем. Англия подобна озлобленной старой тётушке. Вы можете уехать, но всё же останетесь с нею, хотя она всё время Вас критикует и не принимает Вас должным образом, даже когда Вы прилагаете все усилия. Но Вы продолжаете любить её, определённым образом. И затем Вы умираете.” Она смеётся. “Те суки в итоге переживут Вас!”

Таким образом, она всё ещё остаётся бодрой жительницей недоброй Великобритании и не имеет планов уехать, даже если подоходный налог намного повысится, или альбом SOLDIER OF LOVE будет принят здесь не лучше, чем два её предыдущих студийных альбома. Она бережёт свой Лондонский дом для деловых встреч, но сама она теперь проживает в деревне неподалёку от городка Страуд, Глаучестершир, где она обосновалась в 2005 году вместе со своей тринадцатилетней дочерью Илой и своим бойфрендом Иэном, бывшим морским пехотинцем Королевства, с которым они уже четыре года.

Страуд может показаться странным выбором для полунигерийской по происхождению соул-исполнительницы, чья музыка и образ жизни обычно предполагаются абсолютно "городскими". Она никогда не исправляла свой имидж - плавно двигающейся в экстравагантном платье и поющей "Smooth Operator" . Но, подобно большей части из того немногого, что известно - или во что верят - о Шаде Аду, это неправда. Она хорошо понимает, что её семья является предметом для нелепых домыслов в английской провинции. Но в глубине души Шаде, и так было всегда, ощущает себя деревенской девчонкой.

Шаде, урождённая Хелен Фолашаде Аду (Helen Folasade Adu ), родилась в Ибадане, Нигерия, и является дочерью английской районной медсестры, Энн Хейс (Anne Hayes ), и нигерийского университетского преподавателя, Бизи Аду (Bisi Adu ), которые познакомились в Лондоне пятью годами раньше. Но брак распался и четырехмесячная Шаде - её соседи в Ибадане отказывались называть её английским именем - вернулась в Англию со своей мамой и старшим братом Баньи (Banji ). Развод её родителей оставил неизгладимое впечатление, которое чувствуется в её песнях: “Многое из них есть во мне, вероятно, даже больше, чем я понимаю”. Любовь часто изображается как почти недостижимое великое терпение или долгий тяжёлый труд. Всё это, как она сама признает, идёт из прошлого, из неспокойного брака её родителей. “Моя мама ушла от моего отца, потому что она посчитала невозможным жить с ним, хотя они очень любили друг друга. Это было тяжело для моей мамы, потому что он был мужчиной всей её жизни. В день свадьбы мой отец подарил ей красную розу и, когда он умер, она бросила её в его могилу. Она хранила её в течение 30 лет. Это был момент, когда я поняла, как сильно она заботилась о нем.”

Пара поддерживала отношения и даже говорила о возможном возвращении друг к другу, когда Шаде было 21, но этого не случалось. “Он был очень странным человеком, мой отец, всегда оставался мальчишкой. Но он определённо очень любил мою маму.” И это несмотря на то, что он стал отцом ещё четырёх детей - двух мальчиков и двух девочек - от трёх разных женщин. Шаде поддерживает отношения со всеми своими сводными братьями и сёстрами, которые живут в Швейцарии и Америке.

После распада семьи они уехали к своим английским бабушке и дедушке на границу Эссекса и Саффолка, неподалёку от Колчестера, и, пока её мама сутками напролёт работала медсестрой в местных деревнях, Шаде по большей части воспитывалась её бабушкой и дедушкой. Это была необычная история радикального английского нонконформизма. Дедушка Хейс был мелким фермером, католиком-социалистом, сыном родителей, имевших достаток выше среднего, которые были участниками движения "Белый Путь" (Whiteway ), псевдосоциалистического утопического сообщества, сформировавшегося на рубеже веков на идеологии "назад к земле", продвигавшегося в России в конце 19-го столетия писателем Львом Толстым.

Её прабабушка и прадедушка со временем покинули "Белый Путь", как Шаде позже узнала, “потому что они были глубоко верующими и нашли что-то в коммунальном имуществе в "Белом Пути" немного рискованным. Они не состояли в "открытых коммунах", которые в основном означали раздел имущества между партнёрами.” Её дедушка обосновался в районе Страуда, быстро выучился на церковнослужителя и попытался завербоваться в ряды "левых" в годы Испанской гражданской войны. После женитьбы он перебрался на восток. “Но он всегда блестяще исполнял стихи о Западных землях. Он знал романиста Лори Ли (Laurie Lee ), и он любил эту область. В итоге мы остановились в пяти минутах от старинной земли в Слад Вэли, куда его привели ноги.” Недалеко от её коттеджа есть место, в котором, как говорит Шаде, она всегда представляет своего дедушку, когда она проезжает мимо.

Когда в 1955 году Энн Хейс объявила, что она выходила замуж за нигерийца, её родители “сочли это рискованным, но, к счастью, мой дедушка был большим поклонником афро-американского певца и активиста в борьбе за права человека Поля Робсона (Paul Robeson ), и это смягчило проблему”. В знак признания этого Энн дала своему первенцу, Баньи, второе имя - Пол.

