Методические указания к выполнению лабораторных работ ставрополь. Определение гармоничности физического развития Экологические катастрофы и стихийные бедствия

  • 21.01.2024

4-я Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России

Мастерская

« Определение гармоничности физического развития человека по антропометрическим данным »

Анжела Григорьевна Пинюкова – учитель химии СОШ № 2 г. Людиново Калужской области , победитель конкурса «Учитель года Калужской области – 2001»

Общие сведения

Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного или неблагоприятного факторов внешней среды на рост и развитие организма человека. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы.

В возрастной физиологии и школьной гигиене выделяют понятия рост и развитие . Рост – это совокупность антропометрических и морфологических показателей, т. е. длина и масса тела. Он является одним из основных возрастно-половых признаков и характеризует количественные изменения в организме ребенка. Развитие – показатель качественных измерений, характеризующих физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т. е. их функциональное совершенствование за определенный период времени.

Процесс роста и развития в детском организме находятся в определенной зависимости друг от друга, связаны с активно растущими и функционально изменяющимися тканями, протекают тем интенсивнее, чем моложе организм. В нормальных условиях оба процесса идут непрерывно, но не всегда равномерно: периоды усиленного роста и развития сменяются периодами замедления и наоборот. Это так называемая гетерохронность (разновременность) двух фаз единого процесса. Она объяснима тем, что постепенное накопление количественных изменений в определенный момент приводит к скачку – организм переходит в качественно новое состояние. При этом наблюдается соответствие размеров одной части тела другим; мышечной силы и двигательной активности – умственной деятельности. Так достигается гармоничность роста и развития. Явления гетерохронности или гармоничности роста и развития ребенка зависят от многих факторов биологической и социальной среды. При этом биологические факторы роста и развития заложены в самом организме и проявляются в ярко выраженной изменчивости, поддаются количественному учету, а социальные факторы сконцентрированы в принципах общественного строя, в организации быта, обучения и воспитания.

Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и оценку гармоничности физического развития.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ – это максимальное количество воздуха, которое человек может выдохнуть, сделав предварительно максимально глубокий вдох. Ее измеряют с помощью специального прибора - спирометра. Величина ЖЕЛ определяется дыхательным, а также резервным объемом вдоха и выдоха. Резервный объем вдоха – это количество воздуха, которое можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха. Резервный объем выдоха – объем воздуха, который можно выдохнуть, продлив обычный выдох до максимального.

ЖЕЛ увеличивается с возрастом, зависит она также от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц. Отмечено, что ЖЕЛ на каждые 5 см роста увеличивается в среднем на 400 мл и зависит от типа дыхания и степени тренированности организма.

Жизненная емкость легких особенно велика у людей, начавших заниматься спортом в подростковом возрасте – бег, плавание, лыжи, гребля и подводный спорт значительно увеличивают ее. В состоянии покоя дети используют только часть ЖЕЛ (от 13 до 19%), сохраняя при этом большие дыхательные резервы.

Гармоничность морфологического состояния ребенка . Морфофункциональный статус ребенка оценивается по шкалам регрессии массы тела по длине тела, и по соответствию массы тела и окружности грудной клетки ребенка. Морфологическое состояние оценивается как гармоничное, если масса тела и окружность грудной клетки соответствуют длине тела или отличаются в пределах одной разницы «коридоров» . Под «коридором» здесь понимается определенный диапазон значений измеряемого параметра в данной возрастной группе.

Цель работы : измерить основные антропометрические показатели (длина, масса тела, объем грудной клетки, жизненная емкость легких) каждого участника экспедиции, определить их соответствие «коридорам» и по полученным данным оценить уровень гармоничности физического развития ребенка.

Оборудование : ростомер, сантиметровая лента, весы напольные, спирометр.

Часть 1. Измерение роста (длины тела)

1. Установить обследуемого (без обуви и головного убора) на платформу ростомера в положение «прямо». При этом обследуемый стоит, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2. Произвести измерение длины тела по верхней точке головы.

Часть 2. Измерение массы тела

1. Установить обследуемого (без верхней одежды и обуви) на напольные весы.

2. Произвести измерение массы тела.

3. Результат записать в таблицу 1.

Часть 3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК)

1. Наложить сантиметровую ленту вокруг грудной клетки обследуемого. При наложении ленты обследуемый стоит без верхней одежды с разведенными в стороны руками. Лента накладывается сзади по нижним углам лопаток и пропускается под руками, затем обследуемый опускает руки, и лента накладывается спереди по среднегрудинной точке).

2. Произвести измерение окружности грудной клетки. (В процессе измерения лента должна плотно прилегать к телу).

3. Результат записать в таблицу 1.

Часть 4. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)

1. Подготовить обследуемого к измерению. (Для этого обследуемый делает несколько спокойных дыхательных движений).

2. Произвести измерение ЖЕЛ. (Для этого обследуемый максимально вдыхает и сразу максимально выдыхает в спирометр).

3. Повторить измерения еще дважды и определить среднее значение ЖЕЛ.

4. Результат (среднее значение) записать в таблицу 1.

Часть 5. Определение уровня гармоничности физического развития

1. Сравнить данные таблицы 1 с таблицами возрастно-половых стандартов (Приложение 1).

2. Для каждого обследуемого определить соответствие каждого измеренного показателя (длина, масса, ОГК и ЖЕЛ) номеру «коридора» значений.

3. Сделать вывод о гармоничности физического развития по следующим критериям:

§ развитие гармонично, если разность номеров «коридоров» между любыми двумя из показателей не превышает 1;

§ развитие дисгармонично, если эта разность составляет 2;

§ если разность составляет 3 и более, необходимо обратить особое внимание на физическое развитие – группа риска состояния здоровья.

