Чем сейчас занимается малев леонид. Малев леонид иванович. Ну, тогда самое время поговорить о традициях

  • 11.04.2024

Генерал-полковник Колмаков Александр Петрович родился 31 июля 1955 г. в г. Калининграде Московской области. В 1976 г. окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Ленинского комсомола.

По окончании училища был назначен командиром взвода 357-го гвардейского парашютно-десантного полка. Был заместителем командира и командиром роты. С декабря 1979-го по декабрь 1981 г. проходил службу в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где был назначен начальником штаба батальона 357 гвардейского парашютно-десантного полка.

С декабря 1981-го по август 1982 г. - начальник штаба батальона 301-го учебного парашютно-десантного полка.

В 1985 г. с отличием окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и был назначен командиром батальона 108-го гвардейского парашютно-десантного полка, с августа 1985 г. - заместитель командира, а с сентября 1986-го по октябрь 1989 г. - командир 300-го гвардейского парашютно-десантного полка.

С октября 1989-го по февраль 1991 г. - заместитель командира 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, а с февраля 1991-го по август 1993 г. - командир 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В 1995 г. окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и был назначен первым заместителем командующего армией. С 1998 г. - командующий армией, с 2000 г. - заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа. С 2003 по 2007 г. - командующий Воздушно-десантными войсками.

С 2007 по 2010 г. - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации. Уволен в запас в 2010 г.

Заместители Председателя ДОСААФ России

Первый заместитель Председателя ДОСААФ России

Малев Леонид Иванович

В 1977 г.Окончил Львовское высшее военно-политическое училище, факультет культпросветработников.
В 1985 г Военно-политическая академию им. В.И. Ленина, общевойсковой факультет.
В 1992 г.Адъюнктуру при Гуманитарной академии ВС.

Служебная деятельность:
C 1977-1982 гг. 300 гвардейский учебно-танковый полк 48 гвардейской учебной танковой дивизии, начальник клуба, заместитель командира батальона учебно-боевых танков по политической части.
1987 г. - 181 танковый полк 24 мотострелковая дивизия, заместитель командира полка по политической части.
С 1987 по 1989 гг. Львовской высшее военно-политическое училище, преподаватель кафедры партийно-политической работы.
С 1992 по 1992 гг. Управление культуры и досуга комитета по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ, начальник культурно-коммерческого отдела.
С 1992 по 1994 гг. Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, начальник группы отдела культуры.
С 1994 по 1995 гг. Управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы 4 отдела (1994-1995).
С 1995 по 2002 гг. Главное управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры управления воспитательной работы, начальник отдела культуры управления воспитательной работы (1995-2002).
С 2002-2016 гг Начальник Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова.
2016 г. Главный редактор федеральной газеты «Мир новостей».
С июня 2017 г. заместитель Председателя ДОСААФ России.
С февраля 2018 г. - Первый заместитель Председателя ДОСААФ России

Награжден:
Медалью «За безупречную службу» 3 степени (1982). Медалью «60 лет ВС СССР» (1978)Юбилейной медалью «70 лет ВС СССР» (1988). Медалью «За безупречную службу» 2 степени (1988). Почётным званием «Заслуженный работник культуры РФ» (1997). Медалью «В память 850-летия Москвы» (1997). Знаком «За достижения в культуре» (2000). Медалю «За воинскую доблесть» 1 степени (2000). Нагрудным знаком «За отличие в службе» (2001). Орденом «За воинские заслуги» (2002)

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, «За военные заслуги», «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Стаськов Николай Викторович

Статс-секретарь -

Родился 28 августа 1951 г. в с. Буда Смоленской области.
В 1973 г. - окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище.
В 1993 г. - окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Прохождение военной службы
1977-1978 гг.- военный специалист в Эфиопии.

Участник боевых действий в Эфиопии, Чеченской Республике и в Абхазии.
1987 г. - командир учебной воздушно-десантной дивизии.
С 1987 по 1991 гг. - начальник окружного учебного центра подготовки младших специалистов ВДВ.
С 1993 по 1998 гг. - заместитель командующего ВДВ по миротворческим силам.
С 1998 по 2005 гг. - начальник штаба - первый заместитель командующего ВДВ России.
С 2011 по 2014 гг. - советник генерального директора ОАО ЦНИИ «Циклон».
С января 2015 г. - представитель Председателя ДОСААФ России по взаимодействию с Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации.
С января 2016 г. - представитель ДОСААФ России по взаимодействию с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Российской Федерации.
С апреля 2016 г. - заместитель Председателя ДОСААФ России - статс-секретарь.

Воинское звание - генерал-лейтенант запаса.
Член-корреспондент Академии безопасности, обороны и правопорядка.
Награждён: орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III ст., «За военные заслуги», «За личное мужество», «За заслуги перед Отечеством» IV ст., 11 медалями.

Усков Александр Михайлович

Директор Департамента организационно-плановой работы, работы с регионами и повседневной деятельности - заместитель Председателя ДОСААФ России

Родился 16 февраля 1952 года в Челябинске. В 1973 году окончил Челябинское высшее танковое командное училище, в 1985 году Военную академию бронетанковых войск, в 1993 году Военную академию Генерального штаба ВС РФ.

