Значение слова катакомбы. Архитектурный словарь что такое катакомбы, что означает и как правильно пишется. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • 27.04.2024

Архитектурный словарь

Катакомбы

подземные погребальные помещения; наиболее известны катакомбы первых христиан за стенами Рима.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

(лат. catacumba ) подземные помещения естественного или искусственного происхождения, в Древнем Риме служили первым христианам убежищем при гонениях, местом богослужений и погребений (крипт ). Наиболее обширны и хорошо исследованы римские катакомбы, представляющие собой разветвленные лабиринты узких галерей (общая протяженность до 900 км) и небольших залов. Эти залы-молельни обычно богато украшались росписями, которые являются памятниками позднеантичного и частично раннесредневекового искусства.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Катакомбы

подземные кладбища в несколько ярусов с лестницами, коридорами, нишами в стенах, небольшими комнатами - кувикулами . В Риме известно свыше 70 катакомб с общей протяженностью изученных коридоров около 900 километров. Их сооружали примерно от 150 до 400 года н.э. и погребли в них от 500 до 700 тысяч человек, в том числе и христиан. Во время дореволюционных раскопок в Херсонесе под катакомбами часто подразумевали склепы, высеченные в скале.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Катакомбы

♦ (ENG catacombs)

подземные туннели, используемые как кладбища, в к-рых со 2 до начала 5 в. собирались ранние христиане для совершения богослужения. Большинство катакомб находилось в Италии, в частности в Риме. Они представляли собой сложную систему галерей, залов и коридоров.

Энциклопедический словарь

Катакомбы

(итал., ед. ч. catacomba), системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили в древности для отправления культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Некоторые катакомбы (каменоломни) использовались в революционной и партизанской борьбе (Одесса, Аджимушкай).

Словарь Ожегова

КАТАКО МБЫ, омб, ед. а, ы, ж. Подземные галереи, коридоры [первонач. те, в к-рых спасались христиане от преследований в Древнем Риме].

| прил. катакомбный, ая, ое. Катакомбная церковь.

Словарь Ефремовой

Катакомбы

мн.
Система подземных помещений естественного или искусственного происхождения в
виде разветвленных узких галерей (первоначально - место, где спасались от
преследований христиане Древнего Рима).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Катакомбы

