Презентация на тему борис и глеб. Материалы творческой работы по литературе пак марины юрьевны. Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

  • 04.05.2024










1 из 9

Презентация на тему: Житие Бориса и Глеба

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

«Житие Бориса и Глеба» является образцом древнерусского книжного жития. Оно создано в конце XI–начале XII века и дошло до нас в двух вариантах: «Сказание» и «Чтение». Автор сказания неизвестен, «Чтение» принадлежит Нестору. В основе этих произведений древнерусской книжности лежит сюжет о мученической кончине князей Бориса и Глеба, убитых их братом Святополком в борьбе за киевский престол.

№ слайда 4

Описание слайда:

В 1015 году умер князь Владимир. Власть в Киеве захватил его сын Святополк. По приказу князя был убит его брат Борис, а через месяц - другой брат Глеб. Но третий брат Ярослав двинулся в поход против Святополка, одержал над ним победу и сам утвердился в Киеве. Борис и Глеб были погребены в Вышгороде у церкви святого Василия. Их могилы стали местом паломничества1. При постройке новой церкви взамен сгоревшей обнаружилось, что тела Бориса и Глеба нетленны. Это обстоятельство и явилось поводом для объявления их святыми. Культ Бориса и Глеба имел важный политический смысл: он «освящал» и утверждал государственную идею, согласно которой все русские князья - братья, и в тоже время подчеркивал обязательность подчинения младших князей старшим.Житие сосредоточивает внимание на гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.

№ слайда 5

Описание слайда:

Борис во всем покорен старшим князьям. По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. На обратном пути он узнает, что отец скончался, а киевский престол захватил Святополк. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. «Идя дорогой, Борис размышлял о красоте и доброте своей и слезами заливался, и хотел удержаться от них, но не мог. И все, видевшие его в слезах, плакали о благородстве и честном разуме юности его, и каждый в душе своей скорбел в горести сердечной, и все пребывали в печали... Вид Бориса был уныл, взор и сокрушенное сердце, как у святого. Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился»2. Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня

№ слайда 6

Описание слайда:

Если прольет кровь мою, то буду мученик, перед Господом моим, и душу мою примет господь» Скорбь Бориса сменялась утешениями божьими: «Кто погубит душу свою меня ради и моего учения, тот найдет и сохранит ее в жизни вечной». И радость наполнила сердце Бориса. Он обратился к Богу, говоря: «Не отвергай, Господь, премилостивый, меня, уповающего на тебя, но спаси душу мою»4.Борис начинает готовиться к смерти. При мысли, что ему предстоит умереть, он испытывает страх. Предчувствие смерти переходит в уверенность. Растет тревога, Борис не в силах сдержать сердечного волнения. Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце.Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле.

№ слайда 7

Описание слайда:

Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети: «Не троньте меня, не троньте меня!» Он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вводятся в «Повесть» и внутренние монологи. Их произносят, как пишет летописец, герои, «глаголаше в сердце своем».Психологическое состояние персонажей воспроизводится и в авторских описаниях. Автор даже пытается донести до читателей противоречивость чувств, охвативших героев. Так, в душе Бориса одно чувство сменяется другим: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость в ожидании мученического конца идеального христианского героя. Это живая непосредственность в выражении чувств, характерная для древней литературы, более того, это уже отчетливо выраженные черты психологизма.Монологи Бориса и Глеба не лишены образности и лиризма. Так, например, плач Бориса по умершему отцу: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, узда юности моей, наставление неразумия моего! Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, на кого взгляну? Где восприму столь благое учение и наставления разума твоего? Увы мне, увы мне! Закатилось солнце мое, и не было меня с тобой!»5.В этом монологе автор обратился к ораторской прозе и в то же время к образности народного плача. Народная поэзия придала речи героя определенный лиризм, позволила ярче выразить чувства сыновней скорби. В душе Глеба смешиваются два чувства - скорбь от предчувствия гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца.

