Домусульманская аравия. Современный арабский мир. История развития арабского мира Арабы в 6 веке

  • 16.12.2023

Что такое арабский мир и как он развивался? В этой статье речь пойдет о его культуре и развитии науки, истории и особенностях мировоззрения. Каким он был несколько веков назад и как выглядит арабский мир современный? Какие относят к нему сегодня?

Сущность понятия "арабский мир"

Под данным понятием подразумевается определенный географический регион, состоящий из стран северной и восточной части Африки, Ближнего Востока, населенных арабами (группой народов). В каждой из них арабский язык является официальным (либо же одним из официальных, как в Сомали).

Общая площадь арабского мира составляет примерно 13 миллионов км 2 , что делает его второй по размеру территории геолингвистической единицей на планете (после России).

Арабский мир не стоит путать с понятием "мусульманский мир", употребляемым исключительно в религиозном контексте, а также с международной организацией под названием "Лига арабских государств", созданной в 1945 году.

География арабского мира

Какие государства планеты принято включать в арабский мир? Фото, размещенное ниже, дает общее представление о его географии и структуре.

Итак, в состав арабского мира входит 23 государства. Причем два из них являются частично не признанными мировым сообществом (в списке ниже они отмечены звездочками). В этих государствах проживает около 345 миллионов человек, что составляет не более 5 % от общего населения мира.

Все страны арабского мира перечислены ниже, в порядке уменьшения численности их жителей. Это:

  1. Египет.
  2. Марокко.
  3. Алжир.
  4. Судан.
  5. Саудовская Аравия.
  6. Ирак.
  7. Йемен.
  8. Сирия.
  9. Тунис.
  10. Сомали.
  11. Иордания.
  12. Ливия.
  13. Ливан.
  14. Палестина*.
  15. Мавритания.
  16. Оман.
  17. Кувейт.
  18. Катар.
  19. Коморы.
  20. Бахрейн.
  21. Джибути.
  22. Западная Сахара*.

Крупнейшие города арабского мира - это Каир, Дамаск, Багдад, Мекка, Рабат, Алжир, Эр-Рияд, Хартум, Александрия.

Очерк о древней истории арабского мира

История развития арабского мира началась еще задолго до возникновения ислама. В те давние времена народы, которые сегодня являются неотъемлемой частью этого мира, общались еще на своих языках (хотя они и были родственны арабскому). Сведения том, какой была история арабского мира в древности, мы можем черпать из византийских или древнеримских источников. Разумеется, взгляд сквозь призму времени может быть весьма искаженным.

Древний арабский мир воспринимался высокоразвитыми государствами (Ираном, Римской и Византийской империей) бедным и полудиким. В их представлении это была пустынная земля с малочисленным и кочующим населением. На самом же деле кочевники составляли подавляющее меньшинство, а большая часть арабов вела оседлый способ жизни, тяготея к долинам малочисленных рек и оазисам. После одомашнивания верблюда здесь начала развиваться караванная торговля, которая для многих жителей планеты стала эталонным (шаблонным) образом арабского мира.

Первые зачатки государственности возникли на севере Аравийского полуострова. Еще раньше, по мнению историков, зародилось древнее государство Йемен, на юге полуострова. Однако контакты других держав с этим образованием были минимальными вследствие наличия огромной пустыни в несколько тысяч километров.

Арабско-мусульманский мир и его история хорошо описаны в книге Гюстава Лебона "История арабской цивилизации". Она была издана в 1884 году, её перевели на многие языки мира, в том числе, и на русский. Книга основана на самостоятельных путешествиях автора по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Арабский мир в Средние Века

В VI веке арабы уже составляли большую часть населения Аравийского полуострова. Вскоре здесь зарождается исламская религия, после чего начинаются арабские завоевания. В VII столетии начинает формироваться новое государственное образование - Арабский халифат, которое раскинулось на огромных просторах от Индостана до Атлантики, от Сахары до Каспия.

Многочисленные племена и народы севера Африки очень быстро ассимилировались в арабскую культуру, легко приняв их язык и религию. В свою очередь арабы впитали в себя и некоторые элементы их культуры.

Если в Европе эпоха Средневековья ознаменовалась упадком науки, то в арабском мире она в это время активно развивалась. Это касалось множества её отраслей. Максимального развития в средневековом арабском мире достигла алгебра, психология, астрономия, химия, география и медицина.

Арабский халифат просуществовал относительно долгое время. В Х веке начинаются процессы феодального дробления великой державы. В конечном итоге некогда единый Арабский халифат распался на множество отдельных стран. Большая их часть в XVI веке вошла в состав очередной империи - Османской. В XIX столетии земли арабского мира становятся колониями европейских государств - Британии, Франции, Испании и Италии. На сегодняшний день все они снова стали независимыми и суверенными странами.

Особенности культуры арабского мира

Культура арабского мира не представляется без исламской религии, которая стала её неотъемлемой частью. Так, непоколебимая вера в Аллаха, почитание пророка Мухаммеда, пост и ежедневные молитвы, а также паломничество в Мекку (главную святыню для каждого мусульманина) являются основными "столпами" религиозной жизни всех жителей арабского мира. Мекка, кстати, была святым местом для арабов еще в доисламские времена.

