Скандал вокруг епископа никона. Архив: содомский грех епископа никона. публикация "комсомольской правды" (1999 г.) об очередном "реабилитированном" патриархом кириллом (гундяевым) архиерее. На самом деле

  • 04.03.2024

Публичное сожжение книг известных богословов - Александра Меня, Мейендорфа и Шмемана - по указанию епископа Никона стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, и вызвало церковный бунт. Поначалу «тихий». А сегодня противостояние в Екатеринбургской губернии сами священнослужители и их прихожане называют не иначе как ВОЙНА.

КРИМИНАЛЬНАЯ МОЛИТВА

Отправляясь в эту командировку, я, признаться, понятия не имел, кто прав, кто виноват, - слишком противоречивы и невероятны были слухи, доходившие из епархии. А то, что ситуация принимает уголовно-криминальный характер, стало ясно уже в день приезда в Екатеринбург - местные газеты сообщили чуть ли не о покушении на игумена Авраама, одного из тех, кого здесь считают «инициаторами восстания против правящего архиерея Никона - богохульника и гомосексуалиста».

Из досье епископа Екатеринбургского и Верхотурского Преосвященного Никона.

В миру - Миронов Олег Васильевич. 38 лет. Родился в поселке Заречный Алтайского края. Окончил бухгалтерскую школу, трудился в рабкоопе. После армии - рабочий Иркутской епархиальной свечной мастерской. В 1984-м пострижен в монашество с именем Никон. Через пять лет уже архимандрит и настоятель Покровского кафедрального собора г. Воронежа. Еще через пять лет назначен епископом Екатеринбургской и Верхотурской епархии. В 1996-1997 годах исполнял обязанности временного члена Священного Синода Русской Православной Церкви. Награжден орденом князя Владимира III степени, медалью Российского Дворянского Собрания «В память 850-летия Москвы» III степени.

…Звоню в покои епископа. Дежурный, расспросив, кто я и откуда, после долгой паузы говорит, что епископа нет.

А кто может знать, где он?

Только сам Владыка!

Борис Косинский, пресс-секретарь епархии, на мою просьбу устроить встречу с Никоном реагирует без энтузиазма:

По какому вопросу?

По известному!

Привожу железный аргумент: нужно выслушать обе стороны.

Владыка все время молится… Позвоните завтра в три часа…

Звоню - день, два, три, четыре, пять… Автоответчик: оставьте свои координаты. Дурака нашли… Меня уже предупредили, чем это может закончиться.

А губерния тем временем бурлит. Каждая сводка теленовостей начинается с «темы дня» - бунт на церковном корабле. Демонстрируют кадры: десятки верующих с антиниконовскими плакатами круглосуточно стоят в пикетах возле храмов… К одному из них милиции понаехало, как на захват банды головорезов… Православные Нижнего Тагила собираются объявить свой город «свободной от Никона зоной». В выражениях уже никто не стесняется…

Юрий Фугин, прихожанин нижнетагильского храма Живоносный Источник: «Я могу Владыке прямо в лицо сказать. Мы, прихожане, не пустим его даже близко, не позволим осквернять свой храм. Не место педерастам в Церкви. Пусть едут на Северный полюс, основывают там голубую епархию. Ради Бога…»

ХРОНИКА СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ

Как показало журналистское расследование, боевые действия развивались так.

Май 1998 года. На епархиальном совете Никона обвиняют в губительной кадровой политике и финансовом беспределе, заключавшемся в «бесчинном ограблении им приходов».

Июнь. Изъятие и сожжение книг во дворе Екатеринбургского духовного училища, после чего, по словам одного из священников, отказавшихся принять участие в этой акции, набор студентов резко упал, а «на училище легла печать книгосжигательства».

Август - ноябрь. Получены доказательства и найдены десятки свидетелей того, что Никон не только безбожник, пьяница, вымогатель, но еще и гомосексуалист-растлитель. Пятеро священников по «идеологическим» соображениям, а вернее, по причине нежелания служить под началом «голубого» епископа уходят из Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Русскую Православную Церковь Заграницей*.

Декабрь. Игумены Авраам (Рейдман), настоятель монастыря Во Имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге, и Тихон (Затекин), настоятель Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье, тайно едут в Москву к Патриарху. Епископ поднимает на ноги все УВД губернии, чтобы предотвратить встречу. Перекрывают дороги, ищут везде, даже в больницах. Но отцы все-таки встречаются с Алексием II и рассказывают о неблаговидных поступках правящего архиерея. А вернувшись, отправляют в Патриархию папку с документами, подтверждающими эти обвинения. Перетрусивший Владыка Никон на всякий случай вывозит большую часть своего имущества в неизвестном направлении.

20 января 1999 года. Приехавшую в Екатеринбург «на разборки» Синодальную комиссию Московской Патриархии расселяют в «резиденции» губернатора Эдуарда Росселя. В первый же день ее глава, архиепископ Солнечногорский Сергий, заявляет по поводу содомского греха правящего архиерея: мол, даже если так, разве это мешает управлению епархией? А отца Владимира Зязева, одного из авторитетнейших священников, даже упрекнули: как же вы, столько наград имеете, а выступили против епископа, который вас и награждал. Отец Владимир тут же снял награды и положил их на стол перед председателем комиссии.

Для сведения архиепископа Сергия и Священного Синода (если они не в курсе). 25-е Апостольское правило гласит: если духовное лицо согрешило блудом (даже естественным, уж не говоря о противоестественном), оно извергается из сана и никогда уже не может служить, стоять перед престолом Господа. Пример из истории русской церкви: митрополит Зосима Московский был изобличен в «содомском грехе», лишен сана и навсегда изгнан из церкви. За осквернение.

Вердикт комиссии: свидетелей грехов Никона объявили подкупленными, все обвинения - вымыслом. Конфликтующие стороны призвали покаяться и помириться до заседания Священного Синода. Говорят, сам Никон в знак покаяния стоял перед 120 священниками на коленях.

Однако примирения не получилось.

Февраль. Губернатор Россель во время встречи с Алексием II заступается за Владыку. Никон, возвратившись из Москвы после празднования 70-летнего юбилея Его Святейшества, заявляет духовенству, что его простили.

Март. Группа священников вновь едет в столицу - «за правдой». На этот раз встретиться с Алексием II не удается (или не дают?), но один из его ближайших помощников якобы обещает проинформировать Патриарха. На имя Его Святейшества направляют письмо с нижайшей просьбой «удалить из тела церкви раковую опухоль педерастии и цинизма». Сто восемь подписей, в том числе пятидесяти трех священников.

1 апреля. Заседание Священного Синода, рассмотрев результаты работы комиссии, постановляет: игуменов Тихона и Авраама отрешить от должности, а протоиерею Владимиру Зязеву, настоятелю церкви на Уралмаше, вынести «порицание за факт попрания церковных наград». Всего в «черном списке» десять священников… Наказывают и Никона: объявляют выговор за… упущения в руководстве епархией.

«УПУЩЕНИЯ» ВЛАДЫКИ

На каких же фактах базируется обвинение против правящего архиерея и почему члены Священного Синода не сочли их даже мало-мальски серьезными?

Процитирую фрагменты подлинных документов (учитывая вышеизложенное, разумеется, без указания фамилий), переданных мне компетентными органами. Большую часть составляют показания свидетелей. Что интересно, подписывались они довольно-таки нестандартно. Например: «За каждое слово готов нести ответ на Суде Христовом». Или: «В том, что сказанное является правдой, готов присягнуть на святом Евангелии»…

«По благословению владыки Никона я поменял… 2 млрд. 412 тысяч рублей (старыми), что составило 324 тысячи 318 долларов США… Дальнейшая их судьба мне неизвестна…» «…После откровенной матершинной брани в мой адрес владыка предложил «пожертвовать» ему на митры 5 тысяч долларов и тогда вопрос будет улажен. Что мне и пришлось сделать, со стыдом выпрашивая деньги у благодетелей нашего монастыря. Кроме этого, ежемесячно 15 миллионов рублей (старыми) от двух монастырей, Спасского и Ново-Тихвинского, я передавал лично владыке…» «Я был свидетелем, как в кабинет владыки привозились в прямом смысле мешки денег… 5-7 сестер считали несколько дней с утра до вечера… Мне… часто жаловались сотрудники Вознесенской церкви, что каждый день приходят люди от владыки, забирают полностью деньги из касс…» «Как православный предприниматель… я выделял средства как на нужды епархии, так и лично владыке. Например, на золотые панагии, поездки на Кипр и т.д. Чтобы он не разделял Ново-Тихвинский монастырь, мне пришлось предложить в качестве «пожертвования» иностранный автомобиль. Он выбрал «вольво». Потом пришлось «пожертвовать» еще 5 тысяч долларов…»

«В нижнетагильском храме Александра Невского Никон забрал два старинных дьяконских стихаря, комплект старинных парчовых риз, икону в серебряном окладе… Мог посадить своего человека в церковную кассу и все, что выручит храм от продажи свечей и заказанных молебнов, увезти с собой… Из невьянского храма реквизировал чашу, подаренную храму еще Демидовым. Красивая была чаша, позлащенная, украшенная каменьями». «…Я передал три серебряных креста, потир, две иконы в серебряном окладе из послушания правящему архиерею. Народ же приступал ко мне с вопросами: куда делись иконы, и мне пришлось оправдываться перед людьми…» «В Свято-Троицкой церкви г. Ирбита и других приходах изъяты: Евангелие в серебряном окладе, серебряные - потир, звездица, тарелочка с изображением Божьей Матери, икона Божьей Матери «Федоровской»…»

«…В Верхотурском монастыре… епископ Никон запретил иеромонахам, иеродиаконам и пономарям читать духовные книги, молитвы, Святое Евангелие до дня Святой Пасхи (до которой было еще полгода), а велел читать лишь архиерейскую службу…» «Выписка из протокола Совета атаманов Исетской линии Оренбургского казачьего войска от 29.05.98 г. С глубоким сожалением атаманами отмечались попытки епископа Никона влиять на казачьи структуры в политических и личных целях. В его выступлениях звучат угрозы… об отлучении нас от Православной Матери Церкви в случае неповиновения и невыполнения его требований… Вместо того, чтобы способствовать укреплению веры Православной, под видом кипучей деятельности идет развал и ограбление Екатеринбургской епархии. Епископ Никон своими действиями вбивает клин между Православной Церковью и казачеством… своим хамским отношением сеет раздор и недовольство в казачьей среде. Принято решение: если епископ Никон не изменит своего отношения к казакам и казачеству в целом, принять меры по недопущению его для проведения служб в храмах на территории казачьих станиц и хуторов».