(catacumbae) - подземные ходы и пещеры, расположенные неправильною сетью и встречающиеся в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах, на о-ве Мальте и в др. местах. особенно обширны К. в Риме, где ими изрыты древние пригороды близ всех консульских дорог и где все протяжение их таково, что если бы вытянуть их в одну прямую линию, то получилась бы длина всего итальянск. полуо-ва. Они служили у первых христиан местом погребения их покойников и были вырыты нарочно для этой цели, а может быть, как предполагают некоторые ученые, это были отчасти старые, брошенные карьеры добывания горшечной глины (пуццолана), расширенные и продолженные руками христиан. Первоначально они назывались цеметериями (coemeteria), гипогеями (hypogea), ареями (areae), название же "К." утвердилось за ними лишь в IX в., хотя оно явилось впервые еще в IV в., в применении к цеметерии св. Севастиана. Вера в воскресение мертвых и в жизнь будущего века побуждала христиан не сжигать, подобно язычникам, труды своих мертвецов, но класть их в общей для всех братьев по религии усыпальнице, где они могли бы безмятежно покоиться до второго пришествии Господня. Сюда, к могилам своих родных, друзей, святых и мучеников, сходились верующие праздновать дни их памяти, воссылать к Богу общие молитвы и совершать агапы (см.). Такое назначение К. требовало некоторого убранства, в котором и проявились первые зачатки христианского искусства. Это придает К. независимо от их церковно-археологического значения высокий художественно-исторический интерес. Вопреки распространенному прежде мнению эти первохристианские кладбища устраивались под землею отнюдь не из страха преследований со стороны язычников, не из желания скрыть от них могилы усопших и места молитвенных собраний. Это доказывается тем, что входы в К. были вначале не потаенные, но доступные для всех и каждого и вели к широким лестницам. Спустившись по такой лестнице, вошедший попадал в коридор, вырытый в черноватом, зернистом туфе, и затем вступал в запутанный лабиринт других подобных коридоров (ambulacres), то идущих прямолинейно, то изгибающихся, перекрещивающихся друг с другом и иногда до такой степени узких, что в них двое людей едва могут идти рядом (наибольшая ширина коридоров в римск. К. = 0,9 м). Потолок коридоров - плоский или слегка сводчатый. В их стенах с обеих сторон устроены углубления в длину человеческого роста, но невысокие, четырехугольной формы (loculi), расположенные в 3, 4 и до 7 ярусов. Тело покойника клалось в подобную нишу без гроба; ее отверстие замуровывалось большими кирпичами или закрывалось каменною плитою, которая плотно примазывалась к стене. На плите вырезывалось имя погребенного, с каким-либо благочестивым или нежным воззванием и теми или другими символическими знаками принадлежности этого лица к христианской общине. Порою встречаются ниши, вмещавшие в себе два трупа, которые клались таким образом, что ноги одного приходились рядом с головою другого (bisoma). Ниши, устроенные более чем для двух покойников, попадаются очень редко. Местами в стенах находятся двери, ведущие в крипты (cryptae) - отдельные склепы, игравшие роль семейных усыпальниц (cubicula). В них нередко встречаются каменные саркофаги, приставленные к стене или помещенные в ней под аркою с плоскою заднею поверхностью или имеющей вид небольшой апсиды. Такие гробницы под аркою (arcosolia) устраивались в самых коридорах очень редко, потому что затрудняли движение по ним. Вместо саркофага, который стоил довольно дорого и не всегда мог быть втащен в К., порою вырывалась гробница прямо в стене, осененной аркою; она прикрывалась сверху мраморною плитою (mensa), служившею над могилами святых и мучеников престолом при совершении таинства Евхаристии. Так как с увеличением христианской общины к таким могилам стало стекаться значительное число молящихся, то оказалось необходимым во избежание тесноты некоторые крипты расширить и повысить, другие соединить по нескольку в одну, через что образовались капеллы, более или менее удобные для богослужения и сходбищ членов общины. К. освещались маленькими