Шаде росла, как об этом часто сообщалось, не как обычная Эссексская девочка, а как лазающая по деревьям девчонка-сорванец из Восточной Англии, которая любила смотреть ковбойские фильмы. Она сохранила много "мальчишеских" черт - низкий, мужеподобный голос, громкий, открытый смех и привычку сидеть, не смыкая ног,- которые, странным образом, сочетаются с её элегантным внешним видом. Тень смущения изредка покрывает её, когда ей на это указывают. “В округе не было девочек моего возраста, поэтому я играла с мальчишками из компании моего брата. До девяти лет у меня не было подруги. Но я имела полную свободу, гоняя на своём велосипеде с утра до ночи, помогая моим бабушке и дедушке перекапывать их сад. Я была очень независимой. Моя мама дала мне свободу, хотя у неё и не было большого выбора, потому что она работала целый день.” Она до сих пор любит работать в саду. “Это так успокаивает после того, как Вы провели целый день, пытаясь сочинять песни!”

Когда её мама сменила работу, в 11 лет Шаде переехала в прибрежный городок вблизи Клактона, "который мне не понравился. Большинство людей, проживавших там, были сарше 65 лет, и это место было неподходящим для меня”. Следующей остановкой был Лондон, где, проявив в школе талант в искусстве, она получила место в Центральном колледже искусства и дизайна им. Святого Мартина. Здесь, со временем, она поменяла свою провинциальную приземлённость на грубый городской эквивалент: упорно колеся по округе в обшарпаном транзитном фургоне, которым обычно управляла она сама, подпевая партии бэк-вокала в соул-группе под названием Pride . Её лондонским жилищем было незаконно заселённое помещение в неиспользуемом пожарном депо, с наружной ванной, недолго разделяемое с её тогдашним бойфрендом, модным журналистом Робертом Элмсом (Robert Elms ).

Музыка не была для неё на первом месте. После окончания колледжа Шаде намеревалась производить одежду. Но она была поклонницей американских соул-гигантов Донни Хэтэвэй (Donny Hathaway ) и Билла Уизерса (Bill Withers ), и, будучи чёрной исполнительницей в, по большей части, белой суррогатной соул-группе, придавала группе убедительности. “У меня не было никакой уверенности в моих вокальных данных, но я чувствовала, что мне нравилось писать песни.” Песня "Smooth Operator" , которую она исполнила соло, быстро привлекла внимание агентов звукозаписывающей компании, хотя, поначалу, её горячая преданность своей группе означала, что она проигнорировала их предложения. По мнению одного давнего друга, Шаде помешана на “преданности интересам товарищества”.

Наконец, в 1983 году она подписала контракт с лейблом Epic при условии, что она возьмёт с собою троих своих товарищей по группе (гитариста и саксофониста Стюарта Мэтьюмена, клавишника Эндрю Хэйла и басиста Пола Дэнмена). Даже их доходы от продажи записей и живых концертов всегда были разбиты на четыре части. За эти годы бывали споры - “потому что мой "измеритель" намного более чувствителен, чем их”, настаивает она - но не было никаких распадов группы или новых участников. Группа остаётся одним компактным блоком под контролем основательницы, которой нравится прозвище "Тётушка Шаде" . Никто из троих других никогда не перечил "Главе" . “Они похожи на старых друзей семьи”, - говорит она. “Бывают моменты, когда это становится похожим на Рождество, и все скелеты из шкафа появляются. Но, вообще, это хорошо.”

Не очень хорошо было, то, что они были активными сторонниками и с предыханием относились к Тэтчерским ценностям. Но справедливо замечая, сами они не оказывали какого-либо содействия, лишь озаглавив свой деютный альбом Diamond Life и, в значительной степени, источая ауру гламура в соответствии с материалистическим импульсом Великобритании в 1980-ых годах. Шаде отстаивает свой ранний молодёжный имидж как отголосок модного стиля, воспеваемого её американскими соул-героями.

Но давнее обвинение в том, что Шаде была отражением эры яппи до сих пор терзает, делая её необыкновенно обидчивой. “Учитывая историю моей семьи, меня это действительно раздражает. И это так злило меня в то время, когда мы тайно отдавали деньги, которых даже сами ещё толком не имели, Артуру Скарджиллу (Arthur Scargill ) и этим удивительным шахтёрам.”

С достаточно большой суммой денег в банке - Sunday Times в своём списке самых богатых людей Великобритании недавно оценил её состояние в 30 миллионов британских фунтов - Шаде переместилась в более низкий по достатку слой людей, продолжающих свою деятельность, и посвятила больше времени своей личной жизни. Это не было "лёгкой поездкой". Как упорная и независимая женщина, долго привыкавшая к заботе о себе, Шаде, как выразился один старый товарищ, “не слабый игрок” в сердечных делах. “Я заплатила большую цену”, - говорит она о своих романтических отношениях. Её шестилетний брак с испанским режиссёром Карлосом Плиего (Carlos Pliego ) закончился в 1995, "потому что он посчитал трудным делить меня со всем остальным миром”. Несмотря на покупку своей квартиры в Мадриде и то, что она проводила такое большое количество времени с Плиего там, какое только она могла, этого не было достаточно, и брак распался после её долгого отсутствия в американском турне.

Результатом последующего романа с ямайским музыкантом, с которым она познакомилась в Лондоне, в 1996 стало рождение её дочери Ила, но, к несчастью, роман длился недолго. Это подтверждало житейские трудности для афро-британской женщины, которая, с её сложным внутренним миром, время от времени изо всех сил пыталась почувствовать, что она кому-то необходима. Будучи подростоком, она увидела Jackson 5 по телевидению и была “больше очарована зрителями, чем происходящим на сцене. Они притягивали детей, матерей с детьми, стариков, белых, чёрных. Я была действительно тронута этим”. Побуждаемые желанием выяснить ямайские корни её бойфренда, они посетили Кингстон, но были арестованы за превышение скорости, вернулись домой и разошлись. Отношения между этими тремя сейчас напряженные.

