Синица защищает урожай тем что поедает насекомых. Полезные птицы и насекомые. Фото полезных птиц

  • 25.06.2023

Важным способом привлечения синиц на участок является устройство кормушек и подкормка птиц зимой. Причем обычные кормушки-столики для них не очень подходят. Дело в том, что на те прилетает большое количество самых разных, в т. ч. более крупных и сильных птиц, таких как вороны, галки, воробьи и пр., которые прогоняют синиц, не дают им кормиться. Последние, даже схватив еду, вынуждены отлетать и расклевывать ее в укромном месте, тратя на это много времени. Остальные птицы в это время клюют на кормушке и успевают съесть большую часть положенного туда корма. Поэтому для синиц необходимо устраивать специальные подвесные кормушки, а в качестве еды использовать кусочки свежего мяса, еще лучше – жира, сала, сливочного масла, в крайнем случае – маргарина, обязательно не соленых. Удобнее всего поместить их в пластмассовую или нитяную сеточку, в каких в магазине продают овощи, и подвесить ее на бечевке на ветку дерева, это и будет кормушка. Тогда можно не беспокоиться, что корм склюют вороны, сороки и вообще любые другие птицы.
Кроме синиц, ни одна из них не сядет на такую раскачивающуюся конструкцию. Причем, подвеску следует осуществить с таким расчетом, чтобы ее не могли достать и с земли, например бродячие собаки. Через дырочки в сетке синицы будут легко выклевывать корм, в то же время он не будет высыпаться, падать, теряться, а также покрываться снегом, т.е. может возобновляться достаточно редко (реже, чем раз в месяц).
Еще одним способом подкормки может быть нанесение на шершавую кору деревьев масла или маргарина, можно также капать на нее растопленным жиром. Тогда птички будут склевывать застывшие крошки продукта, забившиеся в трещины коры. Такая подкормка хороша еще тем, что стимулирует более активный поиск синицами насекомых. Хотя это и не столь уж нужно, поскольку все они имеют замечательное свойство – даже когда едят мясо или сало, никогда не клюют только их, а, поев на кормушке, обязательно летят искать зимующих вредителей. И возвращаются, только проголодавшись.
Зимой в лесу основным растительным кормом синиц являются семена сосны и ели, но для подкормки они не подходят, т.к. очень дороги и их трудно достать. Поэтому синичек проще подкармливать семенами культурных растений. Лучше всего использовать для этого подсолнечные семечки, как самый доступный и легко приобретаемый корм, кроме того, это могут быть семена большинства масличных растений, а также тыквы (все они должны быть не жареные), овес, различные крупы, крошки белого хлеба и пр.
Достоинства растительного корма: не портится во время оттепелей, своей неполноценностью (для синиц) понуждает их к поиску насекомых, кроме того, такой корм дешевле, его легче приобрести, он дольше и проще хранится. Причем, если подсолнечное семечко слегка раскрыто, то синица своим тонким, как пинцет клювом легко вышелушивает содержимое через эту щель, съедая его практически полностью. А вот целую семянку она раскрыть не может, поэтому продалбливает ее сбоку. В результате, выедает содержимое только частично – напротив проделанного отверстия, не более 1/2-2/3 семени. В обоих концах оного остается довольно много пищи, которая пропадает. В результате корм используется не полностью, не рационально, а синицы на то, чтобы его достать, затрачивают очень много сил. Об этом можно судить по времени поедания ими семян разной степени очистки. Так синица очищенное подсолнечное семечко съедает, в среднем, за 1,5 мин. Не очищенное, но раскрытое – за 2,5, а целое, с ненарушенной шелухой – за 3,5-4 мин, и то, как уже сказано, не полностью. Интересно, что очищенных семян из общей массы неочищенных, они не выбирают, а хватают первое попавшееся, то, что ближе лежит.
Из всего сказанного следует, что прежде чем давать синицам подсолнечные семечки, их следует предварительно подготовить. Небольшое их количество можно предварительно раздавить, рассыпав на твердой ровной поверхности и прокатав скалкой или бутылкой. А если посещаете кормушку редко, и засыпаете туда сразу большую массу семян, то проще пропустить их через мясорубку. При этом основная часть семечек будет очищена от шелухи, а меньшая – раздроблена. В результате синицы легко клюют такой корм. Шелуху можно не отвеивать. За один прием синичка съедает не более 3-5 семечек, после чего улетает на поиски другого, обычно животного корма, и возвращается к кормушке только проголодавшись, не ранее чем через 30-40 мин, а то и через несколько часов.
Как уже говорилось, кормушки-столики для их подкормки не подходят. Даже схватив с нее семечко, синица последнее не съедает, а улетает подальше, в укромное место, где, зажав его между лапок, расклевывает. На все это затрачивается масса времени. И когда она возвращается за следующим, кормушка обычно уже пуста. Кроме того, по нашим наблюдениям, вопреки распространенному мнению, большая синица, в определенных случаях, видит не всегда хорошо.
Крупные предметы (кусты, деревья и пр.) она, очевидно, видит отлично. То же самое можно сказать и о расстояниях сопоставимых с размерами ее тела, – тут ее глаза, вероятно, действуют как лупа, и она способна разглядеть даже кладки мелких яиц насекомых. Но вот на средних для нее расстояниях от 20 до 150 см она видит не очень хорошо, во всяком случае, хуже человека. Особенно, если объекты черные (в нашем случае – подсолнечные семена) рассыпаны по темному (в опыте – синему) фону кормушки. Тем не менее, людьми они распознавались с расстояния в 1,5-2 м. Но птицы их практически не замечали даже с 20-30 см, и только подойдя к ним вплотную, начинали клевать. В то же время эти же семечки на светлом фоне, или наоборот, светлые крошки на темном, они видели хорошо. Так, подсолнечные семена на светло-серой поверхности они отчетливо видели за 1,5 м.
Очевидно, при поиске корма, у них большую роль играет контрастность между окраской пищи и фона, на котором она располагается. Не исключено также, что синицы плохо различают синий цвет, в жизни он им, вероятно, не очень нужен. Отсюда вывод – корм и кормушка должны быть разных, контрастных цветов. Тогда синицы их легче находят при первых посещениях. Впрочем, это не имеет решающего значения. Как только птицы устанавливают, что в каком­то месте постоянно есть корм, а делают они это достаточно быстро, то начинают туда регулярно наведываться, уже совершенно независимо от цвета кормушки. Чтобы избавиться от конкуренции прочих, менее полезных птиц, для синиц последние следует делать специальной конструкции.
Это не означает, что других птиц не следует подкармливать, например воробьев, они тоже полезны для сада, особенно летом, т. к. кормят своих птенцов насекомыми. Но если выбирать между ними и синицами, то предпочтение, конечно, следует отдать последним. Пользы они принесут гораздо больше. Поэтому кормушки следует делать такими, чтобы ими в первую очередь могли воспользоваться именно синицы.
Хорошо подходят для их изготовления коробочки от молочных продуктов, соков, но еще лучше – прозрачные пластиковые бутылки из-под лимонада, пива и других напитков, объемом 1,5-2 л. В каждой такой кормушке проделывают обязательно не одно, а несколько летных отверстий (обычно 2-4), диаметром 3,5-4,5 см. После чего последние свободно подвешивают на бечевке на ветвях деревьев, подобно выше описанным сеточкам с жиром или мясом. Вороны в них пролезть не могут, а воробьи и др. мелкие птицы, будучи более осторожными, остерегаются. Отверстия лучше делать на 1/2 высоты бутылки, а корм засыпать не выше, чем на 2 см от нижнего края последних. Будучи достаточно объемистыми, такие кормушки требуют «заправки» не чаще 2-3 раз в зиму. При организации подкормок учтите, что самым трудным месяцем для птиц является февраль.
Стоит только синицам обжиться на вашем участке, как большинства забот по защите сада и огорода от насекомых у вас исчезнут. Правда, останутся проблемы по борьбе со слизнями и отчасти прочими ночными вредителями, но для этого существуют жабы, летучие мыши и другие наши ночные помощники, о которых тоже полезно позаботиться.
В. Старостин,
канд. с.-х. наук
Газета «САДОВОД» №44, 2011г.

