Функции политической системы. Структура и функции политической системы Функции политической системы и ее структура

  • 10.04.2024

Термин "политическая система" был введён в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. Сегодня основными подходами к характеристике политической системы являются системный и институциональный подходы.

С точки зрения их политическую систему можно рассматривать как систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политический институт - это элемент политической системы. Ими являются: государство, партии, общественные организации.

В состав политической системы входят:

1. государство, политические партии, общественные организации, которые в своей совокупности образуют политическую организацию, выступающую как подсистема в политической системе общества;

2. политические партии;

3. политические отношения;

4. политическое сознание и политическая культура.

Функции политической системы

Американский политолог Д.Истон предположил следующую модель политической системы.

Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, даёт представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.

В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы систем, называются "вход" и "выход".

"Вход" - это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, воздействует на неё и способно её изменить.

"Выход" - это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, её специализированными институтами в решения, которые передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это есть так называемая "петля обратной связи".

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: это ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Всё это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных мотивов для требований.

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это участие в выборах, поддержка определённых партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определённым политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

Политическая система на "входе" и на "выходе" выполняет определённые функции.

К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

Политическая социализация и рекрутирование;

Артикуляция интересов;

Агрегирование интересов;

Политическая коммуникация.

На "выходе" политическая система выполняет функции:

Нормотворчества;

Применения правил и норм;

Контроля за соблюдением правил и норм.

Следовательно, весь объём социальных взаимодействий в политической системе может быть выражен как совокупность функций "входа" факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций "выхода". Политическая система может сохранять устойчивость только при наличии баланса между "входными" и "выходными" функциями.

Коротко охарактеризуем эти функции. На "входе" политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация - это процесс приобщения личности к политике как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определённые политические нормы, ценности, модели поведения. Социализация, в том числе и политическая социализация, формирует определённый тип личности (демократический или авторитарный) и обеспечивает преемственность в развитии политической системы, её стабильность, формирование поддержки данному порядку. Именно поэтому социализация является важнейшей функцией политической системы. Она направлена на создание необходимого уровня поддержки - основы самосохранения политической системы. С этой функцией связано и рекрутирование.

Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Это значит, что личности выполняют определённые политические роли: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, судьи и т.д.

Следующей функцией, которую выполняет политическая система на "входе" является артикулирование интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам.

Группы интереса отражают многообразие и сложность общества.

Надо сказать, что артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные артикулирования выражаются в чётко сформированном требовании. Скрытые - в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой. Не менее важной функцией политической системы на входе является агрегирование интересов. Это функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые имелись на стадии первоначального артикулироания. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.

Надо отметить, что функции атикулирования и агрегирования интересов очень связаны, и все структуры, которые атикулируют интересы, могут их и агрегировать. Но в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Ими являются политические партии и государственный бюрократический аппарат, которые обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и людьми, принимающими решение.

Наконец, функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Эта функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на формирование духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

На "выходе" политическая система выполняет три главные функции. Коротко охарактеризуем их.

Первой функцией является нормотворчество. Она включает в себя процесс разработки законов, по которым строятся правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество - это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения, оно включает и принятие конкретных решений, предназначенных для её реализации.

Второй функцией является применение правил и норм, т.е. приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика это не только принятие законов, постановлений, выработка инструкций, а и их реализация. В свою очередь применение правил и норм, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, не правительственных структур, групп и ассоциаций. Всё это приведёт к изменению среды, возникновению новых условий, которые требуют обновления правил и норм.

Третьей функцией на "выходе" является функция контроля над соблюдением правил и норм, которая включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Нельзя отбрасывать при это и законодательную и исполнительную власть, которые играют в её реализации существенную роль.

В итоге следует сказать, что "входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде

Среди множества существующих в научной литературе определений понятий «политическая система» нам представляется наиболее полным определение, которое дано профессором А.В. Малько:

Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

В политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, признанных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.

