Примеры (образцы) написания эссе. Готовые эссе по обществознанию

  • 03.04.2024

Еще раз о мини–сочинений. Задание 29 по обществознанию.

Эссе как жанр сочинения стало распространяться относительно недавно, но оно уже прочно вошло в качестве формы сдачи выпускного экзамена: эссе пишут на ЕГЭ по русскому языку, по обществознанию, в форме эссе пишется исторический портрет на истории. Что же такое эссе , каковы особенности данного жанра, по каким правилам оно пишется? Давайте попробуем разобраться в этом.

«Эссе» - слово иностранное. Оно пришло к нам в русский язык из французского и в переводе обозначает « попытка, проба, очерк». Как видите, значение слова достаточно широкое - это и просто проба пера, и в то же время уже очерк. Так что в самом слове содержится так много сложного, непредсказуемого, так по-разному можно трактовать особенности эссе, что ученики порой просто не знают, что же требуют от них учителя, как написать это самое эссе.

И всё-таки всё не так уж и страшно. В самом значении слова уже содержится некоторая помощь нашим выпускникам. И как бы ни расписывали всё по полочкам, как должно писаться эссе по тому или иному предмету, не нужно забывать, что всё же в основе эссе - свобода творчества . Да, именно свобода. Конечно, выпускник должен написать эссе таким образом, чтобы проверяющий учитель увидел все основания для выставления баллов по тому или иному критерию. Однако по форме эссе может быть самым различным. И здесь уж полёта творчества у детей никто не сократит! Творите, выражайте свои мысли, покажите, какие вы интересные люди, каков у вас огромный багаж знаний!

Эссе по конкретному предмету имеет свои особенности. На страницах, посвящённых эссе по русскому языку и обществознанию, я отмечаю, каковы они. Сейчас же хочу остановиться на общих особенностях эссе.

Особенности эссе как жанра сочинения

    Главное в эссе - это передач мыслей, чувств автора, его отношения к тому, о чём он пишет.

    Свободная композиция и форма изложения . Однако нужно помнить, что свобода композиции обязательно сочетается с внутренней логикой, подчинению общей идее.

    Особенности стиля : образность (то есть широкое использование художественных средств выразительности), афористичность (использование цитат, известных выражений, пословиц, поговорок, фразеологизмов)

    В подтверждение мыслей автор эссе приводит яркие примеры, использует различные ассоциации, подбирает аналогии.

    Для эссе желательны интересные выводы, нестандартные подходы к решению проблемы, непредсказуемость.

    В эссе преобладает авторская оценка предмета рассуждения, эмоции, чем оно отличается от сочинения, в котором на первом плане - сочетание анализа произведения и рассуждений автора по этому поводу.

    Индивидуальность должна проявляться в эссе во всём: в подходе к проблеме, авторской позиции, стиле изложения, форме. В этом основная суть эссе - показать своё видение проблемы, свой взгяд на мир вообще, проявить своё творчество.

Эссе , таким образом , это небольшое прозаическое произведение публицистического жанра, характеризующееся ярко выраженной позицией автора по рассматриваемой проблеме, в эссе автор не претендует на исчерпывающее раскрытие данной проблемы.

29.3. Экономика.

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.»

(Генри Форд)

Примерный ответ.

Основная мысль афоризма. В данном высказывании Генри Форда, содержится мысль о главном назначении денег в жизни человека и общества в целом. Автор подчёркивает, что деньги необходимы для того, чтобы улучшать жизнь, ради этого их и нужно «делать». Нельзя не согласиться с Г. Фордом. Цель накопления денег, капитала вообще – это именно улучшение жизни, создание достойных для неё условий. Не должно быть обогащение ради обогащения, это приведёт к деградации личности, никогда не сделает человека счастливым. Попытаюсь доказать высказанное.

Итак, деньги – это товар особого свойства, являющийся всеобщим эквивалентом при купле-продаже. Это мы все знаем хорошо. Но обратим внимание на ключевое слово- «товар». Да, это лишь товар, и относиться к нему нужно именно как к таковому.

Деньги выполняют важные функции в экономической жизни общества: это и мера стоимости, и средство обращения, платежа накопления, это и функция мировых денег. На сегодняшний день существуют различные виды денег: наличные и безналичные, полноценные и полноценные. Деньги могут быть электронными, храниться не только, как раньше, в кошельках и сбербанках, но и на смарт-картах. В общем, человечество, развивая все сферы общества, совершенствует и сами деньги. Но основная их роль остаётся неизменной- способствовать развитию общества и человека, создавать комфортную жизнь. Главное- не перейти черту, за которой человек становится рабом денег.

Аргументы.

1. Деньги, если они становятся целью жизни человека, губят его как личность. Яркий пример тому- помещик Плюшкин из повести Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Обогащение стало его самоцелью. Он потерял семью, близких, отвернулся ото всех. И каков итог: «не то мужик, не то баба»- таким увидел его Чичиков. В его поместье запустение. Крестьяне находятся на грани выживания, да и сам он потерял понятие ценности вещей- для него обрывок бумаги, чёрствый кусок хлеба, полные амбары гниющего зерна-всё важно и дорого. А ведь Плюшкин- один из самых богатых из помещиков, к которым ездил герой, а живёт он как нищий. Это яркий пример того, как деньги берут власть над душой человека, превращая его в своего раба. Нужно ли ради такой жизни копить, «делать» их?

2. Быть материально обеспеченный человеком стремится сегодня каждый. Главное, нужно чётко осознавать, а для чего нужен капитал: для развития личности, для создания достойных условий для жизни и отдыха человека и его семьи, для пользы государству, – для этого должен каждый из нас трудиться. Сколько сегодня миллионеров ведут благотворительность, выделяя достаточную часть своего капитала на помощь нуждающимся!

В пример можно привести благотворительную деятельность миллиардера А.Б. Усманова, основателя холдинга «Металлоинвест». А.Б Усманов занимает пятое место в списке богатых и влиятельных бизнесменов России по итогам 2017 года.