26.11.2012

Птицы в саду — это не только объеденные ягоды на деревьях, как многие считают. Большинство из пернатых гостей в наших садах — это насекомоядные птицы. Птицы — самые лучшие очистители сада, огорода и полей от насекомых, жучков, гусениц, которые так и пытаются лишить нас урожая. Давайте познакомимся с пернатыми родом из лесов, полей и лугов, которые помогают в уходе за нашими садами и огородами.

На самом деле таких помощников очень много. Даже воробьи, которых многие ругают за объеденные вишни, приносят огромную пользу. А как приятно слышать пение птиц... Наверняка именно их песни пробуждают природу и нас от зимней спячки.

Главная польза птиц в том, что они съедают огромное количество насекомых-вредителей. Со всеми они, конечно же, не могут справится, но те насекомые, что уцелели уже не так страшны для сада. Вы могли видеть в своем саду таких птиц, как скворцы, мухоловки, ласточки, трясогузки, горихвостки. Эти птицы уже привыкли к людям, а мы привыкли к ним.

Как питаются птицы? Где они собирают свой корм? Каждый садовод должен знать, что насекомоядные птицы по месту «поиска» корма для себя и для птенцов делятся на 3 группы:

  • 1 группа птиц — зяблики, овсянки, дрозды, грачи, галки, горихвостки — собирает свой корм в основном в верхних слоях почвы и на поверхности почвы, а также в траве.
  • 2 группа птиц — крапивники, славки и зорянки — облюбовала сбор корма на ветках кустарников.
  • 3 группа птиц — щеглы, синицы, иволги, пеночки - выбрала для поиска корма деревья.

Но я бы выделила еще и 4-ю и 5-ю группы. К 4-й я бы отнесла вездесущих воробьев, ведь пропитание для себя и для птенцов они собирают повсюду.

Ну а к 5-й отнесла бы ласточек, которые ловят насекомых налету, чем также приносят огромную пользу садам. Вот только когда идет дождь ласточкам приходится голодать, поскольку насекомые не хотят летать в это время. Кстати, этим вероятно и объясняется примета о том, что если ласточки низко летают, то это к дождю. Насекомые наверняка чувствуют, что приближается дождь и соответственно летают низко, чтобы успеть вовремя спрятаться. Ну а ласточкам ничего другого не остается как летать ниже. Хочешь есть, умей вертеться, называется...