№ слайда 9

Описание слайда:

В образе князя Святополка миру света и добра, как и в русском фольклоре, резко противопоставляется мир тьмы и зла. Уже в начале произведения автор приписывает ему эпитет «окаянный», при его изображении не жалеет черных красок. Святополк - «треклятый», «второй Каин, мысли которого уловлены дьяволом», у него «прескверные уста», «злой глас». За совершенные преступления Святополк несет достойное наказание. Разбитый Ярославом, в паническом страхе бежит он с поля боя. Автор пишет: «Окаянный Святополк побежал и напал на него бес. И расслабло тело его так, что он не мог на коне сидеть. И несли его на носилках». Ему постоянно слышится топот коней преследующего его Ярослава: «“Бежим! Вот преследуют нас!” И посылали посмотреть, но не было ни гонящихся, ни преследующих его. А он, лежа в немочи, восклицал, говоря: “Бежим! Опять преследуют!” И не мог остаться на одном месте. И прибежал в Ляшскую землю, гонимый гневом божьим. И прибежал в необитаемое место между чехами и ляхами и здесь в муках окончил жизнь свою. И принял возмездие от Бога, наславшего на него губительные язвы и после смерти муку вечную». И, если убитые им братья считаются святыми, то от могилы Святополка «исходит смрад в назидание людям... И с этого времени прекратилась крамола на русской земле». Этим подчеркивается стремление автора к единению Руси.

Валентина Ступина
Проект по знакомству дошкольников с историей села Борисоглеб «Святые Борис и Глеб в нашей жизни»

МОУ начальная школа – детский сад № 16 «Солнышко» .

Выполнила : воспитатель, Ступина Валентина Анатольевна.

Проект «Святые Борис и Глеб в нашей жизни »

Аннотация проекта

Тип проекта : творчески – исследовательский.

Продолжительность : 1 неделя.

Образовательные области : интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое развитие

Актуальность проекта

Наша малая родина это село Борисоглеб . Проводя опрос детей об истории нашего села мы не получили правильных ответов. Мы сделали вывод, что у детей отсутствуют знания об истории малой родины , возникновении села Борисоглеб и церкви . Проводя индивидуальные беседы с родителями мы отметили невысокий уровень знаний по данной теме и низкий уровень активности родительского сообщества.

Планируемые результаты

Для детей :

1. Большинство детей знают историю села , могут рассказать о селе и жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют разные виды церквей.

3. Большинство детей приняли участие в создании и оформлении выставки рисунков «Мое родное село»

Для родителей :

села .

Для детского сада :

1. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом .

2. Изменение в конструктивную сторону отношения родителей и общественности к МОУ.

3. Отсутствие негативного отношения к школе

Для педагога :

1. Расширились знания о истории , традициях села , о святых Борисе и Глебе .

2. Изучила архивные документы.

3. Провела опрос старожилов села .

4. Провела диагностику детей способом опроса.

Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи :

святыням ;

3. познакомить с легендой святыми Борисом и Глебом ;

Ресурсы :

Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Владение педагогами ИКТ

Кадровые :

Педагог, родители, дети, иерей Максим Викленко – настоятель церкви иконы Смоленской Божьей Матери.

Материально – технические :

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы.

Подготовительный этап.

1. Просмотрена презентация «Сказание о Борисе и Глебе » о святых , в честь которых названо село Борисоглеб .

2. Подобраны и проанализированы архивные документы (1,2, 3,4) .

3. Проведен опрос старожилов села .

4. Проведена беседа с родителями :

Основной этап.

1 день проекта :

НОД на тему «История церкви (конспект) ;

Сконструировали церкви (1, (2, (3, (4, (5, (6, (7, (8, (9) разных видов конструкторов.

2 день проекта :

НОД на тему : «Святые Борис и Глеб (конспект)

Создали рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

3 день проекта :

Организовала экскурсию в храм в престольный праздник села – Борисов день (фотоотчет) .

Основной этап.

3 день проекта :

Для детей :

1. Знакомы с легендой о строительстве церкви, с историей возникновения села .

2. Рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7)

3. Посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

4. Создали рисунки села (1, (2) (3, (4, (5) .

Основной этап.

Для детей :

1. разгадали кроссворд «Древняя Русь»

2. экскурсия в храм на престольный праздник села – Борисов день .

3. Создали буклет и презентацию

по теме проекта совместно с родителями.

Для родителей :

Большая часть родителей участвуют в поисковой деятельности, экскурсии в церковь.

Заключительный

Для педагога :

«Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Заключительный этап.

Для детей :

проекта .

Рефлексия :

«Мое любимое село» ;

Для родителей :

проекта ;

Отзывы родителей о проекте .

Для педагога :

1. Организовала выставку рисунков и фотографий «Мое родное село»

2 Подвела итоги работы по проекту .

3. Провела анкетирование : «О чем хотели бы узнать?»

Для детей :

Проведена диагностика по окончании проекта .

Рефлексия :

участвуют в оформлении выставки рисунков и фотографий «Мое любимое село» ;

Для родителей :

1. Участвуют в исследовательской деятельности и оформлении результатов проекта ;

2. создание буклета и презентации в совместной деятельности с ребенком;

3. Отзывы родителей о проекте .

Последующая работа

села .

