Наставления схиархимандрита Зосимы (Сокура) (1944–2002). Старец ли Зосима (Сокур)? «Не твой путь»

  • 23.04.2024

Почитаемый верующими провидец отец Зосима (Сокур), основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители в Волновахском районе Донецкой области, преставился в 2002 году. А его пророчества удивительно точно передают суть сегодняшней ситуации на Украине.

Схиархимандрит Зосима пользовался в Донбассе непререкаемым авторитетом. Собственно, не только в Донбассе. Верующие знали и почитали подвижника далеко за пределами региона, от Москвы и до Афона, от Иерусалима до Киева. Старец пользовался особым расположением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Прихожане почитали отца Зосиму и при жизни, и после его ухода в мир иной (кстати, он точно предсказал день своей смерти, похоронен на территории основанного им монастыря) как святого. Хотя он и не канонизирован.

К отцу Зосиме приходили за советом, духовной поддержкой, благословением. Его проповеди пользовались грандиозной популярностью. Особое место, разумеется, занимали прозорливые слова схиархимандрита. Ведь такой дар редко кому дается.

Вот, например, как батюшка Зосима предсказывал предстоящую войну, которая уже пятый год сотрясает Донбасс:

«Гнев Божий - войны - приближается стремительно, и никуда мы не денемся, - говорил он, - Как бы мы ни кричали о мире… Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет».*

А это разве не достоверное описание, но только в формате проповеди, того, что ежедневно приносят нам с украинских территорий новостные агентства?

«И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей».

«Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим».

Старца Зосиму многие вспомнили сегодня в связи с событиями в Стамбуле. Последствия действий отлученного от церкви мирянина Денисенко (известного еще и как Филарет) и, паче чаяния, пригревшего его Константинопольского патриарха Варфоломея провидец из Донбасса узрел так:

«Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго».

«Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, „от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся“ - так народ говорит, вот так».

«Хохлы-западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краще избежать ее. Но от тюрьмы и сумы ніколи не отрекайся. Кругом Бог - и в тюрьмах, и где только ни находимся, - кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

Однако схиархимандрит знал наверняка, что есть сила, способная противостоять мраку, захлестнувшему Украину.

«Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу».

«Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания - Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти».

«Самое страшное будет для антихриста - это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет».

Конечно, жуткие пророчества сделал отец Зосима, но и веру нам дал, твердо указал, на чьей стороне правда и кому будет принадлежать в конце концов победа.

«Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!.. Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой».

«И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается - матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста не одолеют Русской Православной Церкви».

«Святые старцы говорили: „Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста“… Вот последний денек антихриста.

На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской».

Схиархимандрит Зосима Сокур пророчества: «И чувствовать духовным оком нужно: конец действительно приближается… Конец. Времена антихристовы уже вот-вот, приближаются. Печать антихристова уже скоро, будут бедствия тяжкие, будут скоро уже. Приближаются...» 1. «Гнев Божий - войны - приближается стремительно, и никуда мы не денемся. Как бы мы ни кричали о мире, как бы и то и другое... Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет» 2. «Если бы вы видели конец своих детей, которых вы собираетесь зачинать, то никто не подумал бы об этом даже, чтобы этого заведомого мученика родить, на белый свет пустить. Да на что ж оно нужно?! Вот такие времена наступают. Блаженны те, которые не рождали, и те сосцы, которые не питали… Будет тяжкая только жизнь и тяжкое горе со слезами и кровью будет… Тяжкие времена идут. Сами видите: бомбы падают. Сегодня - на Сербию. Завтра, придет время, эти натовцы-сатанисты будут на Киев бросать эти бомбы и на Москву пойдут» 3. «И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей» 4. «Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее. Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим» 5. «Какое попущение будет! Будет та же самая Гефсимания, повторится и у нас в скором времени, она уже готовится. Предательство Церкви, предательство Родины, предательство всего святаго» 6. «Выгонят автокефалисты, где-нибудь Господь даст приют. Тюрьма всех нас ждет. Там полочку уже дадут как-нибудь, да и все, «от тюрьмы и сумы никогда не отрекайся» - так народ говорит, вот так» 7.

«Хохлы западенцы как закрутят-завертят против веры святой православной. Ну что ж, надо в тюрьме посидеть. Не будешь священником, если в тюрьме не побудешь. И к этому готовиться нужно, и к пути исповедничества. Ну, как Бог даст. Краще избежать ее. Но от тюрьмы и сумы ніколи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда» 8. «Время антихриста близко уже. Сами мы чувствуем, как беззаконие усиливается в мире, как Евангелие - Слово Божие - скоротечно проповедуется во всем мире и как люди отходят от Церкви, во зле, в гордыне пребывают, в своем «я» сектантском пребывают, заблуждаясь сами и людей заблуждая, на путь лжи наставляя» 9. «Будет стоять монашество войском против антихриста до скончания века. Сколько еще преподобномучеников будет монахов, сколько еще подвижников иноков будут, которые мужественно встанут, когда все поклонятся антихристу» 10. «Мы стоим в храме Божием, и нам Господь кое-кому уготовал уже венец мученичества. И нам кое-кому придется и страдать, и кровь пролить, и невинные тяжкие страдания - Голгофу пройти, чтобы, через это очистившись от грехов, дойти до Небесного Царствия, до вечности дойти» 11. «Так что дух Руси могучий, непобедимый всегда!…Медведь-то русский спит-спит, терпит-терпит, но уж как проснется, как в лапу мохнатую эту дубину возьмет, как раскрутится, то и вся масонская Европа полетит тогда от этой дубины настоящей, русской, святой»12. «Самое страшное будет для антихриста – это монашество и монашеская одежда. Бояться будет этого апостольника и мантии монашеской антихрист. Хоть и будет мучить монахов крепко, но победить их не сможет» 13. «Придет время Поместного Собора 2000 года от Рождества Христова. И тогда Церковь уже, принесшая полное покаяние о цареубийстве (весь народ русский покаялся), тогда уже прославится царская семья в лике святых угодников Божиих в нашей Церкви Русской Православной, в наши дни во славу Божию» 14. «И сейчас, в наше время, колотня с Киева вся начинается - матери городов русских, с колыбели. И оттуда покатится эта колотня по всей земле Русской, не минует ни Россию, ничего, кругом будет беснование. Но Россия устоит, и там будет очень благодать большая, даже силы ада, антихриста, не одолеют Русской Православной Церкви» 15. «Святые старцы говорили: «Православие в чистоте сохранится лишь только в Русской Православной Церкви. Остальные все отойдут, все впадут в прелесть бесовскую, а Русская Православная Церковь сохранит чистоту веры до пришествия антихриста»... Вот последний денек антихриста. На Руси будут гореть светильники истинной веры. И не погасит их ни прелесть бесовская, ни гонения, ни какие-то другие ухищрения сатанинские. Светильники будут гореть на земле святой русской» 16. 1. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди. Слово о Святой Руси. - М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2008. С.58. 2. Там же. С. 58. 3. Там же. С. 170. 4. Там же. С. 59. 5. Там же. С. 72. 6. Там же. С. 326. 7. Там же. С. 77. 8. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Рождественского поста: Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 1997 г. 9. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 190. 10. Там же. С. 229. 11. Там же. С. 245. 12. Там же. С. 317-318. 13. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя о Закхее. 24 января 1999 г. 14. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Память святого праведного Иова Многострадального. 19 мая 1997 г. 15. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси. С. 105. 16. Схиархимандрит Зосима (Сокур). Проповеди Великого поста: Неделя Торжества Православия. 28 марта 1999 г. Источник: О чем душа скорбит: Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосима (Сокура) / Авт.-сост.иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). - М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2012. С.451-455. http://zosima-nikolskoe.ru/?chapter=articles ................................. особенно впечатлили предсказанные события на Украине..