В теплое время года у птиц достаточно корма, а вот зимой их необходимо подкармливать. О том, как сделать кормушки для пернатых, можете почитать . А еще птицы любят воду. Она им нужна как для питья, так и для купания. Есть разные и, сделав их, вы не только поможете пташкам, но еще и своему саду-огороду.

Многие из этих птиц любят как животную, так и растительную пищу, но выкармливают своих птенцов исключительно животной пищей. Хочу немного рассказать о самых популярных помощниках садов.

Воробьи

Почему это я начала из этих разорителей вишневых садов? А именно потому, чтобы показать, что они на самом деле очень полезны и чтобы вы к ним тоже с уважением относились. Представьте себе, как приходится трудиться воробьям, выкармливая своих 4-5 птенцов за один раз. А за сезон они высиживают птенцов 2-3 раза. Да и птенцы то не простые, а прожорливые. Воробью приходится примерно 300 раз в сутки подлетать к гнезду с кормом для малышей и каждый раз это либо насекомое, либо гусеница.

Если весной вы увидите воробьев, ковыряющихся в цветах яблони, то не гоните их прочь. Можно сказать они вам большущую услугу делают, ведь воробьи выковыривают оттуда яблоневых цветоедов.

Да, вы могли видеть стаи воробьев орудующих в садах и на полях во второй половине лета. Такое впечатление, что они съедят весь урожай. Так в свое время думали и китайцы. Их правительство решило, что воробьи реально объедают их. Ну а с вредителями что делают? Обычно стараются уничтожить. Вот власть и решила избавиться от воробьев, чем сделала огромную услугу для настоящих вредителей полей. Вредные насекомые так размножились, что китайцам ничего другого не оставалось, как привозить воробьев из соседних стран. Так что не повторяйте ошибок китайцев, не гоните от вашего сада воробьев. Да, попугать вы их можете, но ни в коем случае не уничтожайте воробьев-помощников.

Синицы

А вот синицы — это такие птицы, которые никакого вреда садам не приносят вообще. Синицы в основном насекомоядные птицы и лишь иногда питаются некоторыми семенами. Они обожают искать корм на ветках садовых деревьев, причем собирают вредителей на различных стадиях их развития. Синицы собирают яйца и личинки вредителей, а также взрослых шкодников садовых деревьев. Хорошо справляется эта птичка и с гусеницами плодожорки. В течении лета одна пара синиц может очистить от вредителей почти 40 яблонь.

Синица высиживает птенцов 2 раза за сезон и частенько этих птенцов бывает около 7 штук за раз, а то и больше. Чтобы прокормить птенцов синице приходится раз 400 прилететь с кормом к гнезду в течении дня.

Скворцы

Скворцы — это перелетные лесные птицы, но им так понравилось жить в скворечниках, что они с удовольствиях селятся в наших садах. Свою пищу скворцы в основном ищут на поверхности земли и лишь иногда на деревьях. Поэтому их можно отнести в первую группу птиц. Скворцы поедают различных личинок, причем ловят их так быстро, что личинкам редко удается спрятаться. Эти птицы откладывают яйца 2 раза за сезон. Их птенцы тоже довольно прожорливые, как и у синиц и воробьев.

А вот посмотрите на поющего скворца , ну и, конечно же, послушайте его песню:

Грачи

Грачи любят селиться ближе к людям, хотя по природе они лесные птицы. Едят в основном насекомых и их личинок, причем большая часть из них — это вредители. Ловят они и хрущей и проволочников. Будете видеть грача ковыряющегося в земле на поле или в огороде, не прогоняйте его. В это время он может искать очередного вредителя. Пара грачей приносит 40-60 грамм различных насекомых своим птенцам каждый день. Кстати, грачи могут скушать даже полевку, ведь они вполне не маленькие птички.

Ласточки

Ласточки едят различных насекомых, которые летают. Эти птички на лету ловят слепней, мух, комаров, мелких жуков, бабочек и даже летающую тлю. Этот же корм вскармливают и птенцам.

Другие птицы также приносят огромную пользу нашим садам. Вот только колорадского жука наши пернатые помощники не хотят кушать.

Разные птицы выкармливают своих птенцов в разные периоды, поэтому практически в течении всего сезона ваш сад под надежной пернатой защитой. Зачем вам покупать какую-то химию для уничтожения насекомых, если есть такие прекрасные помощники, как насекомоядные птицы?

Какая еще польза от птиц в саду? Думаю, все со мной согласятся, что очень приятно слушать пение птиц. Но оказывается, что не только мы любим их пение. Растения также не равнодушны к красивым песням пернатых и лучше растут при этом.

Как видите, насекомоядные птицы очень важны для наших садов и огородов. Да и в городах они также полезны иначе мы вообще не смогли бы продохнуть от всяких комаров и мух. Я надеюсь, что вы не будете использовать различные химикаты в своем саду, для уничтожения насекомых, ведь в этом случае могут пострадать также наши пернатые друзья. Лучше уж наоборот делайте все, чтобы привлечь птиц в сад и пусть их прекрасное пение радует вас каждый день. О том, что нужно для привлечения птиц, я расскажу в следующих статьях.

Здорового и поющего вам сада!

Советую, уважаемые читатели, чтобы не пропустить публикации новых материалов на этом блоге.

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Андреевка Воскресенского района Саратовской области»

Конспект урока по программе «Школа России»

«Мир вокруг нас»

Тема: «Незаметные защитники урожая»

класс: 4

Подготовила учитель начальных классов

Смирнова М.В.