В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:

1. Институционный (организационный) элемент. Является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (общественные организации, фонды, органы общественной самодеятельности и др.) политические партии – как специфический субъект и др.

2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах, политические партий; нормы права содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.; политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старшими депутатом);

3. Функциональный элемент. Раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (политические действия – проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы – процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, фактическое выдвижение кандидат в выборные государственные органы – есть акт реализации функций политической партии);

4. Идеологический элемент. Включает в себя теории, представления, понятие об основе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.;

5. Коммуникативный элемент. Включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводиться информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:

· политическая организация общества, включает в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.п.;

· политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

· социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

· политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

· политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем;

1. По видам правовых культур политические системы делятся на:

· политические системы с романо-германской правовой культурой;

· политические системы с английской правовой культурой;

· политические системы с социалистической правовой культурой;

· политические системы с религиозно-традиционной правовой культурой.

2. В зависимости от характера политического режима делятся на демократические и антидемократические.

3. По видам политических культур, политические системы делятся на:

а) англо-американскую систему;

б) континентально-европейские системы;

в) доиндустриальные и частично индустриальные;

г) тоталитарные системы.

4. По степени участия граждан в политическом процессе выделяют следующие политические системы:

· развивающиеся;

· коммунистические;

· «либеральная демократия», для которой характерно высокая степень добровольного, но пассивного политического участия.

Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующаяся минимальными связями с внешней средой.

Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы:

1) политическое целепологание, т.е. выработка политических целей, касающихся изменения (укрепления) власти, политических институтов, развития демократии.

2) властно-политическая интеграция, т.е. использование политики и власти для выражения воли всего народа и подчинение ей всех основных звеньев и общества.

3) функция регулирования режима социально-политической деятельности в обществе, т.е. установление таких способов поведения и деятельности людей, групп, организаций, форм их взаимоотношения между собой, с государством, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений.

4) функция обеспечения целостного управленческого воздействия субъекта управления на общество в целом, его сферы, отрасли экономики, культуры и т.п.

5) функция организации общества в целом.

6) функция определения и распределения материальных и духовных ценностей, благ в соответствии с интересами и потребностями каждого члена общества.

7) Утверждение данного общественно-политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Анализ политической системы дает возможность изучить ее структуру, то есть внутреннюю организацию отдельных составляющих-элементов.

Структура политической системы - это совокупность властных институтов, которые связаны между собой и создают устойчивую целостность.

Главный связывающий компонент системы - политическая власть, сосредоточенная в государстве, политических партиях и общественных организациях. Власть - это элемент, источник управления, основа развития и функционирования политических систем.

В наиболее общем, упрощенном варианте структура политической системы состоит из следующих компонентов: 1) политические отношения; 2) политические институты (организации; государственно-правовые органы, политические движения, массовые общественные организации! Трудовые коллективы и объединения); 3) политико-правовые нормы; 4) политическое сознание и политическая культура; 5) средства массовой информации; 6) человек как политическое существо - гражданин.

Однако некоторые ученые в структуре политической системы выделяют ряд структурных уровней (С.Д. Ге лей, С.М. Рутар) или блоков (В. Перевалов):

1) организационно-институциональный блок охватывает совокупность политических объединений (государственных органов, региональных структур власти и местного самоуправления, избирательной и партийной систем, политических партий, общественно-политических организаций и движений) и раскрывает характер их функционирования в политической системе. Особое место здесь принадлежит государству, от сущности и формы которой зависят сущность, виды и функции политической системы. Сугубо политическими явлениями выступают партии, которые могут представлять интересы класса (классовые), нации, этнических групп (национальные), конфессии (религиозные), всех слоев населения (патриотические), отдельных групп (клановые), лидеров (харизм этические).