3. Узнать о знаменитых людях села .

Дети познакомились :

1. с историей села Борисоглеб и святыми Борисом и Глебом ;

2. с легендой и архивными документами о строительстве церкви;

3. родители приняли активное участие в исследовательской деятельности и экскурсии на престольный праздник села .

Показатели результативности проекта .

Наличие у детей знаний об истории возникновении села Борисоглеб , церкви иконы Смоленской Божьей Матери, о святых Борисе и Глебе .

До начала проекта дети ничего не знали об истории села и церкви - 0% ,

родители – 40%.

По окончании проекта : 75 % - дети, родители - 100%.

Информационные ресурсы.

UHopuA. http://www.gradromanov.ru

Климочкина,

Сайт «Град Романов» http://www.gradromanov.ru) иконы борису и Глебу- http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=7&ch_l2=2&chap=8

Изображение воспроизводится по изданию : Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века . М.: Искусство,2000

СВЯТЫЕ Борис и Глеб

Борис_и_Глеб#/media/File :Святые_Борис_и_Глеб . jpg

иконы - http://spb-icon.ru/ikoni-svyatich/ikona-svyatich-borisa-i-gleba.html

Иконы Светланы Багатовой

Мультфильм «Братья»

Личные контакты с жителями села

Адрес : Исторический музей , Москва Красная Площадь, 1

Станция метро : Площадь Революции, Охотный Ряд, Театральная. Фотографии с выставки «Защитники земли русской»

http://iconkuznetsov.ru/index.php?did=513&sid=358

Иконы Святых благоверных князей Бориса и Глеба ,

иконописец Юрий Кузнецов

Святой Глеб

https://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_и_Глеб

Какие старинные архитектурные сооружения находятся на территории нашего села ?

А вы знаете как появилась наша церковь?

Ответы детей.

П. А напротив села расположена деревня Понгилово. Стоит она на самой высокой горе Ярославской области. С этим местом связана легенда, рассказанная Балмасовой Фаиной Петровной. Послушайте её:

«Это было очень давно. Храм сначала решили строить в Понгилове. Уже навозили бревна, но стали происходить чудеса. Бревна сами по себе стали скатываться к Борисоглебу . Их возвращали, но они продолжали скатываться.

Стало понятно, что богу угодно, чтобы храм построили в Борисоглебе »

А еще Фаина Петровна рассказала что несколько лет назад в храме мироточила икона изображающая Иисуса Христа и находящаяся справа от Царских врат в пределе Николая Чудотворца. Батюшка показывал, что из глаз Христа текут как бы слезы.

Основная часть.

Так гласит легенда. Я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое, когда нашего села еще не было . Вы согласны? Или у вас есть другое предложение?

Ответы детей.

П. А сейчас перед большим путешествием немножко разомнемся.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали

Это берёзы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Руки согнули назад.

П. Представьте, что наш палас – «ковер самолет» , усаживайтесь по удобнее, и мы с вами отправляемся в путешествие во времени.

П. По преданию наше село основали выходцы из Борисоглебской слободы , что была напротив Романова. Отсюда пришло и название села . Находится село на горе, с двух сторон его протекают небольшие речки Каменка и Ломинка. Место открытое и живописное. Главным зрительным центром села и всей округи в радиусе 15-20 км. является каменная церковь, сохранившаяся до наших дней.

Вот об истории церкви я хочу вам рассказать.

Современная церковь иконы Смоленской Божьей Матери была построена на месте двух деревянных церквей : одной разрушенной, а другой обветшавшей от времени. О времени их строительства свидетельств не сохранилось.

В 16 веке крестьяне были в ведении Ярославского Спаского монастыря.

Каменный храм был построен на средства прихожан, причем главным строителем называется помещик сельца Кащеева Платон Захарович Лотов.

Храм строился с1806 года крепостными крестьянами Алексеем и Григорием Михайловыми. Церковь представляет собой образец культовой сельской архитектуры 19 века, с традиционным планом, декором, конструкциями Её строительство совпало с периодом, когда в Романово – Борисоглебском уезде было возведено 80% всех существовавших культовых построек сельской местности. Церковь с кладбищем была обнесена с четырех сторон земляным валом. С юга были устроены каменные святые ворота .

Колокольня сначала была отделена от церкви, а в 1852 году на средства прихожан под руководством церковного старосты связана с церковью.

Односельчане рассказывали,что церковь продолжала работать до 1943года.

Вновь начала действовать в 1998 году.

При рассказе я использовала не знакомые для вас слова : выходцы, слобода, обветшавшая церковь, прихожане, сельцо.