Прохождение военной службы:

С 1973 по 1976 год - командир танкового взвода.
С 1976 по 1979 год - командир танковой роты.
С 1979 по 1982 год - офицер, старший офицер оперативного отдела штаба армии.
С 1985 по 1991 год - старший офицер-оператор направления управления Генерального штаба ВС РФ.
С 1993 по 1994 год - старший офицер-оператор направления управления Генерального штаба ВС РФ.
С 1994 по 1998 год - заместитель начальника оперативного управления штаба Дальневосточного военного округа.
С 1998 по 2003 год - начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба Дальневосточного военного округа.
С 2003 по 2005 год - заместитель начальника Главного штаба Сухопутных войск.
С 2005 по 2008 год - главный военный советник в Сирии.

Награжден:
орденом «За военные заслуги» и многими медалями.

Кормильцев Виталий Николаевич

Заместитель Председателя ДОСААФ России

В 1989 г. - окончил Омское высшее общевойсковое командное училище по специальности «инженер по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники».
В 1997 г. - окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая».
В 2004 г. - окончил Военную академию Генерального штаба по программе «Специалист по военному и государственному управлению».

Прохождение военной службы:
С 1989 по 1994 гг. - служба в Вооруженных Силах (на территории Германии и Дальнего Востока).
С 1997 по 2002 гг. - служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
С 2004 по 2008 гг. - служба в Объединенном штабе Организации Договора о коллективной безопасности.
С 2008 по 2010 гг. - служба в Главном оперативном управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинское звание - генерал-майор запаса
С 2010 по 2011 гг. - начальник отдела по взаимодействию с Министерством обороны РФ ОАО «Электромашина», советник Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
С 2011 по 2012 гг. - руководитель Центра отраслевой стандартизации научно-исследовательского института транспортировки нефти и нефтепродуктов «АК Транснефть».
С 2012 по 2013 гг. - заместитель директора Центрального стрелково-спортивного клуба ДОСААФ России.
С 2013 по 2017 гг. - директор Московского городского стрелково-спортивного клуба ДОСААФ России.
С января 2017 г. - заместитель Председателя ДОСААФ России.

Награжден государственными и ведомственными орденами и медалями.

Лебедев Павел Владимирович

Заместитель Председателя ДОСААФ России

В 1994 году - Ярославское высшее военное финансовое ордена Красной Звезды училище им. генерала армии А.В. Хрулёва.

В 2005 году - Авиационный учебный центр малой авиации АНО «Высота», Центральные курсы повышения квалификации руководящего состава РОСТО (ДОСААФ).

Прохождение военной службы:

С 1994 по 2005 год служил начальником финансовой службы батальона, полка, бригады, дивизии, старшим инспектором - ревизором Финансовой инспекции Московского военного округа.

В системе ДОСААФ с 2005 года.

Занимал должности:

Начальника штаба Авиационного учебного центра АНО «Высота», Начальника Авиационного учебного центра АНО «Высота» (подготовка пилотов малой авиации)

Заместителя Председателя Регионального отделения ДОСААФ России Приморского края

Председателя Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области

Советника Председателя ДОСААФ России

С октября 2018 года - заместитель Председателя ДОСААФ России

Участник боевых действий в Чеченской Республике в 1999 - 2001 гг.

Награжден государственными и ведомственными орденами и медалями.

Среди 92 человек, находившихся на борту Ту-154, который разбился над Черным морем, 64 были членами ансамбля им. Александрова. По словам собеседников РБК, в лайнере были основные хористы коллектива

Цветы у здания Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова в Москве (Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости)

В Сирию летел основной состав ансамбля песни и пляски Российский армии им. А.В. Александрова, рассказал РБК солист Вадим Ананьев, которого освободили от выступления в Сирии по семейным обстоятельствам, и подтвердил источник, близкий к руководству ансамбля.

Ансамбль должен был выступить перед находящимися в Сирии российскими военными в честь Нового года. По словам собеседника РБК в военном ведомстве, концерт планировался в Алеппо. Как пишет , 22 декабря в Алеппо перекинули батальон военной полиции, сформированный из уроженцев Чечни. Одна из задач батальона полиции состояла в том, чтобы подготовить площадку и обеспечить безопасность проведения концерта ансамбля им. Александрова.

Официальный представитель ансамбля отказался от комментариев, заявив, что судьбу коллектива будет решать Минобороны.

В самолете находились в основном хористы, отметил в разговоре с РБК Ананьев, который не вылетел из Москвы, поскольку у него родился третий ребенок. По мнению солиста, коллектив «будет продолжать свою жизнь в память о тех, кто погиб».

Слова Ананьева подтвердил источник РБК, близкий к руководству ансамбля: «Все прежние планы были связаны с действовавшим художественным составом. Основные силы летели злополучным рейсом — и костюмеры, и дирижер, и руководитель хоровой группы, и солисты балета, и собственно солисты ансамбля. Поэтому сложно сказать, что будет дальше».

В следующем году ансамбль должен был отправиться в гастроли по Европе (в частности, на май были намечены выступления в Чехии и Словакии), а также был приглашен в Израиль. «У нас всегда на год все расписано», — пояснил Ананьев. О возможных отменах выступлений ему неизвестно. «Надо приглашать и воспитывать новых певцов», — заметил собеседник РБК.

Вопрос дальнейших действий пока с артистами не обсуждался, рассказал РБК еще один солист ансамбля, Сергей Хлопников. Он отказался от дальнейших комментариев, сославшись на распоряжение руководства Минобороны.