Её новый мужчина, Иэн Уоттс (Ian Watts ), с которым она познакомилась после переезда в Страуд, как она убеждена, Тот Единственный - и настоящий сельский житель. “Иэн был Королевским Морским пехотинцем, затем пожарным, затем Кембриджским дипломированным специалистом-химиком. Я всегда говорила, что, если бы я только смогла найти парня, который мог бы рубить лес и имел замечательную улыбку, то меня не беспокоило бы, был бы он аристократом или головорезом, до тех пор пока он оставался хорошим парнем. В итоге я нашла образованного головореза!” - при этом Шаде хохочет до упаду, и продолжает смеяться над тем, когда она вспоминает свою маму, представляющую кому-то Иэна как “‘нынешнего бойфренда Шаде’, будто он сошёл с конвейера или что-то в этом духе”.

18-летний сын Иэна, Джек, живёт с ними в коттедже в Страуде, таким образом они являются современной "ядерной" семьёй. “Иэн - настоящий отец Илы. Он делает все те вещи, которые должен делать отец, и она действительно заботится о нём.” У её дочери есть заботливый отчим и старший сводный брат, которого она обожает. Шаде говорит: “Я чувствую, будто я, наконец, выиграла лотерею."

“Я не тот человек, кому нужно много денег. Вы могли бы ворваться в этот дом и уйти через полчаса, не найдя ничего стоящего, что можно было бы украсть”, - говорит Шаде, и с этим трудно не согласиться. Гостиная на первом этаже её лондонского дома - большое, но мало мебелированное пространство с несколькими белыми обитыми тканью диванами, паркетным полом и непокрытыми ничем стенами. В течение прошедшего часа мы сидели на красном коврике перед однокамерным электрокамином, который по возрасту должен быть таким же, как и она сама. У неё есть несколько из тех старомодных горелок, о которых она говорит: “Они - мои любимцы.”

Бережливость - другая традиционная провинциальная привычка - это её стиль, но, при всём при этом, она щедра. Как только авторские гонорары выросли, она помогла своей матери купить дом в Клактоне, купила своему брату Баньи жильё в Штатах, и поддерживала разных неизвестных общественности друзей в их “деловых проектах”. Гастролирующие вместе с ней музыканты комментируют, как справедлива она была в том, что упомянула их имена в качестве соавторов в написании музыки — редкая вещь в скупом мире бухгалтерии популярной музыки.

Она делала это, абсолютно понимая, что никто из заслуживающих вознаграждения участников сам не попросит об этом, “или никогда ничего не пишет обо мне” того, что она им что-то не отдала. Это не только персонально-частная черта или чудачество контроля, как она утверждает: “Мне не нравится роль исключительно начальника, даже когда это предполагается”. Она не стесняется говорить о деньгах по существу. “Я всегда хотела иметь деньги. Когда я была маленькой девочкой, я имела обыкновение создавать футбольные "общаки". Но совсем другое дело, когда они у Вас есть, и Ваша жизнь больше не завязана на добывании денег.”

Она совершенна непонятна. Сегодня она одета в простую черную блузку и трудноописуемые черны брюки. Пока мы говорим, она скручивает свои собственные сигареты и выдыхает дым в дымоход над пустым камином. (Она бросила курить пять лет назад, но снова начала, когда занялась записью новой пластинки.) На улице на дороге стоит её собственный старый приземистый Volvo, на который она поменяла свой старинный BMW после того, как у неё появилась Ила. Её стилист, видео-режиссёр и подруга Софи Мюллер (Sophie Mueller ) привыкла говорить, что за рулём Шаде “выглядит, как молодой юноша в теле женщины”. Трудно её представить такой в этом Volvo.

Своим здравомыслящим провинциальным умом она понимает, насколько она удачлива. Она разобралась в своей семейной жизни, заработала столько денег, сколько ей нужно, и продолжает создавать музыку в своё свободное время и своим собственным методом. “Это всё ещё имеет смысл? Я думаю, имеет. После каждого альбома я думаю, ‘Всё, с меня хватит, больше никогда.’ Но как мне повезло, что я могу при своём возрасте всё ещё делать это без какого-либо давления извне?!”

Её жилище в Страуде - небольшой дом, который она называет “пещерой”, построенный из обломков камней, который спустя пять лет после того, как она переехала, “доделан, частично. В некоторых местах всё ещё торчат провода”. Она и Иэн теперь приводят в порядок соседний сельский дом, "но одному Богу известно, когда мы это закончим”. Она наслаждается спокойной уединённой жизнью в Страуде, где местные газеты не обращают на неё никакого внимания. “Их больше интересует Эдди Игл (Eddie the Eagle ), он - более крупная звезда в этих местах, чем я.” И Ила уважает провинцию. “Она в восторге от лягушек и тритонов и червяков и разных улиток, точно так же, как в своё время была и я.”

Как совместить карьеру и семью - сейчас это для неё большой вопрос. “Быть мамой - это самая важная и самая трудная работа, которую я когда-либо выполняла. Я не жалуюсь, но у меня никогда не было няньки. Много лет после её рождения я укладывала Илу спать каждую ночь. Как только она появилась, она стала центром моей жизни.” Она взяла свою пятилетнюю дочь на своё последнее мировое турне в 2002 году, "но я не позволяла ей смотреть какой-либо из концертов, потому что я не хотела, чтобы она услышала людей, кричавших её маме. Она не была готова к этому”. Ила поёт в одном из треков на альбоме SOLDIER OF LOVE [композиция "BabyFather" - прим.] — но Шаде находится в затруднении относительно того, что с ней делать, когда ей неизбежно придётся заниматься раскруткой нового альбома с продолжительным турне.