«…Когда приехал Владыка, то, едва переступив порог, стал вести себя очень бурно… т.к. был в нетрезвом виде. Узнав, что один из епархиальных работников что-то не исполнил, стал… во весь голос бранить его, выражаясь нецензурными словами… Потом громко потребовал: «Наберите мне губернатора!» Окружающие убедили его не звонить в таком состоянии губернатору. Тогда Владыка стал кричать: «Наберите мне помощника губернатора!» Все были поражены такими действиями». «За последние два года на богослужение в Верхотурский монастырь Владыка Никон приезжал с мирскими и военными чинами, где после ужина разворачивалась пьянка… Несколько раз бывало так, что Владыка был даже не в состоянии самостоятельно передвигаться ввиду сильного алкогольного опьянения. Особенно пьянки участились, когда приезжало правительство области… Все эти «банкеты» сопровождались выпивкой и пением мирских песен в трапезной. Был случай… Владыка вручил Патриаршую награду орден Св. Бл. Князя Даниила Московского председателю правительства Свердловской области в Преображенском храме нашего монастыря, после чего предложил по старой традиции его «обмыть». Владыка опустил орден с изображением Святого (!) в бокал с водкой, и тот должен был зубами достать его из выпитого бокала».

«…Наш Владыка… вообще не соблюдает ни постов, ни постных дней. Очень частыми гостями были генералы и (немного реже) советник по делам религии при администрации области В.П. Смирнов. «Приемы» редко обходились без бани со спиртными напитками, откуда все выходили в весьма нетрезвом виде. Смирнова, например, после ужина приходилось выводить из-за стола под руки, так как сам он идти уже не мог, Владыка был почти в таком же состоянии… На территории Иоанно-Предтеченского храма… погиб один из рабочих. В марте 1998 г. по этому поводу было возбуждено уголовное дело против Владыки, у него должна была состояться встреча с прокурором. И она состоялась. После нее кто-то из работников прокуратуры привез Владыку домой, довел до кровати, а сам еле-еле вернулся обратно в машину… Владыку сильно рвало, он еле удерживался на кровати… и мы еле могли его удержать, чтоб он не упал лицом в помойное ведро… Утром он попросил таблеток от похмельного синдрома. Их не оказалось. Владыка рассердился… потребовал, чтоб к вечеру были… ругал себя, говоря, что он здесь никому не нужен, называя себя «дураком», «мужеложником» и еще по-всякому. Потом поехал служить Литургию на приход…»

«После вечерней трапезы у меня в келии, где присутствовал представитель губернатора Капустин А.А., во время чая пьяный Владыка вдруг ни с того, ни с чего со всего маху дал подзатыльник представителю губернатора. Александр Александрович, конечно же, возмутился… но виду не подал. Утром я спросил Владыку, помнит ли он, что он сделал вчера вечером, и он мне отчетливо сказал: «Я дал подзатыльник Капустину. Ничего, стерпит».

Словом, упущения Никона имеют место. Но это еще не все, о чем прекрасно были осведомлены члены Синода…

ГОЛУБАЯ ОБИТЕЛЬ

Приношу свои извинения читателям, но этот документ я вынужден процитировать дословно.

«Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II от …

НИЖАЙШИЙ РАПОРТ

Довожу до сведения Вашего Святейшества, что в первых числах октября 1996 г. в Казанском храме г. Н. Тагила иеромонахом П. (Пименом. - Авт.) мне было предложено «УБЛАЖИТЬ» Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона… Я должен был исполнить… в постели роль мужчины. Я дал свое согласие. Мне было обещано «заочно» его покровительство.

…После вечернего застолья Епископ Никон удалился в свои покои, а свита его была отпущена по домам. Иеромонах П. подошел ко мне и сказал, что Епископ меня уже ждет. И чтобы я не стеснялся его.

Я зашел в покои, он сидел за столом, я разделся, и мы легли в постель. Он стал пытаться поцеловать меня в губы, но я отстранил его… Он попросил меня, чтобы я «поимел» его в задний проход… Я исполнил его желание…

В следующий раз я, будучи в командировке в Епархиальном Управлении, остался с ночевкой… История предыдущего уединения повторилась… Год спустя наши уединения возобновились в Верхотурском Николаевском монастыре… Я приходил и «ублажал» его женские страсти. Таких встреч было три, после чего я стал избегать Епископа.

На протяжении всего времени он ТРЕБОВАЛ, чтобы я нашел ему кого-нибудь еще. И как он говорил, что снова хочет, «чтобы его сношали два молодых парня».

За то, что я «ублажал» Епископа, мне иеромонахом П. было дано 5 млн. руб. и около 1 млн. руб. Епископом Никоном.

В том, что вышеизложенное является правдой, я готов присягнуть на Святом Евангелии.

03.12.98 г. (Подпись)».

«…Довожу до сведения Вашего Святейшества, что как только я поступил в Екатеринбургское Епархиальное Духовное училище… меня с другими учащимися… привезли на дачу Епископа Никона, якобы для работ, там нас поили водкой, водили в баню с бассейном, показывали видеофильмы… Когда я зашел в парилку, там я увидел совершенно голого архиерея. Он взял меня за руку, притянул к себе и поцеловал… Потом мы с ним пошли в его покои… Он сказал, что будет исполнять роль женщины и чтобы я переспал с ним. Я исполнил его желание… Дальнейших событий я не видел, так как был пьян и уснул… Наутро Епископа Никона не было…

Накануне престольного праздника в храме Казанской иконы Божьей Матери г. Нижнего Тагила… ко мне в 2 часа ночи приехал иеромонах Пимен и сказал, что меня хочет видеть Владыка… Владыка обвинил меня в том, что я ПРЕДАЛ его и рассказал кому-то о нашей связи. Я сказал, что никому об этом не говорил. Вдруг он, повернувшись к алтарю… сказал мне, что клянется у алтаря, что если я кому-нибудь скажу о нашей с ним связи даже на ИСПОВЕДИ, то меня положат под гроб и никто меня никогда не найдет…»

«…Владыка Никон, когда приезжал в монастырь, постоянно имел со мной беседы на «скабрезные» темы, в частности, он постоянно просил найти ему келейника или мальчика при монастыре. Один раз он даже потребовал (будучи изрядно пьяным), чтобы я поставлял ему мальчиков, ссылаясь на то, что в других Епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков Правящим Архиереям… Затем он перечислял имена Архиереев, которые занимаются «неблаговидными делами». Он рассказывал о том, что если бы у него был мальчик, то он бы так не нервничал во время совершения Божественных служб…»

И таких свидетельств несколько десятков. Из них следует, что многие из ближайшего окружения Никона - либо любовники (архимандрит Клавдиан, иеромонах Пимен, иерей Владимир и другие), либо поставщики мальчиков. Всем, кого хотели совратить, епископ или его доверенные предлагали деньги, камилавки, должности, богатые приходы, высокое покровительство. Кто отказывал, мог в 24 часа отправиться на край света. Одного священника сослали в приход, где и церкви-то не было…

«Голубое дело» поставлено так, что духовное училище стало «кузницей геев». Практиковалась «хитрая» методика приема: давали специальный тест, сочиненный редактором епархиальной газеты, священником Димитрием Байбаковым. Около двухсот вопросов типа «любишь ли ты смотреть на себя обнаженного в зеркало и рассматривать член». На ответ давалось две секунды. С помощью этого теста определяли сексуальную ориентацию. Естественно, предпочтение отдавали тем, кто больше «подходил». Доказательств, что это делалось с благословения епископа, пока нет, зато известно другое. Один из студентов признался, что Владыка после бурной ночи сказал ему: «По тесту ты не прошел. А здесь - соответствуешь!»

Но и этого Владыке было мало.

Из уже упомянутого письма на имя Его Святейшества (108 подписей):

«…Архимандрит Клавдиан говорил, что Спасо-Преображенский Каменск-Уральский монастырь, где он является настоятелем, будет специальным монастырем - там для архиерея будут подобраны соответствующие кадры, то есть гомосексуалисты… О предназначении Каменск-Уральского монастыря под притон для педерастов слышал от самого Владыки и игумен Тихон (Затекин)…»

ХРОНИКА СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЫ-2

Апрель - май. Решением Священного Синода «бунтаря» отца Авраама переводят духовником екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Отцу Тихону, почетному гражданину Верхотурья, дают полуразрушенную Успенскую церковь при кладбище.

