Тяжелоупряжные породы лошадей. Лошади тяжеловозы: породы, их фото и описание Богатырские лошади России

  • 08.09.2023

Тяжеловозы - породы больших и сильных лошадей, назначение которых - перевозка тяжеловесных грузов.

Потребность в очень сильных лошадях возникла в Средневековье: рыцаря в полном вооружении была способна выдержать, а уж тем более нести, не каждая лошадь. Рыцарские боевые лошади Средневековья назывались "дестриэ", что происходит от латинского "dextarius" - правосторонний (видимо, название связано с тем, что по правую сторону от боевого коня обычно находился оруженосец рыцаря). Вес дестриэ мог достигать 800-1000 кг. и более, а рост 175-200 см. При такой массе дестриэ не могли совершать прыжки и преодолевать препятствия, к тому же они быстро утомлялись.

На происхождение от средневековых боевых лошадей претендуют несколько современных пород тяжеловозов, например, першероны (французские тяжеловесы), брабансоны (бельгийские тяжеловесы), шайры (английские тяжеловесы).

Лошадь-тяжеловоз першеронской породы


Лошадь-тяжеловоз бельгийской породы (брабансон)

Лошадь-тяжеловоз породы шайр

Жеребцу из породы шайров по имени Сэмпсон (Sampson), рождённому в Англии в 1846 году, принадлежит звание "самая большая лошадь в истории". Сэмпсон, который в возрасте 4-х лет получил новую кличку "Мамонт" (Mammoth), был ростом 2 метра 20 см. и весил 1520 кг. К сожалению, изображений и уж тем более фотографий Сэмпсона не существует, зато можно взглянуть на фотографии других лошадей-гигантов тяжеловесных пород:

Марокко (Morocco) из породы першеронов. Рост 215 см., вес 1285 кг.

Бруклин Высочайший (Brooklyn Supreme) из породы брабансонов. Рост 195 см., вес 1450 кг.


В России существуют свои тяжеловесные породы лошадей: русский тяжеловоз, советский тяжеловоз, владимирский тяжеловоз.

Русская тяжеловозная порода формировалась на рубеже 19-20 веков путём скрещивания пород упряжных лошадей и мелких тяжеловозных лошадей - арденов, которых вывозили из Бельгии. В большинстве своем бельгийские ардены были дисгармоничного сложения. В России под действием отбора ардены приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей. Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай (1887 года рождения) получивший золотую медаль. Порода "русский тяжеловоз" была зарегистрирована в 1952 году. Русские тяжеловозы невысоки и достигают обычно 150 см. в холке, однако очень сильны. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Максимальная продуктивность получена от кобылы Лукошки - 4870 литров молока за 305 дней лактации.

Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий - Караула (1909 г.р.) и Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующую роль на протяжении многих лет играли Караул и его потомки.

Фотографии русских тяжеловозов:

Советская тяжеловесная порода формировалась путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей - брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси першеронов, ардены, битюги). В Россию завоз брабансонов из Бельгии начался еще во второй половине 19-го века. Основную роль в формировании породы сыграло успешное племенное использование жеребцов-брабансонов: Боже (1919 г.р.), Эндижен де Лаваль, (1923 г.р.), Клерон Реми (1910 г.р.) и Полэн де Вер (1921 г.р.). Постепенно была создана новая порода лошадей, значительно отличающаяся от выводных брабансонов. Эти лошади были значительно суше, гармоничнее, подвижнее и несколько мельче брабансонов. Новая порода получила название "советский тяжеловес" и была зарегистрирована в 1952 году. Рост жеребцов советских тяжеловесов больше, чем у русских тяжеловесов и доходит до 160-170 см. Масса достигает 700-1000 кг.

Абсолютный рекорд грузоподъемности среди лошадей этой породы установил шестилетний жеребец Форс, который провез груз весом 22991 кг. на расстояние 35 метров. Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины - 6173 литров за 338 дней лактации.

Наибольшее влияние на развитие породы оказал жеребец Боже - родоначальник лидирующей линии, которая получила развитие через его праправнуков - Омуля и Феномена, родоначальников новых современных линий. Важную роль в породе играют также линии Флейтиста, Ковбоя и Жасмина.

Фотографии советских тяжеловозов:

Еще одна порода тяжеловесов в России - владимирский тяжеловоз. Лошади этой породы были выведены путем скрещивания местных российских лошадей с тяжеловозными породами из Великобритании - шотландскими клейдесдалями и английскими шайрами. Наибольшую роль при формировании породы сыграли клейдесдали, из которых особенно ценными были Лорд Джеймс (1910 г.р.), Бордер Бренд (1910 г.р.) и Глен Албин (1923 г.р.), ставшие основными родоначальниками породы.