Годы жизни: 1944 - 2002. В миру - Иван Алексеевич Сокур. Монах, настоятель нескольких храмов, духовник Донецкой епархии, основатель Свято-Успенской Николо-Васильевской обители. Род. в 1944 года в селе Косолманка Верхотурского района Свердловской области, где его мать находилась в ссылке за участие в ночных богослужениях. Пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но невышло - КГБ тогда всячески препятствовал молодым образованным людям поступать в духовные школы. Всё-таки закончил Ленинградскую Духовную Академию. КГБ обращает внимание на "слишком активного" сельского священника. 1982, 1985 годы - это пики гонений на о. Савватия со стороны властей. Ему угрожают и даже избивают, но он еще более укрепляется духом. После этого его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой, чтобы сломать несговорчивого священника. Простые, добрые, сердечные слова поучений о.Зосимы раскрывают перед нами мир подлинного христианского духовного делания - покаяния, молитвы, сердечного плача, милосердия и любви к ближним. Одновременно мы слышим грозное обличение пороков и страстей нашего времени. Как гром гремит его слово с амвона, обращая свой праведный гнев на раздирающих хитон Христов раскольников - автокефалистов. Надеемся, что публикуемые проповеди схиархимандрита Зосимы принесут всем читателям пользу, а знавшим его при жизни еще и духовную радость, которую всегда вселял батюшка своей любовью в каждого, кто общался с ним. проповеди о.Зосимы.

Отец Зосима родился в тюремной больнице в Свердловской области, где его мать отбывала ссылку за исповедание веры. Детские годы Ивана (так звали отца Зосиму в миру) прошли в Авдеевке, шахтерском городке недалеко от Донецка. Здесь после окончания ссылок и заключений поселилось много сестер Иоанновского монастыря, среди которых была и матушка Антонина, сестра его матери. В этой монашеской общине и рос будущий старец.

В школе Ваню Сокура прозвали «попом». Он не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. «У меня всю жизнь была одна партия, – говорил отец Зосима, – это Матерь , у меня был один партийный устав – это Евангелие и Закон Божий... Надо мной в школе очень издевались, за то что я в церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!.. Гонимый, ненавидимый, шел и шел я в храм Божий, бесу на зло...»

С детских лет Ваня Сокур мечтал стать священником, но поступить в семинарию сразу не удалось – началась эпоха хрущевских гонений на , и у него не приняли документы. Он выучился в техникуме на ветеринара, а через год после окончания техникума стал послушником в Киево-Печерской лавре. После ее закрытия определился в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. О недолгом пребывании в скиту отец Зосима вспоминал с любовью: в те годы в Почаеве подвизались преподобные старцы Кукша Одесский и преподобный Амфилохий.

Несмотря на множество препятствий, Ване Сокуру удалось все же поступить в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем и в академию, которую он закончил в 1975 году. Тогда же он принял монашество с именем Савватий.

По распределению он был направлен в Одесскую епархию, в Свято-Успенский монастырь, где ему определили жить в той самой келье, которую прежде занимал преподобный Кукша Одесский. Отцу Савватию перешла и схимническая одежда преподобного Кукши, к которой батюшка относился как к великой святыне.

Чтобы ухаживать за матерью, отец Савватий переходит в Донецкую епархию, где становится настоятелем сельского храма святого Александра Невского.

За годы служения отца Зосимы в поселке Александровка Марьинского района полуразрушенная сельская церковь преобразилась. Отец Зосима служил в храме ежедневно. Как рассказывали его чада, «службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно». Слух об отце Зосиме шел по всей Украине.

Схимонахиня Фомаида вспоминала: «Меня с трудом уговорили поехать в Александровку, одна старая матушка упросила, чтобы я ее сопровождала, там монах служит: какая там молитва! Выехали под Покров. Всю дорогу шел дождь, и я, грешница, все время ворчала в автобусе: не все ли равно, в каком храме молиться, служба везде одинаковая. Мокрые, продрогшие, мы вошли в храм. Стала около дверей, везде темно, только алтарь светится. Я услышала только два слова батюшки: „Мир всем“. Я такого никогда не слышала и не знала, что есть такая молитва. Я как заплакала – и всю службу проплакала. Служба как одно мгновение прошла...»

Служение старца в Александровке, особенно последние два года, было исповедническим – богоборцы всячески притесняли его, арестовывали, избивали. До конца дней у батюшки болели отбитые легкие, на спине вырос горб, на ногах открылись раны.

В 1985 году по настоянию властей старца начали переводить из храма в храм, так что за год он сменил три прихода... В 1987 году отец Савватий был определен настоятелем Васильевского храма в селе Никольское Волновахского района.

«Они решили загнать его в такое место, – писала схимонахиня Фомаида, – куда транспорт не ходит. Проходного транспорта нету: туда уже к нему никто не приедет... Прямо около входа в храм туалет и мусорная свалка, церковный двор порос бурьяном. Храм заброшенный, полуразрушенный, иконостаса нету – вместо него фанерная доска – страшно было зайти. Около храма горелый деревянный сарай – дом священника, окна вросли в землю, внутри – мыши и крысы...»

Но Никольское оказалось святой землей – здесь до революции было явление Божией Матери, здесь жили монахини, изгнанные из Крымских монастырей, здесь хранили предание, что когда-то сюда придет служить монах и возникнут две обители. Так оно и случилось...

О том, что в Никольском служит благодатный старец, вскоре узнали повсюду, и в отдаленный сельский храм, а затем и в основанный отцом Савватием монастырь поехали за молитвой, за поучением, за помощью со всех концов страны. Как пишется в жизнеописании старца, «отец Зосима каждому человеку находил нужные слова, говоря на его языке, как бы вклиниваясь в волну его мыслей: и с ребенком, и с простой крестьянкой, и с ученым профессором, и с практичным хозяйственником, и с впечатлительным поэтом – со всеми говорил он как равный с равными, на их уровне».