Цель: познакомить учащихся с отдельными представителями вредителей культурных растений и некоторыми представителями защитников растений;

Формировать умение распознавать вредных и полезных насекомых;

Формировать представление об экологической целостности и природном равновесии.

Оборудование: презентация «Защитники урожая» , подготовленная учителем; иллюстрации животных -вредителей; перфокарты «Культурные растения нашего края»; физическая карта мира; кроссворд «Наши помощники».

Ход урока.

1.Организация класса .

Здравствуйте ребята. Мы приготовились к уроку «Мир вокруг нас». Прошу вас настроиться на рабочий лад. Садитесь.

2. Сообщение темы урока .

Тема нашего урока: «Незаметные защитники урожая». Как вы думаете, о ком мы будем говорить на уроке?

Верно, защитники урожая это птицы и полезные насекомые, а пока проверим домашнее задание. Поговорим о самом урожае.

3. Проверка домашнего задания .

1. В перфокарту впишите названия культурных растений нашего края.

2. А сейчас ребята расскажут интересные подробности о некоторых культурных растениях садов, огородов и полей нашего края.

4.Работа над новым материалом .

1. Что нас ждет на уроке?

Спасибо, большое, за сообщения. Молодцы! Узнали что-то новое сами и поделились с одноклассниками. А сейчас вернемся к нашей теме. На сегодняшнем уроке мы поговорим о вредителях культурных растений и защитниках, помогающих сберечь урожай. Обсудим некоторые экологические проблемы, будем составлять цепи питания для сообществ поля, сада и огорода, решим кроссворд, подведем итог и послушаем выступление синоптика.

2. Объяснение нового материала.

Посмотрите на эти рисунки. Что вы знаете об этих животных. Какой вред, и каким растениям они наносят? (На доске изображения животных -вредителей. Дети называют их и рассказывают о вреде наносимом ими. Учитель дополняет и к каждому изображению прикрепляет табличку с названием.)

Колорадский жук – прибыл к нам вместе с овощами из Американского штата Колорадо, об этом говорит само название. Большой вред наносят личинки, которые вылупляются из яичек. Они могут начисто съесть листья картофеля, баклажанов, томатов.

Капустница – само название говорит, какому растению она наносит вред. Бабочки откладывают яички, из которых появляются гусеницы и повреждают капусту.

Яблонная плодожорка – гусеницы этих бабочек вгрызаются в яблоки и повреждают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое. Обычно поврежденные плоды перестают расти, и опадают с деревьев.

Тля – малозаметные, потому что зеленые и маленькие. Сосут сок растений, листья от этого скручиваются, сохнут, покрываются пятнами и цветными волдырями.

Озимая совка – один из самых опасных вредителей полевых культур. Гусеницы этой бабочки подгрызают молодые стебельки у основания, что приводит к гибели растений. Большой вред она наносит озимым культурам.

Клоп – вредная черепашка – наносит вред зерновым культурам, когда они начинают спеть. В основном страдает пшеница.

Слизни – наносят вред овощным и ягодным культурам.

Мыши, полевки, суслики, хомяки – все эти грызуны приносят большой вред урожаю зерновых культур. Суслики и хомяки могут запасти в норе до 30 кг зерна.

Вот сколько врагов у культурных растений. Вот этим растительноядным насекомым и грызунам достается часть урожая.

Что же делать людям? Человек стараясь защитить сады, поля и огороды, обрабатывает их ядохимикатами – пестицидами. Это специальные химические вещества, применяемые для борьбы с насекомыми вредителями. Но ядохимикаты попадают и в плоды растений, а мы невольно едим отравленную продукцию. Вредные химические вещества накапливаются в организме человека, и человек начинает болеть. Кроме этого пестициды накапливаются в почве и отравляют ее, а воздушными потоками вредные вещества могут быть перенесены на десятки и даже сотни километров. Это большая экологическая проблема.

В горах Японии, вдали от городов, заводов и фабрик находится чудесное чистое озеро. (Учитель сопровождает свой рассказ показом географических объектов на карте.) тысячи лет люди пользовались его прозрачной водой. Но вот недавно было обнаружено, что даже в нем изменился химический состав – туда попали ядовитые вещества. Откуда они взялись, ведь рядом нет никаких источников загрязнения? Анализ показал, что это были пестициды. А заносили их в озеро воздушные потоки, пришедшие с полей Китая и Кореи. Выходит, что, спасая свой урожай, люди наносят урон природе за полторы тысячи километров.

А как вы думаете, почему сейчас такое бывает: набрал человек съедобные грибы, приготовил их, съел и получил отравление?

Ядохимикаты наносят вред не только человеку, они убивают все живое. Погибают полезные насекомые: пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи – которые опыляют растения, без них на растениях не будет плодов. Погибают насекомые – хищники, птицы, питаясь отравленными насекомыми, тоже погибают. Нарушается природное равновесие и вредителей становится еще больше. Почему?

Так что же делать? Как справиться с этой экологической задачей? Кто нам поможет? (Дети предлагают решения проблемы?)

Давайте посмотрим презентацию «Защитники урожая». Посмотрите на этих насекомых и птиц, что вы о них знаете? (Учитель дополняет рассказы детей о защитниках урожая.)