Ислам, как утверждают исследователи, во многом схож с протестантизмом. В частности, он так же не осуждает богатство, а коммерческая деятельность человека оценивается с точки зрения морали.

В Средние Века именно на арабском языке было написано огромное количество трудов по истории: летописей, хроник, биографических словарей и т. п. С особым трепетом в мусульманской культуре относились (и относятся) к изображению слова. Так называемая арабская вязь - это не просто каллиграфическое письмо. Красота написанных букв у арабов приравнивается к идеальной красоте человеческого тела.

Не менее интересны и достойны внимания традиции арабской архитектуры. Классический тип мусульманского храма с мечетями сформировался еще в VII столетии. Он представляет собой закрытый (глухой) двор прямоугольной формы, внутри которого пристроена галерея из арок. В той части двора, которая обращена к Мекке, сооружен роскошно оформленный и просторный молитвенный зал, увенчанный сверху сферическим куполом. Над храмом, как правило, возвышается одна или несколько острых башенок (минаретов), которые предназначены для призыва мусульман к молитве.

Среди самых известных памятников арабского зодчества можно назвать в сирийском Дамаске (VIII век), а также мечеть Ибн-Тулунна в египетском Каире, архитектурные элементы которой щедро украшены красивым растительным орнаментом.

В мусульманских храмах нет позолоченных икон или каких-либо изображений, картин. Зато стены и арки мечетей украшены изящными арабесками. Это традиционный арабский рисунок, состоящий из геометрических узоров и растительных орнаментов (нужно отметить, что художественное изображение животных и людей считается кощунственным в мусульманской культуре). Арабески, по утверждению европейских культурологов, "боятся пустоты". Они полностью покрывают поверхность и исключают наличие какого-либо цветного фона.

Философия и литература

Очень тесно связана с исламской религией. Одним из известнейших мусульманских философов является мыслитель и врач Ибн Сина (980 - 1037). Его считают автором не менее чем 450 трудов по медицине, философии, логике, арифметике и других сфер знания.

Самая известная работа Ибн Сина (Авиценны) - "Канон врачебной науки". Тексты из этой книги много столетий использовались в различных университетах Европы. Еще один его труд, "Книга исцеления", также значительно повлиял на развитие арабской философской мысли.

Самый известный литературный памятник средневекового арабского мира - сборник сказок и рассказов "Тысяча и одна ночь". В этой книге исследователи обнаружили элементы доисламских индийских и персидских сюжетов. На протяжении столетий состав этого сборника видоизменялся, свой окончательный вид он приобрел лишь в XIV веке.

Развитие науки в современном арабском мире

В эпоху Средневековья арабский мир занимал ведущие позиции на планете в области научных достижений и открытий. Именно мусульманские ученые "подарили" миру алгебру, сделали огромный скачок в развитии биологии, медицины, астрономии и физики.

Однако сегодня страны арабского мира уделяют катастрофически мало внимания науке и образованию. Сегодня в этих государствах существует чуть более тысячи университетов, и лишь в 312 из них работают ученые, публикующие свои статьи в научных журналах. За всю историю только два мусульманина удостоились Нобелевской премии в научной сфере.

В чем же причина такого разительного контраста между "тогда" и "сейчас"?

Единого ответа на этот вопрос у историков нет. Большинство из них объясняет этот упадок науки феодальным дроблением некогда единой арабской державы (Халифата), а также возникновением различных исламских школ, что провоцировало все больше разногласий и конфликтов. Еще одной причиной может быть то, что арабы достаточно плохо знают свою же историю и не гордятся великим успехами своих предков.

Войны и терроризм в современном арабском мире

Почему арабы воюют? Сами исламисты утверждают, что таким образом они пытаются восстановить былую мощь арабского мира и обрести независимость от западных стран.

Важно отметить, что главная священная книга мусульман Коран не отрицает возможность захвата чужих территорий и обложения захваченных земель данью (об этом говорит восьмая сура "Добыча"). Кроме того, с помощью оружия всегда было намного легче распространять свою религию.

Арабы с самых древних времен прославились как смелые и довольно жестокие воины. С ними не рисковали воевать ни персы, ни римляне. Да и пустынная Аравия не слишком привлекала к себе внимание крупных империй. Однако арабских воинов с удовольствием принимали на службу в римские войска.

После окончания Первой мировой войны и арабо-мусульманская цивилизация погрузилась в глубочайший кризис, который историки сравнивают с Тридцатилетней войной XVII века в Европе. Очевидно, что любой подобный кризис рано или поздно заканчивается всплеском радикальных настроений и активными порывами возродить, вернуть "золотой век" в своей истории. Эти же процессы сегодня происходят и в арабском мире. Так, в Африке свирепствует террористическая организация в Сирии и Ираке - ИГИЛ. Агрессивная деятельность последнего образования уже выходит далеко за рамки мусульманских государств.

