И оптимальная для эргономичных проектов. Учет эргономических факторов при решении композиционных задач в интерьерном и графическом дизайне. Влияние эргономики на принципы формообразования в дизайне и архитектуре. Эта тема принадлежит разделу

  • 13.02.2024

Конечная цель дизайна и эргономики - это мгновенно полюбившаяся вам вещь, которая, как вам кажется, заботится о вас и оказалась здесь для вашего блага.

Р. Ли Флеминг

Наши отношения с предметным миром не могут быть ограничены любованием эстетическими достоинствами внешней формы Практическое назначение предметов, обращение с ними требуют своего осмысления, особенно на производстве, где успех дела во многом зависит от того, как приспособлена машина к возможностям челове­ка и его особенностям . Вопросами проектирова­ния удобных орудий труда, быта, а в целом - созданием комфортной предметно-пространственной среды для са­мых различных процессов жизнедеятельности человека занимается эргономика.

Понятие "Эргономика"

Термин "эргономика" (греч."егдоп" - работа + "nomos" - закон) был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых основала эргономическое исследова­тельское общество. Члены этого общества ставили задачу по решению проблемы рациональной организации труда .

Эргономика сложилась как комплексная дисциплина

Орудия труда и охоты

первобытного человека

показывают, что он

соизмерял их со

физическими

параметрами и

возможностями,

стремясь

создавать удобные для определенных

Ф ункций предметы, оражает своей эргономичностью такое изобретение, как лук и стрелы, форма которых просуществовала тысячелетия.

Орудия труда каменного века: рубило, топоры, сверло

Гора Тэбш (Гобийский Алтай).

Наскальный рисунок мужской фигуры с луком,

на стыке ряда технических наук, психологии, физиоло­гии, гигиены, анатомии, биомеханики, антропологии, био­физики. В ее задачи входит всестороннее изучение функциональных особенностей и возможностей человека в процессе его деятельности и взаимодействии с окружа­ющими предметами.

Она представлена тремя составляющими - антропо­метрией, исследующей строение человеческого тела с учетом половых, возрастных, этнических, профессиональ­ных и других особенностей, инженерной психологией, рассматривающей взаимосвязь человека и техники для обеспечения наилучших условий и результатов труда, и психологией восприятия, изучающей особенности и за­кономерности зрительного и тактильного восприятия окружающего предметного мира и др.



Метрические системы

Вопросы удобства окружающих вещей волновали человека издавна. Первобытный человек под форму руки подбирал камень, для большего удобства обтесывал его, приделывал к нему рукоять и применял полученное орудие для своей защиты, добычи пищи и охоты. Археологичес­кие раскопки представляют нам порой удивительные по продуманности и удобству пользования орудия труда, высеченные из камня, изготовленные из костей живот­ных, а позднее - отлитые из бронзы и железа. Одними из первых орудий охоты были деревянные палки, выте­санные из цельного куска дерева. При этом часть палки играла роль рукояти и была более узкой, удобной для захвата кистью руки, "ударная" же часть - более мас­сивной, утолщенной. Человек соизмерял создаваемый им предметный мир со своими физическими параметрами и физиологическими возможностями организма.

Как известно, в основе почти всех древних мер лежат размеры частей тела человека. Это английский



Человек издавна для удобства в работе стремился создать определенную метрическую систему. В основе многих древних мер лежат размеры частей

человеческого тела (пядь, стопа, фут, сажень) или произвольные от него (шаг, парный шаг и др.)

Схема размерных соотношений рабочего места, ВНИИТЭ.

фут (англ. foot - ступня), равный длине средней муж­ской ступни (0,3048м), русские: пядь (расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев руки), локоть - мера длины, которая соответствовала длине локтевой кости и равнялась 455-475 мм. Используя такие универсальные единицы измерения, находящиеся всегда "под рукой" или "ногой", мастерами прошлого создавались с чрезвычайной точностью архитектурные сооружения, предметы труда, быта.

На основе физических параметров человеческой фигуры были созданы даже целые метрические системы. Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н.э.). С того времени и до наших дней ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времен фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Мы знаем закон Поликлета, исследования Альберти, Микельанджело, Дюрера. . Работа Леонардо да Винчи в этом направлении заверши­лась созданием графической модели закона пропорций человеческого тела.

В ремесленной практике средневековья были разра­ботаны мерные модули и правила их применения, кото­рые служили своего рода матрицами для создания сораз­мерных и удобных для человека вещей. Заслуживают внимания исследования прошлого столетия и в первую очередь А.Цейзинга, изучавшего пропорции человека на основе точнейших обмеров, сопоставлений и применения правил золотого сечения. Среди специалистов-архитекто­ров широко известен "Модулор" Jle Корбюзье - гармони­ческая система мер, основанная на законах "геометрии" человеческого тела и принципе "золотого сечения". По определению самого Ле Корьбюзье "Модулор - это изме­рительный инструмент огромного значения, которым можно


На основе эргонометрических данных составляются специальные самотографические модели, визуально отображающие процесс выполнения определенных рабочих операций.



А.Белов, В.Янов. Соматографический анализ рабочего места.

А.Грашин, М.Сугалко. Компоновка пульта и функциональная схема поведения оператора


пользоваться применительно ко всему, что производится серийным или иным образом, например, к машинам, мебели, книгам." . Поиски в области гармонии окру­жающей человека предметной среды продолжаются и сегодня.

Эргономика оружия

Особо следует упомянуть достижения эргономики в области создания оружия. От оружия, его прочности и удобства в обращении зависела во многом жизнь челове­ка. Поэтому оружию всегда уделялось особое внимание. С особой тщательностью, как правило, по индивидуаль­ному заказу, с подгонкой под конкретную фигуру чело­века выполнялось оружие средневекового рыцаря. И такое его снаряжение стоило зачастую целого состояния.

Вызывают восхищение выполненные с глубоким знанием анатомии человеческой руки приклады ружей, рукояти мечей, эфесы сабель, шашек, шпаг. Имея боч­кообразную форму, рукоять повторяет внутренний объем сжатой в кулак ладони, в результате чего происходит равномерное распределение усилий мышц кисти руки, она меньше устает и оружие прочно "сидит в руке". Обязательным атрибутом был разделительный элемент между рукоятью и клинком, который служил упором, не дающим ладони соскальзывать на клинок. С этой целью рукояти шпаг или сабель часто имели форму своеобраз­ной петли. Эфесы снабжались также специальным щит­ком круглой или овальной формы - гардой, защищавшей кисть руки от ударов.