лампадами, прикрепленными к стенам, а иногда, особенно в криптах - отверстиями, проделанными в потолке и доходящими до поверхности земли (lucernaria). Катакомбные ходы и пещеры идут под землею не в один, а в несколько этажей (alea), соединяющихся между собою посредством лестниц. Наибольшая глубина их - 25 м. Стены и своды в коридорах почти не имели украшений, кроме надписей и эмблематических изображений на плитах, заслонявших могилы; лишь изредка где-либо попадались подобные надписи и эмблемы, начертанные на стенах, да на сводах бывала нехитрая раскраска. Но стены и плафоны крипт, в особенности таких, которые содержали в себе гробницы епископов и мучеников и служили для молитвенных собраний, представляли более приглядный вид: в промежутках между локулами и аркосолиями являлись живописные изображения, а потолок покрывался последними в изобилии. Вышеупомянутые саркофаги, плиты, стенная и потолочная живопись вместе с мелкими вещами, найденными в К. при могилах, каковы глиняные и металлические лампады, стеклянные поминальные сосуды, кольца и пр., составляют драгоценный материал для изучении первых проявлений христианского искусства (см. Древнехристианское искусство). Когда поднялись гонения на христиан со стороны язычников, последователи новой религии старались обеспечить К. от осквернения и искали в них для себя безопасности; явные входы в них были завалены, большие лестницы разрушены, некоторые из ходов засыпаны. По объявлении христианства господствующею религией Римской империи тесные подземные крипты оказались уже недостаточными для многолюдных молитвенных собраний, которые поэтому стали происходить в просторных и роскошных базиликах. Равным образом и как кладбища К. сделались недостаточны для погребения почивших членов разросшейся церкви, хоронить которых все более и более входило в обычай под открытым небом, поблизости церквей. С половины IV в. устройство новых К. прекращается, хотя старые продолжают принимать новых покойников и пользоваться уважением, как усыпальницы святых. Нашествия варваров, следующие одно за другим, причиняют К. все большее и большее опустошение, побуждающее наконец Папу Павла I вскрыть гробницы знаменитых мучеников и святителей и перенести их мощи в главные римские церкви. Преемники этого Папы подражают его примеру. Лишенные своих святынь, К. приходят в полное забвение. Только во второй половине XVII в. случайно наталкиваются на них рабочие, возделывавшие один из виноградников на Via Salaria. С этого времени начинается ученое исследование К. Основателем его должен считаться Антонио Бозио, открывший до 30 цеметериев и описавший их в знаменитом сочинении "Roma sotterranea", вышедшем в свет уже после его смерти. После Бозио больше всего сделал для знакомства с К. Дж.-Б. де-Росси, которому, кроме других заслуг в этом отношении, принадлежит честь открытия и исследования К. св. Каликста на Via Appia - важнейших между всеми римскими К. и богатейших по найденным в них древностям. Число К. в Риме и его окрестностях простиралось, по-видимому, до 26, но из них доступны пока только 12 или 13. Они называются по именам тех святых, которые покоились в их криптах: св. Каликста (или Каллиста), св. Агнесы и др. Неаполитанские К. сохранились в менее поврежденном состоянии сравнительно с римскими. Они носят название церквей, выстроенных при их входах: S. Gennaro de"poveri, S. Maria della sanitа, S. Maria della vita. Сиракузские К. были, собственно говоря, не христианские, нарочно устроенные кладбища, а естественные, впоследствии расширенные пещеры, которыми еще в греческую и римскую эпоху местные жители пользовались для погребения мертвецов; тем не менее, и в них найдено довольно много памятников, свидетельствующих о том, что здесь хоронились также и христиане. С упомянутыми и др. древними К. не имеют ничего общего парижские К., которые суть не иное что, как старинные каменоломни; но в них скучено множество человеческих костей, происходящих из упраздненных городских кладбищ и из могил, окружавших разрушенные в разное время церкви; тут же свалены смертные останки жертв Великой французской революции.