Болезней старца хватило бы, по словам врачей, чтобы умереть, и на десятерых. Но, несмотря на свои недуги, до самой кончины, которая последовала в 2001 году, отец Зосима совершал старческое служение, молился и принимал людей. Перед своей кончиной старец снова и снова повторял духовным чадам: «Уже скоро я уйду от вас. Последние деньки моего жития на земле остаются. Всем духовное завещание оставляю: и после кончины держитесь Москвы, держитесь Русской Православной Церкви...»

Духовные наставления

◊ Старец мой покойный говорил: «В последнее время люди отступят от Бога, мало будут молиться Ему и угождать, но от каждого рода будет избирать избранника. И этот избранник будет своей молитвой, своими подвигами, своими страданиями вымаливать грехи всего своего рода». Вот что такое монашество XXI века.

И часто я говорю приходящим, просящимся в обитель: почитаю вас всех как избранников Божиих от этого блудного безумного мира.

Не только за себя умолите Господа, но и за весь свой род умолите – и за прадедов грехи, и о всех сродниках должны монашествующие, как на Руси говорили, «умолить Бога», «вымолить».

◊ В наше время бес особенно культивирует мысли: нам все кругом «роблят» (делают. – Ред.), наводят порчу, колдуют. И когда испытания Господь нам посылает, идем не в храм Божий – к Божией Матери и Спасителю, нет, бес посылает: иди к колдовке, она тебе расскажет. А колдовка эта, бабка сатанинская: «Тебе „поробила“ (навела порчу) мать, тебе „поробила“ невестка, тебе сын „поробил“, там еще кто-то».

Была мирная христианская семья. Как загорелся этот огонь сатанинской злобы, ненависти, ругани – семья распадется. Вот так бес колотит и мутит.

Берегитесь этого, всегда помните: не люди нам «роблят» – мы сами себе «робим» своими грехами, и все за свои грехи страдают. И если страдаем – Богом мы не забыты. Это всегда помнить надо и за все благодарить Бога, как праведный Иов многострадальный. Не только за хорошее благодарить Бога, но и за плохое: за все испытания, за все скорби, за все болезни, за все невзгоды – за все слава Тебе, Господи.

Вот именно такая святая благодарность должна быть у нас: тогда мы и будем детьми Божиими...

◊ Бесконечно повторяю: это ложь нашего времени, мы лжецы, когда говорим: нам «поробили», нам поколдовали, на нас нашептали – ложь это все.

Не люди посылают, а попускает. Попущение Божие и через людей бывает на человека, но люди здесь не виноваты: Господь дает. Книга праведного Иова нам об этом говорит. И мы очень часто лжем перед Богом, когда свои грехи, свои страдания списываем на кого-то; кто-то в чем-то виноват, а не мы.

Нам за это большой грех, что мы на невинных людей плохое думаем. Человек и не подозревает, что мы на него мерзость какую-то думаем. За этот грех, за эти мысли скверные мы и на суде Божием будем отвечать строго, и эти люди будут свидетельствовать против нас.

Об этом думайте. Никогда не склоняйтесь к мысли, что вам «поробили», поколдовали, что вам порчу навели и все прочие глупости – воля Божия такова. Молитвенный вздох из сердца нашего должен исходить: «Господи, даешь Ты мне болезни, падение греховное какое-то, – помоги мне, дай мне силы спокойно эти болезни, это падение перенести, после падения стать, покаяться, осознать все...» Не будьте греховно упертыми, как некоторые из нас: упрется в грех – я прав, я права. Это гордые и надменные люди, лжецы и обманщики перед Богом.

Всегда духовные силы надо иметь осознать свою неправоту, иметь силы покаяться и исправиться.

Каждый будь себе судией: не оправдывайте свои грехи, не лгите перед Богом, не упорствуйте во грехе, смягчайтесь, исправляйтесь, чтобы за свое греховное упорство не пойти в ад, чтобы обязательно все спаслись, чтобы мы вновь не били своими нераскаянными грехами по лицу Спасителя...

◊ Особенно бойтесь на невинных людей думать плохое – какой это тяжкий грех.

По нашим глупостям люди падают в грех, по нашим глупостям семьи распадаются, по нашим глупостям болеют дети, а мы не думаем об этом, мы все кого-то обвиняем. Мы дочку обвиняем, мы зятя обвиняем – они виноваты. Да ты ж сама, злая змиюка, виновата во всем: через тебя страдают и внучка, и дите. Всех пообвиняет: «Они не понимают, они все во зле, только ж я такая страдалица невинная, я ж такая...» – хоть икону пиши. Это очень тяжкий прелести, гордыни нашей.

Берегитесь, осознайте ее. Даю пищу для размышления: из-за нас, из-за нашей гордыни внутренней, самооправдывания своих грехов страдают наши семьи – и мы не осознаем.

Часто приходят ко мне и жалуются на детей, на внуков. Я говорю: когда листочки на дереве болеют, что лечат – листочки или что? Вот вы сами и ответили – корень, родители лечатся, тогда и дети будут оживать, тогда и дети будут радостными, тогда вновь листочки зазеленеют.

Вот как мы должны поступать: в корень смотреть, себя исцелять мы должны, смирять, очищать, а тогда Господь даст чистоту и поколениям нашим.

◊ Прежде всего, родные мои, нас не спросит: какой мы храм построили, какие кресты поставили, золотые или серебряные, какие колокола там будут звонить... А Бог на суде нас о чем спросит? О делах наших, о прошедшей жизни. От своих дел или прославишься, или постыдишься. Вот о чем спросит нас Бог: накормил ли ты голодного, принял ли ты нищего или странника, посетил ли ты в темнице находящегося, сироту пригрел ли, вот о чем нас спросит Господь на суде – о добрых делах...

Как говорил знаменитый врач Гааз: «Спешите делать добро – жизнь коротка!»

◊ Самое святое слово – «мать». Это слово святейшее. Дай Бог, чтобы мы досмотрели своих родителей, особенно когда они станут беспомощными, немощными, аки дети станут, не роптать на них, не обижаться, не думать, в какой дом престарелых сдать скорей да желать, чтоб они околели, а с любовью докормить, помочь им во всех немощах ихних. Так, чтобы мы с чистой душой могли стоять у ихнего гроба, когда придет их кончина.

По исповедям знаю: сколько мучается сейчас людей, которые гадко относились к своим родителям при жизни. Родители ушли уже в вечность – какие муки совести, а уже поздно: поезд ушел, красные фонари горят...

Так что берегите родителей. Свято относитесь к ним...

◊ «Служу Отечеству!» – что может быть выше этих слов, чем служить Отечеству. Как священник служит святому алтарю, свой труд и молитву приносит на алтарь Божий, так и любой гражданин должен служить Отечеству. Особенно государственные деятели все, военные, и вы также, братия и сестры, служить должны Отечеству.

Вот тогда будет патриотизм у нас, тогда смысл жизни будет, тогда будет нам мирная, спокойная и долгая дальнейшая жизнь.