Современные виды огнестрельного оружия (спортив­ные винтовки, охотничьи ружья) имеют специальные конструкции прикладов, завершающиеся приспособлени­ями для удобства упора приклада в плечо стрелка. Узел "стыковки" завершения приклада ружья и плеча челове­ка создан по принципу шарнирного соединения, в основе


Американский астронавт Брюс Маккендлес на специ­альном аппаарате с реактивным двигателем.



Интерьер орбитальной космической станции

Пенти Хитанян.

Оборудование вагонов 1-го класса финских государственных железных дорог, 1989

Салон минивэна Рено "Гран Эспас", Франция, 1998


которого - анатомия плечевого сустава человека.

Эргономика в мебели

В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола - 750 мм, сидения стула или табурета - 450 мм., кресла для отдыха - 350 мм., и т.д. И несмотря на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета "Боинг- 707" в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны - удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног).

Ярким примером может служить также разработан­ное эргономистами "анатомическое кресло", применяемое в спортивных автомобилях. Его конструкция до мелочей учитывает особенности строения человеческого тела. В таком кресле тело не устает длительное время. Кроме


В орудиях

спортивном

снаряжении

первую очередь

подчиняется

требованиям

эргономики.

Последняя

зачастую

становится

художественной темой

формообразования


Спортивный тренажер фирмы "David International Ltd". Финляндия, 1984.

Ножницы и прибор для заточки ножей финской " ирмы "Fiskars". 984, 1989.

Брент Тримбл. Велосипед "Кестрел-4000" США, 1987.


того, в зависимости от ситуации оно может изменять свою форму. В кресле-катапульте военного истребителя наряду с удобством управления самолетом решается задача безопасности пилота в экстремальной ситуации.

Приметой нашего времени стали такие появившиеся дополнительные удобства в рабочей мебели, как возмож­ность изменения высоты сидения и спинки кресла, вра­щение и передвижение кресла по офису.

Однако в практике эргономического проектирования существуют и курьезные примеры. Так, владелец одного из летних уличных кафе в Германии в целях увеличе­ния количества посетителей в сутки решил использовать эргономику весьма оригинально. Спинки стульев для посетителей в этом кафе имели хоть и не явно выражен­ный, но обратный изгиб, не позволяющий вальяжно от­кинуться на спинку стула, потягивая лимонад в жаркий летний день! Посетители кафе действительно долго не задерживались, хотя кафе славилось своей кухней.

Многообразны составляющие, из которых слагается дизайнерское проектирование. У его истоков лежат прежде всего человеческие представления о предметной среде и особенностях ее восприятия. Внешние качества отдельно­го предмета, какими бы совершенными эстетическими свойствами они ни обладали, недостаточны для создания гармоничной предметной среды. В ней должны быть не только сочетающиеся между собой предметы, но и учет закономерностей пространства, и понимание жизни пред­метов в пространстве . Современный дизайн ломает привычные нам рамки проектирования отдельных предметов. Его объектом становится пространство - салон автомобиля, батискафа, космического корабля. Оно орга­низуется по особым, присущим дизайну, принципам. И ведущую роль здесь играет эргономика, позволяющая рационально и комфортно организовать окружающую че­ловека среду.


Жизненно важное значение эргономика имеет в проектировании медицинских инструментов и оборудования. Особую область составляет предметно-

Все эргономические обоснования и предпосылки в процессе проектирования объектов дизайна оформляются в виде антропометрических, психофизиологических и прочих таблиц и рекомендаций. Они становятся основой эргономического проектирования, в процессе которого дизайнер формирует эргономическую модель будущего объекта, обеспечивающую оптимальное взаимодействие системы "человек - предмет - среда". Наряду с эргоно­мическим проектированием существует и эргономический анализ, который может проводиться как на стадии пред- проектных исследований, так и после проектирования при испытании готового образца изделия.

Учет человеческих факторов, однако, не исчерпыва­ет всей глубины взаимосвязи художественного констру­ирования и эргономики. Процесс художественного конст­руирования должен вобрать в себя все богатство содер­жания эргономического подхода к решению проблем оптимизации систем "человек - орудие труда - окружа­ющая среда", тем более, что такой подход в каждом конкретном случае реализует основополагающий прин­цип эргономики - все так или иначе конструируется для человека и для использования человеком .

Вместе с процессом развития дизайна эргономичес­кое проектирование претерпевает существенное измене­ние. Это связано с эволюцией формы под воздействием технического прогресса - появлением новых технологий, материалов, а также изменениями потребительских пред­ставлений о том или ином предмете, влиянием моды. Процесс этот не конечен и направлен на совершенство­вание окружающей среды, создание удобных и красивых вещей, без которых наша жизнь была бы сложна и неинтересна.


Эргономика и дизайн являются индикаторами технического и культурного развития. Поэтому не только студентам, но и руководителям промышленности, предпринимателям, менеджерам, инженерно-техническим работникам, дизайнерам, архитекторам, экономистам и другим специалистам придется осваивать и использовать в своей деятельности современный научно-практический арсенал эргономики. Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании строительных объектов и техники оказывается недостаточным.

Определенной вехой на пути решения проблемы: "эргономика – это наука или технология", явился созванный в 1976 г. по инициативе НАТО Международный симпозиум по разработке университетских учебных программ в области эргономики. Участники симпозиума договорились о рабочем определении, процитированном в учебнике В. М. Мунипова и В. П. Зинченко : "Эргономика может быть определена как изучение многообразных взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и его работой, оборудованием и окружающей средой – с другой, и как применение полученных знаний к решению проблем, возникающих из этого отношения. Это двуединое определение включает и науку, и технологию. Изучение человека в его отношениях с производственной и жизненной средой – наука. Практическое применение этих научных знаний – технология. Философия и цель эргономики – изучение и понимание человека в работе и на отдыхе, для того чтобы улучшить в целом положение человека. Как следствие, это может зачастую иметь результатом также улучшение методов работы, ее результатов и повышение производительности. Практическая цель эргономики, следовательно, – эффективность и безопасность систем “человек – машина” и “человек – окружающая среда” и одновременно безопасность, благополучие и удовлетворение человека деятельностью в этих системах".

В документе ГОСТ Р ИСО 6385–2007 "Эргономика. Применение эргономических принципов при проектировании производственных систем" дается следующее определение эргономики: "эргономика (изучение влияния человеческого фактора: ergonomies study of human factors ) – научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека с производственной средой; сфера деятельности, вид трудовой деятельности, использующий теорию оптимизации, ее принципы, данные и методы для проектирования с целью обеспечения удобства и безопасности труда человека и повышения производительности производственной системы".