Таблица 1

Результаты измерения антропометрических показателей

Фамилия, имя

(полных лет)

Длина тела, см

Масса тела, кг

Приложение 1

Таблица 2.1

Рост (длина тела) и соответствующие «коридоры» (возрастно-половой стандарт)

Возраст, лет

Таблица 2.2

Масса тела и соответствующие «коридоры» (возрастно-половой стандарт)

Возраст, лет

«Коридор» и соответствующие ему показатели (кг)

Таблица 2.3

Окружность грудной клетки (ОГК) и соответствующие «коридоры»

(возрастно-половой стандарт)

Возраст, лет

«Коридор» и соответствующие ему показатели (см)

Таблица 2.4

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (возрастно-половой стандарт)

Уровень показателя физического развития, л

Низкий/средний

Средний/высокий

1,83 и ниже

Результаты работы и выводы

За время экспедиции обследовано … учащихся, участвующих в экспедиции, в том числе девочек - …, мальчиков - …

Результаты измерения длины тела приведены на диаграмме 1 в пересчете на количества учащихся, соответствующие определенным номерам «коридоров» измеряемого показателя. Наибольшее число показателей соответствуют «коридору» 4 - это средний показатель роста. У мальчиков прослеживается большое число максимально высоких значений. Наименьшие показатели «коридоров» - 1,2,3 - практически отсутствуют.

Результаты измерения массы тела приведены на диаграмме 2 в пересчете на количества учащихся, соответствующие определенным номерам «коридоров» измеряемого показателя. Измерения показали, что чаще всего встречаются показатели со значениями «коридоров»-3,4,5, близким к средним возрастным показателям. Максимальные и минимальные показатели незначительны – детей с избыточным и недостаточным весом практически нет.

https://pandia.ru/text/79/539/images/image003_20.gif" width="620" height="266 src=">

Результаты измерения ЖЕЛ приведены на диаграмме 4 в пересчете на количества учащихся, соответствующие определенным номерам «коридоров» измеряемого показателя. Полученные значения жизненной емкости легких соответствуют более низким «коридорам»-2,3,4,5, хотя средние значения остаются наибольшими. Максимальные показатели, соответствующие «коридору»-7 крайне редки, что говорит о слабой физической тренированности испытуемых

https://pandia.ru/text/79/539/images/image005_10.gif" width="540 height=372" height="372">

При оценке уровня физического развития учащихся определялась принадлежность ребенка к одной из трех групп: гармоничное развитие (разность между номерами коридоров любых двух измеренных показателей не превышает единицы), дисгармоничное развитие (разность равна двум), группа риска по состоянию здоровья (разность равна трем и более). Результаты приведены на диаграммах 6 и 7. В каждом возрастной группе прослеживается одинаковая закономерность – присутствие всех уровней развития; максимальное число учащихся с гармоничным развитием; возможность увеличения группы риска за счет детей из группы дисгармоничного развития.

Выделенные таким образом группы детей нуждаются в различных лечебно - диагностических мероприятиях:

дисгармоничное развитие – углубленное обследование;

группа риска – углубленное обследование и диспансерное наблюдение.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Экологический проект.Тема: «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным» Работу выполнил: ученик 11 а класса МОУ СОШ № 13Коляда Михаил МихайловичКонсультант: Ежова Галина ИвановнаШайкина Ирина Александровна Паспорт проекта Предмет: Экология и физиология человека.Класс: 9 10 11Задачи: знакомство с методами исследования физического развития, привитие навыков антропометрии; оценка показателей здоровья учащихся, их соответствия возрастным нормам. Цель: воспитание ответственности за своё здоровье; освоение учащимися общедоступных диагностических методов оценки своего здоровья;формирование приверженности здоровому образу жизни. ВведениеЕдинственная красота которую я знаю, это здоровье.Г. Гейне Здоровье одна из несомненных ценностей человека. Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия» Предполагаемый результат. Проект научит учащихся 1)с уважением относиться к своему организму.2)самостоятельно оценивать особенности своего развития и определять пути его коррекции.3)вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, выработает привычку систематически заниматься физической культурой и спортом. Гипотеза Гипотеза: Мы предполагаем, что по итогам исследования физического развития человека, т.е. по состоянию опорно-двигательной системы, можно оценить его уровень здоровья. Методы исследования Метод стандартовМетод индексов Метод индексовПрименяется для ориентировочной оценки антропометрических данных.Весо – ростовой индекс(индекс Кетле)Определяет сколько массы тела должно приохотиться на сантиметр роста. Он рассчитывается по формуле:ВРИ = масса: на ростРосто – весовой показатель (кг)Равен длине тела в см минус 100РВП = рост - 100 Экспресс-метод определения ЧСС: Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки, подсчитывается за 10 секунд, с последующим умножением фиксированных значений на 6 Критерии ЧСС в состоянии покоя:Реже 60 – отлично;Реже 70 – хорошо;70–80 – посредственно;Выше 80 – плохо. Измерение окружности грудной клетки Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется при максимальном вдохе, и при максимальном выдохе и при спокойном дыхании с помощью сантиметровой ленты. Лента располагается сзади под углом лопатки, спереди – по нижнему краю околососковых кружков. У девочек лента спереди проводится на уровне края четвертого ребра. Разность в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и при максимальном выдохе составляет экскурсию грудной клетки. Характеристика класса Исследования проводились на базе МОУ СОШ №13 города Новопавловска Кировского района, среди учащихся 9 10 11 «а» класса в октябре 2008 2009 2010 года. В классе 22 человека (14 девочек и 8 мальчиков) Среди них: Мальчики Девочки- 14 – 3 14 лет - 4 15:4 15 -10 16:1 Исследование учащихся 9 а класса показали, что 4 девочки имеют среднее физическое развитие, 8 девочек имеют уровень физического развития ниже нормы, 3 девочки имеют уровень физического развития выше нормы.3 мальчика имеют среднее физическое развитие, 3 мальчика имеют уровень физического развития ниже нормыРасчет производился по формуле:РВП = рост – 100 Таблицы имеются в проекте. Результат Рекомендации. Детям с отклонениями в физическом развитие рекомендуется: 1.Занятие в группе ЛФК 2.Наблюдение у эндокринолога. 3.Чередование умственного и физического труда.4.Соблюдения режима дня. 5.Рациональное и сбалансированное питание Выводы Использование данных методов оценки антропометрических показателей детей позволяет определить уровень их физического развития (среднее, выше или ниже среднего, высокое или низкое, гармоничное или дисгармоничное). Установлено, что у ребят с отклонениями в физическом развитии часто имеются нарушения сердечно – сосудистой, эндокринной, нервной и других систем. Для них разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения. .