◊ Господь собрал нас под свод сего священного храма для святой Божественной литургии, для покаяния, для причащения Тела и Крови Христовой и особенно – для молитвы друг за друга. Друг о друге молиться завещевал нам Господь, святые апостолы – и мы это исполняем: и о здравии, и за упокой молимся, поминаем, всех благодетелей поминаем, всех врагов обязательно поминаем – за всех всеобъемлющей христианской молитвой молимся.

И дай, Господи, чтобы молитвы наши были простые – без лукавства, без хитрости, без лицемерия – детские молитвы. «Аще не будете, яко дети – не войдете в Царствие небесное».

Самое дорогое – когда сердце молится, а то часто бывает, что уста слова говорят, а сердце молчит, и пустая бессмыслица получается.

Дай, Господи, чтобы мы просто молились, с душой молились. Господь не требует от нас больших молитв, и святые угоднички Божии знали людскую тяжелую жизнь: не обременяли народ никогда длительными правилами. «Молитесь коротко, но с душой», – говорил преподобный Серафим Саровский . Дал он какое правило для людей? «Отче наш», «Богородицу», «Верую» читать – и за это слава Богу, и за эту молитву в этом безумном, тяжком, богоотступном мире – только от всего сердца...

Вот к этой чистой, детской, сердечной молитве помоги, Господи, стремиться, чтобы сердце всегда молилось, чтобы вздох сердечный шел – вот тогда будет и радость в молитве, и смысл в молитве. А то временами мы бормочем, стараемся много прочитать всего, а на сердце пустота – одно бормотание, одно словоблудие идет, одно лишь только отбытие очереди.

Вразуми, Господи, как правильно молиться, с воздыханием сердечным всегда творить молитву. Особенно, начиная какое-то дело, всегда попросите Божьего благословения, и всегда, оканчивая какое-то дело, поблагодарите Бога – за это будет великая помощь Божия нам в делах наших и в жизни нашей.

◊ Как часто привожу пример нашей русской княгини Ольги: как она молилась, как сильно страдала за сына своего – Святослава. Но за его жестокое сердце не призрел Господь на него: так он язычником и погиб лютой смертью. Но зато молитвы бабушки все на внуке Владимире исполнились. И мы чтим, славим, величаем нашего святого равноапостольного князя Владимира, внука святой равноапостольной княгини Ольги. На него по молитвам этой старицы великой призрел Господь, и он стал не только сам христианином, но и просветителем земли Русской.

Поэтому всегда говорю: не унывайте в молитвах! Некоторые по глупости говорят: «да вот, молюсь, да меня не слышит, два года уже молюсь».

Еще двадцать только молимся, еще сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! Так что не унывайте в молитвах! Помните, что наша даром никогда не пройдет – Господь услышит нас. Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через десять лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей.


Схиархимандрит Зосима, в миру Иван Сокур, - высокодуховный и прозорливый старец. Добрые, сердечные, простые и поучительные слова, которые при жизни говорил отец Зосима, открывают нам мир подлинной христианской духовной жизни, заключенный в покаянии, молитве, милосердии, сердечном плаче и любви к ближним.


Старец грозно обличал страсти и пороки современного мира, обращая свой праведный гнев на раскольников-автокефалистов, раздирающих Христов хитон. Как гром звучало с амвона его пастырское слово, призывая православных твердо стоять в вере.

Отошел старец ко Господу 29 августа 2002 года. Не желая омрачать великий праздник Успения Пресвятой Богородицы, он вымолил себе еще один день жизни, продлив мучительные страдания, которыми его на закате дней посетил Господь, и мирно преставился в день Всемилостивого Спаса, незадолго до дня своего рождения.


В обители были посажены райские яблони, которые зацвели в годовщину кончины старца
Старец любил говорить, что после его кончины большие алтарные часы, своеобразная достопримечательность обители, остановятся. Так и произошло. Когда из больницы пришло печальное известие о кончине старца, часы показывали время 23-45 (по уточненным после публикации данным, в заголовке время указано не совсем верно). Часы остановились: время замерло, навсегда зафиксировав скорбный час отшествия старца в блаженную Вечность. В настоящее время эти часы находятся в алтаре Васильевского храма.


Примечательным является и тот факт, что о своей грядущей кончине отец Зосима говорил чадам и таким образом: «Когда увидите икону св. пр.Иоанна Кронштадтского с кропилом, значит, настала пора мне уходить». «Батюшка, да такого быть не может, - нет такой иконы», - смущались его чада. Однако в скором времени некие благотворители из России принесли ему в дар икону св. пр. Иоанна Кронштадтвского в полурост, на котором он изображен держащим в руках кропило. Икона дореволюционного письма, написанная на двух шпунтованных досках. Все поняли, что час пробил…
Обратимся к биогафии старца, славные вехи которой очень поучительны.
Иван Алексеевич Сокур (так звали отца Зосиму в миру) родился в с. Косолманка Верхотурского района Свердловской области 3 сентября 1944 года. Отец его в этот же год погиб на фронте. Мать, Мария Ивановна, в будущем схимонахиня Мариамна, была крестьянкой. Она была христолюбива и поддерживала дружеские отношения с монахинями, за что была посажена в тюрьму. Там, в больнице, у нее и родился сын. Первоначально его хотели назвать Фадлеем в честь апостола, но знакомые матери, побывавшие в Киево-Печерской Лавре, получили благословление от схиигумена Кукши назвать малыша Иоанном – в честь Крестителя Господня Иоанна.


С 1951 года будущий старец жил в г. Авдеевке Донецкой области, где с отличными отметками окончил школу в 1961 году. Там проживала родная сестра матери, которая была монахиней, и звали ее Антониной. Когда-то она была духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадского. Не сразу вступил он на священнический путь. Сначала, с 1961 по 1964 год, он проучился в сельскохозяйственном техникуме и даже успел поработать ветеринаром. Потом по благословению своего духовного наставника стал послушником Киево-Печерской Лавры. Там по воле Божьей он попал в келью, где когда-то жил до своей кончины схиигумен Кукша (Величко), прославленный в лике святых как прп. Кукша Одесский. Духовник Ивана, схиигумен Валентин, предрек в его жизни много событий, которые произошли впоследствии, и, можно сказать, изменили всю его жизнь.
Первоначально будущий старец пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но власти активно препятствовали этому. Гонимый органами госбезопасности, Иван Сокур переехал в Новосибирск и служил год иподьяконом у архиепископа Павла (Голышева).


В 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, сразу на второй курс, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию на тему: «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение», получил степень кандидата богословских наук. В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим совершил монашеский постриг студента четвертого курса академии Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого. Спустя некоторое время он был рукоположен в диаконы, а позже - в иеромонахи.