Термин "производственная система" в цитируемом стандарте используется для обозначения большого ряда производственных условий и структур, которые рассматриваются с целью их улучшения, проектирования или изменения. Производственная система включает в себя людей и оборудование в заданном рабочем пространстве и производственных условиях, взаимодействующих при функционировании данной системы на основе соответствующей организации рабочего процесса. При проектировании производственных систем человек должен рассматриваться как главный составной элемент и неотъемлемая часть разрабатываемой системы, включающей еще производственный процесс и рабочую среду. Производственный процесс – это организованное упорядоченное взаимодействие работников во времени и в пространстве, производственного оборудования, материалов, энергии и информации внутри производственной системы. Рабочая среда – физические, химические, биохимические, организационные, социальные и культурные факторы, оказывающие воздействие на работника. Производственная система должна быть спроектирована и должна поддерживаться таким образом, чтобы физические, химические, биологические и социальные условия не оказывали вредного воздействия на людей, а способствовали сохранению их здоровья, а также развитию их способностей и готовности выполнять стоящие перед ними задачи.

Эргономика еще до 1985 г. пыталась привнести в промышленность нашей страны новизну подходов к эффективности, качеству и надежности, которая проистекала из стремления воплотить на практике принцип – максимум внимания к человеку через конструкцию инструмента, прибора, машины, системы и характеристики рабочей или бытовой среды. Именно такая направленность эргономики делает ее эффективной. Но до сегодняшнего времени комплекс производственных процессов, технических средств и оборудования, включающий строительные, монтажные, вспомогательные, транспортные работы, а также работы, связанные с восстановлением, реконструкцией и ремонтом зданий и сооружений, их разборкой и передвижкой, нуждается в дополнительных эргономических исследованиях и разработках. Неслучайно строительная индустрия в подавляющем большинстве стран имеет самый высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний по сравнению со всеми остальными отраслями промышленности. Некоторые специалисты считают, что эргономика в отечественной строительной отрасли представляет собой практически неосвоенный потенциал повышения производительности труда.

В мире мало институтов или центров, которые специализируются на проведении эргономических исследований и разработок в строительстве. К странам, в которых достаточно интенсивно проводятся работы в этой области, относятся Швеция, Германия, Нидерланды, Финляндия, США. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях – основные вредные и опасные факторы в строительстве.

Если перейти к архитектурному проектированию, то здесь придется столкнуться со следующими эргономическими проблемами:

  • 1) определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства;
  • 2) размеры, форма и другие общие свойства пространства;
  • 3) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;
  • 4) совместимость деятельности людей и окружающей среды;
  • 5) группы людей и виды деятельности, требующие специальных принадлежностей и их размещения, а также аспекты охраны труда и безопасности;
  • 6) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;
  • 7) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;
  • 8) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

Эргономические требования при проектировании жилого комплекса и аэропорта, театра и почты, производственного здания и больницы существенно отличаются. Анализ и изучение конкретных видов трудовой деятельности являются определяющими при проектировании цехов производственных зданий. Проектирование производственных интерьеров методами и средствами архитектуры, дизайна и эргономики имеет целью создание наилучших условий труда и кратковременного отдыха, содействие формированию чувства удовлетворенности трудом и на этой основе повышению эффективности и качества трудовой деятельности. При проектировании современных школ большое внимание уделяется формированию предметно-пространственной среды учебного процесса.

Эргономические методы и методики, которые могут применяться для разработки концепции, включают моделирование и методики анализа рабочих заданий, масштабированные модели и модели в натуральную величину, групповые обсуждения.

Создавая дизайн-проект интерьера или предметы интерьера , хороший специалист никогда не должен забывать о красоте творения и его функциональности. Ведь кроме внешнего облика, который непременно должен радовать глаз, человеку должно быть комфортно и ничего не должно вредить здоровью, неважно говорим мы о компьютерной мыши или целой квартире.

Именно поэтому, IK architects решило обратиться к эргономике . Такой необходимой, на сегодняшний день, науке.

Мы попытаемся обозначить, что же такое эргономика и зачем она нужна.

В традиционном понимании эргономика – это наука, заботящаяся о приспособлении окружающего человека пространства и предметов для безопасного и эффективного использования на основе психического и физического состояния человека.

В 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики было принято более широкое определение:

«Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

Основа для эргономики состоит из многих наук, начиная от анатомии и заканчивая психологией. И ее основной задачей является нахождения оптимальных форм и размеров и правильное расположение предметов для наиболее безопасной и эффективной жизнедеятельности.

Эргономика важна для проектирования любого интерьера , начиная от рабочей зоны и заканчивая зоной сна.

И каждый уважающий себя дизайнер и архитектор должен знать все законы эргономики и применять их в дизайн-проектах .

В данной статье мы более детально остановимся именно на эргономике интерьера . Как Вы уже понимаете, одним из постулатов эргономики является правильное зонирование . Начнем мы с зоны отдыха .

Эргономика зоны отдыха

В зоне отдыха мебель проектируется, учитывая размеры человека в расслабленной позе, но угол наклона кресла или дивана не должен затруднять вставание. Кроме этого, человек должен дотягиваться до предметов на чайном столике не вставая с дивана, лишь двигая корпусом. Для этого необходимо, чтобы голени сидящего находились под столик, стоит предусматривать необходимое пространство. Говоря о пространстве, надо предусматривать пространство для ног всех, сидящих на диване. Особенно это актуально при угловых диванах.

Экран телевизора должен находиться сбоку под углом не менее 30 градусов. Расстояние зависит от размера экрана. Исходя из направления ненапряженного взгляда, главный луч зрения, который направлен в центр изображения, должен отклоняться к низу на 7 градусов.

Сегодня модным становиться камин, классический или современный. Как правило, его размещают в зоне отдыха , и как гласит нам эргономика , размеры камина должны быть пропорциональны объему помещения, чтобы не допустить перегрева. Также нельзя ставить мебель у самого камина.

Поговорив об отдыхе, давайте выясним особенности и общие нормы эргономики рабочей зоны , важной части любого интерьера .

Эргономика рабочей зоны

Для того чтобы правильно спроектировать рабочую зону необходимо точно знать в какой отрасли работает человек, так как сфера деятельности непосредственно влияет на эргономику рабочего пространства , но существуют общие положения, которые присущи каждому рабочему месту. Высота и форма стула и стола определяются через анатомические особенности человека. Высота стула зависит от высоты стола, но, желательно, чтобы была предусмотрена спинная опора.