Так, на развитие проекта «Тысяча городов России» им лично и его компаниями было пожертвовано около 120 миллионов долларов. Благотворительный фонд Усманова «Искусство, наука и спорт» создан специально, чтобы поддерживать талантливых молодых людей, давая им возможность покорять вершины в науке, спорте, искусстве. Только на покупку коллекции Мстислава Ростроповича, чтобы она осталась в России, было потрачено более 30 миллионов долларов. Да, можно делать большие деньги, быть состоятельным и влиятельным человеком, и в то же время быть уважаемым в стране за свои добрые дела.

Вывод.

Таким образом, прав был Г.Форд, поднимая одну из важнейших проблем времени, - роли денег в жизни отдельных людей и общества в целом. Необходимо, чтобы деньги служили людям, были той материальной, экономической основой, которая позволяла бы создавать достойные условия жизни, удовлетворять потребности, развиваться, двигаться вперёд. Кстати, сам Генри Форд девизом своей компании сделал слова: «Автомобиль для всех», его заводы выпускали наиболее дешёвые и доступные автомобили в начале 20-го века.

29.1.Философия.

«Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной».

Основная мысль цитаты.

В высказывании Мишеля Уэльбека содержится мысль о нравственной основе религии. Автор отмечает, что религия должна строиться на высоких моральных принципах, служить формированию нравственности человека, только тогда она будет ценна для общества. Я согласен с высказыванием автора. Действительно, религия должна формировать лучшие качества личности, объединять народ, служить добру и справедливости, а не создавать вражду между народами. Докажу высказанное.

Термины.Теоретическое обоснование.

Религия - это вера в сверхъестественное, в Бога или богов. Религиозные взгляды людей за период исторического развития претерпели изменения- от язычества к монотеизму, то есть вере к Единого Бога. Одни религии являются национальными, так как их верующие - это либо население одного государства (конфуцианство- Китай), либо представители одной национальности (иудаизм- евреи). Другие религии, мировые (их три- буддизм, христианство, ислам), не связаны ни с конкретным государством, ни с национальностью. Они распространены по всему миру и имеют большое количество верующих. Все религии объединяют их функции, основные из которых- воспитательная, мировоззренческая, социализирующая и регулирующая. Религии помогают в формировании высоких нравственных качества личности: доброты, сострадания, милосердия, порядочности и многих других. Однако некоторые люди, группы пытаются использовать религию в качестве средства для национальной вражды, шовинизма, доходя до религиозного фанатизма и терроризма. С подобными проявлениями общество и государство ведут борьбу.

Аргумент № 1.

Вера в Бога способна очистить душу человека, помочь ему понять себя, осознать свои ошибки и начать жизнь по-новому. Так произошло и с героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родионом Раскольниковым. Совершив страшное преступление, убив старуху -процентщицу и её сестру, именно через веру в Бога, через любовь в нему Сони Мармеладовой, которая помогла ему в этом, он осознал, насколько чудовищно его преступление и сама теория, по которой сильная личность может убивать других ради высоких целей. Вера помогла герою стать чище, раскаяться в содеянном, вновь поверить в себя.

Аргумент №2.

Во многих источниках, в том числе и в учебнике «История России» для 10 класса под редакцией А.Н. Сахарова, содержится информация о том, как было принято христианство на Руси в 988 при князе Владимире, какие изменения произошли в жизни страны и в сознании людей. Одним из многих положительных последствий данного события стало изменение нравственных законов. Стал меняться уклад жизни. Появилось понятие семьи как пожизненного союза мужа и семьи, было осуждено многожёнство. Возросла роль семьи, она стала основой общества. Появилось понятие греха, христианские заповеди учили человека жить по ним- не красть, не убивать, не прелюбодействовать, не лжесвидетельствовать, почитать мать и отца. Всё это стало основой воспитания человека. Кроме того, люди стали ощущать себя принадлежащими к одной религии, стране, стала формироваться древнерусская народность. Христианство играло и играет важную роль в формировании личности на высоких нравственных принципах.

Таким образом, прав Мишель Уэльбек, затронув важнейшую проблему времени- роли религии в жизни общества, её влияния на духовное становление личности, формирование основ нравственности. Только религия, способная позитивно влиять на духовную жизнь общества, является ценной для него.

29.1 .Философия.

«Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.»

Основная мысль цитаты.

В высказывании Роберта Хайнлайна содержится мысль о роли средств связи в обществе. Автор имел в виду, что тот, в чьих руках связь, способен «захватить страну» как в политическом смысле, так и в переносном - овладеть сознанием, душами народа. С мнением Р. Хайнлайна трудно не согласиться. Действительно, любые средства связи (а на сегодняшний день они самые разнообразные - телефонная, электронная связь, возможности Интернета, СМИ) способны влиять на мнение общества по тем или иным вопросам, потому автор и пишет о необходимости подчинить связь, чтобы влиять на общество. Не случайно, например, СМИ называют «четвёртой властью». Докажу высказанное.

Термины. Теоретическое обоснование точки зрения.

Средства массовой информации выполняют в современном обществе множество функций. Среди них информационная, транслирующая, мобилизационная, образовательная, воспитательная, социализирующая. Несомненно, что одной из ведущих является идеологическая, ведь СМИ способны пропагандировать те или иные идеи, взгляды, формировать точки зрения на те или иные вопросы. В этом смысле их влияние может быть как позитивным, направленным на созидание, консолидацию, так и негативным, вызывая недовольство в обществе, столкновение интересов, которые могут перерасти в серьёзные беспорядки. Это должны учитывать все, кто связан с деятельностью СМИ, чувствуя свою ответственность перед обществом.

Аргументы.

1.В учебнике истории для 11 класса под редакцией А.Н. Сахарова, в параграфах, посвящённых Октябрьской революции, авторы отмечая основные задачи партии большевиков в данный период,подчёркивают, что одной из ведущих была задача захвата телеграфа, что позволяло держать ситуацию под контролем, пресекало возможность утечки информации, связи врагов революции друг с другом для оказания совместного сопротивления. Этот факт свидетельствует о понимании В.И. Лениным и другими большевиками важности обладания средствам связи.