Праздник Успения Божией Матери отмечается в обители почти так же торжественно, как Пасха

Непосредственно после учебы будущего старца направили в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Но тяжелая болезнь матери заставили иеромонаха Савватия подать прошение о переводе в Ворошиловградско-Донецкую епархию, в клир которой он был принят 25 декабря 1975 года, получив место сельского священника в храме святого благоверного князя Александра Невского в с. Александровка Марьинского района. Храм был чрезвычайно бедным, но тщанием отца Савватия в нем появилось множество прихожан, а вскоре был осуществлен необходимый ремонт и совершены все нужные для жизни церкви закупки. Был воздвигнут иконостас, приобретены кресты, новые иконы, разнообразная утварь.Впоследствии Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) вспоминал: «Меня всегда поражало его храмостроительство. Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на пра здник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку - на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».

Видимым образом отец Савватий совершил чудо, достойное Господа: подвиг восстановления храма. Все это время он жил при храме, и мама, обитавшая в Старомихайловке, нередко приезжала к нему на службу. Она любила молиться, стоя справа у алтаря, и, когда исполнились назначенные Господом сроки, отец Савватий постриг ее в великую схиму. О миролюбии и кротости матушки Мариамны ходили легенды.По словам бывшего алтарника Александровского храма, в настоящее время игумена Зинона, она была человеком высокой духовной жизни, настоящим Ангелом. Схимонахиня Иннокентия, много лет трудившаяся при Александровском храме, вспоминала: «Очень хорошая, обходительная, гостеприимная. Батюшка часто повышал голос, когда его не слушали или что-то не так делали. Матушка Мариамна ему: «Что ты кричишь, нельзя так людям грубить. Надо с людьми нормально разговаривать». Но батюшка и накричит, и поругает, и пожалеет всех. Одновременно и строгий и добрый был».


В Успенской Николо-Васильевской обители, основанной отцом Зосимой.

Схимонахиня Мариамна отошла ко Господу в 1981 году в конце Петрова поста, в канун праздника святых первоверховных Апостолов Петра и Павла во время чтения Псалтири и была погребена в Александровке недалеко от храма.
Священноначалие по достоинству оценило самоотверженный труд ревностного иеромонаха. В В 1977 году будушего старца наградили наперстным крестом, в 1980 он был возведен в сан игумена, а в 1983 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1984 году – палицей. Советским властным структурам такая активная и смелая деятельность сельского священника не понравилась, поэтому его не раз смиряли, подвергая всевозможным унижениям.Однако гонения только укрепили его в подвиге крестоношения. Тогда отца Савватия стали переводить из одного прихода в другой, чтобы лишить паствы и сломить дух неудобного для них священника. Скорби подорвали его здоровье, но не сломили дух.


Интерьер храма

В 1985 году он был назначен настоятелем Рождество-Богородичного храма в с. Андреевка Великоновоселковского района. Едва обосновавшись на новом месте, после Пасхи 1986 года, вновь переведен, на этот раз в Свято-Троицкий храм г.Макеевки, получив вскоре назначение настоятелем Свято - Покровского храма пос. Андреевка г. Снежное.
22 ноября 1986 года батюшка был определен настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское Волновахского района. Приехал в Никольское отец Савватий в самом конце ноября 1986 года, и служил первый раз в Васильевском храме на праздник Введения Пресвятой Богородицы. Здесь, наконец, он обрел пристанище до исхода своих дней.

Впереди предстоял великий молитвенный и созидательный труд.
Уже подмораживало, а в полуразрушенном храме, как и в настоятельском доме с зияющими выбитыми стеклами, которые пришлось заткнуть матрасом, было холодно, гулял пронизывающий ледяной ветер.Кругом царила мерзость запустения.В лучших традициях безбожных времен непосредственно у входа размещались отхожее место и огромная мусорная куча. Прекрасный майоликовый иконостас, являвшийся украшением Васильевского храма до революции, был варварски разбит и выброшен, а его место заняла обыкновенная фанерная доска.
Еще долго в земле находили осколки этого уникального иконостаса, которые батюшка собирал и хранил, как святыню, в алтаре. Казалось, для того, чтобы восстановить поруганный храм, нужно будет потратить много времени и вложить огромные средства. Но то, что не под силу человеку, возможно Господу. Уже в 1988 году здесь была возведена крестильня, выстроены настоятельские покои и трапезная для паломников, которых становилось все больше и больше. Они притекали к любвеобильному игумену за добрым словом и мудрым советом, и никто не отходил неутешенным.
Меж тем в 1989 году церкви был передан Никольский храм, который оказался в еще более ужасном состоянии. Фронт работ ощутимо увеличился, но это только удесятеряло усилия игумена Савватия.И усилия эти были оценены по достоинству.
В 1990 году подвижник, возрастая из силы в силу в меру возраста духовного, был возведен в сан архимандрита. Это не заставило его возгордиться. Напротив, восприняв это как некий аванс в счет будущих дел, он усилил молитвенное рвение и а в 1992-ом епископом Донецким и Славянским Алипием был пострижен в схиму. Православному миру явился схиархимандрит Зосима: с этим именем он навсегда вошел в историю старчества.
Годы созидания продолжались. Начало будущей обители положила обустроенная отцом Зосимой в 1997 году богадельня, где обрели пристанище немощные люди, оставленные на произвол судьбы. Чтобы обеспечить им достойный приют в старости, в аренду у сельсовета был взят Дом временного проживания, расположенный неподалеку от храма.


Проживающие там монахи и монахини радуют бодростью духа и очевидной ухоженностью. Они с благодарностью поминают старца Зосиму, которого многие сподобились знать при жизни.


В 1998 году, на Крестопоклонное воскресенье схиархимандрит Зосима попал в реанимацию с острой почечной недостаточностью: отказали почки. Старец умирал.
В этом тяжёлом состоянии он пережил то, что принято называть клинической смертью. Как вспоминал сам Батюшка, он уже видел небесные обители, слышал неописуемое по своей красоте ангельское пение (только Великое Славословие напева Киево-Печерской лавры отдалённо напоминает это чудное пение – говорил он).
За порогом этой жизни он встретился со своим сотаинником и сомолитвенником – схиархимандритом Феофилом, который и вернул его обратно, на землю:
- Тебе ещё рано, по тебе вся земля плачет.
Неизвестно, было ли о.Зосиме откровение, или просто после возвращения из потустороннего мира он по-другому посмотрел на вещи – но он принялся за строительство монастыря. Достоверно можно сказать одно, что он ничего не делал без указания Господа, без воли Божьей, которая ему открывалась в молитве.
Господу было угодно, чтобы этот изнемогающий Старец совершил практически невозможное. То, на что он не мог решиться и при относительном здравии – воздвиг небесную обитель на земле, райский уголок для земных ангелов, как называют монахов.
«Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколение в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…» Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.