Божья коровка – очень полезное насекомое, поедает тлю. За свою жизнь она съедает около 4000, а личинка божьей коровки за свою жизнь примерно 1000 тлей. Почему же ее зовут коровкой? Коровы дают молоко, и божья коровка выделяет молочко, только оранжевое. Конечно на самом деле это не молоко, а едкая неприятно пахнущая жидкость. Из-за яркой окраски и из-за этого «молочка» божью коровку не едят птицы. Божья коровка может быть не только красной, но и коричневой, желтой, бронзовой, но обязательно пятнистой. Некоторые считают, что сколько точек на крыльях, столько лет жучку. Это не верно. Просто коровок много разных видов. Вы, наверное, с детства знаете веселое стихотворение про божью коровку? А есть еще поверье, будто коровка предсказывает погоду. Надо сказать:

Божья коровка – легкая букашка,

Божья коровка – лаковые крылья,

Скажи, не таи секрет:

Холодно будет или тепло?

Если она взлетит при слове «холодно» - жди холода, а при слове « тепло» - жди тепла.

Жужелица – очень полезный жук. Питается гусеницами и личинками вредных насекомых, и даже личинками колорадского жука! Чтобы привлечь жужелицу на свои садово – огородные участки надо раскладывать небольшие дощечки, фанерки или плоские крупные камни так, чтобы они были приподняты 1- 1,5 см от земли. Под эти укрытия будут днём прятаться жуки, а вечером выходить на охоту. Поскольку они активны в вечернее время. Кстати, в эти же укрытия на день будут прятаться опасные вредители огорода и сада слизни, которых там и уничтожит жужелица.

Златоглазка – нежное, лёгкое насекомое с блестящими, как будто золотыми глазами. Её личинки поедают множество тлей.

Яйцеед – трихограмма – здесь эта мошка нарисована большой, а на самом деле мы её не замечаем. Она очень мала. На одном вашем ноготке уместится несколько десятков. Яйцеедом она называется за то, что откладывает свои яички в яйца других насекомых, например в яйца яблонной плодожорки, и личинки трихограммы разрушают яйцо вредного насекомого, выедая его из нутрии. Трихограмму даже разводят в специальных лабораториях и выпускают на поля, в сады, огороды для защиты.

Теперь о наших помощниках насекомоядных птицах.

Скворец – за день делает около 200 вылетов и обязательно принесет скворчатам гусеницу или другое насекомое.

Кукушка – хоть про нее и идет дурная слава, она полезна. У кукушки отличный аппетит, она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят.

Мухоловка – пеструшка, синица – помощники сада.

Пеночка – маленькая неприметная птичка, но приносит огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, пеночки весят от 5 до 12 г, а съедает за день 17 г корма.

Жаворонок – тоже насекомояден и очищает полевые растения от вредителей. Гнезда делает прямо на земле.

Как привлечь птиц в сады? (Зимой делать кормушки, а весной скворечники, и синичники.)

Есть и на грызунов управа – за ними охотятся хищные птицы: ястреб, коршун, лунь, степной орел и другие. Для них в поле делают присады – высокие шесты с перекладинами. Чтобы они могли отдохнуть и выследить добычу. Если устроены такие присады, грызунов становится в поле в 6-7 раз меньше.

А ночью бесшумно летают совы и филины. Одна сова за год в среднем уничтожает 1000 мышей. Сколько зерна спасает сова, если мышь съедает в год килограмм хлеба?

Вот, оказывается, сколько помощников! Надо только хорошо их знать и оберегать.

5. Физкультурная минутка .

6. Самостоятельная работа .

А, сейчас опираясь на полученные сведения о животных – вредителях и о животных – помощниках составьте цепи питания, для сада и огорода.

Проверка самостоятельной работы.

Подумайте, что может нарушить в этих цепях питания человек?

7. Закрепление полученных знаний .

Откройте страницу 162, прочитайте 3 вопрос из раздела « Подумайте». Выберите правильный способ.

Прочитайте 1 вопрос из раздела « Проверь себя». Перечислите животных, которые приносят вред растениеводству.

Прочитайте 2 вопрос. Какие животные помогают людям сохранить урожай? Отвечать на этот вопрос мы будем с помощью кроссворда.

Задания к кроссворду.

  1. Небольшая птичка с желтой грудкой и черной шапочкой. Ее веселое пение можно услышать и в зимнюю оттепель. (синица)
  2. Насекомое с «золотыми» глазками. (златоглазка)
  3. Хищная ночная птица. (сова)
  4. Эта птица никогда не высиживает свои яйца, за это ее не любят. Но она очень прожорлива и этим полезна. (кукушка)
  5. Этот полезный жук ест даже личинки колорадского жука и слизней. (жужелица)
  6. Название этой птицы говорит о том, что она ловит мух. (мухоловка)
  7. Яркой окраски жучек, с точками на спине. (божья коровка)
  8. Еле заметный защитник урожая, его даже разводят в специальных лабораториях. (яйцеед – трихограмма)
  1. Хищная птица с темным оперением, иногда прилетает за цыплятами, но очень полезна для полей. (коршун)
  2. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …(скворец)
  3. Эта птица прилетает одной из первых. Еще лежит снег, а звонкая песня разносится над полями. Гнездо делает прямо на земле. (жаворонок)

8. Итог урока.

Подведем итог.

Что нового вы узнали о насекомых? На какие две группы можно их разделить? Какие еще животные помогают сберечь урожай?