Приложенные файлы

Характеристика гармоничности развития – обязательный компонент комплексной оценки состояния здоровья. О гармоничности физического развития судят по соотношению длины, массы тела и окружности грудной клетки. Из-за высокой корреляции массы тела с окружностью грудной клетки последний параметр может быть исключен и тогда гармоничность оценивают только по соотношению длины и массы тела.

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда овпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, орректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за.инамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, арактеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все "антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:

Гармоничным, и соответствующим возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 - 75 центиля.

Гармоничным, опережающим возраст - если полученные результаты соответствуют 90 - 97 центилю.

Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят о негармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).


17. Экологические катастрофы и стихийные бедствия:

Стихи́йноебе́дствие - разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате деятельности человека.

Стихийные бедствия делятся на виды, описываемые ниже.

1) Геологические

(землетрясение,извержение вулканов,оползень,сель, обвал, лавина)

2)гидрологические (наводнение, цунами, лимнологическая катастрофа)

3)Пожары (лесной и торфяной)

4)Движение воздушных масс и метеорологические ЧС (смерч, циклон, метель, град, засуха)

Экологи́ческая катастрофа - необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.

Вид катастрофы; может быть локальной и глобальной. Локальная экологическая катастрофа приводит к гибели или серьёзному нарушению одной или более локальных экологических систем.

Глобальная экологическая катастрофа - гипотетическое происшествие, которое возможно в случае превышения допустимого предела неким внешним или внутренним воздействием (или серией воздействий) на глобальную экологическую систему - биосферу.

Природные катастрофы:

* Кислородная катастрофа

* Земля-снежок

* Извержения вулканов

* Лимнологическая катастрофа

Техногенные катастрофы

* Чернобыльская катастрофа, СССР - радиационное загрязнение территории Украины, частично Белоруссии и России

18. Особенности питания спортсменов:

Режим питания спортсмена должен обеспечивать:

1. энергетические потребности с учетом спортивной нагрузки;

2. поддержание оптимального веса спортсмена и содержания жира в организме;

3. водный и электролитный баланc;

4. быстрое восстановление после физической нагрузки

5. восполнение дефицита питательных веществ. Энергозатраты при занятиях спортом зависят от пола, возраста, веса тела, вида спорта и других факторов.

В среднем минимальная энергетическая потребность составляет для женщин примерно 40 х Вес тела (кг), для мужчин - 46 х Вес тела (кг). Обычно рекомендуется, чтобы режим питания строился на 60-70% из углеводов, на 20-25% из жиров и на 10-15% из белков.

Углеводы - главный источник энергии при любой физической нагрузке, следовательно, низкоуглеводная диета может вызвать утомляемость, снизить работоспособность и повысить риск травмы. Рекомендации по потреблению углеводов даны в таблице. Многие спортсмены, особенно в тех видах спорта, где придается особое значение весу и фигуре (борьба, гимнастика, фигурное катание), стараются совсем отказаться от потребления жиров, часто во вред самим себе.

Жиры - обязательная часть сбалансированного пищевого рациона и важный источник энергии при выполнении продолжительной неинтенсивной физической работы. Недостаточное потребление жиров может привести не только к утомляемости и снижению работоспособности, но и к дефициту некоторых витаминов, снижению содержания триглицеридов в скелетных мышцах, дефициту ненасыщенных (полиненасыщенных) жирных кислот, снижению уровня тестостерона у мужчин и нарушениям менструального цикла у женщин.

Потребность в белках колеблется от 1 г/кг/суту спортсмена-любителя до 2 г/кг/сут у спортсмена-подростка и спортсмена, наращивающего мышечную массу (2 г/кг/сут - это максимальное количество белка, которое может усвоить организм). Белок лишь на 5-10% покрывает потребность в энергии при физической нагрузке, но при тренировке силы белки необходимы для сохранения увеличенной мышечной массы, а в видах спорта, требующих выносливости, - для синтеза ферментов дыхательной цепи, миоглобина и эритроцитов и для восполнения резервов белка в организме. Недостаточное потребление белков может привести к снижению мышечной массы, ослаблению иммунитета и утомляемости, а избыток белка повышает риск обезвоживания, потери кальция и может привести к увеличению запасов жира в организме.

При занятиях спортом энергозатраты составляют от 4000 до 7000 ккал в сутки..