Литература, A. Bosio, "Roma sotterranea" (1632); V. L. Perret, "Les С. de Rome" (1851-55, 6 т.); G. B. de Rossi, "Roma sotterranea" (1864-91, 4 т.); J. Spencer-Northcote et W.-R. Brownlow, "Rome souterraine" (1877); Roller, "Les С. de Rome" (1881): Kraus, "Real Encyclop ädie der christlichen Altertü mer" (1882-86, 2 т.); V. Schultze, "Die K., ihre Geschichte und ihre Monumente" (1882); А. фон-Фрикен, "Римские К. и памятники первоначального христианского искусства" (1872-85, 4 ч.); V. Schultze, "Die K. von S. Gennaro de"poveri in Neapol" (1877); Scherillo, "Le С. napolitane" (1869) и пр.

А. С-в.

Словари русского языка

Что такое "КАТАКОМБЫ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

КАТАКОМБЫ (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; они состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья - в Передней и Малой Азии, на Балканах. Наиболее важны катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Термин "катакомбы" (происхождение слова неясно) применялся в древности к находившейся менее чем в 3 км к югу от Рима низине вдоль Аппиевой дороги между церковью св. Себастьяна и цирком Максенция. Христианское кладбище близ этого места с 4 в. называлось Coemeterium ad Catacumbas, и впоследствии катакомбами стали называть все гробницы такого типа. В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или Путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956 на Виа Латина, менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность ambulacra, т.е. галерей, в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, т.е. отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 000 до 800 000 захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья. Простейший тип погребального сооружения в катакомбах - loculus, прямоугольная ниша, вырубленная перепендикулярно стене коридора или склепа. После захоронения тела в одну из таких ниш вход в нее закладывали крупной черепицей или мраморными плитами. Для идентификации погребенного на закрывающих могилу плитах вырезали или наносили краской надпись либо запечатывали могилу оттиском монеты или какого-нибудь другого мелкого предмета на скрепляющем плиты свежем растворе. Иногда тело умершего помещали в углубление, выкопанное в полу коридора или склепа. Такой тип могил носит название forma. Более сложный тип погребального сооружения - sepulcrum a mensa, или "столовая гробница", представляющая собой вырубленную в стене прямоугольную нишу. В полу такой ниши делалось углубление, подобное гробу. Иногда встречаются гробницы с входом в виде арки - arcosolium. Самыми дорогостоящими были погребения в мраморных саркофагах. Стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Они, а также бесчисленные обнаруженные здесь надписи служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры. Самые ранние гробницы, судя по сохранившимся на них именам, располагались на территории частных кладбищ состоятельных римских семей. Две из самых древних, датированные первыми десятилетиями 2 в., - это катакомбы Домициллы и Присциллы. Первая катакомба возникла, возможно, в связи с тем, что Флавия Домицилла, принявшая христианство внучка императора Веспасиана, выделила своим вольноотпущенникам участок земли под кладбище. Вторая была так или иначе связана с богатым семейством Ацилиев, один из членов которого, Ацилий Глабрион, консул в 91 н.э., был казнен Домицианом, возможно, за свою приверженность христианству. Со временем эти частные кладбища перешли к христианской церкви. Вопреки распространенному представлению, римские катакомбы, как правило, не служили христианам убежищем в эпохи гонений, так как они были слишком хорошо известны римским властям. Не были катакомбы и местом богослужений христиан. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний. Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал папа Дамас (366-384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410, а затем вандалами в 455 катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города. Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного папой Пием XI в 1925 Института христианской археологии при Понтифике.

КАТАКОМБЫ - КАТАКОМБЫ, Цомб, ед. Ца, Цы, ж. Подземные галереи, коридоры [первонач. те, в к-рых спасались христиа... Толковый словарь Ожегова

КАТАКОМБЫ - (catacumbae) - подземные ходы и пещеры, расположенные неправильною сетью и встречающиеся в окрестно...

саtасumbае , дальнейшая этимология слова под вопросом, по мнению большинства учёных слово попадает в латинский из древнегреческого, возможен вариант происхождения латинского слова от слова: др.-греч. κατα-κοιμάω - «укладывать спать; ложиться спать », образованного от др.-греч. κατα- - приставка, обозначающая: движение вниз + др.-греч. κοιμάω - «укладывать спать; умирать» (др.-рус. усъпєниѥ , церк.-слав. оуспє́нїє - «засыпание, сон; смерть, кончина» соответствует др.-греч. κοίμησις ).

В настоящее время слово обозначает любые подземные ходы, лабиринты, тоннели, главным образом в городах .

Наиболее известные примеры:

  • Раннехристианские катакомбы :
    • Катакомбы Рима в Италии
    • Катакомбы Сан-Джованни (Сиракузы , Италия)
    • Катакомбы Санта-Лючия (Сиракузы , Италия)
  • Катакомбы Парижа во Франции
  • (Клатови, Чехия)
  • Катакомбы святого Яннуария , Сан-Гаудиозо , Сан-Северо в Неаполе
  • Катакомбы Ком эль Шокафа (или Ком эль Саккфа) в Александрии , Египет
  • Катакомбы Мальты на средиземноморском острове Мальта
  • Катакомбы Сакрамонте в Гренаде , Испания
  • Катакомбы капуцинов (Палермо) , (Палермо , Италия)
  • Катакомбы Лимы в Перу
  • Катакомбы под собором святого Стефана в Вене
  • Катакомбы под колледжем Knockbeg в Carlow, Ирландия

Римские катакомбы были найдены в 1578 году . Они представляют собой подземные переходы, которые иногда заканчиваются прямоугольными помещениями (кубикулами). В некоторых случаях такие системы располагаются ярусами, один под другим. Вдоль стен переходов находятся захоронения рядовых членов общины, в кубикулах - более знатных.