По словам источника РБК, сейчас коллективу предстоит подготовка к концерту, приуроченному к 23 февраля. Собеседник отметил, что в Сирию не вылетели двое заместителей директора ансамбля, а также консультант. «Наверняка они придумают, что делать, опыт очень большой у коллектива — это один из старейших военных ансамблей, который переживал разные времена. Придется как-то выходить из положения. Остался эстрадный ансамбль — «Александров-Парк», это октет с эстрадным репертуаром. Осталась балетная часть, хореографы-постановщики. Будут собирать по крупицам».

В числе погибших на борту самолета был директор и художественный руководитель ансамбля, генерал-лейтенант Валерий Халилов, назначенный в мае вместо Леонида Малева, возглавлявшего коллектив 14 лет. При этом Малев был только директором ансамбля; обязанности художественного руководителя исполнял на момент его ухода Геннадий Саченюк, тогда как Халилов совмещал обе функции, отмечают собеседники РБК.

«Для Министерства обороны это не новый человек, его прекрасно знали. Он был главным военным дирижером. Его неоднократно можно было видеть и на фестивале «Спасская башня», который он проводил, и на парадах ко Дню Победы», — подчеркнул Ананьев.

Выездные выступления хора и оркестра в полном составе раньше практиковались довольно редко. Дело в том, что Халилов переформатировал работу ансамбля, отметил источник РБК, близкий к коллективу. «Раньше ансамбль работал так называемыми концертными бригадами. Коллектив большой, и из него выбирались, условно говоря, 10-15 человек, и они ехали куда-то на точку. Так можно было обслужить очень большое количество площадок. Новый директор сказал, что должны ездить все», — заметил собеседник РБК. По его словам, неопределенность с будущим ансамбля связана еще и с тем, что Халилов «только-только начинал работать».

В частности, на первый концерт в Сирии в январе 2016 года ансамбль отправлялся в усеченном составе. «Выступали там же, на базе Хмеймим, но тогда летал не только ансамбль Александрова, но и другие артисты. От ансамбля летала тогда бригада — «Александров-Парк», солисты, может быть, какая-то группка хоровая. А здесь, видимо, решили сделать что-то грандиозное — порядка ста человек, из которых на сцене должно было быть как минимум пятьдесят», — подчеркнул источник.

«Формы работы были разные: если необходимо, и весь коллектив вылетал, но чаще бригады. И пять человек, и десять. Ансамбль достаточно мобильный, любые площадки мог обеспечить», — возражает Ананьев.

Ансамбль им. Александрова — крупнейший и старейший коллектив военной песни. Регулярно участвует в официальных мероприятиях высокого уровня, а также записывает официальную фонограмму гимна России. До трагедии творческий коллектив ансамбля насчитывал 186 человек, включая вокалистов, танцоров и оркестр. Коллектив был создан композитором и профессором Московской консерватории А.В. Александровым (будущим автором музыки гимна СССР и России) в 1928 году; в течение 20 лет его численность увеличилась с 12 до 313 человек.

С 1949 года носил название: Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А.В. Александрова, с 1978 года имеет статус академического. Юридически является казенным учреждением культуры и искусства при Министерстве обороны. Репертуар ансамбля насчитывает более 2 тыс. произведений, в числе которых народные песни, духовная музыка, классические произведения, песни советских и российских авторов.

Звезды, великие артисты, мировые знаменитости - слова, которые мы употребляем для обозначения отношения к личности. И все это кажется «пеной дней» в сравнении с реальными делами, о которых не трубят на всех перекрестках. Скромно и спокойно работает по своему армейскому плану Дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Коллектив постоянно выступает в воинских частях, госпиталях, горячих точках. Артисты приезжают в гости к военнослужащим, что несут службу в Чечне, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии. Концерты проходят в Дальневосточном, Приволжском, Уральском округах, на Северном и Дальневосточном флотах.

Организатором и первым музыкальным руководителем коллектива был профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист СССР, выдающийся русский композитор и дирижер, автор Государственного Гимна нашей страны генерал-майор А.В. Александров. Интересно отметить, что Александр Васильевич был последним регентом хора храма Христа-Спасителя, а затем работал хормейстером в камерном театре режиссера А.Я. Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой, консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

В 1928 году А.В. Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. Богатый опыт разносторонней работы помог ему в дальнейшем в формировании многоплановой репертуарной политики коллектива, положил начало созданию и развитию коллективов нового типа - ансамблей песни и пляски. В репертуаре появляются обработки А.В. Александрова таких песен времен гражданской войны как «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Там, вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям». В самом начале Великой Отечественной войны он создал знаковое произведение - «Священную войну» на слова В.И. Лебедева-Кумача. Она стала гимном борьбы с фашистами, а ансамбль стали называть «Поющим оружием победы».

С 1946 по 1987 год ансамблем руководил сын А.В. Александрова - Герой Социалистического труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, композитор и дирижер, генерал-майор Борис Александров. С ансамблем сотрудничали Матвей Блантер, Эдуард Колмановский, Людмила Лядова, Борис Мокроусов, Вано Мурадели, Анатолий Новиков, Василий Соловьев-Седой, Ян Френкель, Арам Хачатурян, Тихон Хренников и многие другие выдающиеся композиторы. Да и Б. Александров создал немало произведений, обработок народных песен. Чего стоит одна только знаменитая оперетта «Свадьба в Малиновке».

Состав коллектива все время обновляется, а традиции бережно сохраняются. Все артисты ансамбля имеют специальное музыкальное и хореографическое образование. Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Танцевальная группа с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцоров зависит и от звучания уникального по составу оркестра.