В среднем жеребцы владимирских тяжеловозов имеют рост 165 см. в холке и вес 758 кг. Ростом, весом и силой владимирские тяжеловозы уступают советским тяжеловозам, однако превосходят их в соотношении "вес - скорость движения - выносливость". Без груза владимирский тяжеловоз настолько резв, что, несмотря, на большую массивность, многие представители породы могут пробежать рысью 1600 м за 3 минуты. С грузом 1,5 т владимирский тяжеловоз может рысью пробежать дистанцию в 2 км за 5 минут или даже резвее. Владимирская кобыла Венгерка преодолела 420 метров с грузом в 9 тонн.

Фотографии владимирских тяжеловозов:

25.05.2013

Рост лошади - 150-153 см.

Масть - рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер - самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Краткое описание породы

Отличительные преимущества русских тяжеловозов - абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:

  1. Уральский тип лошади , который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей , которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади , схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы - непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние , которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства - Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь - бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том,что породу стоит обозначить наименованием - .

Образ жизни в природе

Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.

Характер и повадки

Натура русского тяжеловоза проста - небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.

Разведение и содержание

Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.

Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.

Питание

Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.

Применение русских тяжеловозов

Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.

Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.

Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.

Интересные факты

  1. Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
  2. Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.
  3. Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
  4. Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза - уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.
  5. Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.

Фотогаллерея

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Кира Столетова

Мощные и выносливые лошади тяжеловозы стали незаменимыми помощниками в домашнем хозяйстве. Они широко использовались на пахоте, при перевозке крупногабаритных грузов и в прочих видах сельскохозяйственных работ.

Уникальность

Лошадь тяжеловоз обладает мощной шеей, мускулистыми корпусом и конечностями, за счет чего выделяется на фоне иных пород. Кроме того, крупные скакуны обладают добродушным характером.

Экстерьерные отличия

Хладнокровные тяжеловозные породы лошадей внешне выглядят очень массивно, потому их крепкая крупная коренастая конституция не дает им возможности иметь грациозные и гибкие движения настолько, сколько это умеют теплокровные сородичи других пород, потому они нечастые участники конных видов спорта.

Лошадь тяжеловоз в средние века у европейцев слыла рыцарским конем. Лишь по истечении времени она перешла в отряд тяжелоупряжных фермерских животных.

Средняя весовая категория лошадей находится в пределах от 0,8 до 1,0 т, однако встречаются иногда тяжеловесные представители массой тела больше. В высоту жеребенок тяжеловоз вырастает от 1,7 до 2,0 м. Такой рост и масса тела в совокупности внешне складываются в крупное животное, способное тащить за собой тяжелый груз, что сразу заметно на фото и видео.

Среди минусов пород коней тяжеловозов отмечают их недостаточную выносливость при преодолении длинных расстояний из-за слишком большого веса.

Экстерьерная характеристика пород лошадей тяжеловозов не является первоначальным требуемым для них качеством. На переднем плане у рабочих лошадей тяжеловозов силовое описание, потому большая часть конных заводов, в числе которых и коневодство России, разводят лошадей тяжеловесов исключительно для сельскохозяйственных работ, а не для участия в зрелищных соревнованиях.

Некоторые заводчики России и зарубежных стран отправляют своих тяжеловозных питомцев на различные мероприятия, выявляющие их силовые характеристики, включающие в себя проверки на перевозку тяжестей на скорость, выносливость на дистанции с преградами.

Аллюр

Быстро передвигаться породы лошадей тяжеловесов не могут из-за своих впечатляющих габаритов: такое животное весит немало. Не способны они и выполнять изящные выездные элементы, не могут высоко прыгать. Всему этому препятствуют массивное телосложение и толстые конечности.Тем не менее их поступь достаточно комфортна для всадников без характерной тряски в седле и подъемов в высоту при передвижении. Есть те, которые выделяются способностью преодолевать высокие препятствия, например, Ирландский тяжеловоз.

Европейские тяжеловозы

Среди европейских пород лошадей тяжеловозов есть несколько, завоевавших особенную популярность.

Шайры

Аристократический тяжеловоз породы Шайр из Англии - по описанию высокое и массивное животное. В числе предков у англичанина боевые кони рыцарей, прославившиеся в былые времена своими габаритами. Весом жеребцы могут быть до 1,3 т, а в холке достигают 1,9 м. Среди часто встречающихся мастей Шайров - серая и гнедая.

Сегодня порода Шайр стала известна, благодаря своевременному указу английского короля Генриха об активизации разведения лошадей на территории Англии для обеспечения английского сельского хозяйства тягловой силой.