Также похожие на катакомбы погребальные подземные помещения найдены в Анатолии , Турция ; в Сузах , Северная Африка; в Трир , Германия ; Киев , Украина . Катакомбы в Палермо, Сицилия использовались в 1920-х годах. Катакомбы были популярны в Англии в XIX веке и их можно было увидеть на многих роскошных кладбищах того времени.

См. также

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Катакомбы

Напишите отзыв о статье "Катакомбы"

Ссылки

  • Катакомбы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Катакомбы // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  • Катакомбы - статья из Большой советской энциклопедии .

Отрывок, характеризующий Катакомбы

Тут, мы вдруг увидели весьма непонятную, но очень привлекательную картинку – на сияющей, пушисто-прозрачной голубой земле, как на облаке, стояло скопление сущностей, которые постоянно сменяли друг друга и кого-то куда-то уводили, после опять возвращаясь обратно.
– А это, что? Что они там делают? – озадачено спросила я.
– О, это они всего лишь помогают приходить «новичкам», чтобы не страшно было. Это где приходят новые сущности. – Спокойно сказала Стелла.
– Ты уже видела всё это? А можем мы посмотреть?
– Ну, конечно! – и мы подошли поближе...
И я увидела, совершенно захватывающее по своей красоте, действие... В полной пустоте, как бы из ничего, вдруг появлялся прозрачный светящийся шар и, как цветок, тут же раскрывался, выпуская новую сущность, которая совершенно растерянно озиралась вокруг, ещё ничего не понимая... И тут же, ждущие сущности обнимали «новоприбывшего» сгустком тёплой сверкающей энергии, как бы успокаивая, и сразу же куда-то уводили.
– Это они приходят после смерти?.. – почему-то очень тихо спросила я.
Стелла кивнула и грустно ответила:
– Когда пришла я, мы ушли на разные «этажи», моя семья и я. Было очень одиноко и грустно... Но теперь уже всё хорошо. Я к ним сюда много раз ходила – они теперь счастливы.
– Они прямо здесь, на этом «этаже»?.. – не могла поверить я.
Стелла опять грустно кивнула головкой, и я решила, больше не буду спрашивать, чтобы не бередить её светлую, добрую душу.
Мы шли по необычной дороге, которая появлялась и исчезала, по мере того, как мы на неё ступали. Дорога мягко мерцала и как будто вела, указывая путь, будто зная, куда нам надо идти... Было приятное ощущение свободы и лёгкости, как если бы весь мир вокруг вдруг стал совершенно невесомым.
– А почему эта дорога указывает нам, куда идти? – не выдержала я.
– Она не указывает, она помогает. – Ответила малышка. – Здесь всё состоит из мысли, забыла? Даже деревья, море, дороги, цветы – все слышат, о чём мы думаем. Это по-настоящему чистый мир... наверное, то, что люди привыкли называть Раем... Здесь нельзя обмануть.
– А где же тогда Ад?.. Он тоже существует?
– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.