В репертуаре ансамбля более 2000 произведений: песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов, шедевры мировой поп-музыки. «Хитами» стали «Калинка», «Катюша», «День Победы», «Очи черные», «Вечерний звон». Сегодня для коллектива пишут музыку композиторы Эдуард Ханок, Александра Пахмутова, Ким Брейтбург, стихи - поэты Илья Резник, Николай Добронравов, Сергей Сашин.

Сейчас директором ансамбля является заслуженный работник культуры России полковник Леонид Малев. Вместе с ним в коллективе трудятся художественный руководитель и главный дирижер, народный артист России, профессор Игорь Раевский, дирижеры заслуженный работник культуры России подполковник Геннадий Саченюк и заслуженный артист России Николай Кириллов, главный балетмейстер, народный артист России Лев Куликов.

Мы беседуем с Леонидом Малевым.

Леонид Иванович, что является основой ансамбля? Когда вы пришли сюда, наверное, мечтали привнести что-то новое?

Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Помогает обращение к истокам. У ансамбля на заре его истории были в почете литературно-музыкальные композиции. Это и «Первая конная в песнях», и «Красный флот в песнях», и «Приамурская дивизия в песнях», и ряд других. Там были и сюжетная линия, и кульминация, и определенная тематика. В них звучала музыка, поэзия и проза, пелись народные и революционные песни, исполнялись лихие пляски. Сегодня эти композиции называют мюзиклами. Потом это было забыто ввиду неактуальности. Мы попробовали создать современный мюзикл - «Гимн дому твоему». Затем придумали совершенно новый формат - новогодний спектакль-феерию «Про Ивана-молодца, удалого храбреца». Мне говорили: «Леонид Иванович, какие вообще новогодние сказки? Это же Ансамбль Александрова!»

Хотели привлечь новую аудиторию?

Совершенно верно. Первое - изменение формата на сцене, второе - изменение зрительской аудитории. Сказки на сцене и сейчас продолжаются. Когда это начиналось, многие вообще не понимали, что происходит. А все очень просто. Один из ведущих артистов хора - Дед Мороз, артисты балета танцуют, артисты хора поют. Какая же сказка без песни и хорошего танца?

После мюзиклов и новогодних елок у нас появился детский хоровой коллектив. Начались совместные выступления ансамбля и хора мальчиков. Концерты переросли в европейские турне. Есть в Европе такое направление как «military tattoo», когда военные оркестры выступают на улицах. Нас пригласили в Канаду по случаю 400-летия Квебека. Туда приехали коллективы из 12 стран мира, в том числе музыканты из США, Великобритании, Франции, Германии. Ну, и наш ансамбль.

А там, оказывается, нужен был и еще иной формат выступления. В один из дней программы все оркестры проходили по центральной улице Квебека. Оркестр у нас небольшой и не в состоянии был бы выполнить эту задачу один. Приняли решение поменять весь формат нашего выступления. Так мы для себя открыли совершенно новое направление - можем делать то, чего никогда раньше не делали.

Было много споров: «Как это так? Ансамбль Александрова обычно выступает на сцене. А тут улица. Причем тут артисты балета? Что будет делать хор?» В итоге придумали, что по ходу действия артисты балета сделают некоторые танцевальные «эпизоды», хор споет, оркестр будет играть. Мы все объединили и прошли по главной улице Квебека. Люди кричали: «Браво, Россия! Браво, российская армия!».

Так в свои выступления мы все время вносим новые краски. Конечно, выступаем с другими артистами и молодежными группами. На Евровидении был кусочек в гостевой программе конкурса вместе с группой «Тату». Это дает возможность привлечь другую аудиторию, сделать ярче репертуар. В каждой стране обязательно исполняем несколько музыкальных произведений на языке государства, в котором выступаем.

Любые новшества мне симпатичны. Отношусь к ним с должным вниманием. Знания, полученные при первом образовании, и навыки в режиссуре позволяют иногда помочь коллегам.

Вы - музыкант или военный?

Мое базовое образование - Львовское высшее военно-политическое училище (отделение «Культурно-просветительская работа», специальность «Режиссура»). В общем - организатор культурно-массовых мероприятий. В юношеские годы танцевал, занимался режиссурой. И по сей день часто приходится принимать режиссерские решения.

Какова общая численность ансамбля?

Двести человек, артистов - 160.

Сложно управлять таким большим коллективом? Как решаете вопросы дисциплины?

Очень просто. Все по-человечески. Если твой девиз: «Раньше думай об артисте, а потом - о себе», все становится на свои места. Мы делаем все, чтобы у артистов были хорошие сцены для выступлений, гостиницы, приличные условия. Мое кредо: «Не быть добреньким, но быть добрым». Если человек нарушил что-то «по-серьезному», получает взыскание. Если достойно проявил себя, объявим благодарность. Никакого заигрывания здесь не может быть. Все справедливо. Люди понимают, что нельзя допускать оплошности вроде выхода на сцену в несвежей рубашке.

Есть незыблемое правило: «Не опаздывать», особенно при переездах. На гастролях все по графику: утром - подъем в 6-7 утра, завтрак, посадка в автобус, отправление, переезд, остановка на новом месте, обед, посадка, приезд в гостиницу, размещение, отдых, выезд из гостиницы на репетицию, репетиция, перерыв, начало концерта, окончание концерта, ужин, отдых. На следующий день утром - выезд и т. д. Если сказано: «Утром выезд в 7.30.», то все три автобуса и грузовик с реквизитом ровно в 7.30. утра трогаются в путь. Опоздал - добирайся из одного города в другой самостоятельно. Но такие случаи единичны.