Современный арабский мир устал от войн, конфликтов и столкновений. Но как погасить этот "пожар", пока никто точно не знает.

Саудовская Аравия

Сердцем арабо-мусульманского мира сегодня часто называют именно Саудовскую Аравию. Здесь находятся основные святыни ислама - города Мекка и Медина. Основная (и, по сути, единственная) религия в этом государстве - ислам. Представителям иного вероисповедания разрешено въезжать в Саудовскую Аравию, однако в Мекку или Медину их могут не пропустить. Также "туристам" категорически запрещено демонстрировать в стране какие-либо символы иной веры (например, носить крестики и т. п.).

В Саудовской Аравии существует даже специальная "религиозная" полиция, целью которой является пресечение возможных нарушений законов ислама. Религиозных преступников ждет соответствующее наказание - от денежного штрафа до казни.

Несмотря на все вышесказанное, дипломаты Саудовской Аравии активно работают на мировой арене в интересах защиты ислама, поддерживают партнерские связи со странами Запада. Непростые отношения у государства складываются с Ираном, который тоже претендует на лидерство в регионе.

Сирийская Арабская Республика

Сирия - еще один важный центр арабского мира. В свое время (при Омейядах) именно в городе Дамаске находилась столица Арабского халифата. Сегодня же в стране продолжается кровавая гражданская война (с 2011 года). Западные часто критикуют Сирию, обвиняя её руководство в нарушении прав человека, применении пыток и существенном ограничении свободы слова.

Около 85 % являются мусульманами. Однако "инаковерцы" всегда чувствовали здесь себя свободно и довольно комфортно. Законы Корана на территории страны воспринимаются её жителями, скорее, как традиции.

Арабская Республика Египет

Крупнейшей (по населению) страной арабского мира является Египет. 98 % его жителей - это арабы, 90 % исповедуют ислам (суннитское течение). В Египте находится огромное количество гробниц с мусульманскими святыми, которые в дни религиозных праздников привлекают к себе тысячи паломников.

Ислам в современном Египте имеет существенное влияние на жизнь общества. Однако мусульманские законы здесь значительно смягчены и подогнаны под реалии XXI века. Интересно отметить, что большая часть идеологов так называемого "радикального ислама" получили образование именно в Каирском университете.

В заключение...

Под арабским миром подразумевают особый исторический регион, примерно охватывающий Аравийский полуостров и Северную Африку. В его состав географически входит 23 современных государства.

Культура арабского мира специфична и очень тесно связана с традициями и канонами ислама. Современные реалии этого региона - это консерватизм, слабое развитие науки и образования, распространение радикальных идей и терроризма.

§ 1. Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности

Географические условия и население. В начале VII века, накануне появления ислама, Аравия представляла собой достаточно замкнутый и обособленный уголок мира. Если взглянуть на карту, то мы увидим, что Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: Красным морем с запада, Индийским океаном с юга и Персидским заливом с востока. И только к северу за безграничными песками пустынь Нефуд простирался Шам (современные Иордания, Сирия и Палестина), а рядом, между реками Тигр и Евфрат, лежала Месопотамия (современный Ирак). Климатические и географические условия жизни на этом полуострове достаточно суровы. Летом достигающая 50 градусов жара и яркий свет солнца выжигают все живое, но и зимой, когда жара спадает, резкий перепад дневных и ночных температур (от нуля до 30 градусов) не даёт развиваться растительности. Песчаные пустыни и каменистые плоскогорья создают суровый ландшафт, отсутствие дождей делает эти пространства засушливыми и неплодородными. Малочисленные оазисы, сформировавшиеся вокруг колодцев и источников на расстоянии сотен километров друг от друга, лишь изредка скрашивают эту безжизненную пустыню. Животный мир Аравии тоже беден. Звери нечасто появляются среди здешних песков. Хищные птицы питаются остатками диких ослов, антилоп и мелких грызунов, на которых нападают лисы, волки и гиены.

Для жителей Аравии верным спутником и надёжным другом был и остаётся верблюд - «корабль пустыни». Он является незаменимым средством передвижения в условиях жары, безводья и скудного подножного корма, поскольку может обходиться без питья до пяти суток и нести на своём горбу четверть тонны грузов, пробегая до 130 километров за сутки. Ни одно другое верховое животное не способно конкурировать в этом отношении с верблюдом. А ведь верблюда ранее использовали ещё и во время пахоты, и для подъёма воды из глубоких колодцев, он обеспечивал хозяев молоком, шерстью, кожей и мясом. Поскольку не каждый мог позволить себе зарезать ради мяса такого важного для жизни помощника, аравийские кочевники содержали большое поголовье овец и коз.