Она утверждает, что любила выступать, поскольку её концерты были последним ответным ударом её критикам. “Независимо от того, что любой мог бы сказать обо мне, когда я чувствую теплоту, возвращающуюся мне от зрителей, особенно в Америке, я думаю, что это гораздо важнее всей этой ерунды. Фактически я предпочитаю теперь петь вживую, я чувствую себя намного более комфортно, чем раньше. Я имела обыкновение немного цепенеть и волноваться по поводу своего вокального исполнения, словно я не изучила этот "язык" должным образом.” Сегодня, Шаде чувствует себя превосходно, находясь дома, сама с собой. “Теперь мне намного проще самовыразиться.”

День рождения 16 января 1959

английская исполнительница нигерийского происхождения, автор музыки и текстов песен, аранжировщица и продюсер, лидер и единственная вокалистка всемирно известной группы Sade

Биография

Шаде родилась 16 января 1959 года в Ибадане , Нигерия . Её родители, нигерийский преподаватель экономики Бизи Аду (Bisi Adu) и английская медсестра Энн Хейз (Anne Hayes), познакомились в Лондоне , и переехали в Западную Африку. Позже, когда брак переживал трудности, Энн вернулась в Великобританию , к родителям, забрав четырёхлетнюю Шаде и её старшего брата Банъи (Banji).

В начале 1970-х годов, живя в Колчестере, Великобритания , Шаде много читала, интересовалась модой, овладевала искусством танца и с удовольствием слушала таких соул-исполнителей, как Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield), Донни Хэтэвей (Donny Hathaway) и Марвин Гей (Marvin Gaye).

11 октября 1989 года в старинном замке Vinuelas в Мадриде Шаде вышла замуж за Карлоса Сколу (исп. Carlos Scola), испанского кинорежиссёра. Но этот брак оказался несчастливым и вскоре распался.

В 1990 году Шаде вернулась в Лондон.

В середине 1990-х годов Шаде переехала в Очо-Риос, Ямайка , где познакомилась с Бобби Морганом (Bob Morgan), ямайским продюсером. 21 июля 1996 года она родила дочь Илу (Ila).

  • Absolute Beginners Оригинальный Саундтрек (Virgin, 1986)