И концерт мы всегда начинаем точно в назначенное время. Так что приучили публику, в том числе и в других странах: «Русские начинают вовремя». И потом нам говорят «спасибо!». У меня один довод: людей, которые пришли к назначенному времени в зал, сидят и ждут, большинство. Мы не можем их не уважать. Это дисциплинирует зрителей и артистов.

В репертуаре коллектива за полугодие появилось 20 новых произведений. Нас хотят слушать, зовут на гастроли. Мы чувствуем себя востребованными. Даже видеоотчет об успехах коллектива, показанный артистам на общем собрании, дисциплинирует. Мы все-таки представляем за рубежом свою страну, её Вооруженные Силы.

Кто определяет, где выступать коллективу?

Бывает по-разному. Например, давно не выступали в военных госпиталях. Они есть в Рязани, Туле, Твери и других местах. Значит, планируем поездки туда. Новое направление концертных выступлений - учебные заведения. Берем их список. Администраторы созваниваются, пишут письма. Комитеты или управления культуры разных регионов сами к нам обращаются. Зарубежные выступления проходят благодаря импресарио. Они просчитывают, планируют наши выступления за пределами России.

Вы бы видели, что происходит за рубежом! Такая гордость за свою страну! У людей мурашки бегут по коже! Аплодисменты, овации, поднятие российского и зарубежного флагов. Это происходит как бы каждый раз по-новому. Каждый концерт неповторим. Все выступления яркие. Мы говорим шутя, что «обречены на успех».

Ответ прост. Первое. Ансамбль всегда выступает живьем. Второе. Когда ребята поют много месяцев и лет вместе, их голоса сливаются в единое целое. Фальшь исключена. То же самое - у инструменталистов. Третье и самое главное. В Ансамбле Александрова собраны профессионалы высокого класса, имеющие солидное образование. Отобраны лучшие из лучших. Из солистов можно назвать народных артистов России Вадима Ананьева, Валерия Гавву, Василия Штефуцу, а также молодого солиста Ивана Столяра и других. Но основа ансамбля, как завещали нам А.В. и Б.А. Александровы, - это хор.

Раньше была «Священная война». Какое произведение сегодня является брендом Ансамбля Александрова?

Почему раньше? «Священную войну» и сегодня исполняем. В репертуаре две тысячи произведений. Каждый раз программа состоит из новых песен, потому что все время нельзя петь одно и то же. Но заканчивается концерт, и люди кричат из зала «Священная война! Священная война!». Так было в Польше, Болгарии, Петербурге. Люди встают и слушают песню как гимн. Можно ли как-то объяснить это?

Думаю, что дело в исполнении. Талантливо написана музыка. В песне заложена сильная энергетическая мощь. «Калинка», «Очи черные», «Вдоль по Питерской», «Катюша», «Подмосковные вечера», ровно как произведения Моцарта, Верди, Чайковского, Мусоргского и Глинки, никуда не уходят. Время от времени многие к ним возвращаются. Наверное, у каждого есть любимая песня. Вы ее, может быть, слушаете сегодня, а завтра вам не хочется ее слушать. Вы к ней вернетесь через неделю. В ней есть что-то родное...

В репертуаре Ансамбля Александрова есть песни, которые люди хотят слушать только в нашем исполнении. Мы им не отказываем. Но это всего пять-шесть музыкальных сочинений. Они по времени звучат около 10-12 минут. А концерт длится два-три часа. И главная наша задача - исполнение новых произведений.

Есть ли постоянные зрители?

Есть меломаны, которые нам пишут. Несколько девушек всю Словакию объездили за нами. В Чехию на наш концерт приезжали зрители из Германии. Как раз в Чехии одна из девушек после концертов написала, что хочет встретиться. Ей понравилось наше выступление, но она совсем не знала русского. Чтобы понять, о чем песни, начала учить наш язык. Теперь все ее одногруппники по университету учат русский и мечтают приехать в Москву на наши концерты.

Несколько лет назад мы с огромным успехом выступили в штаб-квартире НАТО. После концерта одна из сотрудниц штаб-квартиры обратилась в наше российское представительство посредством электронной почты: «Где в Европе в ближайшее время будет выступать Ансамбль Александрова? Хочу купить мужу в подарок на день рождения билет на самолет и... на концерт коллектива». Это же интересно, правда?

Пишут ли сегодня музыку с таким же мощным зарядом, как в былые времена?

Пишут. Есть песня композитора Э. Ханка на слова поэта И. Резника «Служить России», песни композитора К.Брейтбурга «Раз, два, левой», «Русский парень» на слова С.Сашина и ряд других новых интересных по мелодии и содержанию сочинений. Сегодня ко мне, например, приходил молодой поэт.

То есть еще и конкурс поэтов существует?

Нам присылают и ноты, и слова. Члены художественного совета отбирают произведения.

О чем мечтает директор Ансамбля Александрова полковник Леонид Малев?

Чтобы Ансамблю Александрова присудили Нобелевскую премию.

В области музыки?

В области мира за укрепление дружбы между народами. Дружба народов сохраняет людям здоровье, поднимает настроение, укрепляет экономику, делает мир прекраснее. Овации артистам - это аплодисменты нашей стране, нашей армии, уважение к нашему государству. Мы четко понимаем, что через эти аплодисменты идет энергия добра, мира и процветания!