Брабансон

Тяжелоупряжная порода бельгийских лошадей под название Брабансон, иначе называемая Фландрийская, стала известна в средние века. Брабансонов считают одним из предков Шайров. Помимо этого, бельгийцы дали кровь немецким тяжелым коням. Бельгийская порода считается идеальным животным для помощи в сельскохозяйственных работах по причине своей неприхотливости в процессе ухода и высокой работоспособности. Плюсом породы является долгожительство среди прочих тяжеловесных коней.

По сравнению с Шайрами в высоту они немного ниже, до 1,7 м. Масть Брабансонов может быть гнедой с оттенками чалого либо рыжего.

Суффолкские тяжеловозы

Порода лошадей тяжеловозов Суффолк относится к одной из старейших на востоке Англии, впервые упомянутой еще в XVI столетии. Описание Суффолкских лошадей выделяет их среди прочих тяжеловозов толстыми ногами с округлыми копытами. В росте они достигают от 1 м 63 сантиметров до 1,7 метра, а вес набирают до 1,0 т. Наиболее распространенными мастями Суффолков являются светлые и темные оттенки рыжего, в некоторых случаях встречаются каштановые окрасы лошадей.

Першероны

Французских гигантов Першеронов начали разводить в XIX столетии, после чего порода получила широкую известность за короткие сроки. Это одни из наиболее габаритных представителей, выделяющиеся из общей массы весом и ростом. Известны некоторые особи, высота которых более 2,0 м.

Описание Першеронов характеризует этих лошадей как аристократически сложенных. Своей конституцией они обязаны Арабским представителям, взявшим от них небольшие уши и выразительные глаза, легкость в движениях, серую в яблоках и вороную масть. В отличие от большинства лошадей тяжеловозов, на конечностях Першеронов в редких случаях присутствуют так называемые «щетки».

Шайры, Суффолки и Першероны вместе с Шотландскими тяжеловозами выступили прародителями новой породы: появился Австралийский тяжеловоз.

Русские тяжеловозы

Среди отечественных тяжелоупряжных пород известны такие тяжеловозы России, как Битюги, конь из Владимира, русский конь-тяжеловоз и Советский.

Битюги

Исчезнувший, не доживший до современности русский тяжеловоз Битюг был в свое время незаменимым помощником для крестьянина и работал как ломовой конь. Небольшой по размеру коренастый питомец был ростом не больше 1 м 60 см.

Тяжеловоз из Владимира

Крупная Владимирская порода тяжелоупряжных лошадей России стала разводиться, начиная с 1935-го года. Ее прародителями выступили тяжеловозы из Европы. В результате скрещивания появился тяжелоупряжной представитель ростом до 1,67 м при весе до 0,7-0,75 т. Однако новая порода отличалась от иных высокими силовыми характеристиками и повышенной выносливостью.

Описание внешности относит Владимирских лошадей к массивным животным с присущей им пластикой в движениях, что не характерно для многих пород тяжеловозов.

Среди часто встречающихся мастей Владимирской породы рыжая и гнедая, но есть и вороные кони из Владимира.

Спокойный по характеру красивый конь Советской породы тяжеловозов взял генетические корни от Битюгов при скрещивании с бельгийскими Брабансонами, английскими Першеронами и Арденами и стал разводиться по 3 направлениям русских лошадей:

  • стандартный Советский тяжеловоз, который выступает как основной тип,
  • утяжеленный тип, отличающейся большей массивностью,
  • облегченный тип с сухим телосложением.

Советский жеребец вырастает в холке до 1,65-1,7 м. Средний вес советского жеребца - до 0,7-1,0 т. Чаще всего он либо рыжий, либо бурый. Реже можно увидеть Советского тяжеловоза вороной и гнедой масти.

Русские тяжелоупряжные

Русская порода тяжелоупряжных лошадей появилась в результате скрещивания с бельгийскими арденами, мелкими по размерам. Появившийся русский Арден сгладил дисгармоничную конституцию прародителей и приобрел хорошую экстерьерную внешность.

Описание зарегистрированного в середине прошлого столетия русских тяжеловозов относит их к невысоким животным, до 1,5 м высотой, но довольно сильным.

Предназначение

Современные породы русских и европейских тяжеловозов сохранили в себе те экстерьерные качества в описании, которые были у их предков. Не утратили они и основного предназначения, выработанного столетиями. Основная задача каждого тяжелоупряжного коня - помощь человеку в перевозке тяжестей. Их нередко использовали цыганские кочевники при переездах.