2.В современном мире роль СМИ неоценима, особенно с появлением Интерната, когда возможности новых информационных технологий значительно расширились. В книге И.Н. Панарина «СМИ, пропаганда и информационные войны» отмечено, что возможности Интернета широко используются во всех сферах общества. Так, в образовании в РФ на сегодняшний день практически во всех школах есть доступ к данной сети, что даёт возможности модернизировать методы преподавания. Конечно, как отмечает автор, есть и негативные последствия Интерната, как и любого технического изобретения. Здесь появляется проблема воспитания, обучения верному использованию возможностей Всемирной информационной сети.

Вывод.

Таким образом, автор высказывания верно подметил важную роль средств связи обществе. Для «захвата» страны нужно иметь в руках такое важное средство, как СМИ. Это должно заставлять общество повышать требования к ним, не допускать их негативного влияния.

29.3. Экономика.

«Предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует их как возможность.»

Питер Друкер

Основная мысль цитаты.

В высказывании теоретика менеджмента 20 века Питера Друкера содержится мысль о сущности успешной предпринимательской деятельности. Автор подчеркнул одно из обязательных условий эффективности предпринимательства-стремление к изучению рыночной ситуации, быстрая реакция на них, умение подстраиваться под потребности рынка. С мнением П. Друкера трудно не согласиться. Действительно, только знание рыночной ситуации, умелое изучение спроса потребителей и стремление его удовлетворить может привести к прибыли- конечной цели предпринимательской деятельности.

Термины. Теоретическое обоснование позиции.

Предпринимательская деятельность - это деятельность, целью которой является получение прибыли. Путей для достижения цели много. Один из них - это учёт законов рынка- спроса и предложения . Спрос, то есть количество товаров и услуг, которое потребитель хочет и может приобрести по данной цене в данное время, может повышаться и снижаться. Предприниматель должен уметь видеть колебания спроса, понимать, что он зависит от многих факторов: доходов потребителей, их вкусов, сезонной необходимости, размеров рынка и др. Немаловажное значение имеет и знание своих конкурентов, каков их товар. Стимулирующая функция рынка в том и состоит, чтобы вызвать желание предпринимателей совершенствовать свою продукцию, используя новейшие достижения науки и техники. Таким образом, бизнес требует не только вложения капитала, но и знаний рынка и процессов экономики в целом. Аргумент 1.

Очень хорошо разбирался в потребностях своих одноклассников герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» П. Чичиков. Его предпринимательские способности проявились уже в училище, когда герой продавал своим товарищам угощения, которые ему же ими были ранее предложены. Он хорошо понимал, что настанет время, когда одноклассники будут голодны. Вот тогда-то он и продаст им еду. А как ловко он выкрасил снегиря, тоже продав его, понимая, что необычное всегда заинтересует окружающих. Это ли не признаки предпринимательской жилки- знать, что изготовить, продать, кому нужно и в удобное время, чтобы получить выгоду. Не случайно из него в будущем вырос настоящий делец, не останавливающийся ни перед чем ради достижения благополучия, даже перед продажей мёртвых душ.

Аргумент 2.

Многие экономисты пишут о составляющих успеха в предпринимательстве. Одной из них называют знание рынка. Так в книге «Организация предпринимательской деятельности» автор профессор А.С. Пелих пишет о том, что очень важна ориентация на рынок, необходимость его изучения. Предприниматель, особенно в первоначальный период своей деятельности, должен быть еще и специалистом по маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения маркетинговой информации и выводов, но владеть знаниями из области маркетинга он должен в любом случае. Именно с изучения потребностей рынка начинали свою деятельность представители компании «Эльдорадо» и её лидер Игорь Яковлев. Первый магазин электронной и бытовой техники был открыт в 1994 году в Самаре, сегодня же сеть магазинов «Эльдорадо» занимает около 30 % рынка данного вида товаров. Каждая третья стиральная машина или телевизор покупаются именно в данных магазинах. Покупатель становится все более требовательным к ассортименту, качеству товаров, уровню сервиса. Всё это изучается и учитывается в работе компании.

Вывод. Таким образом, Пиетр Друкер поднял одну из актуальных проблем предпринимательской деятельности- изучение потребностей рынка. Необходимо постоянно быть в курсе меняющейся ситуации на рынке, стремиться идти в ногу со временем, быть в курсе новейших технических разработок в той области, которой занимается отдельный предприниматель или фирма, компания. Результатом станет получение прибыли, удовлетворение от своей деятельности. Нужно использовать любые изменения в качестве возможностей движения вперёд.

Готовые эссе на разные темы.

« Банки охотно дают деньги тем, кто может доказать, что в них не нуждается».

Банк предоставляет свои услуги тем, у кого есть средства и источники доходов.
Банковская система – совокупность национальных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. Банковская система состоит из двух уровней: Центробанка – главного банка страны, и кредитных организаций. Функции коммерческих банков можно разделить на активные и пассивные. Одной из активных функций банка является выдача кредита. Кредит – предоставление физическому или юридическому лицу, нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счёт банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм. Основными принципами кредитования являются: срочность, платность, возвратность и гарантированность. Кредиты могут различаться по способу кредитования, по срокам, по характеру предоставления кредита и по субъектам кредитования. В данном высказывании автор поднимает проблему активных функций банка. Я согласна с автором. Во- первых, чем обеспеченней человек, тем большая вероятность, что он выплатит кредит в срок. Во- вторых, банкам выгоднее работать с состоятельными клиентами, так как они берут кредиты на большие суммы, обеспечивая тем самым банку большее получение прибыли. В-третьих, работа с обеспеченными клиентами связана с минимизацией рисков и увеличением престижа банка.
В России кредитные организации должны получить лицензию на деятельность от Центробанка. Развитие банковской системы России не отстает от других стран. Особым спросом пользуются ипотечные кредиты, объем которых в 2012 году превысил докризисный уровень.
В силу своего возраста, я не могу взять кредит, но считаю, если разумно и ответственно подойти к этому вопросу, то можно, благодаря кредиту, выйти из сложного финансового положения.
Менее обеспеченным людям сложнее получить кредит, чем богатым, но иногда это единственная возможность решить свои проблемы.
Челоянц Наира, 10 А класс.

«Богатым человека делает его сердце»
Л. Толстой.