19.Исследование функционального состояния системы кровообращения с помощью ортостатической пробы

Студенты работают в парах. Многократно подсчитывается пульс в положении обследуемого лежа (если есть возможность, то измеряется и артериальное давление) до получения стабильного результата. После этого испытуемый медленно встает, сразу после изменения положения тела и по истечении 1, 3, 5 и 10 минут проводят те же измерения. Таким образом оценивается быстрота восстановления частоты пульса и величины артериального давления.

Обработка результатов и выводы:

Результаты исследования занесите в таблицу:

Время в мин

0 (в положении лежа) 0 (в положении стоя

Пульс, удары/мин

Давление

По результатам исследования постройте графики. По оси y отложите частоту пульса (удары в мин) давление систолическое, давление диастолическое (мм рт. Ст.), по оси Х – время в мин. Сделайте вывод о функциональном состоянии системы кровообращения. Обычно частота пульса достигает первоначального значения (замеренного в положении стоя и до проведения пробы) через 2 минуты. Хорошей переносимостью пробы считается учащение пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительной - на 12-18 ударов, неудовлетворительной - на 19 ударов и более. Также к неблагоприятным изменениям относят большие колебания АД и снижение пульсового давления.

Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).


Гармоничность физического развития

Процентные (Центильные) ряды
3% 10% 25% 50% 75% 90% 97%
Масса тела по возрасту 97% Гармоничное развитие опережающее возраст
90%
75% Гармоничное развитие соответствующее возрасту
50%
25%
10% Гармоничное развитие ниже возрастных норм
3%
Длина тела по возрасту

Физическое развитие считается:

- Гармоничным, и соответствующим возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 - 75 центиля.

Гармоничным, опережающим возраст - если полученные результаты соответствуют 90 - 97 центилю.

Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля.

Все остальные варианты говорят онегармоничном развитии.

Методы оценки физического развития (метод стандартов, центильный метод)

На основании данных физического развития методом стандартов и индексов делают обобщенное заключение о физическом развитии испытуемого и дают соответствующие рекомендации по его совершенствованию. Для уточнения особенностей телосложения определяют состав тела и его удельный вес.



РЕЗУЛЬТАТЫ_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 2.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

Цель: овладеть методикой функционального тестирования состояния систем организма и уровня физической работоспособности (тренированности).

Необходимое оборудование : велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном

Теоретическое обоснование работы:

Под тестированием следует понимать реакцию отдельных систем и органов на определенные воздействия (характер, тип и выраженность этой реакции). Оценка результатов тестирования может быть как качественной, так и количественной.

Для оценки функционального состояния организма могут быть использованы различные функциональные пробы.

1. Пробы с дозированной физической нагрузкой: одно-, двух-, трех- и четырехмоментные.
2. Пробы с изменением положения тела в пространстве: ортостатическая, клиностатическая, клиноортостатическая.

3. Пробы с изменением внутригрудного и внутрибрюшного давления: проба с натуживанием (Вальсальвы).

4. Гипоксемические пробы: пробы с вдыханием смесей, содержащих различное соотношение кислорода и углекислоты, задержка дыхания и другие.



5. Фармакологические, алиментарные, температурные и др.

Помимо этих функциональных проб используются также специфические пробы с нагрузкой, характерной для каждого вида двигательной деятельности.

Физическая работоспособность - интегральный показатель, позволяющий судить о функциональном состоянии различных систем организма и, в первую очередь, о производительности аппарата кровообращения и дыхания. Она прямо пропорциональна количеству внешней механической работы, выполняемой с высокой интенсивностью.

Для определения уровня физической работоспособности могут быть использованы тесты с максимальной и субмаксимальной нагрузкой: максимальное потребление кислорода (МПК), PWC 170 , Гарвардский степ-тест и др.

Методические указания

Алгоритм выполнения задания: студенты, объединившись попарно, выполняют нижеперечисленные методики, анализируют результаты, делают выводы по результатам тестирования и разрабатывают рекомендации по оптимизации работоспособности. Перед выполнением заданий проработать терминологию (см. словарь) по разделу "Функциональные пробы.".

План работы

Задание 1. Определение уровня физической работоспособности по PWC 170
Задание 2. Определение максимального потребления кислорода (МПК)
Задание 3. Определение уровня физической работоспособности по ГСТ
Задание 4. Модифицированная ортостатическая проба
Задание 5.Определение специальной работоспособности
Задание 6. Определение аэробных способностей организма (МАМ)

Задание 1. Определение уровня физической работоспособности по PWC 170

Цель : освоение методики проведения теста и умение анализировать полученные данные.

Для работы необходимы : велоэргометр (или ступенька, или беговая дорожка), секундомер, метроном.

Тест PWC 170 основан на закономерности, заключающейся в том, что между частотой сердечных сокращений (ЧСС) и мощностью физической нагрузки существует линейная зависимость. Это позволяет определить величину механической работы, при которой ЧСС достигает 170, путем построения графика и линейной экстраполяции данных, либо путем расчета по формуле, предложенной В. Л. Карпманом и сотр.

ЧСС, равная 170 ударам в минуту, соответствует началу зоны оптимального функционирования кардиореспираторной системы. Кроме того с этой ЧСС нарушается линейный характер взаимосвязи ЧСС и мощности физической работы.

Нагрузка может быть выполнена на велоэргометре, на ступеньке (степ-тест), а также в виде специфической для конкретного вида спорта.

Вариант № 1 (с велоэргометром).

Испытуемый последовательно выполняет две нагрузки в течение 5 мин. с 3-минутным интервалом отдыха между ними. В последние 30 сек. пятой минуты каждой нагрузки подсчитывается пульс (пальпаторно или электрокардиографическим методом).