Прихожане отвечают акциями протеста.

В прессу сбрасывается мощный компромат на зачинщиков бунта. Их обвиняют в связях с криминальными структурами, разврате, пьянстве, воровстве, упрятывании монахов в психушки, рукоприкладстве и даже убийстве.

Местный тележурналист и историк Андрей Санников проводит скрупулезное расследование по каждому из этих обвинений и в своей передаче «Земля Санникова» доказывает, что это «деза», рассчитанная на дураков: «авось что-нибудь да зацепится».

Следующий этап - шантаж и угрозы. Неизвестные забираются в дом отца Геннадия (Ведерникова) в Нижнем Тагиле. Ему и отцу Фоме (Абелю) регулярно звонят: отступитесь.

Губернатор Россель, посетивший Нижний Тагил, заявляет, что Никон - порядочный человек, что его оклеветали «письмоносцы» и что клеветники уже наказаны. В поддержку епископа выступает уральское Движение за права гомосексуалистов…

15 апреля. Неизвестные (как потом выяснилось, знакомые архимандрита Клавдиана) по телефону связываются с игуменом Авраамом, а затем якобы для передачи важной информации два молодых лба заявляются в Ново-Тихвинский монастырь. «Отец, вы должны уехать из города. Иначе…»

25 апреля. Верующие Екатеринбурга приглашают отцов Фому и Геннадия на молебен «за очищение церкви». Возле креста на Вознесенской горке - на месте расстрела царской семьи - собираются более трехсот прихожан. Молятся семь священников.

«ВАС В ПРОРУБИ НАЙДУТ!»

…Звоню в Нижний Тагил. Иерей Фома и протоиерей Геннадий на встречу соглашаются сразу, хотя ясно, что им есть чего опасаться.

Приезжайте!

О. Фома , благочинный приходов, находящихся в местах лишения свободы: «Верующие уже все знали о Никоне и пришли на горку молиться за чистоту церкви. И мы решили, что это наш долг - быть вместе с ними».

О. Геннадий , настоятель храма Александра Невского, член епархиального совета: «Когда мы завершали молебен, я обратился к прихожанам со словом: «Хотите ли вы, чтобы вы или в будущем ваши дети пришли на исповедь к священнику-педерасту? Если нет, то вера должна обозначаться не декларациями, а делами. Поэтому мы должны сделать все, чтобы Никон и ему подобные не довели нашу церковь до уничтожения изнутри».

О. Фома : «Смысл проповеди отца Геннадия был еще в том, что молчанием предается Бог, что если есть вопиющие случаи внутри церкви, то церковь должна от них очищаться. Во время проповеди многие, даже мужчины, плакали. Потом подходили и благодарили отца Геннадия за мужество».

О. Геннадий : «Меня побудила выступить открыто конкретная ситуация: пострадало мое духовное чадо, которое я готовил стать священником. Он подвергся совращению Никоном. Когда он увидел извращенный секс на даче епископа, был настолько шокирован, что потерял равновесие душевное. Парень потом полтора месяца лежал в психиатрической больнице. Полгода мы с ним даже не могли вступить в нормальный человеческий контакт. К счастью, от церкви он в итоге не отвернулся, от веры не отошел. Просто понял, на каких рубежах сегодня идет война в России».

О. Фома : «На сегодняшний день нам известны три юноши, которые оставили духовное училище из-за того, что их пытались совратить. Еще двое тоже подверглись попытке растления, к счастью, неудачной. Один подвергся развращению. Это только из училища… На епископскую дачу их возили якобы для работы, а там их пытались споить, показывали гомосексуальные порнофильмы. Их возил туда шофер, гомосексуалист, в обязанности которого входила, так сказать, прелюдия развращения…»

О. Геннадий : «А представлялся он офицером ФСБ… Вообще как только мы подняли вопрос о морально-нравственном облике епископа, сразу начались угрозы в наш адрес. И по телефону, и в лицо. Например, отец Владимир Поммер в присутствии других священников сказал нам с о. Фомой: «Отцы, вы же ездите служить по тюрьмам! Одно дело служить, а другое - сидеть. Приедете в тюрьму, а у вас - наркотики…» Со стороны епископа неоднократно звучало в присутствии почтенного собрания духовенства: «Отцы, кто из вас поручится, что доедет до дома… Вдруг кого-то в проруби найдут!»

О. Фома : «Еще он неоднократно говорил: «Отцы, моя панагия перевесит все ваши кресты!» То есть давал понять, что он неуязвим… Нам инкриминируют то, что мы второй раз поехали жаловаться. Но причина-то была в предвзятом отношении председателя комиссии архиепископа Сергия… Разбираться комиссия не собиралась, она приехала, во-первых, усмирять бунт, а во-вторых, запугать остальных! И поэтому когда Никон заявил, что его простили, естественно, мы поехали еще раз - добиваться справедливости. И «добились». В результате Синод вынес всем нам порицание и предупредил, что если подобное повторится когда-нибудь, то последуют более жесткие канонические меры… Мы вынуждены были обратиться в прессу, потому что нет уже внутрицерковных методов решения проблемы. Приговор Священного Синода как приговор Верховного суда - обжалованию не подлежит. Но не со всяким приговором можно согласиться… Мы обличаем тот грех, который делает невозможной принадлежность к православной церкви. Мы не можем примириться ни с ересью, ни с грехом. Лично я буду идти до конца!»

Протоиерей Владислав Петкевич, стаж службы в Русской Православной Церкви двадцать пять лет, из них пятнадцать - в Свердловском кафедральном соборе. Один из тех, кто из-за Никона вынужден был уйти в РПЦ Заграницей:

«Страшно не то, что люди узнали о грехах Никона, а то, что своими действиями он отвернул от себя многих очень честных священников, монахов и прихожан. В результате люди просто могут разувериться в Боге. Кроме того, Никон дал повод засомневаться в чистоте высших эшелонов архиерейской власти в масштабе всей Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Дал повод думать, что среди высшего духовенства достаточное количество педерастов. Другим поддержку Никона в Москве объяснить невозможно».

РЕЦЕПТ ГУБЕРНАТОРА

…Пытаюсь пробиться на прием к Эдуарду Росселю. Как только узнают, откуда и по какому вопросу, - стена. Посылают… к пресс-секретарю. Но что скажет пресс-секретарь, известно. Как только запахло жареным и вмешалась пресса, его шеф выбрал самую удобную позицию. Суть ее уже озвучил вице-премьер Александр Коберниченко, сказав в интервью агентству «Регион-информ», что это «внутрицерковные дела». Мол, пусть сами и разбираются…

Потрясающая мысль! Выходит, ритуального маньяка, заслуженного учителя РСФСР Анатолия Сливко (семнадцать задушенных и разрезанных на куски мальчиков) должен был разбирать педсовет (внутрипедагогические дела!), врача «скорой помощи», насильника и геронтофила Василия Кулика (четырнадцать убитых престарелых женщин) - Минздрав (внутримедицинские!) и так далее. Представляю, что было бы, если б и они пошли по пути Священного Синода…

На сегодняшний день расклад сил таков. По одну сторону баррикад группа известных и уважаемых священников, сотни их прихожан, интеллигенция, по другую …

Никона активно поддерживают влиятельнейшие: Патриархат, губернатор Россель и Движение за права гомосексуалистов. Из местных священнослужителей - «тестовед» Димитрий (Байбаков), разумеется, «гражданские мужья» епископа архимандрит Клавдиан и иеромонах Пимен (что это за птица, я узнал из одного документа: «…Живя в номере гостиницы, пил буквально неделями, мочился под себя. Пьяный, грязный, пропахший мочой, ходил по епархии и сквернословил… Владыка… к последней Пасхе исходатайствовал у Святейшего Патриарха для о. Пимена сан игумена…»). И часть духовенства, запуганная непонятными репрессиями Синода и «книгосжигателем» Никоном.

Кто победит?

Судя по всему, последнее слово за Патриархом. Или… правоохранительными органами. По крайней мере, статью 133 УК России еще никто не отменял…

P.S. Приказом главнокомандующего ВВ МВД РФ от 18 апреля 1999 года «…за активное участие в патриотическом и духовном воспитании военнослужащих внутренних войск» епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон награжден знаком ВВ МВД РФ «За отличие в службе I степени».


Авторы:

Еще раз о том, кто травил епископа Никона (Миронова) и кто травит страца Херувима (Дегтяря)

Предыдущее сообщение было посвящено разоблачению очередной клеветы на схиархимандрита Херувима (Дегтяря). А.В. Слесарев публично обвинил его в содомских грехах, сославшись на выдержку из советской газеты за 1985 г. и на письмо из архива РПЦЗ. Нами было указано на то, что первичная информация исходила от сектантов, которые очень болезненно относятся к личности о. Херувима. Эта нелюбовь вызвана тем, что благодаря батюшке раскольникам не удалось представить преп. Лаврентия Черниговского, как апологета их течения, как духовного вождя антисергианства. Преп. Лаврентий прославлен в РПЦ МП. Его мощи почивают в Черниговском Соборе, принадлежащем РПЦ МП. И в немалой степени это заслуга схиархимандрита Херувима (Дегтяря) - духовного чада преп. Лаврентия Черниговского.


Ненависть раскольников к РПЦ МП всем известна. Порой она просто удивляет своей неприкрытой откровенностью, неразборчивостью и масштабом. Эта ненависть направлена в определенное деструктивное русло, и преследует цель дискредитации всей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, дискредитации Святейшего Патриарха, дискредитации правящих архиереев, дискредитации служащего духовенства МП, монашества, рядовых членов Церкви.