Все – все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и сверепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки, у мышки без кошки не лучше делишки.

Да если мы с кем - то не очень дружны –

Мы все – таки очень друг – другу нужны.

А если нам кто–нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Б.Заходер.

Если человек не будет мешать природе, а будет ей помогать, тогда и установится природное равновесие, в котором на каждого вредителя есть природный враг и можно обойтись без ядохимикатов.

9. Домашнее задание .

10. Оценивание работы учащихся и выступление синоптика .

Использованная литература

Разработка урока по теме:

«Незаметные защитники урожая»

Окружающий мир, 4 класс

УМК «Школа России»

Раздел «Родной край - часть большой страны»

12 урок

Цель урока: познакомить с защитниками и вредителями культурных растений.

Задачи:

Образовательные задачи :

    Познакомить учащихся с животными, наносящими ущерб культурным растениям, а также с мерами по защите урожая;

    Формирование умения составлять цепи питания;

    Формирование и расширение понятия «экологическое равновесие»;

    Обогащение словарного запаса.


Развивающие задачи :

    Продолжить формирование умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение преобразовывать информацию в различные формы.

    Развитие речи учащихся;

    Развитие навыка беглого, осознанного чтения;

    Развитие умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи :

    Воспитывать любовь к природе и развивать чувство ответственности;

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, доска, мультимедийный проектор, карточки-заготовки «фишбон», карточки для опроса, фломастеры, пособие для учащихся «Зелёные страницы» и атлас – определитель «От земли до неба» А.А. Плешакова.

Ход урока

Организационный момент.

Постановка проблемы.

Прочитайте текст. Найдите в нём ошибки и выпишите их. Нарисуйте правильный ответ. (Игра «Рисуем ответ») На слайде появляется текст.

Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овёс, картофель, гречиха. Высокая, густая рожь – это в своём роде лес. Здесь живут птицы и звери. Вот над рожью летает пустельга. Целый день она занята тем, что летает над полями, отыскивая кротов, и истребляя их в большом количестве. Вот канюк поймал суслика. Солнце давно уже село, потухает короткая летняя зорька, какие-то тени видны над рожью. Это воробьи вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить мышей. Трудна их работа.
Но во ржи живёт множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые – вредители поля: слизни, тля, колорадский жук, гусеницы. Однако есть и друзья, которые берегут поля. Это скворцы, синицы, сипухи.

(Ошибки: крот - мышь, воробьи - совы.)

Как связаны эти животные? (Совы питаются мышами )

Что можно сказать о мышах? (они питаются частями растений ) Найдите в тексте ответ на вопрос: чем питается мышка на полях? ( рожь, пшеница, овёс, картофель, гречиха ) Какие растения она уничтожает?(культурные ) Почему это плохо? (сокращается количество урожая ) Вывод: кто из нарисованных животных вредитель, а кто защитник? (ответы детей )

Сообщение темы и цели урока .

Сегодня у нас урок знакомств. Мы узнаем о животных, которым достаётся часть выращенного человеком урожая и об их врагах - защитниках урожая.

2. Актуализация знаний.

Перечислите основные отрасли растениеводства. (ответы детей)

Объясните понятие «экологическое равновесие», что это? (ответы детей)

3. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа с классом.

1) Разгадайте кроссворд «Растениеводство».

Карточки у детей на парте. Ответы вносим в кроссворд после коллективного обсуждения. (приложение 1 )

Для отдельных учеников индивидуальные карточки с заданиями. (приложение 5)

Вопросы к кроссворду:

    Теплолюбивое растение, иногда выращивается на силос.

    Полевая культура, в народе называют «второй хлеб».

    Из зёрен этого растения получают крупу - пшено.

    Круглый овощ, краснеющий к осени.

    Из зёрен этого растения варят гречневую кашу.

    Из муки, полученной из зёрен этого растения, пекут батоны и плюшки.

    Это растение родственник лесной клубники.

    Маленький горький овощ, обладающий противомикробным действием.

    Это растение цветёт в июле, а при выращивание в теплице - в начале марта. Разновидности: … - травянка, … Фишера.

    Полевое растение, из зёрен которого изготавливают муку.

    Полевое растение – лакомство лошадей.

    Растение, получившее своё название от персидского слова «тюрбан»- чалма, гордость цветоводов.

    Растение с крупными жёлтыми плодами.

    Плоды этого кустарника бывают чёрными и красными.

(Ответы: 1.Кукуруза. 2.Картофель. 3. Просо. 4. Томаты. 5. Гречиха. 6. Пшеница. 7. Виктория. 8. Чеснок. 9. Гвоздика. 10. Рожь. 11. Гладиолус. 12. Овёс. 13. Тюльпан. 14. Тыква. 15. Смородина. Ключевое слово : РАСТЕНИЕВОДСТВО.)

2) Индивидуальная работа по карточкам.

    Напишите, что получает человек из данных растений: лён, пшеница, рожь, хлопок.

    Что такое растениеводство? Как растениеводство связано с промышленностью?

    Заполните схему и допишите по 2 -3 растения для каждой отрасли растениеводства:

    Укажите лишнее слово в каждой строке.
    а) просо, овёс, горох, ячмень;
    б) огурец, кабачок, чеснок, вишня;
    в) груша, абрикос, гречиха, смородина;
    г) капуста, лилия, ирис, флоксы.