Важное значение имеют общественно-политические организации и движения, которые не могут удовлетворить интересы своих членов без участия в политике, без вмешательства государства в решении проблем и без вмешательства их в компетенцию государства (направления государства на новые потребности);

2) личностно-организационный блок означает взаимосвязь политики и человека. Все люди так или иначе подвергаются политическому влиянию в самых разнообразных формах. Кроме того, наиболее "подготовленные" индивиды через различные организационно-политические формы активно участвуют в выработке политических идей и норм, формировании политической власти. Именно человек как гражданин, депутат, член партии и движения творит политику, реально влияет на политическое развитие общества.

3) нормативно-регулятивный блок включает в себя политические и правовые нормы, обычаи и традиции. Однако при этом следует принимать во внимание то обстоятельство, что правовые нормы идут от государства, органов местного самоуправления или народа в целом и поэтому они всегда являются одновременно политическими нормами. Часть же политических норм, которая идет от политических партий, общественно-политических организаций, не является правовым. Политические нормы выполняют организационную и регулятивную функции в политической системе, имеют формализованный характер, документированы, обеспечиваются контрольным механизмом и политической ответственностью;

4) организационно-процессуальный блок имеет несколько уровней: а) политические отношения, которые складываются между государством и другими политическими органами, и прежде всего по поводу участия в осуществлении политической власти; б) политические отношения между негосударственными объединениями; в) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических организаций;

5) интеллектуально психологический блок, который раскрывается в политическом сознании, отражает идеологические и психологические характеристики системы. Политическое сознание населения, его отдельных слоев и групп, а также индивидов может формироваться под влиянием идеологи либерализма, консерватизма, радикализма, социализма, национализма, шовинизма, расизма и тому подобное. Политическое сознание является основным условием формирования политического порядка, политической культуры;

в) информационный блок, состоящий из средств массовой информации, то есть "четвертой власти", отражает уровень демократичности или недемократичности общества, закрытость или открытость политической системы по доступности широкой общественности к информации о политической и экономической бытия.

Все определенные блоки, тесно взаимодействуя, составляют целостную политическую систему. На самом деле невозможно отделить, изолировать отдельных личностей от политических организаций, а остальных - от идей, норм, отношений.

Следует отметить, что не все институты государственной власти являются политическими, а только те, которые формируются непосредственно народом или представительным органом и принимают политические решения. К ним относятся институт главы государства, парламент, правительство и представители правительства на региональном и местном уровнях. Все институты являются элементами таких видов государственной власти, как административная, военно-силовая и судебная.

Административную власть осуществляет административный аппарат, основу которого составляют чиновники (государственные служащие) на всех уровнях политической системы, от рай госадминистрации в администрацию президента (например, в Украине). Административный аппарат как политически нейтральный орган обеспечивает технологический процесс подготовки и выполнения политических решений, которые принимают политические органы. В отличие от политических органов административный аппарат формируется путем назначения или найма, а продолжительность срока его полномочий, в идеале, не должно зависеть от победы тех или иных политических сил на выборах (кроме президентской формы правления).

Военно-силовые органы (армия, полиция, служба национальной безопасности) выполняют специфические функции охраны политической системы и всего обеспечение - в соответствии с тем или иного политического режима, правопорядка. Отсутствие цивилизованного контроля со стороны общественности за этими органами (где значительная доля в этом процессе приходится на СМИ) приводит к ограничению демократии и усиление полицейских функций государства.

В отличие от административной и военно-силовой власти, непосредственно зависят от политических органов, судебная власть имеет автономный статус государственной власти. В основном она является элементом правовой системы, но некоторые ее черты имеют политический характер. Это касается политических источников формирования судебной власти (судьи назначаются главой государства и главами исполнительной власти субъектов федерации, избираются парламентами, представительными органами субъектов федерации, а также прямыми выборами) и обеспечения выполнения не только чисто юридических, но и политико-правовых функций, таких как рассмотрение споров о разграничении компетенции между государственными органами, государственными органами и субъектами федерации или автономии, контроль за соответствием актов органов политической власти конституции, осуществление процедуры импичмента или привлечения к уголовной ответственности высших должностных лиц государственной власти.