Такие не знакомые слова , может вы мне расскажите что они обозначают?

Ответы детей

П. Может у кого – то есть другая версия? (Педагог корректирует ответы детей) .

Заключительная часть.

А сейчас мы проверим, что вы запомнили.

Для этого нам надо встать в круг, вспомнить считалку, выбрать водящего, который будет кидать вам мяч и задавать вопросы. Вы будете на них отвечать. Если кто – то затрудняется ответить, вы ему поможете.

Проводится игра.

Рефлексия.

П. Ребята! Наш ковер - самолет готов к возвращению в наш век. А вы готовы к возвращению домой или хотите продолжить наше путешествие ? У кого какие предложения?

Ответы детей.

П. Я предлагаю вам сегодня возвратиться в группу и сконструировать из различных конструкторов нашу церковь.

А в следующее путешествие мы отправимся завтра

2. Конструирование церкви.

П. Ребята! Сегодня мы с вами были путешественниками. А сейчас я вам предлагаю поработать архитекторами и строителями по проектированию и строительству нашей церкви . Это важные профессии., одному из вас будет трудно справиться с заданием, я предлагаю вам объединиться в группы и создать свои варианты построек. Вам нравится мое предложение или у вас есть другие мнения?

Ответы детей.

Дети работают в группах.

Рефлексия. Каждая группа показывает свою церковь.

Проводится обсуждение результатов работы и фотографирование на память.

(Фото в приложении : к1, к2,к3, к4, к5, к6 ,к7, к8, к9).

Комплексное занятие.

Тема НОД : «Знакомство со святыми Борисом и Глебом » . Рисование «Моя церковь» .

Цель : Знакомство с первыми русскими святыми Борисом и Глебом .

Задачи :

-Познакомить детей с первыми русскими святыми Борисом и Глебом и их жизнью .

Побудить детей воплотить в рисунках полученные в ходе реализации проекта впечатления .

Развивать познавательный интерес к святыням нашего села .

Воспитывать любовь к родному селу.

Дать детям возможность выразить свои впечатления в изобразительной деятельности, используя ранее полученные знания.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально коммуникативное» , «Художественно – эстетическое» , «Физическое развитие» .

Условия проведения : Занятие проводится в групповой комнате, в первой половине дня.

Оборудование : ноутбук, бумага для рисования, карандаши, фломастеры, конструктор «Церковь» .

Организационный момент

П. Ребята! Собирайтесь поскорее в круг! Произнесем наше традиционное приветствие.

Дети и педагог : «Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!»

Вчера мы с вами решили продолжить путешествие в прошлое.

Ваше мнение не изменилось?

Ответы детей.

П. Скажите мне, пожалуйста, как называется наше село ?

Ответы детей.

П. А в честь кого оно так названо?

Ответы детей.

П. А кто они такие?

Ответы детей.

П. Я предлагаю послушать рассказ и рассмотреть картинки по теме.

Для этого усаживайтесь поудобнее. Путешествие начинается.

Основная часть.

Рассказ педагога с показом картинок.

Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнышко. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов , а Глеба – в Муром .

Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут степные кочевники печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса , дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против печенегов.

Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк , старший брат Бориса и Глеба . Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.

Борис и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались «чтить его как отца своего» . Коварный Святополк не поверил искренности Бориса и подослал к нему убийц. Борис узнал об этом , но не стал скрываться. Убийцы настигли его, когда он молился в своем шатре на берегу реки Альты. Они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями.

Но святой Борис был еще жив . Выйдя из шатра, он попросил у своих палачей позволить ему закончить молитву. Помолившись, он обратился к убийцам : «Подходите, братия, кончите и вы службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам ». Так погиб Ростовский князь Борис .

После этого Святополк убил и Глеба . Обманом, вызвав его из Мурома, Святополк послал ему навстречу убийц. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса . Но также предпочел войне с братом собственную смерть. Со своими убийцами святой Глеб встретился в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Захватив его ладью, наемники Святополка силой принудили к убийству Глеба его собственного слугу.

Иногда о принципиальном человеке говорят : «он скорее умрет, чем сделает нечто» . Князья Борис и Глеб действительно предпочли умереть от руки своего брата, лишь бы самим не стать братоубийцами. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.

П. Вот такими были святые Борис и Глеб , в честь которых и было названо наше село .

Борис и Глеб – русские богатыри . Они были сильны своим духом. А что надо делать, чтобы быть сильными, не только духом, но и телом?

Ответы детей.

Я предлагаю вам заняться физкультурой.

Физкультминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля :

- «Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая :

- «Лучше нет родного края!»