Мощность первой нагрузки (N1) подбирается по таблице в зависимости от веса тела обследуемого с таким расчетом, чтобы в конце 5-й минуты пульс (f1) достигал 110...115 уд./мин.

Мощность второй (N2) нагрузки определяется по табл. 7 в зависимости от величины N1. Если величина N2 правильно подобрана, то в конце пятой минуты пульс (f2) должен составить 135...150 уд./мин.

Для точности определения N2 можно воспользоваться формулой:

N2 = N1 · ,

где N1 - мощность первой нагрузки, N2 - мощность второй нагрузки, f1 - ЧСС в конце первой нагрузки, f2 - ЧСС в конце второй нагрузки. Затем по формуле вычисляют PWC170:

PWC 170 = N1 + (N2 - N1) · [(170 - f1) / (f2 - f1)]

Величину PWC 170 можно определить графически (рис.). Для увеличения объективности в оценке мощности выполненной работы при ЧСС, равной 170 уд/мин, следует исключить влияние весового показателя, что возможно путем определения относительного значения PWC 170 . Значение PWC 170 делят на вес испытуемого, сравнивают с аналогичным значением по виду спорта (табл. 8), дают рекомендации.

Вариант № 2. Определение величины PWC 170 с помощью степ-теста.

Ход работы. Принцип работы такой же как в работе № 1. Скорость восхождения на ступеньку при выполнении первой нагрузки составляет 3...12 подъемов в минуту, при второй - 20...25 подъемов в минуту. Каждое восхождение производится на 4 счета на ступеньку высотой 40-45 см: на 2 счета подъем и на следующие 2 счета - спуск. 1-я нагрузка - 40 шагов в минуту, 2-я нагрузка - 90 (на эти цифры устанавливают метроном).
Пульс подсчитывается за 10 сек, в конце каждой 5-минутной нагрузки.
Мощность выполняемых нагрузок определяется по формуле:

N = 1,3 h · n · P ,

где h - высота ступеньки в м, n - количество подъемов в мин,
P - вес тела. обследуемого в кг, 1,3 - коэффициент.
Затем по формуле вычисляют величину PWC 170 (см. вариант № 1).

Вариант № 3 . Определение величины PWC 170 с помещаю специфических нагрузок (например, бега).

Ход работы . Для определения физической работоспособности по тесту PWC 170 (V) со специфическими нагрузками необходима регистрация двух показателей: скорости движения (V) и частоты сердечных сокращений (f). Для определения скорости движения требуется по секундомеру точно зафиксировать длину дистанции (S в м) и длительность каждой физической нагрузки (f в сек.)

V = S / f ,

где V - скорость движения в м/с. Частота сердечных сокращений определяется в течение первых 5 сек. восстановительного периода после бега пальпаторным или аускультативным методом.

Первый забег выполняется в темпе "бега трусцой" со скоростью, равной 1/4 от максимально возможной для данного спортсмена (примерно каждые 100 м за 30-40 сек).

После 5-минутного отдыха выполняется вторая нагрузка со скоростью равной 3/4 от максимальной, т. е. за 20-30 сек. каждые 100 м. Длина дистанции 800-1500 м. Расчет PWC 170 производится по формуле:

PWC 170 (V) = V1 + (V2 - V1) · [(170 - f1) / (f2 - f1)]

где V1 и V2 - скорость движения в м/с, f1 и f2 - частота.пульса после какого забега.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Определение максимального потребления кислорода (МПК)

МПК выражает предельную для данного человека "пропускную" способность системы транспорта кислорода и зависит от пола, возраста, физической подготовленности и состояния организма. В среднем МПК у лиц с разным физическим состоянием достигает 2,5...4,5 л/мин, в циклических видах спорта - 4,5...6,5 л/мин.

Способы определения МПК: прямой и непрямой. Прямой метод определения МПК основан на выполнении спортсменом нагрузки, интенсивность которой равна или больше его критической мощности.

Он небезопасен для обследуемого, так как связан с предельным напряжением функций организма. Чаще пользуются непрямыми методами определения, основанными на косвенных расчетах, использовании небольшой мощности нагрузки.

К косвенным методам определения МПК относятся метод Астранда; определение по формуле Добельна; по величине PWC 170 и др.

Вариант № 1 . Определение МПК по методу Астранда.

Для работы необходимы: велоэргометр, ступеньки высотой 40 см и 33 см, метроном, секундомер, номограмма Астранда.

Ход работы: на велоэргометре обследуемый выполняет 5-минутную нагрузку определенной мощности. Величина нагрузки подбирается с таким расчетом, чтобы частота пульса в конце работы достигала 140-160 уд./мин (примерно 1000-1200 кгм/мин). Пульс подсчитывается в конце 5-й минуты в течение 10 сек. пальпаторным, аускультативным или электрокардиографическим методом. Затем по номограмме Астранда (рис.) определяют величину МПК, для чего, соединив линией ЧСС во время нагрузки (шкала слева) и вес тела обследуемого (шкала справа), находят в точке пересечения с центральной шкалой величину МПК.

Вариант № 2 . Определение МПК по степ-тесту.

Испытуемые выполняют тест попарно. Испытуемый в течение 5 минут производит восхождение на ступеньку высотой 40 см для мужчин и 33 см для женщин со скоростью 25,5 цикла, в 1 минуту. Метроном устанавливается на частоту 90. В конце 5-й минуты в течение 10 сек. регистрируется частота пульса. Величина МПК определяется по номограмме Астранда и сравнивается с нормативом со спортивной специализации (табл.). Учитывая, что МПК зависит от веса тела, вычислить относительную величину МПК (МПК/вес) и сравнить со средними данными, написать заключение и дать рекомендации.