Основными показателями породности тяжеловоза являются его силовые характеристики, выносливость и скоростные возможности при грузовых тягах. Все это оценивается в конных соревнованиях вкупе с экстерьерной характеристикой и поведением коня во взаимоотношениях с людьми.

Тяжеловозные породы сегодня зачастую используются в ролевых постановках искусственного воссоздания средневековой эпохи, когда были известны рыцарские турниры.

Наилучшие образцы тяжелоупряжных пород лошадей выступают в качестве генетического материала при разведении и селекции с целью улучшения показателей силовых качеств.

Несмотря на сокращение разведения тяжелых коней по причине их замены современной техникой в агроноваторстве, тяжеловоз все еще выступает как помощник в сельском хозяйстве и чуть реже - в качестве прокатных лошадей либо для выпаса домашнего скота. Тяжеловозная лошадь стоит того, чтобы ее купили.

В далекие годы кони были единственным методом передвижения. Но далеко не каждая порода лошадей приспособлена для габаритных перевозок. И существуют лошади-тяжеловозы, которые способны перевозить тяжелые грузы и одновременно с этим передвигаться галопом и преодолевать препятствия на своем пути.

Средневековые предки современных тяжеловозов уставали быстро, поэтому со временем выводились те, которые легче переносили нагрузки. Со временем появились такие тяжеловозные породы лошадей, как шайры, брабансоны и першероны, которые популярны и в наши дни. О них и других породах тяжеловозов мы и расскажем ниже.

Породы лошадей тяжеловозов в России

В 19 веке Российская Империя стремительно развивалась, а вот лошади-тяжеловозы в ней не выводились, хотя в аграрном секторе и не только на них спрос был огромным. Покупать тяжеловесных коней за границей было далеко не каждому по силу, но даже если кто-то это и делал, то имел проблемы с ними, поскольку кони плохо приспосабливались к российским условиям и кормам низкого качества.

Отечественные породы тяжеловозов были выведены посредством иностранных:

  • шайров;
  • арденов;
  • клейдесдатей;
  • першеронов;
  • брабансонов.

Российские ученые вывели такие породы лошадей-тяжеловозов:

  • советская;
  • владимирская;
  • русская.

Характеристики русской тяжеловесной породы коней

Данная тяжеловесная порода была выведена чуть более стал лет назад посредством скрещивания упряжных коней с арденами – мелкими тяжеловозными лошадями негармоничного сложения родом из Бельгии. Благодаря отбору ардены стали иметь хорошее сложение и форму.

А 1900 году во Франции проходила Всемирная выставка, где особое внимание получил русский арден, признанный одной из лучших рабочих пород. «Звездой» стал бурый жеребец Каравай, получивший золотую медаль. Внешние особенности породы такие:

  • невысокий рост – в холке до 150 см;
  • выносливость;
  • достаточная сила;
  • у самок хорошая молочная продуктивность.

Такая порода появилась благодаря скрещиванию английских суффолков или бельгийских брабансонов с упряжными русскими конями. Для аграрных работ животных используют в течение первых трех лет жизни, затем они становятся производителями.

Отличительные особенности советского тяжеловоза:

  • крупное животное;
  • высота в холке может достигать 1,7 м;
  • средняя масса тела – порядка тонны;
  • грива и хвост густые;
  • среднего размера голова;
  • шея и ноги мускулистые;
  • копыта правильной формы;
  • ровная спина;
  • грудь широкая;
  • может наблюдаться незначительная косолапость.

Описание владимирских тяжеловозов

Владимирские тяжеловозы появились в государственном Гаврилово-Посадском конном заводе в 1886 году путем скрещивания английских клейдесдалей с местными самками, выносливыми и неприхотливыми. От такого скрещивания на свет появились кони, обладающие привлекательным внешним видом, энергичностью, богатырской силой и хорошими адаптационными навыками.

В процессе развития породы «доноры» менялись, в формировании владимирских тяжеловозов принимали участие даже знаменитые английские шайры. При этом официально данную породу коней признали только к середине прошлого века.

Внешние характеристики владимирского тяжеловоза таковы:

Владимирские кони очень дружелюбные, уравновешенные и спокойные. Половое созревание у них начинается достаточно рано.

Красота владимирского тяжеловоза не может не привлекать, представители этой породы сейчас активно используются в спортивной охоте или же конном туризме, а в дальние времена их запрягали в телегу, плуг или упряжку.

Характеристики других пород тяжеловесных лошадей

А сейчас давайте рассмотрим характеристики других пород тяжеловесных коней, некоторые из них принимали непосредственное участие в формировании русских пород лошадей и не только.

Например, австралийский тяжеловоз является результатом скрещивания других известных пород:

  • суффолков;
  • шайров;
  • першеронов;
  • клейдесдалей.