Беседу вела Александра РАКОВА

В послевоенные годы ансамбль побывал с гастролями более чем в 70 странах мира и неизменно повсюду имел триумфальный успех: заслуги его творческого коллектива отмечены дипломом Международной выставки в Париже - "Гран-при" (1937 г.), "Золотыми дисками" французской фирмы "Шан Дю Монд" (1964 г.) и голландской фирмы "Н.О.С." (1974 г.) - за рекордные тиражи грамзаписей, "Золотым дискоболом" французской академии грамзаписи (1961 г.) - за лучшую пластинку года. В 1978 г. ансамбль получил наивысшую профессиональную аттестацию - почетное звание "академический". По его образцу создавались ансамбли вооруженных сил Китая, Монголии и Северной Кореи. О сегодняшних буднях ансамбля рассказывает его начальник - заслуженный работник культуры РФ полковник Леонид Малев.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МАЛЕВ Леонид Иванович

Родился 28 августа 1953 г. во Львове (Украина). В 1971 г. был призван на срочную службу в ВС СССР. В 1977 г. окончил Львовское ВВПУ по специальности организатор культурно-досуговой работы (режиссура). В 1982-1985 гг. учился в Военно-политической академии им. Ленина. До 1989 г. проходил службу в Киевском и Прикарпатском военных округах, был заместителем командира танкового полка по политической части. В 1989-1991 гг. - слушатель адъюнктуры ВПА им. Ленина. С 1991 по 2002 г. занимал различные должности в Главном управлении воспитательной работы ВС РФ. Неоднократно бывал в командировках в Дагестане, Таджикистане, Чечне. В 2002 г. возглавил Академический ансамбль песни и пляски Российской армии им.
А. В. Александрова. Награжден орденом "За военные заслуги". Заслуженный работник культуры РФ. Женат, имеет троих детей.


- Леонид Иванович, в 1937 году ансамбль насчитывал 234 человека, в 1948 году - 313, в настоящее же время в нем служат и работают менее 200 человек. Что повлияло на уменьшение штатной численности?

Сокращения в российских Вооруженных Силах коснулись многих структурных подразделений Министерства обороны, а поскольку ансамбль является одним из таких подразделений, конечно, не обошлось и без сокращения нашего коллектива. Однако сейчас Главным управлением воспитательной работы ВС РФ предпринимаются шаги по увеличению штатной численности творческого состава до 210-220 человек. И вот почему. В репертуаре ансамбля, имеющего однородный мужской хор, есть значительное количество произведений, требующих большого состава. Большой состав хора - это мощь звучания, это богатство тембральное, масса, дающая плотность звука, возможность богато использовать все регистры человеческого голоса. Пример тому - парад на Красной площади 9 мая 2003 года, когда требовалось исполнение хором (а капелла) Государственного гимна. Уже на первой репетиции стало ясно, что не хватает плотности звучания, количественной мощи, и только после того, как хор был увеличен до 140 человек, гимн приобрел черты эталонного звучания. В составе оркестра отсутствуют такие инструменты, как альтовая флейта, английский рожок, бас-кларнет, бас-гитара, которые часто имеются в партитурах русских классиков и современных композиторов. В известных "Заметках об инструментовке" М. И. Глинка утверждал, что выбор инструмента в том или ином случае имеет чрезвычайную важность, чрезвычайное влияние на эффект музыки. Художественная необходимость обогащения звучания ансамбля диктуется задачей передачи максимального содержания исполняемых произведений - будь то оратория, кантата, патриотическая, современная или народная песня. Для решения этих задач в штат оркестра необходимо добавить 15 исполнителей (11 - русские народные инструменты, 3 - духовые, 1 - бас-гитара).

На работе танцевальной группы ансамбля, в составе которой 35 человек, негативно сказывается недостаточное количество артистов балета для постановок крупных хореографических полотен. В ходе плясок многие артисты балета после массовых сцен сразу выполняют сложные трюки (solo), что не дает возможности сменить сценические костюмы, а также морально и физически настроиться на исполнение своей партии. По этим причинам общее исполнение хореографических композиций становится недостаточно ярким и выразительным.

Какой сегодня репертуар ансамбля? Сильно ли он изменился с начала 90-х годов?

Репертуар меняется постоянно: появляются новые произведения об армии, бывает, что руководство патриархата приглашает нас для исполнения духовной музыки. Все время идет поиск новых произведений в любых жанрах. Многие произведения исполняются на иностранных языках. Кроме того, уже сложилась такая практика - ансамбль всегда исполняет несколько произведений на языке той страны, в которой выступает с гастролями: на китайском, корейском, французском и других.

Во времена СССР ансамбль много гастролировал по всему миру. А где в основном приходится выступать вашим артистам сегодня?

Основная наша задача (и мы о ней всегда помним) - выступления перед российскими солдатами в воинских частях, военно-учебных заведениях, госпиталях. В такие поездки или выезжаем всем коллективом, или направляем туда концертные бригады ансамбля. В прошлом году наши концертные бригады уже выступали в Пскове, в Приднестровье, в Таджикистане, в Солнечногорском и Тульском госпиталях, Казани и в других местах. В июне 2003 года бригада из десяти человек была в Чечне. В Чечню едут из чисто патриотических чувств, потому что понимают, что люди там выполняют свой воинский долг и нужно их поддержать.