В 1998 году схиархимандрит Зосима был официально назначен назначен духовником Донецкой епархии и членом Епархиального совета. В ознаменование высоких заслуг перед Господом 26 марта 1999года его наградили орденом Нестора Летописца, 20 апреля 2000 - правом ношения второго креста с украшением, а к 2000-летию Рождества Христова – орденом «Рождество Христово – 2000» I степени.
В этом же году был официально зарегистрирован женский Свято-Николаевский, а в 2001 - Свято-Васильевский мужской монастыри, под благодатным покровом которых собрались. Первым наместником которого и стал приснопоминаемый схиархимандрит Зосима. Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель с братскими и сестринскими корпусами была освящена.

Последние годы жизни старец тяжело болел и 29 августа 2002 года отошел ко Господу. Господь открыл ему время кончины, о чем он неоднократно говорил опечаленным чадам, приуготовляя их к этому печальному событию. Он был погребен на территории отстроенной им монастырской обители в небольшой часовенке.

Его детище – монастырь до конца был приведен в порядок только в 2008 году. Освятить его приехал сам Патриарх Кирилл, который лично знал отца Зосиму и с большим теплом о нем отзывался.

О жизни этого выдающегося прозорливого старца украинский телеканал КРТ создал удивительные фильмы: «Дорога, длиною в жизнь», «Поминальная молитва». Издательство Сретенского монастыря в 2005 году выпустило книгу «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В 2013 году вышла вторая часть книги этого же издательства о старце под названием «О чем скорбит душа».


Сегодня уже много лет прошло со дня его кончины, и только теперь многие его пророческие слова стали до боли в сердце понятными, так как сбылись его самые роковые предсказания. Отец Зосима (Сокур) предрек, что прославится в лике святых в 2000 году царская семья Романовых. Из проповедей мы слышим, как он говорит о том, что конец приближается. Времена Антихриста уже подготовили свои жуткие бедственные сценарии, которые уже вот-вот начнутся.

Сегодня, день памяти отца Зосимы обитель посетил правящий архиерей, Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Он возглавил заупокойную Литургию, посвященную памяти старца

Предсказания схиархимандрита Зосимы

Война, как гнев Божий, обрушится на наш народ. Блаженны будут те, которые не рождали, ибо это означает, что дети, которые сегодня появляются на свет, умрут мученической смертью. Отец Зосима (Сокур) предсказывал кровь, тяжелую жизнь и горе со слезами. Сегодня бомбы падают на Сербию, завтра будут бомбить Киев и до Москвы доберутся.

Скоро преступников будет больше, чем просто нормальных людей. Везде – оружие, человек со стеклянными глазами может выстрелить в другого человека ради забавы. Падение нравов в обществе. Готовится предательство Церкви, Родины и всего святого.

Но монашество будет стоять войском против антихристовых слуг до самого скончания века. Много еще преподобномучеников и сподвижников иноков будет, именно они мужественно встанут в тот момент, когда все поклонятся Антихристу.
Отец Зосима (Сокур) вдохновил всех своих чад словами, что силы Антихриста не одолеют Православную Церковь. Светильники истиной веры будут гореть всегда на нашей святой земле. Главное – находиться в лоне Русской Патриаршей церкви и ее незыблемых канонов.

Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как в России о. Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Почил Зосима через 3 дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно.


Оставленное им завещание является важным документом всей Русской Церкви:
«Строго держитесь Русской Православной Церквии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, т. к. они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.


Заупокойная панихида по почившему старцу

В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть.


В обители основными языками должны быть церковнославянский и русский, остальные - по мере необходимости.
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение…».



А вот эти беседы были записаны в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре 14 лет назад, но кажется, что схиархимандрит Зосима говорит с нами из сегодняшнего дня. Говорит о национализме, бандеровцах, раскольниках, любви, ненависти, Дне Победы, о западе и о Солнце Правды - Господе нашем Иисусе Христе.


«Прости нас, Господи! Ты нам принес любовь и мир, а мы зло и ненависть сеяли. Ты принес нам на землю смирение, а мы в гордости своей погибаем. Ты любовь принес - а мы ненавидим и презираем друг друга.


Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, - а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины, крещены. Днепр святой - для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой - это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем - москали, хохлы и прочие народы - когда мы все единая Русь святая», - говорил старец Зосима 12 лет назад, Великим постом 2002 года.


После трапезы всем паломникам и прихожанам благословили календрики.
Приезжайте в Никольское! Скоро у батюшки - день рождения (3 сентября). Проезд из Киева Мариупольским поездом до Волновахи, затем - 20 минут на маршрутке, и вы - в удивительной обители. На блокпостах досматривают только молодых мужчин, но пропускают всех.
Приезжайте, - не пожалеете!



Фотографии для публикации предоставил Сергий Фрич

Схиархимандрит Зосима, в миру Иван Сокур, - высокодуховный и прозорливый старец. Добрые, сердечные, простые и поучительные слова, которые при жизни говорил отец Зосима, открывают нам мир подлинной христианской духовной жизни, заключенный в покаянии, молитве, милосердии, сердечном плаче и любви к ближним.

Старец грозно обличал страсти и пороки современного мира, обращая свой праведный гнев на раскольников-автокефалистов, раздирающих Христов хитон. Как гром звучало с амвона его пастырское слово, призывая православных твердо стоять в вере.

Отошел старец ко Господу 29 августа 2002 года. Не желая омрачать великий праздник Успения Пресвятой Богородицы, он вымолил себе еще один день жизни, продлив мучительные страдания, которыми его на закате дней посетил Господь, и мирно преставился в день Всемилостивого Спаса, незадолго до дня своего рождения.

В обители были посажены райские яблони, которые зацвели в годовщину кончины старца
Старец любил говорить, что после его кончины большие алтарные часы, своеобразная достопримечательность обители, остановятся. Так и произошло. Когда из больницы пришло печальное известие о кончине старца, часы показывали время 23-45 (по уточненным после публикации данным, в заголовке время указано не совсем верно). Часы остановились: время замерло, навсегда зафиксировав скорбный час отшествия старца в блаженную Вечность. В настоящее время эти часы находятся в алтаре Васильевского храма.

Примечательным является и тот факт, что о своей грядущей кончине отец Зосима говорил чадам и таким образом: «Когда увидите икону св. пр.Иоанна Кронштадтского с кропилом, значит, настала пора мне уходить». «Батюшка, да такого быть не может, - нет такой иконы», - смущались его чада. Однако в скором времени некие благотворители из России принесли ему в дар икону св. пр. Иоанна Кронштадтвского в полурост, на котором он изображен держащим в руках кропило. Икона дореволюционного письма, написанная на двух шпунтованных досках. Все поняли, что час пробил…
Обратимся к биогафии старца, славные вехи которой очень поучительны.
Иван Алексеевич Сокур (так звали отца Зосиму в миру) родился в с. Косолманка Верхотурского района Свердловской области 3 сентября 1944 года. Отец его в этот же год погиб на фронте. Мать, Мария Ивановна, в будущем схимонахиня Мариамна, была крестьянкой. Она была христолюбива и поддерживала дружеские отношения с монахинями, за что была посажена в тюрьму. Там, в больнице, у нее и родился сын. Первоначально его хотели назвать Фадлеем в честь апостола, но знакомые матери, побывавшие в Киево-Печерской Лавре, получили благословление от схиигумена Кукши назвать малыша Иоанном – в честь Крестителя Господня Иоанна.