При работе за компьютером у Вас должна быть возможность положить локти на стол, а также разместить необходимые принадлежности.

Ящики стола не должны находиться слишком низко. Оптимальный вариант – это нижний край ящика на уровне колена человека.

Человеку необходимо свободно садиться и вставать. Если Вы хотите сэкономить место, то поворотный стул именно для Вас. Кроме этого, благодаря нему ящики и полочки можно устанавливать и сбоку или позади стула.

Если в помещении необходимо оборудовать несколько рабочих зон, то следует оставлять проходы не менее 500мм.

Освещение – очень важный аспект эргономики в дизайне рабочего места . Нельзя чтобы руки и тело отбрасывали тень не рабочую поверхность, а источник света не должен слепить глаза, поэтому покрытие стола не должно быть эмалированным. Идеальным станет естественное освещение.

Эргономика зоны сна

Цель эргономики спальни – обеспечить комфортное спальное место. Размер кровати должен определяться размерами хозяина. Возможно, наличие спинки для удобного чтения на ночь. Возможность свободного подхода к кровати для её уборки.

А для уюта можно поставить небольшой прикроватный столик.

Эргономика зоны приёма пищи

Длина стола, рассчитанная для приема пищи одному человеку составляет 600мм. Глубина зависит от количества блюд.

Высота стула определяется высотой стола, а наличие опоры для спины – продолжительностью приема пищи. Важно обеспечить свободный доступ ко всем стульям.

Это лишь общие очерки об эргономике в интерьере . Более подробно вы узнаете нормы эргономики в других статьях IK architects .

Но помните, хороший дизайнер обязан знать эргономику , а в IK architects работают хорошие специалисты, которые спроектируют красивый, эргономичный интерьер .

Эргономика это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Это отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения

эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание

таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда. Э. включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника. Уделяет внимание процессу отбора, обучения и переобучения специалистов. Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях. Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

Тема 37. Антропометрические требования в эргономике

Антропометрия - отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей. Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут, ступня и т д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, чтобы получить простые средства для воспроизведения фигуры без обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций - канонами .

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции, за единицу принималась ширина ладони и голова составляла 1\8 длины тела, а лицо - 1\10 и т.д. Канон Леонардо да Винчи (1452-1519) - фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого - пупок. Архитектор Корбюзье (1887-1965) запатентовал систему пропорционирования, названную «Модулор». Он представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают трем требованиям: находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Различают классические и антропометрические эргономические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения, а вторые - при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные (наибольшие) размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Динамические антропометрические признаки - это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц. В основу общих правил использования антропометрических данных при расчете параметров рабочих мест и производственного оборудования положен метод перцентилей. Перцентиль - сотая доля измеренной совокупности людей, которой соответствует определенное значение антропометрического признака.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лекция №1

Этапы развития эргономики

Эргономика (происходит от двух греческих слов Ergo-работа + nomos-закон) - это научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в конкретных условиях его трудовой деятельности в целях оптимизации механизмов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника.

Человек является ведущим звеном в системе “человек - машина - среда” (СЧМС), однако при создании технического и технологического оборудования уделяется внимание, прежде всего конструкционным и функциональным параметрам и не всегда учитываются возможности и особенности человека.

Работы эргономического направления относятся к категории прикладных исследований, которые обеспечивают связь науки с производством. Основное содержание эргономики состоит в создании предметной среды, в условиях которой трудовой процесс происходит с наименьшей затратой сил и при условиях наиболее достойных человека. Выполнение этой задачи возможно лишь при опоре на систему знаний о человеке, его анатомо-физиологических и психологических особенностей.

Новые формы развития промышленного производства, с одной стороны, снижают физическое напряжение человека, а с другой - предъявляют все новые требования к его психической, интеллектуальной деятельности, к его чувственному восприятию, требуют от него все более высокого проявления способностей, знаний и умений принимать решения. Современное производство, оснащённое сложными техническими системами, предъявляет к человеку повышенные требования, вынуждающие его работать в экстремальных условиях на пределе психологических возможностей.

ПРИМЕР: Когда мы слышим в средствах массовых информаций о каких-то катастрофах, то причиной становится сбой в системе или человеческий фактор. Причина крупнейшей аварии конца XX века - Чернобыльской АЭС в 1986 - комбинация недостатков проектирования, ошибок операторов, организационных и административных просчетов. Игнорирование проблем взаимодействия между человеческими (персональными и организационными) и техническими подсистемами при проектировании крупных промышленных предприятий.

С развитием новой техники возникла необходимость привести в соответствие конструкцию изделий, их производство и функции с трудовыми характеристиками человека. Эргономика решает вопросы, возникающие при взаимоотношениях между человеком, орудием производства, техническим оборудованием и производственными условиями. Её назначение состоит в гуманизации техники (приспособления техники к психологическим свойствам людей), создании оптимальных условий труда человека.

Тенденция развития эргономики приводит к необходимости применения ее разработок к любой сфере человеческой деятельности. Формы приложения принципов и установок эргономики к дизайну среды сводится к проектному формированию трех составляющих средовых объектов и систем: протекающим здесь процессам, предназначенному им пространству и его предметному наполнению.

Предметное наполнение -- орудия труда, вещи, изделия, инструменты, приборы, механизмы, машины, пространственное окружение - комплекс габаритных и физических условий бытия.

Проектируя архитектурную среду, в которой человек живёт, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как: функциональность, комфорт, удобство и безопасность, то есть максимально учитывать человеческие факторы.

Под человеческими факторами в эргономике понимается совокупность анатомических, физиологических, психологических и психофизических особенностей человека, а также социально-психологических моментов, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.

ПРИМЕР: Известный испанский архитектор Антонио Гауди при строительстве парка Гуэль в Барселоне, спроектировал змеевидную скамейку, выложенную цветной керамической мозаикой. Эта скамья - первая в мире анатомическая скамейка. На ней очень удобно сидеть, спина отдыхает, мышцы расслабляются. Чтобы добиться этого, Гауди сажал своих рабочих в ещё не застывший цемент, и по слепку сделал такую невероятно удобную скамью (см. рисунок).

История эргономических исследований

Предпосылками возникновения и развития эргономики и инженерной психологии явились:

1. недостаточная эффективность СЧМС, их высокая аварийность в связи с неудовлетворительным учётом в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей;

2. рост травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту;

3. большая текучесть кадров в связи с неудовлетворительностью людей тяжелой, опасной или недостаточно продуктивной работой;

4. рост числа заболеваний, связанных с функциональным перенапряжением организма и психики из-за нерациональных условий труда, высоких рабочих нагрузок и т.д.