Видеография

См. видеографию Sade

  • «Новички» (1986)
  • «Voices For Darfur» (2005)
поле не должно быть пустым Хелен ФолаSade Аду (Helen FolaSade Adu) родилась 16 января 1959 года в городе Ибадан (Ibadan), столице штата Ойо (Oyo), что располагается на юго-западе Нигерии, страны с населением меньше чем в Минске (полтора миллиона всего) и очень жарким климатом, где подавляющее большинство людей имеет очень темный цвет кожи и, как все негры, хорошо бегает. И действительно, у Хелен довольно смуглая кожа и без труда просматриваются африканские черты лица, но она нигерийка только наполовину. Ее отец, профессор экономики, преподаватель Адебизи Аду (коренной нигериец), познакомился со своей будущей женой медсестрой Энн Хейс (англичанкой), когда его пригласили прочесть курс лекций в Лондоне. Они полюбили друг друга, поженились, и вскоре Энн родила сына, которого назвали по-нигерийски просто Баньи. Затем они переехали жить в Ибадан, где и появилась на свет малышка Хелен (на этот раз имя явно выбирала мама). Соседским ребятишкам оказалось довольно трудно называть девочку по ее английскому имени, поэтому она облегчила им эту задачу, выдвинув на первый план свое второе имя, которое на бытовом уровне сократилось до Sade. Несмотря на первоначальные пылкие чувства друг к другу, ее родители развелись, едва Sade исполнилось 4 года, и вместе с мамой и братом она улетела жить в Лондон. Они поселились в северной части города, где проживали родители Энн, и оставались с дедушкой и бабушкой до тех пор, пока Энн не вышла повторно замуж и не переехала с семьей в Холланд-он-Си, где ее дети стали часто подвергаться расистским нападкам и дразниловкам со стороны местной ребятни. Юная Sade прекрасно танцевала и очень любила соул и фанк (Арета Фрэнклин, Смоки Робинсон, Марвин Гэй, Билли Холидэй), но чтобы самой что-нибудь спеть - вряд ли ее желание было сильнее, чем у кого-либо из ее знакомых или друзей. Напротив, когда ей исполнилось 17 лет, Sade твердо решила стать художником-модельером. Для этого после окончания школы она поступила в колледж Святого Мартина в Лондоне, чтобы досконально изучить дизайнерское искусство и все направления в моде. Параллельно она имела множество приработков (от официантки до курьера на велосипеде), которые хоть как-то компенсировали скудость стипендии, но когда она наконец получила на руки диплом и попробовала поработать по специальности, оптимизм куда-то испарился. Вместе с подругой Sade пыталась разработать свою линию в мужской одежде, но столкнулась с многочисленными трудностями. Однако не в ее характере было пасовать перед превратностями судьбы, и вот уже популярная британская группа "новой волны" SPANDAU BALLET отправляется в свое первое американское турне в костюмах, которые при минимуме средств разработали и сшили для них два никому не известных модельера. "На всем приходилось экономить, - вспоминает Sade. - Это убивало любой полет фантазии и бесило меня". В конце концов она не выдержала и стала ходить по подиуму в одежде, сшитой другими. Благо фигура и внешность были у нее чисто модельными. Фотографии Sade быстро распространились по журналам мод, но сама обладательница этих длинных стройных ножек и экзотической улыбки испытывала жесточайший дискомфорт и чувствовала, что находится не на своем месте. Она до сих пор не может понять, почему кто-то очень стремится купить одежду, которую носят другие. Именно в этот момент она вдруг почувствовала колоссальную тягу к музыке и в 1980 году стала вокалисткой в фанковой группе ARRIVA, которая специализировалась на латинских ритмах. Ничего особенного, так, обыкновенная эмигрантская музыка. Но прислушайтесь к ласкающему уши плавному звучанию одной песни ("Smooth Operator"), написанной ею в соавторстве с участником ARRIVA Рэем Сент-Джоном, и вы разглядите в ней будущий триумф Sade и ее собственной группы. Но тех славных времен пришлось дожидаться долгих четыре года, в течение которых Sade была еще и бэк-вокалисткой в другой команде джаз-фанкового направления под названием PRIDE, где пользовалась заслуженным авторитетом автора замечательных песен (ее партнером был саксофонист группы Стюарт Мэтьюманн) и вскоре стала основной вокалисткой. Публика успела полюбить Sade к тому времени, когда в 1983 году после многочисленных безуспешных попыток получить контракт PRIDE перестали существовать. Видя перспективность молодого дарования, бывший менеджер группы Ли Барретт (Lee Barrett) стал лично вести дела Sade, а Мэтьюманн и наша героиня закрылись в студии с некоторыми из бывших музыкантов PRIDE. Лейбл Epic Records сначала предложил сольный контракт Sade, но, видя их корпоративный дух, приютил под своим крылом целую группу, которую назвали гениально просто - SADE. Остальное - история. Как главный автор, лицо, голос и имидж группы Sade построила их взаимоотношения в коллективе как равноправный симбиоз четырех суперкреативных личностей: саксофониста, гитариста и соавтора песен Стюарта Мэтьюманна, клавишника Эндрю Хэйла (Andrew Hale), басиста Пола Спенсера Денмана (Paul Spencer Denman) и ее самой (периодически в группу привлекался ударник Пол Кук и перкуссионисты Мартин Дитчем и Дэйв Эрли). За очень короткое время им удалось придумать крайне привлекательное для слушателя интеллигентное, ненапрягающее звучание, умело пересекающее джаз, ритм-энд-блюз, соул и карибскую народную музыку, но если попытаться быть объективным, им просто удалось гениально замедлить джаз-фанк. А мода, как главное увлечение юности, позволила Sade стать эталоном изысканного вкуса на MTV. В музыкальных кругах ее стали называть "The First Lady Of Cool", а верные поклонники - просто The Lady. Божественная карьера SADE стартовала с сингла "Your Love Is King" и их дебютного диска "Diamond Life" (продюсер Робин Миллар), которые быстро "золотились" в Британии в 1984 году, а в Штатах их время пришло в следующем году, когда второй сингл, тот самый "Smooth Operator", покорил американцев своей тихой гармонией, а MTV, кажется, навеки полюбило его видеоклип. Само собой разумеется, они были названы лучшими новичками года, и "Diamond Life" также оказался самым-самым и разошелся по миру аж 6-миллионным тиражом. SADE получили международное признание и принялись за