Чтобы не быть голословным, приведем отрывок из статьи, где представители так называемой Истинной РПЦЗ в России пытаются на свой лад и в своих интересах представляют ситуацию вокруг увольнения на покой епископа Никона (Миронова). Вот, что они пишут (информация как раз в свете сугубого интереса А. В. Слесарева):

«Нужно называть вещи своими именами.

Скандалы, связанные с похождениями епископов-гомосексуалистов, давно сотрясают Русскую церковь. Наиболее громкие из них привели к снятию епископа Екатеринбургского Никона (Миронова), который был отправлен на исправление в Псково-Печерский монастырь! а теперь преспокойно служит в Москве настоятелем храма. При этом данный "владыка" даже и не пытается скрывать своего гомосексуализма.

Однако, лично для меня, странным является не сам факт существования самого прецедента в «православии», а то какое мощное лобби педерастам оказывают на вершине иерархии РПЦ! МП!!

Давайте огласим список этих уродов - пофамильно:

Активно поддерживал голубых митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев!)…Ныне "святейший патриарх".

Как опытный интриган, он понимает, что управлять и манипулировать голубыми епископами гораздо легче, а по сему, именно поэтому он всегда оказывает им мощную поддержку.

Один из его ставленников, епископ Красногорский Савва, отвечавший за связи Русской церкви с армией и МВД(!), также покровительствовал гомосексуалистам!! На несовместимость поведения владыки Саввы указывали работавшие с ним военные и милиционеры. Савва создал при храме хор из мальчиков-сирот, которых этот двурогий скот по-отечески и опекал…

<…>

Итак, среди церковнослужителей и христианских верующих Свердловской области в уже далеком 1999 году прогремел страшный скандал: глава епархии Владыка Никон был публично уличен в мужеложестве, а также рукоприкладстве, пьянстве и богохульстве.

52 местных батюшки подали 88 рапортов Патриарху Алексию II с жалобами на своего епископа.

...В ответ руководством Русской Христианской Церкви епископу-содомиту ВСЕГО ЛИШЬ ОБЪЯВЛЕН ВЫГОВОР!!

А затем оказалось что радетели священнического целомудрия, оказались уличенными в зачинстве анти-никонианского бунта. Причем наказаны они были естественно гораздо круче нежели епископ-педераст: игумен Тихон (Затекин) ОСВОБОЖДЕН ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ наместника Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, игумен Авраам (Рейдман) - ОСВОБОЖДЕН ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ наместника монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге ».

Ну и так далее. Статья довольно пространная, сказано там много, понятно в каком ключе. (Слесарев должен потирать ручки от удовольствия). Статья не такая уж и старая. Датирована 13 мая 2011 года, хотя события вокруг епископа Никона разворачивались гораздо раньше (1999 г).

Постараемся в дальнейшем представить публикации, где вскрывается механизм и причина фабрикации этой чудовищной лжи, на которую с такой легкостью клюет магистр богословия А.В. Слесарев в отношении схиархимандрита Херувима. Аналогия здесь прямая.

Сейчас же уделим внимание личностям тех людей, кто тиражировал эту ложь, тех, с кем роднит расколоведа Слесарева его странный интерес и весьма своеобразная сфера деятельности. Попытаемся ответить на извечно актуальный вопрос: «А судьи кто?». А судьями в этой истории выступали представители свободной прессы. Перечислим некоторых из них:

Ульяна Скойбеда:

статья "Содомский грех епископа Никона. Глава Екатеринбургской и Верхотурской епархии соблазнял послушников и устраивал гомосексуальные оргии в монастырях". Опубл. "Комсомольская правда", N82 (22061) от 7-14.05.1999, эл. версия "КП" от 07.05.1999.

Андрей Колобаев:

статья "Второе распятие Христа. Богохульство и блуд екатеринбургского епископа потрясли даже неверующих". Опубл. газ. "Совершенно секретно", Москва, N5 (120), 1999;

Статьи. "Версия", №27 (51), с.11.

Наталия Бабасян:

статья "Кто Ты? А я епископ!..". Опубл. газ. "Русская мысль", Париж, N4267 от 29.04.1999г.;

статья ""Богомерзкая" тема". Опубл. на сайте "Gazeta.Ru", выпуск N095 от 19.07.1999;

статья "Св. Синод отреагировал на екатеринбургский скандал". Опубл. "Русская мысль", Париж, N4280 от 29.07.1999;

статья "Домогательства... по состоянию здоровья?" Опубл. "Русская мысль", Париж, N4273 от 10.06.1999;

статья "Голубые" епископы возвращаются", Опубл. на сайте "Deadline.ru", 17.01.2000.

Максим Гликин:

статья "Голубое лобби в РПЦ". Опубл. на сайте "Компромат.Ру".

О. Рудольф Прокша:

выдержка из статьи "Neuevangelisierung in Russland" (журнал "Der Christliche Osten", N 5(?), 1998, стр.252-263), сокр. пер. с нем. (О деятельности епископа-содомита Никона).

Дмитрий Зобков, Герман Галкин (Челябинск), статья "В Челябинской епархии произошел крупный скандал...". Опубл. газ. "Коммерсант", 28.10.1999; на сайте "Русская линия".

Ярослав Шапочка , статья "Священный Синод признал архиепископа Ровенской и Острожской епархии в сексуальных домогательствах к семинаристам" ("Факты" ).

Сергей Бычков , статья "Православные геи против Михаила Меня". Опубл. газ. "Московский комсомолец", 28.12.1999; на сайте "Русская линия", 1999.

Как видно из приведенного списка, особенно активно старалась некая Наталья Бабасян, выдающая себя за борца за чистоту церковных рядов, тяготеющая при этом к структурам РПЦЗ и активно критикующая РПЦ МП. Рассмотрим ее творческий портрет поподробнее.

Наталья Бабасян о себе : « Я начала заниматься религиозной проблематикой где-то в начале 90-х годов, и уже к весне 1992 года я уже была хорошо знакома практически со всеми религиозными группами и известными священниками в России. Больше всего на тот момент меня занимала Русская Зарубежная Церковь. То, что мы знаем как "Русская Православная Церковь за границей". Тогда я возлагала на нее очень большие надежды. И тогда же я познакомилась с епископом (тогда он был епископом) Валентином Русанцовым, который сейчас возглавляет "Российскую Свободную Православную Церковь", если я не ошибаюсь, она так называется. И тогда думалось, что "Русская Православная Церковь за границей" сможет что-то наладить в жизни российской православной церкви, и привнесет сюда какие-то положительные изменения. Но ничего такого не случилось. Но, с другой стороны, в то время Московская Патриархия очень сильно с "зарубежниками" боролась, и я считала своим долгом их защищать. И именно таким образом началось мое сотрудничество с религиозной программой "Воскресенье" на русской службе BBC. В ней работали тогда отец Сергий Гаккель и журналистка Фаина Янова. Фактически с 1992 по 1998 год я постоянно с ними сотрудничала, сообщала им новости, о том, что происходит в религиозной жизни России, делала тематические передачи».

Наталья Бабасян о канонической Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) : « Она (РПЦ МП) не просто бюрократическая структура, а просто некая мощная корпорация, которая существует по своим законам, не в смысле своего влияния, а мощная по тому количеству людей, которые работают в этой корпорации. <…>

Она даже не хозяйственная. Она просто такая организация, которая в принципе, еще раз подчеркиваю, с моей точки зрения, просто "эксплуатирует Бога", что не очень правильно. Они не столько несут какие-то идеи, сколько эксплуатируют религиозные идеи в своих далеко нерелигиозных целях».

Отношение Бабасян к священнику Георгию Кочеткову и к приходам кочетковского толка: « Внутри России преобладают приходы официозно-консервативные. Есть отдельные либеральные приходы в рамках РПЦ. Известно, что очень многие, большая часть либеральной интеллигенции всегда собиралась вокруг храма Косьмы и Дамиана, который находится рядом с памятником Юрию Долгорукому. Несколько приходов церковное начальство уничтожило. У отца Георгия Кочеткова тоже собирался в основном практически цвет московской интеллигенции, но их общину просто разгромили. И что у них сейчас, в каком виде они существуют, я просто не знаю, потому что я очень давно ни с кем из них не общалась (из беседы с Артемом Люблинским "BAZNICA.INFO", 1 сентября 2007 г ).

Коротко подведем итог. Духовные приоритеты свободной околорелигиозной журналистки Наталии Бабасян понятны. Ничего положительного эта женщина не нашла в Русской Православной Церкви. Более того, она и не воспринимает ее, как Церковь. С ее точки зрения, это всего лишь мощная хозяйственно-бюрократическая корпорация, которая эксплуатирует Бога. Гораздо больше ее влекли и влекут, даже не РПЦЗ, как таковая, а такие одиозные деятели на религиозном поприще, как небезызвестный деторастлитель и мошенник, сектант-раскольник Валентин Русанцов, возглавляющий так называемую « Российскую православную автономную церковь» (РПАЦ), священник Георгий Кочетков и иные околоцерковные либералы. А вообще, она работала на радиостанции БиБиСи, занимаясь деструктивной деятельностью в отношении официальной Церкви (РПЦ МП), все.