(Г. Граудин)

Заключительная часть.

Беседа по вопросам.

П. Дети, как звали отца у Бориса и Глеба ?

Как называется город, где стал княжить Борис ?

В какой город князь Владимир послал княжить Глеба ?

Куда отправил князя Бориса его отец ?

Как звали брата, который стал править в городе Киеве?

Князья Борис и Глеб были согласны с тем , что Святополк стал княжить вместо их отца – князя Владимира?

Как вы думаете, в чем же состоит подвиг князей Бориса и Глеба ?

Ответы детей.

П. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того , чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни . Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло,. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси. Русь встала на путь православия.

Подвиг Бориса и Глеба не остался незамеченным. В честь их стали называть, города, села , реки.

Художники стали создавать их образы на иконах и картинах.

2. Рисование.

П. Вчера мы с вами осваивали профессии архитекторов и строителей, а сегодня я вам предлагаю стать художниками и нарисовать церковь. Вы согласны, или есть другие предложения?

Ответы детей.

П. Чтобы вам было легче справиться с заданием, если кто затрудняется, можете пользоваться конструктором «Церковь» .

Садитесь за столы и принимайте правильное положение тела.

Рефлексия.

Проводится выставка рисунков с анализом и выбором лучших работ.

П. Сегодняшнее путешествие заканчивается. Эти два дня мы с вами путешествовали виртуально. Завтра 15 мая – престольный праздник села Борисоглеб , празднуется 1000-летие подвига святых Бориса и Глеба .

Я предлагаю вам реальное путешествие «Экскурсия в церковь» . Готовы?

Ответы детей.

рисунки церкви (1(2, (3, (4, (5)

С самого утра мы готовились к экскурсии :

1. посмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья» ;

2. рассмотрели иконы (1, (2, (3) , (4, (5(6(7) ;

В 10.00 мы отправились в церковь.

После экскурсии была проведена фотосъемка участников проекта совместно с родителями и священником.

Во второй половине дня дети рисовали виды Борисоглеба . (1, (2) (3, (4, (5) .

В дальнейшем из этих рисунков и фотографий была оформлена выставка «Мое родное село» .

Подведены итоги работы по проекту . Проведено анкетирование детей на тему «О чем еще из истории села вы хотели бы узнать

Получены отзывы родителей о проекте .

В ходе проекта родители в совместной деятельности с ребенком

создали буклет и презентацию под общим названием - «Мое родное село Борисоглеб » .

Визитка проекта

Образовательное учреждение (я) МОУ начальная школа – детский сад №16 «Солнышко»

(ФИО, должность) Ступина Валентина Анатольевна

Тема проекта : Святые Борис и Глеб В нашей жизни .

Творческое название : Живет, живет село родное, оно поет, оно живет…

Типология проекта : Творчески - исследовательский.

учащихся/ воспитанников Разновозрастная группа 4-7 лет. Продолжительность проекта 1 неделя

Образовательная

область / Центры активности Интегративный : познавательное, речевое, художественно- эстетическое социально-коммуникативное, физическое

развитие.

Цель : Знакомство детей и родителей с историей села Борисоглеб .

Задачи (для педагогов) 1. познакомить детей с историей села ;

2. воспитать любовь к малой родине и её святыням ;

3. познакомить с легендой , архивными документами о строительстве церкви и святыми Борисом и Глебом ;

4. вовлечь родителей в поисковую деятельность.

Ожидаемые результаты (для воспитанника) 1 .Большинство детей знают историю и традиции села , могут рассказать о жизни святых Борисе и Глебе .

2. Дети создают рисунки о селе и конструируют церковь.

З. Большинство детей приняли участие в создании выставки рисунков «Мое родное село»

Ожидаемые результаты (для родителей) Большая часть родителей участвует вместе с детьми в поисковой деятельности, в экскурсии на престольный праздник села .

Научно-методические. Научно – методические :

Подборка литературных источников ;

Интернет – ресурсы;

Кадровые 2. Кадровые :

Инициативная группа педагогов, родителей, детей, священник церкви иконы Смоленской Божьей Матери иерей Максим Викленко.

Материально-технические 3. Материально – технические : ноутбук, мяч, конструкторы разных видов бумага для рисования, карандаши, фломастеры.

Наличие мультимедиа и выхода в Интернет;

Различие фото и видеоаппаратуры. ;

Наличие в библиотеке справочной и энциклопедической литературы

Этапы проекта

Название этапа/сроки Обучающийся/воспитанник Педагог родители

Диагностика в начале проекта способом опроса .