написание своего второго альбома "Promise". Во время студийных сессий Sade также снялась в звездном музыкальном фильме Джульена Темпла "Absolute Beginners" в сопровождении какой-то группы (но не SADE), к саундтреку которого она написала песню "Killer Blow" (другими "посвященцами" стали Дэвид Боуи, Рэй Дэвис из THE KINKS, EIGHTH WONDER во главе с Пэтси Кенсит и другие небезызвестные музыканты). Голос Sade звучал просто потрясающе, но сам фильм оказался весьма посредственным. Годичное ожидание публики было с триумфом вознаграждено диском "Promise". Благодаря таким трекам, как "The Sweetest Taboo" и "Never As Good As The First Time", за Sade и ее группой закрепилась устойчивая репутация классиков собственного уникального стиля, а этот альбом возглавил ритм-энд-блюзовые и поп-чарты "Биллборда". После 8-месячных гастролей по миру и многочисленных благотворительных выступлений SADE решили отдохнуть от шумной публики и фотокамер. Sade уединилась в своем доме в Мадриде, и такая жизнь устраивала ее без малого два года, в течение которых она познакомилась с режиссером-документалистом, а проще сказать, горячим испанским парнем Карлосом Сколой (Carlos Scola), и у них завязались романтические отношения. Но любовь любовью, а с новым альбомом SADE откладывать было нельзя, и он вышел под гордым названием "Stronger Than Pride" и стал первым творением Sade и ее коллег, которое они исполнили, записали и спродюсировали своими силами. На этом диске можно было прочувствовать всю силу нерастраченных чувств Аду ("Nothing Can Come Between Us", "Paradise", "Love Is Stronger Than Pride"), но на этот раз нашлись критики, которые охарактеризовали эту работу как остановку в развитии, ссылаясь на отсутствие свежих музыкальных идей. Однако поклонники, похоже, думали по-другому и в рекордные сроки раскупили билеты на все концерты очередного мирового турне группы, после которого в старинном мадридском замке "Vinuelas" 11 октября 1989 года Хелен ФолаSade Аду вышла замуж за Карлоса Сколу. Но, как водится у звезд, счастье длилось недолго. Они стали жить порознь, и Sade купила себе старый дом в Лондоне, который вскоре в полете ее фантазии превратился в очень стильную резиденцию со студией, где вновь собрались неунывающие участники SADE, когда писали материал для своего четвертого и очень долгожданного альбома "Love Deluxe" вместе с их хорошим другом-продюсером Майком Пела (Mike Pela). Этот амбициозный шедевр интеграции множества музыкальных стилей и поэтического таланта Sade вновь водрузил группу на пьедестал поклонения и, как написали критики, "вернул их к тому звучанию, которое прославило их когда-то". Пилотный сингл "No Ordinary Love" сейчас значится одним из ее коронных номеров (он также был задействован в саундтреке к знаменитому триллеру "Непристойное предложение"). Остальные песни были не менее интересны, но хочу заметить - уж очень они монотонны, ленивы, что ли. А финальный сингл "Cherish The Day" из этого альбома Sade посвятила всем ясным и пасмурным дням, проведенным с Карлосом. "Love Deluxe" провел замечательные 90 недель в рейтингах популярности "Биллборда", в течение которых произошло примирение Сколы и нашей героини, но только на время мирового турне SADE. После всех совместных путешествий и новых ссор они окончательно развелись, и Sade вновь уединилась. В том же 1994 году увидел свет сборник лучших вещей группы "The Best Of Sade", подведший итоги 10-летней карьеры SADE, после чего музыканты разошлись с миром. Аду купила себе недвижимость в курортном городке Очо Риос, что на Ямайке (родине ее предков), и поселились там вместе со своим новым бойфрендом и компаньоном-продюсером ямайцем Бобом Морганом (Bob Morgan). 21 июля 1996 года у них родилась прекрасная дочурка, которую назвали Илой. В следующем году они в полном составе вновь переехали в Лондон. Что же касается судьбы остальных участников группы, то известно лишь, что 1998 году они записали свой первый самостоятельный альбом с вокалом приглашенной Амели Ларрио и назвали свой проект SWEETBACK, и лишь Стюарт Мэтьюманн активно сотрудничал с другими музыкантами в записи их работ. В 2000 году они вновь собрались и записали еще один классический диск "Lovers Rock", чем вогнали в полный восторг своих многочисленных фэнов, чей возраст остался таким же дифференцированным, как и шестнадцать лет назад, когда группа едва заявила о себе. Музыкально SADE мало изменились, и, может даже, это к лучшему, ведь за столько лет никто не смог не то что скопировать их стиль, а даже приблизиться к нему. Несмотря на годы, их гордость, совесть и честь - Sade Аду - все еще в великолепной вокальной форме. Послушав ее теперь, можно подумать, что та же Нина Саймон (Nina Simone) куда-то торопится, исполняя свои самые медленные баллады. В отличие от своих мультиплатиновых предшественников, альбом "Lovers Rock" не содержит ярко выраженных синглов. У него ровное нежное звучание, слегка убаюкивающее, но такое ласковое, что оторваться просто нет сил. Поэтому ремиксы на некоторые эти песни, уже вышедшие на сингле "By Your Side", могут показаться вам достаточно свежими и даже чересчур резвыми, но это только огромный плюс. Возможно, в нашу эру бойбэндовских сладких балладок и эмансипированных женских выкриков такую музыку уже успели порядком забыть, но все-таки, как мне кажется, SADE смогут еще заявить о себе на рубеже тысячелетий. Потому что другой такой группы нет. Конечно, для многих SADE - это всего лишь Леди, то есть одна из современных соул-поп-див с потрясающе выразительным грустноватым голосом, но даже она здорово отличается от всех. Sade никогда не любила ореол звездности, дешевую популярность через скандалы в бульварных изданиях и прочие "прелести" шоу-бизнеса. Все эти годы она целиком и полностью посвятила своей музыке, и сделала это без ущерба для личной жизни. Конечно, может, не все сложилось, как хотелось. Но это уже предмет другого разговора... Sade история, биографии. (16 января 1959 года -...) Учитывая, что я никогда не стремилась быть известной, можно считать, что я преуспела. Все началось с дружеской услуги. Я окончила St. Martins, мы с подругой основали маленькую фирму, придумали ей название (Lubell & Adu) и стали делать одежду - она женскую, а