Такие кони в среднем весят от 600 до 900 килограмм, их высота в холке составляет порядка 170 см. Австралийские кони невероятно дружелюбные и отлично приспосабливаются к работе, хорошо сидят в упряжи и под седлом. Они могут быть пятнистыми или же иметь однотонный окрас без пятен. Ноги животного имеют среднюю оброслость, ноги и грива имеют среднюю густоту.

Описание Брабансона

По-другому представителей такой породы называют еще бельгийскими тяжелоупряжными. Их ценят за отличные силовые способности и привлекательный внешний вид. Рост их средний – около 165 см. Такие кони имеют отличные породные качества и хороший характер. В числе внешних характеристик:

  • туловище плотное и сильное;
  • ноги короткие;
  • суставы выражены хорошо;
  • нижняя часть ног мохнатая;
  • грива короткая.

Забытая порода – битюг

Такая древняя порода родом из России в наши дни не сохранилась. Но остались сведения, что ее представители были необычайно трудолюбивыми и хорошо ценились в домашних хозяйствах. В среднем битюги имели рост около 158 сантиметров, имели бурую или мышастую масть. Такая порода появилась вследствие скрещивания рысаков с русскими тяжеловозами.

Битюгов также называли «ломовыми» лошадями . К сожалению, не сохранилось их фотографий, но если посмотреть на фото русского тяжеловоза, то можете примерно понять, как могли выглядеть битюги.

Французские булонские тяжеловозы

Булонские тяжеловозы родом из Франции. Многие их считают наиболее изящными представителями тяжеловозных коней. Эти лошади способны отлично переходить в рысь на бегу, передвигаются легко и быстро. Особи могут быть как малыми, так и крупными. В наше время крупные особи используются преимущественно для езды в упряжках, также и в мясной промышленности. А вот малый тип сейчас практически исчез.

Внешние характеристики такие:

  • средний вес составляет от 700 до 900 кг;
  • средний рост – 170 см;
  • уши изящные;
  • глаза большие;
  • лоб очень высокий;
  • грива вьющаяся.

А еще булонские тяжеловозы имеют чудесный добрый характер.

Ирландский тяжеловоз и его особенности

Данные кони невероятно подвижны, очень выносливы и имеют неприхотливый характер. Животное имеет относительно небольшие габариты, включая показатели по росту, но это не влияет на силу такого коня.

В настоящее время ирландская порода чаще всего используется в охотничьих или спортивных целях. У них очень привлекательная внешность, осанка ровная, спина прямая, круп покатый с высоким хвостом. Животное может иметь такие виды окрасов:

  • серый;
  • гнедой;
  • рыжий;
  • вороной;
  • разные окрасы с белыми пятнами.

Данные лошади способны отлично переходить в галоп и могут преодолевать большие препятствия.

Клейдесдаль или шотландский тяжеловозный конь

Такая порода считается привлекательной, она имеет хорошие ездовые качества. Ее вывели на территории Шотландии и успешно разводят в Великобритании в наше время. Лошади отлично хотят как шагом, так и рысью. Их тело весьма мощное, кости широкие, а мышечная масса большая. А чтобы животное имело высокую работоспособность, его следует содержать в хороших условиях и давать ему качественную еду.

Масти данной породы могут быть такими:

  • вороная;
  • чалая;
  • гнедая;
  • серая;
  • рыжая.

Ноги коня должны иметь выраженные суставы и быть массивными.

Першерон: характеристика породы

Представители породы отличаются большой массой и высоким ростов и в этом отношении их с уверенностью можно назвать рекордсменами. Есть особи, которые в холке имели рост свыше двух метров. Першероны очень выносливые и привлекательные, способны бегать несколько часов подряд. Они имеют арабские корни, благодаря чему они имеют красивую и рельефную голову и аккуратные уши.

Допустимые окрасы породы:

  • вороной;
  • серый;
  • в яблоках;
  • другие.

В наши дни першероны разводят без оброслых ног, благодаря чему за ними будет легче ухаживать, а животному будет легче работать на земле.

Суффолк

Такой тяжеловоз имеет массивное туловище, из-за которого ноги лошади могут показаться короткими. Их размер относительно небольшой, они отличаются работоспособностью и необычной терпеливостью. Обычно имеют каштановую масть и могут иметь разные оттеночные вариации:

  • лимонные;
  • мучнистые;
  • золотые;
  • медные и прочие.

Характерная для породы отметина – это белые «носки» или звездочка во лбу. Представители этой породы отлично подходят для обучения детей езде верхом, они покладистые и не склонны к конфликтам.