Присовокупил свои усилия для дискредитации епископа Никона и корреспондент МК и «НГ религии» Сергей Бычков. Журналист и издатель Сергей Бычков известен регулярно выходящими из-под его пера статьями о Русской Православной Церкви, «как правило, носящими скандальный и компромативный характер и вызывающими резко негативные отклики в среде верующих».

Суть деятельности Бычкова выразил протоиерей Всеволод Чаплин: « Не нужно стесняться говорить об этом человеке правду на фоне той лжи, которую он все время тиражирует в своих статьях", а также "решает свои причудливые внутренние проблемы, публикуя о Церкви только сплетни, гадости и ложь" («Журналист Сергей Бычков подал в суд на протоиерея Всеволода Чаплина» www.INTERFAX.ru ).

С. Бычков, почитатель своего учителя - отца Александра Меня, стоит в одном ряду с Н. Бабасян в борьбе против РПЦ МП. Он сам выдает себя за бескомпромиссного борца за чистоту Церкви. Бычков подал в суд на отца Всеволода Чаплина. И вот тут-то вскрылось нечто совершенно иного порядка. Отца Всеволода поддержал священник Борис Развеев, который открыто заявил о том, что его «посадил» Сергей Бычков.

Приведем информацию с сайта "Интерфакс" , 10.08.2006, материал был перепечатан Компромат.Ru ®

«Журналист Сергей Бычков виновен в том, что в советское время оказались за решеткой несколько священников, заявил один из них - отец Борис Развеев, герой нашумевшей в свое время статьи "Крест на совести" ["Труд", 10-11 апреля 1986 года].
В центре статьи - рассказ о встрече религиозных диссидентов с американским священником Иоанном Мейендорфом, которая была организована на квартире Сергея Бычкова и после которой начались аресты диссидентов.

"В 1979 году проходила встреча в квартире Бычкова в Москве, на которой присутствовали он [Сергей Бычков ], священники Иоанн Мейендорф, Александр Мень, Глеб Якунин, я был [Борис Развеев ]. Там обсуждались серьезные вопросы, говорилось о том, чтобы создать семинарию и другие, о которых я не знал, потому что ушел раньше", - рассказал отец Борис в беседе с журналистами.

Позже, по его словам, "начали сразу "хлопать". "Первым посадили отца Димитрия Дудко, потом - отца Глеба Якунина, меня, а Сережа остался на свободе, вроде как ни в чем не бывало, хотя он был, можно сказать, в центре. Вот так удалось внедриться. Тогда мы еще не понимали, что он из себя представляет", - добавил отец Борис.
Он также отметил, что в советское время, чтобы кого-нибудь посадить, нужно было, "чтобы кто-то написал заявление". "Человеком, который в 1981 году написал на меня заявление в прокуратуру Москвы, был Сергей Бычков. Меня посадили на четыре года за антисоветскую агитацию", - заявил священник.

По его словам, потом С. Бычков, благодаря женитьбе на Екатерине Муравьевой, "внедрился в семью Родзянко, у которых были связи за границей". "К нему пришли все связи, и как только умерла теща - источник дохода, он просто выгнал жену с маленьким ребенком в мороз из дому", - отметил отец Борис.

Комсомольская правда, 7 мая 1999 г.

Поступки епископа
Екатеринбургского и Верхотурского вылились в скандал, перехлестнувший далеко за церковную ограду ГРУППА уральских священников сделала заявление: уже пять лет ими правит епископ-гомосексуалист.

“Наш епископ - педераст!”. С такими плакатами месяц назад стояли у одной из церквей Нижнего Тагила разъяренные верующие. Виновник событий - владыка Никон - должен был приехать на богослужение. “Никон -содомит! - скандировали манифестанты. - Не пустим козла в храм!” Содомитами в церковной традиции зовутся гомосексуалисты. От библейских городов Содома и Гоморры. Их жители увлекались мужеложством, и Господь утопил их на дне Мертвого моря. Владыке сообщили о беспорядках на полдороги. Он развернулся и уехал в Екатеринбург.

Никон появился в Екатеринбурге в 94-м году и сначала понравился. Потом стали замечать неладное. Однажды владыка украл антикварное церковное облачение XVII века. Настоятель нижнетагильского храма Александра Невского отец Геннадий Ведерников выпросил расшитое золотом одеяние в краеведческом музее на один день. Владыка увидел: “Отдавай!” Долго священник валялся у директора музея в ногах" просил простить долг...

Вусмертъ упиваясь, Никон бил священников. Однажды во время визита в один из монастырей он со всего маху дал подзатыльник и представителю губернатора Свердловской области по Верхотурью Александру Капустину. Тот не знал, как и поступить.

В трапезных высшие чины области пили с Никоном водку и орали под гитару мирские песни. Однажды епископ сорвал с председателя правительства области орден, макал его в стакан с водкой и требовал: “Доставай зубами”. А потом плескал водкой в небо и вопрошал Бога: “Ты кто? А я- епископ!”

Но хуже всего были слухи о сексуальных наклонностях Никона...

Из досье “КП”
Православное духовенство делится на черное и белое. Белые священники могут вступать в брак. Черные должны жить в абсолютном безбрачии - из них состоит верхушка церковной номенклатуры. Но, увы, есть еще и “голубые” священники.

ПЕРЕДО мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.
- Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка. В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла.

Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: “Можешь ублажить архиерея?” “В смысле?” - “Трахнуть его”. Целомудрием Серега не страдал. “За деньги - без проблем”.

Каждый раз, когда Никон приезжал в Верхотурье, Серега царственно позволял владыке делать себе минет. За пять раз неземного блаженства Мордовцев получил шесть миллионов старыми.

Сергея здесь никто не осуждает. Ложась в постель с жирным мужиком, он спасал от бесчестья всю братию. До того как Мордвинов дал согласие поработать проституткой, Никон вымогал себе в койку девственных и целомудренх монахов.

Вот рассказ настоятеля монастыря. “В октябре 95-го года к нам прибыл епископ Никон. Я поднялся в его покои за благословением; владыка был в трусах, рядом стоял мой брат, священник Олег Федотов. Владыка был изрядно выпивши. Ложась, он сказал. “Пимен, пусть твой брат меня полюбит, и я буду его женой”.
Настоятель отказался отдать брата, и епископ снизил требования" “Приведи ко мне какого-нибудь монаха. Несчастному Пимену долго пришлось убеждать владыку, что все ушли на службу. Тогда Никон спустил портки и полез к нему самому.
С того дня архиерей стал требовать с настоятеля мальчиков для утех.

Для справки: система подчинения в церкви - более жесткая, чем даже в армии. Не подчиниться приказу -страшный грех. За который следуют жестокие санкции.

Епархия узнала, что такое “карьера с раздвинутыми ногами”. Женатых священников епископ ненавидел (как женщин вообще). На руководящие посты назначал "своих”.Епархию потряс случай, когда настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Каменск-Уральске поставили архимандрита Клавдиана. 25-летний юноша получил монастырь в день.... пострига - ни дня не пробыв монахом. Он признался, что был любовником Никона. Священники зовут его "Клавдия Ивановна".

КУЗНИЦЕЙ кадров для Никона стало Екатеринбургское епархиальное духовное училище. Мне удалось встретиться с его бывшими слушателями. Оба в 17 лет поступили туда, мечтая “служить Матери-церкви”. Обоих домогался владыка. Леша счастливо избежал такой участи. Саша не смог.

Вступительных экзаменов не было. Отбирали но внешности: рост, вес, фейс... Дали тест: четыреста вопросов.
"Любите ли вы рассматривать в зеркало свои половые органы? Любите притрагиваться к ним? Пользуетесь косметикой?”
Отбирали юношей не для учебы. Этого от них не требовали вообще.

Они говорили: “Вы наши бедненькие. Такие загруженные!”- На четвертом курсе мы сдавали “хвосты" за первый. И получали грамоты “За отличную учебу”!

Через месяц Леху и Сашу повезли на дачу к Никону.

Нам сказали будете работать. Мы: давайте грабли возьмем. А они тринадцать бутылок водки купили, пива два ящика.

Еще в машине ребят начали поить. Везли, явно путая дорогу. На даче “семинаристов” поразила роскошь - баня с бассейном, “сексодром” пять на пять метров. Леха вовремя понял, для чего здесь, и сумел “откосить”. Сашу упоили почти до потери сознания.

Захожу в баню, - рассказывает он, -смотрю, голый Никон сидит. Я так обалдел, что протрезвел. Мне церковь тогда в розовом цвете казалась. Про кого угодно мог подумать - только не про епископа.

Никон попросил попарить ему спинку. И подливал парню еще.

Меня почти бесчувственного в постель к Никону подложили..

Протрезвев, парень на священников смотреть не мог.

“Когда я выхожу в храме благословлять народ и вижу красивого мальчика, у меня все встает, и я ничего не могу поделать...”

Из училища ребята сбежали. Через некоторое время ночью за Сашей приехала машина. Никон ждал в храме. Вскинул руку на алтарь: “Клянусь - если ты кому-то расскажешь, тебя похоронят под гробом покойника. Никто не найдет твой труп".

Даже теперь, спустя год, состояние мальчика близко к истерике. Он стаканами пьет валерьянку, ест транквилизаторы. Скрывается, дома не живет...

Может, именно его судьба переполнила чашу терпения. Летом 98-го года 52 священника (ровно половина епархии) пожаловались на Никона Патриарху. Все факты они изложили в девяноста рапортах. Делегация из пяти батюшек отвезла их в Москву.