Нельзя судить о богатстве человека по толщине его кошелька. Только наличие высоких моральных качеств позволяет считать человека истинно богатым.
Нравственность- это степень усвоения личностью моральных ценностей и следование им в повседневной жизни. Человек может не совершать дурных поступков потому, что боится наказания или дорожит мнением других людей. Но высшая степень развития духовности- опора в своем поведении на определенные принципы. Если стремление к наживе и удовольствиям превращается в неуёмную страсть, вся жизнь человека подчинена алчности. Ненасытная жадность и стяжательство вытесняют из души человека все нравственные качества. Такой человек находит оправдание всем дурным поступкам или даже преступлениям, если они увеличивают его сокровища.
В этимологическом словаре слово «богатый» означает «хранимый богами.» Согласно христианскому учению, Господь делает человека богатым для того, чтобы он использовал своё богатство на благо других людей. Тогда, согласно золотому правилу морали, человек получит от окружающих уважение и доброе отношение. Никакие материальные блага не заменят красоту человеческой души, а именно это и привлекает к нам других людей, создаёт широкий круг общения.
Ярким примером нравственного поведения является благотворительная деятельность русского купечества. Щедрые пожертвования на развитие культуры и образования, забота о сиротах, инвалидах и бездомных – всё это было привычными статьями расходов российских купцов второй половины 19 века. Наиболее значительными результатами благотворительности московского купечества стали: Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, Алексеевская больница и многие другие учреждения. В наши дни традиции благотворительности стали возрождаться.
Я считаю, что нам следует сохранить эту тенденцию, и тогда количество по-настоящему богатых людей будет только увеличиваться. Когда я стану экономически самостоятельным, то планирую тратить часть моих денежных средств на благотворительность.
Деньги и материальные ценности не важны сами по себе. Богатым человека делает его доброта, его милосердие, всё, чем человек дорожит.

Павел Зайцев.

« Будь поучтивее с людьми, которых встречаешь, взбираясь наверх, – ты ещё встретишься с ними, когда будешь спускаться» У. Мизнер.

Человеческая жизнь непредсказуема, в ней бывают не только взлёты, но и падения.

На протяжении всей жизни человек приспосабливается к окружающей его среде. С младенчества до старости человек включён в процесс социализации – усвоения социальных ролей и культурных норм. Положение человека в обществе никогда не бывает одинаковым: мы выполняем множество социальных ролей, входим в различные страты, имеем различный социальный статус. Положение человека в страте на взгляд М. Вебера определяется четырьмя основными критериями: доход, власть, образование, престиж. Положение в той или иной страте не статично. Сорокин ввёл понятие социальная мобильность – изменение места, занимаемого человека или группой людей в социальной структуре. Социальная мобильность может быть индивидуальная и групповая. Причинами групповой мобильности могут быть социальные потрясения, войны, стихийные бедствия. Индивидуальная мобильность может зависеть от образования, способностей, смены места жительства, изменения семейного положения. Различают вертикальную мобильность – когда человек передвигается вверх-вниз по стратам и горизонтальную – когда передвижение происходит в рамках одной и той же страты. Показателями мобильности являются скорость передвижения и интенсивность. В результате передвижения человек может утратить свой прежний статус и оказаться неспособным приспособиться к новой страте, в рамках которой он оказался. Такие люди называются маргиналами. В зависимости от мобильности различают открытые общества, закрытые и общества смешанного типа – когда законодательно смена страты запрещена, но на деле возможна. В течении жизни человек может повысить своё образование, неоднократно изменить своё место жительство (миграция и эмиграция), изменить своё семейное положение, заняться предпринимательской деятельностью, сделать карьеру. Продвигаться вверх по социальной лестнице индивиду, как правило, помогают другие люди, а не только его личные способности. Но многие, достигнув вершин, забывают о тех, кто когда- то им помог, начинают смотреть свысока на своих друзей, которые находятся ниже по социальному статусу. Я считаю, что поведение человека, который добился в жизни каких – то высот, во многом зависит от его воспитания и от тех жизненных принципов, которых он придерживается. Находясь наверху, нужно всегда помнить, что жизнь непредсказуема, и в один прекрасный день ты можешь оказаться на месте тех, над которыми ты сейчас смеёшься и которых презираешь.

Пример эссе по обществознанию 2016

Написание грамотного мини-сочинения по обществознанию в крайне важно на тестировании ЕГЭ. Более того, важно не столько само написание, сколько в принципе умение писать сочинения. Вы должны понимать, что этот навык важен для выполнения в принципе 2 части теста ЕГЭ. Ну, сможете ли вы к примеру выполнить задание 25, если не владеете терминами? Нет. Так и в эссе по обществознанию надо уметь использовать термины.

В ноябре 2015 года мы проводили , в материалах которого содержится методика написания эссе. Она же есть и в видеокурсе «Обществознание. ЕГЭ на 100 баллов» .

Ну, а если вы хотите проверить существующее ваше эссе, или попрактиковаться в его написании, равно как и попрактивоваться в других заданиях: милости просим получить материалы .

Ниже приводится пример эссе по обществознанию, написанный по всем правилам и канонам. Более того, пример этого эссе отличается от того, которое я приводил . Синим отмечена объяснение проблемы, а также ее аспекта; красным — теоретическая аргументация, зеленым - фактическая аргументация, коричневым — выводы. Пример эссе был написан мною вчера на наших курсах подготовки к ЕГЭ с детальным объяснением ученику, как конкретно, что надо делать.

«Большинство имеет за собой власть, но не право: меньшинство всегда имеет за собой право»

В данном высказывании поднимается проблема соотношения влияния большинства (например проголосавших за что-либо) и учета мнения меньшинства при реализации власти; а также проблема реализации прав. Данная проблема актуальна как для демократических режимов, так и для недемократических.

Рассмотрим данное высказывание с позиций теории элит. Согласно этой теории общество делится на элиту (организованное меньшинство) и класс управляемых, к которому относится большинство людей. Большинство людей может либо поддерживать существующую элиту, и тогда она имеет право принимать государственные решения. В этом случае политологи говорят о легитимности власти. Или же большинство может не поддерживать существующую элиту, и тогда можно говорить о кризисе легитимности. В любом случае данное высказывание имеет под собой реальную основу: большинство имеет власть выбирать себе ту или иную политическую элиту, и вместе с этим передавать ей (элите) право принимать государственно значимые решения.