Просмотр презентации о святых Борисе и Глебе ,

1. Подбор и анализ архивных документов.

2. Проведение опроса старожилов села .

Беседа «Что мы знаем о своей малой родине»

с легендой о строительстве церкви,

- историей возникновения села .

Рассмотрели иконы Борису и Глебу .

Просмотрели мультфильм о святых Борисе и Глебе «Братья»

Выполнили рисунки на тему «Мое любимое село»

Сконструировали церкви разных видов.

1 день проекта .

Тема : История церкви

2 день проекта

Тема : Святые Борис и Глеб .

Участие родителей в экскурсии в церковь.

Большинство родителей вовлечены в совместную с детьми исследовательскую деятельность.

Показатели результативности проекта

Количественные 90% -дети; 50% -родители.

Качественные Начало проекта : дети-0%, родители -;0% По окончании проекта :

Дети 75%, родители-100%.

Последующая работа

1. Дальнейшее изучение православных праздников.

2. Изучение традиций, промыслов жителей села .

3. Узнать о знаменитых людях села .







Еще при жизни отца Борис получил в правление Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Борис в это время возвращался из похода. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско.


Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться. Убийцы ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. Святополк



После этого Святополк столь же вероломно умертвил князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла неподалеку от Смоленска.


Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата. В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.


Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцеления, но они - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, - святому Александру Невскому накануне Ледового побоища, великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовской битвы. Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины.

Человек и история в древнерусской литературе:

«Сказание о Борисе и Глебе»

Литература - это свидетельство жизни. Она огромным потоком сопровождает историю, следует за ней по пятам в разные эпохи. Но особо тесная связь литературы с историческим процессом наблюдалась в Древней Руси. В то время произведения редко создавались на явно вымышленные сюжеты. Вымысел - ложь, а это со средневековой точки зрения недопустимо.

Творения древнерусских авторов всегда прикреплены к конкретному историческому событию и историческому лицу. Эта черта присутствует в самых различных жанрах - в повестях о битвах, о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и о людях - по преимуществу о святых и князьях-полководцах. Именно таких героев увидим мы в «Сказании о Борисе и Глебе». Написанное сотни лет назад неизвестным автором, это произведение и для сегодняшнего читателя не потеряло актуальности. Вечные проблемы долга и чести, верности и предательства, братства и междоусобицы важны и в наши дни. Кроме того мы узнаем, почему же имена князей Бориса и Глеба так почитаемы на Руси, почему так часто их история вдохновляла древнерусских авторов на новые сюжеты.

Интересно, что создание культа Бориса и Глеба не было случайным и преследовало две цели. Во-первых, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси (прежде всего перед лицом Византии), свидетельствовала о том, что Русь «почтена пред богом» и удостоилась своих «святых угодников». Во-вторых, был еще и важный политический подтекст: утверждалась государственная идея, что все русские князья - братья, но в то же время обязательно «покорение» младших князей «старшим».

Какие же исторические события повлияли на сюжет «Сказания о Борисе и Глебе»? В 1015 г. умер князь киевский Владимир I Святославич. Престол занял один из его двенадцати сыновей - Святополк, еще при жизни отца в союзе с польским королем Болеславом I Храбрым пытавшийся организовать против него заговор. Святополк решает устранить наиболее опасных соперников. По его тайному приказу были убиты сыновья Владимира Борис, Глеб и Святослав. В борьбу за киевский княжество вступил правитель Новгорода - сын Владимира Ярослав, прозванный впоследствии Мудрым. В результате упорной и длительной борьбы, продолжавшейся до 1019 г. и окончившейся поражением и гибелью Святополка, Ярослав утвердился на киевском столе до своей смерти в 1054 г.

Но «Сказание о Борисе и Глебе» шире рамок летописи. Оно написано в жанре жития – это одна из основных форм церковной словесности, изображающая подвиг веры исторического лица или группы лиц, почитаемых святыми. Истоки житий лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах биографии. Однако прежде всего житие находится под прямым влиянием Евангелия и Деяний Апостолов. Здесь задается эталон страданий за веру и Христа. Самой высшей формой святости становится мученичество. И именно мученическая гибель Бориса и Глеба становится центром повествования в «Сказании». Они беспрекословно подчинились своему старшему брату Святополку, почитая его как отца, он же употребил во зло их братскую покорность. Поэтому имя Святополка Окаянного становится во всей древнерусской литературной традиции нарицательным обозначением злодея, а Борис и Глеб, принявшие мученический венец, объявляются святыми защитниками Русской земли.