В январе приехала комиссия. По результатам ее работы 1 апреля Священный Синод вынес постановление: освободить самых активных отцов-смутьянов от должностей. Епископу Никону объявить выговор... как не обеспечившему руководство. То есть наказать за то, что священники осмелились жаловаться!

Батюшки были в шоке. По церковным законам, ты можешь покаятьря в убийстве - тебя простят. Но того, кто уличен в гомосексуализме, отлучают от церкви 15 лет. Педераст не просто не может быть епископом. Он вообще не христианин!

Центр сопротивления разместился в Нижнем Тагиле. Идейные предводители - отец Геннадий Ведерников и благочинный всех зон города отец Фома Абель (он исповедует зеков, в том числе легендарную ИТК-13 - зону “Козленок”, где сидел Дима Якубовский) - развернули агитацию. На двое суток пятьдесят верующих женщин захватили один из монастырей. Требовали епископа. Пикантно, что монастырь был мужской.

ВЕРУЮЩИЕ в смятении. Кто-то верит в порочность Никона, кто-то считает, что это клевета. Многие перестали ходить в храмы - боятся поцеловать руку у священника-педераста.

Состояние “мятежных” отцов тоже близко к нервному срыву. Епархия заняла по отношению к ним позицию “собака лает - ветер носит”. Никаких комментариев она не дает. Отец Фома Абель грустно шутит: "Если бы я на зоне сказал “Братья ваш пахан - петух!” - его разорвали бы в клочья...”
Обоих отцов Никон обещал засадить за решетку. Каждый день они ждут, что у них “случайно” найдут наркотики или патроны. Подкинуть их легко. Несколько дней назад дома у отца Геннадия побывал “вор”. Демонстративно украл самую малость. Младшая дочь священника сказала, что это был монах. Уж поповна может отличить клирика от уголовника...

Но священники не сдаются.

Я экстремист, - говорит доведенный до края отец Геннадий, - если они попробуют лишить меня сана, я соберу отряд казаков (батюшка “духовно окормляет” казачий военный округ. -У. С.) и пойду громить церкви, где засели содомиты! Мы выкинем их из божьих храмов!

Отцу уже предлагали помошь бойцы тагильскогоОМОНа, которых он когда-то провожал в Чечню. У батюшек осталась последняя надежда - Патриарх.

Ульяна СКОЙБЕДА
Москва - Нижний Тагил.


Скандал, связанный с бывшим епископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном, пожалуй, был самым шумным и шокирующим (1999 г. Екатеринбургская епархия). Все СМИ были завалены компрометирующими материалами. Отголоски этой истории можно до сих пор встретить в Интернете. Некоторые попытки пролить свет на личность заказчиков компромата и сделать анализ того, как искусственно раздувался скандал, были сделаны на сайте "Уральский Дефолт": http://uraldefolt.freeservers.com (Кто "заказал" Епископа Никона? - две статьи).

На самом деле:

1. После того, как дело истребовала к себе прокуратура Екатеринбурга постановление о возбуждении уголовного дела было отменено. Т.е. прокуратура не нашла никаких оснований для продолжения уголовного дела в отношении епископа;

2. Вопреки многочисленным публикациям в прессе, что Московская Патриархия не желает расследовать дело и замалчивает инцидент, Священный Синод отправил в Екатеринбург две комиссии. Они нашли вину епископа Никона только в «упущении в руководстве епархией». Собственно, именно с этих обвинений и начался скандал, потом разросшийся в «голубую» тему;

3. Наконец, сам епископ отрицал все обвинения в мужеложстве в свой адрес, о чем и заявил в прощальной речи к своей пастве.

Публикации компромата.

Бабасян Н. "Кто Ты? А я епископ!.." // Русская мысль. Париж. 1999. 29.04 (о епископе Никоне); "Богомерзкая" тема // Газета.Ru. 1999. 19.07 (о епископах Аркадии и Никоне) http://gazeta.lenta.ru/dossier/19-07-1999_popy.htm ;

Челноков А Никодимов грех митрополита Н. // Совершенно секретно. 1998. 4.05;

Скобейда У. Содомский грех епископа Никона. Глава Екатеринбургской и Верхотурской епархии соблазнял послушников и устраивал гомосексуальные оргии в монастырях // Комсомольская правда. 1999- 7-14.05 (о епископе Никоне) http://user.transit.ru/~maria/rel_2_2.htm ;

Голубое лобби в Русской Православной Церкви. Священники с традиционной сексуальной ориентацией боятся, что скоро окажутся в меньшинстве. Анализ журналиста Максима Гликина. http://beltelecom.minsk.by/~edinstvo/links/zay2.htm -"Голубые отцы" http://forum.msk.ru/material/kompromat/11068.html

С чего все началось? Как ни странно, толчком послужило Решение Епархиального Совета о неучастии священнослужителей в предвыборных кампаниях.

ЦЕРКОВЬ - ВНЕ ПОЛИТИКИ

Пресс-служба Екатеринбургского епархиального управления уведомляет, что 9 января 1999 года на заседании Духовной Консистории Екатеринбургской епархии под председательством Преосвященного Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского, был рассмотрен вопрос об отношении священнослужителей Екатеринбургской епархии к предстоящей выборной кампании. При рассмотрении этого вопроса признано необходимым еще раз отметить сыновнюю приверженность клира и мирян Екатеринбургской епархии духу и букве Постановления Священного Синода от 21 марта 1996 года и решений Архиерейского Собора 1997 года. В этих внутрицерковных документах было подчеркнуто, что Русская Православная Церковь призвана являть себя как миротворческую силу, способствующую единению людей разных политических убеждений ради общего служения Отечеству и народу православному. Во исполнение вышеназванных решений Русской Православной Церкви, а так же аналогичного решения общеепархиального собрания клириков и мирян Екатеринбургской епархии от 15 апреля 1997 года было принято решение строго запретить священнослужителям, церковнослужителям и монашествующим Екатеринбургской епархии выступать в средствах массовой информации, на общественных мероприятиях или иным образом на любом уровне как от прихода, монастыря, благочиния, так и от себя лично в поддержку или против какого-либо политического деятеля, претендента и кандидата на выборную должность. Участники заседания просили Правящего Архиерея применять самые строгие меры церковного наказания к нарушителям вышеназванных внутрицерковных решений. Признано целесообразным подготовить Обращение Епархиального Совета, которое прилагается к настоящему сообщению. Екатеринбургское епархиальное управление убедительно просит все средства массовой информации области довести это обращение до своих читателей, слушателей и зрителей.

ОБРАЩЕНИЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

Дорогие отцы, братья и сестры! С каждым днем в средствах массовой информации нарастает предвыборная агитация и контр-агитация. Можно с сожалением предположить, что по мере приближения Губернаторских выборов, а также выборов в Федеральное собрание России, разделение в обществе будет нарастать, с экранов телевизоров, со страниц газет будет выплескиваться все больше взаимных обвинений и даже оскорблений. Не приходится удивляться тому, что наши сограждане-избиратели все чаще отказываются от участия в выборах. Растет число тех, кто, даже придя на избирательный участок, выбирает в бюллетене строку "Против всех кандидатов". В этом мы видим ответ простого человека на обострение межпартийной борьбы во время избирательных компаний, на ведение этой борьбы во все более грубых и вызывающих формах. Уже сегодня определенные силы стремятся втянуть и местную Православную Церковь в эти политические игры. В этих условиях Епархиальный Совет Екатеринбургской епархии считает своим долгом напомнить всем священнослужителям, монашествующим, церковнослужителям и мирянам об ответственности православных христиан перед обществом в это сложное и судьбоносное время. Дорогие отцы, братья и сестры! Под Богомудрым водительством Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Русская Православная Церковь до сего дня сохранила себя как миротворческую силу в обществе, способствующую единению людей разных политических убеждений ради общего служения Отечеству и народу. Этому во многом способствовали решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 марта 1996 года и Постановления Архиерейского Собора 1997 года. Этими решениями на всех нас возложена обязанность твердо следовать духу и букве суждений Архиерейского Собора и Священного Синода по общественным вопросам, особенно в период избирательных кампаний. Поэтому сейчас мы призываем помнить всех, что усиление существующих политических и других разделений в обществе может привести наше Отечество к непоправимой трагедии. Необходимо, как это подчеркнуто в решении Священного Синода, "чтобы Церковь, устами ее священнослужителей и активных мирян, твердо хранила верность своему миротворческому призванию, не допуская даже тени осуждения людей за их политические убеждения." В связи с этим Епархиальный Совет принял решение во исполнение вышеназванных решений нашей Матери-Церкви, а так же решения общеепархиального собрания 15 апреля 1997 года строго запретить священнослужителям, церковнослужителям и монашествующим Екатеринбургской епархии выступать в средствах массовой информации, на общественных мероприятиях или иным образом на любом уровне как от прихода, монастыря, благочиния, так и от себя лично выступать в поддержку или против какого-либо политического деятеля, претендента и кандидата на выборную должность. Монархисты и демократы, коммунисты и иные лица, принадлежащие к различным политическим партиям и общественным движениям являются для Церкви только ее чадами. Потому и по сей день у всякого, кто с верой и надеждой стремится прибегнуть к ее молитвенной помощи, у всякого, кто с покаянием приступает к Чаше Христовой, Мать-Церковь не спрашивает о его политических убеждениях и пристрастиях. Всякий же из мирян Русской Православной Церкви должен стремиться, участвуя в той или иной форме политической и государственной деятельности, способствовать единению людей самых разных убеждений ради возрождения и утверждения Отечества нашего. Это трудно, но для верующего человека с помощью Божией нет ничего невозможного.