Номограмма Астранда

Вариант № 3 . Определение МПК по величине PWC 170.

Ход работы : расчет МПК производится с помощью формул, предложенных В. Л. Карпманом:

МПК = 2,2 PWC 170 + 1240

Для спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах спорта;

МПК = 2,2 PWC 170 + 1070

Для спортсменов, тренирующихся на выносливость.
Алгоритм выполнения: определить величину МПК по одному из вариантов и сравнить ее с данными в соответствии со спортивной специализацией по табл. 9, написать заключение и дать рекомендации.

Вариант № 4 . Определение работоспособности по тесту Купера

Тест Купера заключается в пробегании максимально возможного расстояния по ровной местности (стадион) за 12 мин.

При возникновении признаков переутомления (резкая одышка, тахиаритмия, головокружение, боли в сердце и др.) тест прекращается. Результаты теста, соответствуют величине МПК, определяемой на беговой дорожке. Тест Купера можно использовать при отборе школьников в секции по циклическим видам спорта, в ходе тренировок для оценки состояния тренированности.

Вариант № 5 . Тест Новакки (максимальный тест).

Цель: определить время, в течение которого испытуемый способен выполнять работу с максимальным усилием.

Ход работы. Испытуемый выполняет нагрузку на велоэргометре из расчета 1 Вт/кг в течение 2-х минут. Каждые 2 минуты нагрузка возрастает на 1 Вт/кг до достижения предельной величины.

Оценка результата. Высокая работоспособность по этому тесту соответствует величине 6 Вт/кг, при выполнении ее в течение 1 мин. Хороший результат соответствует значению 4-5 Вт/кг в течение 1-2 мин. Данный тест может быть применен для тренированных лиц (в том числе в юношеском спорте), для нетренированных и лиц в периоде рековалесценции после болезни. В последнем случае начальная нагрузка устанавливается из расчета 0,25 Вт/кг.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 3. Определение уровня физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту (ГСТ)

Оценка физической работоспособности производится по величине индекса ГСТ (ИГСТ) и основана на скорости восстановления ЧСС после восхождения на ступеньку. Цель работы: ознакомить студентов с методикой определения физической работоспособности по ГСТ. Для работы необходимы: ступеньки различной высоты, метроном, секундомер.

Ход работы . Выполняется студентами попарно. Сопоставляется с нормативами, делаются рекомендации по оптимизации работоспособности средствами физического совершенствования. Предварительно, в зависимости от пола, возраста, выбирается высота ступеньки и время восхождения (табл.). Далее обследуемый выполняет 10-12 приседаний (разминка), после чего начинает восхождение на ступеньку со скоростью 30 циклов в 1 мин. Метроном устанавливается на частоту 120 уд/мин, подъем и спуск состоит из 4-х движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: на 2 удара - 2 шага подъем, на 2 удара - 2 шага спуск. Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги. Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в течение 20 сек., тестирование прекращается и фиксируется время работы в заданном темпе.

Примечание. S обозначает поверхность тела обследуемого (м2) и определяется по формуле:

S = 1 + (Р ± DН) / 100,

где S - поверхность тела; Р - вес тела; DН - отклонение роста обследуемого от 160 см. с соответствующим знаком.

После окончания работы в течение 1 мин. восстановительного периода испытуемый, сидя, отдыхает. Начиная со 2-й минуты восстановительного периода, за первые 30 сек. на 2, 3 и 4-й минутах измеряется пульс. ИГСТ вычисляется по формуле:

ИГСТ = (t · 100) / [(f1 + f2 + f3)· 2],

где t - длительность восхождения, в сек. f1, f2, f3 - частота пульса, за 30 сек. на 2, 3 и 4-й минуте восстановительного периода соответственно.

В случае, когда обследуемый из-за утомления раньше времени прекращает восхождение, расчет ИГСТ производится по сокращенной формуле:

ИГСТ = (t · 100) / (f1 · 5,5),

где t - время выполнения теста, в сек., f1 - частота пульса за 30 сек. на 2-й минуте восстановительного периода. При большом числе обследуемых для определения ИГСТ можно использовать табл. 12, 13, для чего в вертикальном столбце (десятки) находят сумму трех подсчетов пульса (f1 + f2 + f3) в десятках, в верхней горизонтальной строке - последнюю цифру суммы и в месте пересечения - значение ИГСТ.

Затем по нормативам (оценочным таблицам) оценивается физическая работоспособность (табл.). Рекомендации к работе. Вычислить ИГСТ по формуле и таблице. Сравнить ее с рекомендуемыми величинами.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Модифицированная ортостатическая проба

Цель: оценить состояние ортостатической устойчивости организма. Теоретическое обоснование. Ортостатическая проба используется для выявления состояния скрытой ортостатической неустойчивости и в целях контроля за динамикой состояния тренированности в сложнокоординационных видах спорта.

Проба основана на. том, что при переходе из горизонтального положения в вертикальное в связи с изменением гидростатических условий уменьшается первичный венозный возврат крови к правому отделу сердца, вследствие чего возникает недогрузка сердца объемом и уменьшение систолического объема крови. Чтобы поддержать минутный объем крови на должном уровне рефлекторно учащается ЧСС (на 5-15 уд. в мин.).

При патологических состояниях, перетренированности, перенапряжении, после инфекционных заболеваний, либо при врожденной ортостатичес-кой неустойчивости депонирующая роль венозной системы оказывается столь значительной, что изменение положения тела приводит к головокружению, потемнению в глазах, вплоть до обморока. В этих условиях компенсаторного учащения ЧСС оказывается недостаточным, хотя оно значительно.