Шайр: главные тяжеловозы в мире

Шайр – это самая известная порода лошадей-тяжеловозов в мире, обладающая прекрасной внешностью. Эти английские кони престижны в плане разведения, благородные и стоят весьма недешево. Их часто привлекают для участия в соревнованиях, где они занимают первые места. Шайры всегда имеют оброслость на ногах независимо от региона их обитания. Чаще всего масть лошади гнедая или караковая, но бывают и другие окрасы. Имеют норовистый характер, в упряжь даются с трудом и не любят, когда к ним применяют физическую силу.

Как уже говорилось, разные породы лошадей-тяжеловозов часто принимают участие во всевозможных соревнованиях. Впервые соревнования с участием таких коней стали проводить в Советском союзе. В параметры оценки породы включали такие показатели, как тяговую выносливость, максимальную силу тяги и скорость доставки рысью и шагом.

Такие соревнования часто проводят и в США , Японии, Италии и других странах. Учитывается также породность коня, его характер, контактность с людьми, внешний вид и многое другое.

Итак, мы рассмотрели, чем отличаются от других тяжеловозные породы лошадей, и прочли характеристики некоторых из них.

Лошади-тяжеловозы – это животные, которые разительно отличаются от изящных верховых скакунов не только внешним видом, но и своими характеристиками и особенностями. Начало этому виду коней было положено в Средние века, а активное развитие тяжеловозы получили около трех веков назад. Эти животные внесли серьезный вклад в развитие промышленности и сельского хозяйства, и по сей день продолжают пользоваться популярностью. В современном мире насчитывается около десятка самых известных и распространенных пород таких лошадей.

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость, с которой это животное могло переносить его на большие расстояния. Многим известны фризская, арабская, ахалтекинская и многие другие породы коней, которые часто участвуют в скачках и прочих спортивных соревнованиях. Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой. Они активно разводятся, как и множество видов других сельскохозяйственных животных, включая коров и свиней с .

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость

Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой

Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы. Это животные, которые предназначены для перемещения массивных грузов, и отличаются целым рядом характеристик, не свойственных верховым коням.


Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы

Первые упоминания о массивных и мощных конях, способных выдерживать большие нагрузки, встречаются со времен Средневековья. Именно тогда, в эпоху рыцарства и жарких боев очень важно было иметь лошадей, которые могли нести немалый вес всадника в полном латном облачении. Кроме того, многие рыцари обряжали в доспехи и самих коней, чтобы тем самым защитить их от поражения копьем или мечом. Простые верховые животные были не предназначены к таким нагрузкам, а потому многие из них гибли на первые же сутки после начала похода.


Именно тогда, в эпоху рыцарства и жарких боев очень важно было иметь лошадей, которые могли нести немалый вес всадника в полном латном облачении

Тогда и стали использоваться массивные и крупные кони, которые обладали повышенной выносливостью. Информации о том, какие именно виды лошадей положили начало первым тяжеловозам, к сожалению нет. В те времена тяжеловесные животные могли обладать массой до двух тонн, а их рост нередко достигал двух метров. При таких огромных размерах лошади могли долгое время нести всадника на спине, но при этом быстро выдыхались при галопе и не имели возможности преодолевать препятствия.

Чтобы решить эту проблему, некоторые заводчики верховых животных Средневековья принялись проводить селекцию с целью формирования не только крупной, но и максимально выносливой лошади.


Заводчики верховых животных Средневековья принялись проводить селекцию с целью формирования не только крупной, но и максимально выносливой лошади

Кроме участия в рыцарских боях такие кони были очень полезны в следующих сферах жизни:

  1. Сельское хозяйство. Если верховых лошадей было невозможно использовать для перевозки грузов или для вспахивания поля, то тяжеловозы прекрасно годились для обоих видов работ.
  2. Промышленность. С развитием индустриального общества тяжеловозы активно использовались для перемещения грузов, например, дорогих товаров или строительных материалов.

1.Сельское хозяйство

2.Тяжеловозы активно использовались для перемещения грузов

Первая официально зарегистрированная порода лошадей-тяжеловозов появилась в Англии три века назад. Это суффолькская порода, которая отличается не только массивными размерами, но и повышенной выносливостью вкупе с послушным и добродушным характером. Сегодня это одна из немногих пород, которая не только положила начало новым видам тяжеловозов, но и сохранила в процессе селекции свои первоначальные качества и характеристики.

Примерно в то же время разведением таких животных стали заниматься и в Бельгии с Францией. Так в первой стране появились брабансоны, а в результате трудов французских коннозаводчиков были выведены першероны.