Выше мы писали, что данное высказывание может быть справедливо как для демократического режима, так и для недемократического режима. Разберем некоторые примеры.

Так, современные США проводят явную внешнюю политику, направленную на дестабилизацию равновесия в мире. Примерами этой политики могут служить «арабская весна» в Ливии в 2011 году, когда там был свергунт Муамар Каддафи, или двумя годами позже та же участь постигла Египет.

Если говорить о недемократических государствах, то примером может служить политика нацистской Германии в период с 1933 по 1945 годы, которая де-факто поддерживалась большинством немцев.

С другой стороны, в данном высказывании есть ещё один аспект, который актуален только для демократического режима. А именно при голосовании над принятием какого-либо решения большинство имеет и власть и право принять его. Но при этом учитывается мнение меньшинства, у которого есть на это право.

Например, при избрании в парламент страны, большее количество мест занимает победившая на выборах партия. Но партии, получившие меньше голосов избирателей, тоже получают места в Парламенте. В этом и кроется право меньшинства на учет его мнения.

Но для недемократических режимов данная ситуация не применима, так как после принятия решения, если меньшинство заявляет какие-то права на его пересмотр, оно (меньшинство), как правило, подвергается репрессиям. Так происходило и в нацистской Германии, и в СССР периода сталинизма и в Комбодже при Поле Поте.

Таким образом, заявленное в теме эссе высказывание справедливо лишь отчасти: при рассмотрении политической жизни с точки зрения теории элит, если понимать под большинством граждан государства, а под меньшинством – элиты, тогда высказавание справедливо: большинство имеет власть, а меньшинство право. Но при рассмотрении высказывания с позиций избирательных технологий оно справедливо только для демократии, и не справедливо для недемократических режимов.

Эссе представляет собой уникальный литературный жанр. По существу, это любое краткое произведение-сочинение, написанное в частном порядке по какому-либо вопросу. Ключевой особенностью эссе является его авторское оформление - в отличие от стилей научных и публицистических, имеющих строгую спецификацию стилистики. В то же время эссе стоит на ранг ниже художественных произведений.

Терминология

Кратко можно сформулировать такое определение эссе - это обоснование личностной точки зрения человека в письменной форме. Тем не менее стоит учитывать, что произведение данного литературного жанра не претендует на то, чтобы быть базисом рассматриваемого вопроса или его исчерпывающим информационным источником. Такое сочинение содержит авторские умозаключения и выводы. Поэтому то, образец его написания и требования - являются лишь рекомендациями или сводом правил (относится к последнему), а основную часть должны занимать свои мысли.

Историческая справка

Эссе происходит от французского "попытка", "проба", "очерк". И зародился этот жанр также в этой прекрасной стране, еще в эпоху Возрождения. Французский писатель и философ впервые попытался написать "обо всем и ни о чем, не имея предварительной тематики и плана действий". Он утверждал, что ему нравится смягчать смелость своих мыслей, добавляя в предложения умеренно подвергающие сомнению домыслы "может быть" и "вероятно". Так "возможно" - стало выражением формулы эссеистики в принципе. Эпштейн, в свою очередь, определил этот жанр как некую метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности.

Отличия от романа

Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для русской литературы, особенно классической. Эссе же, в свою очередь, оказало огромное влияние на западную прозу.

В отличии от романа, эссе монологично и представляет индивидуальность автора. Это сужает его рамки, как жанра, а картина мира представлена крайне субъективным образом. В то же время эссе неизбежно интересно тем, что раскрывает внутренний мир конкретного человека, не вымышленного, а целиком реального - с его достоинствами и недостатками. Стилистика такого литературного произведения всегда содержит отпечаток души человека. Роман же раскрывает характеры всех персонажей и героев, вышедших из-под пера автора, не менее интересно, но виртуально, нереально.

Зачем пишут эссе?

У студентов и абитуриентов в предверии экзаменов нередко возникает вопрос о том, как написать эссе. Образец написания этого вида работы ищут тоже часто, и, стоит сказать, найти его не составляет труда. Но зачем в принципе его писать? На этот вопрос также есть ответ.

Написание эссе развивает творческое мышление, навыки письменного изложения мыслей. Человек учится выявлять причинно-следственные связи, структурировать информацию, формулировать то, что ему хотелось бы высказать, аргументировать свою точку зрения, иллюстрируя ее различными примерами, подытоживать изложенный материал.

Обычно эссе посвящают философской, интеллектуальной и морально-этической проблематике. Последнее часто используется для задания сочинений школьникам - к ним не предъявляют строгих требований, ссылаясь на недостаточную эрудицию и неофициальное оформление работы.

Классификация

Условно эссе делят по таким признакам:

  • По содержанию. Сюда относят художественные и художественно-пблицистические, исторические и философские, духовно-религиозные и пр.
  • По литературной форме. Среди них могут быть письма или дневник, заметки или рецензии, лирические миниатюры.
  • По форме. Такие как: описательные, повествовательные, рефлексивные, аналитические, композиционные и критические.
  • По форме описания различают субъективные и объективные. Первые отражают особенности личности автора, вторые нацелены на описание предмета, явления, процесса и так далее.

Отличительные особенности

Эссе можно "опознать" по следующим признакам:

  • Небольшой объем. Обычно до семи страниц печатного текста, хотя в разных учебных заведениях могут быть свои собственные требования по этом поводу. В некоторых вузах эссе - полноценная работа на 10 страниц, в других ценят краткое изложение всех своих мыслей на два листа.
  • Конкретика. Эссе обычно отвечает на один определенный вопрос, который зачастую формулируется в теме задания. Трактовка же ответа субъективна и содержит авторские выводы. Опять же, в зависимости от спецификации сочинения, может понадобиться рассмотреть проблему со всех углов, даже если половина из описанных мнений ни в коем случае не относится напрямую к автору.
  • Вольная композиция. Эссе отличается ассоциативным повествованием. Логические связи продумывает автор, следуя своему мышлению. Напомним, в эссе открывается его внутренний мир.
  • Парадоксы. Причем явление парадоксов имеет место быть не только в самом тексте, но и в принципах самого эссе: ведь данный литературный жанр, хоть и представлен в свободном повествовании, обязан иметь смысловую целостность.
  • Согласованность тезисов и утверждений автора. Даже если автор противоречивая натура, он обязан объяснить, почему не может выбрать одну точку зрения, а не терять нить повествования, то обрывая ее, то начиная заново. В конечном итоге, даже страницы дневника, переделанные под эссе, обрамляются литературными нормами. Ведь итоговое сочинение прочитает не только сам автор.