я мужскую. Я очень этим гордилась и, когда встретила парней из Клактона, где выросла, первым делом похвасталась: "Я стала делать и продавать одежду". А они в ответ: "У нас группа, певец ушел, не выручишь?" После долгого перерыва она вернулась в конце 2000 г. неизменной, как богиня Черного континента, будто время не властно ни над ее талантом, ни над ее волшебно неправильной красотой. Годы шли, стили менялись, но ее песни не выходили из моды. Понятие моды вообще неприменимо к Шаде, словно она существует в параллельном потоке времени. За 16 лет карьеры Шаде записала всего пять альбомов, каждый из которых легко достигал мультиплатинового статуса. Ее настоящее имя - Helen Folasade Adu, родилась она в Нигерии в семье местного учителя и приезжей медсестры-англичанки. Когда ей исполнилось 4 года, родители развелись, и мать уехала с дочерью в Англию. Окончив школу, Шаде изучала моду в колледже St. Martins. Симптоматично, что ее первая самостоятельная коллекция мужской одежды была показана в Нью-Йорке в ходе выступления группы Spandau Ballet, звезд британской "новой волны". Молодому дизайнеру еще предстояло сказать в этой "волне" свое слово и оказаться намного долговечнее ее тогдашних героев. Когда певица дебютировала, британская "новая волна" с ее крашеными челками, синтезаторами и взвинченным романтизмом клонилась к закату. Шаде привнесла в нее дыхание джаза, и тогда это было воспринято как глоток свежего воздуха. Шикарный голос Шаде напоминал о ее кумирах - Билли Холидей, Нине Симоне, негритянском соуле 60-70-х, хотя сама певица никогда не любила этих сравнений, считая свою музыку более примитивной и называя ее чистым попом. Да, это поп, но аристократический по духу, что большая редкость в плебейском по сути мире пластиковых "звезд". Это музыка томной неги и глубокой чувственности, жаркая, как вечер в Марокко, и одновременно сдержанная, как характер английского джентльмена. На самом деле мы почти ничего не знаем о человеке по имени Шаде. После второй пластинки она исчезла из поля зрения публики и масс-медиа, чтобы лишь изредка появляться с новыми альбомами. В 86-м уехала в Мадрид и как-то обронила, что "общению с журналистами предпочитает общение с людьми". И фэнам приходилось ловить обрывки слухов: после "Stronger Than Pride" певица вернулась в Лондон, купила дом и оборудовала в нем студию; развелась с мужем - испанским режиссером Карлосом Сколой, родила ребенка от ямайского реггей-продюсера Боба Моргана, была арестована на Ямайке за превышение скорости... Это лишь элементы неизвестного нам пазла жизни Хелен Аду. Может быть, в этом и есть секрет ее непреходящего успеха - не растрачивать себя по пустякам, беречь и настаивать свой дар, как драгоценное вино... ‘Lovers Rock’ – это первая студийная пластинка Sade за последние 8 лет. И она говорит не о том, что могло быть упущено за это время, а о том, что впереди. Музыка Sade вне временного пространства. Это запись – прошлое, настоящее и будущее Sade. И это ее обещание нам на долгие годы вперед. Альбом очень «живой», элегантный и красивый. Очень хорошо показывает идею ‘Lovers Rock’ первый сингл с него – ‘By Your Side’ – в этой песне использована красивейшая, нежнейшая акустическая гитара. Эта песня о том, каков предел прочности любви, или, на сколько ее может хватить. В музыкальном плане, эта песня уходит в прошлое Sade – к тем элементам ее музыки, которые всегда неизменны – красивейший голос, мелодия и четко (скрупулезно) аранжированная инструментальная часть. Именно на этих трех правилах и стоит ‘Lovers Rock’. Честная, непосредственная и порой даже вызывающая своей откровенностью, пластинка. Sade – это Helen Folassade Adu, она родилась в Ибадане, в Нигерии, несколько десятков лет назад, и росла в Колчестере, что в графстве Эссекс. Туда она переехала, когда ей было 4 года, после того, как ее мать, англичанка, ушла от ее отца нигерийца. Sade всегда пыталась жить честно, и открыто, так, как не могли жить ее родители. Долгие годы после развода родителей, Sade искать пути, чтобы найти себя.Когда Sade росла, она слушала очень много музыки. В основном, она отдавала предпочтение соулу. Она днями напролет заслушивалась пластинками Curtis Mayfield, Donny Hathaway и Марвина Гея. Молодую девушку поражало больше всего то, как можно простой, на первый взгляд мелодией, выразить столько чувств – будь то радость или печаль, надежда или грусть. Поражало ее и то, как музыка может вызывать такие же чувства не только у того, кто ее делает, но и у тех, кто ее слушает. Но тогда, несмотря на то, что музыка занимала все больше места в жизни Sade, она даже и не думала, о том, чтобы начать петь самой. Она изучала искусство моды в колледже Святого Мартина, надо сказать, довольно успешно. Ее дебют состоялся там же, в колледже, когда ее попросили выступить как вокалистке в молодой начинающей группе. Эта «работа» была временной, Sade должна была петь до тех пор, пока ее друзья – музыканты не должны были найти себе постоянную певицу. Ну и конечно же, пение молодой девушки оказалось настолько чувственным и красивым, что они сразу же забросили поиски другой участницы. Кроме того, Sade показала себя и в качестве автора текстов и музыки к песням, поэтому вопрос об окончательном принятии в группу отпал сам собой. С Рэйем Джоном, в конце 1983го года Sade написала песню ‘Smooth Operator’, которая впоследствии станет ее чуть ли не самым успешным хитом…пока же, карьера Sade только начиналась. Вместе с Stuart Matthewman, Andrew Hale и Paul Spencer Denman, в 1983м году Sade собирает свою собственную группу, которую называет ‘Pride’ (Гордость). В 1984 году выходит их первый сингл ‘Your Love Is A King’, который сразу же попадает в первую десятку хит – парадов Англии и многих европейских хит – парадов. «Звезда» родилась почти сразу. Ее музыкальный стиль и внешний облик сразу же привлекли к себе внимание – Sade в миг стала новой иконой современной поп – музыки.