Для работы необходимы: кушетка, сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер.

Ход работы. Выполняется студентами попарно. Результаты сопоставить с рекомендуемыми, разработать способы оптимизации ортостатической устойчивости средствами физического воспитания. После предварительного отдыха в течение 5 мин. в положении лежа определяется ЧСС 2-3 раза и измеряется АД. Затем испытуемый медленно встает и находится в вертикальном положении в течение 10 мин. в ненапряженной позе. Для обеспечения наилучшего расслабления мышц ног необходимо, отступив от стены на расстояние одной ступни, прислониться к ней спиной, под крестец подкладывают валик. Сразу после перехода в вертикальное положение в течение всех 10 мин. на каждой минуте регистрируют ЧСС и АД (за первые 10 с - ЧСС, за оставшиеся 50 с - АД).

Оценка состояния ортостатической устойчивости производится по следующим показателям:
1. Разница пульса, на 1-й мин. и на 10-й мин. по отношению к исходной величине в положении лежа. АД увеличивается на 10-15 %.

2. Время стабилизации ЧСС.

3. Характер изменения АД в положении стоя.

4. Самочувствие и выраженность соматических расстройств (побледнение лица, потемнение в глазах и др.).

Удовлетворительная ортостатическая устойчивость:

1. Учащение пульса невелико и на 1-й мин. ортоположения колеблется в пределах от 5 до 15 уд./мин., на 10-й мин. не превышает 15-30 уд./мин.

2. Стабилизация пульса наступает на 4-5 мин.

3. Систолическое АД остается неизменным либо незначительно снижается, диастолическое АД увеличивается на 10-15 % по отношению к его величине в горизонтальном положении.

4. Самочувствие хорошее и нет каких-либо признаков соматического расстройства. Признаками ортостатической неустойчивости являются увеличение ЧСС более, чем на 15-30 уд./мин., выраженное падение АД и различной степени выраженности вегетосоматические расстройства.

Задание: провести исследование ортостатической устойчивости, используя методику модифицированной ортостатической пробы. Полученные результаты занести в протокол, дать заключение и рекомендации.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 5. Определение специальной работоспособности (по В.И. Дубровскому)

Вариант № 1 . Определение специальной работоспособности в плавании.

Проводится на пружинно-рычажном тренажере в положении лежа на животе в течение 50 сек. Тест выполняется по 50-секундным отрезкам в виде гребковых движений. Подсчитывается пульс, измеряется АД до и после теста.

Оценка результата: о хорошей функциональной подготовке пловца говорит увеличение количества гребков в динамике теста и времени восстановления ЧСС и АД.

Вариант № 2. Определение специальной работоспособности у хоккеистов.

Испытуемый выполняет бег на месте в максимальном темпе. Всего 55 сек. (15 сек. + 5 сек. + 15 сек. + 5 сек. + 15 сек.). 15-секундные отрезки выполняются с ускорением.

До и после теста определяются ЧСС, АД, ЧД. В ходе теста отмечаются внешние признаки утомления, определяется тип ответной реакции организма на. нагрузку и фиксируется время восстановления.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 6. Определение анаэробных возможностей организма по величине максимальной анаэробной мощности (МАМ)

Анаэробные возможности (т. е. возможность проводить работу в бескислородных условиях) определяются энергией, образуемой при распаде АТФ, креатинфосфата и гликолиза (анаэробного расщепления углеводов). Степень адаптации организма к работе в бескислородных условиях определяют величину работы, которую человек может выполнить в этих условиях. Эта адаптация важна при развитии скоростных возможностей организма.

При массовых обследованиях для определения МАМ используется тест Р. Маргария (1956). Определяется мощность бега вверх по лестнице с максимальной скоростью за небольшое время.

Методика. Лестница, длиной примерно 5 м, высотой подъёма - 2,6 м, наклоном - более 30° пробегается за 5-6 сек. (примерное время максимального бега). Испытуемый находится на 1-2 м от лестницы и по команде выполняет тест. Фиксируется время в сек. Измеряется высота ступеней, подсчитывается их количество, определяется общая высота подъёма:

МАМ = (P · h) / t кгм/с,

где Р - вес в кг, h - высота подъёма в м, t - время в сек.

Оценка результата: наибольшее значение МАМ отмечается в 19-25 лет, с 30-40 лет оно уменьшается. У детей оно имеет тенденцию к повышению.

Для нетренированных лиц МАМ составляет 60...80 кгм/с, у спортсменов - 80...100 кгм/с. Для перевода в ватты необходимо полученное значение умножить на 9,8, а для перевода в килокалории в минуту - на 0,14.

РЕЗУЛЬТАТЫ :___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Выводы по практической работе:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая работа 3.

Цель. Научиться оценивать показатели физического развития ребенка с помощью центильных таблиц.

Материалы и оборудование. Центильные таблицы для определения уровня физического развития детей.

Ход работы

Задание 1. Пользуясь теоретическим введением и приведенным ниже примером научитесь пользоваться центильными таблицами.

Теоретическое введение.

Что такое центильная таблица?

В настоящее время для оценки антропометрических данных используются таблицы центильного типа (табл. 1-12). Использование их достаточно просто и удобно. В этих таблицах за средние, или условно нормальные величины, принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста – в интервале от 25-го до 75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться соответственно только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между цифрами (коридоры) отражает тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны определенному проценту здоровых детей данной возрастно-половой группы.

Каждый измерительный признак (длина, масса, окружности грудной клетки и головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения о физическом развитии ребенка и принимать решения об обращении к врачу.

При этом возможны следующие варианты:

Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин» , встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.

Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин» , встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.

Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего» , свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Область или «коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин» , свойственных 50% здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.

Область или «коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего» , свойственных 15% здоровых детей.

Область или «коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин» , свойственных 7% здоровых детей. Решение о направление на обследование зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

Область или «коридор» № 8 (от 97 центиля и выше) Область «очень высоких величин» , свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменения достаточно высока, поэто­му требуется консультирование и обследование.

2. Как пользоваться центильными таблицами?

Для того, чтобы воспользоваться данными таблицы, сначала необходимо провести все необходимые измерения и определить точный возраст ребенка. На первом году жизни в связи с бурным ростом ребенка измерения обычно проводят ежемесячно, а возраст определяют так:

к 1 месяцу относятся дети от 16 дней после рождения до 1 месяца 15 дней,

к 2 месяцам – от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней и т.д.

От 1 года до трех лет измерения проводят каждые три месяца. Годовалым считается ребенок от 11 месяцев 16 дней до 12 месяцев 15 дней,

к 1 году 3 месяцам относят детей в возрасте от 1 года 1 месяца 16 дней до 1 года 4 месяцев 15 дней,

к 1 году 6 месяцам – от 1 года 4 месяцев 16 дней до 1 года 7 месяцев 15 дней и т.д.

С трех до 7 лет показатели снимают каждые полгода, после 7 лет – каждый год. Трехлетним считается ребенок от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней,

к 3 годам 6 месяцам относят детей в возрасте от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней и т.д.

за 7 лет считается возраст от 6 лет 9 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней,

за 8 лет – от 7 лет 6 месяцев до 8 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Полученные данные используют также для определение соматотипа ребенка и гармоничности его развития.

Соматотип определяют согласно схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахрара с выделением у здоровых детей (то есть без ожирения и гипотрофии) следующих трех соматотипов: микросоматический (или астеник), мезосоматический (или нормостеник) и макросоматический (гиперстеник). Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела, окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 балла – к макросоматическому (физическое развитие выше среднего).

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае, если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность составляет 2 – развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более – налицо резко дисгармоничное развитие.

Можно также дополнительно определить соотношение массы и длины тела . Оно позволяет ориентировочно (статистически) судить о состоянии питания ребенка. Для этой цели составлены таблицы, где за основу берется длина тела (табл. 9-12).

По аналогии с центильной шкалой, показание искомой величины массы тела в области 1 коридора (до 3 центиля) может говорить об «очень низком питании», в зоне 2 коридора (от 3 до 10 центиля) – о «низком питании», в зоне 3 коридора – о питании «ниже среднего» и т. д. Вместе с тем, следует помнить, что статистическая антропометрическая оценка массы тела не всегда будет совпадать с клинической оценкой питания, т. к. не учитывается возраст ребенка. Так, при параллельной задержке массы и длины тела статистическая оценка будет средней или нормальной в то время, как ребенок по возрасту отстает в физическом развитии.

С целью точного определения уровня физического развития существует вспомогательная таблица скрининг-диагностики отклонений в физическом развитии, учитывающая как характеристику длины тела (роста) по возрасту, так и массы тела по отношению к длине (не учитывая возраст). После того, как ребенок измерен, определяется зона нахождения данных результатов («центильный коридор») и на пересечении значений длины по возрасту и массы по длине получаем (находим) формализованную оценку физического развития (табл. скрининг-диагностики 13,14).

ПРИМЕР

Калинин Павел, дата рождения 8.10.2000 г., дата обследования 8.01.2001 г. В период обследования длина тела – 60 см, масса – 5600 гр., окружность груди 39 см, головы – 40 см.

    Определяем возраст ребенка – 3 месяца.

    Определяем коридоры для каждой характеристики. Длина тела – IV кор. (табл. 1), средняя величина; масса тела - IV кор. (табл. 2), средняя величина; окружность груди - IV кор. (табл. 3), средняя величина; окружность головы - IV кор. (табл. 4), средняя величина.

    Определяем соматотип ребенка (объем головы не учитываем). Сумма коридоров составляет 4+4+4=12 – мезосоматотип.

    Определяем гармоничность развития. Все параметры находятся в одном коридоре – гармоничное развитие.

    По таблице массы по длине (табл.12) – III кор. Питание ниже среднего.

    По таблице скрининг-диагностики (табл. 13-14) пересечение III (масса по длине) и IV (длина тела) коридоров – нормальное физическое развитие.

Задание 2. С помощью центильных таблиц определите уровень физического развития детей, антропометрические данные которых приведены ниже.Запишите в тетради полученные результаты так, как это показано в примере.

Семенов Павел, новорожденный., Длина при рождении - 50 см, масса - 2 600 гр., окружность груди - 32 см, окружность головы - 34 см.

Иванов Гриша , 10 месяцев. Длина тела - 75 см, масса - 11 кг, окружность груди - 45 см, окружность головы - 47 см.

Воронина Соня , 4 года. Длина тела - 87 см, масса - 12 кг, окружность груди - 50 см.

Задание 3. С помощью графического отображения центильных таблиц (графики 1-6) определите уровень физического развития развития Марины и Стаса.Запишите в тетради полученные результаты по пунктам 1-4 так, как это показано в примере. Вывод о питании детей и их общем уровне физического развития сделайте сами, исходя из полученных коридоров.

Марина. Родилась 6 января 1988 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина - 152 см, масса - 38 кг, окружность груди - 70 см.

Стас. Родился 17 апреля 1987 года. Данные обследования от 6 ноября 2001 г. Длина - 178 см, масса - 53 кг, окружность груди - 82 см.