До 1940-х годов проектированием и созданием техники, оборудования и промышленных предприятий занимались инженеры и конструкторы. Они руководствовались законами механики и электротехники, практически не думая о людях, которые будут управлять машинами. Человеку приходилось приспосабливаться к технике, соответствовать предъявляемым требованиям. Адаптации человека к машине, способствовало изучение рутинных операций.

В связи с развитием науки, техники, экономики, большое внимание уделяется военной эргономике. Только после Второй мировой войны учёт человеческих факторов вылился в самостоятельную научную дисциплину. Итоги и опыт войны, дали импульс для исследования путей повышения эффективности боевой деятельности, созданию безопасности и комфорта солдата в полевых условиях, предотвращения травматизма. Начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем.

В конце 40-х -- начале 50-х годов на основе накопленных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоотношениях с техникой и с окружающей средой и важным шагом в этом направлении было образование в 1949 г. в Англии Эргономического научно-исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин “эргономика” впервые предложенный еще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским, опубликовавшим работу “Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе”.

Английский учёный-эргономист Брайан Шеккел предложил следующую периодизацию этапов развития эргономики в XX веке:

50-е годы - военная эргономика - модернизация военной техники;

60-е годы - промышленная эргономика - проектирование средств транспорта и оборудования производственной среды и космической техники;

70-е годы - эргономика потребительских товаров и услуг - безопасное пользование бытовыми изделиями, предотвращение бытового травматизма;

80-е годы - эргономика компьютеров - от простейших видов - формы мониторов и клавиатур-до проблем разработки понятного для пользователя языка и адаптивных обучающих и диалоговых систем, проектирование рабочих мест;

90-е годы - когнитивная эргономика, эргономика информатизации (новые информационные технологии).

В СССР эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в 50-е годы.

Становление и развитие этой науки было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, появления интенсифицированных методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда (НОТ). Надежность и эффективность усложнявшейся техники в значительной мере стала определяться «человеческими факторами». Если бы в сложных орудиях труда они не учитывались, пользоваться ими стало бы почти невозможно. Технический прогресс, таким образом, не мог не поставить проблему «человек и машина». В 1962 г. был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В структуре этого института впервые в стране создан отдел эргономики. С участием института и его филиалов подготовлены многие государственные и отраслевые эргономические стандарты.

Эргономика опирается на комплекс базовых дисциплин (зарисовать в тетрадь)

Системотехника - научно-техническая дисциплина, охватывающая вопросы проектирования, создания, испытания и эксплуатации сложных систем

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис.1. Взаимосвязь эргономики с другими дисциплинами

Предмет, цели и задачи эргономики

*Первая цель - повышение эффективности и качества деятельности человека в системе “человек-машина-среда” (или “человек - орудие труда - среда”)

Вторая цель - безопасность труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях. Надзор и контроль за соблюдением правил по ОТ осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Третья цель - обеспечение условий (рабочей среды) для развития личности человека в процессе труда.

ВЫВОД: Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе. Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.

Система - совокупность элементов - человек (оператор), машина и среда.

Среда - внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.

Предмет эргономики - конкретная трудовая деятельность человека, использующего машины.

Объектом исследования эргономики является система “человек - машина - среда” (СЧМС). Эргономика рассматривает СЧМС как сложное функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку.

Человек - оператор - любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка с пылесосом. Для эргономиста они все являются операторами.

*Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приёмов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности, и психофизиологическое состояние человека.

Проектирование системы «человек-машина-среда» должно проходить в совместной деятельности конструктора и эргономиста.

ПРИМЕР: Проектирование бытового холодильника конструкторами-дизайнерами и эргономистами.

Конструкторы-дизайнеры занимаются разработкой технической части: холодильная камера, морозильная камера, теплоизоляция, компрессор, вентилятор, освещение, звуковой сигнал, конденсатор, таймер. Формой, структурой и фактурой материала - это ударопрочный полистирол, графические символы. Функциональное наполнение объёма - регулируемые по высоте полки, полки - барьеры для напитков, выдвижная камера-контейнер для хранения овощей и фруктов, легко снимаются, что облегчает чистку холодильника.

Задача - над чем работает эргономист?

Эргономисты - разработкой алгоритма эксплуатации холодильников-морозильников, измеряют габариты техники (глубину, ширину, высоту) в зависимости от антропометрических характеристик человека и площади помещения, исследования на функциональном макете, оценка опытного образца. Исследования проводят три человека, характеризующиеся средними и пороговыми, т.е. низкими и высокими размерами тела.

Модернизация современного холодильника - морозильная камера переместилась сверху вниз, полочки из ударопрочного стекла расположились на уровне глаз, что позволяет безопасно извлекать продукты и кастрюли, предусмотрена перенавеска дверей.

А духовой шкаф на кухне наоборот снизу переместился вверх на уровень груди, что облегчает хозяйкам готовить пищу и следить за тепловой обработкой.

Лекция №2

Эргономические требования

эргономика комфортный освещение

Эргономические требования - это требования, которые предъявляются к системе ЧМС в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом его социально-психологических, психофизических, психологических, антропометрических, физиологических и других объективных характеристик и возможностей. Эргономические требования являются основой при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных её элементов.

Оптимизация -- в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

Основные эргономические требования к оборудованию - рассмотреть СЧМС на рисунке

(записать требования в тетради рис. СЧМС_СНиП)

Комментарий к требованиям и рисунку:

Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать выполнение трудовых операций в оптимальных зонах моторного поля рук и ног в зависимости от требуемой точности и частоты действий. При проектировании оборудования следует обеспечить возможность чередования рабочих поз «стоя» - «сидя».

Рабочие зоны оборудования должны иметь достаточную освещенность соответственно характеру и условиям выполнения работы. Уровень производственного шума не должен превышать допустимых значений в соответствии с санитарными нормами. Параметры воздушной среды с учетом работ производственного оборудования должен удовлетворять требованиям СанПиН 2.2.4. «Физические факторы производственной среды».

Средства отображения информации должны быть размещены в зонах информационного поля с учетом частоты и значимости поступающей информации, типа средств отображения информации, точности и скорости слежения и считывания.

Органы управления следует размешать на оборудовании с учетом их функционального назначения, частоты применения, последовательности использования функциональной связи с соответствующими средствами отображения информации (Сан П и Н 2.2.2. 540-96).

Все движущиеся и вращающиеся элементы оборудования должны быть надежно ограждены, иметь блокировки для исключения травматизма. Возможную опасность следует обозначить сигнальными цветами и знаками безопасности.