Ее появление на мировой сцене ознаменовало начало нового периода в музыке восьмидесятых – периода взрослой, элегантной, эстетской, в чем – то немного сдержанной музыки. Все эти качества навсегда останутся свойственными для Sade как музыканта и как просто личности. Редкий случай, когда музыкальный имидж и имидж поведения в жизни вне сцены являет собой единое целое. Музыка Sade, всегда предельно чувственная и откровенная, сразу же нашла отклик в сердцах миллионов людей. Ее нежнейший, мягкий вокал и честные, неприкрытые завесой приличия тексты – сыграли немаловажную роль в становлении ее карьеры. Именно с этими двумя вышеназванными качествами слушатель и связывает имя Sade. Возможно, все это помогло ей оказаться на обложке журнала Time всего лишь спустя год после выхода ‘Your Love Is A King’. Надо сказать, что музыкантам это удается очень и очень нечасто! Итак, после выхода дебютной пластинки ‘Diamond Life’ в 1984 году, в которую помимо ‘Your Love is A King’ вошли также такие песни как ‘Smooth Operator’ и ‘Hang On To Your Love’, Sade ворвалась в элиту.Ее популярность сразу же приобрела значение поистине мирового масштаба. Что касается пластинки, то она провела 88 недель в чарте Англии и 81 неделю в национальном американском хит – параде журнала Billboard – почти два года, для новичка просто оглушительный успех! В 1984 м году Sade получила за ‘Diamond Life’ BPI Award как за лучший альбом. Более того, Sade в том году получила «Грэмми» как Лучший Новый Артист! После ‘Diamond Life’ Sade выпускает альбом ‘Promise’, который встречают с такой же теплотой по обе стороны Атлантики. Такие хиты как ‘Is It A Crime’ и ‘Sweetest Taboo’ становятся одними из самых часто ротируемых песен на радио в Америке за всю историю. Как и ‘Diamond Life’, ‘Promise’ становится ультра – успешным альбомом, получившим мульти – платиновый статус в ряде стран. И вот парадокс – при всем том, что Sade становится все более популярной, ее музыка остается единственным, что мы знаем о ней. Несмотря на то, что обложки ведущих мировых журналов пестрят заголовками с ее именем, а радиостанции во всем мире крутят ее песни, о самой Sade, по - прежнему, всем мало что, известно. Почему артист, чья музыка так проста и доступна, скрывается – мало дает интервью. Не посещает светские рауты и предпочитает домашний уют большим и шумным вечеринкам? Sade говорит, что она с радостью даст интервью, но это сделает только тогда, когда у нее появится что сказать. И вообще, Sade предпочитает общаться только через музыку. В своих песнях она открывает нам то, что мы так жаждем от нее услышать. Так, в начале 80х, когда к Sade только пришел успех, она уехала ненадолго в Мадрид. Там ее без устали донимали журналисты. И в ответ на постоянные отказы в интервью, они стали называть ее прелестной стеснительной дивой. На это, Sade тогда ответила: «Я не стеснительная. Просто я предпочитаю общаться с просто людьми, нежели с журналистами». Возможно, это немного оскорбило пишущую братию. Как еще объяснить то, что статьи в каких бы то ни было журналах о Sade, появляются довольно нечасто. И вот, по сей день, o Sade мы знаем не так уж много. Мы не знаем, с кем она делит свою жизнь, где и как проводит время. Мы не знаем о Sade ничего, кроме ее музыки. И в этом еще одна особенность имиджа Sade.В 1988 году Sade со своей группой записывает новый альбом, первый, после трехлетнего перерыва. ‘Stronger Than Pride’ дарит нам такие классические хиты как ‘Paradise’, ‘Love Is Stronger Than Pride’ и ‘Nothing Can Come Between Us’. Выход альбома впервые поддерживается масштабным мировым концертным турне. Помимо европейских стран, Sade дает концерты в Японии и Австралии. Также, в 1988м году Sade впервые дает серию больших концертов в Америке. На протяжении всей своей карьеры, Sade всегда бросала вызов своему слушателю, шла, что называется, на откровенность. Она погружала нас в свой мир томной, чувственной музыки. Делала из нас не только поклонника ее творчества, но и ее непосредственного участника. Sade всегда нас поражала и широтой своего таланта. На ее счету и классические танцевальные хиты, и песни для разных кинофильмов и любовные баллады, ставшие фаворитами радио – чартов и ночных баров. И в то же время Sade оставалась простой поп – группой. Иногда их музыка скатывалась в RnB, иногда в соул, но при всем при этом, они никогда не изменяли своим принципам. Их музыка в коне оставалась такой же, как и в самом начале. В 1992 году Sade выпускает альбом ‘Love Deluxe’ – четкий, эмоциональный и предельно честный продукт, который встретил самую теплую критику и самый большой коммерческий успех за их карьеру. В Америке, пластинка провела в национальном хит – параде 90 недель, а песня ‘No Ordinary Love’ вошла в саундтрек к фильму «Непристойное Предложение» с Робертом Редфордом и Деми Мур в гланых ролях.Два года спустя, в 1994м, Sade выпускает сборник ‘The Best Of Sade’, в который вошло 16 классических хитов группы. И вот, после восьми лет молчания и с сорока миллионами проданных пластинок за плечами, Sade дарит нам свой новый альбом ‘Lovers Rock’. Эта необыкновенно простая работа уводит нас в корни музыки группы – назад к истокам. От игривой, полу - акустической ‘Sweetest Gift’ до вызывающей ‘All About Our Love’ и танцевальной ‘Slave Song’ – мы будем слышать Sade в лучшем ее проявлении. Этим альбомом Sade продолжает нам рассказывать свои горько – сладкие истории. О том, как может болеть сердце и о том, как полна и прекрасна наша жизнь. И в музыкальном плане, ‘Lovers Rock’ оставляет нас уверенными в том, что Sade еще есть чем нас удивить. Певица недавно рассказала о своей любви к марихуане в интервью, отмечающем ее возвращение.В беседе с журналом The Sunday Times Magazine певица призналась, что травка - ее творческое топливо и что она должна была учесть это, когда в 1995 году ждала ребенка. Она сказала: "Мне пришлось прекратить работать, потому что, когда я работаю, я люблю курить траву, а я не хотела курить во время беременности." Шаде также сообщила подробности ее громко обсуждаемом ареста в 1997 году на Ямайке. Она утверждает, что ямайский полицейский, который арестовал ее за незначительное нарушение движения, "хотел взятку". Она естественно платить отказалась. После того, как она позже не смогла появиться в суде, чтобы ответить на обвинения, был выпущен приказ об ее немедленном аресте. Однако, Шаде быстренько свалила из страны, и не может теперь вернуться туда до 2002 года. Но ее пятилетняя дочь Ила остается на острове, о ней там заботятся родственники.