Как написать эссе?

Образец работы может ввести новичка в заблуждение: один или пара примеров мало чем помогут автору, который не может понять, что от него собственно требуется.

Прежде всего, стоит упомянуть, что для написания так называемого очерка, необходимо свободно владеть темой. Если при написании приходится обращаться за информацией к многим источникам, эссе перестает быть таковым. Это правило выходит из того, что в своей "пробе" автор выражает истинно свою точку зрения, хотя, конечно, он может подчеркнуть ее цитатами великих людей и т. п. Конечно, чтобы данные были достоверные, необходимо их проверять. Но эссе пишется не на основе материала, а отталкиваясь от него, приходя к своим выводам и итогам.

Почему возникают проблемы с написанием?

Многие студенты пытаются найти образец эссе, из-за того, что в школах уделяют недостаточно времени для написания подобного типа работ. Школьные сочинения, хоть и причисляют к этому жанру, а некоторые учителя формулируют задание, используя именно эту терминологию, все же не имеют конкректной спецификации. Как уже было упомянуто ранее, школьные эссе даже не всегда величаются таковыми. В средних учебных заведениях дети лишь начинают учиться формулировать свои мысли в литературном формате. Вот почему многие приходят сдавать со страхом - им предстоит в сжатые сроки выразить свою точку зрения, в то время как они этого совершенно не умеют.

Структура эссе

Темы сочинения обычно подаются в виде цитат известных людей, с которыми пишущий может согласиться или не согласиться, аргументируя свое мнение.

Именно поэтому рекомендуется начинать эссе со слов "я солидарен(на) с данным мнением" или "не могу сказать, что думаю так же, как автор", или "данное утверждение кажется мне спорным, хотя по некоторым пунктам я присоединяюсь к этому мнению".

Второе предложение должно содержать объяснение того, как было понято утверждение. Писать нужно от себя - что, по мнению пишущего, хотел сказать автор и почему ему так кажется.

Основная часть эссе - это развернутое изложение авторской точки зрения, по принципу "я считаю так, потому что...". Можно обращаться за помощью к другим цитатам и афоризмам, с которыми солидарен пишущий.

Заключение очерка - итоги работы. Это обязательный пункт, делающий произведение завершенным.

Рассмотрим основные предметы, по которым пишутся эссе.

Обществознание

Обществознание - предметом изучения которой является комплекс общественных наук. Рассматривается тесная взаимосвязь социальных учений, а не каждое из них по отдельности.

Так, в курс обществознания могут входить:

  • социология;
  • политология;
  • философия;
  • психология;
  • экономика.

Изучаются основы данных дисциплин.

Образец эссе по обществознанию зачастую необходим выпускникам при написании ЕГЭ. Структура этого сочинения полностью соответствует поданной выше структуре. На проверке знаний учащимся могут предоставить в качестве темы высказывания известных философов, социологов и прочих деятелей общественных наук.

Ниже представлен образец написания эссе по обществознанию (в кратком виде).

Тема: "Во время войны законы молчат. Лукан"

"Прочитав это высказывание впервые, я решил, что абсолютно согласен с данным утверждением. Но немного позже мне пришло в голову, что эта цитата, как практически все в нашем мире, не так проста.

С высказыванием Лукана у меня ассоциируется другой небезызвестный афоризм - "В любви и на войне все средства хороши." Наверно, потому, что многие безоговорочно следуют этому правилу, считая его верным, и получается, что в военное время все законы предпочитают помалкивать.

Но есть и другая сторона медали: во время войны действует сам закон войны. "Убей или будешь убит". А славные герои следуют законам, которые подсказывают им их сердца. Во имя любимых, родных и близких.

Вот и получается, что война создает новые законы. Более жесткие и бескомпромиссные, чем мирное время.

Конечно, я могу понять Лукана: все его цитаты наводят на мысль, что этот человек придерживался пацифисткой точки зрения. Миролюбивым себя считаю и я. Но конкретно это высказывание не проходит логической проверки с моей стороны, поэтому сказать, что я с ним согласен, я не могу."

На самом ЕГЭ ставят ограничение по количеству слов в интервальном виде. Очень важно их придерживаться, иначе даже четко выверенная структура эссе не пройдет верификацию экзаменатора.

История

Историю причисляют к наукам об обществе и природе. Несмотря на то что в придерживаются разделения этой дисциплины на две отдельные: всемирная и той страны, в которой проходят обучение, основы написания эссе для обоих предметов аналогичны друг другу.

В выборах темы для написания сочинения по истории, чаще могут отходить от афоризмов и цитат. С равным успехом это могут быть размышления о глобальных последствиях войн, оценка действий небезызвестных декабристов или диссидентов, авторское мнение по поводу какой-либо исторической личности или явления. Для написания эссе по истории студенту (или абитуриенту, или ученику) необходимо иметь твердые знания по заданной тематике. При этом в качестве примера не подойдет образец эссе по обществознанию, ведь данная дисциплина нередко рассматривает морально-этическую проблематику. Хотя для написания очерка по этому предмету требуется достаточная эрудиция во многих сферах.

Но немаловажен вопрос о том, как оформить эссе. Образец исторического эссе по своей структуре, опять же, не отходит от заданных правил. Однако же к нему могут предъявляться дополнительные требования в виде использованного списка литературы и титульного листа.

Пишем эссе по истории

Даже если образец эссе по истории в данный момент не под рукой, можно написать отменное сочинение, следуя таким правилам:

  • Для начала ищется информация по заданной теме: даже если она хорошо знакома, не мешает повторить материал.
  • Далее его нужно структурировать, выявить причинно-следственные связи, примерно расписать план, по которому будет продвигаться рассуждение.
  • Важно продумать аргументы и контраргументы.
  • По поводу стиля: лучше спросить у преподавателя, какой рекомендуется использовать. В редких, но имеющихся, случаях необходимо писать в научном стиле.
  • Не забыть о выводе (важность итогов работы рассказана в описании структуры эссе).