Если же говорить о наших поездках за рубеж, то мы туда выезжаем по приглашениям организаторов различных фестивалей, импресарио, имеющих свои программы, руководителей государств. Например, 5-6 мая прошлого года наш творческий коллектив по приглашению чешского правительства побывал в Праге, где принял участие в торжествах по случаю 58-й годовщины освобождения Чехословакии от фашизма. Для этой цели даже был выделен специальный самолет начальника Генерального штаба Чехии, который прибыл в Москву и доставил ансамбль из Москвы в Прагу, а затем доставил обратно в Москву. Мы выступали в самом большом концертном зале Чехии - Конгресс-центре, дали в нем 2 концерта. 6-7 ноября 2003 года мы провели концертные выступления в Киеве по случаю 60-летия освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков, в декабре того же года с успехом прошли гастроли нашего коллектива во Франции. В этом году, 3-5 марта, мы уже дали 2 больших сольных концерта в Варшаве, в период с 13 по 27 мая мы отправимся на гастроли по десяти городам Франции и Бельгии, а 7-14 июля будем выступать в Канаде. И, наконец, согласно перечню основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов от 28 августа 2003 года, утвержденному президентом Российской Федерации, гастроли поочередно будут проходить в столицах и городах Белоруссии, Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Польши, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, а также во всех городах-героях России.

В 1956 году англичане рассыпались в похвалах ансамблю Александрова за идеальное исполнение им королевского гимна. Еще раньше, когда солист ансамбля Виктор Никитин, выступая с концертными бригадами на фронте, пел по-немецки, со стороны немецких окопов прекращалась стрельба. Не снизился ли в последние годы уровень исполнительского мастерства?

Уровень исполнительского мастерства по-прежнему довольно высок. Об этом свидетельствуют и отзывы критиков и музыкантов-профессионалов, и концертные залы, полностью заполненные зрителями. И сегодня народные артисты России Василий Штефуца и Валерий Гавва, заслуженный артист России Вадим Ананьев исполняют музыкальные произведения на испанском, немецком, итальянском столь же свободно и проникновенно, как и на своем родном русском языке. Могу рассказать о самом свежем своем впечатлении. Во время выступлений нашего ансамбля 5-6 мая 2003 года в Праге реакция чешских СМИ была исключительно позитивной. Одни заголовки газет чего стоили: "Их предки в майские дни 1945 года принесли нам свободу", "В Прагу возвращается легенда", "18 лет спустя в столицу снова прибудут легендарные александровцы", "Александровцы пели "Катюшу" в до отказа заполненном зале Конгресс-центра", "Поющая легенда", "Александровцам аплодировали стоя": Наверное, такие отклики обычно сдержанных чехов говорят о многом.

Неужели никто из чехов на встречах с артистами ансамбля ни разу не упомянул о событиях августа 1968 года?

После праздничного концерта в Конгресс-центре весь состав ансамбля был приглашен руководством Чешской Республики на торжественный прием, на котором также присутствовали чешские ветераны Вооруженных Сил и представители зарубежных СМИ. Но ни в разговорах с жителями Праги, ни с журналистами вопрос о 1968 годе не поднимался и не обсуждался. Был очень радушный, теплый, душевный прием, который приносил радость и нам, и чехам.

На праздновании 50-летия Китайской Народной Республики в 1949 году ансамбль имени Александрова был единственным зарубежным художественным коллективом, который удостоился высокой чести открывать в Пекине по этому случаю торжественный концерт. А какая, на ваш взгляд, была самая высокая оценка государством коллективных заслуг ансамбля в последние годы в России?

Самая высокая, на моей памяти, оценка была по случаю 75-летия ансамбля - 12 октября 2003 года, когда указом президента России двум артистам ансамбля были присвоены почетные звания народных артистов РФ, десяти - заслуженных артистов России, одному - заслуженного работника культуры РФ и еще семь человек были награждены орденами и медалями. В общем, такое внушительное количество наград говорит о том, что ансамбль был достойно отмечен. В адрес ансамбля поступили десятки поздравлений, в том числе от патриарха Московского и всея Руси Алексия, председателя Государственной Думы Российской Федерации, министра культуры Российской Федерации, мэра города Москвы, послов ряда иностранных государств, деятелей культуры и искусства.

Не секрет, что в годы существования СССР артисты и музыканты ансамбля не имели ни жилищных, ни материальных проблем, будучи окружены всемерным вниманием со стороны высшего командования Советской Армии. А какую заботу проявляют о коллективе нынешние руководители Министерства обороны?

В целом коллектив ежемесячно стабильно получает денежное довольствие, обеспечен военным обмундированием. Но, конечно же, хочется большего. Прежде всего - увеличения денежного довольствия и заработной платы. Вот ведомость. Например, солист хора народный артист РФ Василий Штефуца получает 5801 рубль 83 копейки, артистка балета 1-й категории Екатерина Коношенко - 3170 рублей с копейками, наш баритон артист 1-й категории Сергей Хлопников - 3052 рубля 87 копеек, артист высшей категории - 3263 рубля.

А сколько, если не секрет, получает сегодня начальник ансамбля?

8558 рублей.

А деньги за гастроли за границей?

Сказать так, что заграничные поездки давали бы возможность человеку зарабатывать средства, чтобы чувствовать себя абсолютно комфортно, я не могу. Это проблемы не решает.

А за счет чего тогда люди держатся в ансамбле?

А за счет чего держится вся Россия? В большинстве случаев люди подрабатывают: ведут какие-то классы в музыкальных школах, разные секции, кружки и выступают на каких-то концертах дополнительно. Все востребованы. Но хотелось бы, конечно, чтобы все получали достойную заработную плату, денежное довольствие на своем основном рабочем месте.