9 апреля 1999г. А. Коберниченко, вице-премьер правительства Свердловской области заявил:

"Определенные местные политические силы недовольны позицией епископа Никона, так как он заявил, что будет препятствовать тем клирикам, которые собираются участвовать в политической деятельности. Кроме того, кому-то очень хочется сорвать запланированный визит Алексия II в Свердловскую область. Речь идет о дискредитации области." Екатеринбургская неделя" №14.

Для определенного круга политиков и сочувствующих им священнослужителей данное решение было крайне неудобным, поскольку лишало возможности работать рука об руку по линии политической агитации и, соответственно, лишало вполне определенных духовных лиц будущей поддержки при смене руководства Епархии.

Как ни странно, 15 апреля все началось, и визит патриарха все же был сорван. Есть и еще одна причина, которая заставляет думать о скандале, как о начале глобальной и аккуратно спланированной кампании по дискредитации Православной Церкви как общественного института в масштабах России. Ведь выплеснувшись на страницы и экраны региональных СМИ, тема была фактически одномоментно подхвачена и раздута федеральными СМИ. "Комсомольская правда", "Совершенно секретно", "Собеседник" и другие издания, телеканалы обсудили только версию, выданную стороной, противостоящей Никону и Синоду.

Вот только некоторые цитаты:

"Священники с традиционной сексуальной ориентацией боятся, что скоро окажутся в меньшинстве".

"- Митрополит сказал, что содомия не мешает управлять епархией? - Не так, дословно, но смысл был таков".

"Многочисленные жертвы епископа-педераста. Патриархия и Алексий II закрывают глаза на странное поведение епископа Екатеринбургского Никона".

Все СМИ, тяготеющие к определенным медиа-холдингам, радостно и на удивление оперативно перешли от обсуждения весьма спорных вопросов Екатеринбургской Епархии к простому и кондовому поливанию грязью имени Церкви (причем тема голубизны настолько приятна журналистам, что имеющаяся официальная информация Церкви либо не подавалась гласности вообще, либо перерабатывалась с точки зрения профессионала этого дела).

В условиях паралича власти, армии, правоохранительных органов и нравственного кризиса именно ненавистники Церкви как объединяющего начала русской нации и безоговорочного авторитета предприняли атаку. Итог – сами журналисты с чувствующейся ехидцей комментируют, что у нас в области православные перестали посещать Храмы.

На фоне "обличительных" заявлений батюшек о Никоне, ни кто не предал огласке выводов Патриархата о вздорности обвинений.

Митрополит Солнечногорский Сергий, Управляющего делами Московской Патриархии, постоянный член Священного Синода, после Божественной Литургии в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе г.Екатеринбурга 24 января 1999 года сказал в том числе и следующее:

"…Как-то раз, в 1992 году, я был в Соединенных Штатах Америки и имел беседу с сенаторами и они мне откровенно говорили: Владыка, вы умный человек и вы должны реально понимать, что время Русской Православной Церкви кончилось и Вы должны помочь нам в том, чтобы разрушить Православие на Руси. Будет время, и мы не отрицаем этого, мы всех сделаем христианами, но не православными. Много часов я беседовал с этими людьми, которые имеют влияние и на президента, и на законодательные органы Соединенных Штатов Америки. Пять часов длилась наша беседа…

… И вот с большим сожалением Священный Синод послал нас, меня, Владыку Евгения и отца Леонида, благочинного одного из московских округов, с тем, чтобы мы разобрались в том, какие нестроения есть в вашей епархии. Столь, казалось бы, благоденствующей и являющейся, может быть, примером для других епархий. Потому что у вас здесь прекрасное сотрудничество и проповедание слова Христовой истины и в Армии, и в местах лишения свободы, и среди интеллигенции, и в высших светских учебных заведениях. И поэтому было нам непонятно, что за проблема заставила Священный Синод говорить с вами через нас о единстве Церкви

… Мы должны думать и о единстве Церкви вокруг Святейшего Патриарха нашего Алексия, и вы все тоже должны думать о единстве Церкви вокруг вашего епископа, епископа Никона, которого Священный Синод и Святейший Патриарх поставил пасти стадо Церкви Христовой . Вы должны помнить это. И ваши пастыри должны делать все, для того, чтобы врата ада не одолели этого единства. Потому что если разделитесь, если будете растаскиваемы по углам, придет опять то же время погибели. Потому что запомните одно: без духовного возрождения каждого человека и общества в целом невозможно возрождения нашей России. На этом фундаменте мы должны строить наше будущее…

…Что же касается отца Тихона и отца Авраама , то они сняты со своих постов не за то, что были инициаторами скандала в епархии. У отца Тихона весьма плохи дела в монастыре в Верхотурье , несмотря на то что он его как бы восстановил. Восстановил-то губернатор, господин Россель. Комиссия узнала об отсутствии совершенной духовной жизни в Верхотурском монастыре, что там не знают, что такое полунощница, часто отменяют вечерние богослужения, не знают, что такое братский молебен. Сам наместник отсутствовал полгода к тому времени, как Священный Синод собрался на свое заседание перед Пасхой. Это все говорило не в пользу отца Тихона. Именно за то, что он развалил монастырскую жизнь, он был снят со своего места. Отцу Аврааму тоже были предъявлены соответствующие требования Священного Синода, до сведения которого комиссия довела, например, что отец Авраам отрицает святость некоторых святых . Это немыслимо для монаха! Стало известно, что отец Авраам применяет физическую силу при исповеди, избивает не только монахов, но и прихожан, бьет их по щекам, по голове…"

А вот ответная речь одного из инициаторов противостояния, игумена Авраама, после оглашения выводов комиссии Патриархата:

«Слово игумена Авраама, настоятеля Спасского монастыря г.Екатеринбурга,
после Божественной Литургии в Иоанно-Предтеченском Кафедральном соборе г.Екатеринбурга 24 января 1999 года.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие отец Леонид! Еще совсем недавно мы воспоминали Рождество во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И пастыри первыми услышали радостную весть о явлении на земле Сына Божия, о водворении мира между людьми. Так же и вы сейчас, дорогие архипастыри, дорогой батюшка подобно ангелам с неба возвестили с иерархических высот нам, недостойным и грешным пастырям словесных овец, учение о мире. В доверительных беседах с нами вы рассеяли нелепые и страшные слухи и недоразумения, изгнали смущение из среды церковной. Вы прекрасно выполнили возвышенную и благородную миссию, возложенную на вас Святейшим Патриархом Алексием. И мы просим вас поспешить успокоить скорбящее отеческое сердце Его Святейшества . Воистину мы теперь можем сказать: слава в вышних Богу на Уральской земли мир , в человецех благоволение. Примите от всех православных христиан и монашествующих Екатеринбургской епархии эти святые образа Божией Матери, написанные сестрами Ново-Тихвинской обители и альбомы, посвященные древней столице Урала, святыням града Верхотурья, где в Свято-Николаевском монастыре почивают нетленные мощи покровителя наших мест святого праведного Симеона Верхотурского, чудотворца. Простите наши немощи и поминайте всех нас в ваших святительских и священнических молитвах на многая лета. Аминь».

Авраам признал, что все имевшее место быть вокруг Никона не более чем нелепые и страшные слухи и недоразумения. Но его сподвижники (Фома Абель и др.) продолжают давать интервью светским СМИ с конкретной репутацией, например, "Желтой газете - самому вызывающему приложению к еженедельнику Собеседник" – №6 июнь 1999: "Моего ученика, 17-летнего Александра, Никон изнасиловал прямо в церкви…"

А в последнюю неделю (7-13 июня), СМИ настойчиво комментировали грамотное решение Росселя не участвовать в церковных делах: "Россель не хочет помочь жителям Свердловской области в их борьбе с содомизмом…".

Оценим все происшедшее в области за время скандала, а именно:

Срыв визита Патриарха;

Нападки на губернатора за отказ вмешаться в церковные дела;

Марш организаций, соотносимых с церковью Муна, при поддержке городских властей;

Дезориентация православных верующих в области, и, главное в г.г. Нижнем Тагиле и Екатеринбурге (самых "электоральных");

Создание общественной организации "против Никона" и ее финансирование;

Появление антисемитских листовок (лже-РНЕ) и последующий удар по национальной принадлежности губернатора;

В итоге, можно сделать интересный вывод – по логике развития событий работает одна команда (либо координирует деятельность других команд), и команда эта московская, и поддерживает она определенного кандидата. Так кто же "заказал" Никона? В настоящее время аналитическая группа "Уральского Дефолта" готовит к выходу разбор одной из версий о заказчике скандала.

Б). Кто заказал Никона, или промежуточный эпилог

Мы не приводим скриптов с новостийных и иных передач "4-го канала", "Студии-41", которые, по оценкам наших экспертов, наиболее часто и наиболее тенденциозно освещали события в епархии, и где очень часто слово предоставлялось о.Фоме (Абелю) и о.Аврааму (Рейдману). Между прочим, последний действовал совсем как Галилей - перед синодальной комиссией признал все свои грехи и покаялся, а потом заявил, "Все-таки она вертится", в смысле что был он прав насчет Никона. Исключительной честности человек. Священнослужитель в полном смысле этого слова. Материалы "Студии 41" использовались при подготовке статьи в "Совершенно секретно", даже кадры новостей использовали там в качестве иллюстраций. По уверению авторитетных источников, существует видеозапись, где один из духовных сыновей о.Авраама (Рейдмана) передает телевизионнщикам с 41-го канала компромат на Никона и объясняет, что и как надо подавать и комментировать.