Несмотря на суровый климат и бедную растительность пустыни, на Аравийском полуострове издревле проживали арабы - гордый и гостеприимный народ. Арабы относятся к семитской семье и являются прямыми потомками Ибрахима (библ. Авраам). После того как стареющая жена патриарха Сара (библ. Сарра) родила ему мальчика Исхака (библ. Исаак), она потребовала отправить в Аравию его первенца - сына Исмаила, родившегося от Хаджар (библ. Агарь). Потомки Исмаила стали называться арабами. Словом «арабы» в древнесемитском языке обозначались народы, кочевавшие за реками на широких просторах пустыни. В течение многих веков арабы постепенно распространились по всей Аравии. Большинство из них стали кочевниками (по-арабски это звучит бадави, отсюда слово бедуин), но некоторые остались оседлыми и жили в оазисах и городах. Оседлые арабы создали крупную древнейеменскую цивилизацию на юге Аравийского полуострова. Государства Саба, Маин, Катабан и Хадрамаут, возникшие в конце II тысячелетия до н. э., обладали высокоразвитой культурой, сопоставимой с культурой древних египтян и ассирийцев, иудеев и персов. Древние йеменцы построили крупные города в руслах пересыхающих рек (вади), соорудили высокие плотины и огромные водохранилища, создали свой собственный пантеон богов, поклоняясь солнцу, луне и звёздам. Они научились вырезать надписи на больших известняковых плитах, используя древнее квадратное письмо, которое послужило прототипом эфиопского и армянского алфавитов. На севере Аравийского полуострова еще в первые века нашей эры были основаны арабские города-государства Пальмира и Набатея.

Однако подавляющее большинство арабов оставались бедуинами-кочевниками и занимались скотоводством и земледелием, перемещаясь по бескрайним просторам Аравийского полуострова. Лишь несколько десятков оазисов в центре полуострова превратились в небольшие поселения, где арабы жили оседло. Такими поселениями были Мекка, Ясриб, Таиф.

Социальная жизнь. Для араба главным жизненным окружением является племя. Арабы величают своё племя словом бану, что переводится как «сыновья»: основным принципом социальной организации в доисламской Аравии были кровнородственные отношения по мужской линии при коллективной собственности на землю и пастбища. Старейший и наиболее известный мужчина формировал начальное генеалогическое звено - эпоним, к которому относили себя все последующие поколения детей мужского пола, называя себя сыновьями такого-то. Например, Пророк Мухаммад происходил из племени бону хашим, то есть «сыновья Хашима». Постепенно племя разрасталось, в него входили не только родственники, но и те, кто по древней арабской традиции гостеприимства и вольнолюбия оказывались под защитой племени: приёмные дети, примкнувшие чужаки, отпущенные на свободу рабы и другие.

Во главе племени стояли вожди, которые занимали главенствующее положение не столько по происхождению, сколько благодаря личному авторитету, храбрости и богатству. Вокруг вождя собирались главы родов, которые составляли совет племени. Именно совет племени принимал наиболее важные решения: избирал вождя, начинал войну с соседями, распределял добычу и землю. Члены племени жили большими семьями и родами, во главе которых стояли старшие по возрасту. Они были гарантами безопасности и благополучия семьи. Никто не мог покуситься на жизнь или имущество семьи, не опасаясь мщения, ибо действовал принцип «все за одного». Если кого-нибудь из семьи убивали или ранили, то за пострадавшими было право выкупа: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, но иногда выкуп выплачивался скотиной, деньгами или продуктами при согласии пострадавших. Коллективная ответственность за каждого члена семьи была гарантией социального спокойствия внутри племени, поскольку наказание было неотвратимым. Самым страшным последствием проступка было изгнание из семьи и племени, ибо тогда человек оказывался беззащитным и любой мог его убить, ограбить и оскорбить. Основу семьи составляли мужчины, которые воевали, работали, торговали. Положение женщин было второстепенным, они обеспечивали продолжение рода, но не образовывали генеалогической линии. Женщины не имели прав на наследство, а в случае кончины мужа лишались возможности самостоятельно определять свою дальнейшую судьбу. Обычно старший сын наследовал вдов своего отца вместе с его имуществом и брал их в жёны. В условиях суровой пустыни женщины становились обузой для рода. Именно по этой причине у некоторых племён даже существовал обычай закапывать в землю новорождённых девочек, чтобы они не были лишними ртами в голодное время года. Поскольку мужчины чаще погибали или умирали, существовало неограниченное многоженство.

Верования. Верования арабов были связаны с именами пророков Ибрахима и Исмаила, хотя имели мало общего с их монотеистической традицией. Тех, кто поклонялся одному Аллаху, отвергая различные проявления язычества, были единицы, и они называли себя ханифами. Среди большинства арабов были распространены идолопоклонство, почитание камней, скал, деревьев, животных, звёзд, а также различные суеверия. Одними из самых почитаемых идолов были Лат, Узза и Манат, имена которых упоминаются в Коране. Иногда в идолов превращались могилы праведников, над которыми сооружались храмы. Главным местом скопления идолов была Кааба - кубический храм в Мекке, возле которого каждое арабское племя устанавливало изображение своего божества. Накануне появления ислама вокруг Каабы накопилось свыше трёхсот идолов.