С 1951 года будущий старец жил в г. Авдеевке Донецкой области, где с отличными отметками окончил школу в 1961 году. Там проживала родная сестра матери, которая была монахиней, и звали ее Антониной. Когда-то она была духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадского. Не сразу вступил он на священнический путь. Сначала, с 1961 по 1964 год, он проучился в сельскохозяйственном техникуме и даже успел поработать ветеринаром. Потом по благословению своего духовного наставника стал послушником Киево-Печерской Лавры. Там по воле Божьей он попал в келью, где когда-то жил до своей кончины схиигумен Кукша (Величко), прославленный в лике святых как прп. Кукша Одесский. Духовник Ивана, схиигумен Валентин, предрек в его жизни много событий, которые произошли впоследствии, и, можно сказать, изменили всю его жизнь.
Первоначально будущий старец пытался поступить в Московскую духовную семинарию, но власти активно препятствовали этому. Гонимый органами госбезопасности, Иван Сокур переехал в Новосибирск и служил год иподьяконом у архиепископа Павла (Голышева).

В 1965 году он поступил в Ленинградскую духовную семинарию, сразу на второй курс, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию на тему: «Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение», получил степень кандидата богословских наук. В 1975 году митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим совершил монашеский постриг студента четвертого курса академии Ивана Сокура в монашество в честь Савватия Соловецкого. Спустя некоторое время он был рукоположен в диаконы, а позже - в иеромонахи.

Праздник Успения Божией Матери отмечается в обители почти так же торжественно, как Пасха

Непосредственно после учебы будущего старца направили в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Но тяжелая болезнь матери заставили иеромонаха Савватия подать прошение о переводе в Ворошиловградско-Донецкую епархию, в клир которой он был принят 25 декабря 1975 года, получив место сельского священника в храме святого благоверного князя Александра Невского в с. Александровка Марьинского района. Храм был чрезвычайно бедным, но тщанием отца Савватия в нем появилось множество прихожан, а вскоре был осуществлен необходимый ремонт и совершены все нужные для жизни церкви закупки. Был воздвигнут иконостас, приобретены кресты, новые иконы, разнообразная утварь.Впоследствии Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) вспоминал: «Меня всегда поражало его храмостроительство. Куда бы он ни пришел служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на пра здник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в Александровку - на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем временам это было чуть ли не сенсацией».

Видимым образом отец Савватий совершил чудо, достойное Господа: подвиг восстановления храма. Все это время он жил при храме, и мама, обитавшая в Старомихайловке, нередко приезжала к нему на службу. Она любила молиться, стоя справа у алтаря, и, когда исполнились назначенные Господом сроки, отец Савватий постриг ее в великую схиму. О миролюбии и кротости матушки Мариамны ходили легенды.По словам бывшего алтарника Александровского храма, в настоящее время игумена Зинона, она была человеком высокой духовной жизни, настоящим Ангелом. Схимонахиня Иннокентия, много лет трудившаяся при Александровском храме, вспоминала: «Очень хорошая, обходительная, гостеприимная. Батюшка часто повышал голос, когда его не слушали или что-то не так делали. Матушка Мариамна ему: «Что ты кричишь, нельзя так людям грубить. Надо с людьми нормально разговаривать». Но батюшка и накричит, и поругает, и пожалеет всех. Одновременно и строгий и добрый был».

В Успенской Николо-Васильевской обители, основанной отцом Зосимой.

Схимонахиня Мариамна отошла ко Господу в 1981 году в конце Петрова поста, в канун праздника святых первоверховных Апостолов Петра и Павла во время чтения Псалтири и была погребена в Александровке недалеко от храма.
Священноначалие по достоинству оценило самоотверженный труд ревностного иеромонаха. В В 1977 году будушего старца наградили наперстным крестом, в 1980 он был возведен в сан игумена, а в 1983 году награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, в 1984 году – палицей. Советским властным структурам такая активная и смелая деятельность сельского священника не понравилась, поэтому его не раз смиряли, подвергая всевозможным унижениям.Однако гонения только укрепили его в подвиге крестоношения. Тогда отца Савватия стали переводить из одного прихода в другой, чтобы лишить паствы и сломить дух неудобного для них священника. Скорби подорвали его здоровье, но не сломили дух.

Интерьер храма

В 1985 году он был назначен настоятелем Рождество-Богородичного храма в с. Андреевка Великоновоселковского района. Едва обосновавшись на новом месте, после Пасхи 1986 года, вновь переведен, на этот раз в Свято-Троицкий храм г.Макеевки, получив вскоре назначение настоятелем Свято - Покровского храма пос. Андреевка г. Снежное.
22 ноября 1986 года батюшка был определен настоятелем Свято-Васильевского храма села Никольское Волновахского района. Приехал в Никольское отец Савватий в самом конце ноября 1986 года, и служил первый раз в Васильевском храме на праздник Введения Пресвятой Богородицы. Здесь, наконец, он обрел пристанище до исхода своих дней.
Впереди предстоял великий молитвенный и созидательный труд.
Уже подмораживало, а в полуразрушенном храме, как и в настоятельском доме с зияющими выбитыми стеклами, которые пришлось заткнуть матрасом, было холодно, гулял пронизывающий ледяной ветер.Кругом царила мерзость запустения.В лучших традициях безбожных времен непосредственно у входа размещались отхожее место и огромная мусорная куча. Прекрасный майоликовый иконостас, являвшийся украшением Васильевского храма до революции, был варварски разбит и выброшен, а его место заняла обыкновенная фанерная доска.
Еще долго в земле находили осколки этого уникального иконостаса, которые батюшка собирал и хранил, как святыню, в алтаре. Казалось, для того, чтобы восстановить поруганный храм, нужно будет потратить много времени и вложить огромные средства. Но то, что не под силу человеку, возможно Господу. Уже в 1988 году здесь была возведена крестильня, выстроены настоятельские покои и трапезная для паломников, которых становилось все больше и больше. Они притекали к любвеобильному игумену за добрым словом и мудрым советом, и никто не отходил неутешенным.
Меж тем в 1989 году церкви был передан Никольский храм, который оказался в еще более ужасном состоянии. Фронт работ ощутимо увеличился, но это только удесятеряло усилия игумена Савватия.И усилия эти были оценены по достоинству.
В 1990 году подвижник, возрастая из силы в силу в меру возраста духовного, был возведен в сан архимандрита. Это не заставило его возгордиться. Напротив, восприняв это как некий аванс в счет будущих дел, он усилил молитвенное рвение и а в 1992-ом епископом Донецким и Славянским Алипием был пострижен в схиму. Православному миру явился схиархимандрит Зосима: с этим именем он навсегда вошел в историю старчества.
Годы созидания продолжались. Начало будущей обители положила обустроенная отцом Зосимой в 1997 году богадельня, где обрели пристанище немощные люди, оставленные на произвол судьбы. Чтобы обеспечить им достойный приют в старости, в аренду у сельсовета был взят Дом временного проживания, расположенный неподалеку от храма.