Надо признать, что кампания против Никона была разыграна по всем правилам PR. Сначала местные газеты и телеканалы, не поддерживающие областную власть, создают мнение, что верующие и священники "разоблачили" Никона. Потом версия сама собой принимается за истину и СМИ констатируют факт - да, мол, Никон - "голубой". Журналисты подменили собой суд, оценили все имеющиеся доказательства по делу и вынесли вердикт - голубой, е-мое! На областную власть пока как бы не трогают. Потом вступают в дело СМИ федерального масштаба (и все они как-то, равно и как наша независимая четверка, тяготеют к холдингу Гусинского). Местный лубковый материал становится фактурой для московских авторов, и они оттягиваются по полной программе: Никон - гомосексуалист и педофил, Православная Церковь поддерживает "голубое лобби", Россель - друг Никона и защищает его вопреки организованному мнению народа.

Особенно примечательны в этом отношении статья в "Желтой газете". Похоже, что автор никогда и не был в Екатеринбурге: это и маленький городок Нижний Тагил, и окраина Екатеринбурга, где убили царскую семью, и фото автора "резиденции Никона", рядом с которой виден уголок другой резиденции. Интервью с Никоном - вообще ложь чистой воды, и это надо признать. Может, конечно, автор думал, что говорил с Никоном, а это был, например, о. Рейдман - но это из области фантастики.

Когда уже Никон был снят, "Новости" Четвертого канала просто веселили массы: в субботу Т. Иванов говорит, типа все, скандал окончился, паства живет в мире. И потом всю следующую неделю в "Новостях" показывали: напоминаем, что в епархии закончился скандал, напоминаем, что Никона обвинили в "содомии" а он не согласен, напоминаем, что обвинили его о. Абель и др. В эфире бывали мятежные отцы, которые напоминали о том, как они боролись с Никоном, напоминали о своей любви к Православной Церкви как таковой и новому епископу как минимум. Напоминила и "Студия-41". Ведущая однажды выразилась в том смысле, что прокуратура дело закрыла, значит может Никон-то и не виноват, но раз попал в оборот - пускай плывет по течению. Ну и Т. Иванов опять порассуждал о падении авторитета Церкви.

Еще раз структурируем происходившие события:

1. Синодальная комиссия выносит решение не в пользу противников Никона.

2. Инициация освещения конфликта в местных СМИ.

3. Расклейка по городу листовок.

4. Поддержка информационного фона ("Студия 41", "4 канал" и "Подробности" давали сюжеты с удивительной регулярностью).

5. Организация "поддержки" народа. СМИ встают "на защиту интересов простых верующих".

6. Начинается критика Патриархата за вынесенное решение.

7. Федеральные СМИ публикуют материалы про Никона, везде дается оценка действий областных властей, а особенно губернатора, "не желающих" встать на защиту обиженных попов-правдоискателей. Желание привязать Росселя к "голубой" теме прямо-таки прет со страниц и с экрана. Патриархат откровенно обвиняют в потворстве нехорошим явлениям. На сайте АПН появляется информация о том, что поддержка патриархатом "голубых" - типичное явление для всей Православной церкви.

15. Из подполья выходит о. Рейдман и начинает комментировать на СМИ события, забыв о своем слове на Синодальной комиссии.

16. Приезжает новый епископ. О. Рейдман встречает его.

17. СМИ, которые не поддерживают Э. Росселя, явно не довольны визитом епископа в Верхотурье.

18. Явно не поддерживающие Э. Росселя СМИ провожают Никона добрым ласковым словом ("см. Главный Проспект"), напомнив о его возможной гомосексуальности и о его ровных отношениях с действующей властью.

19. Молниеносно приезжает и уезжает синодальная комиссия. Все в растерянности. По оценкам специалистов, для организации и осуществления подобной кампании любой бы уважающий себя пиарщик запросил бы не менее $200 000 - $300 000 (без учета стоимости размещения статей в федеральных СМИ).

И еще. Говорят, что где-то за год-два до начала всех событий Никон прочитал проповедь "О жидах", где его взгляды в терминологии совпали с мнением А. Макашова о происхождении этого термина. Текст этой проповеди где-то есть, но не публикуется, поскольку может толковаться неоднозначно. В Интернет его кто-то уже скинул, или, по крайней мере, существование его обсуждалось на политических форумах.

И в заключении, еще одна цитата: "Главный Проспект", №32, 12 августа 1999г.

"Город владыке понравился. В мэрии состоялась встреча представителей городской администрации с новым главой Екатеринбурской и Верхотурской епархии владыкой Викентием. Приехал владыка из Абакана, где тоже занимал пост главы епархии. После детального знакомства с состоянием дел в городе он решил особое внимание уделить местному духовенству и строительству храма на месте убиения царской семьи.

Ну а Екатеринбург ему понравился. Остается надеется, что и екатеринбуржцам владыка тоже понравиться. Во всяком случае биография отца Викентия пока безупречна…

По материалам пресс-службы мэрии."

Как многозначительно это "пока"! А зная всю историю и предполагая, кого именно и кто именно понимает под размытым словом "екатеринбуржцам", можно сделать вывод, что это почти предупреждение: ведь нам (в смысле им) остается надеется, что понравится, или… так что там про биографию?

Епископ Никон (в миру Олег Васильевич Миронов ; 26 мая 1960, посёлок Заречный, Смоленский район, Алтайский край) - епископ Русской православной церкви, епископ Кудымкарский и Верещагинский.

Биография

Родился 26 мая 1960 года в посёлке Заречный Смоленского района Алтайского края в крестьянской семье (родители - выходцы из центрального района России).

С сентября 1977 по июнь 1978 года учился в бухгалтерской школе Бийска, по окончании которой до ноября 1978 года работал в Линевском рабкопе.

В 1978-1980 годы служил в Забайкальском военном округе в городе Зима.

С 1 января 1981 по 1 августа 1982 года работал в Иркутской епархиальной свечной мастерской рабочим.

С 1 августа 1982 года по 1 июля 1985 года исполнял обязанности делопроизводителя Воронежского епархиального управления.

24 апреля 1983 года епископом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) был рукоположен в сан диакона.

В 1984 году поступил на заочный сектор Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1987 году.

C 20 июня 1989 года был назначен настоятелем Покровского кафедрального собора города Воронежа с возведением в сан архимандрита.

К празднику Пасхи 1993 года был награждён орденом князя Владимира III степени.

Епископ Задонский

11 июня 1993 года решением Священного Синода определён быть епископом Задонским, викарием Воронежской епархии.

20 июля 1993 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы чин на­речения архимандрита Никона во епископа Задонского, викария Воронежской епархии, совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Крутицкий и Коло­менский Ювеналий (Поярков), Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), архиепископы: Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко), Солнечногорский Сергий (Фомин), епископы: Орловский и Брянский Паисий (Самчук), Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), Истринский Арсений (Епифанов), Подольский Виктор (Пьянков), Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), Южно-Сахалинский и Курильский Аркадий (Афонин), Зарайский Павел (Пономарёв) и Корсунский Гурий (Шалимов).

21 июля 1993 года в Московском Богоявленском кафедральном соборе Патриарх Алексий II и архиереи, уча­ствовавшие в наречении, кроме архиепископа Исидора, совершили хиротонию архимандрита Никона во епископа Задон­ского, викария Воронежской епархии.

Епископ Екатеринбургский и Верхотурский

26 февраля 1994 года был назначен Священным Синодом на Екатеринбургскую и Верхотурскую кафедру.

В том же 1994 году трудами епископа Никона было открыто епархиальное духовное училище. В 1995 году комитет по управлению городским имуществом выделил Епархиальному управлению для размещения училища здание бывшего детского сада, и на должность проректора по учебной работе был назначен иерей Пётр Мангилёв. Получение отдельно стоящего здания позволило существенно улучшить бытовые условия жизни студентов, оборудовать учебные аудитории и библиотеку, а назначение на должность нового проректора, вышедшего из классической университетской среды, способствовало продуманной организации образовательного процесса по образцу высшей школы. В 1997 году ректор училища, епископ Никон обратился с ходатайством в Священный Синод об увеличении срока обучения до четырёх лет с ведением преподавания по семинарской программе. Ходатайство было удовлетворено и уже спустя год состоялся первый выпуск студентов. Дипломы об окончании получили 13 учащихся.

Епископ Никон внёс изменения в финансовую жизнь Екатеринбургской епархии. До прихода епископа Никона на кафедру каждый приход вёл почти независимую от управляющего епархией финансовую деятельность, самостоятельно закупал и реализовывал товары церковного назначения, а приходы распоряжались подавляющей частью выручки от продаж по своему усмотрению. Во время управления епархией епископом Никоном товарные потоки были централизованы через епархиальное управление, приходы должны были получать товары для реализации на складах епархиального управления, при этом финансовая деятельность приходов была поставлена под строгий учёт и контроль. Материальное положение епархии в целом заметно улучшилось, Екатеринбургская епархия вышла на второе место в России по установленным в Церкви отчислениям в Московскую Патриархию. Однако такая ситуация не устраивала значительную часть клира, лишившуюся возможности бесконтрольно распоряжаться приходскими финансами, а также тем, что по благословению епископа Никона в приходах епархии регулярно проводились ревизии. Для обеспечения проведений финансовых ревизий в приходах по благословению епископа Никона привлекались учащиеся Екатеринбургского духовного училища.