Согласно традиции, первым, кто распространил идолопоклонство среди потомков Исмаила, был вождь хузаитов по имени Амр бин Лухайй. Он был известен своей щедростью и набожностью, что помогло ему завоевать любовь и уважение соплеменников. Иногда в сезон паломничества он закалывал десять тысяч верблюдиц и раздавал приезжим десять тысяч одежд. Во время поездки в Шам он впервые познакомился с идолопоклонством и принял его за истину, потому что эта область была родиной многих пророков и местом ниспослания откровений. Вернувшись в Мекку, Амр привёз с собой идола, которого называли Хубал. Он установил его внутри Каабы и призвал своих соплеменников поклоняться ему. Жители города подчинились ему. Поскольку мекканцы считались хранителями Каабы и пользовались уважением среди остальных арабов, вскоре большинство арабских племён последовало их примеру.

Язычество настолько глубоко укоренилось в сознании арабов, что идолы были не только в каждом поселении, но и в каждом доме. Отправляясь в поездку, язычники брали с собой четыре камня, три из которых клали под котёл, а четвёртому поклонялись, кружась вокруг него. Для того чтобы ублажить своих богов, они выделяли им часть урожая и приносили им в жертву домашний скот. Язычники не считали своих идолов всемогущими, но верили, что идолы доводят их молитвы до верховного бога - Аллаха, который единолично правит миром.

Большую роль в религиозных представлениях арабов играли духи, воплощавшие в себе силы добра и зла. Арабы верили, что духи способны вредить и помогать людям, открывать им тайное и сокровенное. Обычно духов вызывали прорицатели и колдуны, которые занимались магией и предсказаниями, помогали лечить больных и отыскивать потерянных животных. Среди язычников была распространена традиция обращаться к прорицателям перед поездкой, женитьбой или при принятии важного решения.

Аравитяне имели определённые представления и о религиях соседних народов. Этому способствовали торговые связи, которые они налаживали с Сирией, Пальмирой, Хадрамаутом и другими областями. Некоторые арабские племена исповедовали христианство, большая община христиан проживала в Наджране. В Хиджазе было несколько иудейских поселений, а иудейские учёные пользовались доверием и уважением среди жителей Мекки и других городов. Несмотря на это, иудаизм и христианство не получили распространения среди арабов, а с приходом ислама подавляющее большинство арабских христиан и иудеев стали последователями пророка Мухаммада.

Соседи арабов. Аравия была объектом интереса многих соседних государств. Ещё древние египтяне открыли путь через Синайский полуостров в Южную Аравию и возили оттуда благовония и драгоценности. Легенды о богатой и счастливой Аравии передались римлянам и византийцам, которые мечтали покорить арабов. Но бедуины, бесстрашные воины и кочевники, надёжно охраняли границы пустыни, которая сама по себе была негостеприимна к чужакам: отсутствие воды и пищи, жара и пески не давали врагам возможности проникнуть вглубь. Походы римского полководца Элия Галла в I веке до н. э. и эфиопского правителя Абрахи в 570 г. показали тщетность попыток завоевать Аравию.

Так и жили арабы-кочевники изолированно от всего мира до середины VII века.

С севера с ними граничила Византийская империя, столица которой Константинополь (современный Стамбул) находилась далеко от Аравии. В византийской провинции Шам под властью греческих метрополий жили совместно семитские народы арамеи, евреи и северные арабы. Они занимались земледелием и скотоводством и платили огромные налоги городским правителям. Мощным орудием воздействия на византийских подданных служила христианская церковь, но христианство было лишь официальной религией, а представители семитских народов придерживались своих традиционных верований: иудаизма или язычества.

Население наиболее близкой к Аравии Месопотамии тоже было в основном семитским: потомки древних вавилонян смешались с арамеями и иудеями и тесно контактировали с северными арабами.

К востоку от Византии располагалось равное ему по площади Сасанидское государство, которое простиралось на территории современного Ирака и Ирана. Наследный правитель сасанидского государства шаханшах пользовался огромной поддержкой огнепоклонников - магов и жрецов зороастризма - официальной религии сасанидского Ирана.

За Красным морем существовала ещё одна сильная держава - христианская Эфиопия, которая в конце VI века завоевала Южную Аравию, но под давлением пришедших сюда иранцев эфиопы вернулись на африканский континент и перестали влиять на жизнь Аравии.