Когда-то при поступлении в ансамбль имени Александрова был конкурс: 30 человек на место. Откуда же при столь мизерных окладах вы сегодня черпаете кадры?

Приходят люди из других коллективов, призываем к себе на службу выпускников консерватории и хореографических школ. Поэтому большинство наших артистов и музыкантов имеют высшее музыкальное образование, за исключением танцоров балета (который наличия высшего образования просто не подразумевает). Когда же срок службы по призыву заканчивается, некоторые ребята уходят, некоторые остаются на контрактную службу или в качестве служащих Российской армии. Среди них преобладают жители Москвы и Московской области. В регионах попадаются и более талантливые и способные ребята, но мы лишены возможности пригласить их к себе в ансамбль - раньше, в советское время, у ансамбля было свое общежитие, но сейчас его нет. Наши обращения в ГлавКЭУ Минобороны пока результатов не дали.

Какие еще проблемы беспокоят руководство ансамбля?

С 1987 года и по настоящее время местом дислокации ансамбля является дом 20 в Земледельческом переулке. В здании давно уже назрела необходимость переоборудования балетного зала, раздевалок и душевых. Наш зрительный зал является сегодня одним из лучших в Москве по акустике, но в нем необходимо полностью переоборудовать сцену, установить новое звуковое, световое и видеопроекционное оборудование - это позволило бы проводить концерты, наслаждаться той замечательной акустикой и исполнением произведений, которые исполняет ансамбль.

Кроме того, мы же не можем отправлять свои артистические бригады в командировки по стране без музыкального сопровождения, а потому время от времени вынуждены какие-то музыкальные произведения записывать, то есть снимать студию звукозаписи на "Мосфильме" или в других местах за большие деньги. К примеру, месяц назад благодаря спонсорской помощи генерального директора холдинга "Стройиндустрия" Александра Владимировича Зимина на студии "Мосфильм" была осуществлена эталонная запись Гимна Российской Федерации, в которой было задействовано 120 человек хора и 80 музыкантов оркестра, а затем выпущено 25 тысяч дисков с этой записью. Но если бы мы к нашему замечательному залу добавили звукозаписывающую аппаратуру, то смогли бы не только экономить средства, записывая все на месте, но и зарабатывать, выполняя заказы других музыкальных коллективов и групп. И сегодня многие гражданские коллективы просятся к нам репетировать в выходные дни.

Направляясь к вам, я заметил, что какие-то помещения уже сдаются коммерческим фирмам. Вы пытаетесь таким образом изыскать недостающие средства?

Деньги за эту аренду (примерно 130 кв. м общей площади) на счет ансамбля не поступают. Только после указаний Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны и КЭУ МВО мы получили из эксплуатационной комендатуры копии договоров, чтобы хотя бы знать, кто эти люди и чем они у нас под боком занимаются. Выяснилось, что одна организация занимается туризмом для иностранцев, вторая - сдает помещения в субаренду, а третья установила оборудование связи для ретрансляции. Причем все эти договоры не зарегистрированы в Минимущества РФ.

Арендаторы ансамблю не нужны потому, что артисты и музыканты ансамбля сами сегодня остро нуждаются в дополнительных классах, для индивидуальных занятий, помещениях для раздельных репетиций хора, оркестра и балета. В дополнительном помещении нуждается наша уникальная нотная библиотека, где собраны свыше трех тысяч рукописей партитур и клавиров выдающихся композиторов: А. Александрова, Б. Александрова, М. Блантера, В. Соловьева-Седова, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, А. Новикова, М. Фрадкина, А. Пахмутовой и многих других. Нам также негде разместить музей, содержащий не просто экспонаты, к которым из-за тесноты невозможно пробраться, а собрана вся большая и славная история коллектива, имеющего давнюю и глубокую связь с народом, государством, и покуда будет жив ансамбль, связь эта не прекратится...

Окончил Львовское высшее военно-политическое училище, факультет культпросветработников в 1977 г., Военно-политическая академию им. В.И. Ленина, общевойсковой факультет в 1985 г., адъюнктуру при Гуманитарной академии ВС в 1992 г.

Служебная деятельность:
1. 300 гвардейский учебно-танковый полк 48 гвардейской учебной танковой дивизии, начальник клуба, заместитель батальона учебно-боевых танков по политической части (1977-1982).
2. 181 танковый полк 24 мотострелковая дивизия, заместитель командира полка по политической части (1987).
3. Львовской высшее военно-политическое училище, преподаватель кафедры партийно-политической работы (1987-1989).
4. Управление культуры и досуга комитета по работе с личным составом Вооружённых Сил, начальник культурно-коммерческого отдела (1992).
5. Главное управление по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации, начальник группы отдела культуры (1992-1994).
6. Управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы 4 отдела (1994-1995).
7. Главное управление воспитательной работы МО РФ, начальник группы отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры, заместитель начальника отдела культуры управления воспитательной работы, начальник отдела культуры управления воспитательной работы (1995-2002).
8. Начальник Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова (с 2002).

  • Медаль « За безупречную службу» 3 степени (1982).
  • Медаль «60 лет ВС СССР» (1978).
  • Юбилейная медаль «70 лет ВС СССР» (1988).
  • Медаль «За безупречную службу» 2 степени (1988).
  • Почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ» (1997).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997).
  • Знак «За достижения в культуре» (2000).
  • Медаль «За воинскую доблесть» 1 степени (2000).
  • Нагрудный знак «За отличие в службе» (2001).
  • Орден «За воинские заслуги» (2002).