Так в Бельгии появились брабансоны

В результате трудов французских коннозаводчиков были выведены першероны

В России первые отечественные кони, предназначенные для тяжелых работ, были выведены в результате скрещивания русских упряжных лошадей и бельгийского ардена. Получившиеся животные отличались великолепными рабочими характеристиками и эстетичным внешним видом. Результатом великолепного экстерьера российских тяжеловесных лошадей стал их многолетний тщательный отбор.


Как и много лет назад, они выполняют те же работы, для которых были предназначены – перевозку грузов, работу на полях

Тяжеловозов, несмотря на развитие промышленных технологий, активно используют во многих сферах жизни и сегодня.

Как и много лет назад, они выполняют те же работы, для которых были предназначены – перевозку грузов, работу на полях и многое другое.

Самые распространенные виды тяжеловозов

Сегодня в мире насчитывается несколько десятков пород коней, которые предназначены для перевозки тяжелых грузов. Однако широко разводятся и используются всего несколько из них, в числе которых:

  1. Советский тяжеловоз;
  2. Першерон;
  3. Бельгийский тяжеловоз;
  4. Владимирский тяжеловоз.

2.Советский тяжеловоз

3.Першерон

4.Бельгийский тяжеловоз

5.Владимирский тяжеловоз

Ранее популярностью пользовалась и лошадь американская кремовая, которая тоже относится к разновидности тяжеловесов, но сегодня она разводится, в основном, только в США и в Канаде.

Шайры – это очень могучие и массивные животные. Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов. Они по совместительству представляют собой и наиболее древнюю тяжеловозную породу – первые упоминания о шайрах встречаются еще в записях, датированных первыми веками нашей эры. Они и сегодня пользуются огромным спросом, так как обладают целым рядом уникальных качеств и характеристик, в числе которых и неповторимый внешний вид, который поражает своим великолепием.


Именно эти английские кони – самые крупные представители вида тяжеловозов

Экстерьер породы:

  • массивный внешний вид;
  • высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см;
  • широкая, короткая и сильная спина;
  • массивная широколобая голова крупных размеров;
  • мускулистые и мощные ноги с крупными копытами;
  • длинный круп;
  • заостренные уши;
  • пушистый хвост.

Массивный внешний вид

Высота в холке не менее 165 см, причем у некоторых особей она может превышать 190 см

Мускулистые и мощные ноги с крупными копытами

Самые характерные масти для этой породы – это караковая и серая, реже можно встретить шайров гнедой и вороной масти. Очень часто на голове и ногах встречаются белые или палевые пятна. Распознать по фото лошадей-тяжеловозов породы шайр сможет даже человек, который никогда ранее не слышал о таких конях.

Характерные особенности этой породы:

  • Удивительная выносливость. Шайры способны перемещать большой вес на расстояние до нескольких десятков километров.
  • Дружелюбный характер. Представители этой породы очень миролюбивы и доброжелательны по отношению к другим животным и к людям. Они послушно подчиняются своим владельцам.
  • Обучаемость. Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения.

Удивительная выносливость

Они послушно подчиняются своим владельцам

Эти кони способны обучаться командам, выполняя все необходимые распоряжения

Именно порода лошадей шайр положила начало многим современным тяжеловесным видам.

Першерон

Это французские тяжеловозы, которые были выведены на юге Франции. Обычных животных, предназначенных для перевозки массивных грузов, скрестили со знаменитыми арабскими скакунами. В результате этого появились нынешние першероны, которые отличаются такими характеристиками, как:

  • Подвижность. Чистокровные першероны очень энергичны, а потому постоянно нуждаются в работе и в движении.
  • Добрый нрав. Представители этой породы всегда доброжелательно относятся к людям, выполняя все их распоряжения.
  • Высокая выносливость. Это позволяет использовать першеронов на фермах и в частных хозяйствах для самых различных видов работ.
  • Большая сила. Першероны способны перемещать за один раз до нескольких сотен килограммов груза на дальние расстояния.

Чистокровные першероны очень энергичны

Представители этой породы всегда доброжелательно относятся к людям, выполняя все их распоряжения

Позволяет использовать першеронов на фермах и в частных хозяйствах для самых различных видов работ

Не менее примечателен и внешний вид, которым обладают эти лошади-тяжеловесы. Отличительными чертами экстерьера першеронов являются такие характеристики, как:

  • укороченная спина;
  • длинная шея;
  • сухая, слегка вытянутая голова;
  • удлиненный круп;
  • длинные и мускулистые ноги.

Сухая, слегка вытянутая голова

Длинные и мускулистые ноги

Этих животных очень часто используют на сельскохозяйственных полях, а также для перевозки собранного урожая. Они великолепно работают в упряжке, как в одиночку, так и в компании с другими лошадьми.