Византия и Иран сильно враждовали между собой, вели постоянные войны, которые приводили к упадку их экономической жизни, социальным неурядицам и кризисным ситуациям. Поэтому на рубеже VI–VII веков обе державы сильно ослабели и переживали кризис власти - первый предвестник поражения, одновременно погружаясь в пучину безнравственности и бездуховности. Господствовавшие в тот период религиозные учения не давали ответов на насущные вопросы и не были способны вдохновить их последователей на коренное изменение общественного порядка. Иудеи же, которым удалось сохранить значительную часть своего религиозного наследия, как правило, находились в зависимости от других народов. Они подвергались гонениям и притеснениям, не имея возможности существенным образом повлиять на ход истории.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Сравнительное Богословие Книга 2 автора Академия Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития

Часть III Религиозные и идеологические системы 3.1 Ранние формы религиозных систем культура общинной магии 3.1.1 Возникновение и особенности ранних форм религиозных систем Бог создал человека таким образом, что последний не может жить лишь материальным (вещественным),

Из книги Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность автора Григоренко А Ю

Глава II. Социокультурные и историко-религиозные предпосылки новейшего

Из книги Ислам вчера, сегодня и завтра автора Апшерони Али

Из книги Краткое жизнеописание пророка Мухаммада автора Апшерони Али

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы "Экология духа, оккультизм и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной

Из книги К пониманию ислама автора Кадри Абдулу Хамиду

21:13–17 Аравия В ранних версиях в ст. 13 вместо второй Аравии читают «вечер», поскольку в этих словах одинаковые согласные. Возможно, это второй заголовок (ср. ст. 11 и символические заголовки в 21:1; 22:1). Особенное значение этого пророчества в том, что оно предупреждает самое

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Аравия - пропасть темноты В эту погруженную во мрак эпоху была территория, где темнота лежала сильнее и гуще. В соседних странах: Персии, Византии, Египте - был проблеск цивилизации и слабый свет учености. Но они не оказали какого-либо культурного влияния на Аравию. Она

Из книги Ислам автора Курганова У.

Аравия Как только строительство Храма было завершено, летописец сообщает о посещении его царицей Савской и продолжает описывать богатство и славу Соломона: 2 Пар., 9: 14. Сверх того, послы и купцы приносили, и все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Мечеть Аль-Харам (Саудовская Аравия) Аль-Масджид аль-Харам (араб. Запретная мечеть) является главной мечетью ислама. Она расположена в Мекке в Саудовской Аравии.Во внутреннем дворе Аль-Харам находится Кааба. Кааба – мусульманская святыня в виде кубической постройки.

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

Аль-Масджид аль-Набави (Саудавская Аравия) Масджид аль-Набави (араб. Мечеть Пророка) является второй по величине мечетью в мире и второй по значимости для исламского мира после Запретной мечети в Мекке. Она известна как Мечеть Пророка, или Зеленый купол. Расположена эта

Из книги Сравнительное богословие. Книга 4 автора Коллектив авторов

Саудовская Аравия: раскол духовенства Ряд саудовских ваххабитских шейхов, симпатизирующих Усаме бен Ладену, среди которых Али Худейр, Насир аль-Фахд, Ахмад аль-Халиди, Сулейман аль-Апьван, издали фетвы, в которых американо-британское вторжение характеризуется как

Из книги автора

Доисламская Аравия: социокультурные и религиозные особенности Географические условия и население. В начале VII века Аравия представляла собой достаточно обособленный уголок мира. Аравийский полуостров с трёх сторон омывается морскими водами: красным морем с запада,

Вопросы и задания.

1. Какое влияние природные условия Аравийского полуострова оказали на деятельность и быт населения?

Природные условия аравийского полуострова оказали на деятельность и быт населения большое влияние. Почти всю территорию аравийского полуострова занимают пустыни и степи, которые пригодны для кочевого скотоводства. Климат сухой и жаркий, дожди выпадают редко. На юге и западе Аравии находятся оазисы (там есть вода и плодородная почва), поэтому оседлые арабы занимались там земледелием - выращивали ячмень, финиковые пальмы, виноград, плодовые деревья, сахарный тростник, хлопчатник. Также, для земледелия были пригодны прибрежные районы. На пересечении торговых путей возникали относительно крупные города, где развивались ремесло и торговля. Особенно местные мастера славились обработкой кож и изготовлением оружия. На юге Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы.

2. Расскажите о занятиях арабов. Объясните, почему занятия влияют на образ жизни.

Большинство населения полуострова составляли кочевники (бедуины), которые занимались скотоводством и торговлей, а также грабежом торговых караванов или их охраной (чаще всего всем одновременно).
В оазисах люди занимались земледелием и научились строить сложные оросительные сооружения, для возделывания земли использовали разнообразный металлический инвентарь. Занимаясь земледелием, люди были привязаны к плодородной почве и воде, поэтому вели оседлый образ жизни. Там же развивалось оседлое скотоводство, ремесло и торговля.
То, чем кочевники могли торговать, они привозили на продажу в крупные города, расположенные вдоль берега Красного моря. На нем рано возникли крупные торговые пункты: Мекка, Ясриб и др. Сюда, в Мекку, Таиф и Ясриб, Медину. Торговля способствовала созданию городов, которые располагались на пересечении торговых путей. На юге Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы. В крупных городах развивались ремесло и торговля. Особенно местные мастера славились обработкой кож и изготовлением оружия.
Занятия зависели от природных условий той или иной местности и влияли на образ жизни арабов. Именно занятие определяло то, как они вели хозяйство, а также влияло на уровень культурного и общественного развития. Все это определяло их образ жизни. Например, бедуины занимались скотоводством. А, поскольку пастбищ часто не хватало, они вели кочевой образ жизни. Кроме того, скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию, и бедуины при случае грабили соседей, а также купеческие караваны.