КАТАКОМБЫ
КАТАКОМБЫ (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; они состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья - в Передней и Малой Азии, на Балканах. Наиболее важны катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Термин "катакомбы" (происхождение слова неясно) применялся в древности к находившейся менее чем в 3 км к югу от Рима низине вдоль Аппиевой дороги между церковью св. Себастьяна и цирком Максенция. Христианское кладбище близ этого места с 4 в. называлось Coemeterium ad Catacumbas, и впоследствии катакомбами стали называть все гробницы такого типа. В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или Путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956 на Виа Латина, менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность ambulacra, т.е. галерей, в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, т.е. отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 000 до 800 000 захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья. Простейший тип погребального сооружения в катакомбах - loculus, прямоугольная ниша, вырубленная перепендикулярно стене коридора или склепа. После захоронения тела в одну из таких ниш вход в нее закладывали крупной черепицей или мраморными плитами. Для идентификации погребенного на закрывающих могилу плитах вырезали или наносили краской надпись либо запечатывали могилу оттиском монеты или какого-нибудь другого мелкого предмета на скрепляющем плиты свежем растворе. Иногда тело умершего помещали в углубление, выкопанное в полу коридора или склепа. Такой тип могил носит название forma. Более сложный тип погребального сооружения - sepulcrum a mensa, или "столовая гробница", представляющая собой вырубленную в стене прямоугольную нишу. В полу такой ниши делалось углубление, подобное гробу. Иногда встречаются гробницы с входом в виде арки - arcosolium. Самыми дорогостоящими были погребения в мраморных саркофагах. Стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Они, а также бесчисленные обнаруженные здесь надписи служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры. Самые ранние гробницы, судя по сохранившимся на них именам, располагались на территории частных кладбищ состоятельных римских семей. Две из самых древних, датированные первыми десятилетиями 2 в., - это катакомбы Домициллы и Присциллы. Первая катакомба возникла, возможно, в связи с тем, что Флавия Домицилла, принявшая христианство внучка императора Веспасиана, выделила своим вольноотпущенникам участок земли под кладбище. Вторая была так или иначе связана с богатым семейством Ацилиев, один из членов которого, Ацилий Глабрион, консул в 91 н.э., был казнен Домицианом, возможно, за свою приверженность христианству. Со временем эти частные кладбища перешли к христианской церкви. Вопреки распространенному представлению, римские катакомбы, как правило, не служили христианам убежищем в эпохи гонений, так как они были слишком хорошо известны римским властям. Не были катакомбы и местом богослужений христиан. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний. Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал папа Дамас (366-384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410, а затем вандалами в 455 катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города. Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного папой Пием XI в 1925 Института христианской археологии при Понтифике.

06Апр

Катакомбы – это подземные погребальные камеры, которые обычно связанные сетью туннелей. Исторически подобные сооружения использовались для временного или постоянного размещения мертвецов в гробах, похоронных , урнах и саркофагах. Довольно часто катакомбы использовались для проведения различных религиозных ритуалов и церемоний.

Что такое КАТАКОМБЫ – определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Катакомбы – это специально построенные или адаптированные под необходимые цели природные пещеры (туннели), которые выступают в роли подземных кладбищ. Обычно, катакомбы выглядят как сеть туннелей, соединяющих залы. В самих залах, как и в стенах коридоров предусмотрены специальные ниши, куда собственно и помещают останки людей.

Практика подобных захоронений имеет тысячелетнюю историю, но первые рукотворные катакомбы, предположительно были построены во втором веке в Риме. Изначально их назначением было временное хранение тел христианских мучеников, но благодаря своей практичности, они стали использоваться в качестве действующих городских кладбищ.

Почему людей хоронили в катакомбах?

Если убрать пелену религиозности, то катакомбы были отличным и практичным вариантом для того, чтобы «избавляться» от тел покойников. Особенно остро данный вопрос стоял в крупных городах, где цена на землю была слишком высока, чтобы размещать на ней классическое кладбище. В свою очередь катакомбы не занимали «полезного» пространства, а их глубокое расположение позволяло обезопасить город от загрязнения водоснабжения.

Катакомбы и религия.

Говоря о связи религии и катакомб, в первую очередь следует отметить, что подобные практики захоронения в различных вариациях существуют во многих культурах и религиозных течениях. Но, именно с христианством у катакомб имеется особо тесная связь. Как уже упоминалось ранее, именно христиане впервые начали сооружать данные строения для временного хранения тел своих святых и мучеников. Позже, подобная практика сооружения катакомб приобрела некую популярность, и их стали строить под христианскими церквями и храмами. Сейчас данная тенденция не особо приветствуется современной церковью и захоронения принято осуществлять в более классической форме, а именно помещать тела в землю или прибегать к услугам .

Примеры катакомб.

Катакомбы Рима, это огромное количество взаимосвязанных и отдельных подземных сооружений для захоронения. Многие из них уже хорошо исследованы и даже открыты для посещений. Но, ученые предполагают, что их гораздо больше, и их все еще предстоит когда-то обнаружить.

Парижские катакомбы.