Цветовое решение оборудования должно соответствовать требованиям эргономики и технической эстетики.

Расстояния между оборудованием должны обеспечить безопасное передвижение работающих и транспортных средств.

Для привлечения внимания сигнал следует модулировать (прерывистые трели, биения - 1 -2 ударов в секунду). Звуковые сигнализаторы рекомендуется комбинировать с визуальными. Например, звуковой сигнал включается при возникновении неполадок в оборудовании, а световой сигнал информирует о месте, где они произошли.

Все виды труда условно делятся на три группы: физический труд, где преобладает мышечная деятельность, сенсорный (пример - оператор, диспетчер), где нагрузка приходится на рецепторные системы (обоняние, осязание, слуховые и зрительные органы, т.е. задействованы органы чувств), и умственный труд. Условность деления на группы объясняется тем, что ни один из видов труда не может выполняться без участия нервной системы.

Эргономические исследования преимущественно включают виды трудовой деятельности, которые связаны с использованием технических средств.

Эргономические свойства - свойства изделий (машин, предметов или их совокупностей), которые проявляются в системе “человек-машина-среда” в результате реализации эргономических требований.

Эргономичность -- это целостность эргономических свойств, к которым относятся управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Записать определения из структурной схемы ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКИ.

Управляемость - (несколько определений) - соответствие распределения функций между человеком (или группой людей) и техникой оптимальной структуре их взаимодействия при достижении поставленных целей.

БЕСЕДА: Садишься в любую японскую машину и через 5 минут ты в ней все знаешь, а сядешь в немецкую, и будешь целый месяц изучать. Так и с любой техникой: телевизоры, стиральные машины, плиты, и т.д.

Обслуживаемость - соответствие конструкции технического объекта (или отдельных его элементов) оптимальной психофизиологической структуре (зрительные, слуховые, осязательные и обонятельные возможности) деятельности по его эксплуатации, обслуживанию и ремонту.

БЕСЕДА: Для наглядности взять примеры "дружеского" или ещё так называемого интуитивно-понятного интерфейса (удобство использования оборудования без дополнительного использования инструкции по применению - смотришь на оборудование и по маркировке понимаешь куда нажать). Почему берёшь телефон Самсунг любой модели и через пару минут ты знаешь куда нажать, а берёшь Нокио и целый вечер знакомишься с ней.

Освояемость - заложенные в технике возможности быстрейшего его освоения (приобретения необходимых знаний, умений и навыков управления). Задаваемые техникой требования к уровню развития профессионально значимых психофизиологических и психологических функций человека.

БЕСЕДА: Примером может служить операционная система Виста. Когда люди её протестировали, то стали опять к ХР возвращаться. Неудобная оболочка оказалась. Корпорация Майкрософт не отбила вложенных в разработку денег и стала быстренько новую операционку разрабатывать, некий симбиоз ХР и Висты.

Обитаемость - соответствие условий функционирования техники биологически оптимальным параметрам рабочей среды, обеспечивающим человеку нормальное развитие, хорошее здоровье и высокую работоспособность. Возможность уменьшения и ликвидация вредных для природной среды условий функционирования техники.

БЕСЕДА: Насколько соответствуют кабинеты в колледже Санитарно-гигиеническим требованиям к помещениям: к классу - на 1 чел -2,5мІ, в компьютерном классе - 4, 5мІ, в мастерской по масляной живописи - 3,5мІ+вытяжка; освещённость, температура, влажность, запылённость, шум, радиация.

Эргономическая норма - функциональный оптимум, под которым принимают протекание всех процессов в системе с наиболее возможной слаженностью, надёжностью, экономичностью и эффективностью. Оптимальное состояние - это наилучшее и наиболее адекватное из реально возможных однородных состояний, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирования систем.

Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений пока мало изучена и нуждается в эргономических исследованиях и разработках. Большинство исследований связано с изучением вредных и опасных факторов в строительстве, где еще крайне высока физическая нагрузка работающих по сравнению с другими отраслями производства. Подъем и перенос грузов во многих случаях осуществляются вручную. Превышение предельно допустимых концентраций пыли в воздухе, высокий уровень шума, вибрации, плохое освещение, особенно в зимнее время года, работа в неблагоприятных климатических условиях.

БЕСЕДА: В период прохождения учебной практики на втором курсе вы использовали для перемешивания сухих сыпучих смесей ручной миксер. На рис.3 можно увидеть современные модели ручных строительных миксеров, отвечающим эргономическим требованиям. Это небольшой вес, удобная боковая рукоятка, регулировка частоты вращения, инструменты выполнены из ударопрочных материалов.

Эргономические требования на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации сооружений - это эксплуатационно-технические свойства, т.е. жизнедеятельность в системе ЧС (учёт протекающих внутри функциональных процессов); вопросы охраны труда; взаимосвязь строительного материала (гипсокартон, природный или искусственный камень, древесина, металл, ж/б, кирпич, лакокрасочные материалы, материалы на основе полимеров), конструктивных систем и архитектурной формы; рациональный выбор, опыт применения для проектирования несущих и ограждающих конструкций, наружной и внутренней отделки зданий и сооружений (интерьер, экстерьер).

Архитектурное проектирование и дизайн интерьера сталкиваются с эргономическими проблемами при решении следующих задач:

1) размеры, форма и другие общие свойства пространства;

2) организация маршрутов передвижений, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности;

3) совместимость деятельности людей и окружающей среды;

4) основные типы мебели, принадлежностей, оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности, ее результаты и получаемое от нее удовлетворение;

5) расположение мебели, приспособлений и оборудования;

6) группы людей и виды деятельности, требующие специальных мебели, принадлежностей и их размещения, а также те аспекты охраны труда и безопасности;

7) отделка поверхностей, если она может оказывать влияние на восприятие и деятельность человека;

8) влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий на работоспособность человека и создание комфортных условий деятельности;

9) влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики традиционного типа здания.

*Основные структурные элементы эргономики - последовательные этапы эргономических методологических исследований (начертить структурную схему, рис.2.)

1. теория, методология (система принципов, приёмов и способов),

2. научные знания об объекте исследования,

3. блок оперативных средств и методов исследования охватывает три важнейших направления эргономических исследований: анализ деятельности человека с исследованием факторов её протекания, синтез (моделирование) и оценка объекта, разработка эргономических требований и показателей,

4. объект исследования “человек-предмет-среда

5. результаты эргономического исследования -- научно и экспериментально обоснованные данные, необходимые для проектной разработки системы (эргономическая оценка и аттестация объекта)

Эргономика органично связана с дизайном, одной из главных целей которого является формирование гармоничной предметной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям. При этом отрабатываются не только свойства внешнего вида предметов, но, главным образом структурные связи, которые придают системе функциональное и композиционное единство.