Русский язык

Эссе по русскому языку несколько походит на школьное сочинение-рассуждение, но на таких проверках знаний, как ЕГЭ, включает большее количество правил написания. В этом и состоит его сложность.

Эссе необходимо написать по предложенному экзаменаторами тексту, потому необходимо:

  • Выявить проблематику данного текста.
  • Описать аспекты этой проблемы.
  • Аргументировать свою точку зрения по поводу того, что хотел сказать автор.
  • Сделать выводы.

Как видно, к обычной структуре эссе прибавляется уточнение: тема (в данном случае - проблематика) выявляется пишущим и формулируется им же. Кроме того, при проверке сочинения по русскому языку больше внимания уделяется речевым, грамматических и пунктуационным ошибкам. Дополнительные баллы в пользу автора в глазах проверяющего добавляются и при использовании литературных аргументов, известных примеров и так далее. Последовательность в данном случае также играет важную роль. Образец эссе по русскому языку должен четко следовать всем вышеуказанным требованиям.

Английский язык

В языку в постсоветских странах, где он не родной, полностью отходят от правила давать как тему высказывание или цитату. В переводе на русский они зачастую очень просты, а само написание эссе направлено на проверку использования иностранного языка при изложении своих мыслей.

Большое внимание следует уделить грамматике, разным временам, сложным конструкциям, синонимайзу простых слов.

Эссе по английскому: классификация

Сочинения на английском принято делить на три вида:

  • "за" и "против" какого-либо явления, представляющего собой тему эссе;
  • эссе-мнение, в котором очень важно взглянуть на тему с разных сторон;
  • предложение решения какой-нибудь проблемы (часто дают нечто глобальное).

Написание эссе по английскому

И вот дано конкретное задание: написать эссе по английскому. Образец того, как это можно сделать, представлен ниже.

  • Используйте вводные слова: moreover, indeed, generally, mostly, usually, recently, besides.
  • Вставляйте шаблонные фразы, с которых можно начать абзац: to begin with, doubtless, one argument is support of.
  • Пользуйтесь английскими клише, устойчивыми словосочетаниями, идиомами, фразеологизмами и поговорками: long story short, one cannot deny, one does not simply, nail drives out nail.
  • Не забывайте о том, как по-английски можно сформулировать вывод: in conclusion, I can say that although , so it’s up to everybody to decide whether … or not.

Оформление

Выше было подробно изложено, как правильно написать эссе. Образец, формально хоть и был предоставлен только один, отражает суть происходящего и того, что хочет увидеть проверяющий в сданном ему опусе.

Но после того как сочинение было написано, возникает проблема с его оформлением.

Обычно такая спецификация уточняется у преподавателя. А препятствие заключается конкретно в том, как оформить в эссе титульный лист.

Образец представлен ниже.

Наверху страницы, посередине, построчно:

Министерство образования и науки (название страны),

полное название высшего учебного заведения,

факультет,

В центре листа:

дисциплина,

тематика эссе.

С правой стороны страницы:

студента (ки) группы (название группы),

фамилия, имя, отчество.

Внизу страницы, посередине:

город, год написания работы.

Из чего следует, что оформить в эссе титульный лист (образец очень хорошо показывает это) - несложно. Требования близки к аналогичной спецификации реферата.

Например, если рассаматривать образец эссе по истории, то можно убедиться, что в данном случае работа пишется на основе использованных источников. Так что иногда требуется библиография. Но даже это не приносит особо трудностей в то, как оформляется эссе. Образец написания списка использованной литературы такой же, как и у докладов, рефератов и прочих подобных работ.

Например:

Ратусь Л. Г. "Философия в период Нового времени". — 1980, № 3. — С. 19—26.

Мишевский М. О. "Историческое влияние психологии". — П.: Мысль, 1965. — 776 с.

Кегор С. М. "Ужас и трепет". — К.: Республика, 1983 — 183 с.

Ярош Д. "Личность в понятии социума". — М.: Рослит, 1983. — 343 с. (Все предоставленные источники являются вымышленными и отражают лишь пример их оформления).

Заключение

В начале статьи была предоставлена подробная классификация видов эссе. Подытожив, можно выявить ее упрощенный раздел, учитывая все упоминаемые здесь. Итак, условно выделим:

  • Эссе, которые пишут при сдаче ЕГЭ (имеют четкие границы объема, вплоть до количества слов, пишутся в точно оговоренные сроки, измеряющиеся в часах или даже минутах, не имеют спецификации в виде титульного листа и библиографии, в свою очередь, делятся попредметно, в зависимости от учебной дисциплины).
  • Эссе, которые пишут студенты различных ВУЗов (объем определяется в страницах, от двух до семи, сроки выделяют исходя из периодичности занятий, семинаров, лекций, оформляются согласно вышеизложенным сведениям вместе с титульным листом и списком использованных источников).

В статье имеются: терминология, история, оформление эссе, образец работы, структура и требования. Все это поможет удачно написать и оформить данную работу.

Пример эссе на тему:
Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того,
чтобы добиться нужных им всем законов. (Ильин).