В общем политические системы "живут", функционируют во времени и пространстве, поскольку представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения им функций (основных направлений деятельности) определенными методами и средствами. Функции политической системы определяют ее структуру и процесс действия. их реализация подчинена главному - обеспечению устойчивости общества и его развития. Основными функциями политической системы являются:

1) нормативно-техническая функция - это выработка политического курса государства и определение целей и задач развития общества;

2) организационно-координирующая (тактическая) функция - это организация деятельности общества по выполнению общих задач и программ и согласование работы отдельных элементов социума;

3) функция легитимизации - это деятельность, направленная на узаконивание политической системы, на достижение в ее пределах взаимного соответствия политической жизни, официальной политики и правовых норм;

4) функция политической социализации - это привлечение человека к политической деятельности общества;

5) агрегуюча функция - это обобщение и упорядочение интересов и потребностей социальных слоев населения;

6) функция артикуляции состоит в предъявлении интересов и требований к лицам, которые производят политику и осуществляют государственную власть;

7) стабилизационная функция - это обеспечение стабильности и устойчивости развития общественной системы в целом.

Функции политической системы не являются статичными, неизменными. Они отличаются динамичностью и развитием с учетом особенностей политического пространства и времени, конкретно-исторической ситуации и условий, достигнутого уровня развития экономики, культуры, политической стабильности. Каждая функция распадается на подфункции, которые выполняют различные политические институты. Подфункции также постоянно меняются, возникают новые и трансформируются те, что уже существовали. Однако есть и действующие, перманентные функции, которые неотделимы от самого понятия политической системы (например, нормативно-техническая или организационно-координирующая), а также важное значение имеют и ситуационные функции (например, функция мобилизационно-оборонительная). Ситуационные функции всегда выступают формой реализации перманентных функций и поэтому не являются самостоятельными.

В связи с тем, что во время функционирования политической системы существует проблема относительной автономности функций отдельных политических институтов и их согласования в рамках системы в целом, возникает потребность в координации и субординации функций.

Координация - это согласование функций по горизонтали. Например, координируют свою деятельность политические партии одного политического направления - христианско-демократического, национально-патриотического, социалистического и коммунистического, со-социал-демократического и других.

Субординация - это согласование функций по вертикали, подчиненность функций одних компонентов другим и всех компонентов системы в целом. Например, по инициативе Президента Украины в середине 90-х годов XX в. был введен политический институт его представителей на местах - для координации функций центральной и региональной властей; с принятием Конституции он был заменен государственными администрациями в регионах.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3.

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной ) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Формы политических систем:

· Демократия

· Теократия

Выделяют следующие компоненты политической системы, определяющие каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны:

· организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурныйкомпонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороныполитической власти

И политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).


8.Политические режимы, их классификация.

Политические режимы – совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Характер пол. режима определяется:

интересами политических групп, на которых опирается режим демократичностью средств и методов властвования ролью насилия и принуждения в гос. Управлении соблюдением правителем законов отношением власти к правам и свободам человека уровнем пол. Участия и пол. Культуры граждан возможностями свободного соперничества правящей и оппозиционной элит

Признаки демократического режима:

Источник власти – народ; наличие «среднего класса» - соц. Основа демократии; гос. Устройство по принципу «разделения властей»; разрешено все, что не запрещено законом; пол. Плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества

Признаки тоталитарного режима:

Всеобъемлющий контроль гос-ва над обществом; доминирование адм.-командных методов управления обществом; глава гос-ва и правительства – лидер, не подотчетный гражданам; принцип «запрещено все, что не разрешено законом»; власть манипулирует общественным сознанием и поведением

Неограниченная власть одного лица или гос. Органа; методы принуждения, стремление к тотальному контролю над обществом; закрытые методы подбора и выдвижения гос. Лиц; система запретов; структуры гос-ва манипулируют сознанием и поведением граждан

Олигархия – власть немногих, форма гос. Управления, при кот. Управляет обществом небольшая группа представителей финансового капитала.

Полития – гос. Правление, сочетающее принципы монархии, аристократии и народовластия.