Понятие *эргодизайн объединяет в себе научные эргономические исследования “человеческого фактора” с проектными дизайнерскими разработками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить материал по психологическим процессам (явлениям): внимание, мышление, память, наблюдение.

Лекция №3

Факторы, определяющие эргономические требования

Цели урока:

В эргономических исследованиях занят коллектив специалистов: психологов, физиологов, гигиенистов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.

*Ближайшие для эргономики отрасли науки:

* инженерная психология (изучение конструкций инструментов, машин, приборов и особенностей производственных операций с точки зрения психологических свойств человека);

* психология труда (изучение взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда);

* физиология труда (изучение изменений в организме во время трудовой деятельности);

* гигиена труда (создание благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и трудоспособности человека).

Гигиена -- раздел профилактической медицины, изучающий влияние внешней среды на здоровье и работоспособность человека; практическая область применения гигиены -- санитария - разработка санитарных норм и требований.

В эргономике ведутся поиски обоюдного приспособления техники и человека: с одной стороны адаптация техники к человеческим возможностям, с другой -- приспособление человека к условиям труда.

Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные из них, обусловленные индивидуальными особенностями человека:

Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений, зависящий от содержания совместной деятельности по управлению объектом (удовлетворение работой, оплатой, социальное обеспечение, режим работы).

ПРИМЕР: Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом -- зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется, в других группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики закрепленных и вновь формируемых навыков работающего человека

Антропометрические факторы обуславливают соответствие структуры, размеров оборудования оснащения и их элементов структуре, форме, размерам и массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие оборудования физиологическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

Гигиенические (гигиена -- греч. Hyhieinos -- приносящий здоровье) факторы предопределяют требования к освещенности, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запыленности, вентилируемости, токсичности, напряженности электромагнитных полей, различным видам излучений, в т.ч. радиации, шуму (звуку), ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению (микроклимату)

Если говорить о психологических моментах, то они связаны, прежде всего, с психологией труда: психологические особенности личности; психологические особенности внимания; роль психологического климата в коллективе.

Психологические особенности личности -- совокупность существенных и более или менее постоянных особенностей личности. Они не остаются неизменными на протяжении всей жизни, а меняются с развитием личности и во многом зависят от окружающих условий (социальных, культурных, материальных и пр.).

К основным психологическим особенностям личности относятся:

* мировоззрение, т.е. система взглядов на окружающие явления в природе и обществе;

* интересы личности (жизненные ценности и цели, духовные запросы, вещизм и пр.);

* черты характера личности, т.е. совокупность стержневых психологических свойств,

накладывающая отпечаток на поступки, всю жизнедеятельность (инициативность,

добросовестность, нерешительность и пр.);

* способности и одаренность, т.е. предрасположенность к более успешному выполнению какого-либо вида деятельности;

* сила нервной системы (её работоспособность) и тип нервной системы личности, который предопределяет скорость перехода от одной деятельности к другой.

Основных характерных типов нервной системы четыре:

1. Слабый (меланхолик) -- характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Такой работник не отличается высокой работоспособностью, зато способен реагировать на более тонкие сигналы, склонен к тонкой, тщательной работе.

2. Сильный неуравновешенный тип (холерик). У него процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Такого человека вряд ли следует занимать монотонной или требующей длительной концентрации внимания работой. Однако он способен на быстрое переключение внимания, проявление инициативы.

3. Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник). Сильная нервная система со сбалансированными и легко переключаемыми процессами.

4. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик). Спокойный, стрессоустойчивый, маловозбудимый тип незаменим для педантичной, скрупулезной, требующей усидчивости работы.

В “чистом” виде характерные типы нервной системы, как правило, не встречаются. Реальные конкретные люди обладают смешанными чертами с преобладанием того или иного типа.

Психологические особенности личности влияют как на выбор профессии, степень овладения ею, так и во многом определяют психологическую совместимость с коллегами (психология профессий - определение выбора до 30 лет)

В процессе жизнедеятельности (на производстве, при вождении автомобиля, в простых, на первый взгляд, бытовых ситуациях и т.д.) большую роль играет внимание -- сложное психологическое явление, тесно связанное с мышлением.

Внимание - это способность человека целенаправленно сосредоточивать своё сознание на определенном объекте, определённых мыслях и одновременное отвлечение от других. В силу этой особенности психической деятельности одни объекты могут восприниматься ярко и отчетливо, другие выпадают из поля зрения, удаляются на второстепенный план.

Качественная сторона внимания, имеющая профессиональную значимость, определяется его направлением, концентрацией, устойчивостью, объемом, глубиной, скоростью переключения.

Направление внимания характеризуется уровнем сосредоточенности психической деятельности человека на объектах внимания, которые могут быть внешними и внутренними.

Объем внимания характеризуется количеством объектов внимания и, в зависимости от свойств личности и конкретных условий труда, может значительно различаться. Наиболее плодотворно можно работать, имея не более 5 объектов внимания (максимум -- до 7).

Устойчивость внимания характеризуется продолжительностью его концентрации на объектах внимания.

ПРИМЕР: Как показывают специальные исследования, для работ, где требуется высокая концентрация внимания в производственных условиях, человек может удержать его на определенном объекте 15--20 мин, после чего внимание ослабевает.

На устойчивость внимания в процессе труда влияет глубина знания работником объекта внимания; состояние объекта (человеку легче концентрировать внимание на динамичных, а не статичных объектах).

Процесс распределения внимания тесно связан с процессом переключения внимания (т.е. намеренного его переноса с одного объекта на другой).

Мышление - процесс познавательной деятельности, который характеризуется обощением и опосредованным отражением действительности. Мыслительные операции: анализ (разложение) - синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение (объединение по признаку).

Формы мышления:

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

Умозаключение - сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим и частным выводам. Человек пользуется двумя видами умозаключений - индуктивным (способ рассуждений от частных суждений к общему) и дедуктивным (способ рассуждений от общего суждения к частному)

Виды мышления:

Наглядно - деятельностное, образное, отвлеченное

Память - психический процесс, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Заключается в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.

Любое проявление памяти требует, прежде всего, запоминания, т. е. запечатления воспринятого материала, затем сохранения этого запомненного материала в сознании в течение какого-то (нередко очень длительного) времени; а о том, сохранился ли в сознании этот материал или нет, можно сказать только в случае попытки его узнавания или воспроизведения. Каждому из этих четырех этапов памяти присущи свои особенности.