Проживающие там монахи и монахини радуют бодростью духа и очевидной ухоженностью. Они с благодарностью поминают старца Зосиму, которого многие сподобились знать при жизни.

В 1998 году, на Крестопоклонное воскресенье схиархимандрит Зосима попал в реанимацию с острой почечной недостаточностью: отказали почки. Старец умирал.
В этом тяжёлом состоянии он пережил то, что принято называть клинической смертью. Как вспоминал сам Батюшка, он уже видел небесные обители, слышал неописуемое по своей красоте ангельское пение (только Великое Славословие напева Киево-Печерской лавры отдалённо напоминает это чудное пение – говорил он).
За порогом этой жизни он встретился со своим сотаинником и сомолитвенником – схиархимандритом Феофилом, который и вернул его обратно, на землю:
- Тебе ещё рано, по тебе вся земля плачет.
Неизвестно, было ли о.Зосиме откровение, или просто после возвращения из потустороннего мира он по-другому посмотрел на вещи – но он принялся за строительство монастыря. Достоверно можно сказать одно, что он ничего не делал без указания Господа, без воли Божьей, которая ему открывалась в молитве.
Господу было угодно, чтобы этот изнемогающий Старец совершил практически невозможное. То, на что он не мог решиться и при относительном здравии – воздвиг небесную обитель на земле, райский уголок для земных ангелов, как называют монахов.
«Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях – из поколение в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…» Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.
В 1998 году схиархимандрит Зосима был официально назначен назначен духовником Донецкой епархии и членом Епархиального совета. В ознаменование высоких заслуг перед Господом 26 марта 1999года его наградили орденом Нестора Летописца, 20 апреля 2000 - правом ношения второго креста с украшением, а к 2000-летию Рождества Христова – орденом «Рождество Христово – 2000» I степени.
В этом же году был официально зарегистрирован женский Свято-Николаевский, а в 2001 - Свято-Васильевский мужской монастыри, под благодатным покровом которых собрались. Первым наместником которого и стал приснопоминаемый схиархимандрит Зосима. Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель с братскими и сестринскими корпусами была освящена.
Последние годы жизни старец тяжело болел и 29 августа 2002 года отошел ко Господу. Господь открыл ему время кончины, о чем он неоднократно говорил опечаленным чадам, приуготовляя их к этому печальному событию. Он был погребен на территории отстроенной им монастырской обители в небольшой часовенке.
Его детище – монастырь до конца был приведен в порядок только в 2008 году. Освятить его приехал сам Патриарх Кирилл, который лично знал отца Зосиму и с большим теплом о нем отзывался.

О жизни этого выдающегося прозорливого старца украинский телеканал КРТ создал удивительные фильмы: «Дорога, длиною в жизнь», «Поминальная молитва». Издательство Сретенского монастыря в 2005 году выпустило книгу «Схиархимандрит Зосима (Сокур). Слово о Святой Руси». В 2013 году вышла вторая часть книги этого же издательства о старце под названием «О чем скорбит душа».

Сегодня уже много лет прошло со дня его кончины, и только теперь многие его пророческие слова стали до боли в сердце понятными, так как сбылись его самые роковые предсказания. Отец Зосима (Сокур) предрек, что прославится в лике святых в 2000 году царская семья Романовых. Из проповедей мы слышим, как он говорит о том, что конец приближается. Времена Антихриста уже подготовили свои жуткие бедственные сценарии, которые уже вот-вот начнутся.
Сегодня, день памяти отца Зосимы обитель посетил правящий архиерей, Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Он возглавил заупокойную Литургию, посвященную памяти старца

Предсказания схиархимандрита Зосимы

Война, как гнев Божий, обрушится на наш народ. Блаженны будут те, которые не рождали, ибо это означает, что дети, которые сегодня появляются на свет, умрут мученической смертью. Отец Зосима (Сокур) предсказывал кровь, тяжелую жизнь и горе со слезами. Сегодня бомбы падают на Сербию, завтра будут бомбить Киев и до Москвы доберутся.
Скоро преступников будет больше, чем просто нормальных людей. Везде – оружие, человек со стеклянными глазами может выстрелить в другого человека ради забавы. Падение нравов в обществе. Готовится предательство Церкви, Родины и всего святого.
Но монашество будет стоять войском против антихристовых слуг до самого скончания века. Много еще преподобномучеников и сподвижников иноков будет, именно они мужественно встанут в тот момент, когда все поклонятся Антихристу.
Отец Зосима (Сокур) вдохновил всех своих чад словами, что силы Антихриста не одолеют Православную Церковь. Светильники истиной веры будут гореть всегда на нашей святой земле. Главное – находиться в лоне Русской Патриаршей церкви и ее незыблемых канонов.

Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как в России о. Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Почил Зосима через 3 дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно.

Оставленное им завещание является важным документом всей Русской Церкви:
«Строго держитесь Русской Православной Церквии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия - служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, т. к. они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность.

Заупокойная панихида по почившему старцу

В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть.

В обители основными языками должны быть церковнославянский и русский, остальные - по мере необходимости.
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение…».

А вот эти беседы были записаны в Свято-Успенском Николо-Васильевском монастыре 14 лет назад, но кажется, что схиархимандрит Зосима говорит с нами из сегодняшнего дня. Говорит о национализме, бандеровцах, раскольниках, любви, ненависти, Дне Победы, о западе и о Солнце Правды - Господе нашем Иисусе Христе.

«Прости нас, Господи! Ты нам принес любовь и мир, а мы зло и ненависть сеяли. Ты принес нам на землю смирение, а мы в гордости своей погибаем. Ты любовь принес - а мы ненавидим и презираем друг друга.

Прости нас, Господи, за наше разоренное Отечество. Что нас, русских людей, делают искусственными врагами, - а ведь мы все в единой купели Киевской Руси, а не Украины, крещены. Днепр святой - для нас священная река. Днепр святой объединяет три нынешних народа. Днепр святой - это наш русский Иордан. Прости нас, Господи, что вражду мы сеем - москали, хохлы и прочие народы - когда мы все единая Русь святая», - говорил старец Зосима 12 лет назад, Великим постом 2002 года.

После трапезы всем паломникам и прихожанам благословили календрики.
Приезжайте в Никольское! Скоро у батюшки - день рождения (3 сентября). Проезд из Киева Мариупольским поездом до Волновахи, затем - 20 минут на маршрутке, и вы - в удивительной обители. На блокпостах досматривают только молодых мужчин, но пропускают всех.
Приезжайте, - не пожалеете!

Фотографии для публикации предоставил Сергий Фрич