Эти кони появились в результате длительных работ по скрещиванию российских упряжных лошадей с бельгийскими тяжеловесными породами. После тщательного отбора и выбраковки мир увидел выносливую и сильную лошадь, которая при этом отличалась превосходным экстерьером.

Главные рабочие характеристики советского тяжеловоза:

  • большие и развитые мускулы;
  • высокий рост;
  • массивные размеры;
  • повышенная выносливость;
  • скороспелость;
  • огромная сила.

Большие и развитые мускулы

Высокий рост

Массивные размеры

Особую популярность эти животные приобрели за свой послушный и добрый нрав. Они легко уживаются с другими животными, могут работать, как в одиночку, так и в одной упряжке с парой других лошадей. С готовностью выполняют приказы и команды. Чистопородные особи готовы к выполнению тяжелых работ уже по достижении трех лет.

Экстерьер:

  • массивные мощные ноги с выраженными мускулами;
  • широкий круп;
  • мощная спина;
  • короткая жесткая грива;
  • острые уши средних размеров;
  • крупная и массивная голова.

Массивные мощные ноги с выраженными мускулами

Широкий круп, мощная спина

Использовать этих тяжеловесов можно на всех видах работ, которые требуют перемещения какого-то груза на дальние расстояния. Некоторые заводчики, стараясь добиться максимального послушания и спокойствия коня, в раннем возрасте, чтобы во время охоты не страдала продуктивность работы.

Бельгийский тяжеловоз

Бельгийские тяжеловесные кони или ардены – это животные, которые положили начало многим породам тяжеловесов, включая и российские и советские виды. Они были выведены в Средние века, как идеальная порода мощных боевых коней.

Экстерьер этих животных отличается следующими особенностями:

  • средний рост, который редко превышает 170 см;
  • жесткая грива средних размеров;
  • высоко посаженный хвост;
  • крепкое и мощное телосложение;
  • мускулистое туловище;
  • широкий и вытянутый круп.

Средний рост, который редко превышает 170 см

Эти тяжеловесные лошади достаточно обучаемы и неприхотливы

Крепкое и мощное телосложение, мускулистое туловище

Эти тяжеловесные лошади достаточно обучаемы и неприхотливы. Отличаются повышенной выносливостью к климатическим условиям и к дальним переходам. Не требуют особых условий содержания.

Владимирский тяжеловес

Эта порода была сформирована под влиянием жеребцов из Шотландии, которых специально скрещивали с русскими кобылами. Для выведения лучших лошадей отбирали самых крупных жеребят из помета, которых затем откармливали на специально созданных пастбищах, расположенных во Владимирской области. Именно отсюда и пошло название породы.

Внешне эти животные уступают в размерах другим породам тяжеловесов

Внешне эти животные уступают в размерах другим породам тяжеловесов, но при этом обладают непревзойденной выносливостью и силой. Дополнительным их достоинством является приручаемость и нацеленность на работу с человеком. В результате этого таких коней можно использовать не только для тяжелых работ, но и для верховых прогулок.

Экстерьер владимирских тяжеловозов более изящен, чем у шайров или у советских пород, и больше всего напоминает орловского рысака. Отличительной чертой внешнего вида этих коней являются их тонкие, но мощные ноги и длинная изящная шея.

Экстерьер владимирских тяжеловозов более изящен, чем у шайров или у советских пород

Отличительной чертой внешнего вида этих коней являются их тонкие, но мощные ноги и длинная изящная шея

Все вышеперечисленные тяжеловесные породы коней активно разводятся и в наше время. Больше всего ферм, где занимаются разведением тяжеловесов, расположено в Канаде и Америке, в России и в странах Восточной Европы. Они ценятся не только за свои силовые характеристики и мощные возможности, но и за превосходный экстерьер.

Соревнования для тяжеловозных коней

Если для верховых пород лошадей устраивают соревнования по скачкам, конкуру и другим дисциплинам, то для тяжеловозов созданы собственные турниры, на которых они борются за звание лучших. Самые популярные соревнования для таких коней:

  • На выносливость. Здесь животные соревнуются между собой в возможности пронести груз на максимально дальнее расстояние.
  • На силу. Победителем становится участник, который поднял самый тяжелый вес.
  • На послушание. Владелец лошади отдает команды, а участник соревнований их выполняет.

Все перечисленные породы коней, фото которых можно найти на нашем сайте, обладают богатой историей, великолепным внешним видом и отличными рабочими характеристиками. Для их содержания достаточно обустроить хорошую конюшню и обеспечить животных нужным количеством еды и питья.

Следует помнить, что большинству тяжеловозов требуются регулярные нагрузки, так как в противном случае они начнут заболевать.