4. Работа над новой темой: «Незаметные защитники урожая».

Назовите отгаданные растения, которые выращивают полеводы, овощеводы.

Полеводы выращивают кукурузу, картофель, просо, гречиху, рожь, овёс, пшеницу;

Овощеводы – томаты, чеснок, тыкву;

Представьте поле картофеля. Появляется слайд:

Что случилось? Слайд меняется:

Что произойдёт когда жуки съедят все листья? (клубни перестанут получать воздух и питательные вещества. Приносят вред )

А как вы думаете, есть ли ещё вредители? (да )

Давайте посмотрим видеоролик.

Просмотр видеоролика от 13.08.10 г (Из-за жары в Северной Осетии развелось огромное количество прожорливых вредителей)

О чём сообщается в видеоролике? (вредители уничтожают урожай ) О каком вредителе рассказывают? (хлопковая софка ) Какие потери понесло сельское хозяйство? (около 80% урожая )

Ученик: В дореволюционной России с ее отсталым, монокультурным земледелием повреждения, наносимые сельскохозяйственными вредителями, часто принимали катастрофический характер. От одних только вредных насекомых потери земледелия составляли около 980 млн. руб. в год, при этом полеводство теряло около 10% своей валовой продукции, огородничество - 20, а садоводство - даже 40%. Огромные опустошения производили в полеводстве саранчовые, клопы-черепашки, хлебные жуки, гессенская муха, озимая совка, луговой мотылек, свекловичный долгоносик, вредные грызуны, а в садоводстве - яблонная моль, яблонная плодожорка.

Урон сельскому хозяйству приносят вредители. Чтобы выяснить какие, мы будем заполнять схему «ФИШБОН». Работать мы будем в парах. Вам понадобятся фломастеры или цветные ручки. Дети берут карточку с таблицей.

1) Найдите внизу вашего листа прямоугольник. (хвост нашей рыбки ) Подумайте и запишите что может влиять на качество и количество урожая, собранного на полях страны.

Дети вписывают ответы. Обсуждение записанных фраз: засуха, избыточное переувлажнение почвы из-за осадков, вред насекомых и мышей, ядохимикаты .

Давайте выясним, кто же может наносить вред. Для этого возьмите карточки с текстом «Кому достаётся часть урожая?» (приложение2) В таблице «фишбон» у каждой линии сверху надписываем имя вредителя, ниже – какому растению оно приносит вред.

Дети заполняют левую часть. Примерные ответы детей: колорадский жук – картофель; тля – высасывает сок из листьев растений; яблонная плодожорка – семена яблок; грызуны – поедают часть урожая.

Обсуждение. При проверке показать изображения вредителей.Заполняем «фишбон», нарисованный на доске.

Дети получают задание по рядам. Содержание пересказывают 1-2 сильных ученика.

Для 1 ряда – пособие для учащихся «Зелёные страницы» А.А.Плешакова на стр.118. Знакомимся с текстом о колорадском жуке.

(длина около 1 см) питается листьями картофеля. В траве можно найти округлого жучка длиной до 7 мм, который переливается, как драгоценный камень. Это великолепный листоед.

На многих культурных растениях поселяются тли . Они высасываю т соки растений. Листья от этого скручиваются, часто совсем засыхают.

Червивое яблоко попадалось каждому. Но забрался в него не червь, а гусеница небольшой серой бабочки яблонной плодожорки. Эти гусеницы вгрызаются в яблоки и поедают в них семена. Повредив одно яблоко, гусеница переползает на другое.

Для 2 и 3 ряда : атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешакова на стр.191. Знакомимся с текстом о грызунах: лесная мышь, полевая мышь, полёвка.

Мыши - мелкие грызуны с длинными хвостами. Их острые зубы постоянно растут, поэтому мышь должна непрерывно что-то грызть, чтобы зубы стачивались и не вырастали слишком длинными. В мире существует множество видов диких мышей.

2) Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево )
Больше спать не захотел. (туловище вперёд, назад )
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться )
Взвился вверх и полетел. (руки вверх, влево, вправо )
Солнце утром лишь проснётся –
Бабочка кружит и вьётся. (покружиться )

3) Теперь заполним правую часть схемы. Слева на схеме мы записали вредителей – одну из причин потери урожая. Как вы думаете, что мы запишем в правой части? (помощников ) Переверните ваши карточки и найдите текст «Кто нам помогает». (приложение 3) Заполняем схему.

Примерные ответы детей: жужелица- едят колорадских жуков; божья коровка – поедает тлю; златоглазка – тлю; насекомоядные птицы: скворцы, синицы, мухоловки- пеструшки – гусениц яблонной плодожорки; хищные птицы: сова, пустельга, канюк – грызунов.

При проверке показать изображения защитников урожая и заполняем «фишбон» справа на доске.

Дети получают задание по вариантам. Содержание пересказывают 1-2 сильных ученика.

- 1 вариант : пособие для учащихся «Зелёные страницы» А.А.Плешаков стр.124, знакомимся с текстом о божьих коровках;
2 вариант : стр.102, знакомимся с текстом о златоглазках.
- 3 вариант : Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков стр.186, знакомимся с текстом о птицах: сипуха, пустельга, канюк, неясыпь.
4 вариант : Стр.172, знакомимся с текстом о синицах;
5 вариант : стр.180, знакомимся с текстом о скворцах,
6 вариант : стр.182, знакомимся с текстом о мухоловке-пеструшке.