Политическая партия - общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти, целью которой, в конечном итоге, является занятие мест в парламенте и принятие законов,
определяющих политику страны.
Кроме борьбы за власть любая политическая партия выполняет и ряд других функций: выражение интересов определённых слоёв населения, подготовка и выдвижение политических кадров, участие в избирательных кампаниях, воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан.
Характерной чертой демократического государства является многопартийность. Партий может быть две, как в Англии или Америке, или множество, как в России. Это определяется традициями страны. Партии могут различаться по организационному принципу, по идеологии, по отношению к власти, по типу членства, по способу деятельности и по шкале политического спектра. Партия представляет собой союз единомышленников, который является носителем определённой идеологии и который нацелен на завоевание власти. Для того, чтобы выразить интересы как можно большего числа избирателей, партии образуют фракции. Опорой партии является электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса за данную партию на выборах.
В результате выборов партия получает определённое число мест в парламенте страны. Чем больше мест в парламенте, тем больше возможности у партии оправдать доверие её избирателей, и повлиять на принятие законов в стране. Большую роль для избирателей играет личность лидера партии, ведь многие избиратели при голосовании ориентируются не только на программу партии, но и связывают свои ожидания с харизматичностью определённого лидера. Представители политических партий составляют политическую элиту страны - группу людей, обладающих влиянием, престижем, непосредственно участвующих в принятии решений, связанных с политической властью.
С крушением тоталитарного режима в СССР и отменой 6 статьи Конституции в РФ стала складываться многопартийность. В Конституции РФ 1993 года провозглашено идеологическое многообразие.
Современными политическими партиями России являются Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, Справедливая Россия, Правое дело, РОДП « Яблоко». Правящей партией является Единая Россия, которая на протяжении ряда лет принимает в парламенте законы, на мой взгляд, способствующие стабилизации государства и консолидации демократических общественных сил.
В нашем государстве запрещены экстремистские политические партии.
Я не являюсь пока членом какой-либо политической партии, но мне нравится программа партии «Единая Россия», поэтому я собираюсь поддерживать эту организацию на выборах.
Политическая партия, придя к власти, принимает нужные ей законы, но помогают прийти к власти партии рядовые избиратели, поэтому каждый должен занимать активную жизненную позицию.


Пример эссе на тему:
Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое. Л. Левинсон.


Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука, техника, человеческий разум, и если сравнить первобытность и наши дни, то видно, что человеческое общество прогрессирует.
От первобытного стада мы пришли к государству, от примитивных орудий труда – к совершенной технике, и если раньше человек не мог объяснить такие природные явления, как гроза или смена года, то к настоящему моменту он уже освоил космос. Исходя из этих соображений, я не могу согласиться с точкой зрения Л.Левинсона на прогресс как на циклическое движение. На мой взгляд, такое понимание истории означает топтание на месте без продвижения вперед, постоянное повторение.
Время никогда не повернётся вспять, какие бы факторы ни способствовали регрессу. Человек всегда решит любую проблему и не допустит вымирания своего рода.
Конечно, в истории всегда были подъёмы и спады, и поэтому я считаю, что график человеческого прогресса – это стремящаяся вверх ломаная линия, в которой подъёмы преобладают по величине над спадами, но никак не прямая или круг. В этом можно убедиться, вспомнив некоторые исторические или жизненные факты.
В первую очередь, спады в графике прогресса создают войны. К примеру, Русь начинала свою историю как могучее государство, способное опередить любое другое в своём развитии. Но в результате татаро-монгольского нашествия оно на многие годы отстало, произошёл упадок в культуре, развитии жизни страны. Но, несмотря на всё, Русь встала на ноги и продолжала двигаться вперед.
Во-вторых, прогрессу общества препятствует такая форма организации власти, как диктатура. В условиях отсутствия свободы общество не может прогрессировать, человек из мыслящего существа превращается в орудие в руках диктатора. Это видно на примере фашистской Германии: режим власти Гитлера на десятки лет затормозил политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти.
В-третьих, как ни странно, но иногда спады в развитии общества происходят по вине самого человека, т.е. связаны с научно-техническим прогрессом. Многие люди сейчас предпочитают общение с машинами человеческому общению.
В результате уровень гуманности падает. Изобретение ядерных реакторов – это, конечно, великое открытие, позволяющее сберегать природные энергоресурсы, но ведь помимо АЭС было создано и ядерное оружие, которое принесло неисчислимые беды людям и природе. Пример тому – ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, взрыв в Чернобыле. Но все же человечество одумалось, осознав реальную угрозу такого оружия: во многих странах сейчас действует мораторий на производство ядерного оружия.
Таким образом, очевиден прогресс человеческого разума и общества в целом и преобладание в истории положительных действий людей над их ошибками. Очевидно также и то, что общественный прогресс – это не бесконечное движение по кругу, что, в принципе, не может считаться прогрессом,
а движение вперёд и только вперёд.


Пример эссе на тему:
Религия одна, но в сотне обличий. Б. Шоу.


Среди предложенных высказываний, я обратила внимание на слова Б.Шоу о том, что «Религия одна, но в сотне обличий». В осмыслении этого вопроса я солидарна с автором.
Дать точного определения религии невозможно. В науке таких формулировок существует множество.
Они зависят от мировоззрения (представления мира) учёных, которые их формируют.
Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «вера в Бога».
Слово «религия» буквально обозначает связывание, повторное обращение (к чему либо). Религию можно рассматривать с разных сторон: со стороны психологии человека, исторической, социальной, но определение этого понятия в решающей степени зависит от признания существования или несуществования высших сил,
то есть Бога и Богов.
Человек – существо духовное, поэтому очень важное место в его жизни занимает ера. Уже с древнейших времён человек обожествлял силы природы, растения и животных, окружающих его, веря, что через них высшие силы воздействуют на его жизнь. Магическое отношение к слову и движению заставляло человека стремиться к развитию своего эстетического (чувственного) восприятия.
Со временем человеческое общество развивалось, на смену язычеству (иноверчество) происходили более развитые формы верований. В мире бытует множество религий. Возникает вопрос: почему их много? И в кого верить?
Ответ на этот вопрос очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях и разных частях планеты, по-разному воспринимают окружающее. Так различны и их представления о Боге или Богах, о том, каким должен быть культ (религиозное почитание каких-либо предметов) многие положения разных верований, нормы нравственности и правила богослужения у разных народов в чём-то схожи. Я думаю это вызвано заимствованием культур народов друг у друга.
Если рассмотреть исторический путь человечества, то можно классифицировать религии на: родоплеменные древние верования, национально – государственные (они составляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций) и мировые (вышедшие за пределы наций и государств, но имеющие огромное число последователей в мире).
Такими являются три религии: буддизм, ислам и христианство. Так же, верования можно разделить на монотеистические (вера в единого Бога) и политеистические (поклонение множеству богов).
Делая вывод из вышеизложенного – вера всегда была нужна человеку как то духовное начало, которое позволяло ему подняться над обыденностью. Выбор веры должен быть свободным и сознательным для каждого человека, поскольку, как бы ни отличались между собой религии, все они – просто разные формы одного – возвышения человеческой души.