3. Расскажите о верованиях древних арабов.

В большинстве своём арабы были язычниками. Они знали иудаизм и христианство – религии, проповедующие единобожие. Общеаравийской святыней была Кааба (в переводе с арабского - куб) в Мекке. В углу этого большого кубического здания находился «чёрный камень», который, по преданию, Бог даровал Адаму. В Южной Аравии поклонялись Луне. На Севере – бетилам – вертикально стоящим камням, символизирующим предков. Арабы очень почитали умерших предков.

4*. Что вы можете сказать о народе, создавшем такие строки: «Первенство нам обеспечили наши предки, бывшие среди первых в похвальных делах»?

Об этом народе можно сказать то, что арабы чтили своих предков, воспевали их героические деяния. Арабы почитали умерших предков. Никогда бедуин не проезжал мимо места погребения, не прибавив камня или ветки к той груде, которая уже покрывала могилу. Уважение к предкам - характерная черта арабов. Для них было большим несчастьем умереть вдали от своего племени. Уважение к предкам - излюбленная тема староарабских поэтов: "Первенство нам обеспечили наши предки, бывшие среди первых в похвальных делах." (Хассан ибн Сабит)

Верхний палеолит

В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало победное шествие по планете . В эпоху верхнего палеолита/мезолита территорию Аравии населяли племена носителей гаплогруппы С . Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тыс. лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой поокрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал, и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность миграции через море, через которое они достигли Аравии и основали ряд перых стоянок на Ближнем Востоке - таких, как Джебель-Файя. Ранние мигранты, спасаясь от климатических изменений в Африке, перешли через Красное море на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условиях. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) - расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тыс. лет назад, в эпоху окончания ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность. С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

Расселение семитов

См. также: Досемитский субстрат

Некоторые авторы полагают, что Аравия была отечеством древних семитов , одной из ветвей которых были арабы . Другие считают, что семиты в V тыс. до н. э. мигрировали из африканского региона Сахары . В любом случае они уже на рубеже IV-III тыс. до н. э. обосновались в Аравии. Древние кочевники-арабы поклонялись богине Аллат , чтили звезды и верили в талисманы (в глубокую древность уходит культ черного камня).

Древняя Аравия

В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского , сабейского. Племена управлялись вождями - кабирами , во главе союзов племен со временем стали мукаррибы , совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик (царь) . На основе союза племен начали формироваться царства. В XIV в. до н. э. сформировалось царство Маин, от которого через западную Аравию к Египту и Ханаану протянулся Путь благовоний . На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину . Южным конкурентом Маина стало Сабейское царство , известно благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской , современнице Соломона. Южноаравийская письменность , принятая в Маинском и Сабейском царстве c IX в. до н. э., развилась на основе хананейского письма , что указывает на связи Йемена с древней Палестиной, закрепленную в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама . Через гавани южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию (Офир).

Сабейское царство благотворно влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. В VIII веке до н. э. на эфиопские земли прибыла крупная сабейская колония, стремительно отделившаяся от своей аравийской метрополии. С прибытием сабеев связана известная эфиопская легенда о «Соломоновой династии», представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской , то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис. Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков: каменного строительства методом сухой кладки и резьбы по камню, расписной керамики и ещё некоторых достижений цивилизации. Смешавшись с кушитами , обитавшими в регионе Тигре, аравийские переселенцы образовали агази - древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык - как геэз .

Античная Аравия

Во II в. до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре , в котором арабы вытеснили древних идумеев . Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом , которое послужило основой для арабского алфавита . Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия .

Синхронно набатейскому царству на юго-западе Аравии появляется Химьяр , пришедший на смену Сабейскому царству в 115 до н. э. . Столицей Химьяра стал Зафар. Со временем (при Зу-Нувасе) в нем сильные позиции занял иудаизм. В IV и VI веке эфиопское войско дважды разорило юго-западную Аравию. После второго похода эфиопский гарнизон во главе с эфиопским наместником Абрахой поднял мятеж и образовал самостоятельное провизантийское государство Химьяр с центром в Сане , которая стала центром распространения христианства в южной Аравии. По легенде в 570 году Абраха направил карательную экспедицию в тогда еще языческую Мекку, которая закончилась провалом (Год Слона).

Аравия в VI веке

Ирано-византийское пограничье

Экспансия химьяра в центральную Аравию привела к появлению Кинда . Геополитически ориентированные на Византию киндиты столкнулись с «персидскими арабами» под предводительством Лахмидов , кочевавших в низовьях Евфрата. По территории Аравии прошел цивилизационный разлом между христианской Византией и зороастрийской Персией, в зоне которого полыхала ожесточенная межплеменная война. В VI веке на смену ослабевшим киндитам византийскую политику стали проводить Гассанидов , которые также потерпели поражение и к концу VI века Аравия была превращена в персидскую окраину.