Божья коровка питается тлей. За свою жизнь она съедает их около четырех тысяч. Личинка божьей коровки тоже хищница. Она съедает за свою жизнь примерно тысячу тлей.

Учёные проделали такой опыт. Огородили плёнкой на картофельном поле участок, где было 70 личинок колорадского жука. Пустили туда 5 хищных жуков-жужелиц. Через несколько дней все личинки были съедены жужелицами...

Златоглазки очень красивы. Лёгкие, нежные, с кружевными голубовато-зелёными крыльями, они похожи на маленьких стрекоз. А их глаза, словно золотые бусинки, сверкают на солнце. У личинок златоглазок огромные по сравнению с из тельцем челюсти. С помощью этих челюстей личинки поедают тлей.

Хищники ночные - это разные совы. Днем их иногда можно увидеть сидящими на деревьях. Чаще других в лесах и парках встречается неясыть. Ее рост 40-45 см, а размах крыльев около 1 м. Ушастая сова немного поменьше. На голове у нее хорошо заметны «ушки» из перьев. Поменьше неясыти и сипуха. Она встречается редко. У этой совы «лицо» не круглое, как у других сов, а совсем особое - сердцевидное. Днем сипуха сидит где-нибудь на чердаке или в дупле дерева, а ночью вылетает на охоту.

Основная пища сов – грызуны.

Над лугом или полем иногда можно увидеть небольшую, ростом с галку, рыжую птицу, зависающую в воздухе. Можно услышать ее звонкий голос: «кики-ки». Это пустельга. Она высматривает грызунов ­ свою основную добычу.

Порою в поле или на лесной опушке заметишь и более крупную птицу, которая подолгу кружит над землей, издавая гнусавый протяжный крик: «кья-я-я - кья-я­я - кья-я-я».

Словно жалобно выпрашивает что-то, канючит. Эта птица так и называется - канюк. Ее главная добыча тоже грызуны. Как и пустельга, канюк может зависать над землей, трепеща крыльями и высматривая добычу.

Канюк достигает в длину 50 см, а в раз­махе крыльев - 1 м. В средней полосе России он считается самым обычным представителем крупных хищных птиц, то есть встречается чаще других.

Пустельга и канюк - дневные хищники.


Синицы.

Скворец - черная птица с металлическим блеском и серебристыми пестринами. Скворцов можно увидеть на деревьях или на какой-нибудь лужайке, где они разгуливают, собирая корм.

Мухоловка-пеструшка - маленькая птичка, напоминающая своей окраской сороку. Питается, вопреки названию, в основном гусеницами и пауками.

4) Рассмотрите наши схемы. Что там «спрятано»?

Ответ детей: цепи питания .

Перечислите цепи питания. Молодцы! Какая часть таблицы у нас осталась не заполненной?(выводы )

В вывод мы запишем, что же надо делать, чтобы сберечь урожай без вреда для окружающей среды. Дети записывают свои выводы самостоятельно.

Сравним наши выводы с текстом в учебнике стр.211 «Как их беречь?».

Примерные ответы детей: меньше применять ядохимикаты; создавать условия для «помощников» - делать кормушки, скворечники, синичники; ставить шесты с перекладиной – присады; не убивать жужелиц, златоглазок.

Молодцы. Уточните, как ядохимикаты вредят окружающей среде? (накапливаются в почве и попадают в растения через корневую систему, затем в нашу пищу. Могут отравиться полезные насекомые и птицы)

Мы узнали о вредителях урожая и об их врагах. Так будем же внимательны к нашим помощникам, будем их оберегать!

5. Закрепление изученного.

Подведём итог урока. (тестирование)

Возьмите карточки с текстами. Внизу есть табличка «Вопрос-ответ». Давайте её заполним. Я читаю вопрос, вы выбираете ответ на слайде, отмечаете у себя правильный. (На слайдах появляются только ответы)

1. Личинки какого насекомого не являются хищниками?

    Яблонной плодожорки

    Божьей коровки

    Златоглазки

2. Чем тля вредит растениям?

    Грызёт листья

    Высасывает сок растений

    Подгрызает корни растений

3. Чем человек наносит вред друзьям – животным в дикой природе?

    Пугает их

    Не кормит их

    Травит ядохимикатами

4. Продолжи цепь питания: зерновые культуры – полевые мыши - …

    Скворец

    Пустельга

    Синица

5. Врагами тлей являются:

    Златоглазки

    Канюки

    Синицы

Сравним наши ответы:

6. Подведение итогов. Выставление оценок за работу над индивидуальными карточками и работу на уроке.

Рефлексия:

Я научился…

Я узнал новые слова, термины …

Я познакомился …

Я затрудняюсь …

7. Домашнее задание.

Стр. 208 – 213, пересказ. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 3. (для всех учащихся)

Придумайте и нарисуйте специальный знак правил поведения в природе.

(Например: не убивайте жужелиц; не ловите насекомых! По желанию )

Для сильных учащихся, или для группы учащихся: подготовьте мини- книжки, в которых расскажите о других вредителях урожая (Н-р: саранче ) и способах борьбы с ними, выполнить на листе А-4.(на перемене с желающими выполнять данный вид работы обсудить шаблон выполнения книжки-малышки ) На следующий урок готовим проект «Вредители и защитники урожая»