Опираясь на особенности жанра, автор стремится показать героев как идеальных христиан. Однако, создавая образ того или иного князей, автор сообщает немало и исторических сведений о военных подвигах и удачах героев, об отношении к дружине, народу, пирах, набрасывает общую политическую картину данного времени, вводит иногда и элементы народно-песенного эпоса, народно-легендарные мотивы.

Для создания ярких образов князей автор умело развивает лирический материал, усиливает драматическую выразительность монологов и диалогов. Узнав о кончине отца, Борис произносит плач-монолог: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего… наставление недоразумения моего. Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращусь? Смогу ли насытиться вновь благим учением и наказанием разума твоего? Увы мне, увы мне ... »

Столь же патетичен, но мягче, лиричнее плач Глеба. В нем слышатся мотивы народных причитаний-заплачек: «О увы мне, господин мой! Плачу и стенаю, горюю и тужу… Увы мне, увы мне! Рыдаю слезно по отцу, особо же страдаю по тебе, брат и господин мой, Борис ... » Обращаясь к убийцам, Глеб молит их: «Не губите жизни моей молодой, не срезайте колоса неналившегося, не режьте лозы, не до конца выросшей, но плодоносной».

Автор привлекает множество подтверждающих цитат из библейских книг, риторический элемент, церковную лирику (главным образом молитвы) и заключительную похвалу в панегирическом стиле. Здесь использованы самые разнообразные стилистические приемы, риторические вопросы и обращения к святым в различных повышенно-интонационных формах: «Вы небесные люди, земные ангелы, столпы и утверждение нашей земли». Автор расширяет свою похвалу, обращаясь сначала к гробнице святых, затем к церкви, где они положены, к Вышгороду, где находится эта церковь, наконец, завершает «Сказание» лирическим молитвенным обращением. Бориса и Глеба автор называет «забралом Русской земли», обоюдоострым мечом, которым поражается «дерзость поганская», т. е. нашествие кочевников.

Итак, «Сказание о Борисе и Глебе» - это самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник древнерусской литературы, это занимательная историко-житийная повесть, написанная ясным, образным, пластичным языком. «Дела давно минувших дней» словно ожили под пером древнерусского автора, заставляя сочувствовать и сопереживать героям, далекое стало близким и понятным. Читая это произведение, мы узнали, почему духовный подвиг святых Бориса и Глеба так почитаем на Руси, почувствовали свою причастность к истории родной земли и гордость за ее славных сынов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ к изучаемому тексту:

    Используя словарно-справочный материал, выясните, как определяется жанр жития и чем он характеризуется, каковы его композиция и стиль.

    Относятся ли к житию как жанру следующие художественные приемы: трехчастная композиция, торжественно-приподнятый стиль, сочетающийся с фактическим повествованием о жизни, строго определенное изображение героя («злодей», «святой»), а также изображение героя, близкое к иконописи?

    Покажите на конкретных примерах жанровые особенности «Жития Бориса и Глеба». Выясните его связи с устным народным творчеством.

    Кратко перескажите содержание произведения, сохраняя его стиль и передавая авторское отношение к изображаемому.

    Как житие связано с идеей осуждения братоубийственных распрей князей и патриотической идеей «русской великой страны»?

    Сопоставьте его сюжет с повестью об ослеплении Василька Теребовльского. Какие общие идеи волнуют авторов? Почему их так подробно излагает летопись?

    Какое выражение в произведении находит «мир света и добра»?

    Как создается ореол святости Бориса? Почему о нем можно сказать, что он святой?

    Какие человеческие черты присущи его облику? Проследите по тексту примеры проявления живых человеческих чувств Бориса.

    Какое место в характеристике Бориса занимает мотив слез? Подтвердите словами из текста.

    Что отличает Глеба от Бориса? Какие особенности его характера подчеркивает автор?

    Как складывается драматическая ситуация вокруг юного князя?

    Перескажите сцену убийства Глеба.

    Какими средствами пользуется автор, раскрывая внутренний мир героев (монологи, плачи, молитвы и другие художественные средства)?

    Прочитайте похвалу Борису и Глебу. Какую роль играют эти святые, по мысли автора, что они сделали для Русской земли?

    Какое место в этом прославлении занимает идея единства и защиты Русской земли?

    Почему исторические деятели были причислены к лику святых?

    В какие другие памятники древнерусской литературы и с какой целью включался житийный рассказ о Борисе и Глебе?

"Житие Бориса и Глеба" Исследовательский проект учащихся 5 «А» класса


Цель – развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Время выполнения работы: 2 недели. Режим работы: урочно-внеурочные занятия.