Наблюдение -- это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности педагога могут применяться различные виды объективного наблюдения.

Виды наблюдений

Непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом

Опосредованное - используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение

Открытое (явное) - наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц.

Скрытое - наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

Включенное (причастное) - Наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри».

Психические процессы: наблюдение, восприятие, ощущение, воображение, речь.

Все эти процессы и свойства человеческой психики зависят от природных способностей и склонностей человека к определенному виду деятельности, а также от тренировки (производственной практики) и созданных производственных условий.

Провести ТЕСТ НА ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА (стандартный, который проводят психологи) или ТЕСТ на внимание, мышление, память

Лекция №4

Комфортное пребывание человека в архитектурной среде

В процессе жизнедеятельности человек находится под сложным влиянием материальных условий окружающей среды, которые во многом определяют его активность, работоспособность и состояние здоровья. Педагог немецкой школы дизайна - Баухауз - Оскар Шлеммер говорил, что человек -- центр мироздания, хозяин положения и управляет нитями-связями окружающей среды по своему желанию (рисунок 4а)

В действительности все обстоит совсем не так, и сегодня человек все чаще оказывается не хозяином положения -- паучком, а жертвой-мухой, попавшей в густую паутину неблагоприятных факторов.

Активность жизнедеятельности человека, его работоспособность и состояние здоровья во многом определяются свойствами окружающей среды, воздействия неблагоприятных факторов естественного и техногенного происхождения. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств, но весьма активно влияют на состояние человека

ПРИМЕР: Печи СВЧ - приготовление пищи в них очень удобно, быстро, они экономичны с точки зрения потребления энергии. Исследования показывают, что термическая обработка еды в СВЧ не полезна для нашего здоровья, особенно при использовании одноразовой посуды из полистирола. При нагревании в пищу попадают вредные токсины.

Чаще всего трудно выделить факторы, имеющие решающее значение для оптимального состояния человека.

Дополнительные трудности при оценке среды создают значительные различия и индивидуальные особенности человеческого организма. Разные люди весьма различно реагируют на влияние одних и тех же раздражителей, действующих с одинаковой интенсивностью. Индивидуальная восприимчивость и зависящий от нее уровень сопротивляемости организма по отношению к физическим и химическим воздействиям изменяются под влиянием внешних условий и внутренних факторов.

ПРИМЕР: Профессиональные заболевания, кумулятивная травма (накопляемая) - развивается постепенно в течение долгого времени в результате трудовой деятельности

Реальные технические возможности мониторинга (контроля) окружающей среды и регистрации физиологического состояния организма диктуют необходимость введения некоторых условностей с их дифференциацией (разделением, расчленением целого) по группам и элементам.

Например, прямое воздействие климата на организм человека определяет его тепловое состояние, поведение, заболеваемость и т.д. Климат оказывает непосредственное влияние на принятие того или иного объемно-пространственного решения в архитектурном проектировании, выбор конструктивных и отделочных материалов и т.д.

Состояние среды, т.е. экологическая обстановка в жилище, общественных зданиях (в первую очередь медицинских, дошкольных и школьных) требует к себе пристального внимания архитекторов и дизайнеров в связи с все большей электронизацией оборудования, использованием новых поколений синтетических материалов при строительстве, отделке, изготовлении мебели и пр.

Электромагнитные и электростатические поля, радиация -- эти так называемые «тихие» факторы, создаваемые техническим оборудованием и приборами, оказывают вредное воздействие на здоровье нынешнего поколения (особенно детей, пожилых и больных людей), но еще более пагубно могут сказаться на потомках.

ПРИМЕР: микроволновая печь, пылесос, компьютер, неправильное устройство “тёплого пола” могут представлять опасность из-за превышения допустимого уровня магнитного поля в десятки раз.

Сущность опасности применения синтетических (иногда естественных материалов) в интерьерах состоит в том, что строительные и отделочные материалы, материалы для изготовления мебели и оборудования в той или иной степени воздействуют на пространство помещений среды обитания и находящихся там людей.

Материалы как одно из главных средств решения задач, выдвигаемых архитектурой: осуществление творческого замысла, эстетическая выразительность, экономическая и функциональная целесообразность.

Различают три основных механизма такого воздействия.

Химическое воздействие возникает в результате выделения в воздух помещений химических веществ, способных испаряться или возгоняться через поверхность материала, элементы конструкций в воздух (формальдегид, фенол, винилхлорид, акрил и т.д.).

Физическое воздействие вызывается электризуемостью материалов и воздействием на человека поля статического электричества, проникновением через материал (перегородки) звуковых волн (шум) и их воздействием на слух и нервную систему, недостаточной теплоизолирующей способностью конструкций интерьеров и элементов оборудования; возможно и радиоактивное излучение из материалов.

Биологическое воздействие обусловлено возникновением грибковых колоний во влажных и теплых местах и, как следствие, -- аллергических заболеваний из-за попадания в воздух грибковых спор. Присутствие насекомых и мелких грызунов -- это тоже биологическое воздействие.

Комфорт пребывания человека в искусственной среде определяется следующими блоками данных, определяющих ее микроклимат:

Гигиенические характеристики (инженерно-техническое оборудование, кондиционирование, поддержание температуры, влажности, чистоты);

Психофизиологические факторы (источники света, цветовое решение интерьера, выбор отделки: камень, металл, дерево, текстиль, лакокрасочные покрытия, рулонные материалы);

Пространственно-антропометрические параметры (функциональное зонирование на бытовые зоны и зоны отдыха, предусмотреть удобство сообщения между зонами и оптимальные условия для выполнения каждого процесса).

Рассмотрим гигиенические факторы, которые определяют характеристики среды обитания, создающиеся под воздействием климатических условий, функционирования орудий и предметов труда и отдыха, технологических процессов на производстве или в быту, а также влияние строительно-отделочных материалов и колористических решений интерьеров.

На рис. 4 б показаны зона комфортных условий, которые приемлемы и мало влияют на работоспособность человека, а также зона предельно допустимых условий окружающей среды, при которых происходят существенные физиологические изменения организма.

Эти элементы гигиенических факторов можно сгруппировать в функциональные блоки.

Совместная работа со студентами: используя рис. 4 б - заполнить таблицу - *Объективные характеристики (элементы) среды обитания (табл. №1 изменить) + поясняя единицу измерения + дополнения под таблицей (мои комментарии)