Примечания

См. также

|
домусульманская аравия косметика, домусульманская аравия шугаринг
- это период, охватывающий историю Аравийского полуострова до появления ислама и создания Арабского халифата в VII веке. исламской теологии культура доисламского периода обозначается термином «джахилия».

  • 1 Верхний палеолит
  • 2 Расселение семитов
  • 3 Древняя Аравия
  • 4 Античная Аравия
  • 5 Ирано-византийское пограничье
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Верхний палеолит

См. также: Доисторический Ближний Восток

В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало победное шествие по планете. эпоху верхнего палеолита/мезолита территорию Аравии населяли племена носителей гаплогруппы С. Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тыс. лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. это время уровень Красного моря упал, и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке - таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya). Ранние мигранты, спасаясь от климатических изменений в Африке, перешли через «Врата Скорби» на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условий. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) - расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тыс. лет назад, в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность. С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.

Расселение семитов

Основная статья: Семиты См. также: Досемитский субстрат

Некоторые авторы полагают, что Аравия была отечеством древних семитов, одной из ветвей которых были арабы. Другие считают, что семиты в V тыс. до н. э. мигрировали из африканского региона Сахары. любом случае они уже на рубеже IV-III тыс. до н. э. обосновались в Аравии. Древние кочевники-арабы поклонялись богине Аллат, чтили звезды и верили в талисманы (в глубокую древность уходит культ чёрного камня).

Древняя Аравия

Основные статьи: Маин , Сабейское царство Сабейское царство (Sheba) в V в. до н. э.

В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского, сабейского. Племена управлялись вождями - кабирами, во главе союзов племен со временем стали мукаррибы, совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик (царь). На основе союза племен начали формироваться царства. XIV в. до н. э. сформировалось царство Маин, от которого через западную Аравию к Египту и Ханаану протянулся Путь благовоний. На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину. Южным конкурентом Маина стало Сабейское царство, известно благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской, современнице Соломона. Южноаравийская письменность, принятая в Маинском и Сабейском царстве c IX в. до н. э., развилась на основе хананейского письма, что указывает на связи Йемена с древней Палестиной, закрепленную в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама. Через гавани южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию (Офир).

Сабейское царство благотворно влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. VIII веке до н. э. на эфиопские земли прибыла крупная сабейская колония, стремительно отделившаяся от своей аравийской метрополии. С прибытием сабеев связана известная эфиопская легенда о «Соломоновой династии», представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской, то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис. Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков: каменного строительства методом сухой кладки и резьбы по камню, расписной керамики и ещё некоторых достижений цивилизации. Смешавшись с кушитами, обитавшими в регионе Тигре, аравийские переселенцы образовали агази - древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык - как геэз.

Античная Аравия

Основные статьи: Набатейцы , Химьяр

Во II в. до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.

Синхронно набатейскому царству на юго-западе Аравии появляется Химьяр, пришедший на смену Сабейскому царству в 115 до н. э.. Столицей Химьяра стал Зафар. Со временем (при Зу-Нувасе) в нём сильные позиции занял иудаизм. IV и VI веке эфиопское войско дважды разорило юго-западную Аравию. После второго похода эфиопский гарнизон во главе с эфиопским наместником Абрахой поднял мятеж и образовал самостоятельное провизантийское государство Химьяр с центром в Сане, которая стала центром распространения христианства в южной Аравии. По легенде в 570 году Абраха направил карательную экспедицию в тогда ещё языческую Мекку, которая закончилась провалом (Год Слона).

Аравия в VI веке

Ирано-византийское пограничье

Основные статьи: Киндиты , Лахмиды , Гассаниды

Экспансия химьяра в центральную Аравию привела к появлению Кинда. Геополитически ориентированные на Византию киндиты столкнулись с «персидскими арабами» под предводительством Лахмидов, кочевавших в низовьях Евфрата. По территории Аравии прошёл цивилизационный разлом между христианской Византией и зороастрийской Персией, в зоне которого полыхала ожесточенная межплеменная война. VI веке на смену ослабевшим киндитам византийскую политику стали проводить Гассаниды, которые также потерпели поражение и к концу VI века Аравия была превращена в персидскую окраину.

См. также

  • Археология в Омане
  • Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук)

Примечания

  1. Цивилизации Древней Южной Аравии
  2. Аравийский полуостров признали первым плацдармом человеческой миграции
  3. Найдено новое подтверждение раннего выхода сапиенсов из Африки «южным путем» - Элементы - новости науки
  4. From the Trenches - New Evidence for Mankind"s Earliest Migrations - Archaeology Magazine Archive
  5. Егер О. Всемирная история (том первый. Древний мир)
  6. Восточное Средиземноморье и Аравия
  7. Южноаравийские государства в древности
  8. Аравия в III-I вв. до н. э.

Литература

  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. - Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. - 305 с.

домусульманская аравия косметика, домусульманская аравия петрейская, домусульманская аравия продукция, домусульманская аравия шугаринг

Домусульманская Аравия Информацию О