Структура проекта Борисовичи Историки Владимировичи Глебовичи


Основной этапразработка проекта(сбор и уточнение информации) Заключительный этапЗащита проекта Ученики выступают перед одноклассниками и жюри Подготовительный этап? определение темы; ? выбор рабочих групп и распределение ролей; ? определение источников информации, постановка задач; ? выбор критериев оценки.


Критерии оценки


Владимир Красное Солнышко Выполнил Кондратьев Сергей, ученик 5 «А» класса


«Был князь в те годы, владевший всей землей Русской, именем Владимир. Был он правдив и милостив к нищим, сиротам и вдовицам, но верою язычник. Ему Бог преградил путь и сделал его христианином». лето писец Нестор


По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности стал он осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным. Помощь эту оказывали широко. По всей Руси бедных отыскивали и снабжали всем необходимым, больных лечили. Государство в княжение св. Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным.


Любимые сыновья князя Владимира Святой Владимир разделил Русь между своими 12 сыновьями при жизни. Любимые его сыновья были Борис и Глеб. Отец любил в них не только сыновей, но и светлых, осенённых благодатью истинных христиан.


Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком. У себя великий князь Владимир собирал старейшин народа из всех концов Руси на совещания и устраивал для них пиры. Память об этих пирах тоже сохранилась в былинах.



Пусть же вершится веселое чудо,служится красками звонкая треба,в райские кущи от здешнего худаскачут лошадки Бориса и Глеба. Борис Чичибабин


Исчадие ада русской истории Святополк окаянный Выполнила Желтоусова Арина, ученица 5 «А» класса


Святопо?лк Влади?мирович, в крещении Пётр, в древнерусской историографии - Святопо?лк Окая?нный (ок. 979-1019) - князь туровский (с 988), а затем киевский в 1015 -1016 и 1018-1019, правитель Киевской Руси. Рождён гречанкой, вдовой киевского князя Ярополка Святославича, взятой в наложницы его братом и убийцей Владимиром. Лето пись говорит, что гречанка тогда уже была беременна (бе не праздна), таким образом, отцом его был Ярополк. Тем не менее Владимир считал его своим законным сыном (одним из старших) и дал ему удел в Турове. Лето писец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает».


После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом. Незадолго до смерти Владимира Святополк находился в Киеве в заключении; вместе с ним под стражу была взята его жена (дочь польского короля Болеслава Храброго) и духовник жены, епископ Рейнберн, который умер в тюрьме. Причиной ареста Святополка был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису. Русь в это время...


Власть в Киеве захватил Святополк, которого люди впоследствии прозвали Окаянным. Чтобы выиграть время и укрепиться в столице, Святополк решил скрыть смерть Владимира. Ночью в княжеском тереме разобрали помост, и тело Владимира, завернутое в ковер, спустили на веревках на землю, а затем отвезли в киевскую церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили тайно. Святополк постарался заручиться поддержкой киевлян и начал щедро одаривать нужных людей должностями, деньгами, хоромами и мехами. «Но люди сердцами были не с ним, но с братом его Борисом, с которым ушли в поход братья их, киевское войско», - свидетельствует лето писец. Святополк готовит заговор


В течение того же года были убиты три брата Святополка - Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. «Повесть временных лет» обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Святополк, послав Борису лживое письмо с предложением дружбы, на самом деле готовил план его убийства. Плачет Господь с высоты осиянной.Церкви горят золоченой извёсткой,Меч навострил Святополк ОкаянныйДышат убивцы за каждой берёзкой. Убийство братьев Святополк устранил законных претендентов на Киевский престол, который сам после смерти Владимира занимал незаконно.


Борьба за власть Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. В 1016году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против брата. Войска встретились при Листвене на Днепре, ни одна долго сторона не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в реку, Ярослав захватил Киев.


Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, короля Болеслава Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород. Вторая битва Святополка с Ярославом


1019 году Ярослав вновь вступил против Святополка, который был вынужден уйти к печенегам. В битве на реке Альте Святополк был разбит, бежал в Польшу, затем в Чехию и в пути погиб. Смерть Святополка


Список литературы. 1. Святые Борис и Глеб. http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/boris_gleb/index.htm 2. Храм святого равноапостольного князя Владимира. http://www.kv.orthodoxy.ru/ 3. ru.wikipedia.org/wiki/ 4. Святые братья Борис и Глеб. .http://www.privatelife.ru/2004/tv04/n13/2.html 5. Киевский музей восковых фигур. http://www.wax.com.ua/gallery/history/mudriy/ 6.Н.М. Карамзин. История государства Российского. Глава I ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК. http://hronos.km.ru/libris/karamz02_01.html